Главная              Рефераты - Культура

Современная субкультура байкеров рокеров - реферат

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

кафедра философии и социальных наук

Реферат по культурологии

Тема: Современная субкультура байкеров (рокеров)

Выполнил:

Проверил:

2009


Содержание

Введение 3

Культура и субкультура 5

Субкультура байкеров: 8

· Из истории возникновения 8

· Внешний вид байкера 9

· Символика байкера 9

· Мотоклубы 12

· Мотоциклы байкеров 14

· Музыка 14

· Убеждения байкера 14

Байкеры и популярная культура 16

Заключение 18

Литература 19

Введение

Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

Молодежное движение существует как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения. Это в каком-то смысле община со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Каждая субкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

Основными источниками для изучения проблемы явились труды М.В. Шакуровой, Б.А. Грушина, Р.Г.Гуровой, Л.Н. Жилиной, Н.Т. Фроловой, где освещаются отдельные аспекты, связанные с проблемами молодежных субкультур.

Культура и субкультура

Субкультура (буквальный перевод - «подкультура») трактуется в несколь­ких смыслах. Этим термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автоном­ную форму организации людей внутри господствующей куль­туры; совокупность норм и ценностей, образующих культу­ру преступников. В американской социологии с 20-х гг. про­шлого века существует традиция исследования девиантного поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодежного движения как мо­лодежных субкультур. В целом исследователи рассматрива­ют современные субкультуры как специфический способ диф­ференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ею совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

От господствующей культуры ее субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, моло­дежь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: твор­цами и носителями норм, действий и ценностей, объединя­ющих группу в субкультуру. Субкультурные различия опре­деляются полом, возрастом, родом занятий, национально­стью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по - разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках суб­культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может ут­верждать образцы мировоззрения и поведения, противопо­ложные доминирующей культуре. Некоторые исследовате­ли используют термин «контркультура» применительно к суб­культурам групп, бросающих вызов традиционной культу­ре. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культур­ными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культу­ры, посредством которого специфические группы пыта­ются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систе­му символов, помогающую индивиду или группе осмыс­лить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи — сплочению с другими членами субкультуры. Воз­никновению или развитию субкультур содействуют соци­альные события, приводящие к изменению образа и уров­ня жизни общества.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, при­ческа); манеру поведения (походка, мимика); сленг (на­бор слов и характер их использования). Стиль создается на основе элементов данной культуры; новый контекст придает иное значение предметам, вещам и словам, заим­ствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обес­печивает роль субкультуры в обществе и ее ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в суб­культуре, предлагает индивиду варианты решения лично­стных проблем.

Субкультура как альтернативная форма социальной ак­тивности осваивается непосредственно (фактическим член­ством в группе субкультуры) и опосредованно (под влияни­ем средств массовой коммуникации).

Субкультуры способны решать специфические потреб­ности индивидов и определенных социальных групп в ком­муникации; об этом весьма убедительно говорит факт появ­ления и развития субкультур.

Среди молодежных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры низшего класса (рокеры, бритоголо­вые, панки, футбольные фанаты и др.) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получи­ли распространение на постсоветском пространстве культу­ры. Субкультуры низшего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или пове­дения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследо­ватели относят поиск духовного удовлетворения в творче­стве, стремление к формированию и выражению индивиду­альности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкрет­ная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри су­ществующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных груп­пах с субкультурами идет творческий процесс взаимодей­ствия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур при определенных обстоятельствах способны повлиять на развитие культуры человечества.


Субкультура байкеров

Из истории возникновения

Байкеры (англ. biker , от bikemotorbike motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Байкерами также себя иногда называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они при этом называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают именно с водителями мотоциклов.

Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию (в СССР в 1980-ых годах их называли «рокеры» ), какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

До недавнего времени понятие «байкер» распространялось исключительно на владельцев «чопперов» и непременно ассоциировалось с вынесенным далеко вперед передним колесом, обилием хрома, кожи, длинными волосами и бородой мотоциклиста. Однако, с конца 90-х годов на дорогах все чаще стали появляться мотоциклы с высокооборотистыми двигателями, закованные в пластиковые обтекатели - спортбайки, или «спорты». На протяжении долгого времени спортбайкеры не признавались «истинными» байкерами как члены байкерского сообщества, даже такой жест, как приветственное поднятие руки при встрече на дороге, на них не распространялся. За характерную посадку водителя спортбайк и его водитель удостоились звания «креветка». В ответ на это чопперисты были прозваны «чопперастами». Причина такой конфронтации крылась в облике мотоцикла и манере езды. Высокая скорость спортбайка и мотоциклист в полной экипировке, больше похожий на космонавта в скафандре, не вязались в понимании байкеров старой формации с обликом настоящего байкера. Но постепенно эта конфронтация сошла на нет, поскольку идеалы свободы близки и тем и другим.

Внешний вид байкеров

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы.

Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку.

Символика байкеров

Флаг Конфедератов, Naval Jack Цвета клуба, нашитые на спину

Наиболее часто используемая символика:

· Флаг Конфедерации (точнее, его вариант — Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонконформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

· Изображение черепа . Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров — защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

· Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мотоклубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере - страну или город, в котором организован мотоклуб, на центральной - логотип и статус клуба. Распространённой является подпись «МС», свидетельствующая о принадлежности клуба к категории «MC» клубов (аббревиатура от английского слова «Motorcycle Club»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MG» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. На груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.

· 1 % . Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws). После этого выступления, на фоне и так существующей жесткой конфронтации между АМА и клубами, которые относились к категории МС, последние избрали «1 %» символом, отличающим их от АМА - клубов. С тех пор нашивка «1 %» означает, что МС или независимый байкер относят себя к outlaws 1 %» - это не только наиболее известные и крупные МС (Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Pagans MC, Mongols MC), но и менее известные клубы и многие байкеры - одиночки. Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1 % клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaws клуба определяется тем, что он живет по законам МС и сложившимся неформальным традициям.

· Татуировка . Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства.

· Железный крест . Перенят у американских солдат после Второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Носив награды врага, солдаты выражали протест против американской власти. Многие байкеры, особенно в России и в Германии, изображают железный крест без свастики.

· Свастика . На многих байкерах можно увидеть изображение свастики. Вопрос об этом символе неоднозначен. С одной стороны, большинство американских outlaw - йкеров, в силу многих причин, отличаются правыми взглядами.

С другой стороны, есть обоснованные сомнения, что эти байкеры убежденные, «идейные» наци. Во многом (но далеко не во всем) это идет от желания эпатировать «цивилов», то есть обычных, добропорядочных мирных граждан. Однако, нельзя говорить обо всех outlaw в общем - то-то может действительно быть наци, кто-то вешает знаки просто из эпатажа, кто-то - отому что в их MC так принято или потому что так принято изображать байкеров.

Мотоклубы

Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространённый стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер.

Появившись после Второй мировой войны, с течением времени мотоклубы приобрели более или менее стандартную структуру. Она может отличаться в зависимости от конкретных уставов клубов, от страны, от местных условий и традиций, но в целом имеет ряд схожих черт и традиций.

Путь нового члена в состав клуба обычно достаточно долог. Начинается все с личного знакомства с уже действующим членом клуба. Если новичок внушает доверие, то он представляется другим членам клуба, причем на представляющего (поручителя) автоматически возлагается ответственность за все дальнейшие действия протеже. При положительном впечатлении на членов клуба, ему присваивается статус support (поддерживающий). После определенного времени (это может быть и год, и более, в зависимости от ряда обстоятельств), если «суппорт» положительно зарекомендовал себя в клубе, на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у «суппорта» поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается ранг hang around.

Hang around — первая, низшая из ступеней в байкерской иерархии, за ней следует prospect и member. Из «мемберов» (полноправных челнов MC) выбираются или назначаются руководители клуба: президент, вице-президент, treasure (казначей), sergeant at arms (начальник службы безопасности и первая инстанция по разрешению споров между членами клуба), road captain (дорожный капитан, выполняет обязанности по проведению «выездов», организации маршрутов, определению необходимых затрат и т. д.) и др. офицеры.

Каждый MC имеет свою символику (colours - цвета»). Обычно это три нашивки на спине кожаного или джинсового жилета – верхний и нижний «рокеры» и центральная «мишень». «Hang around», как правило, имеет право носить только нижний рокер, «prospect» нижний и верхний, «member» - все три. Хотя у «Ангелов ада» hang around носит лишь маленькую «ненастоящую» нашивку на левом борту жилета, prospect получает нижнюю нашивку на спину, а member также носит все три. Офицеры носят специальную нашивку с обозначением звания на левом борту жилета. Иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца.

Отношения в клубе строятся по принципу жесткой иерархии - «хэнгэраунд» подчиняется «проспектам» и «мемберам», «проспект» — «мемберам» и все три категории - требованиям устава, офицерам и президенту. Главная фигура - президент, который возглавляет клуб и ведет собрания. В некоторых клубах он имеет право дополнительного голоса. Президент и офицеры образуют Совет клуба, который обладает исполнительной, законодательной и судебной властью, может вносить изменения в устав и налагать дисциплинарные взыскания на членов клуба и «суппортов». Основные поощрения - это быстрое продвижение по иерархической лестнице и освобождение от членских взносов. Наказания - непопулярные работы, денежный штраф, временное лишение прав и привилегий и изгнание из клуба. Последнее считается самым серьезным и происходит на общем собрании клуба, если обвиняемый имеет низкий ранг, или на собрании только «мемберов», если рассматривают проступки «мембера» и тем более «офицера». Все допущенные могут выразить свое мнение, но в любом случае только «мемберы» имеют право голоса. Если принято решение об изгнании члена клуба, то он немедленно снимает жилет с «цветами», оставляет его и покидает здание клуба.

Мотоциклы байкеров

Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнингованых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность. Некоторые клубы выставляют определённые требования к объёму двигателя (например, не менее 750 см3 ), цвету (например, сине – бело - красный) или марке мотоцикла.

Музыка

Как отдельный человек, байкер может любить и слушать любую музыку - от симфоний до поп-музыки и шансона. Но в среде байкеров более распространенными являются рок, хард - рок, метал, блюз. В популярной музыке, притом и в лёгких её формах, часто обыгрывается образ байкера,

Музыкальные группы, связанные с байкерской тематикой и байкерским движением: Judas Priest, Mötley Crüe, Guns N' Roses, Iron Maiden, Manowar, Bad Company, ZZ Top, Led Zeppelin, Metallica, Ария и др.

Убеждения байкера

Байкер верит в две вещи - в себя и свой мотоцикл. Это, однако, может стать проблемой, когда байк подводит своего хозяина. В таком случае рушится целый мир и вся система взглядов. Байкеры, как правило, атеисты, хотя есть и такие, которые поклоняются дьяволу, и такие, которые являются христианами.

Байкерская философия - это дружба, в определенной степени превращенная в братство. Братство по духу, интересам, взглядам.

Байкеры и популярная культура

На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а, следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов (MC) середины 60-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря масс - медиа в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» - пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно - притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины. На волне популярности Hells Angels и других outlaw-клубов стали в массовом порядке сниматься фильмы, писаться книги и выпекаться жареные публицистические статьи.

Единственное, что не смогли донести до «простых людей» Америки десятки и сотни вышедших в 60-70-е годах байкерских фильмов, книг и репортажей - так это смысл существования outlaws. «Ангелы Ада» и другие MC были названы «отверженными» из-за того, что они были отвергнуты Американской Мотоциклетной Ассоциацией, объединяющей «приличных мотоциклистов», за превышение скорости, неправильную парковку и отсутствие талона техосмотра. Во всеуслышание было сказано, что их всего один процент среди нормальных и аккуратных водителей двухколесного транспорта. Но режиссеры и журналисты не сказали, что outlaws байкер - это не стиль езды на мотоцикле, а стиль жизни. Байкеры презирали окружавшее их общество, и они создали собственное - со своими правилами и моралью. Именно в тот момент глава «Ангелов Ада» Ральф Сонни Баргер произнес гордую фразу «It’s better to rule in hell than serve in heaven» (Лучше править в аду, чем прислуживать в раю). Не все мотоклубы относятся к «1 %» и не все байкеры пришивают себе на куртки этот гордый знак, а только те, что выступают против всего того, что составляет институт «общества» - против цивильных норм, государственного закона и бюрократических ограничений, автоматически становясь «врагами государства номер один» и преступниками.

Наиболее популярной тема байкеров как outlaws в масс - медиа была в середине 60-х и начале 70-х годов XX века. К настоящему времени этот образ угасает, постепенно теряя популярность в массах и уступая его более пафосным, «модным», современным молодёжным течениям, особенно связанными с так называемыми «спорт-байками». За редким исключением современные мотоциклисты не имеют даже малейшего представления, как нужно вести себя в той или иной ситуации и как поддерживать имидж истинного байкера. Только некоторые клубы и отдельные free riders (независимые байкеры) пропагандируют «старые добрые» порядки и передают традиции из поколения в поколение.


Заключение

Байкеры стали по-настоящему первой белой молодежной субкультурой со своим стилем, языком и манерой поведения. Массовая культура сделала из них миф, настолько притягательный в своей «наоборотности» и «отвратности», что мотоциклетные субкультуры оказались самыми живучими – существуя по сей день, они так и не пережили своего упадка.

Себя они называют также «hardcore» (настоящие). Они неохотно идут на контакты, нелюбопытны, неразговорчивы. Байкеры или рокеры являются аутсайдерами презираемого ими изнеженного общества, у них считается позором быть такими как все. Они создали свое собственное общество со своими правилами и понятиями о морали (причем секс и преступления далеко не играли ту архиважную роль в их среде - это делала ненавидимая ими пресса). Они - пламенные патриоты (абсолютный патриотизм отчасти выражался в признании только отечественных мотоциклов – «Харлей Дэвидсон»), отчасти расисты (особенно в южных штатах, где одной из байкерских эмблем был старый флаг Конфедерации), уважают (в общем и целом) сильную государственную власть и хотят быть уважаемыми в своей местности.

Байкеры явили собой образец субкультуры, в которой ценностный акцент делался именно на вещи, считавшиеся низкими и незаконными. Их ценности формировались спонтанно, на бессознательном уровне, поэтому-то они и остались особой молодежной субкультурой, племенем, куда доступ посторонним был, как правило, закрыт. Новичкам необходимо пройти через ряд достаточно суровых испытаний, и только тогда им будет выдана джинсовая жилетка с обрезанными рукавами, с эмблемой той или иной мотоциклетной банды. Байкерская субкультура, пожалуй, явилась единственной эксклюзивной, отвергавшей все, что связано с этническими и иными меньшинствами, а также с женским началом в культуре.

Литература

1. Воронова В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. - С. 20-25.

2. Гусельцева М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. - 2006. -№4. - С. 3-14.

3. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.

4. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. проф. Г.Д. Драча. Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 570 с.

5. Румянцев О.К. Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. - №4. - С.87-103.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Ганиева Р.Х., Гулиев М.А. Культурология: учебное пособие. Изд. 3-е. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 352 с.

7. материалы сайта http://ru.wikipedia.