Главная              Рефераты - Журналистика

Журналистское расследование на телевидении - курсовая работа

Министерство образования РФ

Омский государственный педагогический университет

Филологический факультет

Кафедра массовой информации и коммуникации

Журналистское расследование на телевидении

Курсовая работа по дисциплине «Журналистика»

Выполнила

студентка 22 группы

специальность «Связи с общественностью»

з/о форма обучения

Проверил:

К.ф.н.:

Омск - 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Выбор темы расследования и оценка её перспективности.

2. Основные этапы расследования.

3. Источники информации.

4. Телевизионная специфика журналистского расследования.

5. Расследовательские телепередачи.

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной курсовой работы – раскрыть значение журналистского расследования, показать всю трудоемкость работы над ним и важность этого вида деятельности в глазах телезрителей.

Исходя из цели, сформулируем задачи курсовой работы: рассмотреть специфику и отличие журналистского расследования на телевидении от расследования в печатных СМИ, показать основные этапы и аспекты работы телевизионного журналиста при расследовании, рассказать о возможных источниках для сбора информации и о том, как правильно выбрать тему расследования.

Что же такое журналистское расследование? Без сомнения, это самый трудоемкий жанр в журналистике. Его невозможно сделать за день, редкий случай, когда полноценное расследование удается «провернуть» за неделю. В крупных американских редакциях журналисту, специализирующемуся на расследованиях, часто вообще не устанавливают никаких нормативов. Зато цена настоящего расследовательского материала может на порядок превышать обычные гонорары, потому что именно такие материалы делают телеканалу имя, сказываются на числе зрителей, рейтинге канала.

Основной целью журналистского расследования является необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций (для российского журналиста-расследователя это в первую очередь негативные феномены); обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников.

Действительно ли у журналистского расследования есть черты, присущие лишь ему, как особому виду деятельности? Несомненно. В доперестроечное время в российской журналистике понятие «журналистское расследование» в качестве самостоятельного практически не существовало. Попытки журналиста докопаться до истины вполне укладывались в понятие «журналистское исследование». И происходило это не только потому, что расследованиям, скажем, мешала цензура, но и потому, что многими журналистами (особенно в период «застоя») ощущался определенный уровень общественного благополучия. Вследствие этого склонные к расследованиям журналисты занимались сбором материала, связанного прежде всего с анализом повседневных проблем общественной жизни. Собранный материал становился содержанием то ли аналитической или критической статьи, то ли проблемного очерка или фельетона и пр. Иначе говоря, будучи по сути расследованием, он «не претендовал» на статус результата самостоятельного вида журналистской деятельности. Это обстоятельство позволяло относить тексты расследований то ли к аналитической журналистике, то ли к художественной публицистике.

В настоящее время расследовательская журналистика все больше заявляет о себе как о самостоятельном явлении. Она имеет свой «набор» целей, средств, методов деятельности; существуют и «субъекты», специализирующиеся на ее осуществлении, что и позволяет рассматривать это направление как самостоятельный вид журналистской деятельности.

1. ВЫБОР ТЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ и оценка её перспективности

Любое расследование, как и практически любой журналистский материал, начинается с информационного повода. Какая информация может послужить толчком к расследованию? Это могут быть как события, факты и явления, лежащие на поверхности, так и конфиденциальные сведения, неизвестные общественности. Началом расследования могут стать:

– события;

– происшествия;

– собственные наблюдения и предположения журналиста;

– материалы СМИ;

– документы (как открытые, допустим, распоряжения и постановления властных органов, так и частично открытые, и конфиденциальные, от документации коммерческих структур – до ведомственной документации служебного характера);

– заявления официальных лиц, в том числе пресс-релизы госорганов или частных организаций;

– слухи.

Тема расследования, несомненно, должна быть интересной для зрителя, а значит – перспективной. Привлечет ли телепередача интерес общества к этой теме, как оно среагирует и среагирует ли вообще – вот вопросы, на которые журналист должен себе ответить. Четких критериев оценки перспективности темы, к сожалению, не существует. Что может служить показателем сенсационности события? Это и журналистский опыт, и умение чувствовать своего зрителя, и способность улавливать настроения в обществе. Это, наконец, обостренное чувство социальной справедливости и собственная интуиция. Примером неправильной оценки события может считаться история, когда одна из крупнейших американских телевизионных компаний «проворонила» начало первой чеченской войны. Редакторы просто посчитали, что этот мелкий конфликт будет утрясен за два-три дня, и незачем посылать на другой конец света съемочную группу.

Оценивая возможную реакцию общества, надо иметь в виду и то отношение, которое существует к объекту расследования. Например, требуется особая деликатность, когда речь идет о кумирах - общество неохотно расстается со стереотипами и порой просто не хочет знать правду. Никаких определенных критериев здесь не существует, помимо личных этических норм и правил журналиста.

Исходя из вышеописанного, выделим несколько критериев оценки перспективности темы расследования:

· Необходимо оценить информацию, которая уже была опубликована на эту и подобную ей темы

· Если журналист берется за тему, на которую многие уже писали, он в первую очередь должен ответить себе на вопрос: сможет ли он рассказать зрителям что-то новое?

· Нужно иметь в виду, что зрителей, прежде всего, интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично или близких им людей.

· Обыватель любит истории из тайной жизни сильных мира сего.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ

Журналистское расследование на ТВ состоит из нескольких этапов:

- составления плана мероприятий;

- сбора и обработки первичной информации;

- работы с источниками;

- систематизации собранной информации;

- формирования доказательной базы;

- генерального интервью;

- юридической экспертизы;

- подготовки материала.

План расследования – это последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы найти нужные свидетельства и получить ответы на поставленные вопросы.

Письменный план необходим для каждого конкретного расследования. План мероприятий особенно полезен при бригадном методе работы, когда разные журналисты отрабатывают разные направления одного большого журналистского расследования.

Этап сбора и обработки первичной информации состоит из двух частей.

Первая часть – сбор информации об объекте или событии по открытым источникам. Эта работа сродни библиотечной. Поднимаются все публикации СМИ по запрашиваемому предмету, используется Интернет, а если понадобится – архивы. В результате журналист становится обладателем досье, которое само по себе является ценным информационным продуктом. Анализ этих материалов наверняка даст не только общее представление по теме, но и пищу для последующих изысканий.

Вторая часть – поиск объективной информации, зафиксированной в различных базах данных. Эта информация придает достоверность конечному продукту, позволяет сделать обоснованные предположения и выводы.

Следующий этап журналистского расследования – работа с источниками информации , которая целиком зависит лишь от одного обстоятельства: имеются ли в распоряжении журналиста как раз те источники, которые необходимы в данном конкретном случае. Если да –предстоит просто с ними встретиться и побеседовать, если нет – придется найти этих людей, познакомиться с ними и убедить их предоставить интересующую вас информацию.

Систематизация собранной информации. Всю информацию, полученную от источников, необходимо фиксировать в компьютере и отправлять в архив. Своевременное фиксирование информации способствует логическому выстраиванию добытых фактов. Информация, полученная от разных источников в рамках работы по одной теме, собирается в один файл.

Обычно папка, собранная из материалов одного журналистского расследования, состоит из следующих разделов:

- собственная информация (резюме того, что получено от источников);

- установочная информация;

- документы;

- копии публикаций.

Генеральное интервью . Оно необходимо для выяснения нюансов, о которых журналист может даже не догадываться.

Следующий обязательный шаг – юридическая экспертиза . Без визы квалифицированного юриста конфликтный материал не может идти в эфир.

3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

Работа с источниками информации – одна из главных составляющих работы журналиста. От качественного подбора источников напрямую зависит и качество конечной передачи. Любые факты, положенные в основу материала, особенно расследовательского характера, должны быть подтверждены, по меньшей мере, двумя источниками информации.

Для получения информации необходимы изобретательность, умение общаться с людьми.

Источники информации могут быть нескольких видов.

Открытые источники. К ним относятся средства массовой информации: радио, телевидение, газеты. Также, источниками новостей могут стать и глобальные информационные системы, такие как Интернет, Фидонет и им подобные. В этих сетях существуют как специальные новостные сайты, работающие в режиме реального времени, так и системы конференц-переписки, форумы и чаты, позволяющие общаться с коллегами и обсуждать с ними ту или иную новость. Также открытыми источниками информации являются официальные пресс-релизы и информационные службы различных силовых структур и правоохранительных органов: ГУВД, управления пожарной охраны, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, прокуратуры, ГИБДД, РУБОП, ФСБ, городских и районных администраций, законодательных органов, коммерческих структур. Сюда же можно отнести и материалы пресс-конференций и брифингов.

Конфиденциальные источники. Журналист-расследователь, в отличие от большинства собратьев по профессии, обойтись без конфиденциальных источников не может: обнародование прежде недоступной обществу информации – одна из ключевых особенностей жанра. Поэтому профессионалы так заботливо относятся к своим источникам

Как и открытые источники информации, конфиденциальные также делятся на одушевленные и неодушевленные. Во втором случае речь идет, как правило, о служебных документах различной степени зашифрованности, о перехватах сообщений, поступающих по сетям телефонной и электронной связи, о специальных базах данных. Получить такие документы в свое распоряжение – для журналиста большая удача. Впрочем, эта удача таит в себе и серьезную опасность, которая заключается в том, что неумелое использование этих источников может навлечь массу неприятностей на самого журналиста.

Надо понимать, что журналист сам по себе не является носителем государственной тайны или какого-либо секрета. Однако, если будет доказано, что он сознательно распространил заведомо секретную информацию государственного характера, его могут привлечь к ответственности.

Другая опасность, которая подстерегает журналиста, получившего в свои руки секретные материалы, таится в сложности проверки их подлинности. Редкий случай, когда к вам попадает подлинник документа, значительно чаще вы получаете на руки его копию. При современном развитии техники изготовить подделку не составляет большого труда. А любителей подобных мистификаций в наше время находится немало.

Наибольшей же ценностью для журналиста-расследователя являются люди, в силу различных обстоятельств владеющие социально важной информацией. Такой источник может быть разовым, если журналист выходит на него в процессе сбора материала по определенной теме, и постоянным, если благодаря своему должностному или общественному положению он практически всегда имеет доступ к информации, интересной журналисту.

4. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Сегодня телевидение стало настолько обыденным явлением, что мы и мысли не допускаем о том, что работать на ТВ далеко не просто. Многие из нас держали в руках видеокамеру и заглядывали в окошечко видоискателя, а некоторые даже знают, что такое микрофон и как в него говорить.

Среди пишущих коллег тележурналисты пользуются нехорошей славой, идущей с давних времен, когда некий ответственный секретарь небрежно бросил: «Пишущий журналист всегда сможет работать на ТВ, а вот телерепортера в газету никто не возьмет». Считается также, что главное, чем стоит овладеть для работы на ТВ, – это чисто техническая натасканность, ибо техника – есть суть и главная составляющая телевидения.

Но вот один тезис, который вряд ли можно опровергнуть: практически ни одна хорошая, даже блестящая газетная статья не может быть использована в качестве телевизионного сценария в чистом виде. А ведь именно телевизионный сценарий в конечном счете должен подготовить тележурналист буквально перед любой съемкой – будь то крохотный сюжет в «Новостях» или полнометражный проблемный очерк. Сценарий этот вовсе не является многотомным трудом, созданным по всем бюрократическим канонам, скрепленным бесчисленными резолюциями начальства и печатями отдела снабжения, он, в конце концов, может быть в голове, но он, во-первых, обязательно должен быть, а во-вторых, должен быть именно сценарием.

Чтобы понять, зачем же он так нужен, и как его создавать, следует для начала разобраться, чем отличается печатное слово от произнесенного в эфире, да еще и снабженного «картинкой»? На слух текст воспринимается абсолютно иначе – вот и отличие. Текст для видеосюжета пишется специальным языком, по специальным правилам; он должен легко восприниматься на слух и быть предельно понятным.

Широко известно, что газетчику не так доступен художественный образ, как тележурналисту. У газетного журналиста есть всего два средства для создания художественного образа: слово автора и воображение читателя. У телевизионного – выразительных средств гораздо больше: «картинка», т.е. изображение, причем фигура и фон могут работать по-разному в единстве и в контрапункте; монтаж, т.е. произвольно-осмысленное сочетание «картинок»; синхронная речь персонажей; закадровый текст; фоновый звук; наконец, «стенд-ап» – речь корреспондента на фоне события.

Что же касается воображения зрителя, то его вряд ли удастся заставить работать, если не принять к сведению, что включается оно только в том случае, когда эти выразительные средства работают в контрапункте, т.е. будучи творчески противопоставлены друг другу. Например, на заре звукового кино был выработан принцип построения «звуко-зрительного» образа: вижу одно, слышу другое, понимаю третье.

Вот наглядный пример. Журналист на ТВ подготовил закадровый текст о коррумпированном чиновнике, попавшемся на взятке. Мол, такой-то тогда-то при таких-то обстоятельствах и т.д. При разной постановке и подаче материала восприниматься он будет также по-разному:

Вариант 1. Журналист читает, зритель видит оперативную съемку. Он видит документ. Ему, например, интересно.

Вариант 2. Слыша слова журналиста, зритель видит бог знает откуда добытые видеозаписи, на которых чиновник в шикарном плетеном шезлонге нежится в ухоженном дворе роскошного особняка. Зритель, допустим, негодует и – завидует.

Вариант 3. На текст журналиста наложены кадры, запечатлевшие героя с семьей, – он поправляет подушки в изголовье неизлечимо больной жены, варит кашку младшим детям, заботливо проверяет уроки у дочки, поздним вечером ломает вместе со старшим сыном голову над сопроматом... Зритель сочувствует, всплакнув.

Насколько результативным может быть умелое управление доступными телеэкрану компонентами, можно показать еще на примере из раннего звукового кино. «Картинка»: человек пытается открыть дверь. Он ее дергает, бьет плечом, ногой, попавшимся под руку стулом, и все это – в полной тишине. Следующая «картинка»: человек, постукивающий по зубам металлическим ключом. Громкий, звонкий, наглый звук.

Это всего лишь этюд на тему «сила и бессилие», и тут никакая площадь, отведенная на газетной странице, не поможет: достигнуть подобного эффекта словом, увы, нельзя. Однако если журналист не научился управлять этими компонентами, эффект может быть противоположный – разрушающий сверхзадачу. Например, стоит в кадре человек и рассуждает о прекрасном. А над его ухом виднеется не замеченный при съемке фрагмент типичной надписи на заборе. Дойдет ли до зрителя смысл прекрасных слов? Куда будет направлено зрительское внимание?

Поэтому, собираясь снимать, журналисту необходимо подумать и сформулировать не только то, какую историю хочет рассказать, но и какое впечатление хочет произвести на зрителя. А затем решить, какими выразительными средствами вы собираетесь этого достигнуть. Количество размазанных трупов на наших экранах – прямой результат неумения журналистов подойти к передаче трагизма происшедшего творчески. То есть они лишь грубо давят на слезную железу зрителя.

Отмечу еще одно существенное различие между газетной и телевизионной журналистикой. Допустим, журналист записал на диктофон чьи-то сенсационные признания, а наутро герой громогласно заявляет: я этого не говорил! Эти писаки переврали мои слова... Конечно, в суде – если до него дойдет дело – вы все докажете, но если при вашем разговоре никто не присутствовал, даже читатели вам вряд ли поверят. Та же ситуация на ТВ невозможна! Если человек что-то сказал, и это показали – ему от сказанного не отказаться. Зритель все видел собственными глазами! Иначе говоря, видеоматериал всегда вызывает больше доверия, чем газетная статья.

Телевидение – искусство коллективное. В отличие от газеты, где, в общем-то, ни наборщик, ни корректор не могут совсем уж испортить статью, на любом этапе телевизионного производства материал может быть безвозвратно загублен. Отсматривая материал после съемки, бывает журналист с ужасом обнаруживает, что оператор не снял нужных планов или же снял совсем другие, что звукорежиссер, борясь с одному ему ведомыми «помехами», записал синхрон, как говорится, в полном браке, что монтажеру вдруг приспичило «прокодировать» кассету, и он стер «исходники», да и много чего еще...

Для того, чтобы избежать этих инцестов, журналист пишет сценарий, в котором чётко и ясно прописывает основные пункты предстоящей работы: «какая задача стоит перед съемочной группой?», «в каком жанре предстоит работать?», «какова структура сюжета?», «кто герои материала?» и «каков объем работы, какими творческими и техническими средствами она должна быть выполнена?»

5. «Расследовательские» телепередачи

Телевидение России не может похвастаться обилием собственно расследовательских передач, хотя, скажем, криминальную тематику освещает довольно широко. Но происходит это за счет информационных материалов, документальных съемок действий, операций, проводимых, например, милицией или полицией («Криминальная хроника», «Криминальная Россия» (НТВ)). Ближе к расследовательским стоят передачи «Архивные тайны» на РТР, и особенно – «Независимое расследование», которую вел до апреля 2001 года на НТВ Николай Николаев, работавший здесь с 1993 года. По специальности экономист, он был корреспондентом, режиссером, занимался рекламой. Потом вел на канале три передачи: «Криминал», «Чистосердечное признание», «Независимое расследование».

Последняя передача представляет собой ток-шоу, цель которого – рассказывать о громких преступлениях, имеющих большой общественный резонанс. В аудитории всегда присутствовали гости – самые разные люди: свидетели и участники событий, сотрудники Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, независимые эксперты, врачи, журналисты, а иногда и представители криминального мира. В передаче подробно рассказывалось о нюансах расследуемого преступления (происшествия), излагались малоизвестные факты. Ведущий поддерживал конструктивный спор между участниками программы с различными точками зрения и разными доводами в их пользу.

В студии демонстрировались видеосюжеты, излагавшие документальные факты: архивные материалы, фотографии, оперативные съемки. Некоторые эпизоды восстанавливались методом условной реконструкции. «Независимое расследование» – это показ лишь тех преступлений, актуальные подробности которых не были известны широкой аудитории. Передача впервые появилась на экране в 1999 году. За это время свет увидели около 60 ток-шоу.

Как уже говорилось, цель журналистского расследования заключается прежде всего в том, чтобы установить причину определенного явления, процесса, ситуации, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм и породившие вполне конкретный результат. Основные вопросы, которые задает журналист-расследователь: кто? как? почему? Причем ответы на первый и второй вопросы занимают в расследовании, как правило, большую часть места (времени). Это всегда ощущалось в «Независимых расследованиях».

Предметом журналистского расследования обычно становится негативное явление, приковывающее внимание общества и скрываемое от него. Н. Николаев в своем ток-шоу обращался именно к таким предметам. Передача не интересовалась только убийствами или должностными преступлениями. Автор и ведущий пытался осветить широкий круг проблем. Хотя можно выделить один предмет журналистского расследования, который им не затрагивался. Это – исторические события. Временные рамки преступлений, расследуемых в ток-шоу, ограничивались перестроечным и постперестроечным периодом, что диктовалось стремлением к актуальности, злободневности передачи. Была и другая причина: канал НТВ и его ведущие Парфенов, Киселев время от времени представляли вниманию зрителя передачи, посвященные историческим событиям. Они тоже были своего рода журналистскими расследованиями, поскольку в них нередко шла речь о каких-то преступлениях прошлого. Это значит, жанр журналистского исторического расследования уже присутствовал на этом канале, что побуждало автора ток-шоу «Независимое расследование» ставить перед собой другие цели.

В чем же отличие этой передачи от других (например, от «Архивных тайн»), относящихся в известной мере к журналистским расследованиям? Прежде всего, она действительно была тем, что называют «ток-шоу». «Talk-show» в переводе с английского означает «передача-беседа», «передача-разговор», то есть обсуждение определенной проблемы. Как правило, ток-шоу имеют статус развлекательных программ. Что же касается расследования, то это не просто обсуждение какого-то вопроса со зрителями. Оно означает, прежде всего, поиск информации. Совмещение жанра ток-шоу и расследования определяло специфику передачи. Именно единство ток-шоу и расследования определило специфику «Независимого расследования». В случае, когда речь идет о расследовании, проведенном газетчиком, аудитория получает «продукт», подготовка которого происходила до того, как материал оказался напечатанным. И происходила она, грубо говоря, в два этапа. Сначала журналист собирал информацию, анализировал ее. А уж потом писал статью. В «Независимом расследовании» все ступени расследования чаще всего совмещались (хотя бы в каких-то отдельных моментах) в одном ток-шоу. Безусловно, любая передача готовится – долго, тщательно; материалы отбираются с большим пристрастием. К ее проведению корреспонденты должны не только изучить проблему, но и взять интервью у причастных к ней лиц, пригласить на передачу нужных людей, отснять или достать «видеоряды», чтобы показать их в студии на экране.

Это происходило и при подготовке «Независимого расследования». Однако журналист только собирал информацию, а процесс ее анализа в основном происходил в студии. Причем Н. Николаев старался не высказывать четко свою точку зрения, а лишь контролировал процесс анализа, который проводили наряду с ним зрители, не оказывая давления на их мнение. Он старался сделать так, чтобы максимальное количество точек зрения, интересных и стоящих идей было не просто высказано, а обсуждено. Что касается итога, то ведущий не присваивал себе исключительное право выносить окончательный приговор, Поэтому в передаче фигурировали только те факты и доказательства, которые были найдены уже при ее проведении.

Очевидно, у многих, смотревших ток-шоу Н. Николаева, сложилось представление о том, что присутствуют они, скорее, при судебном разбирательстве, чем при расследовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассказала о таком жанре журналистики, как журналистское расследование на телевидении, рассмотрела основные этапы его проведения. Также в моей курсовой работе речь шла о том, как правильно выбрать тему для расследования так, чтобы она была интересна и актуальна для телезрителя; о том, как правильно искать и работать с источниками информации, какие они бывают и в чем особенность каждого из них. Наиболее полно я рассказала об основных преимуществах журналистских расследований на телевидении от расследований в печатных СМИ, рассмотрела наиболее популярные в России расследовательские телепередачи.

Таким образом можно сделать выводы о том, что:

1. Для того, чтобы сделать передачу интересной для зрителя необходимо правильно выбрать тему журналистского расследования, а значит оценить насколько она перспективна, интересна, сенсационна для целевой аудитории данного телевизионного канала;

2. Жанр расследовательной журналистики на телевидении – работа сложная и трудоёмкая, состоящая из нескольких этапов.

3. Расследовательная журналистика основана на сборе и обработке информации. Чем больше источников информации использует журналист, тем достовернее становится подготовленный им материал.

4. Поиск источников информации требует профессионального опыта журналиста, умения общаться с полезными для расследования и владеющими информацией людьми.

5. Неумелое пользование конфиденциальными источниками информации может навлечь на журналиста и его коллег большие неприятности.

6. Журналистское расследование на телевидении имеет массу отличий и преимуществ от расследования в печатных СМИ.

7. Качество конечного результата расследования (сама телепередача) зависит от сплоченности и взаимопонимания рабочей группы журналиста-расследователя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балуев С., Вышенков Е. «Журналистское расследование. История метода и современная практика» СПб.: «Издательский Дом "Нева"»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2003

2. Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982.

3. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. «Типпология жанров современной экранной продукции». Учебное пособие, Москва, 1997

4. Вальраф Г. Репортер обвиняет. М., 1988.

5. Владимир Саппак «Телевидение и мы. Четыре беседы» М.: «Искусство», 1988

6. Доронин А.И. «Бизнес-разведка»//Ось-89, Москва, 2002.

7. Егоров Вилен Васильевич «Телевидение: Страницы истории» М.: Аспект Пресс, 2004 г.

8. Ким М.Н. «Технология создания журналистского произведения» СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

9. Муратов С.А. «Телевизионное общение в кадре и за кадром». Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» М.: Аспект Пресс, 2003.

10. Саруханов В.А. «Азбука телевидения». Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 20035. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов н/Д, 1997.

11. Старый журналист. Литературный путь дореволюционного журналиста. М.; Л., 1930.

12. Тертычный А.А. «Расследовательская журналистика». Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

13. Уллмен Д. Журналистские расследования: Современные методы и техника. М., 1998.

14. Юлий Шум «Журналистское расследование. Методические рекомендации» Учебно-методическое пособие