Главная              Рефераты - История

Боярские ранги в истории - реферат

Окольничий

— старинный дворцовый чин. Самые древние указания на О. встречаются в памятниках XIV в. (договорная грамота великого князя Симеона Гордого с братьями и жалованная грамота великого князя рязанского Олега Ивановича Ольгову монастырю). Судя по московским памятникам XVI и XVII вв., О. поручались те же дела по управлению, что и боярам, с тем только различием, что они везде занимали второе место после бояр. О. сидели в приказах, назначались наместниками и воеводами, бывали послами и членами государевой думы. Первоначально, как видно из разрядных книг, их служба заключалась: 1) в устройстве всего необходимого для путешествия князей и царей ("устраивать путь и станы для государя" — значило быть О.) и 2) во встрече и представлении государю иностранных послов, которым они также устраивали и помещение.

Самое слово "окольничий" Карамзин производил от "около" и думал, что О. — чиновник, находящийся около государя; Татищев правильнее связывал слово окольничий со словами "околичность" (около личности) и "окольний" (око личности)

Дворецкий

— один из дворовых людей русских великих и удельных князей и московских государей, стоявший весьма близко к князю, вместе с управителями дворцовых путей. Ведомство Д., по-видимому, считалось одним из таких путей, ибо в одной жалованной грамоте В. В. Бутурлину доходы с дворцовых ярославских рыбных слобод названы "дворецкого пути" доходами. Не будучи высшим управителем всего дворцового хозяйства, Д. ведал дворцовые земли с жившими на них крестьянами и несвободными людьми, дворцовое хлебопашество и дворовых слуг. Будучи судьею подведомственных ему людей, Д. выступал иногда в роли привилегированного судьи в процессах монастырских

С развитием приказного строя Д. к XVII в. превращается в начальника приказа Большого Дворца, ведающего хозяйственные дворы : сытенный, кормовой, хлебенной, житенной, а также всех дворовых слуг; этот же Д. служит за столом государя. Дворецким в XVI и XVII вв. обыкновенно бывал окольничий, или боярин. С 1473 по 1646 г. в Москве всегда был только один Д.; в 1646 г. сразу являются двенадцать бояр-дворецких, а затем почти ежегодно жаловали то по одному, то по нескольку лиц в бояре-дворецкие. С этого времени звание боярина-дворецкого превращается в почетный титул

Конюший

— придворный чин Московского государства. К. упоминается уже князем Игорем в плену половецком, в 1185 г. Знает К. и пространная "Русская Правда", называя тиуна конюшего. До конца XV в. состоявшие в ведомстве дворецких К. были сравнительно невысокими придворными чинами. Впервые с чином К. в боярских книгах мы встречаемся в 1496 г. (боярин А.Ф. Челядник); В списках К. до 1496 г. писались после стольников, а с 1496 г. К.-бояре — после бояр-дворецких. Под ведением К. были конюхи-стремянные, стряпчие или стряпущие, стадные или задворные. Все они были люди чиновные, владели вотчинами и поместьями. В XVII в. конюшенное ведомство достигло громадных размеров. По Котошихину, число царских лошадей, с рабочими и стрелецкими, доходило до 44000. Для прокормления их назначались особые "конюшенные села". На содержание конюхов, число которых в одной Москве доходило до 300 чел., кроме денежного жалованья шла еще особая пошлина с лошадей. Последний К. — М. Ф. Нагой; после него конюшенное ведомство перешло в руки ясельничего .

Ясельничий

– в XV-XVIвеках – помощник конюшего. С нач. XVIIвека - глава Конюшенного приказа. Ведал лошадьми и царской охотой.

Постельничий

— старинный чин княжеского двора, ведавший постель князя; по шереметьевской боярской книге значится впервые с 1495 г., но существовал значительно ранее, под именем покладника. С конца XV в. П. получили определенное место на лестнице придворных чинов и точнее урегулированное ведомство, состоявшее, кроме ведания постели, в заведовании всей "постельной казной" князя (иконы, кресты, посуда золотая и серебряная, платье и т. п.), а также шитьем платья и белья, вследствие чего в ведомстве П. находились мастера этого дела и мастерская палата. П. был ближайшим слугой государя; он спал с ним в одной комнате, ходил с ним в баню (см. Кошихин), сопровождал его в торжественных выходах, наблюдая, чтобы стул, скамеечка под ноги и другие необходимые государю вещи всегда были к его услугам. Если сам П. не мог следовать за государем "со стряпнёй", то назначался иной чин, но с оговоркой, что он идет "стряпнёй вместо постельничего". В распоряжении П. состояли стряпчие ("со стряпней") и спальники. Должность его носила исключительно частный, домашний характер. На лестнице чинов П. стояли за оружничими

Стряпчий

— старинный царский слуга, впоследствии дворцовый чин. Наименование "С." заимствовано от слова "стряпать", т.е. делать, работать. Имели определённую «стряпню», то есть дело, работу. Сведения о них относятся к XVII в., когда они находились во дворах конюшенном, кормовом, хлебенном, сытенном и др.

Были С. дворцовые, ведавшие по деревням дворцовые приказные дела и защищавшие дворцовых крестьян от обид ; С. от житья, пожалованные из городовых дворян; С. с платьем и др. Специально для личных услуг государя находились С., ходившие за ним "со стряпней", т.е. с его шапкой, полотенцем и проч. → напр, стряпчие с платьем, стряпчие с чоботами (ч(е)оботы - мужская и женская обувь, похожая на глубокий башмак, с острыми, кверху загнутыми носками. Ч. обыкновенные делались из сафьяна, нарядные — из атласа и бархата; вышивались золотом и серебром, унизывались жемчугом, усаживались драгоценными камнями. Подошвы их подбивались гвоздиками, а каблуки — серебряными или железными скобками.) При входе государя в церковь С. несли для него стул, скамеечку; держали в церкви шапку; в походах везли панцирь, меч; во время зимних поездок государя по окрестностям Москвы назначались в "ухабничие" для поддержания возка на ухабах; во время обедов ставили блюда перед боярами, окольничими и ближними людьми и т.п. Так как число С. было очень велико (около 800—900), то для государевых услуг употреблялись особые смены; свободные же С. иногда посылались в качестве второстепенных чинов в посольства, с воеводами по полкам в качестве военных людей и т.п. Самый старший из С . — "С. с ключом " — был помощником постельничего, заведовал мастерской палатой и постельною казною, от которой носил ключ. Несмотря на невысокое положение С., на эту должность назначали иногда и из родовитых дворян;

Оружничий

или оружейничий — старинный дворцовый чин. Название его произошло от "казенной оружничей палаты"; содержавшей царскую оружейную казну и состоявшей в заведывании О. Письменные свидетельства об О. не восходят ранее начала XVI в. О. пользовался высоким положением: оружничество соединялось с окольничеством и с боярством. Из восьми известных по спискам О. четверо — князья, остальные — из фамилий, бывших в окольничих и боярах. С учреждением в XVII в. Оружейного приказа ведомство О. расширилось; будучи начальником приказа, он не только хранил оружие, но и заботился об изготовлении его и закупке.

Стольник

—старинный дворцовый чин. Первоначальное назначение С. было служить за столом государя, подавать ему блюда и наливать напитки в чаши, откуда и другое их название — чашники. С. встречаются в летописных известиях, начиная с первых годов XIII стол. Уже тогда они присутствовали при приеме послов, были посредниками при переговорах князя с боярами и т. д. Чашники рязанского князя в XIV в. входили вместе с боярами в состав его думы. За столом московских государей С. служили только в торжественных случаях, в праздники и при приеме послов. Возлагаемые на них при этом обязанности были весьма разнообразны. С. должны были в "столы сказывать", т. е. приглашать почетных гостей к столу, "отпускать есть и пить", наблюдая за общим порядком стола, наливая напитки и подавая блюда; был особый стольник, "отпускавший есть" с особого "поставца" почетному гостю, особый для "наряжения" вин и за каждым столом "для порядку" по С. Число С., служивших за столом государя, было иногда более 100 (напр. 114 на обеде, данном в 1664 г. английскому послу Чарльзу Говарду). С. были обязаны кормить монастырскую братию во время поездок государей по монастырям и подавать яйца государю при христосовании. Им поручалось ходить за государем "со стряпней" при торжественных выходах, вместо постельничего; иногда они заведовали вместо постельничего мастерскою палатою, а вместо сокольничего — птицами и сокольниками. При приеме послов С. назначались в рынды (см. ниже); во время приема государем царевичей, бояр и др. стояли в "комнате государевой" "у крюка" (дверного) и по списку вызывали допущенных к аудиенции; наконец, С. исполняли должность возниц государя.

Кравчий

(крайчий) — придворный чин Московского государства. К. впервые упоминается в самом начале XVI в. и, вероятно, существовал с конца XV в. Он служил московскому государю в торжественных случаях за обеденным столом; в его ведении были стольники, подававшие кушанья. Кроме надзора за питьями и явствами, на К. возлагалась рассылка в торжественные дни кушаний и напитков с царского стола на дом боярам и другим чинам. В К. назначались члены наиболее знатных фамилий; в этой должности, считавшейся весьма почетной, они оставались не более 5 лет. В списках они писались после окольничих. Кравчество, являвшееся высшей ступенью для стольника, не соединялось с высшими служебными должностями — дворецкого, окольничего, боярина.

Рынды

— старинное почетное звание царских оруженосцев и телохранителей. Оно давалось молодым людям (наиболее рослым и красивым) из лучших фамилий, состоявшими обыкновенно в чине стольников или стряпчих. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество). Во время войны Р. всюду безотлучно следовали за государем, нося за ним оружие. У каждого Р. были по 1—3 подрынды или податня (тоже из стольников). Главный Р. пользовался правом прибавлять к своему отчеству -вич.

Ловчий

— придворный чин с древнейших времен. Уже Владимир Мономах упоминает в своем "Поучении" о ловчем, соколином и ястребином наряде. Княжеские охотники являлись не только спутниками князей на охоте, но и властью. Князья для лова имели разных Л.: охотников, псарей, бобровников (см.), сокольников, подлазчиков, рыболовов, подледчиков, неводчиков. Для производства ловли они могли всюду разъезжать, кормиться на счет местных жителей и даже требовать их участия в охоте. Под 1289 г. в летописи читаем, что владимирский князь Мстислав Данилович определил брать "ловчее" с берестьян за их измену, т. е. сбор в пользу Л. Проф. Сергеевич ("Русс. Юрид. Древности", т. II) на основании этого места заключает, что в XIII в. только немногие места считались привилегированными, свободными от сбора "Л.", что эта привилегия отменялась за крамолу и что "ловчее" было неодинаково. Он приводит также некоторые акты XV-XVI вв., свидетельствующие о существовании пошлин в пользу Л. — вероятно, вместо натуральной повинности участия в охоте. Л. и сокольничие как заведующие звериными промыслами упоминаются в боярских книгах первые с 1509 г., а вторые с 1550 г., хотя уже в 1503 г. сокольничий М. С. Еропкин-Кляпик принимал участие в московском посольстве в Литву. Со времени появления сокольничего эта должность нередко соединялась в одном лице с должностью Л. В сокольничьи и Л. назначались люди неименитые, но некоторые из них, начав службу с Л., возвышались до думных дворян, окольничих и даже бояр. Таковы, напр., Нагие и Пушкины, достигшие боярства. Должность Л. соединялась и с некоторыми из ближайших высших и низших. Л. путь — старинный термин, означающий ведомство придворной охоты.

Сокольничий

— один из старинных чинов княжеского двора, стоявший во главе соколиной охоты, а иногда и всех учреждений военно-княжеской охоты (должность С. почти всегда соединялась с должностью ловчего). В боярских книгах С. впервые встречаются с 1550 г.; но есть в актах указание на С. и в 1503 г. В С. назначались обыкновенно люди неименитые, но затем возвышавшиеся до окольничих и даже бояр. Последним С. был Гавр. Гр. Лушкин. С 1606 г. не встречается более назначения на эту должность. Ведомство соколиной охоты распределялось между рядовыми сокольниками, начальным и подсокольничим. Были еще помощники сокольников, называвшиеся сокольничьими поддатнями. Все, даже рядовые сокольники, награждались поместьями и имели свои вотчины и крестьян. Котошихин в потешном соколином дворе под Москвой насчитывал 100 сокольников, да столько же по городам, где они занимались ловлей птиц.