Главная              Рефераты - Культура

 

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении - статья

А. А. Довлатбекян

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Работа выполнена в Московском Государственном художественно-промышленном университете им. С.Г.Строганова

Москва 2005

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении – хачкары (крест-камни: «хач» – крест и «кар» – камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей – это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хачкаров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры.

Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI–VII вв. – стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары – это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов.

Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров.

Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимающихся реставрацией каменных памятников зодчества. Изучение этих произведений поможет современным художникам создать и развить такие новые направления хачкарного искусства, как групповые хачкары, хачкары с мотивами христианской иконографии, монументальные хачкары, а также миниатюрные и сувенирные хачкары. Сохранившиеся на хачкарах тексты содержат ценнейшие сведения для историков, этнографов, лингвистов, фольклористов.

Степень разработанности проблемы и историография. Хачкары до 50-х годов XX-го столетия не были специально исследованы с искусствоведческих позиций. В общих чертах хачкары рассматривались в трудах ряда видных ученых (Н. Марр, И. Орбели, Т. Тороманян, Ю. Балтрушайтис, Н. Тарковский, Б. Аракелян, Г. Овсепян, Г. Левонян, К. Кафадарян, С. Мнацаканян, А. Якобсон и др.), однако их систематическое изучение началось лишь в 1960-х годах.

Для исследования хачкаров вехой стал отрывок из кандидатской диссертации археолога-литографа С. Г. Бархударяна «Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню» – Ереван, 1963 г., посвященный армянским хачкарам.

В конце 1960-х годов искусство хачкаров заинтересовало и ряд итальянских исследователей, изучавших армянскую архитектуру. В 1969 году в Милане был опубликован фундаментальный каталог с иллюстрациями, на итальянском и английском языках, посвященный армянским хачкарам (Documenti di architettura Armena 2. Khatchar. – Milano, 1969). Материалы для этого издания были предоставлены Академией наук Армении.

В 1973 году в Париже была издана коллективная монография на армянском, русском и английском языках (со сравнительно большим материалом), в которой говорится об основных этапах эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами. В данном историко-археологическом исследовании использованы материалы, взятые из рукописных свидетельств армянских средневековых историков (где есть краткие отрывки о хачкарах), которые дают богатейшие литературные сведения об этих мемориальных памятниках.

В 1970 – 1980-е годы особую роль в изучении хачкаров сыграли труды ряда исследователей (Б. Н. Аракеляна, В. М. Арутюняна, С. А. Сафаряна, С. Г. Бархударяна, Г. Овсепяна, А. Н. Шагиняна, Н. С. Степанян, А. С. Чакмакчяна, А. Л. Якобсона, Ш. М. Мкртчяна, А. А. Айвазяна и др.), а также работы сотрудников института археологии и этнографии Академии наук Армении. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения.

Однако историко-искусствоведческих работ, основанных на комплексном подходе к исследованию хачкаров, очень мало. В этом отношении необходимо выделить труды таких исследователей, как А. Н. Шагинян «Искусство армянских хачкаров», – Эчмиадзин, 1960.; «Армянские хачкары и их надписи (IX–XIII вв.)», Автореф. канд. дис. – Ереван, 1970., Р. Исраелян «Хачкары» – Эчмиадзин, 1977., Г. Овсепян «Материалы и исследования по истории армянского искусства» – Ереван, 1983., А. Л. Якобсон «Армянские хачкары» – Ереван, 1986., А. А. Айвазян «Мемориальные памятники и рельефы Нахичевана» – Ереван 1987.; «Джуга» – Ереван 1990.

Цели и задачи исследования. Представить художественную эволюцию хачкаров, выявить локальные художественные стили и школы, показать их в тесной взаимосвязи со средневековой архитектурой Армении. До нас дошли многие тысячи хачкаров самой различной формы, структуры, разнообразного изобразительного и орнаментального заполнения стел.

Задачей диссертации было, прежде всего, дать хронологическую и типологическую классификацию исследуемого материала, его обобщение, анализ изобразительных элементов и богатейшей орнаментики, отражавших весь художественный процесс, совершавшийся в Армении. Хронологическое построение работы позволяет проследить развитие хачкаров, постепенное усложнение их художественного содержания.

Главная цель данной работы – анализ основных этапов эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами, от древнейших времен до современности. В работе рассматривается ряд вопросов, связанных с исторической предпосылкой возникновения и развития различных типов хачкаров, их художественными особенностями (символика и идейное содержание) и функциональным назначением. В связи с этим необходимо решение следующих задач:

а) Изучение раннесредневековых мемориальных памятников Армении и их взаимосвязи с хачкарами.

б) Исследование литературных источников (рукописей), свидетельств армянских средневековых историков и научных историко-искусствоведческих трудов ряда исследователей прошлого столетия.

в) Выявление основных и редких форм хачкаров и изображений крестов. Определение классического изображения армянского креста и исследование процесса его формирования.

г) Анализ различных художественных мотивов (символика и идейное содержание), элементов и орнаментов хачкаров.

д) Определение основных художественных групп хачкаров.

е) Прослеживание дальнейшего развития хачкаров (до современности) и выявление их новых художественных качеств, отражавших эволюцию монументально-декоративного искусства Армении.

Методологическая основа исследования состоит в системном подходе, предполагающем историко-искусствоведческий, источниковедческий и художественно-стилистический анализы хачкаров, как произведений монументально-декоративного искусства. В процессе исследования были изучены натурные объекты – хачкары, расположенные в различных регионах Армении, использованы историко-искусствоведческие труды ряда исследователей, занимавшихся изучением истории искусства армянского народа.

Особое внимание в диссертации уделяется основным художественным мотивам, элементам и орнаментам хачкаров, вопросам, связанным с их символикой и идейным содержанием. При таком подходе выявляются общие характерные черты хачкаров и новые направления в искусстве хачкаров.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ возникновения и эволюции хачкаров, их роли в развитии армянского декоративно-монументального искусства VIII–XX вв.

В работе выявлен ряд ранее не рассматривавшихся и не включенных в научный оборот материалов в сфере искусства создания хачкаров.

Собранный материал позволяет по-новому рассматривать историко-искусствоведческие предпосылки эволюции хачкаров. Результаты исследования расширяют традиционные представления о хачкарах. Впервые в научный оборот введены сведения о хачкарах второй половины XX – начала XXI веков.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем изучении вопросов развития армянского искусства. Результаты работы могут быть использованы в педагогической и музейной практике, в том числе в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях при изучении истории, культуры и искусства Армении, культурных традиций восточнохристианского средневековья. Результаты работы с иллюстративным каталогом могут стать также серьёзным подспорьем для современных скульпторов, художников и миниатюристов декоративно-прикладного искусства.

Границы исследования. Хронологические границы исследования охватывают формирование хачкаров в раннехристианский период, их формообразование в VIII–XI веках, бурное развитие с XI – до XIII века, дальнейшую эволюцию в позднесредневековом периоде (XIV–XVII вв.) и новое развитие с конца XX века до сегодняшних дней.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из основного текста в объёме 150 страниц, приложения и альбома с иллюстрациями. Основной текст состоит из введения, трех глав и заключения, включает примечания к тексту и список использованной литературы.

Глава 1. Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики. В главе рассматривается развитие раннесредневековых хачкаров VIII–XI столетий. Прежде всего – основные типы и формы крестов, а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров.

1.1. Генезис хачкаров. Прежде, чем говорить о ранних хачкарах, следует остановиться на их предшественниках – раннесредневековых круглых или восьмигранных колоннах, а также квадратных в сечении столбах с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объемными крестами. Древнейшие хачкары (IX–X вв.) можно связать именно с такими раннесредневековыми мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Генетически хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV в. водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Форма такого рода памятников в виде колонн с крестами наверху отражала глубоко укоренившуюся античную традицию монументальных сооружений.

В Армении встречаются различные древние мемориальные памятники – менгиры, вишапы, урартские и эллинистические стелы, арташесидские межевые камни, особенно четырёхгранные столбообразные памятники и памятники в виде крестов (крест-памятники, крылатые кресты – «тевавор хач» или «крнавор хач»), которые как по конструктивным формам, так и по скульптурным мотивам предшествовали хачкарам и способствовали их появлению.

С принятием христианства в Армении (301 г.) памятники языческого периода нередко подвергались христианизации – на них появлялись изображения креста (Шамирам, Сарнахпюр, Аждахаюрт, Агавнадзор, Западная Армения и др.). В исследовании показывается, что два известных хачкара из Агавнадзора в далеком прошлом (2 тыс. до нашей эры) представляли собой скульптурные изображения так называемых драконов («вишапов»).

Историк V в. Агафангел подробно описал армянские раннехристианские стелы, их местонахождение, функциональное назначение и точную хронологию. Таким образом, исторические и эпиграфические данные позволяют выяснить функциональное назначение раннехристианских стел Армении. Имеется основание утверждать, что даже орнаментированные мемориальные памятники колоннообразной формы имели весьма разнообразное функциональное назначение (как распространители христианской религии, как культовые монументы, как пограничные и указательные знаки на границах территорий сел, городов, на перекрестках дорог и др.) и большой ареал распространения.

Найденные в различных местах Армении каменные блоки с рельефами отражают черты ранней христианской иконографии, да и сама форма каменных памятников-блоков с изображениями святых принадлежит эпохе раннего христианства. В этом отношении стела V–VI вв. из Харабаванка – интереснейшее свидетельство времени.

Стелы с изображением христианских святых постепенно заменили собой языческие памятники-символы. Для раннехристианских рельефов Армении кроме принятых персонажей и сцен, характерно то, что здесь постоянно встречаются изображения Св. Григория Просветителя – деятеля, под руководством которого Армения фактически стала христианской страной, и Св. царя Трдата III, при котором христианство было введено как государственная религия в 301 году.

В большинстве случаев стелы ставились на постамент кубической формы (Талин и др.) или на ступенчатый стилобат (Аван, Ангехакот и др.). Четырехгранные стелы (сечением 0,4х0,4 – 0,5х0,5 м и высотой до 4-х метров) ставились в специальные углубления в верхней плоскости постамента. На плоскостях четырехгранного столба снизу доверху наносились орнаментальные (преимущественно растительные) и сюжетные рельефы, которыми иногда покрывались также плоскости постаментов. Эти сюжетные рельефы, являясь сугубо мемориальной областью раннесредневекового изобразительного искусства Армении, имеют духовное содержание (Христос, Богоматерь, Ветхозаветные сюжеты) и изображают мотивы классической мифологии и реальные персонажи, внесшие вклад в распространение христианства в Армении. Несколько упрощенные в композиционном решении эти рельефы в то же время отличаются богатой пластикой.

В V–VII вв. такие столбы кроме размещения сюжетов христианской иконографии, предназначались также для водружения на них символа новой религии – креста. На лицевых плоскостях изображались равнокрылые кресты, многолепестковые розетки и другие орнаментальные мотивы.

Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ариче, Талине, Мрене, Одзуне. Они относятся к V–VII вв. На кубических основаниях – базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров.

Для нашей темы важен и тот факт, что на столбах или колоннах V–VIII вв. водружались и объемные кресты. Эти кресты (со свободными крыльями, известные под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») большей частью крупные по размеру выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья, которые вполне отвечали задачам, которые ставили себе их создатели, когда водружали такие кресты на высоких колоннах или столбах. Подобное расположение требовало определенной обобщенности форм креста. Именно от таких свободных крестов и ведут начало собственно хачкары, то есть кресты на стелах.

Начиная с VIII века, в Армении наиболее распространенным видом мемориального памятника становится хачкар – крест камень. Хачкары в Армении появились именно в тот период, когда арабы препятствовали сооружению памятников-стел с изображениями людей и святых. Так, например, летописец VIII в. Гевонд пишет, что Халиф Езид "приказал разбить и сбросить стелы, имеющие изображения Христа и его учеников". Эти памятники стояли в разных местах, в том числе на перекрёстках дорог как символы защиты и покровительства.

Хачкар, как новый тип мемориального памятника Армении первоначально был скромным и понятным. И это стало типичным явлением для нового этапа развития искусства возведения хачкаров.

В дальнейшем, когда духовная и материальная жизнь сравнительно улучшились, возникло желание создавать богато орнаментированные хачкары, что высоко оценили представители армянского духовенства. Немалую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в Армении большей популярностью пользовался символ христианской веры – крест, в то время, как в Византии и Грузии большое значение придавалось иконам и картинам по сюжетам из Ветхого и Нового заветов (об этом свидетельствуют Анания Санахнеци и Мхитар Гош).

Позднее хачкары в виде стелы устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, они служили оберегами, покровителями. В XI веке и в последующее время, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. В XII–XIII вв. хачкары стали, можно сказать, универсальными памятниками «во спасение души». Постановкой хачкаров отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов – богатых заказчиков хачкаров, а также выдающиеся события в жизни государства.

Возведение хачкаров в Армении бурно развивалось в первой половине XI в. и с конца XII в. до 30-х гг. XIII в., а также в конце XIII века. В начале XIV в. строительство хачкаров сократилось за исключением Вайоцдзора и Сюника (владение князей Орбелянов и Прошянов), где до конца века культурная жизнь все еще продолжала развиваться. Искусство хачкаров достигло определенного расцвета и в XVI–XVII вв., однако тяжелые условия иноземного владычества сильно отразились на их качестве: высокохудожественный уровень хачкаров XII–XIII вв. так и остался непревзойденным.

1.2. Ранние хачкары (VIII–X вв.) в виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.

Развитие ранних хачкаров исследуется поэтапно, предварительно проанализировав основные типы и формы крестов (в центре хачкаров), а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров. Для каждого этапа развития хачкаров характерны свои особенности, ставшие позднее закономерными.

Скульптурное изображение креста на древних хачкарах вначале было в виде «равнокрылого креста» (вырезанного на гладкой поверхности в круглой рамке) или «крылатого креста» (подобие двинского креста).

У «крылатых крестов» («Крнавор» или «Тевавор хач») имелся четырехгранный хвостец, который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. «Равнокрылый крест» или «крылатый крест», главным образом, стал знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников, в основном, на местах первичного возведения в виде обелисков, стел или деталей убранств церковных и мирских зданий.

С течением времени оформился новый облик креста, вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более четкой структуре: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижнее – длиннее верхнего. Этим была обусловлена пропорция каменной плиты – узкая и длинная, придававшая общему облику памятника законченный вид. Это усиливалось ещё и тем, что крылья креста – скульптуры стали украшаться барельефом, который включал новые детали: мотивы растительного мира и геометрические фигур.

Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых украшений, то, начиная с V-го века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы декора, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хачкар, который в армянской культуре и, особенно, в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом, связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в VIII–IX вв., а в последующие времена пережил бурное развитие.

Начиная с Х века появляются и более сложные по рисунку хачкары, четко выработанная композиция которых показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической.

1.3. Хачкары XI столетия. Начиная с XI века процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным. Об этом говорят многочисленные хачкары в различных местах Армении, преимущественно в ее богатых монастырях.

Наиболее характерной чертой хачкаров XI века стала орнаментальность, уплотненность, строгая графичность и насыщенность декора. Вместе с тем развивалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, что создавало игру светотени. Растительность и обрамление хачкаров стали составлять из одного или двух вертикальных столбиков квадратных или прямоугольных фигур, сплетенных между собой с орнаментальным заполнением.

1.4. Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты древних хачкаров: символика и идейное содержание. Закономерность развития хачкаров и эволюция их орнаментации, прежде всего, выявляются в изображении креста (в центре хачкара, как «Древо Животворящее»). Эволюция форм хачкаров была обусловлена обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков и, несомненно, переменами в иконографии и системе символов. Особую роль в сложении искусства хачкаров сыграл национальный орнамент, который пронизывал все виды армянского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Скульптурное изображение креста на древнейших хачкарах имело форму равнокрылого или удлиненного креста. На этих хачкарах оба конца крыльев креста оканчиваются единичными шарообразными фигурами.

Крест с раздвоенными ветвями (крыльями), имеющими шаровидное завершение и один шаровидный элемент, расположенный в центре креста. Эта композиционная схема проявляется на крылатых крестах еще в V веке и сохраняется на хачкарах до конца Х века.

Со второй половины Х века на крыльях с раздвоенными ветвями появляются уже по три полукруга, имеющих форму бутона. Эта композиционная схема сохраняется до XII века.

В XI веке на таких же раздвоенных ветвях центральный из трех бутонов становится остроконечным и получает вид, напоминающий почку. Это оформление креста становится классическим изображением армянского креста и сохраняется до сегодняшнего дня.

В VIII–X вв. встречаются и хачкары, крест которых завершают изображения, напоминающие форму листа, а иногда форму цветов или два плода граната – символ семьи и плодородия. Это обстоятельство говорит о растительном происхождении образа креста и о древнейшем представлении «Древа жизни» в форме креста.

Соответственно, таким же изменениям подвергались не только кресты, высеченные на хачкарах, но и другие сопутствующие отдельные законченные элементы – изображение граната, винограда, а еще ниже – растительные узоры и орнаментированные розетки. Интересно и то, что в начале XI в. и позднее на завершении крыльев крестов иногда появляются еще маленькие кресты, органично сливающиеся с растительным орнаментом.

Особенностью древних хачкаров является и такой прием, когда между ветвями крыльев креста высечены треугольные углубления – пазы, которые встречаются на хачкарах до XI века, и изредка на хачкарах, выполненных в XIV веке. Главной особенностью композиции древнего хачкара являлось изображение внизу креста ступенчатых и розеточных мотивов, первый из которых (ступенчатый) со временем исчезает, а второй (розеточный мотив) становится самым основным элементом орнамента после креста, который символизирует вечность, мир, землю, солнце, зерно, и, по мнению некоторых исследователей, также символизирует круглый хлеб.

Одновременно развиваются орнаменты верхней части хачкара. Из крыльев креста поднимаются вверх плоды граната, грозди винограда, листья, эти элементы орнамента со временем образуют карниз («козырек»).

Начиная с XI века, мотивы карнизов (или козырьков) достигают совершенства. Иногда гроздья винограда и гранаты (и очень редко мотив груш) переплетаются и орнамент становится геометрическим.

Большого внимания заслуживают и изображения листьев финиковой пальмы (пальметты), которые от основания креста (от нижнего крыла) с двух сторон поднимаются вверх до вертикальных крыльев.

Этот мотив вместе с общим развитием хачкаров в XI–XIII веках уже подвергается разнообразным композиционным изменениям и теряет свое первоначальное значение.

Древнейшим мотивом хачкаров является также изображение пары голубей (или других птиц), обычно симметрично помещенных по сторонам основного креста на хачкаре. Птица – это символ святого духа, символ бессмертия, что соответствовало значению хачкаров как памятников мемориальных и поминальных. Это изображение с IX до XVII века становится характерным элементом орнаментации хачкаров.

Хачкары были удобны при обработке камня, так как художественно оформляли только их лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста свободные места заполнялись резьбой с идейно-содержательными символами. Хачкары были также удобны и тем, что их можно было установить на постаменте (пьедестале) или вставить в стену при строительстве храма, церкви, часовни. Хачкарами оформляли не только наружные стены, но и внутреннее пространство храмов.

Среди новых символов (X–XIII вв.) необходимо отметить следующие:

1. «Крутящаяся свастика» – обозначала «бесконечность» и была знаком солнца (в XIII веке для хачкаров обязательными были символические изображения солнца и луны). Мотив «крутящейся свастики» встречается в Армении еще со времен неолита (VI–IV вв. до н. э.). Надо отметить, что этот символ встречается и у других, в основном европейских, народов. Начиная с X–XI вв. «крутящаяся свастика» становится новым изобразительным элементом на хачкарах.

2. В этот период (X–XI вв.) на хачкарах используется также новый мотив в виде букета цветов. Не исключено, что узоры с этим мотивом образовались еще в X веке. Композиции с подобными узорами занимали нижнюю часть хачкара, придавая особое изящество крест-камням. Однако в XIV–XVI вв. эти мотивы по непонятным причинам навсегда исчезли с хачкаров.

3. Узоры на хачкарах постепенно совершенствовались, иногда меняя свои формы, но не теряя первоначальной красоты и символичности. Они напоминали кружева, только выполненные из камня, и заполняли все нижние и верхние ярусы хачкаров. Удивляет, с каким мастерством делались эти каменные кружева, которые назывались «розочки», «розетки». Некоторые из них окаймляли «сегменты». С X века внутри «сегментов» вместо розочек начали изображаться геометрические узоры (звездочки, треугольники, пятиугольники и т. д.).

4. В XI веке на хачкарах появился совершенно новый мотив – «Хачбур» (хач – крест, бур – горсть, сложенные ладони – крест, который поддерживается ладонями рук). «Хачбур» изображался в нижних двух сторонах хачкара (под нижними крыльями большого креста). Искусствовед А. Патрик подтверждает тот факт, что в древние времена армянские земледельцы «Хачбуром» называли и украшения, плетеные из колосьев пшеницы. Такими «Хачбурами» крестьяне украшали верхнюю часть своих очагов, они являлись символами благополучия и удачи.

5. Скульптурные изобразительные элементы широко использовались в армянском монументальном искусстве IV–VII вв. Но VIII–IX вв. были неблагоприятными временами для их развития. И только с X века армянские мастера («варпеты») снова начали использовать эти изображения на мемориальных памятниках, в частности, на хачкарах. Надо отметить, что эти скульптурные изображения разделялись на две основные группы: 1) мирские и 2) религиозные. Скульптурные мотивы мирских тем на хачкарах использовались в XII веке, а религиозные мотивы, в основном, в XII–XIII вв. Хачкары с изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен. С XII по XIII века на хачкарах изображались также повседневные разнообразные предметы (утварь, орудия труда, оружие, музыкальные инструменты и т. д.).

6. С XI века на хачкарах появляются рельефные скульптуры – «эпитафии», которые по-другому назывались «лапидарные надписи». До X века эпитафии (не рельефные), вырезались на поверхности камня и смотрелись исключительно как текстовые надписи. В XII–XIII вв. эпитафии, высеченные на хачкарах, выполняли не только смысловую роль, но и воспринимались как орнамент.

Итак, с VIII века в средневековой Армении новым распространенным типом мемориального памятника становится хачкар. Этот новый тип памятника был более удобен при обработке камня, так как художественно оформляли только лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста («хача») свободные места заполнялись резьбой с идейно содержательными символами. На лицевых и обратных сторонах хачкаров высекались обширные надписи. Хачкар можно было воздвигнуть отдельно или включить в кладку стен.

В формировании композиционных особенностей хачкара исходное значение имели предшествовавшие типы мемориальных памятников – четырехгранные стелы, столбы с богатыми орнаментальными мотивами, в частности – каменные кресты со свободными крыльями.

По сравнению со стелами, четырехгранными памятниками, крылатыми крестами (крест-памятниками – под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») хачкары (крест-камни) были значительно проще при обработке и требовали меньших затрат. Четырехгранные памятники (столбы, обелиски) обрабатывались с четырех сторон и в этом смысле были сложны для целостного восприятия памятника с одной фиксированной точки, в то время как поверхность хачкара тщательно обрабатывалась только с лицевой стороны, что давало возможность мастеру пышно и разнообразно украшать памятник сложной искусной резьбой, содержание которой легко и сразу воспринималось смотрящим. Кроме того, на плоской поверхности хачкара было удобно высекать хорошо читаемые даже со значительного расстояния текстовые надписи.

Глава 2. Художественные особенности хачкаров в средневековый период (XII–XIII вв.). Глава посвящена анализу периода наивысшего художественного и композиционного развития хачкаров, их классификации и изменениям основных мотивов орнаментации, а также анализу идеологического содержания высеченных на них скульптурных изображений. В главе даны подробное описание и художественная характеристика наиболее известных хачкаров XIII века.

2.1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На основе конкретных данных было выявлено более сорока различных назначений, которые имели хачкары, хотя этим не исчерпываются их целевые функции. В XI–XIII вв. и позднее, в XIV–XVII вв. часть хачкаров приобретает значение надгробного, памятника (но никак не надгробной плиты).

Орнаментальные мотивы хачкаров являются исключительно богатым источником для изучения развития изобразительного искусства средневековой Армении. Большую ценность представляют эпиграфические надписи хачкаров, способствующие изучению социально-экономической, военной, политической и культурной истории и языка средневековой Армении. Имеется ввиду множество хачкаров, на которых изящно выполненная надпись является одновременно орнаментальным украшением.

Многие хачкары XI–XIII вв. отмечались специальными памятными «ишатакаранами» – надписями, дающими иногда полные сведения об авторе, заказчике, месте и времени исполнения. Пользуясь каким-либо одним или двумя сведениями (например, место и время), на основании стиля можно соотнести друг с другом несколько хачкаров, что дает возможность подвести основание под понятие «школа» и выявить ее особенности.

Обычно такие художественные школы образовывались при каком-либо большом монастыре (в котором имелись живописная, а иногда и переплетная мастерские) или на территории ограниченного района, для которого подобный монастырь являлся главным культурным центром. Монастырские комплексы средневековый Армении считались своеобразными архитектурными школами. Создаваясь столетиями санаинские и ахпатские монастыри (на северо-востоке Армении), складывались и росли постепенно и каждое следующее поколение зодчих учитывало замысел предшественников.

Вблизи от Ахпата и Санаина в долине реки Агстев были расположены и другие монастырские школы в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц и др.

К периоду высокого расцвета в XII–XIV вв. относятся также монастырские школы Спитакавора, Нораванка, Ованнаванка, Кечариса, Гегарда (Айривавка), Гндеванка и др. В Арцахе (в Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др.

Хронологически развитие хачкарного искусства в Армении не выглядит гладким и поступательным движением. Исторические условия часто нарушали политическую и экономическую жизнь страны, что сопровождалось срывом творческого движения, общим его ослаблениям, а в дальнейшем частичным творческим застоем. При благоприятным изменении исторических обстоятельств развитие хачкаров возобновлялось с той ступени, на которой оно было остановлено. Однако даже в трудные годы, хотя и замедленное, но все же поступательное развитие хачкаров, характеризовавшееся утратой лишь некоторых звеньев общей цепи, продолжалось. Всем хачкарам разных эпох присущи ясность композиционного построения (сюжетных изображений и чисто декоративных композиций) и исключительно высокая культура национального орнамента. Многое в декоре хачкара зависело от района, в котором он создавался и где развивались и видоизменялись десятилетиями определенные декоративные сочетания элементов, создавая местные камнерезные школы.

2.2. Основные группы хачкаров и их композиционные особенности. В данном разделе на основании комплексного исследования широкого круга памятников составлены основные группы хачкаров XII–XIII вв.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося и в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Увеличивалось разнообразие декоративной разработки хачкаров, становившейся более индивидуальной – то есть происходило то же, что и во всей художественной культуре Армении того времени. Появились выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню, некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

В XII–XIII вв. появляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются такие хачкары, в которых пальметка перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры» (в форме креста поддерживаемые ладонями рук), занимающие нижние междукрестья основного креста.

Обрамление хачкаров выполнялось в подавляющем большинстве из звезд, кругов, прямоугольников многоугольников с неповторяющимся рисунком. Широкие «карнизы» часто заполняли аркатурой, иногда с изображением Деисуса, сценами «Вознесения» и другими сценами. Единичные изображения святых или коленопреклоненных людей в светской одежде нередко помещались и в других частях хачкара. Особенно важно подчеркнуть, что мастера-камнерезы продолжали разрабатывать традиционное композиционное решение, сложившееся еще в XI веке. В этом отношении характерна композиция с геометризованной расцветшей листвой в виде выпрямленных или слегка наклоненных к кресту пучков стеблей. Можно обозначить ее как группа 1. Насыщенность декором, почти сплошь заполняющим стелу, становится доминирующей особенностью хачкаров XII века.

Но в XII в. встречаются и более простые хачкары такой же композиционной группы, которые освобождены от второстепенных деталей. Разновидностью хачкаров этой композиционной группы является также памятники, в которых верхние оконечности стеблей в нижних междукрестьях слегка склонены к кресту. Эти стебли образуют не строго прямую линию (от оконечностей перекладины креста к его основанию), а слегка дуговидную, что придает таким хачкарам своеобразный облик.

Искусство хачкаров было многоликим и многогранным. Наряду с рассмотренными композициями в XI веке был выработан и другой существенный элемент хачкара – процветшие части креста, занимающие нижние междукрестья. Такого рода хачкары составляют 2 группу.

Группа 2. Листва на хачкарах этой группы менее геометризована, ей приданы плавно изгибающиеся очертания в виде развитых пальметок, симметрично размещенных относительно креста в нижних междукрестьях и носящих также декоративный характер. Своеобразный рисунок пальметт придает таким хачкарам совершенно иной облик, в сравнении с другими, хотя в остальном (в орнаментике самого креста, форме его завершения, характере и рисунке обрамления) они очень близки, а зачастую и просто идентичны другим хачкарам. Хачкары группы 2 – с орнаментально трактованными пальметтами по сторонам креста и склоненными к нему, замечательны тем, что этот мотив, в сущности, исходит из композиции раннесредневековых свободных крестов (типа Двинского) с выработанными и гармоничными по рисунку ажурными пальметтами. Но в XII веке мотив пальметт был полностью переработан и приобрел совершенно иной облик – чисто декоративный и орнаментальный: рисунок их, став орнаментом, утратил связь с растительной формой. Такова была тенденция армянского монументального искусства XII–XIII столетий, получившая яркое воплощение в хачкарах того времени.

Представленные две художественные группы хачкаров отнюдь не исчерпывают их разнообразия. Обратимся к следующей группе с более сложной композицией, новой по своей структуре, но столь же насыщенной орнаментикой, столь же новой. Эти хачкары открывают нам новую грань в художественном содержании хачкаров и составляют группу 3.

3 группа хачкаров выделяется обилием орнаментальной резьбы, заполняющей верхние и нижние междукрстия и составляющей их основное художественное содержание. Сама композиция хачкаров, сколь ни разнообразна, остается столь же четкой и ясной. Мелкая и плотная орнаментика в междукрестьях, выступающая на углубленном фоне, не сливается с самим крестом, который благодаря этому контрастно выделяется. Орнаментика в виде густой паутины вьющихся и переплетающихся растительных побегов, большей частью виртуозно выполненная, была выработана армянскими резчиками по камню еще в конце XI века. В XIII веке она стала популярной, излюбленной и наиболее характерной неотъемлемой чертой монументального искусства того времени.

Группа 4, пожалуй, наиболее распространенная и наиболее массовая в XII–XIII вв. и вплоть до XV в., причем начало ее развития прослеживается в VIII–Х вв. Речь идет о хачкарах с тремя крестами, из которых два малых креста занимают нижние междукрестья. Все они составляют как бы триединое «древо жизни». Три креста – это общий, основной признак, объединяющий такие, весьма многочисленные хачкары, ибо сами они, имея самые различные мотивы декора, очень разнообразны (особенно в XII–XIII столетиях).

Группа 5. Сюда следует отнести хачкары с различными иконографическими изображениями – «Распятием» («Аменапркич» – Всеспаситель), изображением «Деисуса», «Вознесения», изображением Георгия-драконоборца (Георгия Победоносца), ктиторов и других. Но следует подчеркнуть, что таких «изобразительных» хачкаров вообще сравнительно немного, они довольно редки и относятся исключительно к XIII в., немногие – к началу XIV в. и еще реже – к XV–XVII вв.

Один из видов армянских хачкаров представляет собой так называемый хачкар «Всеспаситель», на котором обычно изображена сцена распятия Христа. Такие хачкары отличаются от обыкновенных также своими растительными орнаментами. В диссертации «хачкары-распятия» подвергнуты детальному анализу: рассмотрены вопросы их происхождения, развития, хронологии, функционального назначения и художественного оформления.

Кроме скульптурных изображений на религиозную тему, на хачкарах помещались и чисто бытовые сцены мирских тем. Важно подчеркнуть, что эти высокохудожественные рельефные сцены по своей сути не имеют ничего общего с религиозными представлениями армянского народа, они чисто светские и являются выражением народного искусства. Хачкары XII–XIII вв. с рельефными изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен (в Арцахе).

В 5 группу (хачкары с различными иконографическими изображениями) следует добавить в качестве отдельного раздела арцахские хачкары с бытовыми рельефами. Хачкары с подобными сценами устанавливали и в XVIII веке, но в других регионах Западной Армении.

Особую группу составляют и хачкары заключенные в специальные строения с нишами (вормнвпак-хачкары). Нишевидное строение, в которое заключен хачкар, представляет собой трехстороннюю кладку из камня, скрепленного известковым раствором, с двускатным или односкатным перекрытием. Такие строения достигают семиметровой высоты.

Хачкары, заключенные в нишевидное строение, по своей монументальности значительно превосходят обыкновенные хачкары и наиболее удобны для начертания надписей различного содержания.

Таковы основные группы хачкаров XII–XIII и начала XIV веков, которые следует обозначить исходя из их композиционной структуры. В рассмотренных группах памятников отражено отнюдь не все художественное содержание хачкаров – содержание бесконечно разнообразное, особенно в ту эпоху, ибо каждый хачкар – произведение особенное, индивидуальное, включающее в себе те или иные варианты композиции.

2.3. Общие стилистические черты хачкаров XII–XIII вв. Основной чертой большинства хачкаров XII–XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность, связь с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей.

Выразительной чертой декора хачкаров XII–XIII вв. является растительная орнаментика, основной мотив которой спиралеобразно вьющиеся стебли с утолщениями (словно с прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика встречается на хачкарах всех групп и характерна для армянской монументальной резьбы XI–XIII вв., включая архитектуру и прикладное искусство (книжную миниатюру, ювелирное искусство и т. д.). Орнаментика специфична и сформировалась именно в Армении.

В искусстве хачкаров XII–XIII веков в полной мере проявили себя закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего, архитектуре. Насколько позволял резчикам хачкаров материал и камерный масштаб произведений, они переносили на них все стилистические особенности национальной архитектуры. Хачкары мыслились как произведения «малой архитектуры», «архитектурной миниатюры», что определяло их основные композиционные особенности:

1. Усложнение декора, усиление его роли в структуре хачкара, который с самого начала приобрел статус художественного произведения. Резьбой украшали и те хачкары, которые встречали путника на дороге, и те, что отмечали вклады феодалов в монастыри, и те, что ставились на «помин души». Хачкары часто ставились перед храмом, на гладкой поверхности стен которого выделялись утонченной резьбой. С течением времени резьба становилась обильнее и тоньше, виртуознее и артистичнее. Особого совершенства мастера достигли в ажурной резьбе, блестящие образцы которой дают хачкары Гошаванка (Нор-Гетика).

2. Декор хачкаров выделяется своей пластичностью – свойством, постепенно усиливавшимся и прогрессировавшим. Это выражалось в углублении фона, появлении двухплоскостности и трехплоскостности, в усилении светотени, усилении живописного начала в резьбе хачкаров. Эти качества были органически свойственны наступившему в XI в. новому закономерному этапу развития монументального искусства и, прежде всего, архитектуры.

Пластичность – это новое художественное качество ощутимо в трехплоскостных хачкарах, в которых резьбой покрыта не только лицевая (т. е. верхняя поверхность), но и углубленный фон и углубления на этом фоне. Убедительными примерами могут служить хачкары в Гошавнке, Санаине, Ахпате, Дсехе, Мшкаванке, Мастаре, Нораванке и т. д.

3. Эти особенности, выработанные в сфере монументального искусства, были трансформированы и в крестные камни как произведения «малой архитектуры». Крест большей частью помещали под полукруглой аркой на парных полуколонках с четко обозначенными капителями. Симптоматично использование на обрамлениях хачкаров декоративных мотивов архитектурного происхождения, т. е. звезд, ромбов, арочек, геометрического плетения. Особенно интересны рельефные звезды и ромбы, восходящие к инкрустации фасадов цветным камнем, но которые затем стали воспроизводить рельефом, дававшим светотень, заменившим эффект многоцветности. Рельефными звездами и ромбами в Армении XII–XIII вв. часто украшали порталы храмов, гавитов, ханабаров (гостиниц). Звезды, ромбы и геометрические орнаменты переносили и на хачкары, где они также передавались рельефом.

В орнаментации хачкаров XII–XIII вв. сказалась такая специфическая черта нового архитектурного стиля того времени, как динамика форм своеобразно проявлявшаяся в асимметрии и сдвигах рисунка. Именно этой цели служит обычная для хачкаров XIII и XIV вв. неповторяемость рисунка узоров в обрамлении, что, несомненно, нарушает симметрию общей композиции.

Глава 3. Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

3.1. Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продолжали создавать в большом количестве, причем некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение той политической обстановкой, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны – в Вайоцдзоре и Сюнике, владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией.

К сожалению, хачкаров XIV и XV вв. с фиксированной датой их создания немного, поэтому при датировке приходится исходить из их стилистических особенностей, что не всегда надежно. Следует подчеркнуть основное обстоятельство – силу традиции, которая определила как композиционную структуру, так и декор хачкаров того времени. В оформлении хачкаров мастера продолжали следовать декоративным принципам, характерным для групп 1, 2, 3, 4, и 5 (изобразительной), включающим значительные памятники начала XIV в. в Нораванке. Группа 4 (с малыми крестами в междукрестьях) стала, наиболее популярной в XIV столетии. Композиция и орнаментика хачкаров XII–XIII вв. почти без изменений перешли в искусство первой половины XIV века. Можно с уверенностью сказать, что в XIV–XVI вв. новых композиций и структур декора хачкаров в Армении не было создано: армянские мастера чаще своеобразно варьировали прежние, ставшие классическими формы.

Традиционность композиции хачкаров позволяет в этой главе придерживаться классификации, установленной для хачкаров XII–XIII вв. Только хачкары конца XVI и XVII вв. в Старой Джуге несколько своеобразнее, но и их создатели исходили преимущественно из старого армянского наследия XII–XIII вв., ставшего классическим.

3.2. Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров (XVI–XVII вв.) джугинской школы. В юго-восточных районах Армении в течение XVI–XVII вв. наблюдается экономическое оживление, связанное с развитием торговли. Экономическое оживление вызвало к жизни целый ряд торговых местечек и городов, развивавшихся и процветавших в XVI–XVII вв. Особенно это относится к городу Джуге (Старая Джуга, ныне на территории Нахичевана, Азербайджанской Р.) на реке Аракс, художественным свидетелем чего являются прекрасные украшенные резьбой джугинские хачкары.

Исходя из анализа манеры исполнения и орнаментики, хачкары и надгробия джугинского кладбища можно разделить на три периода. Памятники самого раннего периода, большая часть которых уничтожена, в основном находятся на кладбищенском холме № 1 и датируются IX–XV вв. Хачкары этой группы малы по объему, скудно орнаментированы и надписаны. Следующая, вторая группа хачкаров, в которую входят памятники переходного периода, относится к середине XV–XVI вв. Эти памятники выделяются своим составом, декором, эпиграфическими надписями и скульптурными изображениями. Третья – самая большая группа хачкаров, датируемая серединой XVI в. – 1605 г., относится к периоду наивысшего расцвета искусства хачкаров Джуги, отличается мастерством исполнения, многообразием декора, рельефа, композиционным богатством и представляет неповторимые памятники армянского мемориального искусства.

По традиции в Джуге хачкары устанавливались без постаментов, непосредственно в земле (на кладбищах). Все хачкары, высечены из розового, желтоватого камня (в среднем высотой в 2 – 2,5 м) и напоминают встречающиеся на территории исторической Армении урартские и доурартские четырехгранные и многогранные стелы. В композиции хачкаров центральная часть занята большим крестом, углублена и часто кроме главного изображения креста в ней расположены еще 2 – 4 креста, вписанные в «хораны» (углубленные ниши). Получающиеся при этом рельефы на двух уровнях создают удивительную игру светотени. Тематически разнообразно украшены и другие фрагменты многочисленных хачкаров: это горельефы Христа и евангелистов, Богоматери, изображения трехступенчатых зиккуратов, бутоны, развившиеся из семени, окружности и т. д. В нижней части хачкара традиционно высекались надписи, символы вечности и справедливости, горельефное изображение всадника – Сурб Геворга (Святого Георгия) или просто бытовые сцены. Эти библейские и традиционные представления и их рельефные воплощения придавали джугинским хачкарам изящество и своеобразное очарование.

В сюжетах, использованных на хачкарах, кроме многочисленных изображений человека широко распространены и изображения животных, птиц, растений, встречающихся на Армянском нагорье, утварь, музыкальные инструменты, орудия труда, оружие, геометрические и бесчисленные растительные орнаменты. В изображениях людей тщательно и мастерски исполнены лица и элементы снаряжения. Из животного мира в основном представлены изображения коня, овна, льва, быка, павлинов, соловьев, голубей и других птиц. Из растительного мира – плющ, листья, виноградные гроздья, древо жизни, розы и т. д. Особое внимание уделено эпиграфическому мастерству. Надписи на хачкарах XV–XVII вв. чаше выпуклые и вплетены в орнамент. Этот прием корнями уходит в армянское средневековое искусство письма и миниатюры.

Судя по многим хачкарам из Джуги, весьма популярным продолжал оставаться в том или ином виде и традиционный мотив полупальметок. Но изменился рисунок резьбы в сравнении не только с классическими хачкарами (XII–XIII вв.), но и с хачкарами XV–XVI вв.: рисунок стал более стилизованным и более рельефным, более четким и строгим. Это придало джугинским хачкарам некоторую сухость, но одновременно и своеобразие – качества, выделяющие их в отчетливо выраженную особую группу. Джугинские хачкары выделяются резко повышенными и вытянутыми пропорциями (кресты, в центре хачкаров, тоже резко вытянуты).

Произведения, созданные мастерами Старой Джуги во второй половине XVI и в начале XVII столетий, не похожи на хачкары прежних времен. Хачкары Старой Джуги – вполне локальное явление. Орнаментика, хотя и традиционная, получила иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов. Хачкары Старой Джуги вернули себе сильный рельеф, который на многих хачкарах XVI–XVII вв. был утрачен. Четкость и чеканность рисунка, пластичность и оригинальность композиции – убедительное свидетельство того несомненного творческого подъема, который на закате армянской средневековой культуры ясно и ярко проявился в этом далеком уголке страны (на юге Армении, ныне на территории Азербайджана).

Таковы эти сложные, насыщенные резьбой джугинские хачкары, сотканные из традиционных элементов, но стилистически переработанные, благодаря чему они приобрели новый облик. Хачкары эти столь же пластичны и художественно совершенны по исполнению, как и их выдающиеся предшественники XII–XIII и начала XIV вв., но это произведения уже нового позднесредневекового искусства, далеко отошедшие от армянской монументальной декоративной классики. В этом историческая ценность джугинских хачкаров позднего средневековья.

Частые военные столкновения между Персией и Турцией за овладение Арменией, продолжавшиеся до 1639 года, привели к полному развалу страны. Нищета и бедность стали уделом коренного населения Армении, что послужило причиной массового переселения армян за пределы родины. В городах и селах Армении приостановилась созидательная жизнь, строительная деятельность. Это привело к утрате веками накопленных культурных и архитектурно-строительных традиций. Однако в отдельных районах Армении (на территории западной Армении, в Арцахе и др.) наблюдается слабое продолжение традиций по художественной обработке камня в области малых архитектурных форм – хачкаров, надгробных камней и т. д.

На рубеже XVIII–XIX вв. Армения все еще оставалась разделенной между Ираном (Восточная Армения) и Турцией (Западная Армения).

В искусстве хачкаров заключительным этапом считался XVII век, так как появление (в больших количествах) и развитие хачкаров на территории современной Армении не наблюдается. Необходимо отметить, что искусство хачкаров в XVIII–XIX вв. развивалось на территории Западной Армении, однако мы не имеем возможности исследовать памятники этого периода. Известно лишь, что искусство хачкаров в Западной Армении развивалось вплоть до начала XX столетия. Ярким примером может служить хачкар из серебра, сделанный Ванским мастером в 1914 году. Этот уникальнейший миниатюрный серебренный хачкар, объединяющий два направления народного искусства – ювелирного и искусства камнерезания, ныне находится в Первопрестольном монастыре Святого Эчмиадзина.

3.3. Хачкары конца XX и начала XXI столетий. В последней части диссертации традиция и развитие новых хачкаров прослеживаются на примере небольшого городе Иджевана, райцентре Тавушской губернии северо-востока Армении (на территории исторической Агстевской долины). Новые хачкары города Иджевана наиболее ярко отражают как традиционные композиционные принципы хачкарного искусства, так и новые экспериментальные тенденции в композиции мемориальных памятников. Нынешняя территория Агстевской долины (пересекающая город Дилижан и Иджеван), которая богата высокохудожественными памятниками средневекового архитектурного искусства (число которых доходит до 300), занимает особое место в древней культуре Армении. На историко-архитектурных памятниках Агстевской долины имеется 365 ценных надписей, являющихся важными, а главное – достоверными источниками для изучения социально-экономической, политической жизни исторической Армении, ее быта и культуры.

К числу значительных памятников XII–XIV вв. относятся монастырские комплексы Агарцин, Гошаванк, Макараванк, Аракелоц, Дехцут, Киранц и др.

Имена некоторых создателей этих памятников Агстевской долины дошли до нас: авторы барельефов Дехцутского монастыря – ваятели Кахак и Погос, зодчий-автор двух церквей Гошаванка – Мхитар Юсн, знаменитый ваятель гошаванкских хачкаров Погос (Павгос), автор хндзорудского хачкара «Терунакан», 1281 г. – Оганесс (Иоанесс), автор барельефов Макараванка – Еритасард и др.

В настоящее время современные художники, скульпторы города Иджевана (Г. Мхитарян, М. Мхитарян, С. Саркисян, А. Гукасян, А. Давтян и др.) развивают искусство хачкаров на иных принципах, но бережно сохраняют идейное и художественное содержание средневековых классических хачкаров.

Современные хачкары города Иджевана можно считать своеобразным художественным эталоном, так как в них воплотились черты, свойственные искусству создания современных хачкаров на всей территории Армении и за ее пределами. Созданные с 1990-х годов хачкары можно условно разделить на три основные формальные группы: «традиционно-классические», «переходные» и «современные».

В первую группу следует включить только те хачкары, которые создавались согласно традиционной композиционной схемы и мало чем отличаются от средневековых классических хачкаров. Так, например, на раннем этапе (в начале 90-х годов) в городе Иджеване хачкары обладали традиционно-классической формой и имели в своей основе традиционную схему построения.

Вторую группу – «переходными» хачкарами можно считать памятники, в центре которых изображен крест классической формы. Однако в отдельных частях хачкаров этой группы выявляются новые композиционные мотивы.

И, наконец, третья группа – это «современные» хачкары, в центральной части которых высечены кресты многообразных форм и очертаний. При создании этих мемориальных памятников скульпторы далеко отошли от классических канонов и открыли оригинальные направления в искусстве хачкаров.

Среди ваятелей этих хачкаров добился особенно значительных достижений скульптор Армен Давтян – автор множества скульптурных монументов. На протяжении нескольких лет он разработал свой собственный неповторимый стиль в искусстве хачкаров.

На хачкарах А. Давтяна символические орнаменты выглядят несколько упрощенными. Его хачкары, по сравнению со средневековыми классическими хачкарами XI–XIII вв., кажутся более легкими и свободными, а традиционные орнаменты выглядят более конкретизированными. Подобный подход к декоративному оформлению национальных мемориальных памятников оказал немаловажное воздействие на современные хачкары города Иджевана в целом.

Заключение. В начальный период формирования и развития в VIII–X вв. хачкары не имели особой художественной значимости, а являлись распространителями христианской религии на территории Армении. В XI веке процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным, о чем говорят многочисленные образцы хачкаров, сохранившиеся в различных местах Армении, преимущественно в богатых монастырях.

Самой характерной чертой хачкаров XI века стала уплотненность и насыщенность декора. Рисунок нижней части креста приобрел геометрический характер, все более удаляясь от растительной формы. Орнаментальность и строгая графичность стали неотъемлемыми чертами декора. Вместе с тем все более и более усиливалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, создающего игру светотени. Во многих хачкарах подчеркивалась их связь с архитектурной формой в виде ясно представленного портала с полукруглым завершением.

В XI–XII вв. заметно расширяется сфера распространения хачкаров. Возникают новые типы и формы мемориальных хачкаров, к числу которых относятся хачкары, вмурованные в стену (настенные), одиночные, групповые, заключенные в специальные нишевидные строения (вормнапак).

В XII–XIII вв. проявляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются хачкары, в которых пальметта перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры», занимающие нижние междукрестья основного большого креста.

В XI–XIII вв. наблюдается также процесс развития декоративно-орнаментальной композиции хачкаров. Эволюция хачкаров была обусловлена не только обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков, но и радикальными изменениями в иконографии и системе символов, связанных с представлениями эпохи, особенно с изменениями в религиозных воззрениях и литургии.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Появились и выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню; некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

На данном этапе (XI–XIII вв.) развития выявляются отдельные монастырские школы искусства камнерезания, в частности, хачкарорезания в Одзуне, Санаине, Ахпате, в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц, Спитакаворе, Нораванке, Ованнаванке, Кечарисе, Гегарде (Айривавке), Гндеванке и др. В Арцахе (Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др. Историко-географическое расположение этих школ способствовало их покровительству со стороны конкретных монастырских и церковных комплексов.

В позднесредневековый период (в XIV–XVII вв., эпоху экономического и политического упадка Армении) хачкарное искусство продолжает развиваться. Особенно это относится к Джугинской школе, свидетельством чему являются высокохудожественные и стилистически-индивидуальные джугинские хачкары. Джугинские хачкары выделяются среди других более вытянутыми пропорциями (кресты, расположенные в центре хачкаров, тоже резко вытянуты). Хачкары Старой Джуги вернули в своих лучших образцах сильный рельеф, который на многих памятниках XVI–XVII вв. был утрачен. Орнаментика, хотя и традиционная, получила здесь иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов.

В искусстве хачкаров заключительным этапом считался XVII век, так как на территории современной Армении не было отмечено появления хачкаров (в больших количествах). Однако необходимо отметить, что в XVIII–XIX вв. искусство хачкаров в его традиционных формах развивалось на территории Западной Армении, но мы не имели возможности исследовать памятники этого периода. Сведений о хачкарах данного периода практически нет.

Возрождение интереса к созданию новых образцов хачкаров наблюдается с середины XX столетия, а пик нового движения в развитии хачкарного искусства на территории современной Армении приходится на 1990–2000-е годы. Обращение к древнему виду национального монументального искусства объяснялось частично тем, что необходимо было в традиционных монументальных формах воссоздать символическое выражение образа своей истории. В замыслах современных художников рождалась по-новому понятая форма традиционного мемориального памятника.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Довлатбекян А. А. Мемориальные памятники средневековой Армении (IX–XIII вв.).// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 1). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2002. – 0,4 п. л.

Довлатбекян А. А. Основные орнаменты древних хачкаров: (символика и идейное содержание) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 2). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2003. – 0,4 п. л.

Довлатбекян А. А. Дальнейшее развитие хачкаров на Северо-востоке Армении.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 3). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2004. – 0,5 п. л.

Довлатбекян А. А. Хачкары Джуги.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 3). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2004. – 0,4 п. л.

Довлатбекян А. А. Современные хачкары Армении конца XX и начала XXI столетий. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 5). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2005. – 0,4 п. л. (в печати).