Главная              Рефераты - История

Армази город - реферат



План
Введение
1 Археология
2 История города
2.1 Основание
2.2 Расцвет
2.3 Упадок





Введение

Армази (груз. არმაზი) или Армазцихе (груз. არმაზციხე) — место в Грузии, в 2 км к северо-западу от Мцхеты и в 22 км к северу от Тбилиси. Является частью исторической Большой Мцхеты. На этом месте находился древний город Армази, столица Иберского царства. Армази особенно процветал в первые века нашей эры и был разрушен арабским вторжением 730 года.

1. Археология

Мелкие раскопки на территории Армази осуществлявшиеся в 1890 году раскрыли плинтус глинобитных стен города с каменными ступеньками. Также было расчищено двух-комнатное помещение, где обнаружили каменные осколки женского торс I века. С 1943 по 1948 год были проведены крупномасштабные раскопки под руководством Андриа Апакидзе из Грузинской АН, возобновившиеся в 1985 году и идущии до сих пор.

Они показали, что глинобитные крепостные стены и башни, построенные на постаменте из тесаных камней в первой половине I века, окружали территорию холма площадью в 30 га. Зданиях в пределах стен были расположены на террасах.

Были определены три культурных слоя: ранний принадлежит III-IV векам до н.э. векам до н.э. (Армази I ), средний III -I века до н.э. (Армази II ) и поздний относится к I - VI векам н.э. (Армази III ).

Армази I построен из массивных каменных блоков образующих неприступный фундамент, но стены выложенны из сырцового кирпича. В нём находится большой шестиколонный зал с черепичной крышей. В Армази II располагается храм с апсидой. Армази III - самый богатый слой, сделанный из аккуратно отёсанных каменных блоков, соединённых между собой известковым раствором и металлическими хомутами. Среди сохранившихся построек: царский дворец, несколько богато украшенных могил, бани и небольшой каменный мавзолей.[1]

Армази в настоящее время является частью Национального археологического музея-заповедника Большая Мцхета.[2]

2. История города

2.1. Основание

Археологические свидетельства говорят о том, что древний Армази был гораздо более обширным, чем сейчас. Стратегическое положение города было продиктовано лёгким доступом к Даряльскому ущелью - главной дороги на Большом Кавказе, по которой скифы вторгались на древний Ближний Восток.

Название города и его акрополя Армазцихе (არმაზციხე, буквально: цитадель Армази) обычно считают производными от Армази - имени главного божества языческого пантеона Иберии. Имя упоминается в ранне-средневековой грузинской истории, хотя оно, безусловно, гораздо старше и отражено в классическом имя Армастика или Гармозика у Страбона, Плиния, Птолемея, и Диона Кассия.

Согласно средневековым грузинским летописям, Армазцихе был основан в III веке до н.э. царём Иберии Фарнавазом I на месте, до сих пор известном, как Картли. Эта крепость стояла на современной горе, Багинети, что на правом берегу реки Кура, в месте её слияния с рекой Арагви. Другая цитадель, Цицамури (წიწამური) или Севсамора из классических авторов, стояла как раз напротив, на левом берегу реки Арагви и контролировала пути к горе Казбек.[1]

Даже после повышения Мцхеты, как столица Иберии, Армази остаётся святым городом иберийского язычества и один из оборонительных пунктов Мцхеты. Крепость была захвачена в 65 году до н.э. римским полководцем Помпеем во время его кампании по борьбе с иберийским царём Артагом. Разрушенную постройку того времени за рекой Кура до сих пор называют "Помпеев мост".

2.2. Расцвет

Расцвет Армази - это время когда Иберия была союзником римского императора. Каменные стелы, найденные в Армази в 1867 году сообщают о том, что римский император Веспасиан укрепил город Армази иберийского царя Митридата I в 75 году. [3] Эти стены построены так, чтобы заблокировать выход из Южных Дарьял, что было вероятно предупредительной мерой против алан, которые часто совершали набеги на протяжении всей кавказской границы римской Империи.

В течение этого периода, Армази управляется наследственными питиахш , (примерно тоже, что и сатрап или наместник царя). Питиахш были вторыми лицами в иерархии Иберского царства. При раскопка некрополя правящей династии были найдены два камня с выгравированными портретами двух питиахш: Аспарух (вероятно, современник римского императора Адриана, правил в 117-138 годах н.э.), Зевах (правил в 150 году н.э), редкий пример аутентичного дохристианского грузинского портрета. [5] Надписи на арамейском упоминают также царского архитектора и эпитропоса (надзиратель-управляющий).

Армази играл центральную роль в древней грузинской культурной жизни и в развитии местной эпиграфики, до изобретения грузинского алфавита в IV-V веках. Среди ряда интересных надписей найденых в Армази, наиболее важной является греко-арамейская эпитафия ("армазская билингва") почтившая память недолго жившей Серафиты и её благородное происхождение. Надпись содержит необычную по форме и начертанию букв, версию арамейского алфавита, которая стала известна как "армазское письмо". Эта находка подтверждает, что грузинское письмо генетически связано с разновидностью восточноарамейского письма (эллинистического периода), от которого происходит ряд письмен народов Востока. [6]

2.3. Упадок

При переносе грузинской столицы в Тбилиси в конце V или в начале VI века, Армази постепенно пришёл в упадок, но по-прежнему имел своих собственных высокопоставленных комендантов. Город был окончательно разрушен и стёрт с лица земли в 736 году арабским полководцем Мухаммадом ибн Марваном (в будущем — омейядский халиф Марван II).[1]

Город Армази никогда с тех пор не возрождался, но на его территории был построен монастырь святой Нины, между 1150 и 1178 годами, от которого ныне тоже остались руины.

Литература

1. Lang, David Marshall. "Armazi". Encyclopædia Iranica, Online Edition

2. Georgian Museums: National Archaeology Museum-Reserve of Greater Mtskheta. Ministry of Culture, Monuments Protection and Sports of Georgia .

3. Sherk, Robert K. (1988), The Roman Empire: Augustus to Hadrian , p. 128-9. Cambridge University Press, ISBN 0-521-33887-5.

4. Алано-Георгика 1993. № 1, с. 168.

5. Lang, David Marshall. "Asparukh". Encyclopædia Iranica, Online Edition .

6. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/015/507.htm Церетели Г. В., Армазское письмо и проблема происхождения грузинского алфавита, в сборнике: Эпиграфика Востока, кн. 2—3, М. — Л., 1948—49; его же, Древнейшие грузинские надписи из Палестины, Тбилиси, 1960.