Главная              Рефераты - История

Декларация независимости США 3 - реферат

2. Декларация независимости США

Декларация независимости США - исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, принят единогласно Вторым Континентальным конгрессом4 июля1776 года в Филадельфии, штат Пенсильвания.

День принятия (но не подписания) Декларации независимости, 4 июля, празднуется в США как День независимости. Декларация стала первым официальным документом, в котором колонии именовались «Соединенными Штатами Америки».

2.1 Принятие Декларации независимости

5 сентября 1774 года в Филадельфии был созван I Континентальный конгресс, в работе которого приняли участие представители 12 колоний (Джорджия не участвовала). Конгресс направил королю послание, требовавшее отмены законов, нарушающих интересы колоний, и объявлял бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационных актов. Но так как английский парламент и король Георг III отвергли требования конгресса, вооружённый конфликт между обеими сторонами стал неизбежным. Можно сказать, что созыв I Континентального конгресса и принятые на нем решения стали по существу первыми проявлениями совместной, организованной деятельности американских колоний. Именно тогда были заложены основы для их дальнейшего объединения, закреплённые на II Конгрессе принятием решения об организации совместных военных действий. Уже в ходе войны окончательно созрело стремление вести борьбу вплоть до полного отделения от метрополии и получения колониями статуса независимых государств. 15 мая 1776 года по предложению Самюэля Адамса конгресс официально санкционировал образование независимых от Англии штатов. Конституции штатов расширяли демократические права населения. Почти повсеместно были приняты «билли о правах», которые провозглашали свободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т. д. Следует добавить, что принятие новых конституций во всех штатах знаменовало собой важных шаг революционного значения. Эти конституции уничтожали привилегии земельной аристократии, запрещали взыскивать фиксированную ренту и ликвидировать другие пережитки феодализма. Политическая власть перешла в руки национальной буржуазии и плантаторов.[1]

Колонии объявили себя республиками-штатами, а 1 июля 1776 года законодательным собранием Виргинии была принята так называемая Виргинская декларация прав, которая явилась первой декларацией в истории американского народа. Эта декларация охватывала весь круг идей, обосновывавших отделение от Англии и образование демократической республики. Она говорила о защите «жизни, свободы и собственности».

Самым важным в работе Второго Континентального конгресса является принятие 4 июля 1776 года Декларации независимости Соединённых штатов Америки. Проект Декларации поручили подготовить комиссии из пяти членов конгресса в составе Томаса Джефферсона, Джона Адамса, Бенджамина Франклина, Роджера Шермана и Роберта Ливингстона. Однако полномочия по созданию проекта Декларации были переданы в руки Томаса Джефферсона, который 17 дней (с 11 по 28 июня) работал над её текстом, не прибегая к помощи научных трактатов, памфлетов и коллег по комитету. Проект Джефферсона с незначительными редакционными поправками Дж. Адамса и Б. Франклина 28 июня был предоставлен конгрессу как «Декларация представителей Соединённых Штатов Америки, собравшихся на Генеральный Конгресс». 19 июля Конгресс изменил название: «Единогласная декларация тринадцать объединённых Штатов Америки». Обсуждение проекта Декларации началось в первых числах июля и продолжалось три дня. В ходе обсуждения в него были внесены изменения, в частности был изъят раздел, который осуждал рабство и работорговлю. Он был вычеркнут в угоду Южной Каролине и Джорджии, которые никогда не пытались ограничить ввоз рабов, а напротив, намеревались продолжать работорговлю. Из 1800 слов документа члены Конгресса выбросили около четверти текста, было заменено несколько фраз и слов и сделано две вставки. Слова были заменены на более приемлемые, в ряде случаев более точные и менее эмоциональные. Декларация была одобрена 2 июля. Провозглашённые Декларацией принципы в наименьшей степени отвечали и интересам национальной буржуазии, которая выступала в союзе с плантаторами против старых колониальных порядков и господства тесно связанной с метрополией колониальной аристократии. Национальная буржуазия была заинтересована в революционных преобразований для того, чтобы смести со своего пути барьеры, мешавшие её продвижению к власти. В этом отношении показателен и состав депутатов, подписавших Декларацию Независимости. Вечером 4 июля Декларация была удостоверена подписями президента конгресса Дж. Хэнкока и секретаря Ч. Томаса. Три четверти подписавших нажили свои состояния на торговле и контрабанде. В целом из 56 подписей 13 принадлежали купцам, 8 - плантаторам, 28 - адвокатам, которые в свою очередь были купцами, плантаторами либо непосредственными представителями тех или других, и 7 - представителям различных профессий. Следует отметить, что делегация Нью-Йорка в голосования не участвовала из-за отсутствия у неё необходимых полномочий и присоединилась к общему мнению только 15 июля.[2]

2.2 История создания документа

Для выработки текста декларации был создан комитет из 5 представителей колоний: Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Роберт Ливингстон и Роджер Шерман.

Основную работу по написанию декларации проделал Томас Джефферсон, впоследствии третий президент Соединенных Штатов. 1 июля 1776 г. текст декларации был представлен конгрессу на обсуждение, и 4 июля 1776 года - утвержден конгрессом и подписан президентом конгресса Джоном Хенкоком и секретарем Чарльзом Томсоном.[3]

19 июля 1776 года конгресс распорядился, чтобы декларация была «должным образом переписана крупными буквами на пергамене под заголовком «Единогласная декларация тринадцати Соединенных Штатов Америки» и подписана всеми членами Конгресса». По первоначальному, печатному варианту, утвержденному 4 июля, была создана каллиграфическая копия документа.

Каллиграфическую работу поручили помощнику Чарльза Томсона, Тимоти Мэтлэку. Этот рукописный вариант текста был подписан представителями всех тринадцати колоний 2 августа1776 г.

Известие о единогласном принятии Декларации всеми колониями - Соединенными Штатами Америки достигло короля Великобритании Георга III10 сентября.

Оттиск этой рукописной копии документа с подписями всех представителей, выполненный В. Стоуном в 1820 году, хранится в Национальных Архивах США.[4]

Декларация независимости не только объясняла причины, побудившие американцев к отделению от метрополии. Это был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основы государственного устройства. Ее чеканные формулировки утверждали за народом право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашали основные идеи демократии - равенство людей, их «неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Декларация стала не только «свидетельством о рождении» нового государства, но и признанным памятником американской литературы: Джефферсону удалось выразить известные принципы и идеи великолепным языком, в краткой и доступной форме.

Церемония подписания воспроизведенной на пергаменте Декларации состоялась 2 августа 1776 г., когда вслед за Дж. Хэнкоком поставили свои подписи еще 55 человек. Дж. Дикинсон, Дж. Джей и Р. Р. Ливингстон отказались подписать Декларацию. Вместе с тем свои подписи поставили К. Брактон и Э. Ратледж, выступавшие ранее против нее, и Р. Моррис, считавший ее преждевременной. Ряд подписей (Т. Маккин, М. Торнтон) появились значительно позже 2 августа.[5]

Значение «Декларации» вышло за пределы одной страны. В эпоху, когда господствовал феодальный строй, она бросала вызов этому строю. Вместо власти королей - власть народа, вместо сословных привилегий - равенство всех в правах, вместо монархии - республика.

Чтобы добиться независимости, американскому народу пришлось вести многолетнюю кровопролитную войну с Англией. Только в 1783 г. Англия признала независимость США.[6]

За годы войны и вскоре после нее в США было покончено с пережитками феодализма, землевладельцы-аристократы изгнаны из страны, было отменено рабство белых, и негры в Северных штатах (где их было немного) получили свободу. Власть в стране перешла в руки буржуазии Севера и плантаторов Юга. В США совершилась буржуазная революция - первая американская революция. Но в Южных штатах сохранилось рабство негров, и это привело впоследствии к гражданской войне - второй американской революции.

Заключение

Американская государство возникла в ХVIII в. вследствие масштабных миграционных процессов - перемещения значительных масс населения, с Старого в новый мир.

С ХVII в. Колонизацию (основания поселений и освоение территорий) Северной Америке осуществляли Испания, Франция, Голландия и Англия. Наиболее жизнеспособными поселениями на атлантическому побережье оказались английские.

Из Англии, где начала назревать революция, в Америку плыло особенно много переселенцев. Развитие капитализма сопровождался разорением крестьян и ремесленников и они искали лучшую судьбу за океаном. Сюда же бежали от религиозных преследований Стюартов пуритане. Будучи заинтересованной по развитию колониального хозяйства Великобритания одновременно побаивалась экономического своих американских колоний, что, как это понимали в Лондоне, может привести к созданию на их базе нового, независимого от Англии, государственного соединения. С помощью экономического и политического давления Великобритания пыталась (и к определенному времени это ей удавалось) удержать американские колонии в области своего влияния.

Образование государственности США было у перспективе неизбежным, и объяснялось это, прежде всего, экономическими предпосылками: изначально колонии по своему социально-экономическим характером были буржуазными. Стюарты (Яков I, Карл I) приложили немало усилий по образования здесь феодальных порядков. При наличии немалого количества свободных земель трудно было заставить переселенца работать на феодала. Европейцы убежавшие от европейских сеньоров, прибывали не затем, чтобы строить новый феодализм. Это были, в большинстве, энергичные, смелые и решительные люди. Они рвались к свободе действий, совести (веры), собственности. Запихнуть их обратно в рамки феодализма было почти невозможно.

В результате, государственнические идеи логично вызревали в обществе изначального заселения Нового Света. Экономические противоречия естественно переросли в идеологическую, а вскоре военную конфронтацию, где метрополия стремилась навязать Новому Свету архаичные и в тот момент уже объективно отжившие феодальные отношения, а колонии, свою очередь, отстаивали свои правах и свободы, права и свободы нового американского народа.

Введение

В иерархии активных и популярных президентов, о которых американские историки и политологи спорят полушутя, полусерьезно, до 1900 года Томас Джефферсон (1801-1809) стоит на третьем месте после отца страны Вашингтона (1789-1797) и "освободителя рабов" Авраама Линкольна (1861-1865). Национально-исторический эпос представляет портрет Джефферсона, прежде всего, как главного автора Декларации независимости 1776 года и Закона о свободе религии в Виргинии 1786 года. Его имя стало привычным определением в американской политической риторике: демократия Джефферсона или республиканизм Джефферсона и джефферсонианство обозначают сегодня соединение прав отдельных штатов и местного самоуправления, строгого соблюдения предписаний конституции (ограничивающих федеральное правительство), поощрения сельского хозяйства и сельской жизни, а не торговли и промышленности в городах, и, прежде всего, большой веры в умственные способности большинства избирателей (простых людей).

Невозможно переоценить вклад Томаса Джефферсона в развитие своей страны. Уже в 26-летнем возрасте Томас Джефферсон был избран депутатом Виргинской законодательной ассамблеи, в стенах которой провел шесть лет (1769-1775 гг.), зарекомендовав себя поборником сопротивления политике метрополии, направленной на безусловное подчинение североамериканских колоний господству Англии. Джефферсон выступал активным участником освободительного движения колоний, вылившегося в войну за независимость США 1775-1783 гг. В 1775 г. Он был избран депутатом Континентального конгресса, принявшего впоследствии историческое решение об отделении североамериканских колоний от Англии.

В 1776-1779 гг. он, член законодательного собрания Виргинии, входил в состав комиссии по пересмотру законов штата. Им была написана преамбула в Виргинской конституции, содержавшая многие идеи Декларации независимости.

В 1779-1781 гг. он занимал пост губернатора Виргинии. Джефферсон одобрил выработанную Конституционным конвентом в 1787 г. Федеральную конституцию при условии ее дополнения статьями о правах человека. В 1791 г. Конгресс США принял Билль о правах человека, который составляет основу ныне действующей американской конституции.

В 1790-1793 гг. Джефферсон находился на посту государственного секретаря в первом правительстве Джорджа Вашингтона. В 1796 г. он был избран вице-президентом, а затем в 1800 и 1804 гг., - президентом США.

1. Идеи Томаса Джефферсона о равноправии и свободе нации

Молодой виргинский плантатор Томас Джефферсон выдвинулся в число лидеров патриотического движения за четыре – пять лет до провозглашения независимости. В 1774 г. он опубликовал анонимно – но об авторстве его было хорошо известно – блестящий памфлет “Общий обзор прав Британской Америки”. О Джефферсоне узнали в других колониях. Он был избран делегатом I, а затем и II Континентального конгресса. В июне 1776 г. 33-летнему виргинцу поручили составление Декларации независимости. Надо сказать, что Джефферсон поначалу отказывался от выполнения данной роли, однако после убедительных доводов Адамса был вынужден согласиться. За семнадцать дней Томас Джефферсон закончил этот напряженный труд, ставший историческим подвигом и прославивший его имя.

Уже во время предварительного рассмотрения проект Томаса Джефферсона вызвал решительные возражения со стороны лояльно настроенных членов комиссии. Франклин и Адамс, внеся несколько чисто стилистических поправок, одобрили текст и 30 июня 1776 года Декларация была представлена на рассмотрение в конгресс с рекомендациями о ее утверждении. Борьба продолжалась и в конгрессе. Характер дискуссии многие исследователи отмечали как доброжелательный. Более того, делегаты признали Декларацию шедевром и приняли ее, внеся всего лишь две принципиальные поправки. Одна из них была вполне оправданной, так как в итоге привела к смягчению излишне резких обвинений в адрес английского народа по поводу его недостаточной поддержки борьбы колонистов.

Вторая поправка имела гораздо более существенное значение. Речь шла о том пункте Декларации, где Томас Джефферсон в форме одного из обвинений, предъявленных Георгу 3, осудил рабовладение и работорговлю.

Пункт этот гласил, что английский король «вел жестокую войну против самой человеческой природы. Он посягал на ее самые священные права – жизнь и свободу лиц, принадлежащих к народам, живущим далеко отсюда и никогда не причинявшим ему ничего дурного. Он захватывал и обращал их в рабство в другом полушарии. Причем часто они погибали ужасной смертью, не выдержав перевозки. Эту пиратскую войну, позорящую даже языческие страны, вел христианский король Англии. Исполненный решимости сохранить рамки, где человека можно купить и продать, он обесчестил назначение власти, когда подавлял любую законодательную попытку запретить или ограничить эту отвратительную торговлю».

В 1776 г. он предлагает виргинской ассамблее проект конституции штата, согласно которому все незанятые земли становятся общественным достоянием и используются исключительно для бесплатного наделения каждого неимущего участком в 50 акров. Выступая за устранение контрастов во владении земельной собственностью и её прогрессивным налогообложением, Джефферсон никогда не определял, каким должен быть её максимум. Не был он и сторонником радикального уравнительства: “Я сознаю, что равное распределение собственности неосуществимо”.

Предложения Джефферсона серьёзно ущемляли интересы рабовладельцев: блокировали им доступ к свободным западным землям, о которых они грезили во сне и наяву. Но Джефферсон, развивая демократические идеалы, шёл вместе с тем на всевозможные компромиссы с плантаторами, которые уже через год после начала революции добились распродажи западного земельного фонда. Под напором буржуазно-плантаторных кругов, Джефферсон отказывается от идеи бесплатного наделения всех неимущих минимумом земельной собственности.

Поражением для Джефферсона закончились его столкновения с плантаторными верхами в вопросе о рабстве. До 1776 г. в патриотическом движении не раздалось ни одного открытого голоса в защиту рабства. При первом же обсуждении вопроса о рабстве в Континентальном конгрессе, выяснилось, что южные плантаторы, извлекавшие прибыль из работорговли, сочли излишним пункт, осуждавший негритянскую неволю, и вычеркнули его. Но постепенно распространялась мысль, что рабство существует и сохраняется исключительно по вине английской короны. Её разделял и Т. Джефферсон, писавший: “Отмена у себя рабства – величайший предмет желаний в колониях”. Одновременно в Виргинии, родном штате Джефферсона, конвент, обсуждавший билль о правах и конституцию штата, решительно возразил против положения: “Все люди сотворены равными”. Несколько позднее виргинские суды объявили, что утверждение Декларации независимости об естественном равенстве людей не распространяется ни на свободных негров, ни на рабов. Также, суды выступали за высокий ценз, Джефферсон же настаивал на предоставлении права голоса всем взрослым свободным белым мужчинам. Кроме того, он требовал одобрения конституции и любых сколь-либо важных законов на основе прямого народного волеизъявления.

Одной из важнейших национальных проблем США того времени был вопрос о рабстве.

Находясь в сердцевине края, где рабовладение отстаивает истину, что цвет кожи не влияет на умственные и душевные качества, что все расы равны. В 1809 году Томас Джефферсон пишет своему европейскому корреспонденту аббату Грегуару: «Никто из живущих не желает искренне, чем я, видеть полное развенчание сомнений, которые я сам ранее разделял выражал, о степени понятливости, присущей им (неграм) от природы, я пришел к выводу, что в этом отношении они нам равны». Здесь нетрудно обнаружить отвлеченную философия Джефферсона, трудно совместить с ней практическую деятельность владельца Монтиселло. Пользуясь трудом рабов, Джефферсон видит путь их эмансипации в долгой эволюции от поколения к поколению. Семена, породившие такое отношение к рабству, впитаны им с детства, все его виргинское окружение не мыслимо себе иной системы жизни для «чернокожих». Это вопрос – один из тех пунктов, где чувство справедливости у Томаса Джефферсона тускнеет и доходит до моральной слепоты.

Все же следует отметить, что Джефферсон твердо верил в то, что уравнение негров в правах с белыми – исключительно вопрос времени и просвещения. Разрабатывая проект Виргинского университета, он предусматривал возможность учебы там для представителей всех рас.

Томас Джефферсон еще в само начале своей политической карьеры активно выступал за улучшение положения негров-рабов и в последующие годы он все более настойчиво осуждал этот позорный институт, противоречивший его социально-политическим идеалам. Определенной опорой для него служила позиция части южных плантаторов, испытывавших сомнения относительно дальнейшего сохранения рабства. Эта тенденция имела место не только в Виргинии, но и других колониях - Северной Каролине, Мэриленде. Объяснялась она тем, что истощение земель и падение цен на табак привели к кризису плантационной системы, в условиях которого рабский труд становился все менее рентабельным.

Если в названных колониях по крайней мере впоследствии предпринимались попытки ограничить импорт рабов, то диаметрально противоположную позицию занимали Южная Каролина и Джорджия. Там производились рис и индиго, по-прежнему пользовавшиеся высоким спросом на мировом рынке, и в увеличении ввоза рабов местные плантаторы видели залог своего процветания. В сохранении института рабства были весьма заинтересованы купцы Севера, которым торговля неграми приносила огромные доходы.

Именно поэтому приведенное место из проекта Джефферсона встретило решительную оппозицию и, несмотря на все усилия его сторонников, в конце концов было исключено из Декларации. «Пункт... осуждающий порабощение жителей Африки, - констатировал Томас Джефферсон, - был изъят в угоду Южной Каролине и Джорджии, которые никогда не пытались ограничить ввоз рабов и, напротив, намеревались продолжать работорговлю».

Обвинения в адрес английского короля и парламента, составлявшие всю вторую часть Декларации, касались также запрета переселяться на западные земли, установления высоких пошлин, ограничения торговли, обложения налогами колонистов без их согласия, пренебрежением к местным органам самоуправления, закрытия портов, применения войск против народа и т.д. В этом отношении написанный Томасом Джефферсоном документ во многом напоминал подготовленную им же и принятую конгрессом в 1775 году декларацию «О причинах, заставивших американцев выступить с оружием в руках против Англии».

Основное различие состояло в том, что теперь перечень «беспрестанных несправедливостей и узурпаций» со стороны метрополии, «имевших своей прямой целью установление неограниченной тирании», был расширен, а главное- заканчивался выводом о неизбежности разрыва Северной Америки с Англией.

Декларация независимости, однако, оставила нерешенными ряд других проблем, которые приобрели в то время значительную остроту. Среди них такие, как социальное и политическое бесправие населения, обусловленное имущественным и половым цензом.

Однако, работая над документом, Томас Джефферсон ставил перед собой гораздо более широкую задачу. Для него борьба за независимость была прежде всего битвой за создание свободного американского государства, основанного на демократических принципах. И свое понимание этих принципов он выразил самом начале написанного им текста, подчеркнув, тем самым, что придает им важнейшее значение.

Именно эта короткая, но насыщенная искрометными идеями преамбула принесла Декларации и ее автору всемирную славу. Она начинается следующими словами: «Когда в ходе человеческий событий становится необходимым для народа порвать политические связи, которые соединяли его с другим народом, и занять место, на которое человеческие и божеские законы дают ему право, следует из уважения к другим народам объяснить причины, побудившие его к отделению».

Как отмечают историки, «сущностью политической философии Декларации являлся принцип народного суверенитета». И действительно, в одной фразе было выражено право нации и на самоопределение, обусловленное единство волей народа, являющейся, таким образом, высшим началом, и на равное место среди других наций, что, бесспорно, означает призыв к отказу от посягательств на свободу и независимость народов. Вместе с тем выраженное здесь же желание объяснить всему миру «причины, побудившие к отделению», представляют собой не что иное, как провозглашение принципа взаимного уважения народов.

Далее следует определение социально-правовых основ человеческого общества. Оно гласит: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремления к частью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья справедливая власть зиждется на согласии управляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления нарушает этот принцип, народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью.

Провозглашение этих принципов означало отказ от феодально-абсолютистской идейной традиции. Оно также представляло собой революционную трактовку идей Просвещения, и прежде все учения Джона Локка «О царстве разума», основанном на «естественном равенстве людей», на свободе частой жизни личности и на праве частной собственности. Из соответствующей этому учению формулы неотъемлемых прав человека Томас Джефферсон решительно исключил обладание собственностью, заменив его стремлением к счастью. И этот выбор определил прогрессивное значение Декларации, так как наделял равными правами всех людей независимо от их имущественного положения.

Развивая идею равноправия, Декларация провозглашает народ единственным вершителем своей судьбы. Только на «согласии управляемых» основана власть правительства, и он вправе «изменить ли уничтожить» форму правления, если сочтут, если она противоречит их стремлению к «безопасности и счастью». Это положение означает, что провозглашенное Декларацией «право на революцию не подлежит никакому сомнению».

Спустя почти столетие после принятия Декларации президент США А. Линкольн говорил: «Достоин любой чести Джефферсон, который в конкретной напряженной обстановке борьбы за национальную независимость одного народа проявил качества хладнокровия, предвидения и мудрости, введя в обычный революционный документ абстрактную истину, действенную во все времена и для всех народы».

И хотя лишь годы спустя стало широко известно, кем написана Декларация независимости, ее создание явилось важной вехой в жизни и деятельности Томаса Джефферсона. Это его творением был первый в истории государственный документ, провозгласивший основой организации человеческого общества народный суверенитет, равенство всех людей и неотъемлемое право не только на жизнь, но и на свободу и стремление к счастью, но и на революцию во имя этих целей. Идеям, выраженным в Декларации, он сохранил верность навсегда. Почти три с половиной десятилетия после принятия ее конгрессом, в 1810 году, Томас Джефферсон писал, что забота о свободе и счастье людей должна быть целью всякой политической организации и «всех человеческих усилий».

Декларация независимости на века прославила Джефферсона, поставив его в один ряд с величайшими идеологами Просвещения. Но ее создание оказалось только началом долгого пути, больших свершений. Томас Джефферсон взял на себя труд подготовить проект конституции для штата Виргиния. Но этот проект не был принят, так как в тот момент достаточно сильны были консерваторы. Они взяли из проекта Джефферсона лишь несколько фраз, хотя и эти несколько фраз определили достаточно прогрессивный характер виргинской Конституции. Эти положения касались провозглашения народного суверенитета и права на революцию, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, провозглашения и гарантирования свободы печати, запрета передачи должностей по наследству, налогообложения без представительства. Консервативный блок отверг ряд других положений, касающихся запрета на ввоз и торговлю рабами, раздела государственных земель.

Таким образом принятая под давлением консервативных элементов виргинская конституция была направлена на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию войны за независимость в борьбу за демократические права граждан и социальные преобразования.

Декларация независимости США

Декларация Независимости, основополагающий документ американской революции, принятый Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года и провозгласивший отделение от Великобритании ее 13 североамериканских колоний. Неизбежность разрыва с метрополией, особенно возросшая после начала в апреле 1775 года военных действий, осознавалась все большим числом американцев. 7 июня 1776 года Р. Г. Ли на заседании конгресса внес поддержанную Дж. Адамсом резолюцию, утверждавшую: «что эти Соединенные Колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми Штатами; что они полностью освобождаются от верности британской короне; что всякая политическая связь между ними и государством Великобритания является и должна быть полностью расторгнута». После дебатов, прошедших 7 - 10 июня, голосование резолюции было отложено до 1 июля, а 11 июня для подготовки Декларации в поддержку этой резолюции избран комитет в составе Т. Джефферсона, Дж. Адамса, Б. Франклина, Р. Шермана и Р. Р. Ливингстона. Комитет поручил составить проект Декларации Джефферсону, который 17 дней (с 11 по 28 июня) работал над ее текстом, не прибегая к помощи научных трактатов, памфлетов или коллег по комитету. Декларация, как вспоминал позднее ее автор, была призвана «служить выражением американских устремлений и придать ему должный тон и дух».

Проект Джефферсона с незначительными редакционными поправками Дж. Адамса и Б. Франклина 28 июня был предоставлен конгрессу. Обсуждение резолюции Р. Г. Ли возобновилось 1 июля и завершилось ее единодушным утверждением на следующий день. Затем началось обсуждение проекта Декларации, в ходе которого в него были внесены изменения, в частности изъят раздел, осуждавший рабство и работорговлю. Вечером 4 июля Декларация была единогласно одобрена и удостоверена подписями президента конгресса Дж. Хэнкока и секретаря Ч. Томсона. Делегация Нью-Йорка в голосованиях 2 и 4 июля не участвовала из-за отсутствия у нее необходимых полномочий и присоединилась к общему мнению только 15 июля.

Декларация независимости не только объясняла причины, побудившие американцев к отделению от метрополии. Это был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основы государственного устройства. Ее чеканные формулировки утверждали за народом право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашали основные идеи демократии - равенство людей, их «неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Декларация стала не только «свидетельством о рождении» нового государства, но и признанным памятником американской литературы: Джефферсону удалось выразить известные принципы и идеи великолепным языком, в краткой и доступной форме.

Церемония подписания воспроизведенной на пергаменте Декларации состоялась 2 августа 1776 года, когда вслед за Дж. Хэнкоком поставили свои подписи еще 55 человек. Дж. Дикинсон, Дж. Джей и Р. Р. Ливингстон отказались подписать Декларацию. Вместе с тем свои подписи поставили К. Брактон и Э. Ратледж, выступавшие ранее против нее, и Р. Моррис, считавший ее преждевременной. Ряд подписей (Т. Маккин, М. Торнтон) появились значительно позже 2 августа. Имена всех 56 человек, подписавших Декларацию вошли в историю США, им посвящена обширная литература и мемориал в Вашингтоне. На известной картине Дж. Трамбла «Подписание Декларации независимости», висящей в Ротонде Капитолия, 36 из 48 изображенных персонажей написаны при их жизни.

Оригинал Декларации, хранившийся в Библиотеке конгресса, в декабре 1952 году был перевезен в здание Национального архива США на Конститьюшн-авеню в Вашингтоне и наряду с подлинниками Конституции США и Билля о правах представлен для обозрения в выставочном зале.

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании - это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма. Для подтверждения сказанного выше представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты.

  • Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага.
  • Он запрещал своим губернаторам проводить неотложные и чрезвычайно важные законы, если только их действие не откладывалось до получения королевского согласия, но когда они таким способом приостанавливались, он демонстративно оставлял их без всякого внимания.
  • Он разрешил проводить другие законы, важные для жизни населения обширных округов, только при условии, что оно откажется от права на представительство в легислатуре, то есть от права, бесценного для него и опасного только для тиранов.
  • Он созывал законодательные органы в непривычных и в неудобных местах, находящихся на большом удалении от места хранения их официальных документов, с единственной целью измором заставить их согласиться с предлагаемой им политикой.
  • Он неоднократно распускал палаты представителей, мужественно и твердо противостоявшие его посягательствам на права народа.
  • Он в течение длительного срока после такого роспуска отказывал в выборах других депутатов, в результате чего законодательные полномочия, которые по своей сути неуничтожаемы, возвращались для их осуществления народу в целом; штат тем временем подвергался всем опасностям, проистекавшим как от внешнего вторжения, так и от внутренних беспорядков.
  • Он пытался помешать заселению этих штатов, игнорируя по этой причине законы о натурализации иностранцев, отказывая в принятии других законов, направленных на поощрение иммиграции, а также затрудняя выделение новых земельных участков.
  • Он создавал препятствия для осуществления правосудия, отказываясь давать согласие на принятие законов об организации судебной власти.
  • Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования.
  • Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
  • Он в мирное время содержал у нас постоянную армию без согласия наших легислатур.
  • Он стремился превратить военную власть в независимую и более высокую по отношению к гражданской власти.
  • Он объединялся с другими лицами, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами, утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие:

- для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил;

- для освобождения посредством судебных процессов, являющихся таковыми только по видимости, от наказаний военных, совершивших убийства жителей этих штатов;

- для прекращения нашей торговли со всеми частями света;

- для обложения нас налогами без нашего согласия;

- для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;

- для отправки жителей колоний за моря с целью предания их там суду за приписываемые им преступления;

- для отмены свободной системы английских законов в соседней провинции путем установления в ней деспотического правления и расширения ее границ таким образом, чтобы она служила одновременно примером и готовым инструментом для введения такого же абсолютистского правления в наших колониях;

- для отзыва предоставленных нам хартий, отмены наших наиболее полезных законов и коренного изменения форм нашего правительства;

- для приостановления деятельности наших легислатур и присвоения себе полномочий законодательствовать вместо нас в самых различных случаях.

  • Он отказался от управления колониями, объявив о лишении нас его защиты и начав против нас войну.
  • Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и лишал наших людей жизни.
  • Он в настоящий момент посылает к нам большую армию иностранных наемников с тем, чтобы окончательно посеять у нас смерть, разорение и установить тиранию, которые уже нашли свое выражение в фактах жестокости и вероломства, какие едва ли имели место даже в самые варварские времена, и абсолютно недостойны для главы цивилизованной нации.
  • Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, воевать против своей страны, убивать своих друзей и братьев либо самим погибать от их рук.
  • Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола и семейного положения.

В ответ на эти притеснения мы каждый раз подавали петиции, составленные в самом сдержанном тоне, с просьбой о восстановлении наших прав: в ответ на наши повторные петиции следовали лишь новые несправедливости. Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа.

В равной степени не оставляли мы без внимания и наших британских братьев. Время от времени мы предостерегали их от попыток парламента незаконным образом подчинить нас своей юрисдикции. Мы напоминали им о причинах, в силу которых мы эмигрировали и поселились здесь. Мы взывали к их прирожденному чувству справедливости и великодушию и заклинали их, ради наших общих кровных уз, осудить эти притеснения, которые с неизбежностью должны были привести к разрыву наших связей и общения. Они также оставались глухими к голосу справедливости и общей крови. Поэтому мы вынуждены признать неотвратимость нашего разделения и рассматривать их, как мы рассматриваем и остальную часть человечества, в качестве врагов во время войны, друзей в мирное время.

Поэтому мы, представители соединенных Штатов Америки, собравшись на общий Конгресс, призывая Всевышнего подтвердить честность наших намерений, от имени и по уполномочию доброго народа этих колоний, торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к британской короне и что все политические связи между ними и Британским государством должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых штатов они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое государство. И с твердой уверенностью в покровительстве Божественного Провидения мы клянемся друг другу поддерживать настоящую Декларацию своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.

Декларация независимости США — исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, принят единогласно Вторым Континентальным конгрессом4 июля1776 года в Филадельфии, штат Пенсильвания.

День принятия (но не подписания) Декларации независимости, 4 июля, празднуется в США как День независимости. Декларация стала первым официальным документом, в котором колонии именовались «Соединенными Штатами Америки».(Ссылка на источник)

Что предшествовало принятию Декларация независимости?

В начале XVII в. на атлантическом берегу Северной Америки, покрытом густыми лесами, появились первые колонисты из Англии. Продвигаясь вглубь материка, они оттесняли на запад и истребляли коренное население — индейцев. К 1775 г. в 13 английских колониях в Северной Америке насчитывалось уже более 2,5 млн. поселенцев. Основную часть их составляли крестьяне-фермеры. Они строили бревенчатые хижины, расчищали в девственных лесах участки под пашни, возделывали пшеницу или кукурузу. Среди колонистов были ремесленники, рыбаки, рабочие шерстяных, стекольных, кожевенных мануфактур, а также верфей, на которых сооружались корабли для английских купцов.

Уже с самого начала в колониях проявились резкие социальные различия между основной массой поселенцев: фермерами, ремесленниками, неграми-рабами и богачами эксплуататорами. Большие состояния в колониях имели купцы, торговавшие с Англией, работорговцы, поставлявшие рабов из Африки, крупные землевладельцы-аристократы, получившие в подарок от английского короля огромные поместья. В своих владениях они пытались насаждать феодальные порядки, требуя с фермеров оброк за пользование землей.

В южных колониях: Виргинии, Северной и Южной Каролине, Джорджии — распространилось плантационное хозяйство. На обширных плантациях табака, риса и других культур трудилось много рабов.

Богатые рабовладельцы строили роскошные усадьбы на берегах рек. Раз в год к причалам таких усадеб подплывали корабли из Англии, привозившие бархат, шелка, вина, дорогую мебель и другие товары для плантатора и его семьи. В обратный путь корабли отправлялись груженные кипами табака. Плантаторы жили во дворцах с колоннами, с большими залами для приема гостей. А позади дворцов теснились жалкие хижины рабов. На рассвете надсмотрщики, вооруженные ружьями и плетьми, поднимали рабов на работу: за неповиновение — пуля или петля, за минуту отдыха — хлыст надсмотрщика. Рабы устраивали заговоры и поднимали восстания. Расправа с восставшими была чудовищна: их заковывали в цепи, истязали, вешали, заживо сжигали. Для устрашения рабов головы казненных выставлялись на шестах.

В колониях были не только черные рабы (негры), но и белые. Их здесь называли кабальными слугами. Это были нищие, бедняки, арестованные за долги, каторжники, иногда военнопленные или политические заключенные. Всех этих людей насильно отправляли из Англии в колонии и продавали во временное рабство, на 5 — 7 лет.

Не только рабы, но и фермеры выступали против властей и крупных землевладельцев. Они добивались отмены оброка за пользование землей, принадлежавшей аристократам.

В 1768 — 1771 гг. в колонии Северная Каролина восстали 5 тыс. фермеров, арендовавших земли английского короля. Восставшие разрушили дома чиновников и вступили в бой с правительственными войсками. В одном из боев было убито 30 фермеров, 200 взято в плен, а затем 10 зачинщиков восстания было казнено.

Английский король, лорды и крупная буржуазия стремились извлечь как можно больше дохода из североамериканских колоний, но в то же время, опасаясь конкуренции, они всячески тормозили развитие там промышленности и торговли.

Колонистам-предпринимателям английские власти запрещали основывать шерстяные, железоделательные и другие мануфактуры, купцам разрешали торговать только с Англией и перевозить товары только на английских кораблях. Притеснений было бесчисленное множество. Например, железо разрешалось добывать только для вывоза в Англию, в колониях запрещалось изготовление каких-либо изделий из железа. Английская буржуазия рассматривала свои владения в Северной Америке как источник дешевого сырья для английской промышленности и выгодный рынок сбыта промышленных товаров. Жители Бостона, например, жаловались, что «колонист не может изготовить пуговицы, подковы или гвоздя» без того, чтобы английские купцы не подняли шум, что их лишают «законных доходов».

Особенно сильное недовольство вызвала аграрная (земельная) политика метрополии: в 1763 г. королевским указом было запрещено кому бы то ни было переселяться на запад, за гряду Аллеганских гор. Сделано это было для того, чтобы фермеры-арендаторы не уходили на запад, на индейские земли, лишая тем самым землевладельцев-аристократов доходов от арендной платы.

Королевский указ ударил не только по фермерам, но и по рабовладельцам, которые хищнически использовали земли плантаций, а истощив их, передвигались с рабами на запад, на плодородную целину. Так, предкам теперешних американцев пришлось испытать на себе колониальный гнет.

Недовольство зрело год от года, и, когда королевский парламент в 1765 г. ввел гербовый сбор в колониях, т. е. обложил налогами в пользу Англии буквально каждый шаг колонистов — каждую торговую сделку, каждый номер газеты, каждую справку, выдаваемую властями жителям, возмущение колонистов прорвалось наружу. Сопротивление их было единодушным. Сборщиков налогов, по народному обычаю, обмазывали дегтем и вываливали в перьях, а потом носили их на длинных шестах по улицам или возили в телегах под оглушительный стук в сковороды и ведра. Колонисты перестали покупать английские товары, начали одеваться в грубые домотканые одежды и даже вместо чая, привозимого из Англии, пили настой из малины.

В 1769 г. видные деятели колоний: Джордж Вашингтон, будущий вождь революционной армии, Томас Джефферсон, впоследствии автор «Деклараций независимости» и пламенный оратор, борец против колониального угнетения Патрик Генри — организовали в Виргинии объединение для бойкота английских товаров. Вскоре такие же организации возникли и в других колониях.

Английский парламент вынужден был пойти на уступку и отменить введенные налоги. Об этом его просили даже лондонские купцы, которые несли большие убытки от бойкота английских товаров в Америке. Однако, отменив одни налоги, парламент тут же ввел другие и послал для наведения «порядка» два английских полка в Бостон — главный торговый порт северных колоний. Когда солдаты высадились в городе, возмущенные бостонцы собрались на митинг и решили готовиться к защите.

Взрослые мужчины вооружились. В марте 1770 г. произошла так называемая «бостонская бойня». Началась она с незначительного события: игравшие у здания таможни мальчики забросали снежками английских часовых. Вокруг собралась толпа народа. Неожиданно английские солдаты открыли огонь и убили несколько колонистов. Возмущение бостонцев было так сильно, что властям пришлось вывести войска из города.

В ответ на «бостонскую бойню» в городе был создан революционный комитет («Комитет для сношений с другими колониями»). Вскоре такие же комитеты возникли и в других колониях. В первое время ведущую роль в «комитетах сношений» играли мастеровые, ремесленники и фермеры. Но позже представители буржуазии и плантаторов оттеснили их на задний план.

Английское правительство старалось любыми способами принудить колонистов платить налоги. В 1773 г. в Бостон пришли три английских судна, нагруженные ящиками с чаем. Этот чай был объявлен к продаже по сниженной цене, но в эту цену входил и небольшой налог в пользу английской казны. Купив чай, американцы тем самым признали бы право английских властей облагать их налогами. Темной ночью на корабли проникли бостонские ремесленники, служащие купцов и другие жители города, одетые, как индейцы, чтобы их не могли опознать. Весь чай они выбросили в воду. В колониях это происшествие получило насмешливое название «бостонское чаепитие». В Лондоне решили наказать бостонцев. Крупнейший порт северных колоний закрыли для всякой торговли. В ответ на это 13 английских колоний Северной Америки объединились для борьбы за уничтожение колониального гнета. В Филадельфии собрался съезд представителей колоний, он объявил бойкот английским товарам и обратился с протестом к королю Англии и парламенту.

Английский король Георг III объявил колонии в состоянии мятежа. В 1775 г. английские войска начали военные действия против колонистов. Началась врйна за независимость, которую В. И. Ленин назвал революционной войной «американского народа против разбойников англичан, угнетавших и державших в колониальном рабстве Америку».

Съезд представителей колоний назначил главнокомандующим войсками выдающегося организатора — богатого плантатора Джорджа Вашингтона. Ему поручили сформировать из отрядов повстанцев регулярную армию. В восстании участвовали фермеры, кабальные слуги, рабочие мануфактур, ремесленники и недовольная колониальной зависимостью от Англии буржуазия и некоторые плантаторы. Но были в колониях и сторонники англичан: землевладельцы-аристократы, купцы, связанные с английскими торговыми фирмами, колониальные чиновники, многие церковники, спекулянты землей.

Однако никакие усилия уже не могли удержать революционного движения народных масс. Война за независимость стала не только войной за освобождение колоний от английского гнета. Это была классовая борьба фермеров, ремесленников и революционной буржуазии против аристократов-землевладельцев и других сторонников королевской власти, война сторонников республики против монархии. (Ссылка на источник)

История документа

Для выработки текста декларации был создан комитет из 5 представителей колоний: Джон Адамс (John Adams of Massachusetts), Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin of Pennsylvania), Томас Джефферсон (Thomas Jefferson of Virginia), Роберт Ливингстон (Robert R. Livingston of New York) и Роджер Шерман (Roger Sherman of Connecticut).

Основную работу по написанию декларации проделал Томас Джефферсон, впоследствии третий президент Соединенных Штатов. 1 июля 1776 г. текст декларации был представлен конгрессу на обсуждение, и 4 июля 1776 года — утвержден конгрессом и подписан президентом конгресса Джоном Хенкоком (John Hancock) и секретарем Чарльзом Томсоном (Charles Thomson).

19 июля 1776 года конгресс распорядился, чтобы декларация была «должным образом переписана крупными буквами на пергамене под заголовком "Единогласная декларация тринадцати Соединенных Штатов Америки" и подписана всеми членами Конгресса». По первоначальному, печатному варианту, утвержденному 4 июля, была создана каллиграфическая копия документа.

Каллиграфическую работу поручили помощнику Чарльза Томсона, Тимоти Мэтлэку (Timothy Matlack). Этот рукописный вариант текста был подписан представителями всех тринадцати колоний 2 августа1776 г.

Известие о единогласном принятии Декларации всеми колониями — Соединенными Штатами Америки достигло короля Великобритании Георга III10 сентября.

Оттиск этой рукописной копии документа с подписями всех представителей, выполненный В. Стоуном в 1820 году, хранится в Национальных Архивах США. (Ссылка на источник)

Декларация независимости не только объясняла причины, побудившие американцев к отделению от метрополии. Это был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основы государственного устройства. Ее чеканные формулировки утверждали за народом право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашали основные идеи демократии — равенство людей, их «неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Декларация стала не только «свидетельством о рождении» нового государства, но и признанным памятником американской литературы: Джефферсону удалось выразить известные принципы и идеи великолепным языком, в краткой и доступной форме.

Церемония подписания воспроизведенной на пергаменте Декларации состоялась 2 августа 1776 г., когда вслед за Дж. Хэнкоком поставили свои подписи еще 55 человек. Дж. Дикинсон, Дж. Джей и Р. Р. Ливингстон отказались подписать Декларацию. Вместе с тем свои подписи поставили К. Брактон и Э. Ратледж, выступавшие ранее против нее, и Р. Моррис, считавший ее преждевременной. Ряд подписей (Т. Маккин, М. Торнтон) появились значительно позже 2 августа. Имена всех 56 человек, подписавших Декларацию вошли в историю США, им посвящена обширная литература и мемориал в Вашингтоне. На известной картине Дж. Трамбла «Подписание Декларации независимости», висящей в Ротонде Капитолия, 36 из 48 изображенных персонажей написаны при их жизни.

Оригинал Декларации, хранившийся в Библиотеке конгресса, в декабре 1952 был перевезен в здание Национального архива США на Конститьюшн-авеню в Вашингтоне и наряду с подлинниками Конституции США и Билля о правах представлен для обозрения в выставочном зале.

День принятия Декларации — 4 июля — стал национальным праздником США — Днем независимости, ежегодно торжественно отмечаемым всей страной. (Ссылка на источник)

По всей стране «Декларацию» читали на улицах и площадях. Люди приветствовали ее бурными овациями. Гремели салюты из 13 залпов (по числу штатов). В Нью-Йорке повергли статую короля Георга III. Свинцовую статую перелили в пули. Американцы говорили: «Пусть англичане попробуют пули, выплавленные из их короля!»

Значение «Декларации» вышло за пределы одной страны. В эпоху, когда господствовал феодальный строй, она бросала вызов этому строю. Вместо власти королей — власть народа, вместо сословных привилегий — равенство всех в правах, вместо монархии — республика. Недаром К. Маркс писал, что американская война за независимость «прозвучала набатным колоколом для европейской буржуазии».

«Декларация» была, конечно, документом буржуазным. Принцип равенства прав, даже при своем последовательном осуществлении, имеет при буржуазном строе формальный характер, прикрывая реальное неравенство тех, кто обладает собственностью, и тех, кто ее лишен.

Но и как документ, отражавший взгляды революционной буржуазии, «Декларация» не была последовательной. Джефферсон, убежденный, что все люди имеют от рождения равные права, вставил пункт, осуждающий рабство. По требованию большинства депутатов осуждение рабства было вычеркнуто из «Декларации»: негры остались рабами.

В условиях господства буржуазии и рабовладельцев великий лозунг «Декларации» о том, что только народ имеет право устанавливать формы государственного правления, не мог осуществиться. В конституцию США 1787 г., составленную представителями буржуазии и рабовладельцев, «Декларация независимости» даже не была включена.

Чтобы добиться независимости, американскому народу пришлось вести многолетнюю кровопролитную войну с Англией. Только в 1783 г. Англия признала независимость США.

За годы войны и вскоре после нее в США было покончено с пережитками феодализма, землевладельцы-аристократы изгнаны из страны, было отменено рабство белых, и негры в Северных штатах (где их было немного) получили свободу. Власть в стране перешла в руки буржуазии Севера и плантаторов Юга. В США совершилась буржуазная революция — первая американская революция. Но в Южных штатах сохранилось рабство негров, и это привело впоследствии к гражданской войне — второй американской революции (см. ст. «Авраам Линкольн»).

США давно превратились в крупнейшую державу капиталистического мира. Правящие круги США, признавая «Декларацию» на словах, не раз на деле отрекались от ее принципов и вели жестокие войны против народов, стремившихся к свободе и независимости. (Ссылка на источник)


[1] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. - М., 1994., С. – 64.

[2] Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955., С. – 173.

[3] Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А.Жидкова. Перевод О.А.Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993., С. – 59.

[4] Соломатин А.Ю. История государства и права в США, конец XVIII-XIX вв. (от войны за независимость до завоевания экономического лидерства). – М.: Юристъ, 2006., С. – 185.

[5] Жидков С.А. История буржуазного права. - М., 1998 г., С. – 112.

[6] Всеобщая история государства и права // под редакцией проф. К.И. Батыра. - М.: Юристъ, 1999., С. – 199.