Главная              Рефераты - Культура

Анатомия культуры - реферат

Введение

Тема реферата «Анатомия культуры» по дисциплине «Культурология».

Цель работы – рассмотреть понятия трехмерной модели культуры, «духовной» и социальной культур.

1. Трехмерная модель культуры

1.1 Теории и модели в науке

В культурологии, как и в других науках, следует различать эмпирическое и теоретическое знание.

Основным средством добычи эмпирического знания в культурологии являются наблюдения. Данные наблюдений собираются в этнографических экспедициях, имеющих целью изучить малоизвестные этнические культуры, в опросах, беседах, интервью, в непосредственном изучении различных явлений культурной жизни общества – произведений искусства, обрядов, ритуалов и т.д. Большое значение в сборе фактического материала, образующего эмпирический слои культурологических знаний, имеет изучение исторических источников – архивных документов, мемуаров, археологических находок и пр.

Но научное знание на эмпирическом уровне дает, главным образом, лишь феноменологическое описание изучаемых явлений. Феноменологическое описание констатирует факты, не объясняет их. Чтобы понять сущность изучаемых явлений необходимо перейти на теоретический уровень познания. Характерной особенностью научных теорий является то, что в них создаются только схематические образы изучаемых явлений. В теории выделяются и описываются лишь их наиболее важные, существенные черты (например, «идеальный газ» в физике).

Учитывая сказанное, попробуем использовать в качестве вспомогательного средства описания культуры ее трехмерную «физико-геометрическую» модель, в которой она уподобляете «веществу», заполняющему «культурное пространство.

1.2 Трехмерная модель культуры

Культурное пространство – это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.

Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения – в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.

Этими типами смыслов являются:

1) знания,

2) ценности,

3) регулятивы.

Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:

1) «когнитивная»,

2) «ценностная»,

3) «регулятивная».

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры – регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует еще одна область, технологической культуры. Последняя понимается здесь в самом широком смысле – как культура освоения и обработки любого материала, культура исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план: ради каких ценностей создается и пускается в ход технология – этот вопрос технологическая культура сама по себе не решает. Он должен решаться вне ее. Ибо техника, если развитие ее становится самоцелью, может стать враждебной человеку силой.

X– «когнитивная» ось У – «ценностная» ось 2 – «регулятивная» ось

Духовная, технологическая и социальная культура – не обособленные друг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. В абстракции мы можем рассматривать и анализировать их по отдельности.

В каждой часть культурного пространства присутствуют еще два слоя: житейских и логических, рациональных знаний.

1.3 Сфера житейских знаний

Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое, наглядное и конкретное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и лишенные наглядности логические конструкции, уводящие человеческую мысль в мир «высоких материй», которые недоступны ощущению.

1.4 Особенности житейского знания

Житейское знание не систематизировано. Оно включает в себя необъятную массу сведений, многие из которых получены случайно, логически между собою никак не связаны и зачастую противоречат друг другу.

модель культура духовный мораль

1.5 Особенности рационального и иррационального мышления

– Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п.

– Рационалист придает большую ценность научному знанию

– Рационалист отказывается считать без всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями.

– Рационалист считает возможным критическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием ее готов пересматривать свои представления.

Иррационализм – это антирационалистическая позиция.

Мышлению иррационалиста свойственны следующие черты:

– Иррационалист убежден, что в мире действуют недоступные человеческому разумению, непонятные, но могущественные силы, определяющие судьбы людей и вообще все происходящее.

– Иррационалист полагает, что разум не является высшей познавательной способностью человека.

– Иррационалист скептически, а подчас даже с пренебрежением относится к науке, ее достижениям и возможностям.

– Иррационалист считает, что все действительно важное и значительное в человеческой жизни – выше разума.

2. О смысле понятия «духовная культура»

2.1 Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры

Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда.

Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребности людей, а к «материальной» – то, что удовлетворяет их материальные потребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служить удовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства, поездка на курорт и пр.

Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовные ценности, а «материальной культурой» – изготовленные человеком вещи, материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с не меньшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь они вообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою «тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальную информацию.

Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизни общества – религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой» – сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ. Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура есть закодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е. «информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.

Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно.

Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия – вот основные формы духовной культуры.

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна.

2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества.

3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.

4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры.

Миф – зародыш всей духовной культуры.

Характерные черты мифа:

1. Отождествление фантазии с реальностью;

2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;

3. Эмоциональная насыщенность;

4. Связь с магией.

Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф.

– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»).

– Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности».

Социокультурные функции мифа:

– Функция стереотипизации;

– Функция компенсации;

– Функция символизации.

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

– «Старые» мифы.

– «Новые» мифы.

– «Обновленные» мифы.

– Мифологемы.

– Идеологические мифы.

2.2 Мифология и религия

Основные элементы религии:

1. Вера в Бога

2. Эмоциональное отношение к Богу.

3. Вероучение.

4. Религиозный культ.

5. Организация верующих.

Функции религии:

– «душеспасительная функция» (по отношению к личности) – религия отрывает человека от повседневности, напоминает ему о высших идеалах, требует обращения к вечному и бесконечному.

– «духовная функция» (по отношению к культуре) – религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры.

– «мирская функция» по отношению к обществу – религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка.

Искусство – в современных толковых словарях это слово употребляется в трех разных смыслах:

1. любое занятие, требующее определенных знаний и умений (военное искусство, искусство вязания, искусство вождения автомобиля);

2. мастерство, искусность в каком-либо деле (можно проявить искусство в колке дров, написании шпаргалок, ведении переговоров);

3. сфере художественной деятельности и ее продукты – художественные произведения.

2.3 Искусство на заре человечества

Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленная форма человеческой деятельности, с помощью которой люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни.

Следуя Кагану, можно указать три аспекта первобытного искусства:

1) его мифологическую основу;

2) его вплетенность в практику как деятельности;

3) его ритуально-магический характер.

Первобытное искусство было синкретичным.

Рассматривая эволюцию искусства как развертывание первоначально слитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического, практического и игрового), можно заметить что в ходе своей истории оно расчленяется на три потока.

Первый – это «чистое», «свободное» искусство, произрастающее из потенций, заложенных в мифе.

Второй поток – это прикладное искусство.

Третьим потоком является самодеятельно-развлекательное искусство.

Выделяется еще один тип искусств – синтетические искусства.

Варианты классификации искусств:

– пространственные и временные;

– авторское и исполнительское;

– изобразительное и неизобразительное.

2.4 Функции искусства

Функции искусства:

1. Рекреативная функция – искусство служит для отдыха и развлечения. В нем ищут средство психологической разрядки, отвлечения от напряжения и забот будничной трудовой жизни. На эту функцию ориентируется массовое искусство.

2. Воспитательная функция – художественное произведение рассматривается как «учебник жизни».

3. Идеологическая функция – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь, характерные для той социальной группы, к которой принадлежит автор.

4. Познавательная функция – из художественных произведений мы многое можем узнать: история, люди, быт, одежда, нравы.

5. Эмотивная функция – воздействие искусства на сферу человеческих эмоций. Произведение искусства должно быть интересным.


2.5 Художественный образ

Только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы.

Характерные особенности художественного образа:

– эмоциональность;

– условность;

– символичность;

– многозначность.

2.6 Философия

Подобно религии и искусству, философия родилась из мифологии. Первыми философами стали те, кто осмеливались подвергнуть критике содержание мифов и пытались понять устройство окружающего мира. Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции. Философами в древности стали называть людей, занятых познанием, поисками истины.

Путеводной нитью философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми явлениями скрывается невидимая, постигаемая лишь разумом сущность, что у многообразных вещей окружающего мира есть единая, общая первооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось в постановку начальных проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемы единства мира.

Тематика философских размышлений не имеет границ. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и др. Нет ничего, что когда-либо не было вовлечено в сферу философских размышлений, так же как нет ничего, что когда-либо исключалось из ее компетенции.

Принципиальная особенность философского мышления – в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом.

Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания:

1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих,

2) о природе, об окружающем людей мире,

3) о познании, мышлении.

В результате образовались три главных отрасли философии, в которых речь идет об исходных, наиболее общих принципах объяснения:

а) жизни человека и общества (сюда относятся социальная философия, философская антропология, этика и др.).

б) познания (теория познания, которую называют также гносеологией или эпистемологией).

в) бытия (теория бытия, или онтология).

Чтобы очертить место, занимаемое философией в современной культуре, рассмотрим ее соотношение с наукой, религией и искусством.

2.6.1 Философия и наука

Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, и наука представляют собою теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Философия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.


2.6.2 Философия и религия

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. – по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. В отличие от религии, она постоянно подвергает критике свои собственные выводы.

2.6.3 Философия и искусство

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем.

2.6.4 Функции философии

Функции философии:

1. Мировоззренческая;

2. Социальная;

3. Методологическая.

3. Социальная культура

3.1 Особенности социальной культуры

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения.

Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.

3.2 Соотношение социальной культуры с духовной

Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны сами по себе. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимо от других людей. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могут достигаться в одиночку.

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

1) ценности и

2) регулятивы.

3.3 Типы морали

Существуют различные этические идеалы и, соответственно, различные типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно – по лежащим в основе них противоположным принципам:

1) гедонизм – ригоризм,

2) эгоизм – альтруизм,

3) индивидуализм – коллективизм,

4) этика борьбы – этика сотрудничества,

5) мужская этика – женская этика.

Гедонизм и ригоризм

(а) Гедонизм – этика удовольствия. Она провозглашает высшим благом для человека удовольствие, наслаждение. Стремление к наслаждению заложено в человеке от природы и является движущей силой его поведения. Добро – это то, что доставляет удовольствие.

(б) Ригоризм – этика долга. Высший принцип нравственности – долг.

Эгоизм и альтруизм

(а) Эгоизм – этика жизни для себя.

(б) Альтруизм – этика жизни для других

Индивидуализм – коллективизм

(а) Этика индивидуализма исходит из признания независимости личности.

(б) Коллективизм исходит из того, что личность в своих мыслях и поступках зависима от коллектива.

Этика борьбы – этика сотрудничества

(а) В основе этикиборьбы лежат следующие принципы:

1) допустим компромисс между добром и злом, если он может принести пользу для последующего торжества добра,

2) цель оправдывает средства, т.е. если целью является добро, то ради ее достижения можно использовать любые, даже явно аморальные средства,

3) в отношениях между людьми должна быть ориентация на борьбу, на победу над теми, кто не согласен с нами и придерживается иной, с нашей точки зрения неправильной позиции. «Кто не с нами, тот против нас». Надо бороться с врагами и побеждать их. «Если враг не сдается, его уничтожают».

(б) Этика сотрудничестваопирается на принципы:

1) компромисс между добром и злом недопустим, всякое отступление от идеи добра осуждается,

2) цель не оправдывает средства, т.е. нельзя во имя «хорошей» цели прибегать к «нехорошим» средствам,

3) в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если один человек считает другого занимающим неправильную позицию. Личность, стремящаяся к конфронтации, оценивается отрицательно.

Мужская этика – женская этика

Условно говоря, можно мужскую этику назвать этикой справедливости, а женскую – этикой милосердия.

3.4 Правовая культура

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний».

В сравнительном правоведении предлагаются различные варианты классификации существующих в настоящее время национальных правовых систем.

Традиционный тип

Правовые системы традиционного типа построены на существующих в данной культуре обычаях и традициях («обычном праве»).

Религиозный тип

Правовые системы религиозного типа имеют источником права священное предание, где законы, по котором должны жить люди, выступают как Божественные заповеди, установленные богами правила.

Континентально-европейский тип

Правовые системы континентально-европейского типа (во Франции, Германии, Швейцарии, скандинавских государствах и др.) имеют одним из главных своих исторических источников римское право.

Украинская правовая система примыкает к системам континентально-европейского типа.

Англосаксонский тип

Правовые системы англосаксонского типа (в Англии, США, ряде бывших английский колоний) также используют принципы римского права, но обладают и исторически возникшими независимо от него чертами. Источником законов в них являются не только органы государственной власти, но и суды.

Функции правовой культуры

1. Правовая культура обусловливает характер и формы законодательства.

2. Правовая культура проявляется в действиях властей.

3. Правовая культура определяет правовое поведение населения.

3.5 Политическая культура

Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Термином «власть» мы обозначаем способность одного человека определять поведение другого или других.

Политическая культура – это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.

Политическая культура выражается в политическом поведении людей.

Семиотика политической культуры

Политическая культура вырабатывает специфические языковые средства, с помощью которых обозначается и передается ее идейное содержание. Язык политики – это ее важнейший инструмент. Характерной чертой семиотики политической культуры является то, что она широко пользуется языком символов. В каждой стране есть своя государственная символика: флаг, герб, гимн, корона, скипетр.

Функции политической культуры

Политическая культура выполняет две основные функции.

Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти.

Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества.


Заключение

В процессе выполнения работы мы ознакомились с трехмерной моделью культуры, сферой и особенностями житейских знаний, особенностями рационального и иррационального мышления; понятием «духовной культуры»; функциями искусства, понятием философии и взаимоотношении философии и науки, религии, искусства, функциями философии; понятиями социальной культуры: политической и правовой и др.

Литература

1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов – н/Д, Феникс, 1997 – 640 с.

2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.

3. Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К. Либідь, 2005 – 512 с.

4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352 с.