Главная              Рефераты - История

Олдридж, Айра Фредерик - реферат



План
Введение
1 Биография
2 Курьёзы
Список литературы

Введение

А́йра Фре́дерик О́лдридж (англ. Ira Frederick Aldridge ; 24 июля 1807 — 7 августа 1867) — американский актёр-трагик.

1. Биография

Родился в Нью-Йорке, (США). В начале 20-х гг. XIX века дебютировал в небольшом негритянском театре «Африканская труппа» (Нью-Йорк) в роли Ролли («Пизарро» Р. Шеридана); сыграл роли Ромео и Гамлета («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» У. Шекспира). Вскоре театр был разгромлен расистами, и Олдридж выехал в Англию, где выступал с Эдмундом Кином во время его гастролей. Учился в университете в Глазго. В 1826 году выступил в небольшом лондонском театре «Роялти» в ролях Отелло и Аарона («Отелло» и «Тит Андроник» У. Шекспира). В 1831 году он успешно играл в Дублине, южной Ирландии, Бати и Эдинбурге. Работал в театрах «Ковент-Гарден», «Лицеум» и др. Преследования расистов вынудили Айру Олдриджа в 1830-х гг. выехать из Англии.

Лишённый возможности выступать в США, в 1850-х гг. совершил длительную гастрольную поездку по странам континентальной Европы. В 1852 году с успехами выступал в Германии перед герцогиней Сакс-Кобург-Готскою и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV и в Будапеште. В 1858 году гастролировал в Сербии и в Российской империи, где он познакомился с Львом Толстым, Михаилом Щепкиным и Тарасом Шевченко. Айра Олдриж овладел русским и немецким на том уровне, чтобы свободно исполнять роли на этих языках.

После Гражданской войны в США, актёр хотел вернуться на родину, однако этому помешала внезапная смерть в 1867 году в Польше, по дороге на гастроли в Санкт-Петербург. Похоронен на Старом евангелическом кладбище в Лодзи.

Айра Олдридж — один из наиболее выдающийся интерпретаторов Шекспира (роли Макбета, короля Лира, Ричарда III и др.). Он был первым американским актёром, завоевавшим всемирную славу исполнением шекспировских ролей. Актёр глубоко раскрывал в своём творчестве гуманистический смысл его трагедий. В Отелло, по мнению многих, наилучшей роли Олдриджа, он показывал внутреннюю эволюцию своего героя; спокойствие, пластичность, мягкость сменялась в его игре бурной, неукротимой эмоциональностью; этот образ олицетворял собой негритянский народ, отстаивавший своё человеческое достоинство. Олдридж владел исключительной способностью перевоплощения (при этом он использовал сложный грим, что изменяло цвет его кожи). Пламенный темперамент и живая эмоциональность сочетались у Олдриджа с точным самоконтролем исполнения.

2. Курьёзы

Айра Олдридж обладал бешеным темпераментом. Его коронной ролью был Отелло. В финальной сцене он так «накалялся», что изо рта у него шла пена, а глаза наливались кровью. Исполнительницы роли Дездемоны панически боялись играть с ним.

Известный театрал А. А. Стахович однажды зашёл за кулисы и спросил Олдриджа, как прошли его гастроли в Москве с Л. П. Никулиной-Косицкой — Дездемоной. Олдридж ответил, что она очень нервничала, и добавил:

Все эти слухи сильно преувеличены. Я сыграл Отелло более трехсот раз. За это время задушил всего трех актрис, зарезал, кажется, одну. Согласитесь, что процент небольшой. Не из чего было так волноваться вашей московской Дездемоне.

Примечания

Литература

· Дурылин С. Н. Айра Олдридж (Ira Aldridge). М.—Л.: Искусство, 1940.

· А. Ф. Кони По поводу драматических произведений Толстого

· М. О. Микешин. Воспоминания о Шевченко