Главная              Рефераты - Культура

Молодежный досуг проблемы организации и совершенствования - курсовая работа

Управление культуры Белгородской области

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Кафедра социально-культурной деятельности

Молодежный досуг: проблемы организации и совершенствования.

Курсовая работа

по дисциплине

Социально-культурная деятельность

Выполнил: студент

очного отделения

группы 21 М

Артебякин Р.Н.

Научный руководитель

Ст. преподаватель

Мирошниченко Е.В.

Белгород 2007

Содержание

Введение

Глава. Методологические аспекты молодежного досуга.

1.1 Специфика и содержание молодежного досуга

1.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Глава 2. Региональные особенности по организации молодежного досуга

2.1 Основные подходы и формы работы по организации досуга молодежи.

2.2 Пути совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.

Заключение

Список литературы Введение

Актуальность исследования Глобальные социально-экономические и политические трансформации последних двух десятков лет вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, создали реальную угрозу утраты национальной культурной идентичности народов

России, породив культурный конфликт поколений.

В сложившейся ситуации не только судьба реформ, но и государства, и нации, способность общества к самосохранению и саморазвитию решающим образом зависят от того, каким образом и в каком направлении будут развиваться процессы в сфере культуры — будет продолжаться падение ее уровня, культурная деградация большей части общества либо посредством адекватных политических, экономических, социальных и иных мер. Кризис в этой сфере сменится культурным ренессансом.

Культурные процессы в условиях глобализации информационного пространства моделируются, формируются, прежде всего, в таких больших городах и мегаполисах, распространяясь затем в масштабах всего государства.

Актуальность темы исследования заключается в том, что 20 последних лет стагнации и деградации российской культуры отложили негативный отпечаток на национальное самосознание, социальное самочувствие всех поколений россиян, в особенности младших поколений. Процесс социализации, которых пришелся на время распада социалистических идеалов и культурных нормативов, период перестройки, формирования основ нового государства, утраты существовавшей и отсутствия новой доктрины культурного воспитания и просвещения на фоне активной культурной экспансии извне. Негативными последствиями сложившейся культурной

ситуации стали, в частности, и такие явления, как социальная инфантильность, вымывание национальных, культурных традиций, внедрение в массовое сознание психологии индивидуализма и эгоцентризма, развитие различных форм девиации, рост националистических проявлений, снижение уровня патриотического сознания и доверия государству,

формирование узкого слоя культурной элиты, с одной стороны, и одновременное формирование в массовом сознании ложных ценностей масс культуры, псевдо и антикультуры — с другой.

Вместе с тем, отсутствие четких идеологических ориентиров в обществе особенно на начальном этапе реформ нового типа государственности, тяжелое экономическое положение большей части населения, отдельные негативные программы телевидения и СМИ привели к появлению отрицательных последствий, коснувшихся в первую очередь молодежи. В результате в обществе наблюдается снижение уровня культуры у большей части молодежи, это ведет к росту криминальных проявлений, агрессивности, девиантного поведения, негативному отношению к старшему поколению.

Актуальность исследования определяется острой потребностью в научно обоснованных методиках и практических рекомендациях по разрешению реальных проблем в сохранении и развитии культуры и прививания ее сегодняшней молодежи и подрастающему поколению, и конечно же решение этой проблемы лежит на культурно – досуговых центрах, а именно в предоставлении ими качественного досуга молодеже.

Проблемная ситуация заключается в том, что с конца 1980х гг. в связи с глобальными переменами в российском обществе и связанным с ними системным кризисом нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии страны. В общественном сознании происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Следует иметь в виду, что культурное развитие, культурные запросы тех или

иных слоев населения не всегда соответствуют как предложениям со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о духовности, морали, нравственности, культурных ценностях.

Тем не менее в последние несколько лет наблюдается процесс активизации возрождения традиционной культуры и духовности. Для его систематизации необходимы научно обоснованные коррективы как в концепции, так и в механизме реализации государственной культурной политики, основанной на новых социально-политических и экономических реалиях. Суть проблемы состоит в том, что стагнация культурного развития сдерживает развитие экономики, снижает эффективность внутренней и внешней государственной политики, искажает и разлагает общественное сознание.

Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования потенциала культурно-досуговой деятельности в системе организации досуга приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи молодежь часто не готова к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценному развитию.

В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью молодежи использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны вузов, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной высшей школой и за рубежом, реализуется не в полной мере.

Степень научной разработанности проблемы

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Объект исследования: молодежный досуг
Предмет исследования: деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга

Цель курсовой работы: изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.

Задачи курсовой работы:

1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

2. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.

3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга

4. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.

· Методы исследования :
теоретические: анализ, интеграция, библиографическая эвристика.

эмпирические: наблюдение, изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации молодежного досуга;
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах

1.1. Специфика и содержание молодежного досуга.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

- в эмоциональном контакте, сопереживании;

- в информации;

- в объединении усилий для совместных действий

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по характеру (пассивные, активные);

- по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).

Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер.Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью и обществом.Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы» (,с.39) конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия. Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах.

Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:

1. самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
2. собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3. стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира — восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);
2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;
3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе:

4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.)
Периодизация развития личности
Возраст Психологическое содержание возрастного периода Юность (18-23 года) Порог взрослой жизни; поиск своего мета в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение. Молодость (24-30 лет) Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии. Расцвет (31-40 лет) Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином.
Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.
Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентацией, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу.
Молодежь – это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее как самостоятельную социально-демографическую группу.

Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов – как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность. Для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.
Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).
Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности – процесс длительный, сложный и противоречивый.Личность конкретного человека, являющегося членом человеческого общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно состоит в определенных отношениях с различными группами и слоями общества. Вот эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность. То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее:
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Глава2. Региональные особенности культурно досуговых центров по организации досуга молодежи .

2.1 Основные подходы и формы работы по организации досуга молодежи.

На сегодняшний день приводя обще статистические данные хотелось бы отметить следующее: молодежи в возрасте 14-30 лет составляет 106340 человек, что составляет 30,8% от общей численности населения города Белгорода, а также, что на территории города расположено 4 государственных учебных заведения, 2 филиала государственных вузов, негосударственных 3 вузов, средне-специальных учебных заведений – 7, профессиональных училищ и лицеев – 7. Общее количество студентов и учащихся около 40 тыс. человек.

На начальном этапе своего исследования была проанализирована деятельность Центра молодежной политики города Белгорода в плане организации молодежного досуга и содействии его в помощи молодежи, а также были изучены основные направления его работы. В процессе изучения центра было выявлено следующее:

Формирование культуры здорового образа жизни

В соответствии с данным направлением ежегодно организуются спортивные дворовые соревнования «Золотая шайба» и «Кожаный мяч». С каждым годом данные соревнования проводятся с большим охватом подростков, благодаря привлечению в работу достаточного количества спортивного инвентаря.

Осуществляется поддержка массовых и малозатратных видов спорта, прежде всего, таких как туризм. Команды города ежегодно участвуют в областном летнем и зимнем туристическом слете.

Оказывается поддержка лучшим спортивным клубам города: Титан (тяжелая атлетика), Металл (футбол), Фудзи (карате-до) и др.

Создана система обеспечения досуговой деятельности на площадках города с привлечением студентов, педагогов – организаторов клубов по месту жительства и школьников. В период зимних и летних каникул на дворовых площадках проводятся театрализованные спортивные праздники, организованные студентами ВУЗов и ССУЗов города.

В настоящее время в целях системного вовлечения молодого поколения Белгородчины в общественную жизнь и развития информационно-консалтингового направления в молодежной среде управлением молодежной политики инициирован проекты «Шаг навстречу» и «Поймай позитив». В рамках данных проектов созданы передвижных консультационные пункты на территории города для оказания социальных услуг молодежи, а также организация работы молодежных отрядов на базе дворовых территорий.

Все учебные заведения города активно включаются в общегородские мероприятия, проводимые в рамках областной эколого-патриотической акции «Мой дом, моя улица». В ходе акции ежегодно проводятся трудовые молодежные десанты студентов ВУЗов и ССУЗов и учащихся системы начального, профессионального и среднего образования.

Поддержка молодежи в сфере досуга, творчества, культуры

В соответствии с данными направлением проводятся массовые молодежные акции, фестивали, конкурсы, смотры.

Фестиваль студенческого творчества «Студенческая Весна» проводится уже более десяти лет. Временной промежуток данного фестиваля составляет полгода и проходит этапы: курс – факультет – учебное заведение – отборочный городской тур – гала-концерт.

Ежегодно лучшие молодежные коллективы и авторы участвуют в областных мероприятиях: «Афганский ветер», «День православной молодежи», «Иоасафовские чтения», «Третье ратное поле России», брейк-данс фестиваль «Джокер» и т.д.

Оказывается финансовая поддержка лучшим молодежным творческим коллективам города для участия в российских и международных конкурсах. Белгородские коллективы не раз становились победителями чемпионатов и конкурсов Европы и Мира.

Временная занятость подростков и молодежи

На протяжении нескольких лет осуществляется временное трудоустройство подростков с 14 до 18 лет, в основном из социально незащищенных семей.

В 2004 году трудоустроено – 2415 чел., в 2005 году – 3128 чел., в 2006 году – 2731 чел.

В 2007 году через управление молодежной политики трудоустроено 1160 несовершеннолетних граждан.

Подростки работали в школьных трудовых отрядах, клубах и спортивных площадках по месту жительства, экологическом отряде и трудовом лагере для подростков с девиантным поведением (копка клумб, очистка лесных массивов, берегов рек и т.д.), военно-патриотическом лагере, в котором помимо оздоровления, подростки готовятся к службе в армии и занимаются трудовой деятельностью. По итогам работы лагеря, успешно сдавшие зачеты и прошедшие полную подготовку подростки, совершат парашютные прыжки в п. Томаровка. Так же несовершеннолетние граждане имеют возможность трудоустраиваться на предприятиях города через городской Центр занятости населения, в том числе по установленным квотам.

Благодаря летнему трудоустройству удалось создать систему работы по месту жительства с привлечением самих подростков.

Работа организаторов досуга заключается в привлечении подростков для участия в соревнованиях по всевозможным видам спорта, подвижных играх, праздниках двора, улицы, микрорайона, всевозможных экскурсиях и т.д.

Для того чтобы эта работа была более эффективной, управлением молодежной политики был закуплен и роздан всем клубам по месту жительства качественный спортивный инвентарь для активного отдыха и занятий спортом. Это волейбольные, футбольные, баскетбольные мячи, шахматы, шашки, дартс, теннисные столы и ракетки, бадминтон, обручи, скакалки и т.п. всего на сумму 800 тыс. рублей. Этот спортивный инвентарь распределен равномерно по городу в клубы по месту жительства, а в тех районах, где клубов нет, в школы. (23 клуба и 27 школ).

рамках работы по месту жительства, совместно с управлением образования, проводятся спортивные праздники микрорайонов на площадках клубов по месту жительства.

В целях совершенствования работы с детьми и молодежью на дворовых территориях инициирован проект «Поймай позитив». Управлением молодежной политики сформированы отряды организаторов досуга из студентов Института культуры и искусств. Эти отряды работают, как массовики-затейники активно вовлекают молодежь всех возрастов и даже взрослых в подвижные игры, конкурсы, викторины. Данный проект позволяет донести социальные услуги непосредственно к индивидуальному потребителю. В этом случае эта услуга носит максимально личностный и индивидуальный характер, место оказания услуги приближается к месту, где проводит свой досуг молодежь. Это так называемый социальный BTL (Below the line) – направление новое не только для Белгорода, но и для всего Черноземья. Огромным плюсом таких отрядов является их высокая мобильность, возможность в течение нескольких минут развернуть оборудование практически в любом месте города и организовать маленький праздник.

Основной формой временной занятости студенчества – остаются студенческие трудовые отряды. Формирование таких отрядов происходит на базе учебного заведения, в котором либо создается штаб, либо работают специалисты по воспитательной работе. Город оказывает помощь в определении объемов работ (в первую очередь), и оказывает необходимую организационную помощь при необходимости.

Развитие студенческого самоуправления позволило возродить студенческие трудовые отряды, и если в 2002 году их можно было пересчитать по пальцам одной руки, то в 2005 году мы имеем 74 отрядов с численностью около 1100 человек. В 2006 году работали 91 студенческий трудовой отряд. Общее количество бойцов около 1500 человек. В 2007 году было создано 78 отрядов с общей численностью бойцов – 1063 человек.

Поддержка молодой семьи

Стратегия, направленная на стимулирование самостоятельной активности молодежи, позволила выйти на реализацию качественно нового молодежного проекта строительства жилья, по которому молодые люди имеют возможность приобрести квартиру за 50 % от рыночной стоимости. И в сентябре 2005 года сдан в эксплуатацию первый дом, где 110 молодых семей обрели свой «домашний очаг».

В настоящее время на территории города активно реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Осуществляется консультирование и оформление документов молодых семей в рамках нацпроекта для получения субсидии.

Формирование системы духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры, патриотического воспитания молодежи

Проводятся соревнования, праздники, конкурсы, посвященные памяти белгородцев, погибших в военных конфликтах. Например, открытые лично-командные соревнования, посвященные памяти Г. Мишенина, соревнования по мотокроссу ко Дню города и др.

Ежегодно, 14 февраля проводятся торжественные городские мероприятия, посвященные Дню памяти воинов, погибших в военных локальных конфликтах.

Традиционно организуются поездки группы учащихся – кадетов для стажировки в Морском корпусе им. Петра Великого в г. Санкт-Петербург.

С 2004 года во время весеннего и осеннего призыва проводятся массовые торжественные мероприятия, посвященные проводам призывников в Вооруженные силы России «Готов служить России!». Участники: призывники, их родители и друзья, приглашенные, ветераны, учащиеся и студенты. Вручаются кисеты с освещенной землей «малой Родины» и памятные сувениры от администрации города (командирские часы с символикой города Белгорода).

С 2005 года на базе Белгородского юридического института МВД России проводятся семинары-тренинги для командиров студенческих оперативных отрядов города.

Коррекционно-реабилитационная работа с молодыми людьми, склонными к агрессии, правонарушениям и их последующая

интеграция в общество.

В рамках борьбы с незаконным употреблением наркотиков ежегодно проводятся антинаркотические акции: спартакиады, игры, конкурсы агитбригад. Работают волонтеры в загородных детских лагерях и на дворовых территориях. Так, в 2007 году профилактические выезды в загородные оздоровительные лагеря совершались 13,14,19 июня, 10,11,13 июля в лагеря Электроника, Салют, Липки, Юность.

Постоянно проводятся семинары с целью определения принципов ведения профилактической антинаркотической работы в подростковой среде, формирования у молодежи негативного отношения к наркотикам, активизации внимания к антинаркотической пропаганде, умение вести занятия со сверстниками.

Ежегодно организуются летние трудовые военно-патриотические лагеря несовершеннолетней молодежи с девиантным поведением. Ребята получают возможность подготовиться к предстоящей службе в Российской армии. В 2005 году лагерь был организован на территории войсковой части г. Грайворон. В 2006 году на базе Белгородского юридического института МВД РФ. В 2007 году было организовано 2 лагеря – «Белогорье» и «Крылья Белгородчины» (Шебекинский район).

В федеральном конкурсе добровольческих инициатив программа молодежного волонтерского антинаркотического движения г. Белгорода «Новое поколение» заняла призовое место.

Поддержка общественных молодежных объединений, клубов и инициатив.

Отработан новый подход стимулирования самостоятельной активности молодежи, а именно введены 83 стипендии администрации города за различные достижения, до 2002 года их было 8. Данный факт позволил создать различные модели студенческого самоуправления во всех учебных заведениях города. Возрождены и в проводятся на очень высоком уровне школы студенческого актива.

За последние два года созданы 17 студенческих оперативных отрядов содействия милиции. Постоянно проводятся семинары и конкурсы для бойцов студенческих оперативных отрядов.

Совместно с общественными организациями проводятся конкурсы, мероприятия по борьбе со СПИДом, благотворительные и экологические акции.

Подытоживая анализ работы, Центра управления молодежной политики мы можем с уверенностью сказать, что центр не бездействует, а работает и даже очень успешно. Организовывая, все выше перечисленные мероприятия, он способствует предоставлению молодежи качественного досуга, и конечно же хотелось бы отметить активность центра в патриотическо - нравственном воспитании и перевоспитании молодежи. Но при всей широте его работы, качество молодежной политики по некоторым направлениям очень низкое, особенно в плане поддержки молодой семье, организации занятости и трудоустройства молодежи, формирования культуры здорового образа жизни. И на основе изученного анализа, рассмотрев опыт деятельности, были предложены конкретные рекомендации по улучшению деятельности центра:

- более точное и подробное информационное обеспечение молодежи;

- создание новых форм по спортивной работе;

-усовершенствование банка идей и центра молодой инициативы;

-общедоступность за счет привлечения меценатов и спонсоров.

При конкретизации анализа опыта деятельности культурно-досуговых центров был изучен «Центр Молодежных Инициатив» г.Белгорода. Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В основу деятельности необходимо положить структуру и характер запросов молодежи, пытаться включать в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи.

Ежедневно в помещении Центра работают коллективы и кружки художественной самодеятельности, творческие группы и клубы по интересам, общая численность которых — 13, число участников около 200 человек. Среди них коллективы высокого творческого уровня - Лауреаты и Дипломанты Всероссийских и фестивалей, смотров, конкурсов; победители и участники Международных творческих акций.

3 творческих коллектива уже много лет носят почётное звание «Народный коллектив». Это - ансамбли спортивного - бального танца «Белогорочка» и «Лита», цирковая студия «Эквилибр». Шоу – балет «Импульс» - обладатель Гран При международного конкурса современной хореографии в Испании.

Работа творческих коллективов носит в основном студийный характер. Так, например, в хореографических ансамблях несколько возрастных групп - от 5 до 23 лет.

Заинтересованность участников настолько велика, что текучесть составляет минимальный процент, и в начале творческого сезона ведётся лишь небольшой дополнительный набор в коллективы. Каждая творческая студия ведёт дифференцированный подход по возрастному статусу. Социальное положение не учитывается, и в кружках занимаются все слои населения: школьники, рабочие, служащие, учащиеся, студенты. Коллективы дружные, сплочённые, дисциплинированные. Каждый коллектив имеет большую самостоятельную программу.

Кроме подготовки концертных номеров в коллективах проводится учебно -воспитательная и тренировочная работа, становление физического и творческого мастерства участников .

Творческие коллективы ЦМИ являются постоянными участниками всех массовых мероприятий Центра, выездных концертов, городских и областных представлений и праздников.

В ЦМИ в среднем за месяц проходят порядка 20 культурно - массовых мероприятий.
Особое внимание уделяется нравственному, эстетическому воспитанию
молодёжи, формированию её духовных ценностей, акцент делается на
пропаганду классического наследия, углубляется линия военно —патриотического воспитания.

Место проведения мероприятий: Большой зал. В концертном зале Центра регулярно проходят студенческие фестивали, смотры - конкурсы, гала - концерты, молодёжные представления, шоу, конкурсы, игры КВН (включая команды Областной Лиги), праздники, чествования, акции «Молодёжь - против СПИДа», «Скажем наркотикам - Нет!», «Молодёжь - в поддержку детей сирот», «Мы – Граждане России», торжественные собрания и другие крупные массовые мероприятия, в которых принимают участие творческие коллективы из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Многие массовые мероприятия стали традиционными и пользуются популярностью у молодёжи. Это шоу - конкурсы «Мистер Студент» и «Мисс Студентка», «Мисс Татьяна» и «Мисс Осень», не остался без зрительского внимания и новый шоу – конкурс «Снегурочка года» развлекательные программы различной тематики, циклы осенних балов , открытый студенческий фестиваль – конкурс разговорного жанра «Время, как звезды сердца зажигать» , молодёжный фестиваль «Студенческая весна». Особую популярность получили новые проекты , включающие творчество неформальной молодёжи - это «Фестиваль хип - хоп культуры», фестиваль неформальной культуры «РЭП не просто рифма», Международный фестиваль электронной музыки и чемпионат «Граффити - Арт» .

Регулярно осуществляется подготовка и проведение мероприятий, посвящённых знаменательным датам в жизни страны, области и города. Ежегодно проводится тематический вечер для участников локальных конфликтов, посвящённых Дню вывода войск из Афганистана, вечер, посвящённый Дню защитника Отечества «Армия, Родина, Долг!», зонг - митинги и вечера для ветеранов войны в честь Дня Победы и Дня освобождения г. Белгорода от немецко - фашистских захватчиков, праздничный концерт, посвящённый Дню независимости России, праздники, посвящённые Дню молодёжи, Дню студентов, Дню учителя и многие другие.

В период творческого сезона (с сентября по май) регулярно проводятся молодёжные дискотеки, на которых используются выступления творческих коллективов, театров мод, игровые и развлекательные программы.

Огромную студенческую аудиторию собирают игры КВН Областной Лиги «наКоВальНя», в период подготовки и проведения которых (ежемесячно с сентября по май) Центр становится «вторым домом» для молодёжи и студентов, здесь в каждом уголке кипит жизнь, звучит смех и музыка, каждый находит дружескую поддержку и участие.

Исходя из всего выше перечисленного мы можем с уверенностью сказать, что ЦМИ работает в полном режиме и охватывает весь контингент населения города, что очень и очень радует и использует при этом практически все формы и виды культурно-досуговой деятельности, показатель активности центра, а именно их профессиональных кадров очень велик. Хотелось бы, чтобы на примере ЦМИ работали все культурно-досуговые учреждения нашего региона. В крайнем случаи хотябы использовали весь свой имеющийся потенциал, что в большой степени зависит от выше стоящего руководства ну и конечно от профессиональной кадровой подготовки.

2.2 Пути совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой — своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой, и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения.

На основании проанализированных учреждений культурно-досуговой деятельности можно предложить конкретные рекомендации по повышению уровня и качества организации досуга молодежи, а именно:


Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.

2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г

3. Бобахо В.А., С.И.Левикова Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность.

4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.
5. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.

6. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

7. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – М., 1997 - №12.- С.4-6.

8. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? – М: Политиздат, 1989.-С.190-238.

9. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.-С.2-4.

10. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.

11. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

12. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.

13. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

14. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990.-107с.

15. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

16. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

17.Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / Ред. Козлов А., Саралиева 3.- М., 1991.

18.Современные технологии социально-культурной деятельности. Учеб. пособие/ под науч. ред. проф. Е.И.Григорьевой, -Тамбов:Першина,2004