Главная              Рефераты - История

Белорусско-российские отношения на рубеже столетий - реферат

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ (конец 1999—начало 2001 г.)

Владимир Снапковский

Снапковский Владимир Евдокимович — доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

В недолгой, менее чем 10-летней, истории белорусско-российских межгосударственных отношений временной отрезок, охватывающий конец 1999 г., весь 2000 г. и начало 2001 г., можно рассматривать как самый критический и поворотный. За год с небольшим произошли события, оказавшие существенное влияние как на ход и перспективы внутреннего развития России и Беларуси, так и на их внешнюю политику, в том числе на двусторонние белорусско-российские отношения.

Несомненно, самым главным и определяющим событием стала смена российского президента. Приход к власти в Кремле В. Путина сначала в качестве и. о. президента, а после президентских выборов в марте 2000 г. уже в качестве избранного президента Российской Федерации ознаменовал начало нового, послеельцинского этапа в истории постсоветской России. Более чем годовой опыт развития белорусско-российских отношений при В. Путине дает основания говорить о начале нового периода в истории взаимоотношений двух постсоветских государств.

Целью настоящей статьи является рассмотрение и анализ некоторых ключевых моментов в развитии отношений между Беларусью и Россией в указанный период. Примечательно, что начало нового этапа в их взаимоотношениях совпало по времени с рубежом двух десятилетий, столетий и тысячелетий.

Подписание Договора о создании Союзного государства

Если рассматривать конец 1999 г. как начало нового этапа в белорусско-российских отношениях, то к одному из двух поворотных пунктов, знаменовавших это новое качество, следует отнести подписание 8 декабря 1999 г. в Москве президентами Б. Ельциным и А. Лукашенко Договора о создании Союзного государства и Программы действий по его реализации. Этот договор был не только устремлен в ХХI век, как говорилось в его тексте, он, по сути дела, подвел черту под определенным этапом интеграционного процесса, начало которому было положено в апреле 1996 г. Договором о Сообществе Беларуси и России. В течение 1996—1999 гг. отношения двух стран прошли стадии создания "Сообщества", затем "Союза" и вступили в период оформления "Союзного государства".

Однако даже такие высокие темпы государственно-политической интеграции не устраивали белорусского президента, который всегда был инициатором ее ускорения. На церемонии подписания Договора о создании Союзного государства А. Лукашенко заявил, что его целью является заключение еще одного договора с российским президентом, договора о Союзном государстве, т. е. договора об объединении Беларуси с Россией. Он подчеркнул при этом, что хотел бы сделать это до начала президентской кампании в России.

Однако история рассудила иначе. Договор о создании Союзного государства явился последним актом из серии крупных политических договоров, подписанных А. Лукашенко и Б. Ельциным в 1995—1999 гг. В. Путин, будучи еще и.о. президента, заявил, что уже подписано достаточно эпохальных договоров и что пора серьезно браться за их выполнение. Тем самым он продемонстрировал более приземленный, прагматический подход к отношениям с Беларусью. Но это был только один из новых моментов в его "белорусской политике".

Предыстория подписания Договора о создании Союзного государства была скандальной, что, впрочем, не отличало его от других крупномасштабных политических актов эпохи Б. Ельцина—А. Лукашенко. Белорусский президент, прочитав российский проект договора, назвал его "посмешищем". Он посчитал, что московский проект не отвечает сущности договора и фактически повторяет Договор о Союзе 1997 г. А. Лукашенко предлагал более радикальный вариант, который предусматривал введение поста единого президента и формирование общего парламента. По его замыслу, Союзное государство должно было иметь единую валюту, бюджет, армию и другие атрибуты единого государства1 .

Это не устраивало Б. Ельцина, который всегда был весьма щепетилен в вопросах полномочий российского президента. Российская сторона проявляла большую осторожность в деле сохранения своего суверенитета и независимости. В результате был подписан в определенной степени абстрактный и двусмысленный документ, предложенный Россией.

Не обошлось и без переноса срока подписания договора. Первоначальная дата подписания, намеченная на 26 ноября, была перенесена по просьбе российской стороны ввиду болезни Б. Ельцина. Это также вызвало подозрения у белорусского руководителя.

Газета "Известия", комментируя планируемое подписание договора, писала, что нельзя утверждать, будто будет создано единое государство России и Беларуси. По мнению обозревателя С. Новопрудского, две страны не сближаются, а отдаляются друг от друга, о чем свидетельствует, например, стремление Беларуси понравиться Западу. Беларусь при нынешней власти будет сотрудничать лишь с теми в России, кто "согласится оплачивать ее экономические чудачества в духе советской экономики". Вряд ли этим спонсором может стать Россия. В этой же статье приводились слова А. Лукашенко, сказанные на специальном совещании по вопросам подготовки подписания договора с Россией, где он вновь заявил, что предполагаемый союз не будет означать утрату белорусской государственности: "Не может быть и речи о вхождении Беларуси в состав России в качестве субъекта федерации или о присоединении к России шестью областями"2 .

Еще одну немаловажную деталь хотелось бы упомянуть в связи с подписанием Договора о создании Союзного государства. Он был подписан 8 декабря. Это знаковая дата, поскольку 8 лет назад в этот день в Беловежской пуще были подписаны документы, оформившие распад СССР. Вероятно, первый президент России, завершавший свою государственную деятельность, хотел красиво войти в историю уже постсоветских межгосударственных отношений, "восстанавливая справедливость" (слова А. Лукашенко).

Какие планы связывали с Договором о создании Союзного государства президенты двух стран? Б. Ельцин, который уже принял принципиальное решение о досрочной отставке, о чем он пишет в своих мемуарах "Президентский марафон", изданных летом 2000 г., вероятнее всего, хотел оставить своему преемнику, которого он сам же определил, важный политический капитал — договор об объединении (пока еще потенциальном) с Беларусью. Команда Б. Ельцина сделала свое дело, убрав из договора опасные для российского президента статьи о едином президенте, а также о передаче части его полномочий в руки председателя Высшего государственного совета. Этот договор должен был помочь В. Путину в его президентской кампании, учитывая сильные интеграционные ожидания российского электората.

А. Лукашенко рассматривал договор как новый рубеж в своей интеграционной политике, а по сути дела, в большой игре с Кремлем. Хотя ему не удалось провести радикальный вариант объединения, шансы на скорое подписание нового договора и надежды стать благодаря ему главой Союзного государства сохранялись.

30 июня 1999 г. А. Лукашенко говорил журналистам: "Если будет Союз и его президент будет избираться прямым открытым голосованием, почему бы мне не посоревноваться с Б. Ельциным в борьбе за этот пост?"3 В октябре 1999 г. в речи в Государственной Думе Российской Федерации, когда проект договора уже был опубликован для публичного обсуждения, он говорил иное: мол, власти ему хватает и к руководству обеими славянскими странами он не стремится4 . После подписания договора российские СМИ писали о том, что возможность "карьерного взлета" А. Лукашенко на российской политической арене преувеличена, особенно на фоне роста популярности В. Путина5 .

После публичного обсуждения договора в его текст были внесены некоторые изменения, которые трактовались официальными белорусскими лицами как существенные, хотя таковыми их трудно назвать. Окончательный текст договора содержит 71 статью, что на две больше, чем было в проекте. В договор было внесено много редакционных правок6 .

2-я глава 1-го раздела "Гражданство Союзного государства" была дополнена параграфом о том, что граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений. В эту же главу была вписана новая 16-я статья. В ней говорится, что для содействия реализации и для защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства создается Комиссия по правам человека. Она действует на основании специального Положения, которое утверждается Высшим государственным советом. После обсуждения Программа действий по реализации договора была дополнена разделом "Выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики".

Реакция на Договор в Беларуси и России

Какое влияние оказал Договор о создании Союзного государства на политическую жизнь двух государств? Можно сказать, что политики и простые граждане Беларуси и России уже привыкли к подписанию таких громких политических актов, которые на самом деле мало или ничего не меняли в политике и обыденной жизни. Новое государство не было создано. Был только декларирован очередной этап в его создании. Правоведы и по сей день ломают головы над тем, что такое Союзное государство и какова его правосубъектность. Кстати, на это обращено внимание и в Итоговом документе 3-го "круглого стола" ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН "Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы", принятом в Москве 2 февраля 2000 г.7 Одним словом, на следующий день после подписания договора жители двух стран не проснулись в новом государстве.

Реакция белорусской политической (имеется в виду контрэлиты) и интеллектуальной элиты на договор была в целом настороженной и отрицательной. На протяжении 1999 г. как политическая оппозиция, так и более широкий спектр общественно-политических сил и кругов выступали как внутри страны, так и на различных международных форумах с осуждением планов подписания договора, который рассматривался ими как "сдача" независимости Беларуси. Белорусская оппозиция и общественные круги развернули во второй половине 1999 г. кампанию протеста в связи с намеченным подписанием Договора о создании Союзного государства с Россией. Они активно апеллировали к руководителям государств, правительств, международных межправительственных и неправительственных организаций с просьбой выступить в защиту суверенитета и независимости Беларуси8 .

После подписания договора со специальным заявлением выступил председатель Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва С. Шарецкий, находящийся в Вильнюсе. В нем, в частности, говорилось: "Устроенный в Москве спектакль не имеет ничего общего с реальной ситуацией и настроениями граждан Республики Беларусь". Он охарактеризовал Союзный договор как антиконституционный и незаконный, который не имеет никаких юридических последствий, отметив, что после восстановления в Беларуси демократии его ожидает та же судьба, что постигла "пакт Молотова—Рибентропа". В заявлении С. Шарецкого, как и в других политических документах оппозиции, обращалось внимание на то, что договор с Россией подписан от имени Беларуси лицом, срок президентских полномочий которого закончился 20 июля 1999 г.9

Противники создания Союзного государства провели в Минске акции протеста в связи с подписанием договора. 8 декабря 1999 г. около 40 человек перекрыли на 10 минут движение в районе площади Я. Коласа. Была также устроена публичная акция сожжения российского флага. В ночь с 7 на 8 декабря на некоторых центральных улицах белорусской столицы появились бело-красно-белые флаги10 . 8—9 декабря на веб-сайте правозащитной организации "Хартия-97" состоялась виртуальная акция протеста "Отстоим независимость Беларуси!". Посетителям сайта предлагалось отправить электронное письмо в адрес Конгресса США, парламента Великобритании, президентов и правительств этих стран, руководства ОБСЕ. В нем напоминалось о Будапештском меморандуме о гарантиях безопасности Беларуси от 5 декабря 1994 г., утверждалось, что Союзный договор направлен на инкорпорацию Беларуси в состав другого государства вопреки нормам международного права. За два дня электронные письма отправили более 200 человек11 .

В России открытое недовольство подписанием договора с Беларусью проявили главы нескольких республик, претендующие по разным причинам на особое положение в составе Российской Федерации. Наиболее жестко высказались президент Татарстана М. Шаймиев и президент Ингушетии Р. Аушев, полагавшие, что статус возглавляемых ими автономий должен быть повышен до статуса Беларуси. В менее резкой форме эту позицию поддержал глава Башкортастана М. Рахимов.

В частности, М. Шаймиев говорил о неуместной поспешности с подписанием договора, его конъюнктурной основе, полагая, что создаваемый союз "окажется в итоге не работающим и никому не понятным образованием". Он призывал не поддаваться настроениям белорусской стороны, которая заинтересована в форсировании процесса интеграции. Татарский президент высказался и о перспективах российско-белорусского союза. "Если этот союз окажется мертворожденным дитем, то, соответственно, жизни у него не будет. Если же он окажется недоношенным — то возни с ним будет еще много"12 .

"Известия", комментируя реакцию глав субъектов Российской Федерации на договор, писали, что не стоит преувеличивать опасность этой проблемы для России, поскольку у Москвы существует множество способов договориться с М. Шаймиевым, не говоря уже о Р. Аушеве13 .

С точки зрения геополитических последствий подписания договора российские СМИ обращали внимание на то, что одним из них может стать "эвтаназия СНГ как чисто декоративного образования"14 . Достаточно предсказуемой была реакция Украины. Ее президент Л. Кучма 7 декабря 1999 г. заявил в Париже, где он находился с официальным визитом, что Украина в вопросе создания российско-белорусского союза занимает позицию демократического и независимого государства. По его словам, объединяться в союз — "это дело суверенных российского и белорусского народов, но Украина не играет в такие игры"15 . Иначе видел перспективу отношений союзного государства Беларуси и России с Украиной А. Лукашенко. 8 декабря 1999 г. перед подписанием договора в Кремле он заявил: "Надо больше подтягивать Украину к Союзу"16 .

Какова была реакция общественного мнения на Договор о создании Союзного государства? Во время обсуждения проекта договора официальные представители Беларуси и России говорили о том, что белорусы и россияне единодушно поддерживают объединение двух стран. Однако данные независимых социологических исследований в Беларуси опровергали эту радужную картину.

В России создание единого российско-белорусского государства поддерживало около 70 % россиян. В Беларуси данные общенационального опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований в ноябре 1999 г., выявили следующий расклад сторонников и противников объединения с Россией. Респондентам задавался вопрос о голосовании на гипотетическом референдуме об образовании единого государства. 47 % участников опроса выступили за объединение, 34,1 % — против, не приняли бы участия в голосовании более 15 %, затруднились ответить более 3 % респондентов17 . Как видим, количество потенциальных противников государственного объединения в Беларуси превышало треть населения.

Проблемы и трудности выполнения Договора

16 декабря 1999 г. А. Лукашенко провел встречу с журналистами на Белорусском телевидении, посвященную итогам подписания Союзного договора. Он сказал сакраментальную фразу, что в дальнейшем Беларусь и Россия должны выработать такую форму объединения, при которой две страны сохранили бы свой суверенитет и независимость, но при этом существовали бы как единое государство. Видимо, понимая всю трудность (а на наш взгляд, очевидную невозможность) такой формы объединения, А. Лукашенко пояснил, что "решение этого вопроса будет очень непростым"18 .

По мнению А. Лукашенко, сущность подписанных в Москве договоренностей заключается во все более тесной экономической интеграции. Белорусская сторона, как было сказано, настояла на том, чтобы текст договора был дополнен приложением, где были бы очерчены конкретные экономические механизмы объединения. Было отмечено, что не выполнить такой договор будет очень сложно. Это значит, что его не ожидает судьба многих других белорусско-российских соглашений, которые остались существовать только на бумаге.

Говоря о преимуществах союза с Россией, А. Лукашенко предостерег граждан Беларуси от излишних надежд и иллюзий относительно того, что выгоды от объединения мгновенно отразятся на их уровне жизни и размерах зарплаты. Следует обратить внимание на эту новую мысль в его интеграционной аргументации, которая прежде использовала только радужно-оптимистические доводы в обоснование объединительного процесса с Россией.

А. Лукашенко вновь высказал надежду на то, что Украина, и не только она, присоединится к Союзу Беларуси и России, "когда Союз будет по-настоящему эффективным". По его словам, судьбу постсоветских государств решат не их руководители, а народы. "А народы вынудят своих руководителей это сделать"19 .

16 декабря 1999 г. постоянные представители Республики Беларусь и Российской Федерации при ООН А. Сычев и С. Лавров передали Генеральному секретарю ООН К. Аннану текст Договора о создании Союзного государства. В ходе встречи с К. Аннаном было подчеркнуто, что подписание этого документа никак не отразится на членстве двух стран в ООН20 . Это заявление можно рассматривать как своеобразный ответ на пункт 2 Итогового документа 2-го "круглого стола" ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН "Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы", принятого в Минске 27 января 1999 г., в котором была высказана наша озабоченность "неясностью международно-правового статуса нового государства (создаваемого в форме "союзного государства". — В. С.) и возможностью утраты Россией ее статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН"21 .

Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Договор о создании Союзного государства на внеочередном пленарном заседании 13 декабря 1999 г. Это было сделано практически единогласно: за ратификацию проголосовало 382 депутата, против — 3, воздержалось 3 парламентария. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь ратифицировала договор 14 декабря, Совет республики — 22 декабря; при этом голосование в обеих палатах было единогласное.

Официальный представитель президента, председатель правительства Российской Федерации В. Путин, представляя договор в Думе, сообщил, что правительство, работая над его проектом, представляло себе все трудности переговорного процесса и реализации пунктов договора. Конституционно-правовое устройство Союзного государства — это предмет очень вдумчивой, большой работы. Ожидается длительный процесс по подготовке и принятию законов по вопросам гражданства, выборов в Союзный парламент и др.

В. Путин отметил, что основы конституционного устройства России и Беларуси остаются прежними. Он также указал, что субъекты Российской Федерации выиграют от объединения как экономически, так и политически. Глава российского правительства обратил внимание на качественное отличие договора от прежних интеграционных проектов: впервые подана заявка на создание союзного государства. "Какая бы критика ни раздавалась извне, воля народов России и Беларуси к объективному объединению никем под сомнение не ставится и поставлена быть не может", — заявил В. Путин22 .

Официальные лица, обозреватели и эксперты говорили, что главным в процессе реализации договора является экономическая интеграция. "Известия", подводя итоги интеграционного процесса 1999 г., писали, что Беларусь стоит перед финансовой дилеммой, которая в то же время есть дилемма политическая. Предложение России сделать российский рубль единой валютой будущего союзного государства, а единый эмиссионный центр оставить в Москве означает для Беларуси "потерю собственных денег и, в сущности, государственной самостоятельности". Газета справедливо замечала, что это пугает далеко не всех белорусов. Иллюзия, что лучшая жизнь наступит в одночасье, заставляет многих из них становиться самыми активными сторонниками государственного единения23 .

На следующий день после подписания Союзного договора "Известия" писали, что в экономической сфере у проекта создания Союзного государства крайне печальные перспективы. Доля двух стран во внешней торговле друг с другом несопоставима. Реальный экономический союз возможен лишь при одинаковой экономической политике. Ждать же от А. Лукашенко экономического либерализма не приходится. Если Россия решится на реставрацию, то мы получим союз двух нищих держав без шансов разбогатеть, заключала газета24 .

Приход В. Путина

На исходе 1999 г. произошло еще одно, более важное, чем подписание Договора о создании Союзного государства, событие в белорусско-российских отношениях, далеко выходящее по своему значению за их рамки. 31 декабря первый президент Российской Федерации Б. Ельцин заявил о досрочном сложении с себя президентских полномочий и возложении обязанностей президента на председателя правительства В. Путина.

Это решение оказалось неожиданным и неприятным новогодним сюрпризом для А. Лукашенко. Председатель Высшего Совета Союза Беларуси и России узнал о нем, как и все обычные граждане, из сообщений радио и телевидения. А. Лукашенко не смог скрыть своего удрученного состояния, когда несколько часов спустя выступил с заявлением по телевидению в связи со сменой руководителя Кремля.

В заявлении говорилось, что этот шаг Б. Ельцина воспринят в Беларуси "с пониманием". Выражалась уверенность, что В. Путин, который немало сделал для белорусско-российского единения, будет последовательно проводить линию на реализацию подписанных договоренностей. А. Лукашенко заверял нового российского руководителя в том, что "Республика Беларусь остается надежным и верным союзником России в этот исключительно ответственный период развития российской государственности"25 .

В телеграмме Б. Ельцину А. Лукашенко говорил о переживаемых им противоречивых чувствах в связи с решением Б. Ельцина досрочно оставить пост российского президента. В телеграмме говорилось: "Сердцем я так и не принял вашего решения. И вот почему — не могу смириться с мыслью об этой политической потере". В послании выражалась глубокая благодарность народа Беларуси и лично ее президента за стойкую приверженность Б. Ельцина Союзу Беларуси и России, активную поддержку Беларуси в ее становлении как суверенного государства26 .

31 декабря Б. Ельцин позвонил А. Лукашенко. Согласно сообщению пресс-службы белорусского президента, в теплой и искренней беседе он рассказал о мотивах своего решения. Б. Ельцин сообщил, что свой первый телефонный звонок после принятия решения об отставке он сделал Б. Клинтону как руководителю великой ядерной державы. Потом позвонил А. Лукашенко и подчеркнул, что этот звонок является "данью уважения и признания заслуг президента Беларуси в деле единения народов России и Беларуси"27 .

3 января 2000 г. состоялся телефонный разговор между президентом Беларуси А. Лукашенко и и. о. президента России, премьер-министром В. Путиным. Оба руководителя пришли к единому мнению о том, что "нет необходимости менять политику взаимоотношений двух государств". А. Лукашенко выразил уверенность в том, что "В. В. Путин продолжит линию на развитие интеграции между Беларусью и Россией"28 .

Белорусские политики и политические наблюдатели высказывали различные мнения и прогнозы о развитии белорусско-российских отношений после ухода Б. Ельцина. Глубокий прогноз, который подтвердился впоследствии, дал председатель Партии коммунистов Белорусской С. Калякин. В первые дни 2000 г. он говорил, что при В. Путине, пока тот в течение трех месяцев будет руководить Россией до объявленных президентских выборов в марте, союзные отношения двух государств смогут найти конкретное наполнение. С. Калякин предполагал, что личные отношения и разные политические нюансы в интеграционном процессе отойдут на второй план, а на первый план выйдут экономические интересы, будет больше прагматизма, а не попыток использовать интеграцию в политических целях, хотя эта карта еще будет разыгрываться как выгодная на президентских выборах в России. После этих выборов, по его мнению, все попытки решать внутренние проблемы за счет интеграции отойдут в прошлое. Интеграция или наполнится реальным содержанием, или окажется пустым звуком29 .

Новые моменты в белорусско-российских отношениях

Как же развивались отношения между В. Путиным и А. Лукашенко, а на их фоне межгосударственные отношения России и Беларуси на протяжении 2000—начала 2001 г.? Выделим наиболее существенные и заметные события в их развитии. Нельзя сказать, что они с самого начала складывались как многообещающие, как простое продолжение отношений, существовавших между Б. Ельциным и А. Лукашенко. В. Путин, будучи еще премьер-министром, выступал с жесткими заявлениями о черной таможенной дыре на границе двух стран, давая понять, что он не смирится с существующим беспорядком на границе. Он не допускал поцелуев и объятий с белорусским руководителем. И, став и. о. президента, а затем и избранным президентом, В. Путин не стал раскрывать объятия белорусскому коллеге, подчеркнуто сохраняя дистанцию.

26 января 2000 г. Договор о создании Союзного государства вступил в силу после того, как В. Путин и А. Лукашенко обменялись в Москве ратификационными грамотами. 27 января состоялось первое заседание Высшего государственного совета Союзного государства, на котором были утверждены статус и регламент ВГС, положение о Совете министров Союзного государства, а также бюджет Союза на 2000 г. После этого наступило затишье на "союзном фронте".

В апреле наступило оживление. На 14-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России избранный вновь его председателем Г. Селезнев (председатель Государственной Думы Российской Федерации) выразил сожаление, что Договор о создании Союзного государства можно рассматривать больше "как договор-декларацию, а не как договор-обязательство". Он также заявил, что активность противников договора как внутри двух стран, так и за их пределами будет нарастать30 .

16 апреля состоялся первый официальный визит президента В. Путина в Минск. Он был кратковременным (в пределах 5—6 часов) и произошел по пути в Лондон на встречу с премьер-министром Великобритании А. Блэром. Визиту предшествовало громкое заявление А. Лукашенко о создании военной группировки из частей белорусских Вооруженных сил и Московского военного округа, которое вызвало массу встревоженных комментариев на Западе и в соседних странах. Вряд ли эта воинственная инициатива отвечала дипломатическим целям первого визита нового российского президента в одну из западных держав. Оппонируя белорусскому коллеге, В. Путин сделал в Минске примечательное заявление: "Оборонные и политические планы не могут быть построены на зыбком экономическом фундаменте"31 , обозначив таким образом экономический приоритет отношений с Беларусью.

В мае А. Лукашенко не был приглашен на церемонию инаугурации В. Путина, хотя его статус председателя ВГС Союзного государства давал основания серьезно рассчитывать на участие в этом торжественном мероприятии. Впрочем, это не выглядело скандальным, поскольку никто из руководителей зарубежных государств не был приглашен на церемонию.

В августе 2000 г. на встрече в Ялте В. Путин дал ясно понять белорусскому коллеге, что за российский газ следует платить даже друзьям. Для А. Лукашенко подобная прямота стала неприятной неожиданностью. И он не сдержался, упрекнув Москву в эгоизме. Он сказал, что если бы не союзнические обязательства перед Россией, Беларусь никогда не стала бы содержать такую огромную армию, а Москва вместо благодарности мелочится из-за газа32 .

Комментируя в октябре в Минске финансовые претензии со стороны России, А. Лукашенко отметил, что у него впервые произошел обмен мнениями "на повышенных тонах с президентом России... и мы начали так по-бухгалтерски считать, кто кому по скольку продает". На примерах продажи белорусских тракторов по низким ценам, безналогового строительства газопровода Ямал—Европа, содержания российской группировки в Беларуси ему якобы удалось доказать В. Путину обоснованность поставок в Беларусь газа по цене 40 дол. США вместо общемировой цены 90—100 дол.33

Тогда же А. Лукашенко высказался и о причинах, препятствующих более быстрой и глубокой интеграции. По его словам, этот процесс тормозится из-за того, что "его слабо понимают в российском правительстве и вообще не понимают вот эти реформаторы, которых ой как много еще на государственных постах Российской Федерации"34 .

В октябре на следующей встрече двух президентов произошел еще один примечательный эпизод. В ответ на заявление А. Лукашенко о том, что Россия в отличие от Запада признала результаты состоявшихся в октябре выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, стоявший рядом В. Путин сказал: "Мы не вмешиваемся во внутренние дела других государств"35 . Естественно, это не могло не раздосадовать белорусского руководителя, хотя официальная позиция Москвы по вопросу признания выборов была выражена четко и однозначно.

Об этом свидетельствовало заключение делегации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществлявшей наблюдение за выборами в Минске, Минской и Гродненской областях. В этом документе отмечалось, что выборы в Палату представителей были "полностью демократическими и соответствовали общепризнанным стандартам. В период работы делегации фактов грубого нарушения избирательного законодательства или конституционных прав граждан Республики Беларусь, которые ставили бы под сомнение демократичность и легитимность выборов, не было выявлено"36 .

Помимо этого, мягко говоря, не совсем обоснованного вывода российская делегация пошла дальше, высказав свое отношение к противоположной оценке выборов, данной европейской парламентской "тройкой" (Европарламент, Парламентские ассамблеи ОБСЕ и Совета Европы). В заключении делегации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации говорилось, что отрицательная оценка проведенных в Беларуси выборов со стороны "тройки" "свидетельствует скорее о политическом подходе к общественным процессам в Республике Беларусь со стороны вышеназванных структур"37 . Следует добавить, что на ноябрьском 2000 г. саммите СНГ в Минске В. Путин заявил о признании Россией президентских выборов в Киргизии и парламентских выборов в Беларуси и Азербайджане.

Новое российское руководство постепенно приучало белорусского руководителя к мысли, что отказываться от союза с Беларусью оно не собирается, но строить его намерено по собственному усмотрению, в соответствии с национальными интересами России, а не так, как этого хотелось бы партнеру. Согласно российской газете "КоммерсантЪ", А. Лукашенко фактически был предъявлен ультиматум. Либо он соглашается принять формулу, которую Кремль достаточно успешно применяет в отношениях с российскими регионами (подчинение воли центра), либо Москва делает ставку на другого, более понятливого белорусского политика (в преддверии предстоящих в 2001 г. президентских выборов в Беларуси)38 .

Выдвижение ультиматума было подкреплено существенными корректировками во внешнеполитической и оборонной стратегии России, предусматривающими усиление линии на сотрудничество с Западом (тезис В. Путина о том, что Россия и Запад являются стратегическими партнерами). Этому не соответствовала политика А. Лукашенко на конфронтацию с Западом и его понимание роли Беларуси как ворот и плацдарма России в борьбе с Западом.

Соглашения о введении единой денежной единицы

30 ноября 2000 г. в Минске на заседании Высшего государственного совета Союзного государства президенты двух стран подписали межгосударственное соглашение "О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства", а главы правительств — межправительственное соглашение "О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы". Они предусматривают, что в 2005 г. российский рубль станет единой валютой в двух странах, а эмиссионный центр будет находиться в Москве, а с 2008 г. начнет действовать союзный банк, который будет выпускать новую единую валюту. Следует отметить, что эти важные документы не были опубликованы в печати.

Российская и белорусская независимая пресса расценили подписанные соглашения как начало аншлюса Беларуси. "КоммерсантЪ" писал, что единая валюта появится либо в случае реального поглощения Беларуси Россией, либо если Москва откажется от либерального курса в пользу усиления государственного регулирования экономики39 . В. Путин после подписания соглашения со своим белорусским коллегой подчеркнул, что создание Союзного государства требует добровольного отказа от части суверенитета. Эти слова были направлены в адрес А. Лукашенко40 .

Межправительственное соглашение предусматривает создание подлинно рыночных условий для введения единой валюты. Так, оно требует снижения годового уровня инфляции и величины дефицита госбюджета до согласованных уровней, т. е. до уровня России, что трудно себе представить для нынешней белорусской экономики. Соглашение предусматривает приватизацию, в первую очередь производств и предприятий, находящихся под угрозой банкротства, завершение приватизации объектов оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечение уже в 2001 г. широкомасштабной продажи государственного имущества. Оно требует от Беларуси приведения законов о естественных монополиях, государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, о газоснабжении, о конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках в соответствие с российским законодательством.

"Белорусская газета", комментируя накануне подписания проект соглашения "О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы", писала, что россияне посягнули на все 6-летние завоевания белорусского президента41 . Остается гадать, почему А. Лукашенко и В. Ермошин подписали эти чрезвычайно опасные для суверенитета Беларуси соглашения. Можно предположить, что у руководства Беларуси не было иного выхода.

Начало нового года и нового века ознаменовалось важным заявлением Государственного секретаря Союзного государства П. Бородина о том, что российский рубль, возможно, будет единым платежным средством в Союзном государстве уже в 2001—2002 гг.42 Это заявление поддержал А. Лукашенко, отметивший, что при условии экономических и организационных предпосылок стороны могут перейти к использованию единой денежной единицы раньше согласованного срока. Вместе с тем он отметил, что вопрос о едином эмиссионном центре является очень деликатным, поскольку затрагивает суверенитет двух стран. Говоря о недопустимости поспешности в его решении, А. Лукашенко сказал, что предложения о статусе, задачах и функциях единого эмиссионного центра будут включены в Конституционный акт43 .

В начале января 2001 г. Министерство юстиции Республики Беларусь опубликовало заключение, в котором говорилось, что передача Центральному банку России исключительного права эмиссии денег на территории Беларуси противоречит Конституции Республики Беларусь, по которой исключительным правом денежной эмиссии на территории страны владеет Национальный банк Беларуси, а национальной денежной единицей является белорусский рубль. В заключении, направленном в Палату представителей Национального собрания, подчеркивалось, что вступление в силу этого соглашения возможно только после внесения поправок и дополнений в Конституцию Республики Беларусь44 . Правда, спустя месяц с небольшим Министерство юстиции подкорректировало свою позицию, заявив, что нужно исправлять не соглашение, а Конституцию, после чего соглашение вступит в силу45 .

Последним по хронологии важным событием в истории белорусско-российских отношений указанного периода стало дело Государственного секретаря Союзного государства П. Бородина, арестованного в январе 2001 г. в Нью-Йорке по подозрению в отмывании грязных денег. Реакция на задержание высокопоставленного чиновника из аппарата Союзного государства со стороны А. Лукашенко резко контрастировала с поведением В. Путина, который стремился не делать и не делал никаких резких заявлений по этому поводу. Дело П. Бородина обнажило определенную напряженность между руководителями двух союзных государств46 .

В заявлениях А. Лукашенко, сделанных на рубеже 2000—2001 гг., усилились акценты на независимость и суверенитет Беларуси. В новогоднем обращении к белорусскому народу он подчеркнул: "Суверенитет Беларуси — неоспорим. Мы не собираемся продавать наш суверенитет ни Западу, ни Востоку. Мы будем укреплять нашу независимость, исходя исключительно из национальных интересов"47 . В этом обращении, претендующем на программный характер, поскольку речь шла о наступлении нового века, А. Лукашенко ни слова не сказал о России и интеграции Беларуси с ней.

В интервью белорусскому телевидению в начале января 2001 г., основной темой которого были предстоящие президентские выборы, А. Лукашенко сказал, касаясь вопроса о роли "российского фактора" в президентской кампании, что "президента будет выбирать белорусский народ, а не Запад или Кремль"48 .

Общественность Беларуси и России: за и против интеграции

Во второй половине 2000 г. активизировали свою деятельность общественные силы, выступающие за ускорение интеграционных процессов. Эти силы, объединенные в российские и российско-белорусские общественные организации (Петровская Академия наук и искусств, Союзная общественная палата и др.), били тревогу в связи с замедлением и торможением процесса интеграции, становлением Союзного государства.

В их многочисленных заявлениях и обращениях к президентам, главам парламентов и правительств двух стран высказывалась обеспокоенность "антисоюзными действиями со стороны влиятельных политических сил России", приводились многочисленные факты таких действий. Среди них назывались: неоправданно медленная реализация Договора о создании Союзного государства и Программы действий по его реализации, восстановление российским правительством таможенного контроля на границе с Беларусью, срыв планов строительства газопровода через Беларусь и Польшу, договоренностей о проведении выборов в Союзный парламент, "грубые выпады" российских СМИ, особенно ОРТ и НТВ в адрес Беларуси и ее президента, которым российское руководство не дает отпора, и др.49

В этих заявлениях приводились слова А. Лукашенко о том, что белорусско-российские отношения подошли к опасной черте, что сегодня сведены на нет все усилия по Союзу, что никогда интеграция не отбрасывалась так далеко.

В частности, в обращении Союзной общественной палаты к президентам двух стран от 3 ноября 2000 г. говорилось, что интеграционный процесс впервые после 1996 г. "не только замедлился, но и вступил в затяжной кризис". В документе обращалось внимание на последствия, которые наступят в случае замедления и торможения интеграционных процессов: нарастание скептицизма в общественных настроениях, дискредитация идеи единения. Содержалась настоятельная просьба добиться перелома в ходе "союзного строительства". Заявлялось о том, что общественность ожидает от президентов решительных действий по созданию эффективной системы контроля за принятыми решениями и предоставлению необходимых полномочий государственным структурам, которые отвечают за вопросы интеграции50 .

Наряду с активизацией проинтеграционных сил в двух странах, в Беларуси происходил противоположный процесс — нарастание общественного сопротивления политике, направленной на государственное объединение Беларуси с Россией, в которой антиинтеграционные силы видели угрозу независимости своей страны. Общественное недовольство интеграционной политикой властей проявлялось в период, предшествовавший подписанию Договора о создании Союзного государства, когда шло публичное обсуждение проекта договора, особенно в научных, вузовских, творческих коллективах, на страницах независимой печати, в выступлениях деятелей белорусской культуры и науки.

Находящийся в вынужденной эмиграции писатель В. Быков говорил в январе 2000 г. о том, что курс А. Лукашенко направлен на "полную ликвидацию" суверенитета Беларуси, а под прикрытием интеграции с Россией в Беларуси "ликвидируются национальная культура, национальная литература, национальный язык"51 .

IV Конгресс демократических сил Беларуси принял 2 июля 2000 г. заявление "О политической ситуации", в котором осудил Договор о создании Союзного государства как антиконституционный акт и политику белорусского руководства, которая "является серьезной угрозой белорусской государственности"52 . Конгресс поддержал инициативу творческой интеллигенции Беларуси по созыву Всебелорусского съезда за независимость.

Всебелорусский съезд, на котором присутствовало около 2 тыс. делегатов, состоялся в Минске 29 июля 2000 г. Он принял единственный документ — Акт независимости Беларуси. В нем говорится, что "независимость Беларуси находится под угрозой", которая проистекает от "договора о создании так называемого союзного государства с Россией". Акт независимости провозглашает стремление Беларуси развивать добрые, равноправные и взаимовыгодные отношения со всеми странами мира, особенно с соседями, констатируя одновременно ее нежелание "становиться регионом другого государства".

В документе отмечается, что суверенитет страны, являющийся неотъемлемой ценностью белорусского народа, не может быть ограничен или ликвидирован решениями государственных лиц и органов, даже через референдум. В постановляющей части Акта независимости Беларуси делегаты Всебелорусского съезда зафиксировали положение о том, что они признают "не имеющими законной силы любые соглашения и решения, направленные на ликвидацию или ограничение суверенитета Беларуси"53 .

Заключение

Рубеж столетий совпал по времени с кризисным этапом в истории белорусско-российских отношений. Причем наличие кризиса признает белорусское руководство, которое ранее всегда было склонно давать более радужную интеграционную картину, чем это было на самом деле. Тремя наиболее важными событиями в двусторонних отношениях Беларуси и России в рассмотренный период (декабрь 1999—январь 2001 г.) являлись: подписание Договора о создании Союзного государства; приход к власти в Кремле В. Путина и начало новой российской политики в отношении Беларуси и А. Лукашенко; заключение соглашений о введении единой денежной единицы Союзного государства.

Суть "новой", если можно так сказать, российской политики в отношении Беларуси, которая в принципиальных моментах не изменилась со времен Б. Ельцина, заключается в отходе от демонстративной интеграционной риторики и усилении внимания к экономическим аспектам сближения, более прагматическом подходе к решению насущных задач двусторонних отношений с учетом национальных интересов России. Как нам представляется, прошла пора деклараций, объятий и интеграционных игр. Наступает время платить по счетам. Этот счет выписан российским руководством в виде соглашений от 30 ноября 2000 г. Их суть: российские рубли в обмен на белорусский суверенитет.

Что же касается интеграционной политики А. Лукашенко, то она демонстрировала оскудение своих ресурсов и возможностей влияния на российское руководство и усиление зависимости от решений Кремля. Это особенно проявляется в начавшийся период президентской кампании в Беларуси. Исход президентских выборов, предположительно намеченных на осень 2001 г., будет определять дальнейшую судьбу большого интеграционного проекта по сближению и объединению Беларуси и России, предложенного первым белорусским президентом в 1994—1995 гг.

1 Годзін Ю. Урокі Саюзнай дзяржаве // Звязда. 2000. 25 лістапада. С. 3—4.
2 Новопрудский С. Бес церемоний: 26 ноября Белоруссия откажется стать частью России // Известия. 1999. 17 ноября. С. 1.
3 Там же.
4 Там же.
5 Крутиков Е. Неравный брак: Договор с Белоруссией подписан // Известия. 1999. 9 декабря. С. 1.
6 Лоўгач В. У Дагавор аб стварэнні Саюзнай дзяржавы і праграму дзеянняў па яго рэалізацыі пасля абмеркавання ўнесены істотныя змяненні // Звязда. 1999. 14 снежня. С. 2.
7 Итоговый документ 3-го "круглого стола" ученых России и Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 1. С. 88—89.
8 См.: Снапковский В. Белорусско-российская интеграция и Запад. Доклад на 3-м "круглом столе" ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН "Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы" (Москва, 1—3 февраля 2000 г.).
9 Глод У. Сямён Шарэцкі лічыць так званы саюзны дагавор антыканстытуцыйным і незаконным // Народная воля. 1999. 10 снежня. С. 1.
10 Барбарыч Г. Праціўнікі стварэння саюзнай дзяржавы правялі ў Мінску акцыі пратэсту ў сувязі з падпісаннем у Маскве саюзнага дагавора // Народная воля. 1999. 10 снежня. С. 1.
11 Майорчик Е. Белорусы протестуют и виртуально // Известия. 1999. 10 декабря. С. 12.
12 Шаймиев М. Татарстан будет претендовать на повышение своего статуса, если речь пойдет об объединении России и Беларуси // Народная воля. 1999. 10 декабря. С. 1.
13 Крутиков Е. Неравный брак: Договор с Белоруссией подписан // Известия. 1999. 9 декабря. С. 1.
14 Там же.
15 Па словах Л. Кучмы, "Украіна не гуляе ў гэтыя гульні" (УНІАН-БелаПАН) // Народная воля. 1999. 10 декабря. С. 1.
16 Там же.
17 Карманов Ю. "Озоновые" дыры интеграции: Сможет ли их ликвидировать подписанный договор? // Известия. 1999. 10 декабря. С. 12.
18 Аляксандр Лукашэнка: "Захаванне суверэнітэту і незалежнасці застаецца для мяне прыярытэтам" // Звязда. 1999. 18 снежня. С. 2.
19 Там же.
20 Люшкевіч А. Падпісанне Дагавора аб стварэнні Саюзнай дзяржавы не адаб’ецца на членстве Беларусі і Расіі ў ААН // Звязда. 1999. 18 снежня. С. 2.
21 Итоговый документ 2-го "круглого стола" // Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы: Материалы 2-го "круглого стола" белорусских и российских ученых (Минск, 26—27 января 1999 г.). Мн., 2000. С. 166.
22 Люшкевіч А. Дзяржаўная Дума Расіі рытыфікавала Дагавор аб стварэнні Саюзнай дзяржавы // Звязда. 1999. 14 снежня. С. 2.
23 Викторова С. Самый союзный договор // Известия. 1999. 31 декабря. С. 12.
24 Новопрудский С. Невозможное счастье // Известия. 1999. 9 декабря. С. 1.
25 Заява Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь // Звязда. 2000. 4 студзеня. С. 1.
26 Тэлеграма А. Р. Лукашэнкі Б.М.Ельцыну // Звязда. 2000. 4 студзеня. С. 1.
27 Тэлефонная размова А. Р. Лукашэнкі з Б. М. Ельцыным // Звязда. 2000. 4 студзеня. С. 1.
28 Уладзімір Пуцін прадоўжыць лінію на развіццё інтэграцыі паміж Беларуссю і Расіяй // Звязда. 2000. 4 студзеня. С. 1.
29 Скончылася эпоха Ельцына // Звязда. 2000. 4 студзеня. С. 2.
30 Незванов А. Селезнев—птица оседлая // Белорусская деловая газета. 2000. 11 апреля. С. 2.
31 Мартинович В. Секрет белорусской военной инициативы // Белорусская деловая газета. 2000. 19 апреля. С. 5.
32 Сысоев Г. Белоруссия присоединяется к России // КоммерсантЪ. 2000. 30 ноября. С. 1.
33 Сухова К. Отработали … // Белорусская газета. 2000. 16 октября. С. 4.
34 Цит по: Белорусская газета. 2000. 16 октября. С. 4.
35 Цит по: Сысоев Г. Белоруссия присоединяется к России // КоммерсантЪ. 2000. 30 ноября. С. 1.
36 Паведамленне Цэнтральнай камісіі Рэспублікі Беларусь па выбарах і правядзенню рэспубліканскіх рэферэндумаў // Звязда. 2000. 24 лістапада. С. 2.
37 Там же.
38 Сысоев Г. Белоруссия присоединяется к России // КоммерсантЪ. 2000. 30 ноября. С. 11.
39 Смирнов К. В зону рубля с неспокойной совестью // КоммерсантЪ. 2000. 30 ноября. С. 11.
40 Соколова В. Белоруссия согласна на рубль: Вопрос в том, где его будут печатать // Известия. 2000. 1 декабря. С. 2; Пермякоў Р. Пуцін вучыць Беларусь, як пазбавіцца ад суверэнітэту // Наша свабода. 2000. 1 снежня. С. 1—2.
41 Жбанов С. Продается суверенитет: недорого // Белорусская газета. 2000. 20 ноября. С. 12.
42 Смоліч У. Павел Барадзін: "Расійскі рубель, магчыма, будзе адзіным плацёжным сродкам у Саюзнай дзяржаве ў 2001—2002 гадах" // Звязда. 2001. 5 студзеня. С. 2.
43 А. Лукашэнка: "Нам цяпер, перш за ўсё, патрэбна апора на ўласныя сілы" // Звязда. 2001. 4 студзеня. С. 2—3.
44 Драбчук А. Мінюст напамінае, што пагадненне аб грашовай інтэграцыі з Расіяй супярэчыць Канстытуцыі // Народная воля. 2001. 10 студзеня. С. 1.
45 Калиновская Т. Призрачный союзный рубль: Противоречия между Москвой и Минском по поводу единого эмиссионного центра остаются // Белорусский рынок. 2001. 5—11 марта. С. 4.
46 Карпекова С. Славянская сага: внезапный отъезд белорусского президента из Москвы ставит под сомнение перспективы Союза // Известия. 2001. 25 января. С. 2.
47 Навагодні зварот прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі да беларускага народа // Звязда. 2001. 4 студзеня. С. 1—2.
48 Астрэйка М. Прэзідэнта Беларусі будзе выбіраць беларускі народ, а не Захад або Крэмль // Звязда. 2001. 9 студзеня.
49 Аб паскаренні станаўлення і ўмацаванні Саюзнай (Расія і Беларусь) дзяржавы // Звязда. 2000. 9 лістапада; Ліст на імя А. Р. Лукашэнкі і У. У. Пуціна // Звязда. 2000. 7 снежня. С. 2; Апошняе слова за грамадскасцю // Звязда. 2000. 23 снежня. С. 5.
50 Ліст на імя А. Р. Лукашэнкі і У. У. Пуціна // Звязда. 2000. 7 снежня. С. 2.
51 Уласаў Д. На думку Васіля Быкава, сапраўднай мэтай беларускага рэжыму з’яўляецца вяртанне ў камуністычнае мінулае // Народная воля. 2000. 20 студзеня. С. 2.
52 Заява Кангрэса дэмакратычных сіл "Аб палітычнай сітуацыі" // Народная воля. 2000. 5 ліпеня. С. 1.
53