Главная              Рефераты - Журналистика

Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентами - реферат

Введение

Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.

Данная курсовая работа посвящена анкетному опросу как одному из методов общения социолога с респондентом. Проявляется общение в процессе обмена сообщениями, вследствие чего можно рассматривать этот процесс довольно просто: один человек произносит информацию, а другой человек выслушивает ее и интерпретирует, потом наоборот. Главное преимущество анкетирования состоит в том, что оно является наиболее оперативным и дешевым спосо­бом сбора информации.

Актуальность темы состоит в том, что при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения.

Целью данной курсовой работы является изучение анкетного опроса как метода общения, а также анализ программы Всероссийской переписи населения 2010 года в качестве примера.

Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

- раскрыть содержание и значение анкетного опроса как одного из методов общения;

- ознакомиться с основными типами анкет;

- рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;

- изучить принципы конструирование и оформление анкеты;

- проанализировать анкетный опрос на конкретном примере, дав ему оценку.

Предметом работы является анкетный опрос. Он является одним из основных средств коммуникации при проведении опроса. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода.

Объектом исследования является население. С помощью анкетного опроса исследователь получает необходимые ему данные о самом население, его составе, демографических характеристиках, предпочтениях, структуре.

Практическая значимость данной темы состоит в том, что знание основ построения анкеты, правильного ее конструирования, сочетания вопросов и коммуникативных блоков в анкете позволит добиться максимально достоверных, точных и правильных ответов от респондента, а также поможет социологу и анкетируемому человеку легко сотрудничать.

Информационной базой для написания курсовой работы являлась учебная и научная литература методам социальных исследований и конкретно по анкетному опросу таких авторов, как Бутенко И.А., Аверьянов Л.Л, Феннето Э, Ядов В.А. и другие книги.

Методы исследования - дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификация, анкетный опрос.

Объем курсовой работы составляет 38 листов. Курсовая работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения и приложения.

1 Теоретические аспекты анкетного опроса, сущность и принципы построения

1.1 Анкетирование: понятие, содержание, виды

Анкетирование относится к той группе методов, которая носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность любого опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.[6, с. 34]

Большая значимость этих методов определяется, во-первых организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом; в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполне­ние респондентами особых статистических формуляров (анкет) в от­сутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в при­сутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты. Эта раз­новидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается вы­сокая достоверность получаемой информации.[12, c. 108]

Анкетирование применяется для установления текущего состояния явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

1. Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

2. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

3. Анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет - шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. [4, с. 62]

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап – обработка полученной информации.

Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Существует много классификации анкет: в зависимости от способа распространения, по целям исследования, по характеру задаваемых вопросов и т.д. Рассмотрим некоторые классификации подробнее.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос)

- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)

- телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

Почтовое анкетирование, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Недостатки почтового анкетирования - это низкий процент возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом. Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно. [10, с. 83 - 84]

Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обусловленных целями, закладываемыми в процедуру опроса. Первый вид анкетного опроса — информационный — предполагает простой набор сведений, получаемых при помощи вопросов. Другой вид — перекрестный — направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования. [12, с. 109]

По типу исследовательских задач опросы бывают:

- глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)

- стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)

- социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах) [16, с. 46]

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц. При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

По уровню компетентности респондентов различают:

- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)

- массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

- симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)

- экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование. Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени. При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно. [8, с. 57]

После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных. Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопросы делятся на:

Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. Главная же функция этого вида вопросов – облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме, но даже в рамках одной темы обсуждают различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: “Как вы думаете?” – и далее идет описание новой проблемы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д. [13, с. 74]

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога

Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

1.2 Принципы конструирования анкеты

Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности, раскрытие возможностей социолога произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием.

Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета, по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п.

Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения. [9, с. 117]

Процесс адаптации обращенных респондентам вопросов к необходимому при этом общению и будет называться конструированием анкеты. В задачи конструирования входит:

1) создать и поддержать кооперативную установку у респондентов;

2) вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы;

3) наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы;

4) освободить ответы респондентов от воздействия предшествующих вопросов и ответов на них; поддерживать постоянный интерес к работе с анкетой.

Нетрудно заметить, что решение многих задач достигается также за счет специальной работы над инструкцией анкетеру, при коррекции отдельных трудных, тенденциозных или деликатных вопросов, подготовкой места и выбором времени опроса. Это не отменяет необходимости решать названные задачи при конструировании анкеты, поскольку разнообразные препятствия на пути общения социолога с респондентами могут быть преодолены только различными приемами, позволяющими социологу активно строить свои отношения с респондентами, а не ждать, пока они как-то устроятся сами по себе. [14, с. 75]

Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку").

Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются:

1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь;

2) задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач;

3) роль каждого респондента в решении поставленных задач;

4) заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя);

5) правила заполнения анкеты;

6) заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает;

7) способ возврата анкеты исследователю.

К содержанию вводной части предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким. Во введении также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.

Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую форму основной части:

1) первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий;

2) вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов;

3) последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы (сущность их раскрывается ниже) и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента. Исследователями отмечено, что на интимные вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения. Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала. Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации.

В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты. [13, с. 86 ]

Одной из важных составляющих при построении анкеты является правильное построение самих вопросов, поэтому необходимо учесть специфические требования к постановке определенных видов вопросов.

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих правил.

Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Важно отвести должное место для комментариев и уточнений. Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:

а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие. Поэтому правило 1- первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок. [3, с. 127]

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом пост стадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа).

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

Эффект излучения. Принцип расположения вопросов по мере нарастания их сложности, а затем убывания не лишен и определенных недостатков. Но не только предполагает, что респонденты в своих рассуждениях о предмете опроса будут придерживаться той же системы координат, что и социолог, но и не учитывает, что каждый вопрос воспринимается не сам по себе, не изолированно, а в контексте с другими. Таким образом, признать, что ответы на простые вопросы служат только получению ответов и для респондента оказываются способом разминки, - значит существенно упростить процесс работы с анкетой. [3, с. 128]

При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования). [2, с. 61]

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п.

Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»).

Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают). [3, с. 142 - 144]

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

1.3 Оформление анкеты и ее тестирование

Прежде чем начать работать с анкетой, опрашиваемые берут ее в руки, приблизительно прикидывают, какая работа им предстоит. Это естественная и нормальная реакция на предстоящую деятельность, и ее также следует учитывать при оформлении анкеты.

Типографское оформление. Конечно, не у каждого исследователя имеется возможность издать анкету типографским способом. Нередко они тиражируются с помощью ксерокса или ротапринта. Учитывая это, исследователь должен проявить специальную заботу об ее оформлении. Конечно же, обложка, выполненная типографским способом, скорее создаст впечатление, а респектабельности организации, проводящей опрос, о значительности самого исследования, чем анкета, отпечатанная на машинке. Следовательно, в последнем случае возрастает роль других приемов, позволяющих создать благоприятное отношение к анкете.

Здесь, однако, целесообразно привести и примеры экспериментов с типографским оформлением: начинающий социолог по крайней мере будет знать о том, что наиболее привычный черно-белый текст - не единственно возможный.

При изучении аудитории газет на эстонском языке были применены анкеты, отпечатанные синим, зеленым и коричневым шрифтами. При этом синие и зеленые были снабжены картинками юмористического характера - иллюстрациями к некоторым позициям ответов. Необычность цвета текста, картинки воспринимались респондентами как отражение заботы о них, а также как косвенное подтверждение того, что опрос - дело серьезное, в противном случае вряд ли бы авторы анкеты стали разнообразить его столь оригинальными способами.[3, с.145]

Исследования, проведенные в рамках изучения цветовосприятия, обнаружили, что коричневый цвет символизирует тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п., в то время как сине-зеленый - спокойствие, удовлетворенность, чувство уверенности. Неудивительно, что эти общепсихологические закономерности проявились и в отношении респондентов к цвету анкет. Подавляющее большинство выбрали зеленые и вовсе не захотели заполнять коричневые. Вынужденные все же с ними работать, респонденты отвечали на анкету менее внимательно; работа с ней занимала в среднем на 15– 20 минут больше времени, чем с синими и зелеными. По словам самих участников опроса, заполнение синих и зеленых анкет было им интересно и не казалось долгим или утомительным. [2, с. 75]

Размер анкеты. Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3 – 5 вопросов и из 100 и более. Определяя метод сбора данных, уже на стадии разработки программы социолог решает для себя вопрос о ее размере, учитывая, что, с одной стороны, чем больше вопросов, тем богаче и разнообразнее могут быть ответы, а чем опросов меньше, тем оперативнее процедура опроса и обработки ответов. В то же время громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди в них чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы.

В практике чисто интуитивно выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько с временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20 – 30 минут - это тот срок, который позволяет одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного или индивидуального опроса. [3, с. 146]

Но какой бы опрос ни планировался - почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассудительностью респондентов. Если же, однако, социологу крайне необходимо выяснить одновременно значительное число вопросов и анкета оказывается чрезвычайно громоздкой, то для этого американские исследователи предлагают (если нет никакой другой возможности сделать ее короче - собрать искомую информацию из других источников, например) делить перечень содержательных вопросов на две равные части и тиражировать две анкеты, раздавая их в случайном порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается. [8, с. 73 ]

Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляются несколькими способами. Один из них - контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме. Например, рабочему предлагается вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) работой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать такие контрольные вопросы: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объем выборки (панельный опрос) или на 5 - 10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Из всего вышесказанного приходим к выводу, что при формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические и социальные особенности процедуры опроса:

- анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;

- общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;

- повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопросов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определяется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;

- объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.

Таким образом, опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным дос­тоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, по­зволяющий делать обобщения на большом массиве социологическо­го материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и цен­ностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выяв­лять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта.

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап – обработка полученной информации.

Мы пришли к выводу, что оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования). Для получения достоверной и полной информации не­обходимо тщательно подготовить вопросник, связав его логику и струк­туру с целями и задачами исследования.

В следующей главе будет подробно рассмотрена всероссийская перепись населения 2010 года в качестве примера анкетного опроса, а также будут описаны принципы ее проведения и проанализирована ее программа.

2 Анализ использования анкетного опроса как метода общения социолога с респондентом на примере переписи населения

2.1Определение переписи населения и ее принципы

В литературе существует много различных определений переписи населения, из которых самое краткое, пожалуй, следующее: перепись населе­ния — это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения.

Определение достаточно простое и в первом приближении пригодное. Но краткость не всегда сестра таланта, как говорят. В данном случае определение переписи населения — хотя и краткое, легко запоминающееся — оно недостаточно полное и точное. Поэтому наряду с ним приведу другое. Это определение дано экспертами ООН.

«Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оцен­ки, анализа и публикации демографических, экономических и социа­льных данных обо всем населении, проживавшем на определенный мо­мент времени в стране или ее четко ограниченной части».

Достоинство этого определения, во-первых, в том, что оно перечисляет ряд существенных особенностей переписи населения, которые отличают ее от других подобных обследований, Так, здесь отмечается такая ее особенность, как всеобщность, т.е. есть охват всего населения, указывается, что работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи.

Во-вторых, определение ООН раскрывает универсальный, междисциплинарный характер переписи населения. Нет преувеличения в лозунговых за­главиях пропагандистских брошюр, издаваемых всякий раз перед проведе­нием очередной переписи населения «Перепись населения — всенародное дело».

Основные принципы современной переписи населения:

1. Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения (но и без двой­ного счета), независимо от каких-либо статусных характеристик человека: пола, возраста, национальности, социального положения, наличия права на проживание в данном жилище или местности и т. п. Этим качеством перепись населения отличается от учетов населения в прошлом и от всех других современных обследований населения, в которых, как правило, в соответствии с целями обследования учитываются лишь определенные ка­тегории населения.

Соблюдение этого принципа, при кажущейся его простоте, представляет одну из самых больших трудностей при проведении переписи. Во время переписи организаторы стараются проводить ее таким образом, чтобы как можно меньше нарушать обычное течение жизни людей. Между тем насе­ление находится в непрерывном движении. За время переписи (несколько дней) человек может побывать в другом регионе и вернуться к месту свое­го постоянного жительства.

2. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения через равные промежутки времени, обычно через 10 или 5 лет. Та­кие промежутки времени, кратные 5 годам, выбираются для обеспечения сопоставимости данных переписей о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок. Тогда по данным ряда переписей населения можно проследить изменения, происходящие в половозрастной структуре, что очень важно во многих отношени­ях.

3. Безотносительность целей переписи населения к каким-либо конкретным частным интересам государства, как-то: налогообложе­ние, сведения о численности молодежи призывного возраста и т. п. Пере­пись населения не связывается ни с какими административными мероприя­тиями, не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных граждан. Она не имеет отношения ни к вопросам распределения или использования жилплощади, ни к другим подобным вопросам. Конечно, переписи населения проводятся для удовлетворения потреб­ностей государства в информации, необходимой для управления народным хозяйством. Но, во-первых, не только для управления народным хозяйством. Сегодня потребности государственных органов управления гораздо шире и многообразнее, чем в прошлом (не только фискальная, хо­зяйственная, военная политика, но и образовательная, и культурная, социа­льная, национальная и др.). Во-вторых, информация о составе населения нужна обществу в целом, во всяком случае очень многим общественным организациям.

4. Проведение переписи населения по единой программе и единым правилам на всей территории, охватываемой переписью. Соблюдение этого принципа необходимо для получения сопоставимых итогов.

5. Индивидуальность регистрации (или иначе — поименность), т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности, а не в виде суммарных итогов по семье, хозяйству, жилищу и т. п. При дальнейшей обработке собранных данных индивидуальные сведения суммируются в соответствии с программой обработки итогов переписи и превращаются в обезличенные статистические таблицы. Но на этапе непосредственного сбора сведений они собираются о каждом человеке по отдельности. Такой принцип обеспечивает возможность при дальнейшей разработке итогов получать самые разнообразные комбинационные группировки из собранных данных.

6. Непосредственное получение сведений у населения. Многие сведения о населении содержатся в различного рода документах (в паспортах и удостоверениях личности, в учетных документах отделов кадров, в домовых книгах, в паспортных отделах милиции, в военкоматах, в регистрату­рах органов здравоохранения и социального обеспечения и т.д.). Нужны, конечно же, данные о реальном, а не о бумажном составе населения.

Поэтому уже более ста лет назад статистики пришли к выводу, что надежнее получать сведения путем непосредственного обращения с вопроса­ми к самому населению. Конечно, при этом нужно заручиться доверием граждан, для чего необходимо объяснить им цели переписи, ее специфические правила и гарантировать полную анонимность собранных сведений, независимо от того, что они могут показаться кому-либо предосудитель­ными.

7. Анонимность сведений, получаемых от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса лю­дей при переписи. На каждом переписном листе имеется специальное уведомление (к сожалению, набранное очень мелким шрифтом): «Записи в пе­реписном листе подлежат использованию только для получения сводных данных о численности, составе и жилищных условиях населения по установленной программе. Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов».

8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы отве­тов опрашиваемых (респондентов) с их слов без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей 100 лет и старше. Только в этом случае требуется документальное подтверждение).

9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени (называемому критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения).

Население изменяется непрерывно. Только за один час в России рождается 156 человек, умирает 252, заключается 123 брака, расторгается 76 (по данным за 1995 год), происходит множество других изменений в структуре населения. Но перепись обычно не проводится за один день, для этого потребовалось бы очень много переписчиков. Поэтому перепись проводится в течение 7—10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени (обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называется моментом счета населения либо критическим моментом переписи населения. Установление критическо­го момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок со­става населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности.

10. Централизованное руководство проведением переписи. Перепись населения — сложная, трудоемкая и дорогостоящая операция, кото­рая проводится в сжатые сроки и которую в силу ее чрезвычайной важно­сти нельзя провалить. Для проведения пере­писей населения в каждой стране обычно создается специальное подразде­ление в органах государственной статистики. В нашей стране таким подразделе­нием является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.

2.2 Программа переписи населения

Программа переписи населения — это перечень вопросов, обращенных к населению. Сумма ответов на вопросы программы и образует ту ин­формацию о составе населения, ради получения которой перепись и прово­дится. Обычно вопросы программы переписи приводятся в специально предназначенном для этой цели бланке, который может быть различной формы, в зависимости от техники подсчета полученных от населения ответов списочной (т.е. один бланк на несколько человек) или индивидуальной формы (бланк на одного человека).

Программа переписи составляется по определенным правилам и с учетом определенных требований, многие из которых обычны для любого со­циологического исследования. Желательно (но необязательно), чтобы часть вопросов по содержанию и редакции точно повторяла аналогичные вопросы предыдущей переписи, чтобы можно было измерить произошед­шие изменения в структуре социально-экономических и демографических характеристик населения. Необходимо учитывать международные рекомендации с тем, чтобы получить данные, сопоставимые с аналогичными международными. Программа разрабатывается с учетом потребностей органов управления, научных и общественных организаций в необходимой информации. При этом учитывается специфика переписи населения, стоимость получения информации именно путем переписи населения, изучаются возможности сбора равноценной информации путем проведения вы­борочных обследований, менее масштабных и дорогих, чем всеобщая перепись населения, но более подробных.

Согласно международным рекомендациям вопросы, включаемые в программу переписи населения должны быть такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) были способны дать на них вполне правильные отве­ты: иначе говоря, вопросы не должны быть затруднительными для боль­шинства опрашиваемых, не должны вызывать страха у населения (иначе перепись окажется под угрозой срыва). В свою очередь, вопросы переписи должны также учитывать общий уровень грамотности населения, этниче­ские особенности, в том числе народные обычаи и даже предрассудки.

В переписях населения изучаются следующие вопросы:

1) численность и размещение населения по территории страны, по городским и сельским типам поселений, миграция населения;

2) структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению;

3) структура населения по национальной (этнической) принадлежности, родному и разговорному языку, по гражданству;

4) распределение населения по уровню образования, по источникам средств существования, по отраслям народного хозяйства (для имеющих средства существования от экономической деятельности), по занятиям и положению в занятии (т.е. по социальному положению);

5) число и структура семей по целому комплексу социальных характеристик (однородные и смешанные в социальном и этническом отношении семьи и т. д.);

6) рождаемость (число рожденных детей и живых из них на момент переписи), пожелания и планы в отношении будущего деторождения;

7) жилищные условия населения.

Программа Всероссийской переписи населения 2010 года

Программа переписи состоит из 31 вопроса (не считая адресной час­ти переписного листа), с подвопросами — 41. Из них 23 вопроса посвяще­ны характеристикам населения, 8 — характеристике жилищных условий. В отличие от предыдущих переписей программа построена в виде двухфазо­вой выборки: на 19 вопросов отвечает все население, на 25 — четверть на­селения и еще на 6 вопросов отвечают 5% от четверти населения (причем только из числа тех мужчин и женщин, которые состоят или состояли ког­да-либо в браке). Вся программа переписи 2010 г. располагается на 4 отде­льных переписных бланках, которые совмещают в себе и технический но­ситель информации (т.е. как и в прежних трех переписях будут введены в электронные машины для считывания с них информации).

«Переписной лист» форма П - содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III). (Приложение 1)

На Бланке П расположены 8 вопросов, характеризующих жилищные условия: тип жилого помещения (дом, квартира и т. п.), время постройки, благоустройство, число жилых комнат, его размеры, наличие телекоммуникаций, материал наружных стен дома. Очень важным нововведением в переписи 2010 г. в этом разделе будет вопрос о наличии в жилище доступа в сеть Интернет. Ведь Интернет сегодня — уже далеко не предмет роскоши, а жизненная необходимость.

«Переписной лист» форма Л содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении (Приложение 2). На каждого человека заполняется отдельная форма Л.

Вопрос 1: родственное отношение к лицу, записанному первым в домохозяйстве. Вопрос предназначен для определения семейного положения человека, т.е. живет ли он в семье или одиноко. На основе ответов на этот вопрос определяется число семей и одиноких людей, распределение семей по размерам (числу членов семьи) и по типам (простые или сложные и т. д.).

Вопрос 2: пол. Указывается метками на бланке переписного листа. Пожалуй, единственный вопрос, с ответом на который пока нет никаких проблем (известно, что встречаются случаи затруднений в идентификации своего пола, но они все-таки очень редки и, хотелось бы надеяться, долго еще будут оставаться таковыми).

Вопрос 3: дата рождения. Предназначен для фиксирования возраста человека и в итоге — в сочетании с ответами на вопрос 2 — для определения половозрастной структуры населения. В отличие от не­прерывно меняющегося возраста дата рождения — признак постоянный и его легче запомнить.

Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными ответы на этот вопрос характеризуют миграцию населения.

Вопрос 5: состояние в браке. Вопрос предназначен для характеристики структуры населения по брачному состоянию. Начиная с переписи 1979 г. ответ на этот вопрос предполагает 5 вариантов состояния: никогда не состоял(а) в браке, состоит в браке на момент переписи, вдов(а), разведен(а) либо разошелся (разошлась). Разница между двумя последними категория­ми состоит в том, что категория разведенных относится к тем, кто состоял в зарегистрированном браке, в то время как категория разошедшихся — к тем, кто состоял в фактическом браке (т.е. не зарегистрированном в орга­нах ЗАГС).

Наконец, после семидесятилетнего перерыва в микропереписи 1994 г. к вопросу о состоянии в браке был добавлен подвопрос: зарегистрирован брак или нет. Цель этого подвопроса — изучить распространенность фактических браков в нашей стране. Результаты микропереписи 1994 г. пока­зали, что, вопреки распространенным мнениям, фактические браки составляют у нас всего 6—8% от общего числа брачных союзов. Тем не менее подвопрос о том, зарегистрирован брак или нет, включен и в программу пе­реписи 1999 г.

Вопрос 6: гражданство. Предлагается 3 варианта ответа: РФ, без гражданства и гражданам иностранного государства и лиц с двойным гражданством необходимо записать наименование государства.

Вопрос 7: к какой национальности себя относите. Один из очень острых, «щепетильных» вопросов переписи населения, особенно в нынешнее время, когда повысилось национальное самосознание многих народов и тяга к этнической автономии. Вопрос предназначен, естественно, для определения этнического состава населения. Во всех наших переписях, кроме переписи 1897 г., национальность определяется на основе этнического самосознания опрашиваемых в соответствии со ст. 26 конституции РФ. В переписные листы записывается та нацио­нальность, которую указывают люди, по своему самосознанию, независи­мо от «объективных» на то оснований (записи в паспорте, национальности родителей, места рождения и т.п.).

Вопрос 8 разбит на подпункты, которые посвящены характеристике образовательного уровня населения и соответственно — состава населения по уровню образования.

Вопросы в пункте 9: владение языками. Вопрос 9.4 – ваш родной язык. Этот вопрос в течение ряда десятилетий вызы­вает большие споры между учеными. Неясно, для чего он предназначен и что, собственно, должен характеризовать.

Вопрос 10: источники средств существования. Ответы на этот вопрос характеризуют распределение населения по источникам средств существования. В переписи 2010 г можно указать неограниченное число источников средств существования.

Вопрос 11: посвящены вопросам занятости и безработицы. Включает такие вопросы, как: имели ли вы работу, приносящую заработок в период с 7 по 13 октября 2010 года, кем вы являлись на основной работе, где находилась работа, имели ли вы вторую работу. Этот блок вопросов предназначен для распределения населения по экономическому составу.

Вопрос 12: миграция. Включает вопросы: время непрерывного проживания в этом населенном пункте, для женщины укажите: а) сколько детей родила; б) дата рождения первого ребенка. Вместе с подвопросами этот вопрос предназначен для изучения социальной дифференциации рож­даемости и детской смертности. В сочетании с 4-мя интересными подвопросами этот блок призван ха­рактеризовать миграцию населения, в том числе количество и характери­стики беженцев и вынужденных переселенцев.

По сокращенной программе, содержащейся в форме В «Переписной лист» , опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек – по четыре человека на каждой стороне бланка (Приложение 3).

Вопрос 1: ваш пол.

Вопрос 2: год рождения.

Вопрос 3: страна постоянного проживания.

Вопрос 4: цель приезда в Россию, где дается 7 вариантов ответа: работа, учеба, служебная или деловая поездка, туризм, отдых, транзитная миграция, если другая цель, не перечисленная вверху, то ее необходимо вписать в предназначенное для этого место на бланке.

Вопрос 5: продолжительность проживания на территории России.

Вопрос 6: страна рождения.

Вопрос 7: гражданство.

Этот переписной лист предназначен для выявления внешней миграции, ее структуры, целей и состава.

«Список лиц» форма С – контрольный документ, который содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года (Приложение 4).

На постоянно (обычно) проживающих в этом помещении заполняется Таблица 1, а на временно находившихся в этом помещении на дату переписи населения и постоянно проживающих в другом месте – Таблица 2. Эти таблицы служат для контроля, все ли проживающие в данном жилом помещении переписаны на соответствующих переписных листах, а также для проверки, правильно ли произведена запись проживающих по домохозяйствам.

Проанализировав программу переписи населения, мы пришли к выводу, что в целом она соответствует требованиям правильного составления анкет, хотя является по существу «уникальным» примером анкеты.

Она соответствует таким базовым принципам, как:

1. Структурированность на блоки, причем здесь даже идет структурированность на 4 отдельные формы переписных листов, что объясняется специфичностью данного опроса.

2. Соблюдается принцип расположения от более простых вопросов к более сложным.

3. Объем вопросов и их содержание соизмеримы с целями исследования - счет населения и получение демографических, экономических и социальных характеристик населения страны в целом и каждого населенного пункта страны.

4. В анкете использованы как открытые, так и закрытые вопросы, причем первых больше, что дает респонденту большую возможность для искренних и точных ответов.

5. Вопросы в анкете не являются сложными и не вызывают труда при ответе на них у респондентов.

В целом же программа переписи построена с целью получения всей необходимой информации путем непосредственного взаимодействия социолога и респондента.

Заключение

Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным дос­тоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, по­зволяющий делать обобщения на большом массиве социологическо­го материала.

Анкетный опрос имеет такую форму, которая представляется заполнением респондентами особых статистических формуляров (анкет). Основными достоинствами такого способа сбора первичной информации являются: охват широких массивов респондентов, что обеспечивает высокую достоверность получаемой информации, оперативность, относительная дешевизна. Существует много разновидностей анкетирования, среди которых: раздаточное, почтовое, прессовое, телетайпное и другие.

Большое внимание в теоритической части было уделено вопросу конструирования анкеты, ведь только такая анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, а также выявлять закономерности, устойчивые сущностные связи между составляющими анкеты.

К базовым принципам правильного конструирования анкеты относятся выделение трех частей в анкете, недопущение многозначных и абстрактных вопросов и фраз, лимитированное время работы с анкетой, а также вежливое и корректное составление вопросов.

В качестве анкетного опроса в данной курсовой работе были рассмотрена программа Всероссийской переписи населения 2010 года, проходившей с 14 по 25 октября.

Л.Н. Толстой замечательно сказал об общественном значении переписи населения. Он принимал непосредственное участие в переписи населения Москвы в 1882 г. и описал свои впечатления в специальной статье «О пере­писи в Москве» (М., 1882) и в книге «Так что же нам делать?» (М., 1906; статья вошла в книгу).

Всероссийская перепись населения должна учесть всех людей (независимо от гражданства), постоянно проживающих на территории Российской Федерации, включая временно отсутствующих.

Переписные листы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1990-р:

«Переписной лист» форма Л содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении. На каждого человека заполняется отдельная форма Л.

«Переписной лист» форма П содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III).

По сокращенной программе, содержащейся в форме В «Переписной лист», опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек – по четыре человека на каждой стороне бланка.

«Список лиц» форма С – контрольный документ, который содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года.

В ходе анализа было выявлено, что, несмотря на свою уникальность и ряд специфических особенностей, перепись населения в целом соответствует основным требованиям, которые предъявляется к анкетам, имеет правильное оформление и конструкцию, а также в ходе ее проведения происходит непосредственное общение социолога с респондентами, с помощью которого и происходит сбор необходимой информации обо всем населении.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,2005.- 430с.

2. Аверьянов Л.Л. Искусство задавать вопросы. – М.: Луч,2007.- 185с.

3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. – 2-е изд. доп.- М.: Высш. Шк.,2005.-186с.

4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. / Под ред. В.И. Журавлева. – М. Гардарики,2006.- 458с.

5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособ. – 2-е изд. доп. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2008. – 175с.

6. Кравчекно А.И. Основы социологии: учебное пособие. – М.: АСТ,2005. -536с.

7. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс,2006. – 536с.

8. Леонтьев А.А. Психология общения–2-е изд. перераб. и доп. –М.: Аудит: Юнити, 2006. – 453с.

9. Лудченко А.А.,Лудченко Я.А.,Примак Т.А. Осоновы научных исследований: Учеб пособие. – К.: О-во «Знания», КОО, 2006.- 413с.

10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: наука,2007. – 232с.

11. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. – М.: институт Фонда «Общественное мнение»,2006.- 254с.

12. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 364 с.

13. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; научный редактор перевода Д.М. Рогозин.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,2008.- 382с.

14. Феннето Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты . – СПб.: Питер,2005. – 160с.

15. Фролов С.С. Социология. – М.:АСТ,2006. – 425с

16. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.,2005.- 256с.