Главная              Рефераты - История

Денежная реформа 1947 г - реферат

Самарский государственный экономический университет

Заочный факультет

Оренбургская область, Курманаевский район, с. Ромашкино, ул.Зеленая, д.8. 89270139935

Фамилия,Имя,Отчество студента

Курс___Специальность______________________________________________

Контрольная_______________________________________________________

_____работа №____по_______________________________________________

Курсовая__________________________________________________________

Дата получения работы деканатом_____________________________________

Дата сдачи работы на кафедру________________________________________

Дата рецензирования работы__________________________________________

Дата возвращения работы кафедрой в деканат___________________________

Дата отправки работы студенту_______________________________________

Контрольная, курсовая работа предоставляется экзаменатору при сдаче экзамена.

Контрольную работу прошу возвратить по следующему адресу:

Кому_____________________________________________________________

Куда______________________________________________________________

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1. Необходимость денежной реформы……………………….………..4

2. Результаты реформы 1947 года………………………………………15

Список использованной литературы……………………………..……………17

.

Введение:

После тяжелых лет Великой Отечественной Войны нашей стране и всему советскому народу необходимы были перемены к лучшему, в том числе и в экономической сфере. В условиях строжайшей секретности (под личным контролем товарища Сталина) правительство Советского Союза стало готовить денежную реформу, нужную в первую очередь для борьбы с разного рода воровством и спекуляциями и, конечно, для искоренения жесткой карточной системы. И вот, в декабре 1947 года Совет Министров СССР объявил, в сущности, об окончательном переходе к мирной жизни своим постановлением "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары".

Цель работы: рассмотреть реформу, проводимую 1947 году, и состояние российской экономики в это время.

1. Необходимость денежной реформы

Денежная реформа из-за последствий войны была вынужденной мерой. Во время войны хозяйство воюющей страны, особенно когда на ее территории ведутся боевые действия, приходит в упадок, ее валюта обесценивается в силу упадка товарно-денежных отношений, существенного увеличения спекуляции, отсутствия товаров гражданского назначения и инфляции. К тому же гитлеровская Германия в небывало широких масштабах использовала против Советского Союза эмиссию фальшивых советских денег, пытаясь тем самым подорвать советскую экономику. Война приносит ущерб троякого рода. Одни ее последствия можно изжить сравнительно быстро, восстановив, например, разрушенную дорогу или дом. Другие ликвидируются гораздо медленнее. Чтобы избавиться от них, требуется длительное время. Третьи вечны — это человеческие жертвы. Расшатанность товарно-денежных отношений относится к последствиям второго рода. Нельзя сразу поставить под контроль вышедшую из-под него денежную массу. Характерной чертой того периода является то, что взносы и платежи населения по налогам и займам, сложившиеся во время войны, были чрезмерно высокими. Выросшее денежное обращение вело к обесцениванию рубля.

Одним из важных последствий войны стало расстройство финансовой системы. Инфляционные процессы, усугубляемые критической ситуацией на потребительском рынке, расширение зоны натурального обмена свидетельствовали о прогрессирующем обесценивании рубля и ставили под угрозу срыва программу восстановления экономики. Наряду с инфляцией на состоянии государственной казны сказывалось постепенное сокращение источников денежных поступлений от населения: с окончанием войны был отменен военный налог, сократилось перечисление компенсации за неиспользованные рабочими и служащими отпуска в качестве специальных вкладов в сберкассы, прекратилось добровольное поступление средств в фонд Красной Армии.

Важной мерой финансовой стабилизации экономики стала денежная реформа 1947 г. Война привела к невиданному росту расходов на оборону страны, и одним из способов покрытия этих расходов стала эмиссия денег: с начала войны по январь 1946 г. в обращение было выпущено 55,4 млрд руб. (денежная масса по сравнению с предвоенным периодом увеличилась в 4 раза). Власть прекрасно понимала, что денежная реформа должна быть приурочена к полной отмене карточной системы, чтобы упразднить множественность цен, так как в стране действовали низкие пайковые цены на товары, выкупаемые по карточкам, и высокие коммерческие, устанавливаемые в государственных коммерческих магазинах и ресторанах. Комиссия по проведению денежной реформы была создана в мае 1947 г. Реформа готовилась в обстановке строжайшей секретности, однако информация о ее подготовке все же просочилась, началась предреформенная лихорадка.

13 декабря 1947 г. в «Известиях» было опубликовано постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) № 3866 от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В постановлении было сказано, что «в настоящее время перед Советским государством встала задача проведения денежной реформы в целях укрепления курса рубля, а также задача отмены карточной системы снабжения и перехода к развернутой торговле по единым государственным ценам».

Несмотря на условия военного времени, государству удавалось сохранять довоенные цены на товары по карточкам. Но сокращение государственной и кооперативной торговли предметами первой необходимости и увеличение спроса на колхозных рынках привели к повышению рыночных цен в 10—15 раз.

Переходу к открытой торговле по единым ценам мешало большое количество выпущенных во время войны денег, что являлось препятствием отмены карточной системы, так как излишние деньги в обращении взвинчивают рыночные цены, создают преувеличенный спрос на товары и облегчают возможность спекуляции. Ставилась цель недопущения спекулятивных элементов к скупке товаров после отмены карточной системы.

Денежная реформа предусматривала выпуск в обращение новых денег и изъятие из обращения фальшивых и старых денег. Реформа также предполагала, во-первых, обмен старых денег в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового (не подлежала обмену только разменная монета). Во-вторых, денежные вклады в сберегательных кассах и государственном банке переоценивались на более льготных условиях, чем обмен наличных денег, причем вклады до 3 тыс. руб. переоценивались рубль за рубль. В-третьих, проведена конверсия всех ранее выпущенных государственных займов в соотношении 3 руб. в облигациях прежних займов на 1 руб. в облигациях нового единого займа. В-четвертых, при проведении денежной реформы заработная плата рабочих и служащих, а также крестьян от государственных заготовок и другие трудовые доходы всех слоев населения не затрагиваются реформой и будут выплачиваться в новых деньгах в прежних размерах.

Обмен наличных денег затронул все население страны. Власть планировала нанести главный удар по спекулянтам, накопившим большое количество денег и державшим их в «кубышках». Но материальные потери были неизбежны и среди рабочих, и крестьян, последние пострадали больше всех. По официальной версии — это последняя жертва, но потери большинства трудящихся, связанные с обменом денег, будут кратковременны и незначительны, будут полностью компенсированы благодаря отмене высоких коммерческих цен и снижению пайковых цен на хлеб и крупу.

Обмен всех наличных денег предполагалось провести в течение одной недели, начиная с 16 декабря. В период обмена платежи можно было производить старыми деньгами, но из расчета одной десятой их нарицательной стоимости.

Была разработана сложная система переоценки вкладов в Сбербанке: вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме, т.е. переоценивались рубль в рубль, а при вкладе свыше 3 тыс. руб. действовала сложная система градаций вкладов, состоящая в том, что чем больше была сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле стоил старый рубль по отношению к новому. Первоначально отмена карточек планировалась на 1946 г., и только продовольственный кризис (засуха, недород) отодвинул реализацию этого решения. С 16 декабря 1947 г. была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменены коммерческие и введены единые розничные цены на продовольствие и промтовары. Продажа продовольственных и промышленных товаров стала производиться в порядке открытой торговли. Введены единые государственные розничные цены взамен существующих коммерческих и пайковых цен. При чем, если на хлеб, муку, крупу и макароны цены были снижены в среднем на 10 % по сравнению с действовавшими пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства населения.

Благодаря реформе было усилено значение денег в народном хозяйстве, ненамного, но была повышена заработная плата рабочих и служащих, что нельзя сказать про сельских жителей. Они получали «трудодни-палочки», что не повышало денежных доходов и уровня материального благосостояния крестьянина-колхозника.

В Мордовский обком партии была направлена информационная записка «Об организации в МАССР работы в связи с проведением денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары». Основной целью предполагаемой работы было восстановление довоенной прочности финансовой базы и организация финансовой системы таким образом, чтобы она была способна обслуживать неизбежный рост общих расходов после войны и ежегодное увеличение госбюджета. Населению, которое оказалось под основным бременем возросших расходов, следовало внушить, что это «последняя жертва», принесенная им в ходе восстановления хозяйства. Из-за соблюдения режима полной секретности проведения денежной реформы документы не оформлялись. Даже Решение Политбюро (декабрь 1944 г.), на заседании которого был изложен подробный план денежной реформы, не было документировано. Предложения Министра финансов СССР А. И. Зверева предусматривали изъятие миллиардных денежных сумм у сельского товаропроизводителя, крестьянина, доходы которого квалифицировались как «конъюнктурные» и, следовательно, незаконные с точки зрения советской власти. По ориентировочным расчетам Минфина, накануне войны денежные остатки городского населения составляли 7,3, а сельского населения — 7 млрд. руб. К 1945 г. соответствующие суммы составляли уже 19,5 и 34,2 млрд. руб.Минфин предложил производить обмен 5:1, что наглядно доказывает проведение реформы целиком за счет населения. При проведении реформы старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. По данным Госбанка, Правительству путем осуществления ряда мер удалось сократить количество денег, находившихся в обращении к началу. При установлении единых розничных государственных цен на продовольственные и промышленные товары государство исходило из того, что на хлеб и муку цены будут снижаться в среднем на 12 %, а на крупу и макаронные изделия — на 10 %. На мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль картофель и овощи цены сохраняться на уровне действующих пайковых цен. На молоко, яйца, чай, фрукты цены были установлены применительно к продовольственным товарам; на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия в городах и рабочих поселках устанавливались цены в 3—2 раза ниже коммерческих; на табачные изделия и спички цены будут на уровне действующих пайковых; на пиво цены снизились в среднем на 10 %, а на водку и вино сохранятся старые цены.

Министерству торговли СССР было поручено установить новые, сниженные государственные розничные цены на продовольственные товары по поясам, а также новые государственные розничные цены на промышленные товары для города и деревни. В Постановлении было оговорено, что цены не распространяются на колхозный рынок и на кооперативную торговлю товарами собственных закупок.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит Постановление Совета Министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 г. «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печеный — 2 кг; крупа, макароны — 1 кг; мясо и мясопродукты — 1 кг; колбасные изделия и копчености — 0,5 кг; сметана — 0,5 кг; молоко — 1 л; сахар — 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани — 6 м; нитки на катушках — 1 катушка; чулки-носки — 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая — по 1 паре каждой; мыло хозяйственное — 1 кусок; мыло туалетное — 1 кусок; спички — 2 коробки; керосин — 2 л6 . Установленные нормы также распространялись и на кооперативную торговлю в сельской местности на всей территории Советского Союза.

После войны время от времени объявлялось снижение цен на те или иные товары. Вокруг этого мероприятия всегда велась широкомасштабная пропагандистская компания. Но в условиях дефицитной экономики особенно страдало село. Централизованное городское снабжение продовольствием (в год на человека) превосходило сельское (с учетом целевых поставок): по муке — в 12—18 раз, крупе — 13—28, рыбе — 10—14, сахару — 8—12, винно-водочным изделиям — 2,5—3, чаю — в 1,5 раза. Мясо и животное масло распределялось на село только по целевому назначению. Снабжение городского населения промышленными товарами превосходило сельское по швейным изделиям в 3—6 раз, по мылу — 3—10, кожаной обуви — 2,5—5, шерстяным тканям — 1,2—8, трикотажу и табачным изделиям — в 5— 12 раз. Поэтому вследствие огромного дефицита товаров селу доставались крохи. Кроме того, существовали «гужевые наценки», что автоматически повышало розничные цены.

Денежная реформа в СССР 1947 г. носила конфискационный характер, как и проводившиеся практически одновременно в Западной и Восточной Европе денежные реформы. Однако в определенных аспектах ее условия были мягче и носили более щадящий по отношению к населению характер, чем в других странах.

Очень важным фактором этой реформы явилось условие: заработная плата рабочих и служащих, а также денежные доходы крестьян от государственных заготовок и другие трудовые доходы всех слоев населения не затрагивались реформой и продолжали выплачиваться после реформы новыми деньгами в прежних размерах. На выпущенных в обращение новых билетах Государственного банка СССР 1947 г. снова помещен, на всех четырех купюрах (10, 25, 50 и 100 руб.), портрет В. И. Ленина по рисунку художника А. Эберлинга о фотографии П. Оцупа. Гравировал С. Афёров. Билеты достоинством в 50 и 100 руб. выполнены с чистым полем (купоном), на котором также имеется портрет В. И. Ленина по рисунку А. Эберлинга, но в виде водяного знака. Оборотная сторона сторублевой купюры — с рисунком: общий вид Кремля с Москва-реки. На казначейских билетах 1947 г. (три купюры достоинством в 1, 3 и 5 руб.) художественных рисунков не было. Автором эскизов всех денежных знаков 1947 г. является И. Дубасов.

В оформлении билетов этого выпуска нашли свое отражение изменения в Государственном устройстве Советского Союза. Кроме ранее находившихся в составе СССР одиннадцати республик, к этому времени прибавилось еще пять: Карело-Финская, Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР. В напечатанном на билетах Государственном гербе на колосьях шестнадцать витков ленты, в соответствии числом союзных республик.

Достоинство билетов напечатано на 16 языках союзных республик в следующем порядке: на русском, украинском, белорусском, азербайджанском, грузинском, армянском, туркменском, узбекском, таджикском, казахском, киргизском, ганском, молдавском, литовском, латышском и эстонском. Это соответствовало хронологически вхождению республик в состав СССР.

В связи с преобразованием в июле 1956 г. Карело-Финской ССР в Карельскую АССР Государственный герб Советского Союза при печатании денежных знаков и чекане разменной монеты начиная с 1957 г. воспроизводится с пятнадцатью витками ленты на колосьях.

Кроме того, на билетах Госбанка и на казначейских билетах образца 1947 г. того же времени текст, обозначающий их достоинство, печатался на пятнадцати языках в измененной последовательности, соответственно тексту Конституции СССР, а именно: на русском, украинском, белорусском, узбекском, казахском, грузинском, азербайджанском, литовском, молдавском, латышском, киргизском, таджикском, армянском, туркменском и эстонском.

Денежная реформа в декабре 1947 г. была проведена с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся в период Великой Отечественной войны обесценению. Денежная реформа в форме деноминации с конфискацией. Хотя многие не считают данную денежную реформу деноминацией, поскольку при реформе порядок цен, зарплат и иных платежей остался прежним, и полагают, что она носила лишь конфискационный характер.

В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.[4]

Согласно этому документу были выпущены новые бумажные деньги — 1, 3, 5 рублей (казначейские купюры) и 10, 25, 50, 100 рублей (банковские билеты). А также новые пробные монеты образца 1947 года — 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 копеек (в 1947 Ленинградский Монетный двор ЛМД их отчеканил около 500 миллионов штук, больше всех пятаков — 76 млн.).

20 копеек 1948 г. (Very Fine) Шестнадцать витков ленты по числу Советских Социалистических республик в составе СССР на то время

Внесенные коррективы во внешний облик послевоенных монет не были столь ощутимы. Жизнь государства потихоньку стабилизировалась, крепчали с каждым годом экономическая и денежная системы.

Денежная реформа 1947 года в СССР была проведена в период с 16 декабря по 29 декабря 1947 года. Вторая по счёту денежная реформа в СССР. Денежная реформа была проведена в форме деноминации с конфискацией. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами и были введены единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары. В ходе реформы обмен наличных денег проводился в течение одной недели, в отдалённых районах Крайнего Севера — в течение двух недель.

Из докладной записки "О проведении денежной реформы" министра финансов СССР А.Г. Зверева на имя председателя СовМина СССР И.В. Сталина

3 апреля 1947 г.

Сов. секретно

К обмену будут предъявлены банковские и казначейские билеты на сумму около 60 млрд. рублей. При обмене денег по соотношению пять к одному денежная масса уменьшится на 48 млрд. рублей и на руки населению будет выдано 12 млрд. рублей денежными знаками нового образца... Представляется целесообразным одновременно с обменом произвести переоценку по указанному соотношению денежных накоплений населения, образовавшихся, в основном, в годы войны в виде вкладов населения в сберегательных кассах и Госбанке, свидетельств на получение компенсации за неиспользованные во время войны отпуска, облигации займа 1938 г.

В результате денежной реформы общая сумма государственных обязательств сократится примерно на 70 млрд. рублей, в том числе за счет эмиссии на 52 млрд. рублей (включая пропавшие и потерянные деньги в сумме около 4 млрд. рублей), за счет вкладов населения и свидетельств сберегательных касс - на 16 млрд. рублей. Выпуск новых денежных знаков следует вплотную приблизить к моменту отмены карточек, с тем, чтобы путем открытой торговли по единым ценам в известной мере компенсировать широким слоям трудящихся потери, связанные с обменом, ослабить возможные временные затруднения в товарообороте, предотвратить образование спекулятивных доходов и укрепить престиж новых денег.

2. Результаты реформы 1947 года

После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17 % ниже предреформленного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

По оценкам некоторых экономистов наличная денежная масса уменьшилась в три с лишним раза с 43,6 до 14 млрд. руб. По оценке Госбанка после обмена на руках у населения оставалось около 4 млрд. руб. При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса на товары и инфляции. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок. Кроме того, были разбронированы товары из государственных резервов на сумму 1,7 млрд. рублей. Они предназначались для торговли после отмены карточек и перехода к единым розничным ценам в городах (1,1 млрд. руб.) и в сельской местности (0,6 млрд. руб.).

Денежная реформа в СССР 1947 г. носила конфискационный характер, также как и проводившимиеся практически одновременно в Западной и Восточной Европе денежные реформы, однако в определенных аспектах её условия были мягче и носили более щадящий по отношению к населению характер, чем в других странах.

В результате реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

Список использованной литературы:

1. Константинова Ю.Н. История финансов СССР: учебное пособие. – М.: ВЗФЭИ. – 1978 г.

2. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Проспект, 2000 г.

3. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Под ред. А Ф. Киселева. Э.М. Щагина. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1996г.

4. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. 2001. № 3. С. 135

5. Денежная реформа 1947 года: реакция населения. По документам из «Особых папок» Сталина / сост. Э.Ю. Завадская, Т.В. Царевская // Отечественная история. 1997. № 6. С. 134