Главная              Рефераты - История

Куршские короли - реферат



План
Введение
1 История
1.1 Ливонский Орден
1.2 Курляндия
1.3 Россия
1.4 Латвийская республика
1.5 Советский период

2 Быт и традиции


Введение

Куршские короли (латыш. kuršu ķoniņi, нем. Kurische Koenige ) — конфедерация шести родов потомков местных вассалов Ливонского ордена, существовавшая в XIV—XX вв. в сегодняшней Латвии (Latvijas Republika), в краю Курземе (латыш. Kurzeme), в окрестностях гор Кулдига (латыш. Kuldīga).

1. История

Согласно преданиям, которые в письменных источниках упоминаются с середины XVI века, название «Куршские короли» происходит из вождей древних куршей (древнелатышская народность), которые в XIII веке добровольно приняли крещение и помогали Ливонскому военно-монашескому ордену в борьбе с язычниками, за что им была дана свободная от всяких податей и трудовых повинностей земля.

Предание отражает историческую действительность — Ливонский орден в своём государстве широко применял присуждение земель в лен лояльным лицам местного происхождения, чтобы привлечь их к орденской военной и административной службе.

Во времена владычества Ордена (1253—1561) куршским королям были даны следующие лены, на которых возникли вольные деревни — места жительства потомков первых вассалов. Имя праотца стало родовым именем.

· В 1320. г. — лен в 2 гакена земли (гакен — прибл. 200 га) роду Тонтегоде в вольной деревне Плики в сегодняшней волости Турлава Кулдигского района.

Старшая сохранившиеся ленная грамота куршских королей, данная Тонтегоде магистром Герхардом из Иоке 6 мая 1320 года. Перевод с латинского языка. Всем верующим во Христа, которые будет читать или слушать эту грамоту, брат Герхард, магистр Тевтонских братьев в Ливонии, шлёт привет во имя Спасителя всех [людей]. Содержанием этой грамоты мы ясно извещаем, что по совету и согласию наших мудрых братьев мы предъявителю сей грамоты, Тонтегоде и его наследникам, дали в лен два гакена земли, которыми владел его предшественник, светлой памяти Кристиан в сих границах: идти вдоль речки Церенде вверх до озера по названию Сип; дальше до деревьев, меченных крестами; потом, следуя крестам и меткам, возвращаться к упомянутой речке Церенде с другой стороны. Всё это [Тонтегоде и его наследники могут] держать в своей власти и со всеми принадлежностями владеть на вечные времена по тому же праву, каким другие вассалы Ордена в Курляндии владеют своими феодами. Как свидетельство достоверности сего к грамоте приставлена наша печать. Дано в замке Дюнаминде, третьего дня после праздника Вознесения, в году Господнем 1320-ом.

· В 1333. г. — лен в 2 гак. земли р. Тонтегоде в вольной деревне Виесалги в сегодняшней волости Снепеле Кулдигского р-на.

· В 1439., 1456., 1500., 1504. г. — лен в 6 гак. земли р. Пеникис в вольной деревне Кёниньциемс в сегодняшней волости Турлава Кулдигского р-на.

· В 1470. г. — лен в 1/2 гак. земли р. Сиркантс (позже слился с р. Пеникис) в вольной деревне Кёниньциемс в сегодняшней волости Турлава Кулдигского р-на.

· До 1500 г. — лен примерно в 2 гак. земли р. Шмединьш в в вольной дер. Зиемели в Турлава Кулдигского р-на.

· В 1503 г — лен в 2 гак. земли р. Драгунс (с сер. 19. в. — Видиньш) в вольной дер. Драгуни в сег. вол. Варме Кулдигского р-на.

· В 1546 г — лен примерно в 1/2 гак. земли р. Бартолт (с сер. 19. в. — Бергхольц) в вольной дер. Саусгали в сег. вол. Падуре Кулдигского р-на.

· В 1550 г — лен 1/2 в гак. земли р. Калейс (с сер. 19 в. — Шмитс) в вольной дер. Калейи в сег. вол. Турлава Кулдигского р-на.

1.1. Ливонский Орден

Как и другие вассалы местного и немецкого происхождения, куршские короли в пользу Ордена исполняли служебные обязанности: в войнах Ордена с литовскими и русскими княжествами и Рижскими архиепископами служили в лёгкой кавалерии, а в мирное время охраняли путешественников на ливонских дорогах и перевозили почту.

Среди них выделялся род Пеникис, именно к которому до сер. XVIII века относилось название «куршские короли» как в быту, так и в документах. Впервые куршским королём в ленной грамоте 1504 года именован Андрейс Пеникис, которому магистр Вальтер фон Плеттенберг дал в лен гакен земли за верную службу в недавных боях с великим княжеством Московским. Пеникисы были командирами полка куршских лёгких всадников в войске Ордена.

1.2. Курляндия

После самоликвидации Ливонского ордена в 1561 году, образования республики немецкого дворянства — Курляндского герцогства и обращения курляндских латышских крестьян в крепостных начались постепенные и частые посягательства со стороны дворянства на права и земли куршских королей. Их оттеснили от военной службы, подчинили суду Кулдигского обергауптмана, наложили на них подати, а в начале XVIII века вопреки многим запретам герцогов принудили отрабатывать крестьянскую барщину в пользу Кулдигской герцогской мызы. Этому способствовало обстоятельство, что в герцогстве не был издан ни один законодательный акт о правах как куршских королей, так и всех вассалов местного происхождения в целом.

1.3. Россия

С середины XVIII века куршские короли совместными усилиями начали процесс восстановления своих прав судебным путём. После долгих лет тяжбы в судах герцогства, а после присоединения Курляндии в 1795 году к России — в судах империи, им в 1854 году удалось окончательно добиться освобождения от любых связей с Кулдигской казённой мызой, а в 1884 году — признания привилегированного статуса, освобождения от личных налогов и военной службы.

В 1860. г. в вольных деревнях проживали 790 куршских королей. Примерно 500 жителей вольных деревень были латышские, немецкие и еврейские сельские работники, ремесленники и торговцы, которые работали у куршских королей или арендовали у них место хозяйственного действия.

1.4. Латвийская республика

Автономия вольных деревень без ведома куршских королей была ликвидирована правительством Латвийской Республики в 1918 году вместе с привилегиями немецкого дворянства, и куршские короли были подчинены администрации волостей. В 1929 году правительство разделило формально общинные владения на частные участки.

1.5. Советский период

Культурную среду куршских королей окончательно разрушила советская власть в ходе сталинских репрессии 1941—1949 гг и принудительной коллективизации в 1950-х гг. На сегодняшний день сохранились лишь отдельные хутора к. к.. Многие потомки куршских королей проживают в Латвии и других странах.

2. Быт и традиции

Вольные деревни, которые состояли из хуторов отдельных наследников, были хозяйственно, административно и судопроизводственно самостоятельными единицами. Все вопросы, касающиеся рода в целом, решались в сходе хозяев хуторов, а в главе вольной деревни стоял бурмейстар (burmeistars), называемый также дедом (vecais tēvs) или начальником (priekšnieks), который представлял родовую общину в сделках с внешним миром, хранил архив вольной деревни, творил суд, надзирал за порядком, подготавливал юношей к военной службе. Чин бурмейстара передавался по наследству в более чистокровной линии потомков древних куршских вождей. С 1664. г. известны гербы вольных деревень куршских королей, в которых с различными вариациями изображены вооружённые всадники.

Земля деревни, называемая отцовской (латыш. tēva zeme), обрабатывалась всем родом вместе. Куршские короли могли неограничено пользоваться всеми ресурсами лена — пашней, лугами, лесами, водоёмами. Помимо земледелия, занимались коневодством, пчеловодством, торговлей лесоматериалами, кузнечным делом.

Куршские короли, за редкими исключениями, браки заключали только между своих родов. В народе славились как гордостью к своему происхождению, так и гостеприимством и щедростьюю В быту сохранили многие дохристианские традиции — культ предков и священных рощ, пышное празднование древних памятных дней солнечного года. Своеобразным средством сплочения рода, а также укрепления межродовых и соседских связей являлись знаменитые пиршества (латыш. dzīras), которые по случаю крестин, свадеб и похорон справлялись всей деревней 3—4 дня подряд при участии множества гостей, не жалея сьестного и пива.

По правовому положению, амбивалентным отношениям с государством и длительному сохранению прямой демократии возможно провести много аналогий куршским королям среди других общин вольных людей в Вост. Европе — русского казачества, чесских ходов и кунийцев.

Литература

· Назарова Е. История лейманов в Ливонии — Москва, 1990

· Dzenis A. Kuršu ķoninu ceļš laikā un telpā. I. daļa. [1]

· Dzenis A. Kuršu ķoninu ceļš laikā un telpā. II. daļa. http://apslepta-vesture.blogiem.lv/2008/05/17/18927.html