Главная              Рефераты - Журналистика

Особенности вещания российских государственных радиостанций - курсовая работа

Федеральное агентство воздушного транспорта

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»

Курсовая работа по дисциплине

«Теория и практика массовой информации»

На тему «Особенности вещания российских государственных радиостанций»»

Выполнила:

студентка 3 курса 761 группы

гуманитарного факультета

Лаврова Яна

Проверил:

ст. преподаватель

Щербо И.А.

Санкт-Петербург – 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности………………………..5

1.1Радиовещание в XX веке……………………………………………….5

1.2Проблемы государственных радиостанций в XXI веке……………..9

Глава 2. Особенности вещания крупнейших отечественных государственных радиостанций на современном этапе………………………11

2.1Радиостанция «Культура»…………………………………………….11

2.2Радиостанция «Орфей»………………………………………………..15

2.3.Радиостанция «Радио России»……………………………………….19

2.4.Радиостанция «Маяк»…………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………...27

Список используемой литературы………………………………….……28


Введение

Актуальность темы исследования:

За последние 5-10лет в политике вещания государственных радиостанций произошли значительные изменения. Эти изменения обусловлены:

1. стремлением руководства радиостанций не потерять своего слушателя;

2. стремлением привлечь новую молодую аудиторию;

3. стремлением отвечать требованиям современного радиовещания и производить качественный радиопродукт;

4. ликвидацией государственной монополии на радиовещание и появлением большого количества разнообразных по направлению и формату вещания коммерческих радиостанций и возникновением в связи с этим естественной конкуренции;

5. демонополизацией и реформированием структуры управления радиокомпаний, изменением в их топ-менеджменте

Кроме того практика показала, что государственные радиостанции, выйдя на новый этап развития, столкнулись с рядом трудностей, самой болезненной из которых является потеря слушателя. Ни для кого не секрет, что молодые люди в настоящее время предпочитают слушать радиостанции музыкальной направленности. В обществе сложился стереотип, что программы государственных радиостанций будут интересны только людям старшего поколения. То, каким же образом решается проблема привлечения новых целевых групп, будет рассмотрено в данной курсовой работе.

Степень разработанности:

Теоретической базой исследования послужили учебное пособие «Радиожурналистика» под редакцией проф. А.А. Шереля и учебное пособие под редакцией Я.Н. Засурского «Система средств массовой информации», учебник Смирнова В.В. «Формы вещания». Данные научные работы не специализируются на рассмотрении проблем государственных радиостанций, а рассматривают процесс радиовещания в целостной системе функционирования СМИ. Кроме того были изучен автореферат на соискание учёной степени доктора филологических наук Добчинского А.А. «Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества», работа Л.Д. Болотовой Л.Д «Отечественное радиовещание в начале ХХI века: новые реалии и старые проблемы». Во всех работах поверхностно рассматривается проблема современного функционирования государственных радиостанций.

В настоящее время имеется ряд исследований, посвященных проблемам радиовещания и отдельным его аспектам, однако практически отсутствует проблемно-тематическая координация исследований и публикаций, ощутим недостаток анализа современного государственного вещания, аудиторию которого составляет большинство населения страны. Исследования в области государственного радиовещания недостаточны по объему, бедны по содержанию и представляют собой выяснение рейтинга радиопрограмм и описание их истории.

Объект исследования:

Объектом исследования данной работы будут являться крупнейшие государственные радиостанции России.

Предмет исследования:

Предметом работы будет являться специфика функционирования и проблемы государственных радиостанций на современном этапе.

Цeлью рaбoты cтaлo выявлeниe ocoбeннocтeй, проблем и тенденций российских государственных СМИ . Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нaм прeдcтoялo рeшить cлeдующиe взaимocвязaнныe зaдaчи :

1. определение и изучение этапов развития отечественного радиовещания

2. анализ современного положения отечественных радиостанций и проблем их функционирования

3. анализ путей решения общих проблем различными радиостанциями

4. сравнение положения различных радиостанций, их целевых аудиторий, популярности и специфики функционирования

5. сравнение положения и популярности государственных и коммерческих радиостанций

Новизна: В связи с отсутствием фундаментальных исследований по данной теме затронутые вопросы можно считать ранее малоизученными, в то время как тема является на сегодняшний день весьма острой и значимой. Обобщённого аналитического материала по проблеме исследования найти не удалось.

При написании работы использовались системный и сравнительный анализ, контент-анализ, сопоставление, метод анализа документов.

Исходя из поставленных целей представляется целесообразной следующая структура работы :

Введение

Глава1. Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности.

1.1Радиовещание в XX веке

1.2Проблемы государственных радиостанций в XXI веке

Глава2. Особенности вещания крупнейших отечественных государственных радиостанций на современном этапе

2.1Радиостанция «Культура»

2.2Радиостанция «Орфей»

2.3.Радиостанция «Радио России»

2.4.Радиостанция «Маяк»

Заключение

В первой главе рассмотрены основные вехи в развитии отечественного радиовещания, обозначены проблемы на каждом из этапов. Кроме того во втором параграфе рассматривается актуальное состояние государственных радиостанций, проблемы функционирования, а также реализуемые методы решения проблем.

Вторая глава посвящена анализу вещания крупнейших государственных радиостанций.


Глава1

Этапы развития отечественного государственного радиовещания. История и проблемы современности.

1.1 Радиовещание в XX веке

I Основные черты радио тоталитарного общества

Все средства массовой информации в советское время были подчинены усиленному пропагандистскому началу. Источниками информации служили в основном органы партийной и советской власти, поэтому тексты строились по одному шаблону, в вариантах допускались лишь незначительные колебания. Кроме того в качестве источников информации использовались обзоры партийных, советских, молодежных изданий региона. И это тоже были своего рода установки на решение конкретных проблем всех сфер республики, края, области. Практиковались обзоры центральной прессы. Все ошибки, совершаемые радиожурналистами, беспощадно карались. Роль цензуры была велика, ей подвергались даже комментарии к трансляциям спектаклей и концертов. Все программы предварительно записывались на пленку, проходили жесточайшую цензуру руководства Радиокомитета. Гостелерадио стало «пропогандистской машиной»[1] , его вещание подвергалось многоступенчатой цензуре.

Радио того времени пыталось стать всеохватывающим как тематически, так и адресно. Главным было стремление закрыть все ниши и не оставить ни один возрастной и социальный пласт населения без интеллектуального и информационного общения и идеологического контроля. Весь этот механизм, направленный на укрепление государственных устоев, существовавший много лет и запрограммированный на работу без сбоев, из года в год действовал в соответствии с «многолетними традициями радиовещания», а на практике – с идеологическими и технологическими штампами. С такими результатами Всесоюзное радио подходило к очередным рубежам истории.

II Основные тенденции радио 70-80 годов

Определенным рубежом в истории средств массовой информации стал 1985 г. Информация приобрела открытость. Значительным шагом правительства на пути достижения гласности послужило принятие закона о печати и отмена цензуры. Круг запретных тем, которые и прежде вызывали несомненный интерес слушателя, а в новых условиях стали особенно актуальными, сузился. 70-80-е годы - годы расцвета советского радиовещания, когда создавались новые жанры и передачи, пополнялись музыкальные фонотеки, немало эфирного времени отводилось литературным передачам, популярностью пользовались развлекательные радиопередачи, появлялись детские.

III Отечественное радио в эпоху появления гласности.

Годы перестройки внесли много нового в развитие отечественного радиовещания. Девяностые годы ХХ в. – новый исторический этап развития российских СМИ. В результате политических, экономических, социальных и иных преобразований, технологической революции произошли глубинные сдвиги в системе средств массовой информации. Цензура была официально отменена, но в действительности под влиянием всё ещё не ослабевающей пропаганды некоторые социальные конфликты и потрясения замалчивались, например, трагедия на атомной электростанции в Чернобыле. Однако постепенно стали происходить изменения в лучшую сторону: редакторы и журналисты искали новые приёмы взаимодействия со слушателями, появлялись новые жанры передач, увеличилось количество прямых включений и интервью. Общими тенденциями данного периода можно назвать демократизацию и гласность. Ориентированность на социальные темы, аналитичность, исследовательский подход, психологический подход к проблемам героев радиоэфиров. В условиях гласности сложилось новое вещание. К концу 1990-х гг. государство контролировало менее 10% общего времени вещания.

Что касается структуры государственного вещания, то она претерпела кардинальные изменения. Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР. "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК. Кроме этого, как отмечается в учебнике «Радиожурналистика» под.ред. проф. Шереля[2] , в России на основе местных радиокомитетов, входивших в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур – телерадиокомпаний, учредителями которых стали Мининформпечати и местные власти. Их основная задача – осуществление местного вещания. Они выходили в эфир, как правило, на технических каналах "Радио России" утром и вечером с передачами, содержащими местную информацию, публицистические материалы, музыкальные программы и рекламу.

В 1991 году образовалось 2 мощные вещательные структуры, подчинённые правительству и президенту: «Останкино» и «Радио России»

На базе ВГТРК создаётся единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с РТР, каналом «Культура», «Радио России» вошли «Маяк» – «Юность», «Орфей», «Голос России» (иновещание), технические службы, региональные ГТРК и передающие радиотелецентры на местах. Таким образом воссоздается жестко централизованная структура телерадиовещания (по модели Гостелерадио СССР).

Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.[3]

Государственные радиокомпании стараются сохранить прежний опыт советского вещания, обращаются к письменным текстам, модифицируя их, приспосабливая к новым функциональным задачам. Коммерческие радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате, отдают предпочтение разговорным формам и жанрам, ориентированным на контекст общения со своей аудиторией. Однако остаются жанры, хранящие письменную основу своих текстов: языка, структуры, тональности, контактной обращенности к аудитории. Этого требует их функциональная природа и методы обработки информации. К ним относится в первую очередь информационное радиосообщение и радиокорреспонденция, а также редкие в современном эфире радиоочерки и радиокомпозиции.

Как отмечается в учебнике Голобородовой «Радиожурналистика»[4] , с развитием конкуренции в радиовещательном пространстве появился новый подход в понимании работы радиоведущего и необходимости разработки иных творческих методов. У каждого ведущего появилась острая необходимость иметь нечто свое, что его отличало бы от других: голосовые данные, особый тембр голоса, манера общения с аудиторией и т.д. Использование тех или иных творческих методов во многом зависит и от вещательной политики станции, и от требований учредителя. На развитие новых принципов и подходов к работе в эфире повлияла реструктуризация российского вещания: многие программы перевели в режим живого эфира, прямой эфир составил 90% в структуре всех радиопрограмм.

Ещё одной тенденцией пост-перестроичного времени можно назвать появление коммерческого и частного вещания. С 1991 отмечен бурный рост негосударственных радиостанций в Москве, Санкт-Петербурге и региональных центрах. Музыкальные и информационно-музыкальные станции в основном дают в эфир выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции "Эхо Москвы", Интернета, но не имеют эксклюзивных сообщений, собственных корреспондентов и, естественно, не располагают разветвленной информационной службой. В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций (переход на цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, спутниковую связь и спутниковое вещание и т.д.), а также борьба за рекламу – важнейший источник существования радиостанций.

Еще в начале 90-х годов работники новых станций почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости различных станций. Однако этой иллюзии суждено было разбиться о суровую реальность: уже в середине 90-х годов рынок аудиовизуальных масс-медиа, в том числе и радиорынок, оказался жестко поделенным, особенно в FM-диапазоне, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми радиостанциями.

Государственным станциям пришлось в значительной мере пересматривать свою программную концепцию, корректировать сетки вещания, вводить новые программы. И это в весьма бедственных условиях, в которых оказались государственные станции особенно после президентских выборов 1996 года. На пресс-конференции в феврале 1997 года выяснилось, что в 1996 году государственные радиостанции получили всего лишь 4% от положенных им бюджетных средств.

Изучив основные вехи становления государственного радиоэфира можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемой формой существования монополизированного государством аудио-СМИ было радио, освобождённое от жесткого гнёта надзирателей, развивающееся, этичное, познавательное. Именно радио 70-80годов считается классическим советским радио, на которое ориентируются и сегодня.

1.2Проблемы государственных радиостанций в XXI веке

С наступлением нового века конкуренция среди радиостанций FM-диапазона всё более возрастает, что не может не оказать воздействия и на государственные радиостанции. У российского слушателя появляется обширный выбор с числа имеющихся радио, почти каждое из которых уникально и имеет свою целевую аудиторию. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, формата программ, аудитории – важные направления развития вещания.

К началу XXI века на FM-волнах преобладают радиостанции музыкально-развлекательной направленности, к середине первого десятилетия можно выделить ряд радиостанций информационной и бизнес направленности (Например «Бизнес-fm»). Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность, благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

Что касается государственных радиостанций, то становится ясно, что по ряду причин они теряют своего слушателя. Одной из таких причин стал тот факт, что государственные радиостанции в большинстве случаев до последнего времени распространяли сигнал на УКВ-частотах, когда как для достаточно большого процента населения сегодня он является недоступным: «кухонная» радиоточка уходит в прошлое, автомобили, сотовые телефоны оснащены приёмниками, ловящими сигнал FM-частот.

Но нельзя не заметить тот положительный факт, что в последние годы государственное радиовещание всё же укрепляет свои позиции, осваивая столь привлекательный в коммерческом отношении FM-диапазон. Популярнейшая радиостанция «Маяк» ведет вещание как на УКВ, так и в FM-диапазоне, причем «Маяк-FM» отличается структурой от своего старшего собрата.

Ещё одной проблемой государственного вещания остаётся проблема поиска новых решений в программировании эфира и новых журналистских жанров. Изучив дискуссию на форумах, можно отметить, что слушатели разделились на две категории: тех, кто поддерживает нововведения и тех, кто настроен более категорично и консервативно. Многие заявляют, что некоторые радиостанции после реформирования снизили качество и структуру аудио-материала. Возможно, это можно объяснить тем, что государственные радиостанции на протяжении многих лет выходили в эфир с одними и теми же полюбившимися передачами, а голоса дикторов и радиоведущих стали родными. Тем не менее редакторы и авторы передач постоянно находятся в поиске новых идей и решений, происходит постоянная борьба за оставшихся радиослушателей, которые не перешли на FM-частоты. Поиск приемов надежного контакта радиовещания с аудиторией - предмет постоянной работы журналистов над собственным профессионализмом. Более того бросается в глаза активная политика по привлечению молодого слушателя. Радиостанции позиционируют себя как познавательные, развивающие, «другие», отличные от остальных.

Качественно новым этапом государственного радиовещания стал выход в Интернет. Помимо выхода на FM-волны (как это сделало радио «Маяк»), ещё одним каналом передачи вещания стала всемирная сеть. У всех рассмотренных во второй главе курсовой работы радиостанций есть свой официальный Интернет-сайт, на котором доступно прослушивание радио он-лайн, кроме того имеется архив новостей и публикаций прессы, имеющих отношение к радиостанции (своеобразный пресс-клиппинг), размещена информация о передачах и их ведущих. Наиболее полный по информационному наполнению и современный по технологическим решениям сайт радиостанции «Маяк».

В результате всех изменений тех лет, в новый век российское радио вошло как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, использованию новейших технологий, сферам влияния. С другой стороны, радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации рынка СМИ, столкновения профессиональных, экономических, финансовых и политических интересов.

Государственное радио находится в менее выгодном положении, чем коммерческое. Перед ним стоит ряд проблем, решить которые полностью, увы, невозможно или же возможно лишь в далёком будущем. Ведь для того, чтобы не теряя качества производимого продукта, привлечь молодую аудиторию нужно изменить прежде всего умы этой самой молодой аудитории.

Глава 2

Особенности вещания крупнейших отечественных государственных радиостанций на современном этапе

2.1Радиостанция «Культура»

Радио «Культура» появилось в московском FM-эфире четыре с половиной года тому назад. Свой круг слушателей у станции появился уже спустя полгода после начала вещания. «Это радио для тех, кто немного устал от форматной музыки, кому шутки ведущих кажутся солоноватыми, а интервью с деятелями массовой культуры — скучноватыми. Общий радиофон, что и говорить, незатейлив.» [5] И «Культура» возникла на этом фоне как нельзя кстати. Радиоспектакли, стихи в эфире, разговоры о новых книгах и выставках, ненавязчивый джаз по ночам.

Вещание

ФГУП ГРК «Радиостанция «Культура» входит в состав ВГТРК. Это молодая радиостанция, 1 ноября 2004 г. в прямом эфирев Москве в Пятой студии на Малой Никитской состоялось её открытие. Вещание происходит на частоте 91,6 МГц. В 2005 году радио «Культура» выиграла конкурс на право вещание в Петербурге в FM-диапазоне на частоте 89,3 МГц. Петербургское вещание ежедневно длится по пять часов, это так называемые местные окна, которые выходят в эфир несколько раз в течение дня. Радиостанция финансируется из бюджета ГТРК «Культура», а также за счет коммерческой рекламы. Для вещания в региональных окнах создано местное бюро «Радио Культура» на базе петербургской дирекции ВГТРК.

Задачи радио

Одна из главных задач радио «Культура» — всестороннее отражение культурной ситуации в России и в мире, сообщает Страна.ру.[6] Радио даёт слушателю возможность ощутить причастность к тому, что происходит в культуре каждую секунду, позволяет напрямую пообщаться с теми, кто делает культуру, поможет ориентироваться в огромном культурном предложении. Другая цель радио — формирование современного образа жизни. Жизни полноценной и богатой впечатлениями.

Аудитория

Своих постоянных слушателей радио «Культура» рассчитывает найти среди тех, кто ведет активный культурный образ жизни (средний возраст 25-50 лет), относится к культуре избирательно, для кого поход в музей, театр или на концерт является важным событием дня.

В эфире радиостанции обсуждаются актуальные культурологические темы, звучит музыка разных жанров. 21 ноября 2007 года главным редактором радио "Культура" назначен известный театральный критик и телеведущий Виталий Вульф.

Радио «Культура» — информационное радио .

Основное внимание — новостям культуры, которые выходят в эфир каждые полчаса. Остальные новости дня, в том числе и политические, даются одной строкой в начале выпуска. В информационных выпусках приоритет отдается новостям культуры — театральным и кинопремьерам, выставкам, новинкам книжного, издательского рынка, а также всем событиям, имеющим отношение к культурной жизни общества и культурному процессу, происходящему не только в нашей стране, но и в мире.

Новости — одна из самых сильных составляющих эфира «Культуры». Палитра столичных событий дает вполне полное представление о культурной жизни. Информационные повторы практически отсутствуют, что создает ощущение динамики культурного процесса, о котором рассказывается в корреспонденциях. Выпуски новостей Радио «Культура» рассказывают о том, чему в обычных, привычных для слушателя информационных выпусках уделяется минимум внимания (как правило, одно-два сообщения о культурных событиях помещаются в конце выпуска перед погодой).

Это не значит, что новостей политики, экономики, спорта на радиостанции «Культура» нет. Радиостанция не хочет, чтобы слушатель за такой информацией обращался к другим радиостанциям. Поэтому новости такого рода присутствовуют в выпусках, но в конце и лишь в виде заголовков.

В утренний и вечерний прайм-тайм, помимо двух выпусков новостей в час, каждый 15 и 45 минут слушателям предложена программа «Расклейка афиш» – короткие сообщения о том, как с пользой и удовольствием можно провести сегодняшний (завтрашний) день, посетив театры, выставки и клубы. Познавательная информационная рубрика «Расклейка афиш каждые полчаса» — привлекательна и многообещающа.

Большое внимание в информационных выпусках уделяется региональным новостям. Очевидно, что сейчас в регионах проходит огромное количество разного рода культурных мероприятий, информация о которых не доходит до столичного слушателя. Поэтому этот проблем восполняется в московском радиоэфире.[7] Важным аспектом деятельности радио «Культура» является освещение культурной жизни провинции, чтобы показать, что культура развивается не только в столице.

Радио «Культура» — просветительское радио.

Свою миссию радио «Культура» видит также и в том, чтобы раскрывать спрятанные и, возможно, не вполне проявленные культурные потребности каждого человека. Культурные новости подаются очень динамично, со свободной манерой прочтения, они привлекательны не только для заявленной целевой аудитории в 25-50 лет.

По сравнению с одноимённым телеканалом литература на звучащей «Культуре» представлена более широко. Прежде всего это рубрика «Словесность. Тексты», включающая два раздела: в «Хрестоматии» лучшие актёры прошлого и настоящего читают классические произведения русской литературы, звучат уникальные архивные записи, в разделе «От автора» свои произведения читают современные российские писатели. В эфир выходят еженедельный радиоальманах «Литературное обозрение», передачи «Литературная ярмарка», «Поэзия на радио «Культура», «Шоу толстяков» (обзор журналов), «Книжка за книжкой», «Стихи по заявкам».[8]

В июле 2007 года Радио «Культура» представило новую литературную серию «Бестселлер». У слушателей появилась возможность услышать произведения великих отечественных и зарубежных авторов в прочтении любимых артистов.

Радио «Культура» — дискуссионное радио.

Ежедневное обсуждение самых острых и актуальных проблем современного культурного процесса с участием критиков, экспертов, культурных деятелей, чиновников «от культуры» и, конечно, слушателей радио.

Что касается взаимодействия с телевизионным каналом «Культура», то можно отметить факты сотрудничества. Так, телевизионный канал поставляет темы для некоторых передач, кроме того, ряд телеведущих перешли работать на радио. Например, если какие-то интересные повороты дискуссии программы "Культурная революция" и других ток-шоу не получили развития, ими могут заинтересоваться на радио, куда пригласят тех же гостей.[9]

Основу музыкального эфира радио «Культура» составляет классика. Но классика в широком понимании — от популярных произведений прошлого до ультрасовременного авангарда. В эфире также присутствует и джаз, и этника, и альтернатива, и «высокий» рок. Совместно с магазинами концерна группы «Союз» радио «Культура» выпускает компактные диски с записями классической музыки.

Конек «Культуры» - это ее радиоспектакли, возрождающие лучшие отечественные традиции.[10] Мысль, что «классический» радиотеатр может быть чрезвычайно востребованным и в формате развлекательных радиостанций, звучала и ранее. Однако перейти от слов к делу никто не спешил. Главным препятствием для подобных проектов, скорее всего, были два обстоятельства: во-первых, продолжительность спектаклей - ни одно серьёзное литературное произведение «не выдержит» частых перерывов на рекламу и объявления; во-вторых, требования к качеству, ведь классическая радиопостановка удовольствие не из дешёвых. Вполне закономерно, что «прорыв блокады» случился именно на радио «Культура». Несмотря на то, что эта радиостанция одной из задач имеет выход на самоокупаемость, коммерческая политика «Культуры» даёт возможность не прерывать постановки рекламными блоками. А мощности ГТРК «Культура» позволяют производить действительно качественные радиоспектакли. «Наверное, следует добавить, что именно ради таких «прорывов» радио «Культура» и создавалось»[11] , - отмечает обозреватель Литературной газеты.

Анонсы — еще один сильный козырь в пользу «Культуры» как станции для «продвинутого» человека. Все объявления современно оформлены, логично и органично расставлены в сетке вещания, их тематика разнообразна. Критики[12] приписывают к достоинствам так же «настоящую находку», держащую «на крючке» слушателя. Это регулярное анонсирование «главной темы» в предстоящем информационном выпуске.

Очевидно, что радио «Культура» пропагандирует сегодня присущие преимущественно либерально-демократическому мировоззрению эстетические ценности. Это отчётливо «слышно» любому непредвзятому радиослушателю. Журналист журнала «Телецентр» Юрий Семёнов даёт радиостанции такую оценку: «Станция доброжелательна по тональности, аполитична (в хорошем смысле этого слова), а главное, без профанации познавательна во всех смыслах». [13]

Обозреватель «Московских новостей» Святослав Берюлин даёт такой прогноз: «У этого радио фактически не будет конкурентов — все прочие FM-станции работают в совершенно других сегментах. Коммерческие станции начнут играть на этом поле только тогда, когда все поп-ресурсы будут полностью исчерпаны. Хотя не исключено, что в том случае, если радио «Культура» добьется серьезного успеха, они немного пересмотрят свою программную политику.»[14]


2.2Радиостанция «Орфей»

На культуре заработать трудно, а чаще всего – невозможно вовсе. Сложные обобщения, повышенные требования к эрудиции, необходимость сосредоточенно вслушиваться – всё это гарантия немногочисленности публики. Общеизвестно, что отношение к классической музыке – показатель уровня культуры общества.

К сожалению, у нас существует только одна радиостанция, передававшая именно классическую музыку, принимаемая в очень ограниченном количестве регионов.

Но радио «Орфей» многие годы держало самую высокую планку, приобщая любителей музыки к величайшим шедеврам классики в самых выдающихся исполнениях. Многие радиослушатели буквально жили программами «Орфея», а для многих, лишенных возможности бывать на концертах и в музыкальных театрах, это было единственным источником общения с музыкой. Значимость такой радиостанции для культуры всей страны трудно переоценить.[15]

«Орфей» существует около тридцати лет, и за последние десять он пережил целую череду кризисов. Деградации старались помешать сотрудники радиостанции. Им приходилось то вести борьбу с увольнениями сотрудников, то отстаивать статус государственной радиостанции. Письма слушателей, круглые столы с руководством, привлечение видных деятелей культуры и внимания прессы - ничего не повлияло на положение «Орфея».

«По статистике, среднее количество слушателей в 15-минутном интервале на радио «Орфей» составляет всего 800 человек. На «Радио Шансон» - 124300. Разве сможет классическая музыка конкурировать с Аллой Пугачевой или блатным «фольклором»? Для современного радиожурналиста рейтинг – это всё. В погоне за ним можно и не заметить, как «Орфей» сравняют с землёй. Но на руинах одной радиостанции можно построить совершенно другую, уже на новой, «рейтинговой» основе».[16]

А ведь «Орфею» есть на что ориентироваться – до середины девяностых он был высококачественной радиостанцией, настоящим центром культуры. Не стоит забывать о том, что он служил образцом для молодых музыкантов, формировал их вкус; это центр культурного обогащения для всех ценителей классики и, наконец, - глоток чистого воздуха в пучине популярной музыки для тех, кто ещё может отличить музыку от суррогата.[17] Таким он был и таким его любят и знают постоянные слушатели - ценители классической музыки.

Радиостанция классической музыки, отпочковавшаяся от всесоюзной программы литературно-музыкального вещания в конце 1980-х годов, стала не только родником музыкальной классики и общедоступных сведений по историии музыки, но и хранителем культурной среды. Пребывая на периферии внимания Радиокомитета, «Орфей» много лет жил очень трудно.

Из истории радиостанции

Сейчас уже невозможно отрицать: распад Советского Союза и «переход к рынку» обернулся культурной катастрофой. Ликвидировались кинотеатры и музеи, закрывались библиотеки, сносились памятники архитектуры. К сожалению, процесс деградации продолжается до сих пор. «Орфей» не стал исключением: с 1991 года прекратилось систематическое пополнение фондов радиостанции. Если раньше шли прямые трансляции с концертов, делались студийные записи, то теперь работники станции оказались вынуждены пользоваться только накопленными материалами. В 1996 году «Орфей» сделали государственным учреждением, подведомственным Федеральной службе РФ по телевидению и радиовещанию, и началось сокращение финансирования из госбюджета. Программы делались за мизерные деньги. Руководство радиостанции объявило об «оптимизации», а другими словами – стимулировало халтурную работу. Этот подход состоял в том, что теперь дикторы должны были многое оставлять «под звёздочки». То есть если раньше ведущий писал полный сценарий своей передачи (что подразумевало литературное редактирование текста, придание ему благозвучности, составление отдельных папок, в которых хранились тексты передач), то отныне в сценарии значилось только, кто и что исполняет и когда сделана запись. Остальное диктор должен был сочинять на ходу. Всё это обусловило первую волну увольнений работников «Орфея».

В середине девяностых начался период внешней борьбы с «Орфеем». В 1998 году его наконец включили в перечень государственных телевизионных и радиовещательных компаний, преобразуемых в федеральные государственные предприятия. Что фактически означает – в коммерческие. Это, в свою очередь, подразумевает: если радиостанция классической музыки не заработает достаточное для обеспечения своего существования количество денег, то её могут объявить банкротом и ликвидировать.

С ноября 2002 года радиостанция «Орфей» входит в состав Федерального Государственного Учреждения «Российский Государственный Музыкальный Телерадиоцентр». Основную часть вещания радиостанции «Орфей» составляет классическая музыка: от академических жанров до авангарда, сочинения разных стран, эпох и стилей. Программы «Орфея» включают русскую и зарубежную классику, духовную музыку, фольклор и джаз, классическую оперетту.

Современная музыкальная жизнь представлена на волнах «Орфея» трансляциями из концертных залов, рассказами о композиторах и исполнителях, встречами в студии с выдающимися музыкантами и деятелями культуры, выпусками новостей и информационно - аналитических передач.[18]

Основное направление деятельности радиостанции – популяризация и продвижение академической классической музыки. Радиостанция «Орфей» представляет Россию в области классической музыки в ЮНЕСКО. Представители «Орфея» - постоянные члены жюри конкурса «Международная Трибуна Композиторов», проводимого под эгидой ЮНЕСКО.

Являясь членом Европейского Вещательного Союза, радиостанция «Орфей» через систему Еврорадио знакомит около 600 миллионов слушателей в Европе и мире с лучшими достижениями российского классического и современного музыкального искусства. В свою очередь, радиостанция «Орфей» имеет уникальную возможность широко представлять в своем эфире музыкальные программы более чем из 40 стран мира: это трансляции из лучших концертных залов и оперных театров, среди которых Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен-Опера, Гранд-Опера.

Радиостанция выступает и как продюсерский центр, организуя концерты в Большом и Малом залах Московской государственной консерватории, в Концертной студии Дома Радио и других залах Москвы. Немалое место в деятельности радиостанции «Орфей» занимает участие в подготовке и проведении различных мероприятий с их обязательной трансляцией в эфире, организуемых совместно с зарубежными учреждениями культуры и дипломатическими представительствами.

Радиостанция «Орфей» является организатором и соорганизатором множества программ. Уже не первый год проходят международные фестивали: «Радио «Орфей» представляет…», «Мост Александра III» (при поддержке МИД Франции), «Встречи с Россией» (совместно с «Дойчландрадио»), фестиваль Голландской музыки (совместно с радио Нидерландов и при поддержке Посольства Голландии). Также радиостанция «Орфей» является соорганизатором «Русских дней» на Венгерском радио.[19]

В 2007 «Орфей» оснастили современной цифровой техникой. Теперь в эфире в основном та музыка, которая была оцифрована новым коллективом и принесена с собой, или записи концертов, сделанные работниками радиостанции в последнее время. Совсем недавно получена FМ-частота.[20] Уникальная, единственная в нашей стране радиостанция классической музыки «Орфей» до сих пор вещала только на средних волнах и в советском дипазоне УКВ. Теперь ее смогут слушать все обладатели FM приемников. Поскольку УКВ-приёмники являются большой редкостью, то и слушателей у радио до этого момента было крайне мало. Девизом «"Орфей" - радиостанция академической классической музыки» пришлось пожертвовать. Поскольку УКВ-приёмники являются большой редкостью, то и слушателей у радио до этого момента было крайне мало.

«Руководство «Орфея» уже больше трёх лет старается облегчить эфир и тем самым «привлечь молодых слушателей - сделать радиостанцию лучше, приблизив к «высококачественному» fm–формату. Результат такой политики – грядущее разрушение единственной государственной (некоммерческой) радиостанции классической музыки, по сути, последнего островка высокой культуры и просвещения на волнах российского радиоэфира» - так звучали опасения противников перехода радиостанции на FM-вещание.

В настоящее время ведётся круглосуточная трансляция в режиме он-лайн, что так же явилось ощутимым выходом из положения. «В отличие от радиостанции "Культура", уничтоженной коммерческим менеджментом, «Орфей» живет. Теперь у него есть страница на сайте ГМЦ с программой передач и Интернет-вещанием».[21]

Чтобы лучше представить те нелёгкие задачи, которые каждый день приходится решать редакторам радио «Орфей», хочется привести высказывание постоянного слушателя Бориса Соколова: «Мне довелось слушать классические радиостанции разных стран - скучную, набитую рекламой английскую Classic FM, банальную музыку и душеспасительные беседы на германском WDR3, пафосные оперные трансляции из Нью-Йорка, диковинную частоту в перестроечной Праге, почему-то называвшуюся Radio Cobra Classic. В Париже мне попалось сразу две, конечно, очень хороших станции. Но ни в одной стране радиостанции классической музыки не выпало такой трудной роли - быть вертоградом заключенным, оазисом культуры среди эфирного грохота, смеха и рекламы.»[22]


2.3 «Радио России»

«Радио России» – радиостанция самого широкого охвата населения России, её сигнал принимается даже в отдалённых районах, вдали от городов.

Государственная радиовещательная компания «Радио России» – главная государственная радиостанция страны. Первые позывные прозвучали 10 декабря 1990 года, нанеся главный упор по монополии Гостелерадио.[23]

«Радио России» было основано в 1990. Радиостанция входит в Федеральное государственное унитарное предприятие ВГТРК, к которому относятся также телеканалы "Россия", "Спорт", "Культура", "Вести", "Бибигон" и радиостанции "Юность", "Маяк", "Культура", "Орфей", "Голос России" и "Вести".

«Радио России» – обладает самой мощной в стране сетью распространения радиосигнала – 1100 передатчиков. Помимо «первой кнопки» проводного вещания, программы «Радио России» звучат во всех регионах на длинных, средних, ультракоротких волнах, а также в режиме real-audio.[24]

Техническую возможность принимать «Радио России» имеют 143 миллиона человек в России и более 50 миллионов человек в сопредельных государствах. Радио России слушают 17 % радиослушателей России (опрос 2003). В Москве доля слушателей - 13 %

Более 13 лет подряд в рейтингах радиостанций «Радио России» занимает первое место. Абсолютный лидер с 1990 года. На сегодняшний день «Радио России» – единственная в стране федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радиопродукции – информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные, детские программы. В эфир выходят 174 оригинальных передачи. Вещание круглосуточное.

Основа вещания Радио России — информационная и развлекательная программа. Станция является одним из основных де-факто государственных информационных каналов, предоставляя выбор передач на широкий вкус и апеллируя к широкой аудитории.[25] В основу программной концепции "Радио России" было положено деление вещательного дня на ряд так называемых "каналов».

С тех пор как "Радио России" стало главной государственной компанией, оно постепенно теряло свой альтернативный имидж. Его программы перестали принципиально отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом "Радио России" превратилось в официозный источник информации.[26]

Основы структуры вещания – новости в начале каждого часа, разнообразные разговорные тематические программы с малым вкраплением музыкального материала.

На «Радио России», ставшем в начале 90-х настоящим информационным прорывом, сегодня можно услышать острую полемику, интересные прямые эфиры и тематические программы, а также уникальные радиоспектакли, трансляции из концертных залов, передачи о некоммерческой музыке.[27]

Аудитория:

Слушатели Радио России – это разнообразная по составу аудитория, однако среди них выделяют жителей малых, средних городов и сельской местности, людей среднего и старшего возраста. “Радио России” выглядит в глазах людей пожилого возраста дающим наиболее достоверную информацию, поскольку придерживается консервативных взглядов.

Главный редактор службы информации "Радио России - Санкт-Петербург" Наталья Сащенко так характеризует целевую аудиторию радиостанции: Они очень разные. Но, как правило, это неравнодушные люди, любящие свой город. Радио в Петербурге - больше чем радио. Нас очень радует, что аудитория омолаживается, во многом благодаря Интернету, где в режиме on-line на сайте www.rtr.spb.ru наши программы можно слушать во всем мире. Наша аудитория - самая преданная и благодарная. Мы ориентируемся на аудиторию неравнодушную: к тому, что происходит вокруг, к тому, чем живут город и горожане. "Радио России - Санкт-Петербург" в хорошем смысле универсальное радио. В нашей сетке есть программы и для совсем юных слушателей, и для пожилых. Слушатели старшего поколения, конечно, самые пристрастные и строгие судьи, для них ленинградское радио - это особая страница в истории города, и, наверное, поэтому они же и самые благодарные».[28]

В последнее время «Радио России», несмотря на сложности с финансированием, осуществляет ряд совместных проектов с веду­щими радиостанциями Украины, Белоруссии; в рамках сотрудни­чества с Европейским вещательным союзом готовится рубрика «Концерты Еврорадио»; не остался незамеченным радиослушате­лями цикл «Ни дня без Пушкина», а также цикл программ о ше­деврах крупнейших музеев страны.

На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентиро­ванные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией.

Сергей Архипов, один из основателей «Русского радио», став главой сразу четырёх радиостанций("Радио России", "Маяк", "Юность" и "Культура") сказал так о миссии «Радио России»: "Радио России" предназначено для спокойного прослушивания дома, на кухне или в офисе, например. Это и FM, и первая проводная кнопка, поэтому в его эфире лучшие радиоспектакли, выдающиеся концерты классической музыки, много программ для детей, прямые трансляции из лучших залов страны. Всё то, чем славилось прежде Гостелерадио и что в силу разных причин не доходит до провинции, будет на "Радио России".[29]


2.4 Радиостанция «Маяк»

ФГУП ГРК «Маяк» — одна из крупнейших радиовещательных компаний на территории бывшего СССР. Маяк – консервативное радио, дающее только правдивую информацию.

Многие годы "Маяк" был единственным оперативным средством информирования населения о важнейших событиях, происходящих во всех сферах жизни страны и мира. Демократизация общества, изменения, произошедшие в области существования средств массовой информации, в том числе и электронных, появление значительного числа музыкальных радиостанций, включающих в свой формат информационные выпуски, жесткая конкуренция на этом поле, предопределили те существенные преобразования в радиокомпании, которые вновь вывели "Маяк" в число лидирующих радиостанций.[30]

Радиокомпания была основана в 1964 году по решению ЦК КПСС для создания «противовеса западным „голосам“» [1] и стала вещать на частоте 2-й программы. Благодаря формуле «5/25» стала первой советской фоновой радиостанцией. Дело в том, что свои первые 20 лет "Маяк" жил и существовал в двух абсолютно самостоятельных измерениях: 5 минут информация и 25 минут музыка. Даже географически находились они в разных точках Москвы: информация - на улице Пятницкой, музыка - в составе Большой музыкальной редакции на улице Качалова.

Полное название — Федеральное государственное унитарное предприятие Государственная радиовещательная компания «Маяк». Сегодня радиостанция «Маяк» входит в государственный холдинг ВГТРК.

Основателем «Маяка» принято считать одного из будущих идеологов перестройки А. Н. Яковлева. Первый главный редактор, при котором программа приобрела свое неповторимое лицо, — выдающийся советский журналист Ю. А. Летунов.

C 1991 на радиостанции происходят изменения. Были введены "Панорамы новостей", которые вели Людмила Семина и Владимир Рувинский, Елена Березовская и Вера Щелгунова, Николай Нейч и Татьяна Чемоданова и многие другие известные в ту пору радиоведущие. В эфире радиостанции можно было услышать дикторов, которые кроме "Панорамы" вели новости и популярные "Концерты по письмам". Стоит отметить Эмилию Кулик, Валерию Лебедеву, Ирину Никонову, Ирину Ерисанову, Татьяну Корнилову, Владимира Сомойлова, Вячеслава Герасимова, Максима Шевченко и других.

До 2007 года в эфире радиостанции — можно было услышать новости и комментарии известных лиц и политиков, музыка — от классики до современных стилей, передачи о писателях, музыкантах и мюзиклах, спортсменах, а также «Новости Содружества» и передачи «Трансмирового радио».

Несомненно, этот период в деятельности радиостанции был одним из самых удачных и плодотворных и, самое главное, — в высшей мере профессиональным. Период 90-х годов был наполнен либеральным контентом и аудиторией "Маяка" являлись слушатели 65+.

В 2007 году инициатором реформирования старейшей отечественной радиостанции стал один из самых опытных деятелей медиаиндустрии, заместитель генерального директора Всероссийской государственной телерадиовещательной компании Сергей Архипов. Сергей Сергеевич убежден, что государственное радио должно быть не только конкурентоспособным, но и доходным. Оно должно звучать современно, привлекая широкую аудиторию и рекламодателей. Своё решение реформировать радиостанцию он объяснил следующим образом: «Стоит открыть мониторинг радиостанции - книгу, в которой собраны все рейтинги, - говорит Сергей Архипов, - чтобы убедиться, что рейтинг "Маяка" всерьез пострадал от тяжеловесности, которая в последние год-полтора стала его главной характеристикой».[31]

Сергей Архипов «омолодил» аудиторию радиостанции до 25-35 лет, и теперь на ней можно услышать передачи с такими ведущими, как: Александр Карлов, Катя Новикова, Сергей Стиллавин, Роман Трахтенберг, Маша Баченина, Антон Долин, Виктория Колосова, Антон Комолов, Ольга Шелест, Андрей Чижов, Тутта Ларсен, Лена Батинова, Виктор Травин, Дмитрий Глуховский, Дарья Субботина, Вадим Тихомиров, Артём Варгафтик, Артём Росновский, Олег Битов, Вера Кузьмина, Рамаз Чиаурели и другими.[32] В 2007 году на радио работали Геннадий Бачинский и Сергей Стиллавин., которые открыли своим приходом новый формат в истории радиостанции. Кроме того, аудитория «Маяка»– это люди среднего возраста, часть из которых слушает радио по привычке с юности.

Вот как отзыввется Дарья Донцова о «Маяке» после ребрендинга: «Слушаю обновленный "Маяк" и очень жалею, что не участвую в этом процессе. "Маяк" сегодня становится молодым, задорным - таким, каким он был задуман и каким он создавался в 60-е годы».[33]

Информационные блоки чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски ново­стей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50—55 оригинальных звуковых материалов — репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические про­граммы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи.

Маяк» не только реформировал информационную часть ве­щания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые переда­чи. Больше времени уделяется классической музыке.

В настоящее время радио «Маяк» можно назвать облегчённой версией Радио России: здесь больше музыки, новости выходят хоть в два раза чаще, чем на Радио России, зато их объём составляет около 5 минут в час. Маяк – радио очень широкого формата, транслирующее разнообразный музыкальный материал.

Радиокомпания "Маяк" сегодня - это три независимые средства массовой информации, три вещательных канала, объединенные одной организационной структурой, проводящие государственную политику в области информации.

Традиции "Маяка" шестидесятых годов сохраняет основной "Маяк", имеющий распространение по длинным, средним и ультракоротким волнам на всей территории России и в ряде зарубежных стран.

Новости, музыка, концерты по заявкам, аналитические передачи, программы культурологического характера, интерактивные проекты, музыкально-развлекательные программы, и др. составляют 19 часов 15 минут его ежедневного вещания.

"Маяк FM" - новый информационный продукт отечественного радиовещания. Впервые в его истории создана радиостанция, обеспечивающая круглосуточное информационное вещание. Лишь в ночные часы и в выходные дни на волнах "Маяка FM" помимо новостей звучат музыкальные программы.

Новостные выпуски каждые пятнадцать минут, актуальные комментарии, репортажи и интервью с мест событий в стране и за рубежом, документальные расследования, ежечасная информация из горячих точек России и планеты, политические ток-шоу и информационные программы на темы культурной жизни - вот основное содержание новой радиостанции, работающей в Москве и области на частотах FM-диапазона.
Сегодня "Маяк FM" имеет тенденцию к распространению с помощью космических средств связи в других регионах страны.

"Юность" - еще одна радиостанция, входящая в состав Государственной радиовещательной компании "Маяк". Молодежное вещание, сохраненное усилиями одного из наиболее профессиональных коллективов отечественного радио с послевоенных времен, сегодня успешно конкурирует на рынке молодежных электронных СМИ. Произошедшая за последние два-три года смена поколений позволила сделать станцию любимой в юношеской среде.

Современные методы управления компанией, внедрение передовых цифровых технологий в радиовещании, оптимизация производства программ создали необходимые условия для снижения затрат на осуществление основной деятельности - повышение творческих и технических параметров вещания. Сегодня Федеральное государственное унитарное предприятие государственная радиовещательная компания "Маяк" - ведущее в отрасли предприятие, динамично и эффективно развивающееся и удерживающее первые места в рейтингах среди электронных СМИ.[34]

В 1998 году начал создаваться официальный сайт радиокомпании. В задачи сетевой версии входило создание полной информации о содержании программ, знакомство с гостями "Маяка" - известными политиками, деятелями культуры и искусства. Вещание в прямом эфире через Интернет было налажено в октябре 1998 года. Прямой эфир и звуковые архивы "Маяка" - основной источник наполнения сайта. Информационно-музыкальный формат радиостанции "Маяк" потребовал организации на сайте постоянно обновляемых лент новостей, прошедших в эфире, и программных рубрик. Основные разделы сайта: "Политика", "Экономика", "Общество", "Культура", "Спорт", "Музыка".

Принципиальное отличие существующего сегодня сайта "Маяка" от иных интернет-изданий заключается в том, что сайт www.radiomayak.ru воссоединяет принципы радиоэфира и печатной публикации. Технология адаптации материалов радио силами интернет-редакции для восприятия с экрана компьютера уникальна: сотрудникам интернет-отдела удается объединить на сайте звук, текст и графическое оформление событий, которые освещает "Маяк".

Список программ, представленных на сайте, достаточно широк; кроме того, интернет-отдел ведет ряд собственных проектов. Специфика определяется во многом тем, что работа по созданию текстовых версий не сводится к налаживанию расшифровывания звукового материала. Без серьезного редактирования и создания общего стиля сетевой версии для радио "Маяк" расшифровки трудны для восприятия читателем.

Музыкальные передачи помещаются на сайт в виде звуковых файлов, снабженных комментариями и иллюстрациями. Также представлен ряд аналитических программ, интервью, интерактивных передач в звуковых файлах для сохранения привычного восприятия радиозвучания.

Материалы сайта www.radiomayak.ru одинаково интересны как журналисту-профессионалу, так и простому потребителю информационных услуг в сети Интернет.

Широко представлены возрастные группы посетителей сайта. Интернет-редакция проводит регулярные опросы[35]

Немаловажным показателем для анализа структуры радиове­щания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности стан­ции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.

Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтин­гу популярности: «Радио России» — 19%, «Русское радио» — 13%, «Маяк» — 11% и «Европа плюс» — 10%'.

Рассмотренные радиостанции являются уникальными, подходы в их вещании различны, у каждой из них есть своя целевая аудитория. Так, радио «Культура» позиционирует себя как информационно-культурное радио, его слушателями является в основном образованная и интеллигентная прослойка, а так же люди старшего поколения. Радио «Орфей» - чисто музыкальное радио «высокого жанра», его слушателями являются музыканты консерваторий и поклонники классической музыки. У «Радио России» и «Маяк» более широкая целевая аудитория, так как в их эфирной сетке присутствуют программы практически всех жанров, на «Маяке» преобладают развлекательные передачи.

Говоря об общих проблемах и негативных тенденциях государственных радиостанций, то можно заметить, что сегодня в наилучшем положении находится радио «Маяк». Смена руководства, ведущих, радиопроектов, выход на FM-диапазон и информативный Интернет сайт улучшили имидж старейшего государственного радио и увеличили количество слушателей.

«Радио России» - самое главное и официальное радио страны, у него всегда будет слушатель, так же как и источник финансирования. Его положение сейчас стабильно.

Что же касается радио «Орфей», то оно, в связи с изменившимися в последние десятилетия музыкальными вкусами на фоне мировых музыкальных тенденций, было и будет радио для «избранных». У него так же есть и будет своя узкая целевая аудитория. Радио до недавних пор переживало кризис, не всеми слушателями была одобрена изменившаяся структура вещания, но, как известно, всё новое всегда воспринимается критично. В любом случае, даже если через несколько лет радио окажется невостребованным, оно не прекратит своё существование и станет электронным.

Радио «Культура» находится сейчас в не самом выгодном положении. Критики говорят о непрофессионализме сотрудников, о плохом построении эфирной сетки, «невзрослости» вещания. Однако столь резких и многочисленных претензий и следовало ожидать, ведь «Культура» является самым молодым государственным вещателем. Будем надеяться, что в ближайшем будущем критики смилостивятся, а слушатель полюбит его.


Заключение

Целью курсовой работы являлось выявлeниe ocoбeннocтeй, проблем и тенденций российских государственных СМИ. В ходе работы были определены и описаны этапы развития государственного вещания в России, даны характеристики каждому этапу, выявлены основные тенденции и проблемы. В ходе рассмотрения актуального состояния государственных радиостанций была дана их современная характеристика; были рассмотрены проблемы радиостанций и причины, обуславливающие наличие этих проблем; обозначены реализованные пути их решения. Во второй главе работы были проанализированы основные направления в вещании крупнейших государственных радиостанций, вкратце рассмотрена их история, отмечены проблемы, обозначена целевая аудитория, отмечены преимущества и индивидуальные черты каждой радиостанции, пути решения выявленных проблем. Кроме того приведены и проанализированы рейтинговые данные крупнейших радиостанций.

Задачи выполнены, цель реализована.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о невостребованном положении государственных радиостанций на фоне коммерческих, о шатком положении тех радиопроектов, которые не несут развлекательную функцию, о крайней сегментированности аудитории каждой радиостанции. Кроме того, хочется отметить, что продуманная политика по улучшению имиджа радиостанции и работа по качественным изменениям в вещании эффективна и способна популяризовать серьёзные радиостанции.

Государственное радио находится в менее выгодном положении, чем коммерческое. Перед ним стоит ряд проблем, решить которые полностью, увы, невозможно или же возможно лишь в далёком будущем. Ведь для того, чтобы не теряя качества производимого продукта, привлечь молодую аудиторию нужно изменить прежде всего умы этой самой молодой аудитории.

Используемая литература:

1.Барабаш Н.С., Дебабова А.Л. и др. Отечественное радиовещание на современном этапе: Сб. ст. М., 1998.

2.Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и 3.независимое вещание. М., 1995.

4.Голобородова А.И. Радиожурналистика. М.,2002

5.Основы радиожурналистики /Под ред. Э. Багирова и В. Ружникова //М., 1984

6.Радиожурналистика / Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000

7.Смирнов В. В. Практическая журналистика. Информационные жанры 8.радиовещания. Ростов-на-Дону, 1997.

9.Смирнов В.В. Радиоочерк. Ростов-на-Дону, 1984.

10.Смирнов В.В. Формы вещания. Учебное пособие.М.: Аспект Пресс.2002.С.9

11.Система средств массовой информации России/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1997.

Интерет-источники:

1.http://www.cultradio.ru/section.html?cid=72

2.http://www.gardenhistory.ru/news.php?newsid=51

3.http://www.gardenhistory.ru/news.php?newsid=68

4.http://www.mediaguide.ru/?p=news&id=4181ef67

5.http://www.mn.ru/issue.php?2004-42-42

6.http://www.music.edu.ru/news.asp?ob_no=13826

7.http://www.muzcentrum.ru/orfeus/about/

8.http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live/

9.http://www.radiomayak.ru/info.html

10.http://www.radiomayak.ru/info.html?id=602&cid=10

11.http://www.radiorus.ru/

12.http://radio.onlime.ru/?id=27

13.http://www.rian.ru/culture/20090306/164066002.html

14.http://www.rtr.spb.ru/pressa/283.htm

15.http://scepsis.ru/library/id_1836.html

16.http://scepsis.ru/library/id_1836.html

17.http://www.strana.ru/doc.html?id=65654657=1

18.http://ru.wikipedia.org/wiki


[1] Радиожурналистика / Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000, с.56

[2] Радиожурналистика / Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000, с112

[3] Радиожурналистика / Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000, с114

[4] Голобородова А. И. Радиожурналистика. М.,2002

[5] //Первое сентября» – № 39, 2005

[6] www.strana.ru/doc.html?id=65654657=1

[7] http://www.cultradio.ru/section.html?cid=72

[8] //Литературная газета - №44, 26 октября 2005

[9] http://www.mediaguide.ru/?p=news&id=4181ef67

[10] Кулисы. Кулуары//Вечерняя Москва- №134, 14декабря 2007

[11] //Литературная газета- №52, 2 декабря 2007

[12] Юрий Семёнов, журнал «Телецентр»

[13] ТелеЦЕНТР - №2(10), апрель-май 2005

[14] http://www.mn.ru/issue.php?2004-42-42

[15] http://music.edu.ru/news.asp?ob_no=13826

[16] http://scepsis.ru/library/id_1836.html

[17] http://scepsis.ru/library/id_1836.html

[18] http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live/

[19] http://www.muzcentrum.ru/orfeus/about/

[20] http://www.rian.ru/culture/20090306/164066002.html

[21] http://www.gardenhistory.ru/news.php?newsid=51

[22] http://www.gardenhistory.ru/news.php?newsid=68

[23] Радиожурналистика . Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000.Отечественное радиовещание в условиях рынка.

[24] http://www.radiorus.ru/

[25] http://ru.wikipedia.org/wiki

[26] Радиожурналистика . Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000.Отечественное радиовещание в условиях рынка.

[27] http://radio.onlime.ru/?id=27

[28] http://www.rtr.spb.ru/pressa/283.htm

[29] Аргументы и факты - №124, 26.09.2007

[30] http://www.radiomayak.ru/info.html

[31] Аргументы и факты - №124, 26.09.2007

[32] http://ru.wikipedia.org/wiki

[33] Известия (Москва) - №98, 17.09.2007

[34] http://www.radiomayak.ru/info.html

[35] http://www.radiomayak.ru/info.html?id=602&cid=10