Главная              Рефераты - Культура

Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна в истории социальной антропологии Структу - доклад

Министерство образования и науки

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Кафедра теории и истории мировой культуры

Доклад.

Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна в истории социальной антропологии (Структура и функция в примитивном обществе).

Выполнила: студентка 4 к.

спец-ть «Культурология»

Королева А.Ф.

Проверила: Ягафова Е.А.

Самара, 2009г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна……………………………………..5

Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии………………………………………12

§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна……...12

§2. Критика структурного функционализма…………………………………...16

Заключение…

Литература….

Введение.

Такое направление в социальной антропологии как функционализм зародилось в Британии в начале CC века. Центральными фигурами в этой школе являются Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун. В этом направлении социальной антропологии на первый план выходит поиск информации с помощью полевых исследований, т.е. необходимо личное знакомство с культурой для дачи адекватной оценки, анализа культуры, общества. С появлением функционализма произошел переворот в методологии в характере определения предметной области, то есть теперь культура понимается как система из множества элементов, деятельность которых определяется функцией; институты удовлетворения потребностей человека разделяются на базисные и другие, интегрированные; ключевую роль в обществе отводится обычаям, традициям.

Представители каждого нового появляющегося научного течения критикуют методические основы предыдущего направления в науке, например, спор эволюционистов и диффузионистов. Так же осуждается и структурно-функциональное направление, как предшественниками и так современными учеными.

Рэдклифф-Браун первый рассматривает антропологию как науку о человеке и всех аспектах человеческой жизни (включая физическую антропологию и археологию). Науку о культурах он делил на две части — этнологию и социальную (культурную) антропологию. Этнология представляет собой конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии — историческая реконструкция. Социальная же антропология имеет своей задачей поиски общих закономерностей социального и культурного функционирования и развития. Особенностью научного кредо А. Рэдклифф-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б. Малиновского, не отрицал и исторического изучения культур.[1]

Целью исследования является выявление особенностей структурно-функциональных методов А.Р. Рэдклифф-Брауна и их роли в развитии социальной антропологии как науки. Задачами исследования является:

1. Ознакомиться с биографией ученого.

2. Охарактеризовать книгу «Структура и функция в примитивном обществе», в которой содержатся основные положения его структурного функционализма.

3. Сравнить точки зрения ученых и Рэдклифф-Брауна на проблему структурного функционализма.

Глава 1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна.

Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955) -— английский социолог и один из наиболее известных антропологов первой половины XX века. Благодаря его усилиям социальная антропология сформировалась как современная теоретическая и эмпирическая научная дисциплина.
В детстве Рэдклифф учился в Королевской школе коммивояжеров, а затем в течение двух лет был стипендиатом средней школы короля Эдварда в Бирмингеме. Прослушав в течение года курс «начальных медицинских наук», Рэдклифф-Браун победил в конкурсе на право обучаться на отделении психологии в Тринити-колледж Кембриджского университета. В Кембридже, куда Альфред поступил в 1901 г., познакомился с Уильямом Риверсом, человеком, сыгравшим в его жизни важную роль. Благодаря Риверсу Альфред не перешел, как хотел на отделение естественнонаучных дисциплин, а стал изучать психологию. В это время сформировались научные интересы молодого Альфреда — он стал заниматься сравнительным изучением систем классификационного родства примитивных народов. В годы пребывания в Кембридже Рэдклифф-Браун, занимаясь проблемами социальной организации примитивного общества, проявлял пристальный интерес к истории социологической мысли Западной Европы от эпохи Просвещения до современных ему мыслителей. Глубокий след в его сознании оставили лекции А.Н.Уайтхеда по философии науки, так же на него оказали влияние работы О.Конта, Г.Спенсера, однако совершенно особое влияние на него оказали социологические идеи Э.Дюркгейма.

В 1906 г. Рэдклифф-Браун закончил университет. Атмосфера поиска адекватной антропологической теории была весьма характерна для Кембриджского университета вначале XX в. Образование, которое здесь получил Рэдклифф-Браун, ориентировало на этот поиск. В кембриджскую школу устремились ученые-естественники, т.е. химики, психологи, юристы и т.д. Приток ученых-естественников по-новому поставил вопрос о естественнонаучном характере социальной антропологии, который виделся им не столько в преобразовании уже существующей биологической теории эволюции в социологическую теорию, сколько в разработке принципов и процедур экспериментального изучения общества. Экспериментальное изучение примитивных обществ выразилось в методике полевых исследований. Интенсивная полевая деятельность кембриджцев с неизбежностью выдвигала на передний план проблему метода, намеченную в общих чертах еще О.Контом. Этот метод и был воспринят Рэдклифф-Брауном. Ситуация в британской социальной антропологии начала века и весь ход обучения Рэдклифф-Брауна в университете подводили его к мысли о необходимости личного проведения полевых работ. Свою диссертацию он мыслил подготовить исключительно на базе собранного им в экспедиции материала. Благодаря стараниям Риверса в 1906 г. Рэдклифф-Браун отправился на Андаманские острова. Выбор андаманцев в качестве объекта исследования был не случаен. Воспитанный в духе эволюционистской антропологии, Рэдклифф-Браун ставил перед собой задачу изучения происхождения социальных институтов, в частности религии и систем родства. На Андаманских островах Рэдклифф-Браун пробыл до 1908 г. Здесь он собрал богатый материал по этнографии островитян и на его основе написал труд, благодаря которому он получил ученую степень и был принят в Тринити-колледж Кембриджского университета. В этом колледже, а также в Лондонской школе экономических и политических наук— структурном подразделении Лондонского университета — Рэдклифф-Браун в 1909-1910 и в 1912-1914 гг. читал лекции по антропологии примитивных обществ. В это время он еще не выработал самостоятельной теоретической позиции.[2]

В 1910 г. Рэдклифф-Браун, сделав перерыв в своей преподавательской деятельности, отправился в экспедицию к аборигенам Австралии. В экспедиции 1910—1912 гг. Рэдклифф-Браун изучал социальную организацию племен штата Западная Австралия, причем значительную часть времени он опрашивал аборигенов, помещенных в лепрозорий на о-ве Берниер. Снова в Австралию Рэдклифф-Браун приехал в 1914 г. для участия в работе антропологической секции Британской ассоциации содействия развитию науки, а вернулся на родину лишь спустя четверть века. До 1920 г. он не занимал официальных постов в научных учреждениях. До 1916 г. он работал школьным учителем в Австралии, с 1916 по 1919 г. был директором департамента народного образования в Королевстве Тонга (британский протекторат в Полинезии), в 1919 г. заболел испанкой и по совету врачей переехал к своему брату Герберту в Йоганнесбург (Южная Африка). Здесь он зарабатывал на жизнь преподаванием английского языка во вновь открытом университете и занимал незначительную должность в местном музее. Также он заведовал кафедрами в университетах Кейптауна (1920-1925), Сиднея (1925—1931), Чикаго (1931—1937) и Оксфорда (1937-1946). Он также читал лекции в университетах Китая и Бразилии был профессором и директором Института социальных исследований в Александрии (Египет). Много сил и времени он отдавал стимулированию других исследований и организации широкомасштабных проектов. В Южной Африке он открыл Школу африканской жизни и языков, в Сиднее вместе с Австралийским национальным исследовательским советом создал журнал «Океания» и руководил чрезвычайно интенсивными научными разработками. Среди его многочисленных научных заслуг можно назвать, например, его членство в Амстердамской королевской академии наук, почетное членство в Нью-Йоркской академии наук и в Британской академии, он был избран первым президентом Британской ассоциации социальных антропологов, президентом Королевского антропологического общества.

В методологическом плане его социальная концепция была синтезом разнообразных элементов: теории реальности Гераклита, теории процесса Г. Спенсера, эпистемологической теории Г. Дюркгейма. Кроме того, значительное влияние на него оказали Юм, Сэмюэл Александер, Уайтхед, Ралф Бартон Перри и китайская философия. Он был убежден, что конкретные события социальной жизни — это факты, к которым должны быть приложены все научные понятия и теории. Своеобразный синтез концепций Гераклита, Спенсера и Дюркгейма привел его к созданию концепции типов и форм социальной структуры как основанного на доверии равновесия в устойчивых системах.

Собственный творческий подход он создает в 1908 году, будучи аспирантом и сформулировав три основных требования к науке о человеческом обществе: рассматривать социальные явления в качестве природных фактов и таким образом подверженных действию обязательных условий и законов, которые в принципе могут быть открыты наукой; быть приверженным методологии естественных наук; использовать только такие обобщения, которые могут быть проверены и верифицированы. В своих работах он никогда не нарушал этих правил. Основные его идеи и метод были реализованы уже в ранних работах: «Андаманские островитяне» (1922), «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923), «Брат матери в Южной Африке» (1924), классическое же воплощение они получили двумя годами позже в работах «О понятии функции в социальной науке», «О социальной структуре», «Социальная организация австралийских племен». Вместо объяснений социальных явлений в исторических и психологических терминах, что он полагал невозможным, Редклифф-Браун предложил объяснить их как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Главная его рабочая гипотеза состояла в том, что жизнь общества может рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере. Составляющие ее взаимные элементы являются функционально совместимыми друг с другом.

Он ввел понятие «социальная структура» еще в 1914 году, но окончательно это понятие было им углублено и точно проработано уже в 30-х годах. В окончательной формулировке социальная структура соотносится с взаимодействием индивидов, а организация — с взаимодействием деятельности. В то же время он заменил понятие «социальная система» на понятие «культура». Все эти изменения были взаимно связаны.[3] Главной целью Рэдклифф-Брауна было абстрагирование общих черт и поиск сравнимых типов и вариаций, и он полагал, что единственно приемлемым методом получения систематического знания является проверка ряда последовательных гипотез с помощью фактов. В целом он опубликовал около семидесяти работ. Все они написаны четким языком, в безукоризненном стиле, и логика изложения в них соединена с богатым научным воображением. Он имел вкус к классификациям и типологиям. Рэдклифф-Браун ввел оборот большое количество новых точных терминов, в частности характеризующих оттенки родственных отношений. Он участвовал лишь в двух продолжительных полевых экспедициях: на Андаманские, острова (1906—1908) и на северо-запад Западной Австралии (1910—1912), однако нельзя сказать, что он предпочитал кабинетную работу. Он в равной степени свободно владел как эмпирическими методами, так и приемами глубокого теоретического анализа изучаемых явлений. В работе «Социальная организация австралийских племен», охватившей все известные тогда племена аборигенов, он каталогизировал, классифицировал и произвел аналитические обобщения и синтез огромного количества данных о специфике социального поведения в зависимости от пола, возраста, языковой принадлежности, обычаев, обладания территорией, родственных связей, брака и пр. От этого монументального обзора различий в рамках гомогенности берут свое начало, помимо типологий, определивших развитие научной мысли многих поколений обществоведов, первые формы аналитических обобщений систем взаимоотношений, например, структурирование отношений по принадлежности к конкретному поколению, возрасту, полу. Кроме этих двух исследований он провел еще четырнадцать, посвященных тотемизму, первобытному праву, санкциям, патриархальной и матриархальной преемственности, табу, шутливым взаимоотношениям, религии, системам родственных связей, теории сравнительной социальной антропологии и политическим системам. По его определению, социальная антропология функций, структур и родственных связей имеет дело с отношениями реальной взаимосвязанности, с «продолжающейся организацией индивидов во взаимоотношения, определяемые или контролируемые институтами, то есть социально учрежденными нормами или образцами поведения». Предметом такого изучения является «реальная и конкретная» социальная структура, являющаяся следствием «ролевой деятельности» индивидов, занимающих определенные «позиции» в этой структуре. В целом социальная антропология, по Рэдклифф-Брауну, состоит из общей теории и центральной теории. Общая теория имеет дело с тремя группами проблем. Первая — это статические или морфологические проблемы: что это за общество, его сходства и различия с другими обществами, как можно их сравнивать и классифицировать. Вторая область — социальная динамика: как функционируют различные общества, как они поддерживают существование свое. Третья группа — проблемы развития: как общество изменяет свой тип, как образуются новые общества, каковы общие закономерности социальных изменений. При этом общая теория в изучении этих вопросов делает упор на сформированные Спенсером три аспекта адаптации: на экологическую адаптацию к физическому окружению; на социальную адаптацию, то есть институциональную организацию, с помощью которой поддерживается социальный порядок; и на социализацию или «культурную адаптацию» индивидов. Центральная теория имеет дело, с детерминантами социальных отношений всех типов. Рэдклифф-Браун сформулировал ее в терминах коадаптации, или подгонки и гармонизации индивидуальных интересов или ценностей, что делает возможным «отношения ассоциации» и «социальные ценности». Идея коадаптации играет важную роль в концепции Рэдклиффа, но ее логические и концептуальные импликации разработаны недостаточно, равно как и статистические и динамические аспекты коадаптационного процесса. Он считал наиболее важной задачей изучение социальных структур, но допускал, что «изучение социальной структуры непосредственно ведет к изучению интересов и ценностей как детерминантов социальных отношений» и что «социальная система может рассматриваться и изучаться как система ценностей».

Итак, у Рэдклифф-Брауна была достаточно длинная и насыщенная жизнь. Он получил подготовку по химии и анатомии в Миддлсекском колледже, в Школе короля Эдуарда в Бирмингеме — по медицине, в Кембриджском университете по психологии. В течение научной деятельности он предложил свое определение социальной антропологии, выделил 3 понятия, которых считал основополагающими в социальной антропологии, написал около 70 работ, заведовал кафедрами, был учителем и т.д.

Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии.

§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна.

В формировании методологии А.Р. Рэдклифф-Брауна сыграли роль несколько ученых, таких как Г. Спенсер, Г. Дюркгейм,У. Риверс. Благодаря Риверсу Рэдклифф-Браун отправляется в экспедицию на Андаманские острова, где собрал замечательный материал, за который получил ученую степень. После каждой своей экспедиции ученый создавал научную работу, в которой выражал методологические идеи структурного функционализма.

В книге «Структура и функция примитивного общества» собраны работы, изданные ранее такие как «Брат матери в Южной Африке», «О социальной структуре», «О понятии «функция» в социальных науках». Он выделяет 3 понятия важных для структурного функционализма – «процесс», «структура», «функция». Эти 3 понятия взаимосвязаны. Применение понятия «функция» к человеческим обществам основано на аналогии между социальной жизнью и жизнью органической. Первое системное определение этого понятия в приложении к строго научному изучению общества было дано Эмилем Дюркгеймом в 1895 г.[4] Определение Дюркгейма состоит в том, что «функция» социального института есть его соответствие потребностям социального организма. Это определение требует некоторых усовершенствований. Для прояснения понятия «функция» и связки его с понятием «структура и процесс» автор обращается к аналогии между социальной жизнью и органической жизнью. Биологический организм представляет собой скопление клеток и промежуточных жидкостей, взаимно организованных не как конгломерат, но как интегрированное живое целое. Система связей между этими единицами представляет собой органическую структуру. Организм сам по себе не является структурой; он есть собрание единиц, организованных в структуру, т.е. составляющих сеть связей; организм обладает структурой. Две взрослые животные особи одного вида и одного пола состоят из сходных единиц, собранных в сходные структуры. Структура, таким образом, может быть определена как сеть связей между некими единствами. На протяжении всей своей жизни организм поддерживает непрерывное существование структуры, хотя и не сохраняет полной идентичности своих составных частей. Процесс, поддерживающий непрерывность структуры организма, называется жизнью. Исходя из смысла, вкладываемого здесь в слово «функция», жизнь организма следует рассматривать как функционирование его структуры. Именно через посредство и благодаря непрерывности функционирования поддерживается непрерывность существования структуры. Накладывая органическую структуру на социальную жизнь можно обнаружить и социальную структуру, где основными единицами являются человеческие существа, которые связаны определенной сетью социальных отношений в интегрированное целое. Социальную жизнь сообщества определяется как функционирование социальной структуры.[5] Функция всякой повторяющейся деятельности, такой, как наказания за преступления, например, или погребальные церемонии, — есть та роль, которую эта деятельность играет в социальной жизни в целом, и также вклад, который она вносит в поддержание непрерывности структуры.

Таким образом, понятие «функция» — как оно здесь определяется — влечет за собой понятие о структуре, состоящей из сети связей между единицами-единствами, а также понятие о непрерывности структуры, поддерживаемой процессом жизни, который обеспечивается деятельностью составляющих единиц.[6] Функция конкретной социальной практики — это ее вклад в общую социальную жизнь, т.е. в функционирование социальной системы в целом. Такой подход предполагает, что социальная система (социальная структура общества в целом вместе с совокупностью социальных практик, в которых структура проявляет себя и от которых зависит непрерывность ее существования) обладает определенного рода единством.

А.Р. Рэдклифф-Браун первоначально рассматривает культуру, а потом заменяет понятием «социальная структура», но несколько позже, хотя многие авторы до него сравнивали социальные отношения и культуру. Рэдклифф-Браун считал, что нельзя наблюдать культуру как конкретную реальность, это всего лишь абстракция и рассматривать, прежде всего, надо социальную структуру, которая и представляет реально существующие отношения. По мнению автора в понятие «социальная структура» входит широкий круг явлений: все социальные отношения между двумя отдельными лицами, дифференциация индивидов по социальным ролям. Структурная форма вполне устойчива, но может и меняться, иногда постепенно, иногда относительно внезапно — как это бывает во время революций или военных вторжений. Но даже и при самых революционных переломах некоторая непрерывность структуры сохраняется.[7] Раз зашла речь о социальных отношениях необходимо упомянуть понятие «социальная личность», подразумевающее позицию, которую занимает индивид в социальной структуре, — комплекс всех его социальных отношений с другими людьми. Каждое человеческое существо, живущее в обществе, является и индивидом, и личностью одновременно. Как индивид оно представляет собой биологический организм, собрание огромного числа молекул, организованных в сложную структуру, внутри которой на всем протяжении ее существования происходят физиологические и психологические акты, реакции, процессы и изменения. Человеческое существо как личность есть комплекс социальных отношений.

Социум в течение жизни развивается и это характеризуется двумя процессами: прогресс, социальная эволюция.

Кроме уже указанных 3 понятий, Рэдклифф-Браун изучает язык, религию, табу и считает их необходимыми составляющими социальной структуры, стабилизирующими ее развитие.

Итак, Рэдклифф-Браун создает собственную методологию на основе уже нескольких существующих. Он относится к т.н. «функциональной школе в антропологии», хотя сам ученый считает, что ее не существует и она лишь плод воображения Б. Малиновского, но его методология построена на представлении, что социальная система и общество определяются: а) единицами, их составляющими и б) отношениями между ними. Единицами социальной системы являются "человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними — это социальные отношения". Социальная система состоит из: а) социальной структуры, б) общей совокупности социальных обычаев и в) специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

§2. Критика структурного функционализма.

В течение жизни Рэдклифф-Брауна и после его смерти критика его теории и методов работы набирает силу. В социальной антропологии формируется равновесие двух методологических концепций, то есть двух линий развития структурно-функциональной традиции — структуралистской, восходящей к Рэдклифф-Брауну, и интуитивно-беллетристической, связанной с Малиновским. Последователями Рэдклифф-Брауна в разной степени были Э.Эванс-Причард, М.Фортес, М.Глакмен, В.Тэрнер, М.Дуглас. Его критикуют Л. Уайт, Р. Мертон, Э. Лич.

Л. Уайт в 40-е годы ХХ века выступил с серией публикаций, имеющих программный характер, в которых обосновывалась возможность и необходимость новой науки о человеке, получившей название «культурология». Уайт утверждал, что культура обладает собственным независимым существованием и развитием, которые не могут быть схвачены существующими науками, и что, должна быть специальная «наука о культуре» и что без данной науки человек и его поведение не могут быть изучены. Рэдклифф-Браун считал, что культуры как самостоятельной реальности не существует, что культура не обладает самостоятельным развитием, что принадлежащие к ней феномены могут быть изучены социологией и рядом специализированных наук (лингвистикой и т.д.) и что для предлагаемой Уайтом «культурологии» в корпусе наук о человеке нет места. При формировании предметной области новой науки Уайт опирался на теории Крёбера, Г. Дюркгейма. В то время как Рэдклифф-Браун применял идеи Г. Спенсера и Г. Дюркгейма. Критика Уайта основывается на несоответствии предметных областей по сути одной дисциплины, но рассматриваемой под разными названиями. Уайт видит культурную составляющую общества, а Рэдклифф-Браун, прежде всего, делает акцент на социальные явления, которые входят в состав социальной структуры и социальных отношений.

Р. Мертон (1910-2003) по сути, уточняет понятие функции и критикует некоторые теоретические постулаты классического функционализма (прежде всего Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна): постулат функционального единства, согласно которому функцией отдельного социального явления (нормы, института) считается его положительный вклад в жизнь общества в целом и в благосостояние каждого его члена; постулат универсального функционализма, согласно которому каждое социальное явление или объект выполняет некоторую жизненно важную для общества функцию; постулат функциональной необходимости (незаменимости), согласно которому выполняющие функции явления или объекты являются необходимыми для жизни общества. Также Р. Мертон вводит понятие социальной единицы, обслуживаемой функцией, поскольку то или иное явление может быть функционально не для всей системы, а лишь для ее части. Кроме того, далеко не все явления и не всегда являются функциональными.

Заключение.

В процессе развития науки формировались различные научные течения одним, из которых является структурный функционализм. Основоположниками этой школы считаются Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун. Значение функционализма состоит в том, что культура стала рассматриваться учеными под углом зрения выполнения различных функций. В свою очередь, понятие культуры сводится к совокупности выполняемых ею функций. Выделение функций культуры как целостного образования определяет направления в изучении культур и образует иерархическую структуру из функциональных подсистем этнокультурных общностей. Предметом анализа обычно являются: 1) субстанциальная, или поддерживающая, функция, обеспечивающая выживание общности; 2) адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью; 3) функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа; 4) символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей; 5) коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур; 6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов; 7) компенсаторная функция культуры, основное назначение которой - разрядка эмоционального и физического напряжения. Рэдклифф-Браун прожил долгую жизнь, за которую сформировал методологию новой науки, предложил собственное определение социальной антропологии, написал около 70 работ, в которых выразил основные идеи своей теории. В работе «Структура и функция в примитивном обществе» ученый, прежде всего, говорит о трех понятиях – «функция», «структура», «процесс», дает их определение и характеризует их роль в социальной жизни, обществе, культуре. Но понятие «культура» как таковое Рэдклифф-Браун не признает и говорит, что всего лишь абстракция, а не объективная реальность и заменяет этот термин на понятие «социальная структура». Так же в отдельных главах анализирует процессы, которые ученый относит к проявлению функциональных особенностей в обществе – религия, табу, социальные отношения.

У Рэдклифф-Брауна были последователи, которые в некоторой степени следовали его теориям и развивали их, но были и те, кто критиковали эти идеи и считали их неоправданными.

Литература.

  1. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции./Пер. с англ. — М.: «Восточная литература» РАН, 2001. — 304 с.
  2. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
  3. А.А.Никишенков. Структурно-функциональные методы А.Р.Рэдклифф-Брауна в истории британской социальной антропологии .
  4. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна.// www.countries.ru/library/ideas/funcradkl.htm
  5. Уайт.

[1] www.countries.ru/library/ideas/funcradkl.htm

[2] Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Стр. 265

[3] Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США. Стр. 271

[4] Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Стр. 208

[5] Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Стр.209

[6] Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Стр.210

[7] Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. Стр.224