Главная              Рефераты - История

Шпаргалка по Истории 9 - шпаргалка

15.Просвещен.абсолютизм Екат. Упросвещенного абсолютизма сущ.несколько понятий: политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядковотвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию один из этапов эволюции абсолютной монархии. XVIII в. Французские просветители М.Ф. Вольтер, ШЛ. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. сочинение "О духе законов.»В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в Россиизаключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложенияПосле Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма. Екатерина П должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и получила название "просвещенного абсолютизма". С 1763 г. Екатерина П начала постоянную переписку с М.Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга ШЛ. Монтескье стала ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о "великой Семирамиде Севера". Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования (Екатерина П посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

16.Внут.и внеш.полит.Алекс.1

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, (дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.) Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера. Три проблемы: структура государственного управления (решение:в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья), взаимоотношения помещиков и крестьян(реш:снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений, нужно было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой, система образования (реш, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики. )В первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности. В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны.. Основные направления внешней политики России. Они определились еще в XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. опирались на союзы с Австрией и ПруссиейВажнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов Босфора и Дарданелл.Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию Таким образом, в начале XIX в. Россия, не достигнув успеха в борьбе с наполеоновской Францией, на других внешнеполитических направлениях укрепила свои позиции и значительно расширила территорию.

17.Тайные общества.Восстание декабристов. Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли, в основном, либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок "Чока" из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована "Священная артель". Известен также "Орден русских рыцарей", основанный М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения "Союз спасения". С февраля 1817 г. оно было названо "Общество истинных и верных сынов Отечества". Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой= переустройства российского общества ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавияВ январе 1818 г. был создан "Союз благоденствия" —Организ. и руководит.стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, и дрБыли избраны Коренная управа общий руководящий орган — и Совет (Дума), обладавший исполнительной властьюОни пытались воздействовать на общественное мнение.В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске "Союза благоденствия". Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, могли проникнуть в организацию…В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества "не иначе мыслили, как действовать вместе". Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.Причины и характер движения декабристов. Главная причина понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы называли себя "детьми 12-го года". Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в XVIII начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права. Причины поражения и значение выступления декабристов. Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания основные причины поражения декабристов. Однако их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

18.Либер.рефор.Алекс.11 60-70г.1Х1в и перспект.разв.капитализма. Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель". Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления "либеральной бюрократии" продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы городские думы Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развитая страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

19.Контрреформы Алекс.111. Александр Ш. "Миротворец", так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф ДА. Толстой и публицист М.Н. Катков. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра Ш все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметалась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временно-обязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80—90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

20.Россия на рубеже 19-20в.Задачи модернизации. (изменять,усовершенствовать)Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий. В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было ликвидировано отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной. Модернизация ускорила образование классов капиталистического общества буржуазии и пролетариата. Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян В условиях модернизации страны количественно увеличилась интеллигенция (ученые, писатели, юристы, врачи, художники, артисты и др.). Она рекрутировалась из разных социальных слоев, не имела общих экономических и политических интересов. Представители интеллигенции чаще всего являлись идеологами других социальных групп, образовывая политические течения и партии, оппозиционные самодержавному строю.

21.Первая рус.револ.1905-7г. Формир.осн.многопартийности . Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 19001903 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг. Задачи революции — свержение самодержавия и установление демократической республики; В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие. Этапы революции. Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г Первый этап. С 9 января Первый этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы РоссииОсновные события: январско-февральские стачки и демонстрации протеста в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом "Долой самодержавие!"; весенне-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку; создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти Совета уполномоченных депутатов); восстание матросов на броненосце "Князь Потемкин-Таврический"; движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов центральной России, в Грузии и Латвии; создание Крестьянского союза, выступившего с политическими требованиями. Второй этап. Октябрь декабрь 1905 г. — высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников) и вырванный у правительства Манифест 17 октября "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона; бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей; выступления в армии и на флоте (восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта); декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите, Красноярске и других городах.

Либералы, напуганные размахом движения, отшатнулись от революции. Они приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона. Они решили, что удалось добиться ослабления самодержавия и, пользуясь обещанными свободами, начали создавать свои политические партии. В октябре 1905 г. на основе "Союза освобождения" и "Союза земцев-конституционалистов" образовалась "Партия русских конституционных демократов" (кадеты). Они выражали интересы средней городской буржуазии и интеллигенции. Милюков. Программа кадетов подразумевала модернизацию политического строя России по западноевропейскому образцу. В ноябре 1905 г. был создан "Союз 17 октября". Октябристы выражали интересы крупных промышленников, финансовой буржуазии, либеральных помещиков и состоятельной интеллигенции. Гучков. Программа октябристов предусматривала сохранение единой и неделимой России, установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью царя и законодательной Думой. Консервативно-монархические круги организовали в ноябре 1905 г. "Союз русского народа" (черносотенцы).Пуришкевич. Они боролись против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранении господствующего положения русских.

Третий этап. С января 1906 по 3 июня 1907 г. спад и отступление революции. Он ознаменовался новыми формами общественной борьбы. Основные события: "арьергардные бои пролетариата" (в стачках участвовало в 1906 г. 1,1 млн. рабочих, в 1907 г. 740 тысяч); крестьянские волнения (горела половина помещичьих имений в центре России); восстания моряков (Кронштадт и Свеаборг); национально-освободительное движение (Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина). Постепенно волна народных выступлений ослабевала.

Демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и создания местных комитетов для ее распределения между крестьянами.

3 июня считается последним днем революции 19051907 гг. Значение революции. Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.

23.Причины и хар.1Мир.войны. Отнош.к войне парт.и класс.1914-1918 В первой мировой войне участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Основные противники: Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США с одной стороны; Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария с другой. По своему характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Она принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. остались калеками. Погибло большое количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана. Причины войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанта). Особой остроты противоречия европейских держав достигли на Балканах и Ближнем Востоке. В этом регионе Германия также пыталась расширить сферу своего влияния. Ее союзник Австро-Венгрия после аннексии Боснии и Герцеговины готовилась к захвату Сербии. Россия стремилась сохранить свои политические позиции на Балканах, мечтала захватить проливы и Константинополь. Россия в 1914 г. не была готова к войне. Военная реформа, начавшаяся после поражения в русско-японской войне, не завершилась Начало войны. В июне 1914 г. в боснийском г. Сараево член заговорщической сербской организации "Черная рука" студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Это послужило поводом для развязывания международного конфликта. В июле (после консультаций с Германией) Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Выполнение всех его условий оскорбляло Сербию и наносило удар по ее.суверенитету. Несмотря на уступчивость Сербии, 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала общую мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, натолкнувшись на отказ, 19 июля объявила России войну. Франция, союзник России, вступила в войну 21 июля, на следующий день Англия. 26 июля было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. В связи с этим большевики, придя к власти, провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Германией. Советская Россия вышла из первой мировой войны, заключив в марте 1918 г. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 г. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 г. В его подписании Советская Россия участия не принимала

24.Феврал.револ.1917.Ее специфика и истор.знач. В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о его закрытии. Это послужило поводом к началу массовый выступлений в столице. 23 февраля на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами "Хлеба!", "Долой войну!", "Долой самодержавие!". Их политическая демонстрация положила начало революции. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей..28 февраля Николай П выехал из Ставки в Царское Село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повернуть на Псков, в штаб Северного фронта. После консультаций с командующими фронтами он убедился, что сил для подавления революции нет. 2 марта Николай подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако, когда депутаты Думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало. Это был главный итог революции. 2 марта В России образовалось двоевластие:Временное правительство и Эсеро-меньшевистское руководство Петроградского Совета.Февральская революция победила. Старая государственная система рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления кризисного состояния страны. 1 марта Петросовет издал "Приказ № 1" о демократизации армии. 27 февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко. Задачей комитета было "восстановление государственного и общественного порядка", создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства

25.Окт.1917г. Закономерность или трагич.случайность ? Приход большевиков к власти. 10 октября ЦК РСДРПб) принял резолюцию о вооруженном восстании. Против нее выступили Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. Они полагали, что взятие власти большевиками преждевременно и поэтому предлагали действовать легальными методами через Советы и будущее Учредительное собрание. В.И. Ленин настаивал на немедленном взятии власти путем вооруженного восстания. Победила его точка зрения.12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военнореволюционный комитет (ВРК). Председателем стал левый эсер П.Е. Лазимир, а фактическим руководителем Л.Д. Троцкий, Председатель Петросовета с сентября 1917 г. ВРК создавался для защиты Советов от военного пупа и Петрограда от возможного немецкого наступления. На практике же он стал центром подготовки восстания. Временное правительство пыталось противостоять большевикам. Но его авторитет настолько упал, что оно не получило никакой поддержки. Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов. Более половины его депутатов составляли большевики, 100 мандатов было у левых эсеров. Съезд провозгласил установление советской власти. Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков и в знак протеста покинули съезд. Поэтому все декреты П съезда были пронизаны идеями большевиков и левых эсеров. 26 октября съезд единогласно принял Декрет о мире, содержавший призыв к воюющим странам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. В нем провозглашался отказ от тайной дипломатии и от договоров, подписанных царским и Временным правительствами. На съезде было создано однопартийное большевистское правительство Совет народных комиссаров, так как левые эсеры на первых порах :„ отказались в нем участвовать. Съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). В него вошли большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались от участия в работе ВЦИК. Председателем ВЦИК стал Л.Б. Каменев. Съезд подтвердил намерение провести выборы в Учредительное собрание.Захват большевиками власти в Петрограде не был поддержан другими социалистическими партиями и их лидерами. Западные державы не признали новое правительство России.Переход власти в руки большевиков на территории России происходил и мирным, и вооруженным путем. Он занял длительный период с октября 1917 г. по март 1918 г. Сравнительно легкая победа большевиков была обусловлена прежде всего слабостью буржуазии, отсутствием в России широкого слоя населения с ярко выраженной частнособственнической идеологией. Либеральные и правосоциалистические силы не поняли глубину социальной напряженности и не удовлетворили основные требования народа.В 1917 г. неуклонно ухудшалось экономическое состояние страны, росли разруха, голод и обнищание населения. Огромное значение имела деятельность В.И. Ленина, сумевшего преодолеть разногласия среди большевиков. Он навязал партии свою политическую волю и железной рукой провел программу захвата власти. Победой большевиков и установлением советской власти был прерван процесс демократизации России, постепенного превращения ее в парламентскую республику европейского образца

26.Первые экон.преобраз.Совет.власти.Политика военного коммунизма. Исходя из своей политической доктрины, в экономической политике большевистское руководство проводило линию на полное уничтожение частной собственности. Планировалось постепенное обобществление производства и создание централизованного управления экономикой. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Казенные предприятия были поставлены под государственный контроль. Первоначально частные промышленные предприятия не были национализированы. На них декретом от 14 ноября 1917 г. вводился рабочий контроль через фабзавкомы. Они следили за производством, продажей продукции и финансовой деятельностью администрации. В феврале ВЦИК принял "Основной закон о социализации земли", по которому весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне должны были безвозмездно получить 150 млн. десятин земли, освобождались от задолженности банкам и от платежей за аренду. Но при распределении земли советская власть поддерживала бедноту, что вызвало недовольство и сопротивление кулаков. Они стали придерживать хлеб.Широкие демократические мероприятия были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Была провозглашена свобода совести. Церковь была отделена от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована. "Военный коммунизм". Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 в начале 1921 г. получила название "военный коммунизм". Предпосылки ддя ее реализации был заложены широкой национализацией промышленности и созданием мощного централизованного государственного аппарата (ВСНХ), введением продовольственной диктатуры и опытом военно-политического нажима на деревню (продотряды, комбеды). Таким образом, черты политики "военного коммунизма" прослеживались еще в первых экономических и социальных мероприятиях Советского правительства. С одной стороны, политика "военного коммунизма" была вызвана представлением части руководства РКП(б) о возможности быстрого построения безрыночного социализма. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная крайней разрухой в странеПолитика "военного коммунизма" включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии. Политика "военного коммунизма" привела к уничтожению товарноденежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании "черного рынка" и расцвете спекуляции. В социальной сфере политика "военного коммунизма" опиралась на принцип "Кто не работает, тот не ест". В период "военного коммунизма" в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Политика "военного коммунизма" не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Население городов голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.

27.НЭП.Ее сущность и необх-сть. Сущность и цели нэпа. На Х съезде РКЩб) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении "командных высот" в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычага воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли. Главная политическая цель нэпа снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

28.Индустриализация СССР и коллективизация.Ее итоги и уроки. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (переименована после образования СССР). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Кроме внутрипромышленного накопления источником финансирования стало перераспределение в пользу индустрии национального дохода. Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в течение длительного времени. Для него была характерны чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий. Переход к коллективизации. Кризис заготовительной кампании 1927/28 гг. и тенденция части работников аппарата ЦК ВКП(б) к централизованному, административно-командному руководству всеми отраслями экономики ускорили переход к всеобщей коллективизации. Проходивший в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял специальную резолюцию по вопросу о работе в деревне. В ней шла речь о развитии на селе всех форм кооперации, которые к этому времени объединяли почти треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи намечался постепенный переход к коллективной обработке земли. Но уже в марте 1928 г. ЦК партии в циркулярном письме в местные парторганизации потребовал укрепления действующих В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству". В нем намечались жесткие сроки ее проведения. В марте 1930 г. был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип добровольности вхождения в колхоз, определялся порядок объединения и объем обобществляемых средств производства, но они нарушались, что вызвало сопротивление крестьян. В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств.В соответствии с постановлениями конца 20-х — начала 30-х годов прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы. Все эти меры вызывали их протесты и террористические действия против колхозных активистов. В феврале 1930 г. был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. Итоги коллективизации. Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до Уровня 1909-1913 гг., на 40-50% уменьшилось поголовье скота. В 1929 всего приходилось 2,5-3% общего числа крестьянских дворов было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства присланных в них председателей. В то же время росли планы по заготовкам продовольствия. Вслед за урожайным .1930 г. зерновые районы Украины, Нижней Волги и Западной Сибири охватил неурожай. Для выполнения планов хлебозаготовок вновь вводились чрезвычайные меры. У колхозов изымалось 70% урожая, вплоть до семенного фонда. Зимой 1932-1933 гг. многие только что коллективизированные хозяйства охватил голод,

29.Формир.админ-командной сист.Становление режима лич.власти Сталина. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств. Укрепление административно-командной системы. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКЩб) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать "ошибки и промахи хозяйственных руководителей". В условиях административно-командной системы возникало глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения. К середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общестаенных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И.В. Сталина. Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность. Культ личности И.В. Сталина был вызван многими факторами: отсутствием в стране демократических традиций; во многом сохранившейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию мудрости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрессий и политических процессов. Укреплению веры народа в И.В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые (распропагандированные) успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру, К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

31.Вероломное нападение фашистской Германии на Сов.Союз.Хар-ер и цели войны. (1941-1945) В 1941 г. вторая мировая война вступила в новую фазу. К этому времени фашистская Германия и ее союзники захватили фактически всю Европу. В связи с уничтожением польской государственности установилась совместная советско-германская граница. В 1940 г. фашистское руководство разработало план "Барбаросса", цель которого состояла в молниеносном разгроме советских вооруженных сил и оккупации Европейской части Советского Союза. Дальнейшие планы предусматривали полное уничтожение СССР. Для этого на восточном направлении были сосредоточены 153 немецкие дивизии и 37 дивизий ее союзников (Финляндии, Румынии и Венгрии). Они должны были нанести удар в трех направлениях: центральном (Минск Смоленск Москва), северо-западном (Прибалтика Ленинград) и южном (Украина с выходом на Черноморское побережье). Планировалось молниеносная кампания в расчете захвата Европейской части СССР до осени 1941 г. Стремительное наступление германских войск на советском фронте и их успехи в летней кампании объяснялись многими факторами объективного и субъективного характера. Германия имела значительные преимущества в экономическом и военно-стратегическом планах. На начальном этапе войны она использовала не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы для нанесения удара по Советскому Союзу. Гитлеровское командование и войска имели опыт ведения современной войны и широких наступательных операций, накопленный на первом этапе второй мировой войны..Крупнейшим просчетом И.В. Сталина оказалось его неверие в начало войны летом 1941 г. Поэтому вся страна и, в первую очередь, армия, ее руководство не были подготовлены к отражению агрессии. В результате в первые дни войны была уничтожена прямо на аэродромах значительная часть советской авиации. Крупные соединения Красной Армии попали в окружение, были уничтожены или захвачены в плен.. С первых дней сентября началась героическая оборона Сталинграда, продолжавшаяся фактически до конца 1942 г. Ее значение в ходе Великой Отечественной войны огромно. В результате в боях за Сталинград вражеские войска понесли колоссальные потери. 1944 год явился решающим в обеспечении победы над фашизмом. На Восточном фронте Германия потеряла огромное количество боевой техники, более 1,5 млн. солдат и офицеров, ее военно-экономический потенциал был полностью подорван. Она утратила большую часть оккупированных территорий. В начале 1945 г. страны антигитлеровской коалиции скоординировали усилия для разгрома фашистской Германии. На Восточном фронте в результате мощного наступления Красной Армии были окончательно освобождены Польша, большая часть Чехословакии и Венгрии. На Западном фронте, несмотря на неудачную Арденнскую операцию 1944 г., союзники СССР также нанесли Германии решающие поражения, освободили значительную часть Западной Европы и вплотную приблизились к границам Германии. В апреле 1945 г. советские войска начали Берлинскую операцию. Она была нацелена на взятие столипы Германии и окончательный разгром фашизма.

32.Битва под Москвой.Ее истор.значение. В конце сентября начале октября 1941 г. началась немецкая операция "Тайфун", нацеленная на взятие Москвы. Первая линия советской обороны была прорвана на центральном направлении 5-6 октября. Пали Брянск и Вязьма. Вторая линия под Можайском на несколько дней задержала германское наступление. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. 19 октября в столице было введено осадное положение. В кровопролитных боях Красная Армия сумела остановить противника закончился октябрьский этап гитлеровского наступления на Москву. Трехнедельная передышка была использована Советским командованием для укрепления обороны столицы, мобилизации населения в ополчение, накапливания военной техники и, в первую очередь, авиации. 6 ноября было проведено торжественное заседание Московского совета депутатов трудящихся, посвященное годовщине Октябрьской революции. 7 ноября на Красной площади состоялся традиционный парад частей Московского гарнизона. Впервые в нем участвовали и другие воинские части, в том числе ополченцы, уходившие прямо с парада на фронт. Эти мероприятия способствовали патриотическому подъему народа, укреплению его веры в победу. Второй этап наступления гитлеровцев на Москву начался 15 ноября 1941 г. Ценой огромных потерь им удалось в конце ноября начале декабря выйти на подступы к Москве, охватить ее полукольцом на севере в районе Дмитрова (капал Москва — Волга), на юге около Тулы. На этом немецкое наступление захлебнулось.Победа под Москвой в условиях военно-технического превосходства противника явилась результатом героических усилий советского народа.

33.Коренной перелом в ходе войны. Фашистское руководство летом 1942 г. делало ставку на захват нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России и промышленного Донбасса. И.В. Сталин допустил новую стратегическую ошибку в оценке военной ситуации, в определении направления главного удара противника, в недооценке его сил и резервов. В связи с этим его приказ о наступлении Красной Армии одновременно на нескольких фронтах привел к серьезным поражениям под Харьковом и в Крыму. Были потеряны Керчь, Севастополь. В конце июня 1942 г. развернулось общее немецкое наступление. Фашистские войска в ходе упорных боев вышли к Воронежу, верхнему течению Дона и захватили Донбасс. Далее ими была прорвана наша оборона между Северным Донцом и Доном. Это дало возможность гитлеровскому командованию решить главную стратегическую задачу летней кампании 1942 г. и развернуть широкое наступление по двум направлениям: на Кавказ и на восток к Волге. Несмотря на достигнутые успехи на кавказском направлении, фашистскому командованию так и не удалось решить свою главную задачу прорваться в Закавказье для овладения нефтяными запасами Баку. К концу сентября наступление фашистских войск на Кавказе было остановлено. В ходе летне-осенней кампании гитлеровцам удалось оккупировать огромную часть Европейской части СССРОднако это была пиррова победа. Красная Армия измотала и обескровила фашистские полчища. Завершение войны. В 1944-1945 гг. Советский Союз достиг экономического, военно-стратегического и политического превосходства над противником. Труд советских людей устойчиво обеспечивал нужды фронта. Стратегическая инициатива полностью перешла к Красной Армии. Возрос уровень планирования и осуществления крупнейших боевых операций.

34.Общественно-полит.жизнь СССР к40-н60г. Советское общество после войны. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата. В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКПб). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКПб) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса. Политика репрессий. Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения.. Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

35.Реформаторнская деят.Хрущева .Реформы в общественно-политической жизни периода хрущевской "оттепели", изменения в культурной политике создали более благоприятные условия для развития науки. Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции потребовало расширения сети исследовательских учреждений, создания новых отраслевых институтов. В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели. Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Реформы, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу. Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

36.20-й съезд КПСС.Начало десталинизации в стране. XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н.С. "Хрущев с докладом "О культе личности и его последствиях". В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов. XX съезд КПСС создал предпосылки для формирования новых подходов познания общества. Возможность ознакомления с закрытыми прежде для исследователей документами способствовала позитивным сдвигам в общественных науках. Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать "белые пятна" в науке ("Очерки исторической науки в СССР", "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 19411945 IT." и другие). Но, как и прежде, на пути развития истории (так же как философии и экономики) стояли определенные установки и требования, тормозившие ее освобождение от догм и стереотипов. Политика десталинизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, министром обороны НА. Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять "коллективное руководство" страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хрущева.

38.Обществ-полит.жизнь в стране в годы Перестройки. Курс на "обновление общества". В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма". Суть "обновления общества" его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении "лучшего социализма". Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку "перестройки". Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии "обновления" разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М.С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э.А. Шеварднадзе. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, 'на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества. Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Учреждался новый орган власти Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев). Годы "перестройки" преобразили художественную жизнь страны.

39.Кризис 1991г.Распад СССР.Становление суверенной России. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) б млн. человек. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране. Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках.. Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики.. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) В соответствии с постановлением"Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения"был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик.Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства. Было объявлено о создании ГКЧП Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г. Действия ГКЧП были расценены как антиконституционный переворот..23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры. События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Деятельность российского правительства внутри страны свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству."Перестройка", задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества.. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса.