Главная              Рефераты - История

Закон о гражданине Рейха - реферат



План
Введение
1 План
Введение закона

2 Значение
3 Вступление в силу
4 Первое распоряжение от 14 ноября 1935 года
5 Третье распоряжение от 14 июня 1938 года
5.1 Второе, седьмое и девятое распоряжения

6 Распоряжения с четвёртого по восьмое (1938-39)
7 Десятое распоряжение от 4 июля 1939 года
8 Одиннадцатое распоряжение от 25 ноября 1941 года
9 Двенадцатое распоряжение от 25 апреля 1943 года
10 Тринадцатое распоряжение от 1 июля 1943 года
11 Отмена закона
Список литературы

Введение

Категории:

Закон о гражданине Рейха' (нем. Reichsbürgergesetz ) принятый 15 сентября 1935 года (RGBl. I S. 1146), разделил население Германии, с одной стороны, на граждан, «принадлежащих к немецкой или родственной крови», а с другой на подданных государства, «принадлежащих к расово чуждым племенам». Тем самым была создана трёхступенчатая система с убыванием прав: граждане, подданные и иностранцы. Определение подданства (принадлежности к государству) было унаследовано от «Закона о подданстве государства и Рейха» от 22 июля 1913 года.

Более существенными, чем сам закон, были «Раcпоряжения к Закону о гражданине Рейха», которые содержали первое национал-социалистское определение понятия «еврей», а также распоряжение об увольнении последних государственных служащих евреев, которые ещё сохраняли свои посты согласно «привилегиям фронтовиков». В тесной связи с Законом о гражданине Рейха стоит принятый одновременно «Закон о защите германской крови и германской чести» (Закон о защите крови), запрещавший браки евреев с «лицами германской крови» и предусматривавший наказание за внебрачные половые связи между ними.

Закон о гражданстве Рейха был одним из двух Нюрнбергских расовых законов, принятых на VII съезде НСДАП (10-16 сентября 1935 года), был затем передан в рейхстаг и торжественно провозглашён президентом рейхстана Германом Герингом. Сообщение об этом было передано из рейхстага в Нюрнберг по телеграфу.

Содержание закона

Закон ввёл различие между «подданным государства» и «гражданином»:

· Подданный государства подлежит защите Германской империи и «особо обязан» ей.

· Полные политические права имеет только гражданин Рейха. Он должен быть подданным государства «немецкой или родственной крови» и доказывать своим поведением, что «хочет верно служить немецкому народу и Рейху и подходит для этого ». Право на гражданство Рейха присваивается свидетельством гражданина Рейха.

2. Значение

Запланированного изготовления свидетельств граждан Рейха так и не произошло. Германские евреи были объявлены имеющими меньшие права согласно Закону о гражданине Рейха и отстранены от участия в выборах в рейхстаг. Утрата и без того сомнительного, в условиях диктатуры, избирательного права была сравнительно небольшой потерей. Вскоре, однако, этот закон стал инструментом уничтожения.

Впоследствии появились 13 «Раcпоряжений к Закону о гражданине Рейха», которыми еврейское меньшинство было ещё больше ограничено и лишено прав. Эти распоряжения регулировали и определяли

· кто должен считаться «евреем» или «еврейским полукровкой»,

· увольнение последних служащих и нотариусов евреев,

· прекращение профессиональной деятельности еврейских врачей, дантистов, ветеринаров, аптекарей, адвокатов и патентных юристов,

· обязательную регистрацию еврейских предприятий,

· принудительное членство в Имперском объединении евреев Германии; роспуск всех самоуправляемых еврейских организаций, отказ в общественной благотворительной помощи и посещении государственных школ,

· утрату подданства государства при оставлении его территории и конфискацию имущества,

· конфискацию имущества в случае смерти,

· передачу дел в ведение гестапо вместо гражданского судопроизодства.

3. Вступление в силу

Закон о гражданине Рейха вступил в силу, так как в нём самом не было иных указаний, 30 сентября 1935 года. Эта дата определялась согласно статье 71 Веймарской конституции, где устанавливалось, что закон Рейха «вступает в силу через четырнадцать дней после дня его опубликования в сборнике законов Рейха в столице Рейха». Днём издания закона было 16 сентября 1935 года.

4. Первое распоряжение от 14 ноября 1935 года

В Первом распоряжении к Закону о гражданине Рейха за всеми подданными немецкой крови предварительно признавалось, до окончательного урегулирования, гражданство Рейха. Гражданами Рейха были признаны также «еврейские полукровки».

В этом распоряжении было точно установлено, кто должен считаться евреем, а также «еврейским полукровкой» в Германском Рейхе. Чтобы причислить человека к якобы существующей «еврейской расе», в случае недостатка иных доказуемых признаков как критерий определения была взята религиозная принадлежность:

· «еврей» — лицо, трое или четверо из родителей родителей которого принадлежали к «еврейской расе».

· «еврейский полукровка» — лицо, один или двое из родителей родителей был «по расе» евреем, но не имел после связи с еврейством.

Чтобы определить, были ли родители родителей «по расе» евреями, было необходимо рассматривать более дальние поколения предков, что на практике привело бы к неприемлемым расходам на исследования. Поэтому родитель родителя считался полностью евреем, если он принадлежал к иудейской религиозной общине. Это могло значить, что «немецкий по крови» прародитель, вступивший в брак с представителем еврейской фамилии и включённый поэтому в еврейское культурное общество, в свидетельстве о происхождении считался евреем «по расе».

Евреем считалось также лицо, которое имело двух еврейских «по расе» родителей родителей и

· принадлежало к иудейской религиозной общине или вступило в неё;

· состоит или состояло в браке с евреем;

· родилось от брака с евреем, если этот брак был заключён после 15 сентября 1935 года

· или является внебрачным ребёнком еврея, рождённым после 31 июля 1936 года.

«Еврейские полукровки», которые считались, согласно этим дополнительным признакам «чистыми евреями», обозначались как «признанные евреями».

Так как евреями объявлялись по нерасовым признакам, а мерилом были религиозная принадлежность бабушек и дедушек, собственная религиозная принадлежность или волеизъявление лояльности, распоряжение было противоречиво даже для приверженцев нацистских взглядов.

Далее распоряжение устанавливало, что все служащие, являющиеся «евреями» в смысле этого определения, должны быть отправлены в отставку до конца 1935 года. До тех пор в качестве исключения в § 3 (2) «Закона о воссоздании чиновничества» неожиданно большая часть «неарийцев» могла оставаться в статусе служащего, так как подпадала под «привилегии фронтовиков».[1]

5. Третье распоряжение от 14 июня 1938 года

В «Третьем распоряжении к Закону о гражданине Рейха» было определено, какие предприятия считаются «еврейскими». Они должны были быть внесены в особый публично доступный реестр. Министр экономики Рейха был уполномочен обязать такие предприятия «с даты, которая будет установлена», обозначать себя особым знаком.

5.1. Второе, седьмое и девятое распоряжения

Эти три распоряжения относились к «Первому распоряжению» и изменяли или дополняли его в одном пункте. «Второе распоряжение к Закону о гражданине Рейха от 21 декабря 1935 года» точно устанавливало, какие группы лиц должны быть отправлены в отставку. «Седьмым распоряжением к Закону о гражданине Рейха от 5 декабря 1938 года» были снижены жалования отставников. «Девятым распоряжением к Закону о гражданине Рейха от 5 мая 1939 года» для «неарийцев» из Австрии был одобрен более поздний срок, к которому можно было достичь статуса «еврейского полукровки».

Распоряжения с четвёртого по восьмое (1938-39)

«Четвёртым распоряжением к Закону о гражданстве Рейха» от 25 июля 1938 года еврейские врачи были лишены аппробации с 30 сентября 1938 года. Из 3152 ещё практиковавших врачей-евреев 709 получили «временное разрешение» на работу «специалистом по болезням» для еврейских пациентов.[2]

«Пятым распоряжением к Закону о гражданстве Рейха» от 27 сентября 1938 года было предписано к 30 ноября 1938 года отозвать разрешения на деятельность у тех адвокатов-евреев, которые ещё могли работать после 1933 года согласно исключению в Законе о разрешении для адвокатской деятельности . Юридическая консультационная деятельность была запрещена евреям уже с 1935 года. Для представления и правовой консультации клиентов-евреев разрешалась деятельность консультантов. Для Австрии были предусмотрены особые правила. Из ещё имевших разрешение 1753 адвокатов-евреев только 172 было разрешено работать консультантами.[3]

«Шестым распоряжением» от 31 октября 1938 года евреям было отказано в праве работать патентным юристом.

«Восьмым распоряжением к Закону о гражданине Рейха» от 17 января 1939 года евреям было запрещено работать дантистами, ветеринарами и фармацевтами, начиная с 31 января 1939 года.

7. Десятое распоряжение от 4 июля 1939 года

Коренныи изменением стало «Десятое распоряжение к Закону о гражданине Рейха». Оно стало основой принудительного членства в «Имперском объединении евреев в Германии», служившем инструментом Главного управления имперской безопасности и сыгравшем впоследствии роль пособника при проведении депортаций.

Имперское объединение должно было содействовать переселению и осуществлять изъятия имущества, чтобы быть в состоянии обеспечить подъёмными деньгами не имевших средств к существованию переселенцев. Впоследствии Имперское объединение евреев было обязано заботиться о школьном обучении евреев. Объединение должно было поддерживать нуждающихся евреев в достаточной степени, чтобы они не нуждались в обращении к общей системе социальной помощи. Финансирование осуществлялось на взносы и пожертвования еврейской общины; с 1941 года свою долю в финансирование вносило РСХА за счёт конфискованного имущества депортированных.

8. Одиннадцатое распоряжение от 25 ноября 1941 года

«Одиннадцатое распоряжение к Закону о гражданине Рейха» имело целью упорядочить конфискацию оставляемого имущества в ходе предстоящей депортации германских евреев, без проведения разбирательства в каждом отдельном случае. Согласно этому распоряжению, еврей терял германское подданство «с перемещением своего обычного местопребывания за границу». Далее было установлено: «имущество еврея, который теряет подданство государства на основании этого распоряжения, переходит с утратой подданства Рейху. […] Перешедшее имущество должно служить скорейшему достижению всех целей, связанных с решением еврейского вопроса.»

Так как многие составы с депортируемыми должны были идти в Генерал-губернаторство, Рейхскомиссариат Остланд или в Рейхскомиссариат Украина, которые считались входившими в состав Рейха, согласно предписанию от 3 декабря 1941 года как «заграничные в смысле Одиннадцатого распоряжения».[4]

До этой даты отдельные разбирательства проводились как формальные акты, что позднее применялось только к евреям без подданства и при депортациях в Гетто Терезиенштадт[5]: судебные исполнители вручали этим евреям в сборных лагерях официальные документы, по которым вся их собственность конфисковалась как «имущество врагов народа и государства».[6] Тем не менее, в появившемся уже в 1933 году «Закона о конфискации имущества врагов народа и государства » и указе от 29 мая 1941 года нельзя найти оснований для такого изъятия имущества.

9. Двенадцатое распоряжение от 25 апреля 1943 года

«Двенадцатым распоряжением к Закону о гражданине Рейха» были введены германское «подданство до отмены» и правовой статус «подлежащий защите Германского Рейха». «Подлежащий защите» не мог быть подданным государства. «Цыгане» и евреи (также «признанные евреями») не могли быть ни подданными ни подлежащими защите.

См. также Фолькслист.

10. Тринадцатое распоряжение от 1 июля 1943 года

«Тринадцатым распоряжением» евреи были объявлены не подлежащими судебной юрисдикции; наказуемые деяния евреев должны быть караться полицией. Немногие оставшиеся в Рейхе евреи, в основном жившие в «смешанном браке», предоставлялись произволу гестапо. После смерти еврея его имущество переходило Рейху.

11. Отмена закона

Закон о гражданине Рейха вместе со своими Распоряжениями был отменён 20 сентября 1945 года Закон контрольного совета № 1.

Список литературы:

1. Vgl. Peter Longerich: Politik der Vernichtung… , München 1998, ISBN 3-492-03755-0, S. 42-43.

2. Konrad Kwiet: Nach dem Pogrom: Stufen der Ausgrenzung. In: Wolfgang Benz (Hrsg.): Die Juden in Deutschland 1933—1945. München 1966, ISBN 3-406-33324-9, S. 548.

3. Konrad Kwiet: Nach dem Pogrom: Stufen der Ausgrenzung. In: Wolfgang Benz (Hrsg.): Die Juden in Deutschland 1933—1945. München 1966, ISBN 3-406-33324-9, S. 548.

4. Hans-Dieter Schmid: ‚Finanztod‘ — Die Zusammenarbeit von Gestapo und Finanzverwaltung bei der Ausplünderung der Juden in Deutschland. In: Gerhard Paul, Klaus-Michael Mallmann (Hrsg.): Die Gestapo im Zweiten Weltkrieg . Darmstadt 2000, ISBN 3-89678-188-X, S. 151.

5. Christiane Kuller: ‚Erster Grundsatz: Horten für die Reichsfinanzverwaltung.’ Die Verwertung des Eigentums der deportierten Nürnberger Juden. In: Birthe Kundrus, Beate Meyer (Hrsg.): Die Deportation der Juden aus Deutschland. Göttingen 2004, ISBN 3-89244-792-6, S. 166.

6. Wolf Gruner: Widerstand in der Rosenstraße… , Frankfurt/M. 2005, ISBN 3-596-16883-X, S. 68; als Dokument abgedruckt bei Hans Günther Adler: Die verheimlichte Wahrheit. Theresienstädter Dokumente. Tübingen 1958, S. 61; Text der Urkunde auch in Walther Hofer: Der Nationalsozialismus. Dokumente 1933—1945. FiTb 6084, überarb. Neuausgabe Frankfurt/M. 1982, ISBN 3-596-26084-1, S. 172, 298 f.