Главная              Рефераты - История

Театр итальянской комедии Париж - реферат



План
Введение
1 История
2 Отличительные особенности игры
3 Репертуар
4 Труппа
5 Галерея
Список литературы

Введение

«Театр итальянской комедии» (фр. La Comédie-Italienne) — общее название выступавших в Париже трупп итальянских актёров (в XVII - XVIII вв.), придерживавшихся эстетики комедии дель арте, оперных трупп XVIII - XIX вв. и современного театра в Париже, играющего итальянский репертуар.

1. История

Первые итальянские труппы, работавшие в эстетике комедии дель арте, появились во Франции в конце XVI в. и давали регулярные представления вплоть до прихода к власть Ришельё, при котором выступления итальянцев существенно сократились. Однако, именно при Ришельё Париж впервые посетил итальянец Тиберио Фиорилли, уже прославившийся на родине исполнением роли Скарамуччи. В 1645 г. уже по приглашению Мазарини в Париже даёт представления труппа, к составе которой выступают, в частности, уже упомянутый Фиорилли, и также Доменико Локателли, игравший маску Тривелена. Под руководством последнего, труппа, вернувшись в августе 1653 г., оседает в Париже. Актёры играют свои представления на сцене театра Пти-Бурбон и королевским указом получают звание королевских актёров, наименование La Comédie-Italienne и ежегодный пенсион; позже, после перестройки театра в 1660 г., труппа перебирается на сцену театра Пале-Рояль, которую делит с труппой Мольера (Мольер играет спектакли по воскресеньям, средам и пятницам, итальянцы — по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам), в 1673 г. в театр Генего, а после образования в 1680 г. Комеди Франсез заняли освободившуюся сцену театра Бургундского отеля.

Изгнание итальянских комедиантов в 1697 г. , гравюра XVII в..

К концу 1690-х гг. итальянская труппа пользуется неизменной популярностью у парижан. Несмотря на это, 14 мая 1697 г. указом Людовика XIV театр был закрыт, а актёры уволены с королевской службы. Достоверные причины закрытия театра неизвестны[1].

Труппа итальянских актёров вернулась в Париж в 1716 г. (под руководством Луиджи Риккобони) и 18 мая дала первое представление на сцене бывшего Бургундского отеля (комедия «Кораблекрушение в Порт-а-Л’Англуа» Жака Отро). В 1762 г. труппа была объединена с труппой Комической оперы. В 1779 г. театр отказывается от названия La Comédie-Italienne и называется Le Théâtre-Italien (фр. Итальянский театр ).

В 1787 г., после громкого успеха одной гастролирующей труппы итальянских певцов было решено открыть для них театр, что и было сделано в январе 1789 г. под покровительством графа Прованского, Месье — брата короля. Под названием Театр Месье труппа давала представления сначала во дворце Тюильри, а потом в театре Фейдо. После отъезда труппы в 1792 г. театр был закрыт.

В 1801 г. была составлена новая труппа для исполнения комических опер и опер-сериа. Спектакли давались в зале Фавар и в зале Лувуа. C 1808 г. до 1815 г. труппа выступала в Театре Одеон, называвшийся тогда Le Théâtre de l’Impératrice .

Итальянский театр ок. 1840 г.
Гравюра по рисунку Эжена Лами

Во время реставрации Бурбонов и дальнейшего правления Людовика XVIII театром руководит Анджелика Каталани. В период её гастрольных туров руководство театром принимает итальянский композитор Фердинандо Паэр. В 1818 г. королевская привилегия отзывается, а управление театром передаётся Национальной академии музыки, при этом автономия Итальянского театра сохранялась вплоть до 1827 г. Театр был окончательно закрыт в 1878 г.

Театр Итальянской комедии, выступающий сегодня в Париже, был основан в 1980 г. Аттиллио Маджулли. Театр ставит исключительно итальянских авторов, как классических, так и современных, в переводе на французский язык.

2. Отличительные особенности игры

Основой театральной игры итальянский актеров в Париже оставался канон комедии дель арте. Все её атрибуты, такие как акробатика, яркая жестикуляция, пантомима, танец, безусловно сохранились. Однако, главное, на чем держалась комедия дель арте, импровизация, ушло на второй план. Как только итальянские актеры перешли на французский язык, она стали работать с записанным текстом. Импровизация сохранялась, но уже не составляла основу актерской игры.

Также, музыка и танец, которые в классической комедии дель арте играли вспомогательную роль, здесь становятся важнейшим элементом спектакля. Представление содержит в себе большие дивертисменты с буффонадой, пением и танцами, часто пародирующими оперные произведения, исполнявшиеся на королевской сцене.

3. Репертуар

В период первых выступлений в Париже в 1653 г. труппа насчитывала десять человек: Т.Фиорилли (Скарамуш), Д.Локателли (Тривелен), Д.Бьянколелли (Арлекин), Д.Б.Турри (Панталоне), А.А.Лолли (Доктор), Г.Бендинелли (Валер, первый влюблённый), Дж.А.Дзанотти (Октав, второй влюблённый), Б.Бьянки (Аурелия, первая влюблённая), О.Кортезе (Эулария, вторая влюблённая), П.Адами (Диамантина, субретка).

Устав, составленный и утверждённый в 1684 г. Марией Анной Баварской, покровительницей театра и супругой дофина, гласил, что труппа

будет всегда состоять из 12 актёров и актрис: двух дам на серьёзные роли, двух на комические, двух мужчин на роли влюблённых, двух на комические, двух ведущих интригу и двух стариков [2]

.

Меццетин десятью годами позже уточняет:

Чтобы играть итальянскую комедию, нужна труппа, состоящая из двух влюблённых; трёх женщин, двух для серьёзных ролей и одной для комических; Скарамуша, неаполитанца; Панталоне, венецианца; Доктора, болонца; Меццетина и Арлекина, оба ломбардцы. Для этого Его Величество даёт труппе 15000 ливров ежегодного пенсиона, чтобы каждый актёр имел бы по меньшей мере гарантированный 500 экю.[3]

5. Галерея

· Представление Итальянской комедии , гравюра XVII в.

· Любовь в Итальянской комедии , А.Ватто (1721)

· Сцена из спектакля «Две повозки» , К.Жилло (1707)

· Сцена из спектакля «Гробница мэтра Андре» , К.Жилло (1717)

· «Арлекин — Протей» , гравюра XVII в.

· «Арлекин — торговка бельём во дворце» , гравюра XVII в.

· «Арлекин — рыцарь Солнца» , гравюра XVII в.

· «Арлекин — император Луны» , гравюра XVII в.

Список литературы:

1. Среди различных версий преобладает история, приписывающая закрытие театра Мадам де Ментенон, супруге короля, имевшей на него большое влияние. Якобы, она была недовольна анонсированной постановкой комедии Нолана де Фатувиля «Мнимая скромница», название которой совпадало с названием голландского памфлета, направленного против самой Мадам.

2. Цит. по изд.А. К. Дживелегов Итальянская народная комедия. — М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. — С. 214. — 298 с.

3. Angelo Costantini La vie de Scaramouche. — М.: Chez Claude Barbin, 1695. — С. 171-172. — 248 с.