Главная              Рефераты - Культура

Конкурсно развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школ - курсовая работа

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Факультет культурологии и СКД

Кафедра педагогики СКД

Курсовая работа по предмету «Технология СКД»

Конкурсно – развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школьников.

Минск, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников.….......................................................................................................7

1.1.Понятие творческие способности..........................................................7

1.2.Характеристика творческого потенциала младших школьников……................................................................................................11

1.3.Специфические особенности конкурсно – развлекательной программы………………………………………………………………………15

Глава 2. Методика разработки сценария конкурсно – развлекательной программы для младших школьников и структурные компоненты сценария……………………………………………………….…………………20

2.1.Сценарий конкурсно – развлекательной программы для младших школьников«Принц страны чудес»……………………….………………….20

2.3.Режиссёрская экспликация конкурсно - развлекательной программы.………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………………………….34

Приложение……………………………………………………………................35

Введение

Влияние детского творчества в развитии ребенка как личности очень велико. Наше время – это время перемен. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно- эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.

Проблема гармоничного развития особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, и совершенно не уделяют внимания творчеству. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, определяется, на мой взгляд, творческим потенциалом подрастающего поколения.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности во всех сферах и в том числе, в сфере культурно –досуговой деятельности. Так как досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии.

Развитие творческих способностей и право на участие в культурной жизни младших школьников закреплено такими нормативно – правовыми документами как, Конституция Республики Беларусь (2 раздел, Статья 51) и Законом об образовании (Статья 7 и 16).

Проблема развития творческих способностей наиболее широко рассматривалась в первой половине XX века. Обширные исследования по развитию творческих способностей в середине XX столетия предприняла Богоявленская Д.Б. Опираясь на ранее наколенный опыт, она существенно расширила и обогатила существующее представление об основных творческих способностях. Изучением творческих способностей и психических функций ребенка занимались такие выдающиеся ученые, как М.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, А.М. Прихожан и С.Л. Рубинштейн.

Обучение младших школьников умениям и навыкам самоорганизации - важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий младшего школьника в свободное время еще ничего не говорит о их рациональном и разумном выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность младшего школьника во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению неблагоприятных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения младшего школьника навыками самоорганизации. И именно эти навыки проявляются в одной из форм досуга – конкурсно–развлекательной программе.

Участие младших школьников в конкурсно–развлекательных программах способствует развитию творческих способностей младших школьников, личностных качеств, навыков самоорганизации.

Конкурсно–развлекательная программа создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование развлекательных приемов и методов в конкурсно - развлекательной программе позволяет младшим школьникам развлечься, повеселиться, а также создаёт атмосферу праздника, где каждый участник стремится проявить себя, как можно лучше.

В настоящее время существует достаточно много методических разработок конкурсно - развлекательных программ. Однако в практической деятельности наблюдается потребность в оригинальных сценариях.

Цель курсовой работы:

разработать сценарий и режиссерско-постановочный план конкурсно – развлекательной программы для младших школьников «Принц страны чудес».

Задачи курсовой работы:

1. Изучить теоретические аспекты формирования творческих способностей младших школьников

2. Рассмотреть и выявить особенности развития творческих способностей младших школьников

3. Выявить специфику конкурсно – развлекательной программы как формы КДП

4. Разработать сценарий конкурсно – развлекательной программы

5. Разработать режиссерско – постановочный план конкурсно – развлекательной программы

Предмет исследования курсовой работы:

процесс подготовки и проведения конкурсно – развлекательной программы в формировании творческих способностей младших школьников.

Объект исследования курсовой работы:

творческие способности младших школьников

Методы исследования в курсовой работе:

анализ источников

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Общий объём работы составляет .

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие творческих способностей

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации в умении грамотно сочетать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства» [14,c.248].

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня[14,c251].

А.М. Прихожан выделяет два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [14,c252].

Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальныеспособности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.

Специальные способности - это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как именно в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель­сон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет [14,c257].

Становление специальных способностей, по мнению Р.С. Немова, активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной потенциального развития». Деятель­ность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в мень­шей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имею­щихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то стано­вится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков [11,c.389].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

· Лёгкость генерирования идей.

· Творческое воображение.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [7, с.125].

Под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [17, с.22].

Все способности человека, как писал Р.С.Немов, можно представить в виде дерева, где:

• корни – это задатки (некоторые врождённые особенности человеческого мозга, которые в процессе деятельности переходят в способности);

• ствол – общие способности (успехи человека в различных видах деятельности, например, умственные способности, точность ручных движений человека, развитая память и т.д.);

• ветви – специальные способности (способности, которые необходимы для успешного выполнения какой–нибудь одной определённой деятельности).

Чем больше ветвей у дерева, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона [12, с.167].

Исходя из всего выше сказанного, понятие «творческие способности», можно определить, как индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

1.2.Характеристика творческого потенциала младших школьников

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.

Младший школьный возраст (6-10 лет) — это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.

Согласно теории Л.С. Выготского, школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. В этот период у ребенка впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное, а монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка т.к. начинается новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью учения. Изменилась жизненная позиция ребенка, которая вносит перемены в характер его отношений с окружающими, новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для таких переживаний, которых у него раньше не было.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Ребёнок приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи которым он доверяет. То, чему учили его родители не забыто, более того, их принципы добра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Но он сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным».

Впечатления от стихов и рассказов, исполненных в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма могут быть глубокими и стойкими у детей 8-10-летнего возраста. Чувства жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей маленькие школьники допускают серьезные ошибки и искажения. Кроме того, маленький школьник может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания.

В связи с приобретением способности воспринимать по-новому действительность окружающей жизни младший школьный возраст становится благоприятным для развития творческих способностей. Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в различных видах деятельности - учебной, художественной. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах, предметных олимпиадах.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Существенно значимым является и понимание того, что раз­витие творчества у детей связано с целенаправленным обучени­ем, ориентированным на «зону потенциального развития» ребенка (Л.С.Выготский). В формировании творчества особая роль отводится воображе­нию (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дья­ченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое вооб­ражение порождает новые образы, составляющие основу твор­чества.

Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, ког­да признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить но­вое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).

Младшее школьное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У младшего школьника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия. Суть их одна: при решении таких задач происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

1.3. Специфические особенности конкурсно - развлекательной программы

На сегодняшний день свободное время человека играет значительную роль, потому что там человек может проявить себя с разных сторон. И именно в социокультурной деятельности, где есть множество программ, человек, может, проявить свои способности.

Социокультурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы. Важность социокультурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Особенности социокультурной деятельности в том, что она осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, характеризуется многообразием видов, располагает большим количеством институтов [5, С. 15].

Культурно - досуговая программа несет в себе цель коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории [16, С.36].

Культурно - досуговые программы - это комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Культурно – досуговые программы имеют следующую классификацию:

1.Интеллектуально – познавательные программы (конкурс, викторина, интеллектуальная игра, кроссворд и др.)

2.Конкурсно – развлекательные программы (профессиональные, шуточные, сказочные)

3.Физкультурно – оздоровительные программы (подвижные игры, состязания в силе и ловкости, выносливости, укрепления воли)

4.Профилактико – реабилитационные программы

5.Рекреационно – оздоровительные программы

6. Праздничные программы

7. Фольклорные программы (народные обрядовые игры, танцы, хороводы, массовое пение) [6, С.31]

В настоящее время в структуре современного досуга все большее место занимают развлекательные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Рассмотрим более подробно одну из форм культурно – досуговых программ, конкурсно - развлекательные программы.

Сущностным признаком конкурсно - развлекательных программ является конкурс. Артёменко З.В. даёт следующее определение понятия: конкурс — это соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием[1, С.3].

В ходе проведения конкурса каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими и практическими умениями [2, C.190].

В словаре В.Новаторова конкурс трактуется как «познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно полезной деятельности». Конкурс - это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включениями соревнование; это свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе»; это оживление и проявление инициативы, выдумка и изобретательность, поиски и находки в культурно-досуговых занятиях; это проявления массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков; это активная форма культурного отдыха, возможность насыщенного и содержательного общения, сотрудничество, поиск способов решения каких-либо задач [13, С.52].

Развлечение в конкурсных программах, является активной формой отдыха, способ снятия физическо - психического напряжения, как форма предупрежден стрессовых состояний. Привлекательность конкурсов с развлекательными моментами объясняется рядом причин. Во-первых, человека всегда манит значимая для него цель, особенно желанная оттого, что ее достижение заранее не гарантировано. Во-вторых, позволяет человеку многократно проявлять находчивость ловкость, остроумие и сообразительность, повышая тем самым, хотя бы и ситуативно, собственный престиж в глазах окружающих. Например, удач в конкурсах, возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжений, восстановлению физических и моральных сил.

Конкурсные программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Они имеют разнообразные формы: развлекательные конкурсные программы: их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме.

Как и у всех форм культурно – досуговой программы, конкурсно – развлекательные программы имеют структуру: участников, болельщиков, наличие профессионального ведущего, творческие конкурсы, конкурсы – импровизации, ответы на вопросы соперников, перерыв (реклама, художественный номер, активизация зрителей, реклама), и, конечно же, жюри.

Жюри – одно из главных составляющих конкурса. Его функция – оценки за выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания. Перед началом конкурса председатель жюри знаком участников с системой выставления оценок, проводит жеребьёвку. По окончанию конкурсной программы жюри также подводит общий итог всем заданиям и определяет победителей.

Методика подготовки и проведения конкурсно - развлекательных программ включает в себя несколько этапов:

а) выявление интересов, потребностей, склонностей и возможностей потенциальных участников программы;

б) определение места и времени проведения программы;

в) художественное и техническое оформление пространства;

г) отбор участников;

д) изложение правил и вовлечение участников;

е) управление конкурсным действием;

ж) организация финала и чествование победителей.

Подготовка конкурсной программы требует значительного времени, из-за большого объема работы. Тем более, если конкурсная программа проводится на городском уровне, необходимо продумать все этапы проведения, начиная со сценария и заканчивая рекламой, обеспечить интерес к мероприятию, аудиторию.

Процесс организации и проведения развлекательной программы предполагает большую и разностороннюю деятельность, связанную с выбором программы, которая бы привлекла максимальное количество зрителей, подбором творческих коллективов, репетициями, поиском технического и сценарного оборудования, костюмов, заключением договоров, решением организационных вопросов, достижением максимума результатов от вложенных средств. Для этого ему необходимо подготовить проект конкурсной программы, в котором учитывались бы все особенности и нюансы. Однако и самая тщательная подготовка программы не заменит увлекательной импровизации участников уже непосредственно в процессе проведения конкурса.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурсно – развлекательные программы имеют свои специфические особенности, свою классификацию, структуру проведения. По своему содержанию конкурсно – развлекательные программы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эрудиции, и художественно – исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определённых творческих талантов. Для проведения конкурсно - развлекательных программ для младших школьников необходимо учитывать особенности их развития и творческий потенциал.

Глава 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ КОНКУРСНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ.

2.1Сценарий конкурсно – развлекательной программы для младших школьников «Принц страны чудес»

Тема сценария «Принц страны чудес» - каждый мальчик может стать принцем.

Идея сценария – проявление, выявление творческих способностей младших школьников через конкурсные задания.

Цель сценария – создать условия для самовыражения, проявления и развития творческих способностей младших школьников, умения выступать перед большой аудиторией.

Перед началом мероприятия в зале звучит подборка детских песен, на стенах висят шары и плакаты с изображениями сказочных героев. Чтец, за кулисами , в сопровождении музыки читает стих. На экране в этот же момент идет презентация, на тему принц из сказки. После этого на сцену выходит ведущая, здоровается со зрителем, представляет участников программы и объявляет первый конкурс.

Кульминацией мероприятия является проведение конкурсов между участниками. Эпизоды сценария связаны между собой репликами ведущей и музыкальным оформлением.

В сценарии был использован линейный вид монтажа, который включает в себя приём последовательного монтажа (во всех блоках), а также приём параллельного монтажа (игра со зрителем, подведение итогов).

Экспозиция

Зал украшен воздушными шарами. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями. На сцене расставлены стулья для всех участников программы. (Приложение А).

Звучит музыка(Приложение Б, 1 трек)

На экране презентация(Приложение В, файл «Маленький принц»)

Голос за кадром

Проносится множество глаз и лиц,

Улыбки, одежды, краски...

Вот видишь: красивый и добрый принц

Выходит к тебе из сказки.

Слышны далекие голоса,

Плывут корабли во мгле...

А все-таки алые паруса

Бывают и на земле!

И может быть, возле судьбы твоей

Где-нибудь рядом, здесь,

Есть гордый, хотя неприметный Грей

И принц настоящий есть!

И хоть он не с книжных сойдет страниц,

Взгляни! Обернись вокруг:

Пусть скромный, но очень хороший друг,

Самый простой, но надежный друг,

Может, и есть тот принц?!

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Выходит ведущая.

Ведущая: Добрый день дорогие участники, уважаемые члены жюри и конечно же наши бесценные зрители, жители «Страны чудес». Сегодня, в этом прекрасном зале мы увидим самых мужественных, галантных и умных маленьких принцев. Они разные и сегодня каждый из них покажет на что он способен, в борьбе за звание «Принц страны чудес». Но для начала, я хочу представить вам членов нашего жюри. И сегодня это: …..

Итак, мы начинаем!

Звучит музыка(Приложение Б, трек 3).

Эпизод 1

Конкурс «Визитная карточка «Какую Золушку ищу?»

Ведущая: Первый конкурс это «визитная карточка». Встречайте участников нашего конкурса! Участник под номером один…..(Следует представление участников, затем каждый из них предоставляет свою «визитную карточку», т.е. краткий рассказ о себе, кроме этого ответ на вопрос: «Какую Золушку вы ищете?»)

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 2

Конкурс «Пронзенное сердце»

Ведущая: Дорогие друзья, вы все знаете, что Золушка пронзила Принца в самое сердце. И сейчас мы посмотрим, меткие ли стрелки наши мальчики. Каждому из них дается три попытки попасть в сердце закрепленное на нашей стене. И пусть это не сердце Золушки, а всего лишь тренировка, но кто знает может своей меткостью вы пронзите сердце девочки сидящей в этом зале. А мы с вами, дорогие друзья, будем считать количество попаданий.

Звучит музыка(Прилодение Б, трек 4)

Эпизод 3

Конкурс «Найди выход из ситуации».

Ведущая: Наши мальчики прекрасно справляются с заданиями, но каждый принц может попасть в любую ситуацию.. И сейчас я хочу предложить вам ответить на вопрос:– Что делать, если Золушка...

· подвернула ногу? (участник № 1);

· упала в обморок? (участник № 2);

· ей попала соринка в глаз? (участник № 3);

· обожгла руку кипятком? (участник № 4);

· тонет в водовороте реки? (участник № 5);

· заблудилась в лесу? (участник № 6).

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 4

Конкурс «Туфелька для Золушки».

Ведущая: А сейчас вам будут предложены пластиковая бутылка, ножницы, проволока. Из этого набора за 3 минуты вы должны изготовить туфельку для любимой Золушки. А пока наши участники готовятся, я предлагаю вам поиграть.

Ведущий предлагает всем в зале проиллюстрировать изменение погодных условий, а именно начало дождя. Он рассказывает о том, как меняется погода, а зал повторяет его движения.

- Сначала светило солнышко. - в зале тишина.

- Но вот маленький-маленький, почти незаметный дождик пошел. - стучим одним пальцем правой руки по ладони левой.

- Чуть-чуть сильнее… - двумя пальцами.

- Еще сильнее… - тремя пальцами.

- А вот уже и сильный дождь пошел. - четырьмя пальцами.

- И совсем страшный ливень! - все хлопают полной ладонью.

(Затем можно продемонстрировать постепенное улучшение погоды, то есть проделать все в обратном порядке, в конце концов вернув снова к сильному дождю.)

Ведущая: Мы замечательно поиграли и теперь готовы посмотреть работы наших участников. Участник под номером один…

Звучит музыка(Приложение Б, трек 5)

Эпизод 5

Конкурс «Скажи скороговорку».

Ведущая: Теперь мы хотим проверить, как вы умеете красиво говорить. Я раздам вам карточки, на которых написаны скороговорки. Мы даем вам на репетицию 30 секунд, после этого вы должны будете сказать каждый свою скороговорку, повторив ее трижды. Раздает карточки со скороговорками:

– Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

– У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Идет с козой косой козел.

– Хвала халве, хвалю халву.

– Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(Через 30 секунд каждый мальчик говорит свою скороговорку, повторяя ее три раза.)

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 6

Конкурс «Серенада для дамы».

Ведущая: И еще одни свои таланты продемонстрируют нам наши Принцы. Сейчас они покажут нам свое домашнее задание, которое называется «Серенада для дамы». Но вы же понимаете, серенады у нас будут, конечно, современными.

(Каждый участник исполняет музыкальный номер, подготовленный заранее).

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Ведущая: Вот и закончилась наша конкурсная программа. Все наши мальчики показали себя настоящими джентльменами, а кто из них достоин почетного звания «Принц страны чудес», мы скоро узнаем. А пока жюри подсчитывает окончательные результаты, я хочу пригласить на эту сцену ансамбль эстрадного танца «Озорные огоньки». Встречайте!

Исполнение танца

Звучит музыка(Приложение Б, 3 трек)

Ведущая: Дорогие друзья, давайте еще раз поприветствуем наших маленьких принцев. И так как наше жюри уже подвело итоги всех конкурсов, я с удовольствием приглашаю его на сцену.

Звучит музыка(Приложение Б, 3 трек)

(Слово жюри)

Финал.

Ведущая: Все наши участники получают дипломы и билеты в развлекательный центр «НЛО», где они смогут отдохнуть и повеселиться от души. И для всех в этом зрительном зале звучит песня «Я с тобой» в исполнении Полины Ракинцевой. (Приложение Б, трек 6)

А я же прощаюсь с вами. До новых встреч!

2.2Режиссёрская экспликация конкурсно - развлекательной программы

Перед разработкой сценарного плана в первую очередь необходимо определить идейно – тематический замысел:

Тема: Каждый мальчик может быть Принцем.

Идея: Проявление, выявление творческих способностей младших школьников через конкурсные задания.

Цель: Создание условий для самовыражения, проявления и развития творческих способностей младших школьников, умения выступать перед большой аудиторией.

Исходя из идейно – тематического замысла мы начинаем разработку сценарного плана – сюжета будущей программы.

Сценарный план конкурсно – развлекательной программы «Принц страны чудес» имеет следующее композиционное построение:

Экспозиция: Звучит сказочная музыка. Зал украшен разноцветными шарами. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями.

Завязка: Голос за кадром. На экране презентация. Выход на сцену ведущей, вступительные слова, приглашение на участие в конкурсной программе.

Развитие действия: Представление участников.

Кульминация: Проведение конкурсов между участниками.

Развязка: Подведение жюри итогов конкурсов, награждение победителей.

Финал: Заключительные слова ведущей. Музыкальный номер для зрителей и участников.

Следующим важным этапом работы над сценарием является анализ и отбор необходимого материала для проведения программы. А также необходимого оборудования для проведения различных конкурсов. Такого как:

1. Номерок с именем участника.

2. Дартс в форме сердца, дротики.

3. 6 пластиковых бутылок, 6 ножниц, шило, проволока.

4. 6 карточек с текстом скороговорок.

5. 6 стульев.

6. Оценочные листы для жюри.

Монтаж – это один из главных составляющих сценария. Это средство воплощения сюжета в содержание, а также средство выражения авторской мысли.

При разработке эпизодов в блоках мы использовали линейный вид монтажа, который включает в себя приём последовательного монтажа (во всех блоках), а также приём параллельного монтажа (игра со зрителем, во время подготовки к одному из конкурсов, исполнение музыкального номера во время подведения итогов всех конкурсов). Связкой к первому блоку «Визитная карточка «Какую Золушку ищу?» является стих и фоновая музыка. Последующие блоки соединены между собой фоновой музыкой и словами ведущей.

Литературная запись сценария включает в себя:

1. Редакционная обработка текста.

2. Титульный лист.

3. Правильная нумерация страниц.

4. Приложение. В данный сценарий входит диск с фоновой музыкой, слайды для конкурсов, афиша.

5. Оформление работы.

В данной конкурсно – развлекательной программе «Принц страны чудес» режиссёр стремился создать условия для самовыражения, выявить творческие способности младших школьников и развить эти творческие способности, способствовать взаимодействию детей, родителей и педагогов в процессе совместной творческой деятельности. Данная программа доставляет бурю положительных эмоций и незабываемых впечатлений.

Для конкурсно – развлекательной программы «Принц страны чудес» подобраны определённые выразительные средства, которые отражают тематику программы.

1. Художественное оформление - для нашей программы мы используем кулисы, на которых будут развешаны шары, а также они развешаны по всему залу. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями. В зале атмосфера праздника и детства.

2. Музыкальное оформление - до начала программы в зале звучит сказочная музыка, которая создаёт атмосферу волшебства. Также на протяжении всей программы используется детская музыка.

3. Световое оформление - сцена освещается дополнительными прожекторами. Под выход каждого участника включаются разноцветные прожекторы.

4. Мультимедийное оформление - мультимедийные средства делают программу интересней, разнообразней. Оно вносит яркие краски, поэтому программа становится насыщенной.

Особое место в данной конкурсно – развлекательной программе занимает работа с ведущей и участниками.

На роль ведущей выбирается девушка достаточно обаятельная, умеющая импровизировать и достаточно чётко излагать свои мысли. Ведущая, которая владеет искусством красиво и тактично «дирижировать» всем ходом программы. Для этого необходимо провести ряд упражнений для подготовки претендентов на роль ведущей:

1. Грамматически правильное произношение слов (ударение, окончание).

2. Умение быстро и чётко произносить скороговорки (для чёткости речи).

3. Правильная интонация (логическое завершение фраз).

4. Выдержка темпоритма программы (дать время на выполнения конкурсов и их подготовку).

5. Умение импровизировать (наличие словарного запаса, свободное владение текстом).

Работа с участниками программы занимает не маловажное место. Для того чтобы мероприятие прошло успешно рекомендуется заранее огласить тему конкурсно – развлекательной программы, и условия, которые участники должны соблюдать во время программы. А также огласить список того, что участники должны подготовить дома, так называемое «домашнее задание». Это:

1. «Визитная карточка» (краткий рассказ о себе, своих увлечениях).

2. Ответ на вопрос: «Какую Золушку ищу?».

3. Современная «серенада» для Золушки ( песня любого популярного артиста).

Также каждый мальчик заранее должен выбрать себе Золушку из числа девочек своего класса. Девочки приходят в этот день в своих нарядах Золушек, они будут помогать мальчикам в проведении некоторых конкурсов.

Для конкурсов необходимо делать подборку заданий одинаковой сложности и одинакового количества. Рекомендуется за несколько дней до проведение программы развесить афиши, а также провести 2-3 репетиции: выход участников на сцену, визитная карточка каждого участника, «серенада» для Золушки.

Конкурсно – развлекательная программа положительно влияет на развитие младших школьников. Она позволяет легко и непринужденно переключаться с одного вида деятельности на другой. И задействовать все творческие возможности и способности младших школьников в процессе подготовки к программе и при ее непосредственном проведении. Таким образом она влияет не только на проявление творческой активности детей младшего школьного возраста, но и на развитие их творческих способностей, при проведении различных конкурсов.

Заключение

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Важнейшим условием формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Младший школьный возраст остаётся благоприятным для развития творческих способностей. Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в различных видах деятельности - учебной, художественной. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах, предметных олимпиадах. Учителям и взрослым следует помнить, что развитое творческое воображение, типичное для детей младшего школьного возраста, по мере взросления человека постепенно снижается. Вместе с уменьшением способности фантазировать «обедняется» личность, гаснет интерес к искусству и науке.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому ещё неизвестные».

Досуг является одной из форм открытия таких истин, т.к. оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в младшем школьном возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Особую роль в развитии творческих способностей играют конкурсно – развлекательные программы и, в частности, подготовка к ним участников. Во время подготовки к таким программам младшие школьники становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы, придумывают образы, делают декорации к сценкам и постановкам, готовят творческие номера и готовятся к импровизации на сцене. В ходе проведения конкурса каждый участник может про­верить свои знания, умения, способности. В борь­бе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение умениями.

В курсовой работе были рассмотрены особенности развития и особенности времяпрепровождения младшего школьного возраста. И пришли к выводу, что самой распространённой формой проведения досуга младших школьников является общение, взаимодействие друг с другом, развлечение. Исходя из этого, был разработан сценарий конкурсно – развлекательной программы, где учли особенности развития младших школьников.

Для начала мы проанализировали специальную литературу по теме курсовой работы, что дало нам возможность рассмотреть теоретические аспекты формирования творческих способностей. Охарактеризовали особенности развития творческих способностей младших школьников, что дало нам понять, на что нужно обратить внимание при написании сценария. И выявили специфику конкурсно – развлекательных программ как формы досуга младших школьников.

Затем начали разработку сценария конкурсно – развлекательной программы «Принц страны чудес», определение идейно – тематического и режиссёрского замысла и постановочного плана.

Нами были использованы такие методы исследования как, анализ и синтез источников, а также наблюдение.

Конкурсно – развлекательная программа создает всегда положительный эмоциональный фон, организовывает участвующих через взаимодействие и общение, а также активизирует психологические процессы младших школьников (мышление, память, речь, воображение).

Творческие способности младших школьников необходимо развивать, так как творческой личности легче адаптироваться в социуме и противостоять неблагоприятным обстоятельствам, находить правильные выходы из сложных ситуаций. Способность к творчеству формирует навык творческого отношения к действительности.

Список использованных источников

1. Артёменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы/ З.В. Артёменко. – Москва: Бел. Дом печати, 2001. – 315с.

2. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга – Москва: Флинта 1998 . – 340с.

3. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва., 1998.

4. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 1988. – 247 с.

5. Козловская, Л.И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная работа. – 2002. - № 3. – С. 15-18.

6. Козловская, Л.И., Бирюкова Т.М. Культурно – досуговая программа в работе с подростками // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. № 6. – С. 31 – 31.

7. Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978.

8. Марков, О.И. Сценарная технология / О.И. Марков. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2004. – 476 с.

9. Марков, О.Н. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

10.Наумчик, В.Н. Воспитание свободой: теория и практика альтернативной педагогики / В.Н. Наумчик. – Минск: Четыре четверти, 2005. – 200с.

11. Немов Р.С. «Психология» книга 1 – Москва: Владос 2000. – 375с.

12. Немов, Р.С. «Психология» книга 2 –Москва: Владос 2004. – 402с.

13. Новаторов, В.Н. Культурно – досуговая деятельность: словарь - справочник/ В.Е. Новаторов. – Омск, 1992. – 183с.

14. Прихожан А.М., Дубровина И.В., Данилова Е.Е. Психология. Издательский центр «Академия», 1999.

15. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома - Психологические упражнения, и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995. – 119с.

16. Соколова, В.Н., Юзефович, Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире - М. Высшая школа, 1990. – 110с.

17.Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М. Владос, 2000.

18. Фельдштейна, Д.И. Психология современного подростка под редакцией - М. Педагогика, 1987. – 245 с.

19. Лешемейер Ф., Дотремер Р. Феи - М. Махаон, 2010.-30 с.

20. http://dictionary.fio.ru «Словарь.ru»

21. www.mirrabot.com/work/work_7611/html

22. www.skd.zip. 7611/htm1