Главная              Рефераты - Культура

Монументальная живопись Древнего Египта - реферат

ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ, ТУРИЗМА И ШОУ-БИЗНЕСА


КУРСОВАЯ РАБОТА


По курсу: «История искусств»

На тему: «Монументальная живопись Древнего Египта».


Выполнила: студентка 2-го курса

Зорько А.А.

Тел. 211-7003


Проверил: __________________

__________________


Москва, 1998


CОДЕРЖАНИЕ:


1.

Содержание……………………………….………………………….

2


2.

Введение……………………………………………………………...

3


3.

Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта.

4


4.

Периодизация искусства Древнего Египта (таблица)..…………...

8


5.

Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной живописи Древнего Египта…………………………………………


9


7.

Периодизированная динамическая характеристика монументальной живописи в свете исторических событий. Влияние факторов…………………………………………………...


9


8.

Заключение…………………………………………………………..

21


9.

Список использованной литературы……………………………….

23



ВВЕДЕНИЕ.


Возникновение и развитие искусства Древнего Египта прослеживается на протяжении огромного времени – более четырех тысяч лет. Но не только благодаря этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес. Мы можем рассмотреть развитие искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и проследить влияние изменений, происходящих на протяжении тысячелетий, в жизни египетского рабовладельческого общества. Влияние это весьма существенно, так как монументальная живопись, как известно, напрямую связана с архитектурой. Египет первым создал монументальную архитектуру, и создал он ее при помощи правящей верхушки общества – основу архитектурных сооружений составляли пирамиды, гробницы фараонов и заупокойные храмы, которые были призваны служить не только вторым домом некогда жившему, но и возвеличивать пожизненные дела усопшего и приближать его к богу. Но просто голыми стенами себя не возвеличишь, а потому появились замечательные своей реалистичностью и правдивостью скульптурный портрет, великолепные монументальные росписи и рельефы, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Каждый правитель Египта возводил себе заупокойное сооружеие при жизни, стараясь превзойти величественностью сооружения и внутренним его обустройством своих предшественников, требуя от мастеров все большего качества рабты. Таким образом египтяне не только довели до высочайшего уровня умение работать с камнем, но и достигли высокой реалистичности в раскрытии внутреннего мира человека, его чувств и переживаний в настенных росписях и рельефах гробниц.

Египетское искусство – это новый, важный этап после искусства первобытнообщинного строя. Оно первым отразило в своей противоречивости мир классовых отношений. При изучении искусства Древнего Египта необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению его особенностей. С образованием классовых отношений оно стало средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы в целях возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.

И пусть наибольшее значение как по трудоемкости так и по воздействию на народные массы в Древнем Египте придавалось архитектурным сооружениям и монументальной скульптуре, все-таки эта работа посвящается монументальной живописи как неотъемлемой части внутреннего пространства колоссальных сообружений фараонов, так как именно в живописи наиболее ярко прослеживается влияние классовых противоречий.


Сложение канонов монументальной живописи Древнего Египта.


Как известно, монументальная живопись появилась во времена первобытообщинного строя. Но тогда она служила лишь обустройству созданных природой «архитектурных сооружеий» - пещер, и то лишь косвенно – первобытные художники не ставили себе целью обустройть свое жилье – они просто изображали сцены охоты, праздников на стенах. Во времена же Древнего Египта появились первые рукотворные монументальные архитектурные сооружения, и настенная живопись стала неотъемлемой частью этих колоссальных творений рук человеческих. Мало того, она получила конкретную цель своего существования – гармоничное оформление, заполнение искуственно созданного пространства. И изображаемые сцены жизни также стали иметь смысл – они увековечивали подвиги людей.

Архитектура в Древнем Египте появилась не вдруг. Как и всюду, в долине Нила люди сначала жили в ямах и пещерах, устраивали навесы и шатры. Постепенно появились глиняные хижины. Жилища вождей племен и племенные святилища отличались от хижин лишь размерами. Погребения вначале также имели форму простой ямы, выстланной циновками, в подражание жилищам людей. То, что первоначальные формы жилищ, святилищ и гробниц имели между собой много общего, объяснеятся тем, что все они представлялись обиталищем людей, духов, мертвых. Отсюда понятно, почему и позже в арзитектуре Древнего Египта существует нечто общее в планировке и оформлении дома, храма, гробницы.

По мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и обкладываются кирпичем. Но такие гробницы могут позволить себе только представители обеспеченной верхушки общества. Рядовые же общинники по-прежнеу погребаются в ямах. Особеннное внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, так как религия подразумевала, что если дух вождя будет жить вечно, то и община будет благоденствовать.

В Иераконполе была найдена гробница, глиняные стены которой были покрыты росписью. Так в конце 5-го тысячелетия до нашей эры появилась осмысленная монументальная живопись, постепенно начали складываться традиции оформления заупокойных сооружений Древнего Египта. С первого взгляда ничего особенного не отличает эту роспись от наскальной росписи первобынообщинного строя – стилизованные фигурки людей, животных… Но! Несмотря на видимую простоту изображения можно заметить, что художник воспроизводил одни и те же части фигуры с разных точек зрения, в зависимости от того, как по его мнению лучше было подчеркнуть наиболее важне признаки сещества или предмета. Так, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, – в зависимости от того, как более отчетливо может быть показана форма рогов. Например, у антилопы и горного козла – в профиль, у буйвола или быка – в фас. Эта же особенность изображения рогов различных видов животных сохранилась в искусстве рабовладельческого Египта. На той же росписи у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Такой способ изображения возник потому, что художник рисовал предметы не с натуры, а по памяти, и, как было сказано ранее, пытался подчеркнуть самые значимые моменты из запомненного. Наиболее тщательно воспроизводится то, что кажется наиболее важным для художника в данной сцене – оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски. Немаловажным моментом является то, что взаимоотношение деиствующих лиц выражается достаточно примитивно – центральная роль жрицы или богини выражается в росписи просто большими размерами фигуры.

Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований (как следствие иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия). Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции начинают приобретать организованность. Наиболее яркими примерами нового этапа, к сожалению, являются рельефы на тонких каменных плитах, но, так как каноны живописи и рельефов в точности совпадают, рассмотрим на самом ярком примере – плите Нармера – какие же каноны сложились в изобразительном искусстве Древнего Египта на момент завершения развития искусства доклассового периода египетского общества и началу искусства Египта рабовладельческого:

  • пропорции фигур почти правильные, отмечаются мускулы;

  • социальное различие действующих лиц показывается разницей в масштабах их фигур;

  • различные части тела человека, животного и птицы изображаются с различных точек зрения (в частности, в изображениях людей – голова и ноги изображаются в профиль, глаза и плечевой пояс в фас);

  • роспись состоит из сцен, сцены расположены поясами одна над другой, каждая сцена является законченным целым, и, в то же время, она – часть общего замысла.

Также необходимо заметить, что цель монументальной живописи стала окончательно ясна – возвеличивание царя любыми способами. И именно поэтому в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежащих к низшим слоям населения.


Периодизация искусства Древнего Египта

Период Даты Столица Религия Примечания.

Искусство времени Древнего царства


300 - около 2300 гг. д. н. э. Мемфис Бог Птах, Осирис. Амон. Примитивное рабовладельческое общество. Кроме эксплуатации рабов существует и экспл-я общинных земледельцев. Распад на отднльные области.

Первая половина 14 в. д.н.э.АхетатонПродолжение реформы. Единое истинное божество Атон.Решительный перелом в искусстве. Более реалистичное мировоззрение.Объединение страны. Сближение Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья.Искусство времени16 – 15 вв. д.н.э.ФивыАмон.Искусство времени Искусство времени Среднего царства

Эхнатона и его преемников (Амарнское искусство)


Начало религиозной реформы

XVIII династии


21 век д.н.э – начало 18 века д.н.э.

Фивы, затем

Фаюм (Иттауи)

Амон. Объединение Египта. Общий хозяйственный подъем, Конец Среднего царства – ослаблнеие центральной власти. Нашествие гиксосов.

- Искусство второй половины Нового царстваИскусство времени

нового царства

14 – 11 вв. д.н.э.

Фивы – офиц. столица

Танис – фактическая.

Ререформа религии (конец пред. периода). Возвращение к храмам Амона. Сложное положение внутри страны из-за продолжения борьбы царской власти с высшей знатью и жречеством. Реакционное стремление вернуться к традициям доамаранских лет.

Искусство позднего времени


11 век – 332 г. д.н.э.

Танис

Напат

Фивы

Амон

Распадение Египта на ряд отдельных гос-в.

4 в.д.н.э. Александр Македонский основывает новую столицу Египта.


Факторы, оказавшие влияние на развитие монументальной живописи Древнего Египта.


Изначально я планировала посвятить каждому фактору отдельную главу своей работы, но поняла невозможность четко отделить сферы влияния факторов. Они влияют «сообща». Один влечет за собой другой, из другого вытекает третий, и все они накладывают отпечаток на культурную сферу деятельности Египта. Также я поняла бесполезность выделять в отдельную главу изменения художественных выразительных стредств, ведь очевидно, что они менялись соответственно влияющим факторам – новые требования влекут за собой новые способы выражения.

Итак, надо приготовиться, что следующая глава будет более пространна нежели предыдущие, и в ней я постараюсь, основываясь на таблице на стр. 8, охарактеризовть основные «переломные моменты» в искусстве Древнего Египта. В частности – моноументальной живописи.

Что же оказало огромное влияние на искусство в Дрвнем Египте? Ответ очевиден, так как Древний Египет государство рабовладельческого строя, то основное влияние оказывала правящая верхушка общества – фараон, богатая знать, верховные жрецы, все разногласия, возникающие в правящей верхушке, волнения народных масс, религиозные реформы, культуры завоеванных стран, общее экономическое и политическое положение в стране.

Рассмотрим на конкретных примерах, в динамике весь путь развития монументальной живописи Древнего Египта от периода Древнего царства до позднего времени.


Периодизированная динамическая характеристика монументальной живописи в свете исторических событий. Влияние факторов.


Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Как было замечено ранее – ведущую роль в египетском искусстве занимала архитектура. Внутреннее пространство первых пирамидальных гробниц и храмов Египта оформлялось в основном колоннами. Постепенно колонны получили пилястры в виде белого лотоса или стали представлять из себя связки папируса. Стены стали оформляться цветными рельефами, прославляющими фараона. Цветной рельеф можно рассматривать как некоторого прародителя «отца» монументальной живописи, а «матерью» считать наскальные росписи. Вообще стоит еще раз акцентировать внимание на том, что каноны исполнения рельефов и росписей в Древнем Египте полностью совпадали. Цари Египта изображились с сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими основные портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь изображался вместе с богами, как равный им, или священный сокол охранял его своими крыльями. Во времена Древнего царства уже было известно два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетался с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из ивестняка, красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются зеленью растений. В искусстве Древнего царства сложилось и содержание росписей, и главные правила расположения их на стенах, и ставшие в последствии традиционными композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур. Содержание изображений на росписях было определено их назначением. Росписи в заупокойных царских храмах и подводивших к последним крытых проходах содержали, с одной стороны, сцены, прославлявшие царя как могучего владыку, - битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты – и как сына бога (царь среди богов), а с другой, - ритуальные изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Построение сцен очень канонично – несмотря на то, что художники и стремились внести разнообразие и живость в изображаемые сцены, в первую очередь росписи должны были возвеличивать царя или вельможу, таким образом главное место всегда занимала фигура наиболее видного по своему положению лица. Эта фигура намного превышает по размерам все другие и, в противоположность разнообразным находящимся в движении группам работающих людей, совершенно спокойна и неподвижна. За всю историю Древнего царства ни одно изображение бога или царя не было выполнено иначе, чем по правилам канонов, сложившихся во времена плиты Нармера. Но фигуры охотников, рабов иногда изображались с плечами в профиль. Иначе как бы художники могли выразить хоть какой-то прогресс в понимании мира, в понимании способов его отображения.


Во времена Среднего царства, после некоторой борьбы за власть между номами, когда в 20 веке до нашей эры к власти приходит фараон Аменемхет I, наступает общий хозяйственный подъем, рост городов, усиление обмена, что приводит к расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и искусство. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в моду. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды, во внутреннем оформлении старались подражать во всем. Особено это подражание затронуло монументальную живопись. Это подражание очень ярко видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура. Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два раза меньше изображения хозяина. При дальнейшем сравнении видно, что сцена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданую в древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов. Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах начали развиваться передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. А почему? Как следствие политической и экономичесткой самостоятельности, приобретенной этими номами в конце Древнего царства. Номархи чувствовали себя хозяевами своих областей, так же возвеличивали себя, но появилось как бы больше культурных центров – так как номы, как и фараоны, так же окружали себя искусными зодчими, скульпторами, художниками. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиций: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоящим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20-го века исторической обстановкой. Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои, что способствовало известному росту индивидуалистических стремлений, поиску более конкретных знаний, что, в свою очередь, привело к большей реалистичности в искусстве. Росписи на стенах гробниц номархов Среднего Египта представляют собой подлинные картины жизни. Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Художники стремятся изображать события со всей доступной им конкретностью. Сравнение одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает из различия. Рассмотрим ту же сцену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Несмотря на то, что изображение сцены в общем остается прежним (слева – охотник, справа - загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби – одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охоятся его сыновья. Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном. Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода кочевников. Но наибольшего успеха достигли художники в изображении животных, где они также были менее всего стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками. И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли – желтовато-белую шею. Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется яркое оперение удода. Интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.

Неспроста время Нового царства разбивается на три подпериода – время XVIII династии, время Эхнатона и его преемников и вторую половину Нового царства. Здесь наступает саоме интересное – огромный вклад в развитие искусства вносят религиозные реформы, а также немаловжное влияние оказывают удачные завоевания.

Окончательное изгнание гиксосов, завоевание Сирии и Нубии при фараоне Яхмесе I (первом царе XVIII династии) обеспечило Египет притоком рабов. Так же в Египет широким потоком потекли золото, серебро, слоновая кость, ценные породы дерева, бирюза, лазурит. Приток богатства и множества рабочих рук способствовал развертыванию строительства во всех главных городах египта, и в первую очередь в Фивах. Соответственно, Фивы стали центром развития не только архитектуры, но и монументальной живописи как неотъемлемой части архитектуры. Для всех видов искусства в это время характерно стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Египет сближается с культурами Сирии, Крита, двуречья, в которых также идет поиск нового и явно выражена тенденция сделать искусство более реалистичным. Художников интересуют передача движения, объемности, в поисках нового они пробуют показать фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль; иначе строятся групповые сцены. Даже в традиционной сцене охоты в пустыне появляется ряд важнейших нововведений. Мы видим охотника, уже мчащегося в колеснице за несущимися в настоящем галопе по пустыне животными, обращенные в фас головы животных. Меняются и другие композиции, появляются новые. Бльшое значение получают сцены пира, где обилие фигур музыкантш, танцовщиц и служанок, при изображении котрых можно было легче отступать от канонов, позволило художникам свободнее проявлять свою творческую индивидуальность. Достаточно сравнить разнообразные позы служанок с утомительно одинаковыми фигурами знатных женщин в сцене пира из гробницы визиря Рехмира, чтобы убедиться в этом. Стали встречаться живые жанровые сценки – вот слуги пытаются разбудить своего товарища, уснувшего в погребе от избытка выпитого вина и утверждвющего тем не менее, что ни на миг не засыпал, вот новобранцы ждут своей очереди к парикмахеру, причем двое уже успели уснуть под тенью дерева. Художник внимательно