Главная              Рефераты - Культура

Изучение потребительских предпочтений шампуней для волос - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ГЛАВА I ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС
1.1 Анализ рынка шампуней для волос 5
1.2 Классификация шампуней для волос 7
1.3 Факторы, формирующие качество шампуней для волос 10
1.3.1 Состав шампуней для волос 10
1.3.2 Технология производства шампуней для волос 21
1.4 Факторы, сохраняющие качество шампуней для волос 22
1.5 Характеристика потребительских свойств шампуней для волос 23
ГЛАВА II АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ШАМПУНЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ «ОПТИМА»
2.1

Характеристика организационной деятельности магазина

«Оптима»

28
2.2 Анализ структуры ассортимента шампуней на предприятии «Оптима» 29
ГЛАВА III ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС
3.1 Метод изучения потребительских предпочтений шампуней для волос 34
3.2 Анализ результатов потребительских предпочтений шампуней для волос 34
3.3 Сравнительная оценка результатов исследования ассортимента шампуней для волос магазина «Оптима» и потребительских предпочтений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

ВВЕДЕНИЕ

Мытье волос является одним из главных элементов из всего разнообразия процедур по уходу за волосами, так как оно выполняет основные гигиенические функции, и которое невозможно себе представить без использования шампуня. Часто потребители недовольны тем, что он не делает волосы идеально гладкими или густыми, не избавляет от перхоти или выпадения. Но, здесь, не надо забывать, что главная цель шампуня – очистить волосы от накопившейся пыли, грязи и кожного сала.

Шампуни впервые были введены в Германии фирмой Шварцкопф в 1933 году и представляли собой жидкие калиевые мыла на основе кокосового масла. В начале сороковых годов прошлого века, во время второй мировой войны, в основном применялись шампуни в виде жидких и пастообразных кремов, получаемых на основе пастообразного лаурилсульфата. В пятидесятые годы появились гелеобразные шампуни и шампуни для детей не раздражающие глаза, а в шестидесятые годы были созданы лечебные шампуни против перхоти. В России первый шампунь был выпущен в 60-х годах. В состав его входили не только моющие компоненты, но глицерин и спирт.

Шампуни представляют собой один из наиболее крупнотоннажных продуктов косметической промышленности и рынок их постоянно растет. Если сначала к шампуням относились исключительно как к средствам гигиены, то в дальнейшем рынок потребовал наличия дополнительных свойств - более мягкого ухода, отсутствия раздражающих свойств, наличия биологически активных, функциональных и эстетических добавок. [6]

Сегодня шампунь самый употребляемый косметический продукт, к которому предъявляются самые высокие требования. Шампунь нового поколения обладает не только прекрасными моющими, но и кондиционирующими свойствами. Он содержит сбалансированный состав ингредиентов, полезные добавки, которые ухаживают за волосами, защищают от агрессивных внешних воздействий, способствуют их восстановлению.

Целью курсовой работы является формирование ассортимента шампуней по потребительским предпочтениям покупателей на примере магазина «Оптима».

Для достижения цели в ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить факторы, формирующие и сохраняющие качество шампуней.

2. Исследовать ассортимент шампуней торгового предприятия «Оптима».

3. Выявить потребительские предпочтения покупателей при выборе шампуней.

4. Сформировать ассортимент шампуней торгового предприятия «Оптима», удовлетворяющий потребительским предпочтениям.

ГЛАВА I

ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС

1.1 Анализ рынка шампуней для волос

Рынок шампуней является одним из основных косметических рынков в России и занимает более 30%. Объем розничных продаж шампуней в России составил 27,6 млн. л. В денежном выражении рост продаж составил 57%, а общий объем рынка оценивается в 3,8 млрд руб.

Развитие рынка шампуней было очень динамичным и агрессивным. Конкурентная борьба резко обострилась, было много запусков новых продуктов и марок, что, в свою очередь, отразилось на уровне рекламных вложений этого рынка.

На сегодняшний день на рынке шампуней доминируют иностранные компании. Их доля возросла с 43% до 53% по объему (рис. 1), и с 73% до 80% - по стоимости(рис.2).

Рис. 1- Рост объема иностранных марок шампуней на российском рынке

Рис 2. - Рост стоимости иностранных марок шампуней на российском рынке

Доля российских компаний сократилась соответственно с 51% до 42% по объему(рис.3).

Рис 3. - Доля российских компаний на рынке по объему

Смещение соотношения в пользу импортной продукции объясняется достаточно просто. Раньше зарубежный шампунь россияне предпочитали, считая его более качественным. Но вскоре и крупные российские предприятия освоили выпуск качественного товара в привлекательной упаковке. Однако только качества теперь недостаточно. Рынок шампуней имеет один из самых высоких показателей по уровню рекламных инвестиций, что хорошо видно по высокой рекламной активности западных производителей и сопутствующему им успеху. Российские производители не могут позволить себе такие рекламные бюджеты, а потому проигрывают. [7]

Безусловным лидером на российском рынке среди международных марок являются на сегодняшний день шампуни Head & Shoulders, Shamtu, Pantene и Herbal&Essenseпроизводства P&G. Среди других импортируемых шампуней спросом пользуются серия Elseve компании L`Oreal, Schauma, Syoss, GlissKur, от Schwarzkopf & Henkel, серии Fa производства концерна Henkel и Palmolive производства Colgate-Palmolive и многие другие. Среди российских производителей наиболее известны шампуни Чистая линия и Сто рецептов красоты производства концерна Калина, Золотой шелк компании ООО Народные промыслы, Рецепты бабушки Агафьи производства ООО Первое решение.

58% россиян считают, что у них нормальные волосы. Поэтому западные производители, рекламируя свою продукцию, стали обращать внимание потребителей не на тип волос, а на конкретный результат, получаемый от использования того или иного шампуня. То есть потребителя ориентируют на результат, а не фиксируют его внимание на проблеме.
Тенденцией стал рост продаж специализированных шампуней и сокращение сегмента универсальных и детских шампуней.

Лидеры рынка универсальные шампуни для всех типов волос либо для нормальных волос и шампуни "2 в 1" постепенно сдают свои позиции, уступая специальным средствам - шампуням и кондиционерам для окрашенных волос, для тонких волос и т.п. Это подтверждает то, что наши потребители становятся более образованными и готовы платить больше за качественный уход за волосами.[6]

1.2 Классификация шампуней для волос

Общепринятой классификации шампуней на сегодняшний день нет, поэтому приведем несколько наиболее известных.

1. По назначению:

· Бытовые;

· Лечебные;

· Профессиональные;

2. По типу волос, для которых предназначены шампуни:

· для сухих;

· жирных;

· нормальных;

· смешанных (жирные корни/сухие кончики);

· поврежденных;

· окрашенных;

· ослабленных;

· тонких, толстых и пр.

На первый взгляд, самыми распространенными должны быть шампуни для нормальных волос. На практике же, нормальные волосы встречаются довольно редко - ведь любая особенность волос делает их отличными от нормальных и требует дополнительного ухода. Сухие волосы требуют кроме мягкой моющей субстанции наличия увлажняющих добавок, таких как масла, растительные экстракты, солнцезащитные факторы, провитамин В5 и пр. Шампуни для жирных волос тоже не должны содержать жесткой моющей субстанции, т.к. постоянное обезжиривание в конце концов вызывает усиление работы сальных желез. Такие шампуни содержат добавки, уменьшающие выработку сала, например, за счет сужения протоков сальных желез. Подобным действием обладают препараты серы, экстракт какао-бобов, крапивы, репейника и других. Шампуни для поврежденных волос содержат в обязательном порядке кондиционирующие составляющие, осуществляющие транспорт биодобавки к поврежденному участку и фиксацию ее на волосе. Из биодобавок наиболее эффективны - протеины и их производные (кератин), церамиды.

3. По половому и возрастному признаку:

· мужские;

· детские;

· женские;

· семейные;

Особенностью детских шампуней является максимально мягкая моющая субстанция, почти полное отсутствие красителей и консервантов, слишком активных биодобавок и не обладать резким запахом. Он должен быть гипоаллергенным и не вызывать раздражения кожи головы и слизистой оболочки глаз.

4. По консистенции:

· жидкие;

· кремообразные;

· желеобразные;

· сухие (применяемые как с разведением, так без него);

· в аэрозольной упаковке.

5. По глубине очищения:

· мягкие для ежедневного применения;

· для глубокой очистки.

6. По оказываемому функциональному действию:

· кондиционирующие;

· красящие;

· защитные (в том числе солнцезащитные);

Солнцезащитные в свою очередь можно выделить в отдельную группу, куда также войдут и шампуни для посещающих бассейн (с добавлением, например, касторового масла для защиты от хлорки) - нередко такие шампуни содержат защитные пленкообразующие компоненты.

· восстанавливающие:

· увлажняющие;

· пилинговые.

· ароматерапевтические

Такие шампуни содержат натуральные эфирные масла или специальные парфюмерные композиции на основе эфирных масел; всё это позволяет достичь следующих эффектов - антиоксидантного, стимулирующего, усиливающего местное кровообращение, антиперхотной активности, противовоспалительного и пр.

Условность вышеприведенных классификаций объясняется тем, что любой современный шампунь сочетает в себе признаки различных групп.[4]

1.3 Факторы, формирующие качество шампуней для волос

К факторам, формирующим качество товаров, относятся состав и технология производства.

1.3.1 Состав шампуней для волос

Состав любого современного шампуня соответствует некоей устоявшейся принципиальной схеме: моющая субстанция (поверхностно-активные вещества, ПАВ), добавки в виде вспомогательных ПАВ (СоПАВ), способствующие получению дополнительных заданных свойств шампуня (пенообразование и пр.), кондиционирующие компоненты, функциональные добавки и модификаторы (регуляторы рН, консерванты и пр.), эстетические добавки, придающие шампуню товарный вид (отдушки, красители, замутнители, консерваторы, перламутровые вещества и пр.), биодобавки, вода.

Поверхностно-активные вещества используются для достижения следующих эффектов: снижать поверхностное натяжение между водой и частицами кожного сала, грязи, облегчая, таким образом, удаление этих частиц с поверхности кожи головы и волос; образования пены; образования взвеси частиц грязи в пене и препятствия повторному их оседанию на волосах; стабилизации раствора; увеличению вязкости шампуней и получения точки помутнения согласно заданным параметрам.

Классифицируются ПАВ следующим образом:

- анионные ПАВ - в водном растворе распадаются с образованием отрицательно заряженных ионов;

- катионные ПАВ - в водном растворе распадаются с образованием положительно заряженных ионов;

- амфотерные ПАВ - в водном растворе, в зависимости от рН среды могут проявлять катионные (в кислой среде рН<7) или анионные свойства (в щелочной среде рН>7); они в значительной степени нейтрализуют друг друга, образуя внутреннюю соль, называемую "цвиттерионом";

- неионогенные ПАВ - в водном растворе не образуют ионов;

- мыла.

Подавляющая часть всех современных шампуней содержит анионные ПАВ в качестве основного моющего компонента. Молекула анионактивных ПАВ содержит водорастворимую (гидрофильную) часть, заряженную отрицательно и жирорастворимую (гидрофобную), нейтральную. Жирорастворимая часть молекулы связывает и обволакивает частицы грязи и секрет сальных желез. Водорастворимая часть молекулы ориентируется в сторону от волоса, который несет отрицательный заряд, в результате чего частицы грязи, соединенные с поверхностно-активным веществом, отторгаются волосом, растворяются в воде и удаляются.

Самым частым представителем анионных ПАВ в современных шампунях являются соли алкилсульфатов, представляющих собой кислые эфиры серной кислоты, получающиеся сульфатированием жирных спиртов хлорсульфоновой кислотой или триоксидом серы. Чаще других используют оксиэтилированный натрийлаурилсульфат - натрий лаурет сульфат. Концентрация лаурилсульфата в шампунях обычно составляет 7-15% в пересчете на безводную соль.

Оксиэтилированный магний лаурилсульфат - магний лаурет сульфат используют преимущественно в детских шампунях. Он более мягкий, но дорогой. В последнее время все чаще применяют новые мягкие анионные ПАВ группы ацил пептидов, представляют собой продукты взаимодействия пептидов с жирными кислотами, например натриевая соль продукта конденсации гидролизата белка и жирных кислот кокосового масла. Такой продукт очень подходит для создания прозрачных шампуней. А, например, лауроилсаркозинат натрия имеет высокую степень тропности к волосам и облегчает процесс расчесывания.

Из других сульфосоединений, применяющихся в шампунях, следует назвать эфиры сульфоянтарной кислоты и натриевые соли сульфонатов альфа-олефинов, которые очень мягко действуют на кожу и глаза и обладают хорошими моющими и пенящимися свойствами.

Катионные ПАВ гораздо реже применяются в качестве основного ПАВ, но часто используются как добавки. В водном растворе они распадаются с образованием положительно заряженных ионов, обладают слабым моющим эффектом, однако хорошо "притягиваются" к отрицательно заряженным волосам и осуществляют фиксацию биодобавки на волосах. К ним относятся соли четвертичных аммониевых соединений, катионные полимеры, кватернизованные гидролизаты белка, производные растительных полисахаридов и другие.

Группу амфотерных (амфолитических) ПАВ представляют алкиламидопропил бетаины и алкилзамещенные аминокислоты с длинной цепью, которые используются в комбинации с анионными ПАВ для получения мягкой моющей субстанции. В последнее время все чаще в рецептурах используют амфотерные имидазол производные ПАВ (кокоамфоацетат), которые в сочетании с анионными ПАВ улучшают пенообразующую способность и повышают безвредность рецептур, а в сочетании с катионными полимерами усиливают положительное воздействие силиконов и полимеров на волосы и кожу.

Неионные ПАВ используют в составе шампуней для улучшения консистенции, реологических характеристик, придания волосам шелковистости и мягкости. Чаще других применяют оксиэтилированные спирты, оксиэтилированное касторовое масло, эфиры пропиленгликоля высокомолекулярных жирных кислот. Типичным представителем оксиалкиламидов является нередко встречающийся в шампунях диэтаноламид лауриновой кислоты. Неионные ПАВ вызывают менее выраженный денатурирующий эффект, чем анионные, однако обладают большей проникающей способностью в кожу.

СоПАВ - это вспомогательные ПАВ, которые способствуют созданию оптимальных сбалансированных рецептур. Такие соПАВ как кокогликозиды, алкил-эфир-карбоксилаты и другие, позволяют получить дерматологически мягкие шампуни с устойчивой интенсивной пеной, которые можно рекомендовать не только для мытья волос, но и тела.

Криптоанионные ПАВ - сочетают свойства анионных и неионногенных ПАВ. Представитель этой группы ПАВ - алкил-эфир-карбоксилат - обеспечивает повышенную эффективность катионных кондиционирующих агентов, снижает раздражающее действие, увеличивает пенообразование. Фосфаты и эфиркарбоксилаты, используют в косметических изделиях в качестве диспергаторов, эмульгаторов, солюбилизаторов.

Мыла (соли высших жирных кислот) в значительной степени утратили свое значение в производстве шампуней. Тем не менее, в ряде случаев они остаются компонентом для приготовления некоторых шампуней. Обычные мыла - это натриевые, калиевые, аммониевые или алканоламмониевые соли лауриловой, миристиновой, пальмитиновой, олеиновой и других кислот растительного или животного происхождения. Ранее шампуни готовили исключительно на основе мыл, получаемых из кокосового масла. В настоящее время кокосовое масло смешивают с ненасыщенными мылами, получаемыми из оливкового или касторового масла - такие смеси обладают более мягким моющим и меньшим раздражающим действием и лучше вспениваются. Лучшие результаты по моющему действию, мягкости и пенящей способности имеют мыла, приготовленные из смеси моно- и триэтаноламинов. [2]

Кондиционирующие добавки вводятся в шампуни для достижения следующих целей:

-снятие статического электричества, уменьшение "разлетаемости" волос;

-приглаживание и выравнивание поврежденных участков стержней волос;

-легкое расчесывание мокрых и сухих волос;

-минимизация пористости;

-придание волосам блеска и шелковистости;

-обеспечение защиты от теплового и механического повреждения;

-увлажнение;

-увеличение объема и массы;

К кондиционирующим агентам относятся различные масла, жирные спирты, сложные эфиры гликоля, смачивающие вещества и белковые производные. Для шампуней, имеющих консистенцию обычного или жидкого крема, общепризнанным кондиционирующим агентом считается ланолин, растворимое ланолиновое масло и растворимые производные ланолина. Ценными кондиционирующими качествами обладает катионный акриловый сополимер, добавка которого к шампуню облегчает расчесывание волос даже во влажном состоянии и придает им антистатические свойства.

Механизм действия кондиционеров следующий: катионные субстанции, преимущественно, четвертичные соединения аммония, способны удерживаться на отрицательно заряженной поверхности волос путем связывания с кератином. Это свойство называется субстантивностью. Именно за счет субстантивности кондиционеры не только фиксируются на поверхности волос, но и удерживают полезную добавку. Поскольку поврежденные участки волос обладают большим отрицательным зарядом, на них фиксируется больше катионных частиц и косметический эффект усиливается.

Оборотной стороной этого процесса является утяжеление волос и потеря пышности. Поэтому при создании шампуня-кондиционера важно соблюсти баланс между моющими и кондиционирующими составляющими. Необоснованное увеличение в рецептуре кондиционирующих ингредиентов может привести не только к утяжелению волос, потере пышности, но и к ухудшению таких свойств шампуня как очищение и смываемость. Важен и выбор кондиционера. Например, силиконовые масла накапливаются на волосах. Поэтому в средствах для волос используют легколетучие силиконы.

Среди прочих достоинств кондиционеров следует отметить придание волосам красивого блеска. Это достигается тем, что кондиционеры склеивают чешуйки волоса, делают поверхность более ровной, изменяют показатель отражения волос, усиливая, таким, образом, интенсивность цвета и естественный блеск. [5]

Силиконы придают волосам в первую очередь блеск и шелковистость, мягкость, снимают электростатический заряд, облегчают расчесывание мокрых и сухих волос, не допуская их повреждения; снижают липкость в средствах для укладки. Обладая свойством "заклеивать" чешуйки поврежденных волос, выполняют оздоравливающую функцию; образуя на волосах пленку, они выполняют также и защитную функцию.

К силиконам относятся следующие вещества:

-диметиконы (силиконовые масла) - обладают регенерирующим действием, повышают блеск, облегчают расчесывание и укладку, образуют защитную пленку. В больших количествах могут давать эффект утяжеления волос.

-полиолдиметиконы (сополимеры - водорастворимые силиконы) - обладают поверхностно-активными свойствами, совместимы с различными функциональными добавками, улучшают укладку.

-аминофункциональные силиконы (амодиметикон) - обладают кондиционирующими и регенерирующими свойствами, сохраняют цвет на окрашенных волосах.

-инкапсулированные силиконы - обеспечивают дополнительное кондиционирование и улучшают укладку волос

диметикон лаурат сукциногликан (водная эмульсия высокомолекулярного силикона) - обладает регенерирующим действием, придает шелковистость, склеивает секущиеся кончики волос.

Косметические средства представляют собой благодатную среду для роста и размножения микробов. Микроорганизмы не только портят продукт, но и выделяют токсины, которые могут спровоцировать развитие воспалительных и аллергических реакций на коже. От микробиологической чистоты во многом зависят не только потребительские свойства продукта, но и его эффективность и безопасность. Поэтому в состав шампуней входят консерванты.

Основная задача консервантов - сохранить косметический продукт в течение всего срока годности. Современный консервант должен отвечать следующим требованиям: быть эффективным против широкого спектра микроорганизмов; иметь бактерицидный и/или бактериостатический эффект; обладать хорошей растворимостью; сохранять стабильность в широких пределах температур; иметь полную совместимость с сырьем и упаковочными материалами; сохранять стабильность в широком диапазоне рН; обладать низкой токсичностью для человека и окружающей среды. Считается, что в настоящее время не существует консерванта, удовлетворяющего сразу всем критериям. Поэтому консерванты чаще всего, комбинируют между собой, создавая мультикомпонентные системы.

Подбор консерванта осуществляется индивидуально к каждому изделию. Это трудная задача, поскольку необходимо учесть совместимость консерванта со всеми ингредиентами шампуня. Существует перечень консервантов разрешенных для применения в парфюмерно-косметических средствах, утвержденный Директивой 76/768 ЕС. В список входит 56 консервантов, имеются ограничения по вводимой концентрации. Отдельные ограничения касаются детской косметики.

Загустители (регуляторы вязкости) добавляют в шампуни для придания нужной консистенции - как правило, повышения вязкости. В то же время, известно, что при правильном подборе комбинации ПАВ можно получить необходимую вязкость при меньшем содержании загустителей. В качестве загустителей используются полимеры: поливинилпирролидон, структурированные сополимеры акрилатов и т.д. Роль загустителей могут выполнять модифицированные глицериловые эфиры жирных кислот, производные полисахаридов растительного происхождения, а также некоторые катионные полимеры. Часто для шампуней на основе лаурилсульфата натрия в качестве загустителя применяют NaCl. Однако NaCI может понижать адсорбцию катионного полимера на волосах и тем самым препятствовать проявлению кондиционирующего эффекта. Для кремообразных шампуней очень хорошими загустителями являются стеарат натрия и амиды стеариновой кислоты.

Солюбилизаторы - это специальные вещества, в присутствии которых повышается растворимость труднорастворимых ингредиентов (отдушек, консервантов, бактериостатических добавок). Они хорошо растворяются в воде, могут растворяться в жирах, маслах и некоторых органических растворителях. Часто используют для растворения отдушки. Некоторые биодобавки перед введением в шампунь также растворяют в солюбилизаторах, например, масло жожоба, зародышей пшеницы, жирорастворимые витамины. В качестве солюбилизаторов обычно используют этиловый спирт, глицерин, пропиленгликоль, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля.

Для коррекции водородного показателя добавляют мягкие кислоты (лимонную, молочную, ортофосфорную) или щелочи (гидроокись натрия, моно- или триэтаноламин). рН шампуня должен быть таким, чтобы обеспечивать эффективность всех компонентов, входящих в его состав. Регуляция уровеня рН важна с точки зрения снижения возможности раздражения кожи при использовании шампуней.

Опалесцирующие добавки используются для придания опалесценции ("перламутровости") прозрачным шампуням. Обычно они представляют собой воскообразные продукты, малорастворимые, но легко диспергирующиеся в шампунях. При их подборе основное внимание обращается на то, чтобы их применение не ухудшало других важных свойств шампуня, в частности пенообразования.

Замутнители позволяют придать шампуням однородно замутненный внешний вид. Замутнители маскируют визуальные неоднородности продукта, позволяя, практически не меняя рецептуру, придать продукту новые потребительские свойства. Замутнители совместимы с анионными и неионогенными типами ПАВ. Разработаны замутнители для кондиционеров, содержащих катионные ПАВ. Они представляют собой водные дисперсии полимеров, легко смешиваются с водой и экономичны в использовании. В отличие от опалесцирующих и перламутровых добавок, замутненные косметические изделия не похожи на традиционные моющие средства, а напоминают крем, лосьон или косметическое молочко, питающее и смягчающее кожу. Это соответствует мировым тенденциям в производстве косметических изделий. В последние годы покупатели в Европе и Америке отдают предпочтение кремообразным моющим композициям.

Красители вводят с целью создания законченного "образа продукта" или для маскировки нежелательных оттенков. Красители должны быть безопасны для потребителей, поэтому для косметических изделий используют вещества, разрешенные директивой ЕЭС. Кроме того, они должны быть светоустойчивыми и не должны взаимодействовать с компонентами шампуня и упаковкой.

Известно, что удачно подобранная отдушка в немалой степени обеспечивает успех шампуню. Однако отдушка не только "украшает" продукт, создавая его неповторимый образ, но и нивелирует запах сырья. Отдушка должна быть совместима с ПАВ и другими активными веществами, входящими в состав шампуня.

Для чего нужны кондиционирующие добавки? В процессе жизни волоса под воздействием повреждающих внешних факторов (расчесывание плохой расческой, обесцвечивание, химия, а также комбинация этих и других факторов) происходит разрушение кутикулы волоса. В связи с этим существует необходимость рекондиционирования (восстановления) структуры волоса. Белковосодержащее волокно волоса имеет на своей поверхности отрицательно заряженные химические группы, которые способны образовывать комплексы с катионными (положительно заряженными) поверхностно-активными веществами, полипептидами и другими веществами. Суть кондиционирования состоит в том, что катионные реагенты и полипептиды из белковых гидролизатов притягиваются к отрицательно заряженным группам и таким образом создают защитный слой на поверхности волоса. Причем, чем больше были повреждены волосы, тем активней идет процесс кондиционирования, и тем заметней эффект.

Вода в шампуне может достигать 80% и более, поэтому качество воды имеет большое значение при производстве шампуней. Прежде всего, вода должна быть микробиологически чистой, в противном случае она станет источником загрязнения продукта. Необходимо, чтобы в ней отсутствовали соли железа и жесткости (кальция, магния). Соли жесткости уменьшают пенообразование в шампуне, железо может разрушать активную добавку и изменять цвет. Для связывания солей жесткости в шампуни добавляют хелатные соединения, например Трилон Б. Содержание тяжелых металлов в воде не должно превышать допустимые нормы. При производстве шампуней, обязательно проведение специальной водоподготовки с целью получения умягченной, микробиологически чистой воды.[3]

Также в состав многих шампуней входят биодобавки:

- Белки. Использование белковых биодобавок в косметике очень распространено. Причем, если прежде в косметике использовались в основном протеины животного происхождения (коллаген, кератин, эластин), то сейчас все чаще используются растительные и морские протеины. Растительные белки экстрагируют из бобов, пшеницы, овса, сои, миндаля и других. Широко используется морской коллаген. Основными полезными свойствами белков являются: неплохая впитываемость кожей, возможность проникновения через ороговевшие слои кожи к волосяным фолликулам, эффект образования пленки, увлажняющее действие, уменьшение раздражений от поверхностно-активных веществ в шампунях, ограничение набухания волос в растворах ПАВ, стабилизация пены моющих средств, улучшение эластичности, облегчение укладки волос, придание объема волосам, усиление блеска волос.

- Аминокислоты, являясь структурными частями белка, также применяются в шампунях. Свободные аминокислоты способны удерживать влагу в роговом слое кожи, а также ускорять заживление. Часть из них является "незаменимыми", т.е. поступающими в организм человека только с пищей. В средствах для волос аминокислоты способствуют улучшению состояния слабых и поврежденных волос за счет "цементирования" кератиновых структур.

- Липиды играют важную роль в функционировании кожи головы и волос. По сути, функция шампуня и состоит в том, чтобы удалить не только грязь, но и жиры. Однако удаление всего жира приводит не только к дискомфорту от чрезмерной сухости скальпа, но и к потере защитной функции кожи. Кроме того, тотальное удаление жира шампунем, по принципу обратной связи, приводит к еще большему его выделению. Поэтому частое мытье жирных волос шампунем "от жирных волос" приводит к увеличению их жирности. Для восстановления липидного слоя в шампунь вводят пережиривающие добавки. При передозировке пережиривающих компонентов, шампунь может быть жирным на ощупь, и при использовании давать "чувство непромытых волос". Такой "пережиренный" шампунь "утяжеляет" волосы и уменьшает пышность. Поэтому чаще в состав шампуней вводят модифицированные жиры - оксиэтилированные эфиры жирных кислот и масел, которые такими свойствами не обладают.

- Церамиды (сфинголипиды). Вместе с жирными кислотами и холестерином церамиды представляют собой основную фракцию (40 - 66%) липидов ороговевшего слоя кожи. В коже церамиды заполняют межклеточное пространство между кератиноцитами ороговевшего слоя и образуют многослойные липосомы (жидкие кристаллы, вместе с жирными кислотами и стиролами), которые важны для удержания воды в коже. В волосах церамиды оказывают связывающее действие между клетками кутикулы. Введение церамидов улучшает структуру волос, особенно после окрашивания, завивки, инсоляции. Поскольку церамиды являются натуральной составной частью кожи и волос, они не токсичны и эффективны в небольших концентрациях.

- Липопротеины - это ацилированные аминокислоты, полученные в результате гидролиза кератина, казеина, коллагена и других протеинов. Благодаря своей структуре, растворимы в маслах, легко адсорбируются на коже и волосах, быстро проникают через различные слои эпидермиса. На волосах, поддерживают или восстанавливают защитный липидный слой. Обладают хорошими водоудерживающими свойствами и препятствуют потере влаги. На основе этих продуктов разработаны рецептуры для ухода за поврежденными волосами.

- Лецитины распространены в животных и растительных организмах, особенно богаты ими органы и клетки, способные к размножению и энергетической деятельности - мозговое вещество, нервы, яичный желток, семена. Лецитин, проникая глубоко в кожу, омолаживает ее, придает ей упругость и эластичность, способствует проникновению других веществ внутрь клетки. Благотворно действует и на волосы, улучшая их состояние, нарушенное завивкой или краской, придает волосам мягкость и живой блеск. Препарат, получаемый из яичного желтка называется оволецитином. Соевый лецитин получают из бобов сои.

- Растительные масла могут быть использованы в составе шампуней только при растворении солюбилизаторами. Наиболее популярными маслами являются кокосовое (благодаря способности образовывать защитную пленку на поверхности волоса, вводится в шампуни и бальзамы для ослабленных и ломких волос), жожоба (обладает пленкообразующими свойствами, оказывает на волосы кондиционирующий и стимулирующий эффект, делает волосы мягкими и блестящими, восстанавливает их структуру; рекомендуется для окрашенных, поврежденных и слабых волос), семян винограда (применяется в средствах для жирных и поврежденных волос), зародышей пшеницы (регенерирует и питает кожу и волосы, защищает от солнечной радиации, покрывает волосы защитной пленкой, что придает волосам гибкость и блеск).[6]

1.3.2 Технология производства шампуней для волос

Перед производством шампуня все его компоненты обязательно проходят контроль качества, после этого они помещаются в смеситель, где растворяются в воде. От качества воды зависит качество шампуня, поэтому на предприятии она проходит несколько ступеней очистки. Следующая стадия производства шампуня – это смешение компонентов в мешалке, куда последовательно добавляются водно-спиртовой экстракт и поверхностно активные вещества. Регулировка подачи воды осуществляется при помощи водного счётчика.

В процессе производства шампуня в него добавляются витамины и натуральные экстракты, призванные придать шампуню дополнительные полезные свойства. На последнем этапе производства шампунь расфасовывается по бутылкам на автоматической разливной линии.[6]

1.4 Факторы, сохраняющие качество шампуней для волос

К факторам, сохраняющим качество товаров, относятся упаковка и маркировка.

Фасовка и упаковка шампуней - конечная технологическая операция производства, влияющая на их качество и прежде всего на сохраняемость. При порче шампуней могут выделяться газ, изменятся окраска, вкус и консистенция, снижаться активность, введённых в препарат животных и растительных экстрактов. Согласно ГОСТ 27429-87 «Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» шампуни фасуют в полимерные бутылки, баллоны, тубы. Также допускается фасовать шампуни в пакетики вместимостью до 10 см3 . Потребительскую тару укупоривают всеми видами укупорочных средств, обеспечивающих сохранность продукции при транспортировании, хранении и использовании, не взаимодействующие с жидкостями. Укупорка должна быть герметичной. Герметичность - основное требование фасовки, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть и стать непригодными к применению. Потребительскую тару и укупорочные средства изготавливают из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора для применения в контакте с парфюмерно-косметическими товарами.

На стабильность качества косметических товаров влияют свет, кислород воздуха, упаковочный материал, побочные продукты распада растительных и животных экстрактов, которые образуются под воздействием микробов. В присутствии воздуха, при нарушении герметичности тары, количество микроорганизмов возрастает, что ведёт к порче косметического средства.

Еще одним фактором, сохраняющим качество товаров, является маркировка.

На каждой единице потребительской тары с шампунем указывается:

· Наименование, название (при наличии) и назначение изделия;

· Наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и местонахождения организации (адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии);

· Товарный знак изготовителя (при наличии);

· Объем, см3 , или масса нетто, г;

· Состав изделия (с указанием ингредиентов в порядке их уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия);

· Условия хранения;

· Дата изготовления (меся, год) и срок годности (месяцев, лет), или «годен (использовать) до (месяц, год)»;

· Обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлено или может быть идентифицировано изделие;

· Информация о сертификации.

Наименование, название и назначение изделия указывают на лицевой стороне этикетки. Остальные обозначения допускается указывать на обратной стороне. Шампуни должны сопровождаться информацией о способе применения и предостережениями при использовании изделия.

Шампуни хранят при температуре не ниже + 50 и не выше +250 . Не допускается хранение шампуней под прямыми лучами солнечного света и вблизи отопительных приборов. [1]

1.5 Характеристика потребительских свойств шампуней для волос

Шампуни придают красивый внешний вид и здоровое состояние волосам и коже головы, поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Они очищают, увлажняют, питают, укрепляют, защищают от неблагоприятных факторов природы, устраняют воспалительные процессы. Потребительские свойства шампуней можно разделить на следующие основные группы:

-функциональные;

-эргономические;

-надежность;

-эстетические;

-безопасность. [4]

Функциональные свойства, определяющие эффективность действия шампуня, наиболее важны для потребителя. К ним относятся:

- Моющее действие шампуней, связано с наличием в рецептуре шампуня поверхностно-активных веществ (ПАВ);

- Блеск волос после применения шампуня. В понимании потребителя чистота и здоровье волос напрямую связаны с их блеском (в физическом смысле блеск - это отражение света от поверхности волоса, а гладкая поверхность лучше отражает свет). Одними из наиболее эффективных компонентов шампуней, придающих волосам блеск, являются силиконовые полимеры, такие, как диметикон, фенилтриметикон.

- Хорошая вспениваемость. У потребительских шампуней пена должна быть обильной, пышной, мелкодисперсной, легко смываемой, кремообразной, приятной на ощупь, обладать структурной прочностью, чтобы самопроизвольно не сползать на глаза. Кремообразный вид пене придают белковые гидролизаты и продукты их конденсации, оксиэтилированное касторовое масло, различные эфиры жирных кислот и глицерина. Шампуни для чувствительной кожи головы и многие профессиональные средства каждодневного использования дают минимум пены или вовсе являются беспенными;

- Хорошее распределение по волосам является еще одним немаловажным свойством шампуня; это свойство во многом зависит от вязкости шампуня, т.к слишком жидкий шампунь не задерживается на волосах, а слишком густой остается там, где его нанесли;

- Легкость смывания. Шампунь должен легко смываться и не оставлять на волосах ощущения непромытости;

- Легкость расчесывания волос после применения шампуня. Это связано с кондиционирующими свойствами шампуня - любой современный шампунь содержит кондиционирующие добавки, даже если на этом специально и не акцентируется внимание покупателя;

- Снятие статического заряда, легкость укладки и предупреждение спутывания. Этому также способствуют кондиционирующие добавки.

Эргономические свойства , удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства шампуней определяются консистенцией, упаковкой, приспособлениями, облегчающими пользование.

Надежность шампуней для волос связана прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественных шампуней определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.

Эстетические свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль косметических товаров отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки. Отечественные производители уделяют большое внимание созданию своего фирменного стиля и достигли в этом направлении больших успехов.

Безопасность шампуней зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы.

В шампунях для волос не должны содержаться токсичные элементы - свинец, ртуть и мышьяк (или их содержание ограничивается).

В процессе производства, фасовки, применения и хранения косметические средства могут быть в различной степени загрязнены микроорганизмами, которые могут продолжать развиваться и привести к порче косметическое средство. Более того, микроорганизмы из шампуней могут попасть на кожу и волосы человека и вызвать гнойные и угревые воспаления кожи и др. негативные явления. Поэтому большинство косметических средств проверяют на микробиологическую безопасность . Для подавления развития микроорганизмов в состав косметической продукции вводят ингибиторы, консерванты.

Все косметические изделия представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, наполнители, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные, антиоксиданты и др.), биологически активные вещества (витамины, экстракты трав, коллагены), отдушки.

С целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя необходима тщательная оценка токсикологических свойств . Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий. В программу токсикологических исследований входит исследование как ингредиентов косметических средств, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.

В связи с высокой биологической активностью косметических средств, возможностью проникновения их в организм человека через кожу и слизистую оболочку, а также их последующем влияние на организм косметические средства необходимо подвергать клиническим испытаниям , в целях установления их безвредности для человека. Клинические испытания проводят на добровольцах - пробантах, только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований. [6]

ГЛАВА II

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ «ОПТИМА»

2.1 Характеристика организационной деятельности предприятия «Оптима»

Для исследования ассортимента был выбран ПБОЮЛ Лариков П. А. «Оптима», находящийся по адресу г.Тюмень, ул. Мельникайте, 84/3. Время работы 09:00 – 21:00 без перерыва на обед и выходных.

Магазин «Оптима» на сегодняшний день одна из наиболее динамично развивающихся компаний на рынке по поставкам бытовой химии, косметики и средств гигиены в Тюменской области. Компания «Оптима» имеет сеть магазинов в городе Тюмени.

Территория, на которой расположен магазин «Оптима», содержится в чистоте. Для сбора мусора установлены урны возле входа в магазин.

На фасаде магазина расположены вывески, которые информируют покупателей о проходящих акциях и скидках.

Технологическая планировка торгового зала зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи. «Оптима» - магазин, в котором используется система самообслуживания. Это позволяет покупателю более внимательно изучить товар перед покупкой.

В магазине «Оптима» используется вертикальная выкладка товаров. Это объясняется тем, что «Оптима» занимается реализацией товаров, небольших по размеру. Товары однородных групп расположены вертикально, на самых нижних полках находятся товары с самой низкой ценой, то есть, чем выше полка, тем выше цена. Товары, в реализации которых магазин особо заинтересован, выкладываются на полки, расположенные в наиболее удобных зонах. Полки или стеллажи, которые находятся на уровне глаз покупателя, считаются более удачным местом выкладки, чем, например, самые нижние полки. Также существует такой прием выкладки товара, когда товар, не пользующийся большим спросом, выкладывают с более популярным товаром. Такое размещение создает эффект заимствования популярности: в окружении «сильных» товаров «слабые» заимствуют у них дополнительное внимание покупателей. Товары расположены компактно, рядом представлены однотипные товары, например: средства по уходу за волосами разных марок, для разных типов волос и т. д.. Все товары выложены на полки, этикетками к покупателю. Ценники оформлены аккуратно, все надписи разборчивы. На них указано: наименование товара, цена за 1 штуку в рублях, адрес предприятия, страна-производитель.

Расчет с покупателями осуществляется через контрольно-кассовые машины, что позволяет контролировать ведение кассовых операций, сокращает время расчета с покупателями и максимально снижает возникновение ошибок при расчетах.

Торговый зал снабжен искусственной вентиляцией, что способствует улучшению условий труда и созданию комфортных условий как для покупателей, так и для персонала. Освещение предприятия естественное и искусственное.

«Оптима» постоянно совершенствуется и развивается: проводятся акции по снижению цен, введено использование дисконтных карт. Происходит расширение ассортимента магазина. Наряду с бытовой химией и средствами гигиены в магазине имеется декоративная косметика и аксессуары. Для декоративной косметики имеются тестеры, что поможет покупателю не ошибиться с выбором товара.

2.2 Анализ структуры ассортимента шампуней для волос на предприятии «Оптима»

Анализ структуры ассортимента на предприятии «Оптима» проведен по следующим классификационным признакам: по производителю, по назначению, по типу волос; для которых предназначен шампунь; по половому и возрастному признаку, по консистенции, по глубине очищения, по оказываемому действию, по виду упаковки, по объему упаковки и по функциональному назначению.

Табл. 1 - Ассортимент шампуней для волос по стране изготовителю

Страна изготовитель Количество, шт Удельный вес, %
Зарубежные 68 86
Отечественные 11 14
Итого 79 100

Из таблицы 1 видно, что в ассортименте магазина «Оптима» значительно преобладают шампуни зарубежных производителей.

Табл. 2 – Ассортимент шампуней для волос по назначению

Назначение шампуня Количество, шт Удельный вес, %
Бытовые 74 94
Лечебные 0 0
Профессиональные 5 6
Итого 79 100

По таблице 2 можно отметить, что в ассортименте отсутствуют шампуни лечебного назначения. Это можно объяснить тем, что шампуни, оказывающие лечебный эффект, продаются в аптеках.

Табл. 3 – Ассортимент шампуней по типу волос,

для которых они предназначены

Тип волос Количество, шт Удельный вес, %
Для сухих 15 19
Для жирных 16 20
Для нормальных 21 26
Для поврежденных 19 24
Для окрашенных 8 11
Итого 79 100

Наименьшую долю ассортимента шампуней составляют шампуни для окрашенных волос, в то время как удельный вес шампуней для сухих, жирных, нормальных и поврежденных волос имеет незначительный разрыв.

Табл. 4 – Ассортимент шампуней по половому и возрастному признаку

Половозрастной признак Количество, шт Удельный вес, %
Мужские 4 5
Женские 66 84
Детские 2 4
Семейные 7 7
Итого 79 100

В ассортименте магазина большую часть ассортимента составляют женские шампуни для волос – 84%.

Табл. 5 – Ассортимент шампуней по консистенции

Консистенция Количество, шт Удельный вес, %
Жидкая 74 94
Кремообразная 5 6
Желеобразная 0 0
Сухая 0 0
В аэрозольной упаковке 0 0
Итого 79 100

По таблице 5 можно проследить, что ассортимент представлен жидкими и кремообразными шампунями для волос. Шампуни желеобразные, сухие и в аэрозольной упаковке в ассортименте отсутствуют.

Табл. 6 – Ассортимент шампуней по глубине очищения

Глубина очищения Количество, шт Удельный вес, %
Мягкие для ежедневного применения 12 15
Для глубокой очистки 67 85
Итого 79 100

Наибольшую долю ассортимента занимают шампуни для глубокой очистки.

Табл. 7 – Ассортимент шампуней по оказываемому действию:

Оказываемое действие Количество, шт Удельный вес, %
Кондиционирующее 8 10
Красящее 0 0
Защитное 17 22
Восстанавливающее 33 41
Увлажняющее 21 27
Итого 79 100

В ассортименте магазина отсутствуют красящие шампуни для волос.

Табл. 8 – Ассортимент шампуней по виду упаковки:

Вид упаковки Количество, шт Удельный вес, %
Полимерные бутылки 79 100
Баллоны 0 0
Тубы 0 0
Одноразовые пакетики 0 0
Итого 79 100

Из таблицы видно, что ассортимент магазина представлен шампунями для волос в полимерных бутылках.

Табл. 9 – Ассортимент шампуней по объему упаковки:

Объем упаковки Количество, шт Удельный вес, %
250 мл 37 47
400 мл 36 45
500 мл 6 8
1000 мл 0 0
Итого 79 100

В основном ассортимент магазина составляют шампуни в упаковке объемом 250 и 400 мл. Шампунь в упаковке объемом 1000 мл отсутствует в ассортименте.

Табл. 10 – Ассортимент шампуней по функциональному назначению:

Функциональное назначение Количество, шт Удельный вес, %
Гигиенические 71 90
2 в 1 8 10
3 в 1 0 0
Итого 79 100

Ассортимент магазина по большей части представлен гигиеническими шампунями для волос – 90%.

ГЛАВА III

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

3.1 Метод изучения потребительских предпочтений шампуней для волос

Исследование проведено социологическим методом путем анкетирования. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

3.2 Анализ результатов потребительских предпочтений шампуней для волос

Для оценки потребительских предпочтений было проведено исследование путем анкетирования. В опросе принимало участие 50 человек: 25 мужчин и 25 женщин. 60% опрошенных было в возрасте до 25 лет, 32% - 25-40 лет, 8% респондентов старше 40 лет. У 10% опрошенных средний доход в месяц составляет до 10 000 рублей, 78% имеют доход от 10 000 до 20 000 рублей, 6% - боле 20 000 рублей.

Табл. 11 – Ценовые предпочтения потребителей шампуней для волос

Цена Всего В том числе в зависимости от:
Кол-во респондентов Удельный вес, % Пола,% Возраста,% Дохода,%
муж жен До 25 лет 25-40 лет Старше 40 лет Низкий Средний Выше среднего
До 50 руб. 2 4 6 4 12 12 42 78 56 12
51 – 150 руб. 43 86 78 86 74 56 50 14 34 46
151 руб. и более 5 10 16 10 14 32 8 8 10 42
Итого 50 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Наиболее приемлемая цена шампуня для волос для 86% респондентов от 50 до 150 рублей. По более низкой цене приобретают шампунь лишь 4% опрошенных, по более высокой – 10%.

Табл. 12 – Частота приобретения шампуней для волос

Частота приобретения Всего В том числе в зависимости от:
Кол-во респондентов Удельный вес, % Пола,% Возраста,% Дохода,%
муж жен До 25 лет 25-40 лет Старше 40 лет Низкий Средний Выше среднего
1-2 раза в месяц 1 2 0 8 12 8 4 6 8 12
1 раз в 2-3 месяца 46 92 46 78 82 76 46 38 64 76
1 раз в 3 месяца 3 6 54 14 6 16 50 56 28 12
Итого 50 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Большинство участников опроса ( 92%) приобретают шампунь 1 раз в 2 – 3 месяца. При выборе шампуня покупатели руководствуются советом знакомых (32%), рекомендацией продавца (12%), собственным опытом (42%), рекламой (6%), красивой упаковкой (0%), ценой (8%). Отечественным шампуням отдают предпочтение 34% респондентов, 66% пользуются шампунями зарубежных фирм.

Табл. 13 – Потребительские предпочтения шампуней для волос

в зависимости от производителя

Производи

тель

Всего В том числе в зависимости от:
Кол-во респондентов Удельный вес, % Пола,% Возраста,% Дохода,%
муж жен До 25 лет 25-40 лет Старше 40 лет Низкий Средний Выше среднего
Schwarzkopf 14 28 32 24 24 32 8 12 22 12

Prokner&

Gembel

15 30 46 32 34 38 26 12 54 58
Unilever 6 12 6 18 18 8 12 26 14 6
Калина 7 14 2 16 6 12 46 34 4 4
Линда 2 4 0 2 4 2 2 6 2 4
Nivea 6 12 14 8 14 8 6 10 4 16
Итого 50 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Наибольшей популярностью пользуются следующие производители шампуней для волос: Schwarzkopf (28%), Prokner&Gembel (30%), Unilever (12%), Калина (14%), Линда (4%), Nivea (12%).

Наиболее важным потребительским свойством для 76% опрошенных является безопасность шампуня, очищение для 12%, запах для 8%, экономичность и удобство пользования для 4 %.

Табл. 14 – Потребительские предпочтения

шампуней для волос в зависимости от типа волос

Тип волос Всего В том числе в зависимости от:
Кол-во респондентов Удельный вес, % Пола,% Возраста,% Дохода,%
муж жен До 25 лет 25-40 лет Старше 40 лет Низкий Средний Выше среднего
Сухие 9 18 24 14 6 16 8 14 18 16
Жирные 6 12 34 8 36 24 4 20 14 18
Нормальные 7 14 36 12 4 32 12 26 22 20
Смешанные 3 6 6 16 8 4 6 18 12 6
Поврежденные 11 22 0 22 12 2 16 2 18 22
Окрашенные 5 10 0 10 16 6 34 8 4 10
Ослабленные 8 16 0 16 12 12 16 6 8 6
Толстые/тонкие 1 2 0 2 6 4 4 6 6 2
Итого 50 100 100 100 100 100 100 100 100 100

18% покупателей пользуются шампунем для сухих волос, для жирных волос – 12%, для нормальных волос – 14%, для смешанных (жирные корни/сухие кончики) волос – 6%, для поврежденных волос – 22%, для окрашенных волос – 10%, для ослабленных волос – 16%, для тонких, толстых волос – 2%.

Консистенция шампуня также влияет на выбор покупателей. 64% предпочитают жидкие шампуни, 36% - кремообразные, желеобразные, сухие и в аэрозольной упаковке – 0%.

Мягкие шампуни для ежедневного применения выбирают 68% опрошенных, 32% отдают свое предпочтение шампуням для глубокой очистки.

По оказываемому функциональному действию 28% покупателей наиболее подходят кондиционирующие шампуни, 8% - красящие, 12% защитные, 34% - восстанавливающие, 18% - увлажняющие.

Наиболее удобной упаковкой шампуня 88% респондентов считают полимерные бутылки, 8% тубы, 4% одноразовые пакетики, баллоны – 0%.

62% людей, принявших участие в опросе, приобретают шампунь в упаковке объемом 400 мл, 18% в упаковке 250 мл, 16% - 500 мл, 4% 1000 мл.

3.3 Сравнительная оценка результатов исследования ассортимента шампуней для волос магазина «Оптима» и потребительских предпочтений

По результатам анализа структуры ассортимента в магазине «Оптима» и результатам социологического опроса можно провести сравнительную оценку потребительских предпочтений и фактического ассортимента магазина и сделать выводы о том, насколько представленный ассортимент шампуней для волос удовлетворяет спрос покупателей.

Табл.15 – Предпочтения потребителей в зависимости

от страны-производителя

Страна-производитель Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
Зарубежные 86 66 20
Отечественные 14 34 -20
Итого 100 100

Исходя из данных таблицы 15 можно сделать вывод, что наибольшим спросом пользуются шампуни зарубежных производителей. Но в ассортименте магазина недостаточно шампуней отечественных марок, их количество не удовлетворяет спрос потребителей. Магазину «Оптима» следует увеличить долю отечественных шампуней в ассортименте на 20%, а зарубежных на 20% уменьшить.

Табл.16 – Предпочтения потребителей в зависимости

от типа волос, для которых предназначены шампуни

Тип волос Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
Для сухих 19 18 1
Для жирных 20 12 8
Для нормальных 26 14 12
Для поврежденных 24 22 2
Для окрашенных 11 10 1
Итого 100 100

По таблице 16 видно, что в ассортименте магазина достаточно шампуней для сухих, поврежденных и окрашенных волос. По этим признакам отклонение минимальное. Но магазину необходимо увеличить долю шампуней для нормальных волос на 12%, а для жирных волос сократить на 8%.

Табл.17 – Предпочтения потребителей в зависимости

от консистенции шампуня для волос

Консистенция Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
Жидкая 94 64 30
Кремообразная 6 36 -30
Желеобразная 0 0 0
Сухая 0 0 0
В аэрозольной упаковке 0 0 0
Итого 100 100

По таблице 17 следует отметить, что 64% потребителей предпочитают покупать жидкие шампуни для волос, а 36 кремообразные. Но среди опрашиваемых не нашлось ни одного, кто бы хотел видеть на полках магазина желеобразные, сухие шампуни или шампуни в аэрозольной упаковке. Для удовлетворения потребительского спроса магазин должен увеличить долю кремообразных шампуней на 30%, а жидких уменьшить на это же количество.

Табл.18 – Предпочтения потребителей

в зависимости от глубины очищения

Глубина очищения Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
Мягкие для ежедневного применения 15 68 -53
Для глубокой очистки 85 32 53
Итого 100 100

В зависимости от глубины очищения мягкие шампуни для ежедневного применения пользуются большим спросом (68%), чем шампуни для глубокой очистки (32%). Ассортимент магазина представлен в основном шампунями для глубокой очистки (85%), а мягкие шампуни для ежедневного применения составляют лишь 15% ассортимента. Отклонение между фактическим ассортиментом и желаемым составило 53%.

Табл.19 – Предпочтения потребителей в зависимости

от оказываемого действия

Оказываемое действие Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
Кондиционирующие 10 28 -10
Красящие 0 8 -8
Защитные 22 12 8
Восстанавливающие 41 34 7
Увлажняющие 27 18 10
Итого 100 100

Удельный вес шампуней с кондиционирующим эффектом в ассортименте на 10% превышает потребительские предпочтения. 8% респондентов хотели бы видеть в ассортименте магазина красящие шампуни, но таких шампуни в ассортименте не представлены. Долю защитных шампуней для волос необходимо увеличить на 8%, восстанавливающих на 7%, а увлажняющих на 10%.

Табл.20 – Предпочтения потребителей в зависимости

от вида упаковки

Вид упаковки Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
Полимерные бутылки 100 88 22
Баллоны 0 0 0
Тубы 0 8 -8
Одноразовые пакетики 0 4 -4
Итого 100 100

По данным таблицы видно, что ассортимент магазина «Оптима» представлен шампунями в полимерных бутылках, но 8% опрошенных ответили, что для них удобна такая упаковка, как тубы, а 4% хотели бы приобрести шампунь в одноразовых пакетиках.

Табл.21 – Предпочтения потребителей

в зависимости от объема упаковки

Объем упаковки Фактическая структура ассортимента, % Желаемая структура ассортимента, % Отклонение, %
250 мл 47 62 -15
400 мл 45 18 27
500 мл 8 16 -8
1000 мл 0 4 -4
Итого 100 100

Наибольшим спросом у покупателей пользуются шампуни в упаковке объемом 250 мл. Но ассортимент магазина все равно перенасыщен шампунями в упаковке такого объема на 15%. Приблизительно одинаковое количество респондентов приобретают шампунь в упаковке по 400 (18%) и 500 мл (16%). И лишь 4% хотели бы приобрести шампунь в больших бутылках объемом 1000 мл. Но шампуня в упаковке такого объема в ассортименте магазина нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный уход за волосами невозможен без шампуня, особенно в условиях жесткой экологии, когда на волосы оказывается негативное влияние многих окружающих факторов. Волосы каждого из нас имеют ряд особенностей. У кого-то волосы быстро жирнеют, а у кого-то наоборот волосы слишком сухие. Есть люди, страдающие от перхоти, а есть те, у которых нет проблем с волосами. Бывают волосы ломкие и с секущимися концами.

Исходя из этого производители выпускают много видов шампуня. Необходимо выбрать свое средство, которое не только удалит загрязнения, но и решит определенную проблему. Найти такое средство в настоящее время несложно, потому что ассортимент магазинов достаточно широк. [7]

При проведении анализа по структуре ассортимента шампуней для волос в магазине «Оптима» выявили, что магазин в основном реализует продукцию зарубежных фирм. Но в ассортименте магазина недостаточно шампуней отечественных марок, их количество не удовлетворяет спрос потребителей. Но потребительские предпочтения значительно отличаются от фактического ассортимента не только по этому показателю Для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребительские предпочтения, магазину необходимо:

- увеличить долю отечественных шампуней в ассортименте на 20%, а зарубежных на 20% уменьшить.

- увеличить долю шампуней для нормальных волос на 12%.

- увеличить долю кремообразных шампуней на 30%, а жидких уменьшить на это же количество.

- увеличить долю шампуней для глубокой очистки на 53%, а мягких шампуней для ежедневного применения уменьшить на это же число.

- Добавить в ассортимент красящие шампуни, увеличить долю защитных шампуней на 8%, восстанавливающих на 7%, а увлажняющих на 10%. При этом сократить количество шампуней с кондиционирующим эффектом.

Таким образом, мы сформировали ассортимент шампуней для волос, который сможет удовлетворить предпочтения потребителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 27429-87 «Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»

2. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник / Под ред. проф. А. Н. Неверова. – М.: МЦФЭР, 2006. – 848с. – (Серия «Высшая школа»).

3. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 1. Серия «Учебники XXI века». – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320 с.

4. Шелепов А. П., Печенежская И. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 272 с. (Серия «Товароведение и экспертиза».)

5. Яковлева Л. А., Кутакова Г. С. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 256 с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература.)

6. http://www.znaytovar.ru/

7. http://www.shampun.info/

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета

1.Ваш пол:

· Мужской

· Женский

2. Ваш возраст:

· До 25 лет

· 25-40 лет

· 40 лет и старше

3. Каков Ваш средний доход в месяц?

· до 10 000 руб.

· 11 000 – 20 000 руб.

· Выше 20 000 руб

4. По какой цене Вы обычно предпочитаете приобретать шампунь для волос?

· До 50 р.

· От 51 до 150 р.

· От 151 и выше

5. Как часто Вы приобретаете шампунь для волос?

· 1-2 раз в месяц

· 1 раз в 2-3 месяца

· Реже 1 раза в 3 месяца

6. Что, на Ваш взгляд, в первую очередь влияет на выбор того или иного шампуня?

· Совет знакомых

· Рекомендация продавца

· Собственный опыт

· Реклама

· Красивая упаковка

· Цена

· Другое_______________________

7. Шампунем какого производителя Вы обычно пользуетесь?

· Отечественный

· Зарубежный

8. Шампунем какой торговой марки Вы предпочитаете пользоваться?

· Schwarzkopf

· Prokner&Gembel

· Unilever

· Калина

· Линда

· Nivea

· Другое_____________________

9. Какое из потребительских свойств шампуня для Вас наиболее важно?

· Очищение

· Безопасность

· Экономичность

· Удобство пользования

· Запах

10. Шампунем какого назначения Вы пользуетесь?

· для сухих волос;

· для жирных волос;

· для нормальных волос;

· для смешанных (жирные корни/сухие кончики) волос;

· для поврежденных волос;

· для окрашенных волос;

· для ослабленных волос;

· для тонких, толстых волос и пр.

11. Какая консистенция шампуня Вам наиболее нравится?

· Жидкие

· Кремообразные

· Желеобразные

· Сухие

· В аэрозольной упаковке

12. По глубине очищения Вы предпочитаете шампуни:

· Мягкие для ежедневного применения

· Глубокой очистки

13. По оказываемому функциональному действию Вам наиболее подходят шампуни:

· Кондиционирующие

· Красящие

· Защитные

· Восстанавливающие

· Увлажняющие

14. Какая упаковка шампуня для Вас наиболее удобна?

· Полимерные бутылки

· Баллоны

· Тубы

· Одноразовые пакетики

15. Шампунь в упаковке какого объема Вы обычно приобретаете?

· 250 мл

· 400 мл

· 500 мл