Главная              Рефераты - История

Фальсификация истории - реферат



План
Введение
1 Приёмы и методы
2 Исторические примеры
2.1 Древний Египет
2.2 Иван Грозный
2.3 Нацистская Германия
2.4 И. В. Сталин
2.5 Н. С. Хрущёв
2.6 Отрицание геноцидов

3 Националистические фальсификации истории
3.1 Азербайджан
3.2 Прибалтика
3.3 Россия и СССР
3.4 Украина
3.5 Казахстан

4 Фальсификация истории в литературе и искусстве
5 Высказывания

Список литературы

Введение

Фальсифика́ция или перепи́сывание исто́рии — сознательное искажение исторических событий.

Примеры исторических фальсификаций известны со времён Древнего Египта.

1. Приёмы и методы

Авторы исторических фальсификаций могут вообще не указывать источники тех или иных «фактических» суждений или ссылаться на несуществующие издания либо явно не относящиеся к первичным источникам работы (обычно публицистические), в которых эти «факты» были впервые озвучены. В этом случае правильнее говорить не столько о фальсификации (подлоге известного), сколько о мифотворчестве (дописывание неизвестного). Наиболее тонким способом фальсификации является подделка первичных источников («сенсационные» археологические открытия, ранее «неизвестные» и «непубликовавшиеся» летописные материалы, мемуары, дневники и т. д.). В этом случае для опровержения ложных данных необходима специальная экспертиза, которая самими авторами и/или их сторонниками либо не проводится вообще, либо также фальсифицируется.

2. Исторические примеры

2.1. Древний Египет

В древнеегипетских документах деятельность фараонов обычно изображалась в гипертрофированном и преувеличенном виде. Например, указывалось, что Рамзес II внёс решающий личный вклад в победу в битве при Кадеше, самостоятельно уничтожив полчища врагов. На самом деле Рамзес II лично участвовал в бою, когда прорывался с небольшим отрядом из окружения, а сама битва закончилась ничьей. Хетты отступили в Кадеш, на поле остались египетские войска, и каждая из сторон изобразила себя победителем. Но, несомненно, результатом этого сражения стало усиление влияния Египта.

После смерти фараона Эхнатона, проведшего религиозную реформу и пытавшегося ввести единобожие, новый культ был объявлен ересью. Изображения и скульптуры Эхнатона уничтожались, а его имя было изъято из документов.

2.2. Иван Грозный

Один из первых в России документально подтверждённых случаев фальсификации истории по политическим мотивам относится к царствованию Ивана Грозного. По указанию царя был написан «Лицевой свод» — целостная запись истории с древних времён до текущего момента. В последнем томе (так называемый «синодальный список»), где рассказывалось уже о царствовании самого Грозного, кем-то были сделаны правки, в которых воеводы и бояре, попавшие в немилость к царю, обвинялись в различных неблаговидных деяниях. По некоторым предположениям, боярский мятеж 1533 года, описанный только в синодальном списке, но не упомянутый более ни в одном письменном источнике, также был целиком придуман.

2.3. Нацистская Германия

С приходом Гитлера к власти вся история человечества была приведена нацистскими учёными в соответствие с расовой теорией, то есть сфальсифицирована целиком и полностью. «Основополагающим» трудом, послужившим отправной точкой для дальнейших фальсификаций, стал «Миф XX века» (1929) Альфреда Розенберга.

В нацистской Германии широко культивировался миф об «ударе в спину» (нем. Dolchstoßlegende ). Суть его заключалась в том, что Германия к ноябрю 1918 года ещё могла продолжать войну, и если бы не революция, организованная «предателями» социал-демократами, война могла бы закончиться в её пользу. На самом деле, Германия к тому времени находилась в безнадёжном положении: все союзники капитулировали, резервов не было, а Антанта усилилась после вступления в войну США. Было ясно, что Германия обречена. Тем не менее, утверждалось, что она ещё могла сопротивляться.

В 1939 году Гитлер собрал группу теологов-протестантов и основал теологический институт по вопросам «деевреизации». Теологи толковали религиозные тексты, стремясь изменить данные о евреях. В частности, в 1940 году было официально провозглашено, что Иисус Христос не был евреем. Утверждалось также, что он прибыл в Вифлеем с Кавказа.[2]

2.4. И. В. Сталин

В сталинские времена вместе с физическим уничтожением деятелей партии, армии и культуры их имена также стирались в исторических источниках (книгах, учебниках, энциклопедиях, фотографиях). Одновременно фальсифицировалась роль Сталина в исторических событиях, в частности, в 1917 году, пропагандировался тезис о том, что Сталин был одним из руководителей всего революционного движения в России до 1917 года и т. д.[6][7][8][9].

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б))». Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чём не основанный миф о «решительном отпоре» под Псковом и Нарвой, якобы данном немецким оккупантам «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества)[10].

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер.[11][12] Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

2.5. Н. С. Хрущёв

Во время хрущёвской «оттепели» идеологические путы ослабли, и стала возможной бо́льшая свобода научной мысли. Однако «оттепель» не сопровождалась отказом от попыток переписывания истории, изменились только конкретные темы фальсификаций и отношение к отдельным историческим личностям[13].

· Виновниками репрессий называли лично Сталина и узкий круг его приближённых (Ежова и Берию), затем несколько расширенный за счет членов «антипартийной группы». Однако причастность к террору Хрущёва и ряда других лиц (Анастас Микоян, Серов), а также лиц, умерших ранее и канонизированных (Михаил Калинин, Жданов) замалчивалась.

· Крупные события в СССР, включая развитие тяжёлой промышленности в 30-е годы, победу в Великой Отечественной войне, восстановление разрушенной экономики, создание ядерного оружия, подавались как совершённые без участия Сталина и ряда лиц его ближайшего окружения (таких как Берия). Доходило до курьёзов: например, из-за цензурного запрета на позитивное и просто нейтральное упоминание имени Сталина, возникшего после XXII съезда КПСС, оказалось невозможным издание книги о советской дипломатии во время Второй мировой войны.

· Репрессии и связанные с ними явления, именовавшиеся эвфемистическим термином «культ личности», объявлялись порождением неких личных «ошибок» Сталина; вопрос об объективных предпосылках «культа личности» и его связи с сущностью советской общественно-политической системы не ставился, более того — такая позиция могла стать основанием для уголовного преследования. В целом не ставилась под сомнение и сталинская политическая линия: подчеркивалась благотворность сталинской индустриализации, коллективизации, борьбы с «правой» и «левой» оппозицией и т. д.; действия Сталина во внешней политике, включая Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, также рассматривались целиком в русле сталинской традиции. Только после XXII съезда эти деяния стали приписываться уже не лично Сталину, а «партии» и «Советскому правительству» (во внешней политике). В связи с необходимостью сохранить сталинскую версию истории и тем легитимизировать существующий строй, Хрущёв отказался и от реабилитации видных оппозиционеров — Бухарина, Каменева, Зиновьева и др. По-прежнему сохранялась традиционная сталинская версия таких событий, как Катынский расстрел и т. д.

· По-прежнему скрывались масштабы сталинских репрессий и таких событий, как Голод в СССР (1932—1933), «раскулачивание» и т. д. В некоторых случаях публикуемые данные по количеству репрессированных сильно завышались. Например, указывалось, что в период 1937—1940 годов было уничтожено до 40 тыс. командиров РККА. На самом же деле это — число командиров, уволенных со службы в указанный период, причём сюда входят и уволенные по выслуге лет, и больные, и уволенные за дисциплинарные проступки. В действительности же репрессировано было 15557 человек — в целом, каждый десятый командир[14], при этом репрессии мало затронули младший командный состав, а основной тяжестью ударили по высшему.

2.6. Отрицание геноцидов

Несмотря на наличие множества свидетельств, иногда ставятся под сомнение такие исторические факты, как Холокост, геноцид армян. Не в силах полностью опровергнуть реальность этих событий, авторы «альтернативных теорий» ставят под сомнение или фальсифицируют незначительные исторические свидетельства, например, отдельные документы, цифры или фотографии. Ввиду невозможности полного опровержения этих событий, целью таких фальсификаций является релятивизация восприятия этих фактов, попытка заронить зерно сомнения в их правдивости.

3. Националистические фальсификации истории

Этот вид фальсификаций на постсоветской территории наиболее распространён в настоящее время, хотя практиковался он и в советские времена. Такая фальсификация не самих событий, а только их толкования, более тонкая и хитрая. Сводится это, как правило, к тому, чтобы максимально «облагородить» историю своего народа — приписать ему как можно более древнее происхождение, как можно бо́льшие культурные заслуги, разнообразные славные деяния (так что в националистической картине истории, например, незначительная стычка и даже явное поражение может подаваться как великая победа); с этим связано стремление всячески принизить значение других этносов в истории своей страны, приписать себе или замолчать их культуру и их вклад. При этом, как правило, собственный этнос наделяется всеми добродетелями, соседние же выглядят коварными и агрессивными. При этом используются зачастую подлинные источники, воспоминания отдельных лиц, отдельные фразы, вырванные из общего контекста, но дающие заведомо определённую оценку событиям.

3.1. Азербайджан

По мнению ряда европейских, российских и армянских историков, в Азербайджане существует государственная программа, возвеличивающая албанов в качестве предполагаемых предков азербайджанцев для исторического обоснования в территориальных спорах с Арменией; при этом ставится задача во-первых, укоренить азербайджанцев на территории Азербайджана, а во-вторых, очистить последнюю от армянского наследия. С этой целью азербайджанскими историками издаются искаженные первоисточники, в которых удаляются или переименовываются фрагменты, связанные с армянами. Основные обвинения направлены против академика Зии Буниятова, под руководством которого были опубликованы многочисленные подобные переводы. По мнению Ширин Хантер, на понимание многими азербайджанцами подлинного характера культурных, этнических и исторических связей между Ираном и Азербайджаном наложило отпечаток наследие, оставшееся современной Азербайджанской Республике от «советской практики исторических фальсификаций». Также в Азербайджане имеет место уголовное преследование историков за неправильную, с точки зрения государства, трактовку истории. Ведущие азербайджанские историки не признают эти обвинения и в свою очередь сами считают, что историки других стран фальсифицируют факты истории Закавказья.

3.2. Прибалтика

В российских СМИ периодически появляются обвинения в адрес государств Прибалтики в том, что современные школьные учебники истории в этих странах составляются в националистическом, антисоветском и антироссийском духе, изобилуют умолчаниями и предвзятой интерпретацией исторических фактов.

Так, например, эстонский писатель латышского происхождения Уно Лахт, член «Эстонского союза против неонацизма», охарактеризовал[15] учебник по истории Эстонии бывшего премьер-министра страны Марта Лаара как «набор легенд, мифов, выдумок и страшилок, субъективное и далёкое от точной науки сочинение, больше похожее на анекдот».

В частности, Уно Лахт упрекает автора в том, что он:

· не представляет полных сведений о тяжелом экономическом положении Эстонии между мировыми войнами,

· не представляет правдивой информации о периоде немецкой оккупации страны, о наличии на её территории десятков концлагерей и об уничтожении 120 тысяч жителей Эстонии — евреев, русских, белорусов и самих эстонцев,

· пытается оправдать действия эстонских коллаборационистов,

· представляет весь советский период истории Эстонии как период «страданий под полувековой советской оккупацией».

Аналогичные претензии предъявляются к учебникам, используемым в латвийских школах. Так, например, в учебном пособии «История Латвии: XX век» 2005 года Саласпилский концлагерь, в котором были уничтожены около 100 тысяч человек, в том числе 12 тысяч детей, назван «исправительно-трудовым лагерем». Уно Лахт назвал её «довольно поверхностной, пропагандистской»: по его мнению, «серьезно интересующийся историей человек не найдёт в ней интересных фактов и материалов». В частности, в книге идеализируется авторитарный режим Ульманиса в предвоенной Латвии. Геноцид евреев на территории Латвии в ходе Великой Отечественной войны представлен как явление, сопоставимое с советскими репрессиями[16].

Здесь точно так же делается попытка оправдать латышских легионеров, воевавших на стороне нацистской Германии, и ничего не говорится о карательных экспедициях латышских полицейских батальонов в Латвии, России и Белоруссии. Зато в учебнике содержатся многочисленные упоминания о русификации и «мрачном советском прошлом».

С целью обоснования концепции «советской оккупации» в прибалтийских республиках систематически преувеличиваются масштабы советских репрессий. Так, в Эстонии утверждается, что в период «первой советской оккупации» (июнь 1940 — 22 июня 1941) в республике было арестовано почти 8 000 человек, из них около 2 000 расстреляно; таким образом, одна Эстония претендует на более чем половину всех расстрелянных по политическим обвинениям в СССР в целом за этот период. Цифра основывается на материалах немецкой пропаганды, и даже в немецких материалах для внутреннего пользования называется втрое меньшее число расстрелянных (c учётом и послевоенного периода). При этом, внимательный анализ эстонской литературы по предмету позволяет обнаружить цифры, приближающиеся к реальной — около 200 человек. По отношению к эстонцам, попавшим в лагеря ГУЛага, называются фантастические показатели их смертности (утверждается о выживании менее 10 %), противоречащие статистике ведомства. Завышается число депортированных в ходе «июньской депортации», кроме того, многократно завышается число убитых и умерших при депортации, и фальсифицируются её условия: депортируемые перевозились отнюдь не в вагонах для скота и с достаточным обеспечением пищей и медицинской помощи. Арестованные перевозились в количестве 30-33 человека на вагон, выселяемые, среди которых были женщины и дети — 18-22 человека, а отнюдь не 40-50 человек, как утверждают эстонские пропагандисты (такая точность подсчета обеспечивается данными о движении каждого эшелона). Как и в случае с заключенными ГУЛАГа, называются запредельные показатели смертности депортированных. Также полностью отрицаются сведения о наличии в Эстонии развитого антисоветского подполья, связанного с германскими спецслужбами. Аналогично фальсифицируется и история послевоенных репрессий. В целом, эстонских ревизионистов характеризует полное игнорирование сведений НКВД любой степени секретности, при безусловном доверии к материалам нацистской пропаганды. Также роль играет малодоступность эстонских архивов (в отличие от российских) для неангажированных исследователей[17][18].

3.3. Россия и СССР

Так, например, в советских СМИ ещё во времена Сталина, начали появляться ложные сообщения о всевозможных открытиях и изобретениях, якобы сделанных русскими людьми[19]. Например, пионерами воздухоплавания, вместо братьев Монгольфье и братьев Райт, долгое время считались подьячий Крякутный, якобы построивший воздушный шар ещё в 1731 году, и А. Ф. Можайский, о паровом самолёте которого, принципиально не способном к полёту, утверждалось, что он якобы «поднялся в воздух»[20]. Другим известным образцом фальсификации истории было якобы изобретение велосипеда около 1800 года мифическим уральским крестьянином Артамоновым (легенда о котором возникла ещё в конце XIX века). (подробно см.: Борьба с космополитизмом).

Еще одна малоизвестная практика фальсификации истории это отрицание и замалчивание фактов существования дославянских государственных образований на территории Северного Причерноморья в первой половине I века. Отрицается существование готского государства Ойум, которое совпадает по времени и месту с Черняховской археологической культурой, которую пытаются приписать славянам, болгарского ханства, несмотря на обнаружение под Киевом и Запорожьем захоронений ханов Кубрата и Аспаруха, исторических личностей, неоднакратно упоминаемых средневековыми хронистами. До сих пор в школьных программах стран бывшего СССР нет по данной теме ни слова, почти полтысячелетия истории региона являются белым пятном. Делается это с целью закрепить в массовом сознании миф, что Киевская Русь была первым государством на этой территории.

С немалыми основаниями к явлению фальсификации истории можно отнести теорию антинорманизма, которая пытается объявить варягов Рюрика славянами. Антинорманизм получил признание со стороны государства в России и СССР. Аргументация антинорманистов, наиболее четко определенная Д. И. Иловайским, ярко вписывается в приведенные выше приемы фальсификаторов. Так, Иловайский объявляет незаслуживающими доверия те тексты русских летописей, которые сообщают о "призвании варягов", на основании недостаточной силы своего воображения: "совершенно невозможно представить чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу". По учебникам истории Иловайского учились несколько поколений российских гимназистов.[21]

В качестве наиболее грубых и курьёзных примеров националистической фальсификации можно привести попытки возвести себя к исчезнувшим древним народам (особенно к этрускам[22] и шумерам), попытки чтения на своём языке древних нерасшифрованных надписей[23] (тех же этрусских или «фестского диска» с о. Крит, недавно «прочитанного» по-русски) и т. д. В некоторых случаях эти изыскания опираются на распространённые ранее, но устаревшие и оставленные серьёзной наукой научные гипотезы.

19 мая 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»[24][25]. Создание Комиссии вызвало заочную дискуссию в СМИ о целях её создания и о возможных последствиях её работы.[26][27][28]

3.4. Украина

Примером фальсификации на Украине может служить «карта смертности»: исследователь Марко Кариннюк (Marco Carynnyk) с соавторами пришёл к выводу, что смертности распределялись именно таким образом [31]. Эта работа была опубликована в США в 1988 году, когда допуск западных исследователей к советским архивам строго ограничивался.

Исследователями новейшей истории Украины отмечается фальсификация некоторых фотоматериалов, призванных служить иллюстрацией преступлений советской власти против народа Украины (в первую очередь, имеется в виду Голодомор 1932—1933 годов) и используемых как на Западе, так и на современной Украине в дополнение к статистическим материалам аналогичного качества («карта смертности» с недостоверными результатами переписей 1926 и 1939 года) для усиления их эмоционального воздействия на аудиторию.

Так, например, публикуются фотографии, подписи под которыми гласят, что их сделали в 1932—1933 годах на территории Украины, в то время как в действительности местом съёмки, как правило, было Поволжье 1921—1922 годов (см., например, «Истоки зла. Тайна коммунизма» Москва. 2000] и [http://gulag.ipvnews.org/articles/ar0040/photo008.php IPV News USA). Первоисточник этой фотографии размещён в Альбоме иллюстраций «La famine en Russie» [32], изданном в Женеве в 1922 году на французском и русском языке (стр. 10).

Примечательно, что факт использования этих фотографий в подобном качестве признан на одном из сайтов украинской диаспоры.[33]

Эти же материалы иногда используют и политики. Так, на выставке «архивных документов» с участием президента Украины В. Ющенко 24 ноября 2006 года украинские пропагандисты выдавали некоторые фотоматериалы 1920-х годов за фотографии жертв голода 1930-х годов[34].

Последний такой случай был зафиксирован на выставке в Севастополе в начале марта 2009 года, когда за фото голодомора были выданы фотографии времен Великой депрессии в США.[35] Руководитель Службы безопасности Украины признал факт подлога, попутно заявив, что все архивные фотографии 1932—1933 года из УССР были якобы уничтожены, и вследствие этого их приходится искать в личных архивах.[36]

Так, по мнению ряда наблюдателей, Голодомор исполняет роль основного символа, который должен объединить историческое сознание всех украинцев [37].

Ещё одним видом исторической фальсификации стали попытки некоторых исследователей приписать украинскому народу более древнее происхождение (более подробно см. Протоукры). В частности, академик, профессор, доктор филологических наук П. Кононенко, в своём учебнике «Українознавство» отождествляющий князя Кия с Аттилой, пишет[38]

самі протоукраїнці творили життя у згоді зі своїм зовнішнім і внутрішнім світом. А той світ був глибоким, як сама історія, представники якої ще в давнину вважали скіфів-українців найпершим народом у світовій генеалогії.

Переиздававшийся 4 раза учебник по истории Украины 7-го класса, одобренный министерством образования Украины, повествует детям о том, что

Найдавнішний період в історії українського народу — стародавній — тривав понад 140 тис. років [39]

утверждая тем самым о существовании украинцев ещё до появления людей современного типа — кроманьонцев (при том, что на сопутствующей иллюстрации изображены именно последние).

В статье Валерия Бебика, доктора политических наук, проректора университета «Украина» и главы Всеукраинской ассоциации политических наук, опубликованной в газете Верховной Рады Украины, при помощи обоснования «родства» украинцев с любыми народами, когда-то жившими на территории современного украинского государства, фактически утверждается об украинстве Будды.[40]

3.5. Казахстан

Одной из попыток фальсификаций в истории Казахстана является попытка оболгать личность поэта Джамбула Джабаева. Утверждается, что якобы точно установлено, что Джамбул хоть и был акыном, но стихов не писал, а все существующие «переводы» не имеют оригиналов, а написаны русскими поэтами.[41] В качестве доказательства приводятся слова Д. Шостаковича, опубликованные в 1979 году на Западе в книге музыковеда Соломона Волкова «Свидетельство: мемуары Дмитрия Шостаковича в записи и под редакцией Соломона Волкова». Несмотря на то, что на явную фальсификацию[42] указывали и вдова[43] Дмитрия Дмитриевича, и автор английской биографии Шостаковича «Shostakovich. A Life» Laurel E. Fay, и то, что целый ряд авторитетных музыковедов (Левон Акопян, Алла Богданова, Девид Фэннинг [44], Ричард Тарускин) заявили о том, что эти мемуары не заслуживают доверия, в интернете активно распространяются нелепые утверждения о Джамбуле. Джонатан Кондер из университета Питт Джонстауна в рецензии на сборник отмечает, что статья Лорел Фэй «Volkov’s Testimony Reconsidered» не оставляет камня на камне от книги Волкова и что любой беспристрастный читатель должен увидеть, что книга Волкова сомнительна[45]

4. Фальсификация истории в литературе и искусстве

Среди наиболее известных литературных произведений, описывающих фальсификацию истории как процесс, следует упомянуть антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», где переписывание истории является каждодневной обыденной работой в обществе с тоталитарной формой правления. В романе Владимира Войновича «Москва 2042» есть удачная сатира на литературную фальсификацию истории в СССР (в сцене, где коллектив коммунистических писателей, выполняя установки руководителя, сочиняет эпопею, живописующую подвиги «Гениалиссимуса» в «Бурят-Монгольской войне»).

В литературе и искусстве, в отличие от науки, грань между допустимым и недопустимым в трактовках истории размыта; о фальсификации истории в художественных произведениях можно говорить тогда, когда автор исходит из фальсификаторских концепций внехудожественного происхождения (разработанных учёными и идеологами). Как правило, ложные концепции именно таким образом (особенно через кино) доносятся до масс и становятся частью массового сознания и ложной исторической памяти. Автор художественного произведения может создавать исторически ложное впечатление и не прибегая к измышлению или искажению фактов, чисто художественными средствами. В тоже время следует с осторожностью относиться к обвинению авторов художественных произведений в фальсификации истории, иначе величайшими фальсификаторами следует признать авторов исторических романов, таких, как Дюма-отец и Г. Сенкевич.

С фальсификацией истории отнюдь не следует смешивать распространившиеся ныне (в научно-фантастических, а больше фэнтезийных произведениях) сюжеты, построенные на переписывании истории, встречающиеся настолько часто, что выделяются в отдельный поджанр, называемый «Альтернативная история». Здесь автор не выдаёт ложь за истинные факты, но вводит допущение, что в какой-то момент прошлого произошли события, отличные от реально имевших место, в результате появляется новая историческая линия, которая отпочковывается от истории реальной; «альтернативные» подходы ныне завоёвывают признание и в собственно науке. Следует, впрочем, отметить, что в последнее время за этот подход ухватились и фальсификаторы — представители лженауки, которые провозглашают «многовариантность» истории и на этом основании выдают свои «альтернативные» построения за один из «вариантов», якобы вполне равноправный с «официальной», то есть научной, версией истории.

5. Высказывания

· «Воображаемый мир приносит вполне реальные выгоды, если заставить жить в нём других» (Веслав Брудзиньский)

· «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё верит публика» (Геббельс)

Наша братья, народ умный, — как мы называем себя, поступает почти так же, и доказательством служат наши учёные рассуждения. Сперва учёный подъезжает в них необыкновенным подлецом, начинает робко, умеренно, начинает самым смиренным запросом: не оттуда ли? не из того ли угла получила имя такая-то страна? или: не принадлежит ли этот документ к другому, позднейшему времени? или: не нужно ли под этим народом разуметь вот какой народ? Цитует немедленно тех и других древних писателей и чуть только видит какой-нибудь намёк или просто показалось ему намёком, уж он получает рысь и бодрится, разговаривает с древними писателями запросто, задает им запросы и сам даже отвечает за них, позабывая вовсе о том, что начал робким предположением; ему уже кажется, что он это видит, что это ясно, — и рассуждение заключено словами: «так это вот как было, так вот какой народ нужно разуметь, так вот с какой точки нужно смотреть на предмет!» Потом во всеуслышанье с кафедры, — и новооткрытая истина пошла гулять по свету, набирая себе последователей и поклонников.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души», Т. I, гл. 9.

Список литературы:

1. Vortrag Klaus Graf: "Das Hinrichtungswerkzeug "Eiserne Jungfrau" ist eine Fiktion des 19. Jahrhunderts, denn erst in der ersten Hälfte des 19. jahrhunderts hat man frühneuzeitliche Schandmäntel, die als Straf- und Folterwerkzeuge dienten und gelegentlich als "Jungfrau" bezeichnet wurden, innen mit eisernen Spitzen versehen und somit die Objekte den schaurigen Phantasien in Literatur und Sage angepaßt. One must question why it would have been built in the 18th century, as it would have contrasted greatly with the accepted culture of Georgian-Era Europe - far different than Medieval Europe. " ("The execution tool "Iron Maiden" is a fiction of the 19th century, because only since the first half of the 19th Century the early-modern-times' "rishard cloaks", which sometimes were called "maidens", were provided with iron spikes; and thus the objects were adapted to the dreadful fantasies in literature and legend." ) Mordgeschichten und Hexenerinnerungen - das boshafte Gedächtnis auf dem Dorf, June 21, 2001 accessed July 11, 2007.

2. ИТАР-ТАСС, 13.10.08 г. Сообщение «Ученые установили, что лишь 6 проц. немцев имеют германские корни по отцовской линии» (платная подписка)

3. David King The commissar vanishes: the falsification of photographs and art in Stalin’s Russia ; preface by Stephen F. Cohen; photographs from the David King collection. New York : Metropolitan Books, c1997. 192 p. : ill.

4. Stalin’s Retuschen, Foto- und Kunstmanipulation in der Sowjetunion, Hamburger Edition, 1997.

5. Д. Кинг — Пропавшие комиссары — Сталин и жертвы «Великой эпохи» — Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху

6. Проф. В. З. Роговин. «Сталинский неонэп», глава «Культ Сталина и фальсификация истории». М.:1994 г.

7. Д. Кинг. «Пропавшие комиссары: Фальсификация фотографий и произведений искусства в Сталинскую эпоху ». — М.: «Контакт-культура», 2005. — 208 с 3000 экз. ISBN 5-93882-023-5)

8. Сергей Миронов. «Не снимки врут, а люди!»

9. Журнал «Я», № 1 (25) 2 — 15 января, 2006. По мотивам книги Дэвида Кинга «Пропавшие комиссары»

10. Краткий курс истории ВКП(б) (1938)

11. Проф. В.Роговин. «Партия расстрелянных» , гл. «Фальсификация истории».

12. П. Б. Гречухин, В. Н. Данилов. «Выход краткого курса истории ВКП(б) и предвоенное советское общество»

13. «Вот где правда, Никита Сергеевич!» «Военно-исторический журнал». 1989. — № 12. с. 12-21; 1990. — № 1. с. 9-18; № 2 с 35-45.

14. Г. И. Герасимов. «Действительное влияние репрессий 1937—1938 гг. на офицерский корпус РККА» . «Российский исторический журнал» № 1, 1999 г.

15. Интервью Уно Лахта ИА REGNUM

16. Уно Лахт: книга «История Латвии. XX век» — «плаксивая, женская» (REGNUM, 23.02.2005)

17. Дюков А. Р. «Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии (1940—1953)»

18. Корявцев П. М. «Прибалтийский гамбит, или Трудно быть лимитрофом»

19. «Ожесточённая борьба за патриотические приоритеты в науке и культуре окрашена в мрачно-трагические тона. Но здесь немало и от абсурдистской комедии. Не Лавуазье, а Ломоносов открыл закон сохранения веса веществ. Не Стефенсон, а Черепановы изобрели паровоз. Не Вейсман или Мендель проложили новые пути в биологии, а Мичурин. Из надуманных проблем приоритета делали острую политическую проблему… В народе чувствовали абсурдность „приоритетной“ возни… Но сопротивляться ура-патриотическому натиску было трудно, зачастую невозможно. За ним стояла вся мощь государственно-партийной машины.» Громов Евгений . «Сталин. Власть и искусство» . М.: «Республика», 1998. ISBN 5-250-02598-6. Стр. 425.

20. Виктор Бурмистров «Самолёты XIX века»

21. Андрей Иванов «Смерти я не страшусь». "...до 1917 года его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего – 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста – 35 раз и для старшего – 30 раз! Такой успех учебников привел к полной материальной независимости историка, что было не характерно для человека из ученой среды."

22. В. А. Чудинов. «Русь и Москва на этрусских изображениях»

23. Лекция А. А. Зализняка «О профессиональной и любительской лингвистике» на фестивале науки в МГУ 11 октября 2008

24. kremlin.ru, Официальный сайт Президента России: Дмитрий Медведев подписал Указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

25. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4913 (89) от 20 мая 2009 г. «Правда о войне и мире. Как государство собирается бороться с фальсификацией истории»: «Президент России Дмитрий Медведев подписал „Указ О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России“».

26. Заголовки. Ру: «Комиссия по противодействию фальсификации — борьба с пересмотром истории или охрана советской системы»

27. Каспаров. Ру: «Печальная история»

28. Gazeta.Ru: «Дмитрий Медведев вошёл в историю»

29. Secours en temps de paix — la famine en Russie. 12-08-2003. Article de presse par Francis Haller, Le Temps. ICRC http://www.artukraine.com/famineart/images/photo04.jpg

30. Масові захоронення під Харковом. 1933 рік (Публ. по: FAMINE IN THE SOVIET UKRAINE 1932—1933. A Memorial Exhibition / Prepared by Oxana Procyk, Leonid Heretz, James E. Mace. - Cambridge, MA: Widener Library, Harvard University, 1986 — P. 61) http://www.archives.gov.ua/Sections/Famine/ http://www.nb.no/baser/nansen/english.html — это начало декабря 1921 в Бузулуке

31. «The Foreign Office and the famine : British documents on Ukraine and the Great Famine of 1932—1933 / edited by Marco Carynnyk, Lubomyr Y. Luciuk and Bohdan S. Kordan; with a foreword by Michael R. Marrus. Kingston, Ont. ; Vestal, N.Y. : Limestone Press, 1988. lxi, 493 p. ; 24 cm. ISBN 0-919642-31-4

32. «La famine en Russie» Album Illustre, Livraison No. 1, Geneva, Comite Russe de Secours aux Affames en Russie, 1922

33. The Great Famine-Genocide in Soviet Ukraine, 1932-1933 (Holodomor). The Nansen Electronic Photographic Archive (англ.)

34. Президент Украины принял участие в открытии выставки архивных документов о Голодоморе 1932—1933 годов. 24 ноября 2006 года

35. ИА «Росбалт»: «СБУ выдает за Голодомор „Великую депрессию“ в США» (Росбалт, 6 марта 2009)

36. «Глава СБУ признал, что на выставке о Голодоморе использовали фотографии из США» (ИА REGNUM, 17 марта 2009)

37. Марчин Войцеховский, 28 августа 2006 : «Историческая политика на Украине. Казацкий вариант» . «Gazeta Wyborcza» (Польша)

38. П.Кононенко. «Українознавство» . (укр.)

39. Роман Лях, Надія Темірова. Історія України. Підручник для 7-го класу. Київ, «Генеза», 2005. С. 6 (см. титульный лист и указанную страницу учебника)

40. «Голос України». «Великий скіф Будда: пророк, який не знав Бога?» (11 марта 2009) (укр.)

41. Портал «Русские в Казахстане»: «Джамбул поэтом не был, его творения сочинялись русскими поэтами»

42. Михаил Лидский ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ НЬЮ-ЙОРКСКОГО УЕЗДА, НАПИСАННАЯ В ЖАНРЕ "ЭНТЕРТЕЙНМЕНТА" (несколько замечаний по поводу книги Соломона Волкова “История культуры Санкт-Петербурга: с основания до наших дней”)

43. МЕМУАРЫ ШОСТАКОВИЧА

44. профессор музыки университета Манчестера

45. Jon Gonder . A Shostakovich Casebook. CAML review (official organ of the Canadian Association of Music Libraries, Archives, and Documentation Centres). v. 32 no. 3 November. "The second, however, "Volkov’s Testimony Reconsidered, « leaves no stone unturned as it outlines the multiplicity of problems and addresses them with such precision that any dispassionate reader will be persuaded that Volkov’s work is unquestionably suspect »

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фальсификация_истории