Главная              Рефераты - Культура

 

Античность и Возрождение в культуре Западной Европы - реферат

План

Вступительная часть

1. Древнегреческая культура

2. Культура Древнего Рима

3. Культура эпохи Возрождения

Заключительная часть (подведение итогов)


Введение

Колыбелью европейской цивилизации является античная культура. Античность (от латинского слова antikus - древний) - это совокупность проявлений греческой и римской древности, в особенности в области литературы и искусства. Античность как культурный наследник Д ревней Греции и Рима оказ ала огромное влияние на политические и религиозные взгляды и мышление, литературу и искусство, на философию и юриспруденцию всех народов Е вропы и на весь современный мир.


1. Древнегреческая культура

В истории культуры Древней Греции, как и в истории самого древнегреческого общества, можно выделить несколько периодов.

Рубеж III-II тысячелетий до н. э. является важнейшим этапом в истории Европы. Именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах возникают общества, разделенные на классы. Около 2 500 г. до н. э. на многих островах Эгейского моря и на материке создаются металлургические (бронза) центры. Наблюдаются значительные успе хи в керамичес ком производстве, где стал применяться гончарный круг. Развивается мореплавание, усиливаются контакты между различными районами, распространяются технические и культурные новшества. Это связано с созданием нового поликультурного типа (средиземноморская триада), в основе которого лежит выращивание злаковых - ячменя, винограда, оливок. Большое влияние на развитие этого региона оказало и соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Пространство, прилегающее к Средиземноморью, в то время было заселено догреческим населением, которое говорило на языке, не относящемся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. (Система письменности, так называемое линейное письмо А, еще не дешифро вана. ) В результате археологичес ких рас копок сложился целостный образ Эгейской культуры. В районе Эгейского моря с уществовали три культурные общности, которые и стали основой греческой культуры.

Самая древняя из них Критская или минойская ( III тысячелетие - XII в. до н. э.), названная по имени мифического критского царя Миноса. Выдающимся памятником этой культуры является Кносский дворец, бывший по греческой мифологической традиции резиденцией царя Миноса. Дворец представлял собой грандиозное сооружение на общей платформе размером около 1 га. Сохранился один этаж, но ясно, что здание было двух-, а возможно, и трехэтажным. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, продуманную вентиляцию и освещение. Предметы быта были выполнены на высоком художественном уровне, часть - из драгоценных металлов. Стены помещений украшены фресками, изображаю щими придворную и религиозную жизнь острова Крит. Во дворце располагались кладовые и мастерские ювелиров, гончаров, художников.

В XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, которую ученые связывают с грандиозным извержением вулкана. Большинство поселе ний и дворцов погибло. Воспользовавшись этим, около 14 50 г. до н. э., на остров с Балкан вторглись греческие племена ахейцев. Из передового центра Средиземноморья Крит превращается в провинцию ахейс кой Греции.

Более примитивные племена ахейцев испытали на себе влияние минойской культуры, на раз валинах которой возникает новая - микенская. (Название дано по ее центру - Микены, на о. Пелопонес.) Расцвет ахейской Греции наступает в XV-XIII вв. до н. э. Географически она охватывала Пелопонес, Среднюю, значительную часть Северной Греции и многие острова Эгейского моря.

Как и на Крите важную роль в жиз ни ахейцев играли дворцы. Они отличались от критских, т.к. представляли собой мощные укрепления. Стены цитадели Тиринфа выложены из известняковых блоков весом до 12 т. Толщина стен 4 ,5 м, высота же только в сохранившейся части 7,5 м. Важную деталь дворца составлял арсенал с запасом оружия. Стены многих помещений украшены росписью, часто с батальными сценами. Наиболее яркое представление об ахейской культуре дают результаты раскопок на острове Тира, где были найдены остатки погибшего от извержения вулкана города. Сохранились двух- и трехэтажные здания, роспись на стенах. Известна фреска, изображающая двух боксирующих мальчика, на руке одного из них специальная перчатка. Были найдены и другие фрески с изображением стилизованных животных, панорамой города и моря со множеством кораблей.

В это же время (2600-1110 гг. до н. э.) на Кикладских островах получила развитие Кикладская культура. Она испытала сильное влияние крито-минойской культуры, что ярко прослеживается в настенной живописи. Влияние микенской культуры видно в сопоставлении элементов скульптуры (мраморных идолов).

В конце XIII в. до н. э. на Грецию двинулись северные народы. Около 1200 г. до н. э. одно из северо-западных греческих племен дорийцы захватили Микены. Ахей cкая цивилизация была разрушена.

XI-IX вв. до н. э. изучены учеными недостаточно. Главным источником для исследования этого периода служат археологические материалы и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны - Одиссея. Таким образом поэмы должны отражать жиз нь ахейского общества в период его расцвета. Но сам Гомер жил, предположительно, уже в VIII в. до н. э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Он воспринимал события прошлого через призму своего времени.

Архаическим (от греческого архаио - древний) периодом в истории Греции обычно называют VIII -VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития античного общества. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие технические основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали ему специфику по сравнению с Другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организ ации полис (город-государство); концепция суверенитет народа и демократическая форма правления. Бурные изменения в архаическую эпоху переживала и греческая культура.

В эти годы происходит выработка этнического самосознания, греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Так, согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э., стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение коллективизма, выросшего из полисной морали, и состязательности. Важнейший принцип этики - кто лучше послужит полису. Выработке морали способствовала военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей», - писал спартанский поэт Тиртей.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона богов. Представления древних греков о происхождении мира не отличались принципи ально от представлений других народов. Изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От их брака родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса под водительством Зевса свергли отца и захватили власть над вселенной. Таким образом, олимпийские боги - это третье поколение богов. Верховным божеством стал Зевс - повелитель неба, грома и молнии. Посейдон - бог воды орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыка подземного мира, Гера, супруга Зевса, - покровительница брака. Диметра покровительствовала земледелию. Среди потомков Зевса особо выделился Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Его роль в религиозных представлениях греков с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.

С точки зрения греков не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов. Связующим звеном между ними выступали герои. Такие из них, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были близки к человеку, испытывали человеческие страсти и могли страдать подобно людям.

С легендами о богах связано рождение оригинального жанра литературы - мифов - своеобразного сказания о жизни и подвигах богов и людей. Особенно популярны были мифы о двенадцати подвигах Геракла, об аргонавтах и о Тесее. Главная тематика мифов - это физическое и нравственное совершенство.

Архаическая эпоха - время становления архитектуры. Главное место в ней занимало строительство общественных, в первую очередь культовых зданий. Жилища были просты, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы, которые считались местом обитания богов. Характерной чертой греческой архитектуры становится применение ордеров - ос обой системы построения, когда на основание ставился ряд вертикальных колонн, поддерживающих несомые части. Три вида древнегреческих колонн: дорические, ионические и коринфские до сих пор используются в строительстве.

Храм способствовал развитию различных видов искусства. Существовал обычай приношения даров в храм. Значительную часть этих даров составляли произведения искусства и территории храма становились чем-то вроде музея. Важную роль играли всегреческие храмы, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура - ранее неизвестная Греции. До этого скульптуры вырезали из дерева и покрывали листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработке металла - к отливке скульптуры из бронзы. В VII-VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: задрапированная женская фигура и обнаженная мужская. В связи с обычаем ставить надгробные памятники появляется рельеф - изображение на плоскости из камня. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая живопись этого периода представляется таким видом как роспись ваз. К концу архаики в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи представ ляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Реже встречаются сюжеты из повседневной жиз ни. Вазам, изготовленным в различных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах.

Величайшим достижением греческой архаи ки стало соз дание алфавитного письма. На основе финикийской слоговой системы греки создали простой способ фиксации информации. Учиться писать и читать стало проще и быстрее. Произошла «демократизация» сис темы обучения, позволившая сделать всех свободных граж дан Греции грамотными. Это способствовало повышению духовного потенциала общества.

В начале архаической эпохи господствующим ж анром литературы был эпос - описание прошлого. Фиксация, запись поэм Гомера, произведенная в Афинах в середине VI в. до н. э., ознаменовала конец «эпического» периода в греческой литературе. Развиваются лирические жанры, отражающие переживания человека. До нас дошли элегии Тиртея, восхвалявшие воинские доблести, стихи Феогнида, Архилоха и других. В центре творчества поэтессы Сапфо стояла женщина, страдающая от любви и ревности, нежно любящая мать.

К концу эпохи архаики относится рождение художественной прозы, представленной произведениями логографов, собиравших местные предания, генеалогии знатных родов, рассказы об основании полисов.

С эпохой архаики с вязано явление исключительной важности для европейской культуры - возникновение философии. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его осмыслению означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества.

Классический период в истории Древней Греции охватывает время с рубежа VI -V вв. до н. э. по 388 г. до н. э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировалис ь в архаическую эпоху. Временем наибольшего взлета греческой культуры считается V в. до н. э.

Новые тенденции хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую застройку. На строительную практику в V в. до н. э. оказала в лияние теория регулярной планировки городов, созданная Гипподамом. Она сводилась не только к разбивке города на прямоугольные кварталы, но и вклю чала в с ебя идею расчленения территории города на районы по их функциям: общественный центр, жилая часть, торговая и промыш ленная зоны.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. Особое место в древнегреческой архитектуре занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе - центре города. Он был разрушен персами в 480 г. до н.э. и заново отстраив ался в течение всего У в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры. Он включал ряд сооружений: парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) и другие.

Главное сооружение Акрополя Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос). В центре храма находилась статуя этой богини, выполненная скульптором Фидием в хрисоэлефантном стиле, т.е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Поставленный на высоте 150 м . над уровнем моря, Парфенон был виден из любой точки города и с кораблей, подплывавших к Афинам. Он был построен архитекторами Иктином и Калликратом. Храм украшали 46 десятиметровых колонн. Он имел богатое скульптурное оформление, над которым работал целый коллектив мастеров под руководством Фидия.

Скул ьптура Греции этого периода развивала традиции предшественников. Основными оставались изображения богов и героев - идеальных граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» - подобия - как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаике, статуи становятся более реалистическими.

Развитие скульптуры связано в V в. до. н. э. связано с именами трех прославленных мастеров - Фидия, Мирона, Поликлета. Помимо уже названных работ Фидия наиболее известна его статуя Зевса Олимпийского. Она изготовлена в хрисоэлефантном стиле. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - жезл. Эту работу Фидия древние причислили к одному из семи чудес света. Наиболее прославленной работой Мирона считается «Дискобол» - атлет в момент метания диска. Сов ершенное тело спортсмена в момент напряжения - любимая тема Мирона. Вызывали восхищения созданные этим скульптором изображения животных. В творчестве Поликлета ведущая тема также изображение атлетов. Известен его «Дорифор» - могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Поликлет искал с овершенные пропорции человеческого тела. Согласно его канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8.

Греческая скульптура IV в. до н. э. представлена такими выдающимися мастерами, как Тимофей, Пракситель, Лисипп. В их работах все большее значение приобретает стремление к передаче индивидуальных черт человека, его чувств и внутреннего мира.

Тенденция к реалистическому изображению человека прослеживается в живописи V в. до н. э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова. Наиболее крупные живописцы IV в. до н. э. Павсаний и Апеллес. Павсаний изобрел технику энкаустики - живописи восковыми красками.

В греческой вазописи классического периода преобладает красно-фигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивался весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. Стали более частыми изображения быта. Одним из крупнейших вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены.

Во второй половине V -IV вв. до н. э. расцветает ораторское искусство, прежде всего судебное красноречие. Известен составитель су дебных речей Лисий. Непревзойденным мастером красноречия считается Исократ - самый известный в то время учитель риторики - науки об ораторском искусстве. Величайшим оратором древности был Д емосфен, речи которого в защиту свободы Афин возвели его в ранг руководящего государственного деятеля.

Классическая Греция - время рождения и расцвета драматического искусства. Его жанрами были трагедии, сюжетом которых служили мифы о богах и героях, и комедии, чаще всего политичес кие. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами трех крупных драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил и Софокл - творцы античной трагедии в ее классической форме. Творения Эсхила - «Персы», «Ористея», «Прикованный Прометей» ; Софокла - «Антигона», «Царь Эдип». В них изображались преимущественно столкновения по вопросам этики и морали. В трагедиях Еврипида «Вакханки», «Геракл», «Медея» и др. нашли отражение проблемы политической и социальной жизни современного ему общества.

Наиболее острым в п ол итическом отношении жанром была комедия. Крупнейший ее представитель - Аристофан («Ахарняне», «Мир», «Плутос»). Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин во времена начала кризиса демократии. В его комедиях представлены различные слои общества. Аристофан достигает острых комичес ких эффектов, доводя идею до абсурда.

Особенность всех театральных постановок был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора, и сосредоточил основ ное внимание на диалоге. Софокл вводит третьего актера, что позволило обрисовывать линии поведения в конфликте. Так произошло рождение театра. В греческом театре все женские роли исполняли мужчины. Лица актеров покрывали маски, выраже ние которых отвечало характеру перс онажей. Комические актеры облачались нарочито шутовскими одеждами. В Греции не было постоянных театральных групп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли в театре сами граждане, они же готовили костюмы и декорации. Финансирование театра входило в обязанности богатых граждан. Афинское государство, чтобы сделать театральные зрелища доступными для граждан с невысоким достатком малоимущим выплачивали теорикон - по 2 абола на посещение театра.

От современного античный театр отличался не только тем, что показывали, но и тем как он был устроен. Представления шли под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей выру бались в каменистом склоне. Именно этот простейший зрительный зал назывался «театроном» (отсюда название театр).

Картина культурной жизни Греции будет не полной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные - Дионисии и Большие Панафинеи. В праздниках наглядно проявлялся всенародных характер греческой культуры, ее демократизм. Дионисии - праздник в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. Первоначально отмечались в ноябре-декабре Сельские Дионисии, позднее появились Городские, или Великие Дионисии, проходившие в феврале-марте в течение 5 дней. Панафинеи - праздник в честь богини города Афин -отмечался раз в четыре года в середине лета.

Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили через 4 года на юге Греции, в Олимпии. На время священного месяца игр все враждебные действия между греками прекращались. К участию допускались только мужчины, не уличенные в бесчестных пос тупках. Женщины не допускались на Олимпийские и гры под страхом смерти. Все греческие праздники включали в себя всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные представления. Именно в праздники ставились трагедии и комедии, устраивались соревнования между трагиками.

В период классической Греции получила развитие наука. Греки создали первые в Е вропе научные школы. Среди них следует выделить школу Пифагора ( VI в. до н. э.). Величие Пифагора и его школы не только во вкладе в геометрию, но и в установлении математических соотношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре. Так, опытным путем они определили, что высота тона в музыке находится в строгой зависимости от длины струны. Не менее дерзким для того времени было их утверждение, что Земля движется вокруг некоего очага, расположенного в центре мироздания. Вершиной творчества Пифагора и его школы была знаменитая мистика чисел. Внимание пифагорийцев к числам, пропорциям, симметрии и гармонии сыграло роль в складывании греческой культуры, для которой характерны стремления к красоте, точности и сообразнос ти.

Крупнейшим ученым IV в. до н. э. был Евдокс Книдский, открывший в математике общую теорию пропорций, оцененную по-настоящему только во второй половине XIX в. Он стал создателем теоретической астрономии, рассчитал орбиты движения планет, составил каталог звездного неба, создал астрономическую обсерваторию. Трактат Евклида «Начала геометрии» выдержал около 1700 изданий и в течение столетий оставался обязательным учебным пособием. Живший в III в. до н. э. в Сиракузах Архимед написал трактат «О плавающих телах», положив тем самым начало гидростатике. Он же предложил формулу исчисления длины окружности, введя величину Пи, стал основоположником теоретической механики, изобрел много технических устройств. Это далеко не полный перечень научных открытий древних греков. Продолжалось развитие античной философии. В V в. до н. э. создавали свои труды два крупнейших историка - Геродот и Фукидид. Геродота справедливо называют «отцом истории». Он описал величайшее событие своего времени - войны греков с персами. Его интересовала не только история, любознательность вела его и к тому, что мы называем географией и этнографией. Он много путешествовал. Геродот изучал нравы, верования, памятники прошлого, природу, но прежде всего людей, их деятельность и жизнь. Главный труд Геродота «Изложение событий» охватывает вес ь исторический период, исключая мифическую эпоху. Стремлением выявить реальные причины происходящего отличается исследование Фукидида «Истории Пелопонесской войны». Сам участник войны, он приводит подлинные тексты договоров, а его личная жизнь сложилась так, что он смог побывать в обоих борющихся лагерях: афинском и спартанском. Стремление к объективности - ценнейшая сторона его исторического труда.

В результате походов Александра Македонского (334 -323 гг. до н. э. ) расширились границы греческого мира. Походы принесли новые знания. Они ознаменовали новый период в истории Средиземноморья, который характеризовался сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал. Произошла встреча Востока и Запада, которая сказалась на многих аспектах жизни. Началось взаимное обогащение культур, период эллинизма.


2. Культура Древнего Рима

Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самос тоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способности к духовному творчеству сходя т на нет, остаются только возможности к тв орчеству в области государст венности и техники. Все, что было создано римлянами в науке, философии, истории, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков, примивитизировано и низведено до уровня массового сознания. До высот греческо й культуры римляне не с могли подняться.

Другие исследователи, например сов етский ученый С.Л. Утченко, напротив, считают, что Рим создал св ою оригинальную культуру, основанную на особой системе ценностей. Римляне, поработившие греческие полисы, стали первыми приемниками культуры Древней Греции, которая оказала сильнейшее, доминирующее влияние на римскую культу ру. Впитав в себя многие из достижений греческой культуры, римляне воплотили их в культурной практике колоссальной Римской империи, простиравшейся от Геркулесовых столбов (Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге.

В античный гуманиз м римляне внесли черты более трез вого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их культуры, далекой от поэтики мифотворчеств а греков. Е сли в греческих полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества и соединение личных и общественных интересов было св ободной и естественной формой гражданства, то Римское государство с его строгой системой управления противостояло отдельному человеку.

Если рассматривать сферы культуры, в которых римляне добились успехов, следует отметить в первую очередь политическую деятельность. Правила граж данских отношений между римскими гражданами, перешедшие из обычая в закон и прив еденные в стройную систему, положили основание науке права и представляли образец гражданского кодекса. Уже в I в. до н. э. появилось несколько юридических научных школ.

Внимание к правоведению обусловило большой интерес римлян к риторике. Их учителями были греки. Как и в греческих школах риторика являлась одним из главных предметов. Однако постепенно изысканное, красноречивое греческое построение речей стало заменяться латинской лаконичностью, что ярко выразил цензор Марк Порций Катон старший. В учебнике по риторике, написанном для своего сына, он говорил: «Держись сути, а слова придут». На рубеже II-I вв. до н. э. Плотий Галл основал собственную школу латинской риторики. Знания риторики нашли применение прежде всего в суде. Особенно яркими были судебные речи Цицерона. Авторитет его, как защитника на суде был так велик, что на процессах, где у обвиняемого было несколько адвокатов, ему предоставляли последнее слово, когда уже казалось бы потеряны все надежды на опровержение обвинения. Сохранилос ь более 50 речей Цицерона и его сочинения по теории риторики. В эпоху прин ципата при Августе получили развитие риторические состязания. Тогда впервые зал, где выступал оратор стали называть «аудиториум» (отсюда аудитория), а преподавателя красноречия «профессор».

В других науках римляне не имели таких успехов как греки, но в то же время они много сделали в плане собирания различных отраслей знаний других народов. Особенно велик вклад в это дело Марка Теренция Варрона. Это был ученый-энциклопедист, автор свыше 600 работ. Основным произ ведением Варрона были «Человечес кие и божественные древности» в 41 книге (к сожалению утеряны). В его «Десяти книгах науки» собраны сведения по грамматике, риторике, арифметике, астрологии, музыке, медицине, истории архитектуре и т. д. II в. до н. э. прославил Клав дий Птоломей. В его труде «Альмагест» - энциклопедичес ком своде ас трономических з наний - представлена созданная им геоцентрическая модель мира, в центре которой находилась Земля. Эта система была опровергнута только в XVI в. Коперником. Клавдий Птоломей написал «Оптику», астрологический труд «Четверокнижье». В трактате «География» он собрал воедино вое имевшиеся в то время сведе ния об обитаемом мире.

В исторической науке достойным соперником Геродота и Фукидида показал себя Публий Корнелий Тацит. Если «отец истории» Геродот попытался собрать и обобщить первые сведения о различных народах, рассматривая историю как осуществление божественной справедливости, а Фукидид считал, что историю направляют не боги, но люди со своими интересами, то Тацит стремился передать потаенные и противоречивые движения исторических личностей, внеся, таким образом, в историю элементы психологизма. Основные исторические работы Тацита «История» и «Анналы» были посвящены истории Римской империи. Из 30 частей этих книг почти половина не сохранилась до нашего времени.

Широко известна «История Рима от основания города» Тита Ливия, основная цель которого показать, как доблесть, патриотизм, почитание богов возвысили маленький городок на Тибре до положения владыки мира.

Для римской литературы характерно глубокое влияние грече ской. В литературе, как и в остальных областях, греки с III в. до н. э. стали для своих победителей учителями и образцами. Римляне заимствовали литературные жанры, формы и сю жеты, переводили и обрабатывали греческих авторов или подражали им. При всей своей зависимост и они создавали, однако, произведения, отражавшие душевный склад человека р имского обще ства.

В поэзии, там, где отражалась римская жизнь, были достигнуты несомненные успехи. В многослойном тв орчестве Вергилия и Горация р имская поэзия достигла классического совершенства.

В поэме Вергилия «Георгики» советы земледельцам переплетаются с мастерским описанием прекрасной природы И талии. Поэт обращается к читателю с глубокими размышлениями. «Все побеждает труд» - таково заключение поэмы. Самым знаменитым творением Вергилия, принесшим ему мировую славу, стала его поэма «Энеида». Она посвящена странствованиям Энея, его любви к царице Карфагена Дидоне. Это замечательное произведение не было завершено из-за смерти автора.

Овидием была написана поэма «Наука о любви», поучавшая, как найти любовницу и обмануть мужа. Поэма вызвала неудовольствие императора Августа и, хотя Овидий приобрел большую популярность среди мо лодежи, автор был сослан. Украшением римской поэзии стала также написанная Апулеем поэма «Метаморфозы», известная под названием «Золотой осел». В ней описываются приключения Луция, у которого с помощью колдовства появились ослиные уши. Поэма отличается богатством языка и жив ым, выразительным стилем.

История римского театра связана с именами Плавта и Теренция, произведения которых сохранились полностью. Если комедии Теренция, написанные изысканным языком публике казались скучными, то комедии выходца из низ ов Плавта были чрезвычайно популярны. Главным его героем был ловкий, неис тощимый на выдумки раб, обычно помогавший сыну хозяина обмануть его скупого отца. Плавт стал вв одить песенные партии, превращая комедию в водевиль или в оперетту («Казина», «Купец»). Филолог Стилон так оценил комедии Плавт а: Если бы музы пож елали говорить по латыни, они говорили бы языком Плавта».

Пакувий и Акций достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для них служили трагедии греческих писате лей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили публику с глубоким содержанием греческой трагедии. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной.

В городах, особенно в Риме, росло число ремесленников разных специальностей, возникали довольно крупные мастерские. Спрос на предметы роскоши удовлетворялся ювелирами, чеканщиками, парфюмерами, красильщиками тканей. В этих отраслях работало много рабов и отпущенников, часто греков. В исконных ремеслах - кузнечном, плотничном, суконном - трудились свободнорожденные плебеи.

Римляне перерабатыв али типы греческой архитектуры, принципы ордерной системы и декора. В римском зодчестве заметен прогресс, связанный со значительным усовершенс твованием строительной техники. Римляне научились возводить своды и купола, что позволило увеличить размеры знаний. Это дало импульс развитию архитектуры. Самым большим амфитеатром Рима и всего античного мира стал Колизей, вмещавший около 50 тыс. зрителей. Д лина его внешней окружности 524 м. Для быстрого входа и выхода зрителей существовала продуманная система лестниц. Под ареной находились коридоры, клетки для зверей. Вплоть до 4 05 г. в нем проводились гладиаторские бои. Е динственным сохранившимся до наших дней античным зданием Рима является Пантеон - храм, посвященный всем богам. Это величайшее купольное сооружение древности. Портик с двухскатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе.

Теория строительства римлян была изложена в трактате Вертрувия «Об архитектуре». Эта работа вызывала восхищение у великого Рафаэля и знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио, который гордился тем, что его называли «Вертрувием XVI века».

Развитие архитектуры вело к совершенствованию настенной живописи. Так, открытие способа изготовления бетона дало возможность придавать стенам гладкую поверхность и расписывать ее фресками. Этот вид искус ства лучше все известен в Древнем Риме из раскопок в Помпеях. Обычно фрески состояли из красочных картин на мифологические темы, часто с пейзажами, видами садов, сельских вилл. Остальные части стен покрывались из ображениями гирлянд, светильников, колонн и т.д.

Римские скульпторы и живописцы следовали гречес ким образцам, но выработали свой стиль в области портрета. В отличие от греков, приукрашивавших оригин алы, римляне старались точно передать внешний облик и внутреннюю суть того, кого изображали. Цицерон, а затем Гораций в «Искусстве поэзии» утверждали теорию реалистического искусства, осуждали отступление от жизненной правды.

В римской скульптуре преобладало не создание статуй, как в Д ревней Греции, а скульптурных портретов. Как самостоятельное своеобразное явление портрет прослеживается с начала I в. до н. э. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм. Скульпторы не ограничивались передачей вне шнего сходства, а стремились показать характер портретируемого. Линей но-графиче ский стиль вытесняе тся живописно-пластичным. Наиболее известны портреты Цез аря и Помпея, выразившие своеобразные че рт ы этих истори ческих личностей. Мраморный бюст Юлия Цез аря - образец психологичес кого портрета. Художник передает сдержа нную силу и глубокий ум, честолюбие, властность и в то же в ремя утомленность государс твенными заботами, интригами и борьбой с политическими противниками.

Римские скульпторы создавали не только портретные бюсты, но и групповые поясные портреты родственников» Их возникновение объясняется культом строгого семейного уклада древнеримских знатных родов.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие . Но они разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествов ательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Очень сильною греческое влияние сказалось на римской ре лигии. Римляне отождествляли с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Ю питер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Цецера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покрови тельница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Цецера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпий ских богов, покровите ль путников и торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских боже ств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патр ициями. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его соста в принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливае т мощь римлян. Завоевания многих заморских территорий познакомили их с эллинист ическими и восточными богами , которые находили почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

В религиозной жизни Римской империи победу одержало христианство, провозгласившее единобожие, равенство всех перед богом, человеколюбие и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Ре лигия Христа первоначально привлекала к себе рабов, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости. Ученики распятого Христа, прозв анные апостолами, раз ошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру, основывая многочисленные христианские общины. В них принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в с оответствии с его проповедями: разделить имущество с собратьями по вере и не участвовать в официальной общественной жизни. Отделяясь от других граждан, христиане навлекли на себя репрессии. Их обвиняли в убийствах детей, в том, что они вызывают з асуху и т.д. В 313 г. Константин провозгласил в Милане свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями. После этого христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть и постепенно стала занимать господствующее место в римском обществе. В 392 г. император Феодосий I официально запретил языческие культы, христианств о стало единственной государственной религией.

Борьба с язычеством и ересями способс твовала раз витию в IV-V вв. христианской литературы. Талантливыми полемистами были епископ Александрийский Афанасий, Григорий Назианзин, И оанн, по прозвищу Златоуст, епископ Кесарийский Евсевий, автор «Церковной истории» в 10 книгах. И звестен и историк Иероним - создатель (канонических переводов Ветхого и Нового Заветов). Это был образованный и блестя щий стилист, который по праву с гордостью говорил о себе, что он одновременно философ, риторик, грамматик, грек, римлянин и еврей.

Сравнение культур Древней Греции и Рима, сопоставление различных аспектов и той и другой, выявление воздействия первой на вторую дают возможность увидеть, что характерной закономерностью развития мировой культуры является ее преемственность, что новая культура развивается в основ ном только в тех отраслях, которые отличаются самобытностью, в остальных же, как правило, развитие ограничивается подражательс твом предыдущим культурам.


3. Культура эпохи Возрождения

Возрождение - особый этап в истории мировой культуры. В это время был и заложены основы современной науки, в частности естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением печатного станка невиданные ранее возможности распространения. Тогда же сложилась реалистическая система в искусстве.

Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Он был введен в научный оборот художником и исследователем Джорждо Вазари , который писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.

Мировоззрение новой культуры обычно обозначают термином «гуманизм» /от гуманос - человеческий/. Д еятели Возрождения (гуманисты) не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике пороки и невежество духовенства. Богу отводилась роль творца, создателя мира, не вмешивающегося в человеческую жизнь. Гуманистическая культура была светской, поскольку отказывалась от церковно-религиозного аскетического мировоззрения.

Важной чертой новой идеологии был индивидуализм - не родовитость и знатное происхождение, а личные качества отдельного человека, его ум, лов кость, смелость и предприимчивость обеспечивают успех в жизни. В центре внимания деятелей Возрож дения стоял человек, а не Божество. Его рассматривали как творца своего счастья, добивающегося успеха силой своего разума. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой. Он стоит в центре мироздания. Гуманистам была чужда идея греховности человека, в частности его тела. Наоборот, признанной становится гармония человеческой души и тела.

В современной культурологии существует точка зрения, что эпоха. Возрожд ения представляет собой копирование, своеобразную реабилитацию античной культуры. Другое видение Ренессанса состоит в понимании его как качественно нового этапа в развитии культуры, базирующегося на античности, отталкивающегося от нее, но сочет ающ егося с элементами христианской культуры. Эта точка зрения представляется более объективной.

Родиной Возрождения по праву считается Италия. Здесь в XIV-XV вв. шло бурное развитие городов, возникала промышленность, капиталистическая мануфактура. Промышленная, торговая и финансовая буржуазия итальянских городов нуждалась для своей х озяйственной деятельности в развитии точн ых наук, естествознания, математики. Имея большие доходы, она стремилась создать себе комфортабельные у словия жизни, украсить ее произведениями искусств. Была необходимость вообще в людях умственного труда.

Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани феодальной эпох и и нового времени, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Его «Божественная комедия» как никакое др угое произведение того времени отразила, мир овоззрение переходного периода от средних веков к Возрождению. В ней автор спускается в ад и проходит все его девять кругов в сопровожде нии Вергилия, которого Данте называет своим учителем. В аду он наблюдает мучения грешников.

Первым гуманистом Италии принято считать Франческо Петрарку (1304-1374 гг.). Он вместе с Боккаччо был созд ателем итальянского литературного языка. На этом языке Петрарка написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых воспевается глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине.

Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.). Его гуман истическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сбор нике 100 новелл, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью приходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью.

В период раннего Возрождения формируются этические учения итальянских гуманистов. Гуманист и канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати (1331-1406 гг.) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы созд ать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли у человека и отрицательно относился к пассивности и покорности, что противоречило феодально-церковному миров оззрения.

Искусство раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

Первыми крупнейшими м астерами живописи XIV в. были Джотто (1266-1337 гг.) и Мазаччо (1401-1428 гг.) - флор ентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты, но старались придавать своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния иконописи. На его фресках предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные.

На фресках Мазаччо наблюдается дальнейшее развитие живописи нового типа. Он брал религиозные сюжеты, но переносил их действие на улицы Флоренции. Необходимо отметить, что в XV в. были открыты законы перспективы, которые позволили художникам делать изображаемые фигуры выпуклыми и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптор ом этого периода был Донателло (1386-1466 гг.). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа, такие как конная статуя кондотьера Гаттемалаты в Падуе; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в этой статуе впервые представлено после долгого перерыва обнаженное тело.

Двумя последними стадия ми в развитии кул ьтур ы Возрождения в И талии явились Высокое Возрождение - вр емя наивысшего расцвета искусств (конец XV - первая треть XVI в.) - и завершивший Ренессанс период Позднего Возрожд ения (до конца XVI в). В конце XV - начал е XVI в. назрела необходимость синтеза всех дости жений Раннего Возрождения, полного воплощения гуманистиче ских принципов, составлявших идейную основу ренессансного искусства. Им енно в культуре Высокого Возрождения особенно ярко выразились представления о вели чии человека, его высоком достоинстве и предназначении.

Итальянское изобразительное искусство этого вр емени д ало миру многих ваятелей, но условно только трех из них можно назвать великими.

Наиболее универсальным художником был Леонардо да Винчи (1452- 1519 гг.) - художник, ску льптор, архитектор, теор етик искусств а, матем атик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном.

Из его произведений самым значительным была «Тайная вечеря» - огромная фреска на стене трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие. На ней изображен один из самых драматических евангельских эпизода.

В порт рете молодой флорентийки Моны Лизы (потре т также носит название «Джоконда») Леонардо да Винчи дост иг вершины портретного мастерства. Е два уловимая улыбка Моны Лизы, ее взгляд, весь одухотво рен ный облик отражают ин тенсивный внутренний мир. Этот пор тр ет Леонардо по праву считается ве ршиной его и скусства.

Как ученый Ле онардо да Винчи обогатил науку гениальными догадками, пр едвосхитил будущие открытия. Он является автором п ервых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станком .

Вторым выдающ имся х удож ником был Рафаэль Санти (1483-1520 гг.) Искусств о Рафаэля было ясным и гар моничным. В женских обр азах - изображ ениях мадонн и р еже портретах - сочетались физическая и дух овная красота. Лучшее произведение, представляющее собой итог многолетних творческих исканий, - «Сикстинская мадонна», написанная для церкви св. Сикста в Пьяченце . Как мастер монументальной живописи Рафаэль прославился своей росписью залов Ватиканского дворца. Самой значительной из фресок дворца является «Афинская школа», на которой изображ ены античные философы и ученые.

Крупнейшим явлением в х уд ожественной культуре В озрож дения было творчество Микеланджело Буонарроти (1475-156 4 гг.), наибол ее пол но выр ази вшемся во всех главных сфер ах изобр азительного искусства - скул ьптур е, ж ивопис и, архитектуре . Микеланджело был, пр ежде всего, скульптор ом. Ранняя монументаль ная скульптура - статуя Давида -высотой более 5 м . изображает библейского героя - пастуха, а в будущем царя, Давида перед схваткой с великаном Голиафом.

Микеланджело участвовал в росписи потолка Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Постепенно в его творче стве усиливается трагическое звучание. Наиболее значительная фреска - «Страшный суд» алт арно й стене Сикстинской капеллы.

Традиции итальянских гуманистов нашл и яркое отражение в Германии. Гум анизм в Гер мании распространился к середине XV в., охватив ши рокие круги интеллигенции, гр уппир ов авшей ся вокр уг университетов. В своих произведениях р адикальные философы, естествоиспытатели, лингвисты, литератор ы боролись против схоластики, за научное мир овоззрение.

В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирический жанр. В конц е XV в. появилась обличительная сатира на немецком языке «Корабль дураков».

Наибольшей известностью среди немецких гуманис тов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.). Из многих его произведений самую широкую популярность получила сатир а «Пох вальное слово глупости", в котор ой высмеиваю тся пороки феод ального общ ества и его признанные авторитеты. Глупость в свое м монологе заявляет, что ей подчинены все существующие порядки. Автор не отвергает католическую религию и церковь, а только стремится очистить их от пороков. Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей.

Выдающимся представителем немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455-1522 гг.). Он стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом челов еке. Е го выступление в защиту еврейских книг стало центральным в борьбе гуманистов с церковниками. Все образованное общество Германии разделилось на два лагеря - рейхлинистов и «обскурантов» темных лю дей»). В ход е этой борьбы появился знаменитый памятник немец кой гуманистической литературы «Письма темных людей» - сатира на мракобесов-теологов, составленная гр уппой молодых гуманистов во главе с Ульрихом фон Гуттеном (1488-1523 гг.), который стоял в лагере непримиримых противников католической церкви.

Критика немецкими гуманистами католической церкви подготавливала почву для широкого распространения в Германии идей Реформации способствовавшей подъему немецкой национальной культуры в XVI в.

Гуманизм пробивал себе путь и в изобразительном и скусстве. Знаменитый немец кий живописец и гр авер Альбрехт Дюрер (1 471-1528 гг.) написал ряд замечательных картин на религиозную и светскую тематику. Его портреты и пейзажи характеризуются большой выразительностью и жизненной правдивостью. Еще большую известность он получил своими гравюрами на дереве и меди.

Художник Ганс Гольбейн Младший (1497-1553 гг.) сделал иллюстрации к «Похвальному слову глупости» и создал галере ю портретов своих современников (Эразма Роттерд амского, Томаса Мора). Его многочисленные карти ны на религиозные сюже ты поража ют высоки м художественным масте рством и ре ализм ом .

Французский король Франциск I (1494-1547 гг.) поощр ял разв итие науки и искусства. Он окружал себя гуманистами, учеными, художниками, собирал рукописи, редкие книги, произведения искусства. При нем центром гуманистической науки стал светский университет, получивший название Коллеж де Франс, который возглавил выд ающийся ученый Гийом Бюде - филолог, знат ок древнегреческого языка.

Кру пнейший поэт Франции этого времени Клеман Маро , служивший сестре короля Маргар ите Наваррской . В его твор честве значительное место занимали баллады и песни, что с видетельствует о близости к народному творчеству.

Писателем яркого сатирического дарования был Бонавантюр Деперье. В его произведениях «Кимвал мира» высмеивается как католическое, так и протестантское духо венство. Им был написан сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения», который был пронизан свободомыслием и народным юмором.

Самым выдающ имся представителем французского гуманизма XVI в. был Фр ансуа Рабле (1494-1553 гг.). Его наиболее известным пр оизведением является сатир ический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Форма романа сказочная, опирающаяся на стар инные фр анцузские сказки о королях-великанах. Эт о сатира на феодальное общ ество, схоластическую науку и духовенство.

В конце 40-х гг. XVI в. во Франции возникло лите ратурное направление, известное под названием «Плеяды». Это был круж ок, объединявший представителей дворянской интеллигенции, патриотически сочувствующей национальному объединению Ф ранц ии. Во главе кружка стояли поэт ы Пьер Ронсар (1524-1585 гг.) и Жоакен дю Белле (1522- 1560 гг.). «Плеяды», подражая античности, стремились прославить и увековечить силой поэзии подвиги исторических деятелей Франции, творения мыслителей и поэтов, красоту родной природы.

Французское изобразительное искусство в XVI в. х ар актер изуется большими успехами в обл асти пор тр ета. Изв естны портреты художника Франсуа Клуэ , который стремился передать тонкую психологическую характеристику.

На развитие культур ы Испании огромное отрицательное влияние оказало всевластие инквизиции. И все же ей н е уд ало сь подавить духовную ж изнь обществ а. В середине XVI в. зародился весьма своеобразный жанр литер атуры - «плутовской роман». главным герое м которого является пройдоха, любым и путями стремящийся добиться удачи в суровом мире, изображенном крит ически и подчас гротескно.

Вел ичайшим писателем э той эпохи является Мигел ь Сервантес де Сааведра (1547-1616 гг.). Произведение, обессмертив шее его имя, - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Задуманный как пародия на популярные в это время р ыцарские романы, «Дон Кихот» быстро пере рос первоначальный замысел. Е го главный герой - траги ком ическая фигура, выступающ ая в качестве поборника справедливости и защитника обездоле нных. В романе постепенно усили вается гуманистическое начало. «Кровь наследуется, - говорит Дон Кихот, - добродетель приобретается, и стоит она гораздо больше, чем кровь».

Особое развитие получила в Испании драма. Основателем национальной драмы был Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-163 5 гг.). Им написано около 1800 комед ий, из которых сохр анилось 426. Он отвергнув классические правила античной др аматургии. Лопе де Вега сделал их форму гибкой , пригодной для многообразных сюжетов. Герои комедий «С обака на сене» «Учитель танцев» и др. активно отстаивают свое право на сча стье.

Конец XVI в . ознаменов ан в испанской культур е начал ом расцвета ж ивописи. Особое место в ж ивописи занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541-1614 гг.). Его картины отличаются пр едельной выразительностью. Это достигается своеобр азным пр иемом: фигуры сознател ьно деформированы, вытянуты в длину, оваль ные контуры лиц и ж есты стилизованы. Его р еальность преобр аж ена.

На тв орчество английский писателей эпохи Возрож дения несомненное влияние оказал итальянский гуманизм. Соср едоточием новых гу манистических идей в Англии был Оксфордский универ ситет. Самым известным из них стал Джон Колет (1467-1519 гг.) был горячим защитником гуманистической системы воспитания, высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков.

Канцлер Генриха VI II Томас Мор (1478-1535 гг.) прослав ился своим романом-трактатом «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В нем от имени вымышленного путешественника Гитлодея автор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески « несуществующее место»). В э той стране нет частной собственности. В се жители трудятся, занимаясь поочередно то ремеслом, то сельским хозяйств ом. Продукты производятся в большом количестве, и их можно распределят ь по потребностям каждого. Всем чле нам общества доступно обр азова ние, основанное на соединении теоретического обучения с трудовым воспи танием. Обще ством руков одя т изби раемые на один год долж ностные лица .

Вторая полов ина XVI в. - время расц вета театрал ьного искусства в Англии. Оно воплотило наиболее ярко общ ественный подъем эпохи Во зрожд ения.

Ве личай шим представителем англий ского Возрожд ения был Вильям Шекспир (1564-1616 гг.). В произведениях Шекспира получили яркое выражение гуманистические идеи английского Р енессанса. В комеди ях «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и др. он выразил чувство утверждения радости жизни, любви, борь бы с судьбой. В трагедиях «Гамлет», «К ороль Лир», «Отелло» Ш експир показал столкновение гуманистических идеалов человека с этикой и моралью уходящей эпохи. В своих исторических пьесах «Генрих VI», «Ричард II I» и др. Шекспир показывает прошлое Англии и глубоко анализирует политическую борьбу того времени. Шекспир - убежденный сторонник т вердой королевской власти, но решительный враг феодальной анархии.


Заключение

По оценкам историков и культурологов XVII в. - это время интенсивнейших событий в истории мировой культуры. Это не только период перехода от Возрождения к Просвещению, но и самостоятельная фаза в развитии мировой культуры, имевшая свои неповторимые особенности и достижения.

Радужные надежды Возрождения, его свободомыслие под напором реальностей XVI в. рухнули. Реформация - широкое общественное движение в Западной Европе, направленное против католической церкви, - заставляло церковников укреплять свои позиции. Тридентский вселенский собор католической церкви, проходивший в 1545-1563 гг., усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Его решения стали программой контрреформации, главным орудием которой была инквизиция. Это судебно-политическое учреждение католической церкви, созданное еще в XIII в. для борьбы с ересями, в XVI-XVII вв. особенно свирепствовало в Испании. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток и, как правило, приговаривало к сожжению на костре. Во всех, не отпавших от католицизма государствах Европы, феодальная реакция и контрреформация давили живую мысль.

Главным ответом на события XVI в. стало развитие гуманизма в новых условиях, обнаруживших неразрешимость противоречий жизни, бессилие человека при осуществлении своей мечты. Это породило новые художественные принципы, обогатившие культуру XVII и последующих веков.

В мировоззрении и психологии людей XVII в. происходит поворот в понимании роли и места человеческой личности. Реальности жизни, разрыв между идеалами гуманизма и законами развития общества обусловили переход от безграничной веры в человека и его волю к новому видению человека как частицы огромного, разнообразного и подвижного мира. Человек вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотношении со средой - природой, обществом, государством. Действия человека уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как конечный результат многообразных сил - внешних, перед которыми он зачастую бессилен, и внутренних - страстей, переживаний, чувств, общественного и государственного долга.

Общий подъем экономики в передовых европейских странах, развитие мануфактуры и торговли к началу XVII в. подготовили почву для прогресса науки. Основное внимание исследователей этого периода было сосредоточено на научном объяснении природы. На первый план выдвигаются естественные и точные науки. Если XVI в. ознаменовал пробуждение научной мысли только в некоторых, ограниченных сферах, например в астрономии, медицине, то XVII в. стал началом бурного прогрессирующего развития современной, науки.


Список используемой литературы

1. Виппер Р. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи /начало/: избранное сочинение в 2-х томах / Р. Виппер. - Ростов -н/Д: Феникс, 1995.

2.Виппер Р. Очерки истории Римской империи /окончание/. Рим и раннее христианство: Избранное сочинение в 2 томах / Р. Виппер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

3. Виппер Р.Ю. История древнего мира. История средних веков / Р. Ю. Виппер, А. А. Васильев. - М.: Республика, 1993.

4. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

5. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СП б., 1995.

6. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

7. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

9. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.