Главная              Рефераты - История

Реформы Петра I в области предпринимательства - контрольная работа

Забайкальский институт предпринимательства сибирского университета потребительской кооперации

Контрольная работа

Реформы Петра I в области предпринимательства

Выполнил: Гомзяков Е.В.

Проверил:_____________

Чита 2011
Реформы Петра I в области предпринимательства.

Целью данной работы является определить значение реформ Петра I в области предпринимательства.

Петр нуждался в деньгах и потому должен был изыскивать новые источники государственных доходов, ибо государственные финансы достались Петру в крайне неудовлетворительном положении. Именно забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям новый царь видел в развитии национальной промышленности и торговли. Поэтому к развитию торговли и промышленности он и направил всю свою экономическую политику. В этом заключалась новизна экономических мер Петра. При нем стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.

В XVIII в. границы России продолжали расширяться. В первой четверти столетия в ее состав вошли земли, открывавшие широкий доступ к Балтийскому морю. Была преодолена относительная изолированность, Россия получила непосредственный доступ сначала к Балтийскому, а потом и к Черному морям, странам Центральной Европы, Балканам, Кавказу и Средней Азии. Тем самым были созданы важные предпосылки для активного включения России в международные политические и экономические отношения и для дальнейшего расширения ее влияния. Новый импульс был дан развитию контактов России с западноевропейскими странами. В страну потянулись сотни иностранных предпринимателей, в большинстве своем выходцев из стран Западной Европы. Количество иностранных купцов по сравнению с XVII в. значительно увеличилось. Общее число торговых иноземцев, деятельность которых отмечается в России с 1693 по 1726 гг. составила порядка 540 человек. Подавляющее большинство среди торгующих в России западноевропейских купцов составляли представители всего 3-х стран: Англии, Голландии и Германии (примерно 400 человек или 75% всех западноевропейских купцов, торговавших при Петре I).

Во время Северной войны иностранные купцы приняли участие в организации заводов, в частности по производству пороха. Так с 1708 г. монопольное право на производство пороха получил англичанин А. Стейлс, который имел два пороховых завода на реке Клязьме. В Москве была организована полотняная мануфактура, принадлежавшая голландскому купцу Ивану Тамесу.

Всего более чем 10-летний стаж торговли в России имели 125 западноевропейских купцов. В отношении иностранного купечества существовало специальное законодательство. В частности регулировались вопросы их въезда и выезда из страны. Доступ иностранцев в Россию при Петре I, в принципе был свободным и даже поощрялся. Однако выезд иностранных купцов, особенно тех, кто достаточно давно работал в стране, регламентировался достаточно строго.

Иностранным купцам запрещалось держать у себя дома товары, тем более торговать в розницу. Для оптовой торговли и хранения товаров строились специальные иноземные гостиные дворы, которые предоставлялись за отдельную плату в аренду.

Петр I, заинтересованный в поставках оружия и военного снаряжения из-за рубежа, а также в увеличении доходов казны, предоставил некоторым иноземным купцам привилегии на закупку на внутреннем рынке экспортных товаров (льна, пеньки, щетины, мачтового леса). Когда миновал наиболее напряженный период Северной войны, большинство подобных привилегий, полученных иностранцами, было отменено.

Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса

Петровские реформы в области торговли явились сильным потрясением для купцов, прежде всего для привилегированной и состоятельной их части – "гостей", оправиться от которого они так и не смогли. Разрушались налаженные пути движения товаров за границу, особенно после переноса центра морской торговли из Архангельска в Санкт-Петербург, резко менялись условия и структура торговли, пересматривались прежние, традиционные для Московской Руси, нормы взаимоотношений крупного купечества с государством. В результате, если в 1705 г. среди "гостей" насчитывалось 27 фамилий, то уже в 1713 г. – всего десять, а во второй четверти XVIII в. их осталось только пять. Все это привело к ликвидации самого института гостей.

Значительно уменьшилась численность и другой привилегированной группы купечества – представителей Гостиной сотни. По имеющимся данным, к 1717 г. из 226 состоявших в ней человек только 104 сохранили причастность к торговле и промыслам, остальные изменили сословную принадлежность: оказались в солдатах, монашестве, подьячих, денщиках и т.п.

Однако активное вмешательство властей в деятельность купечества имело для торгового населения неоднозначные последствия. С одной стороны, переселение купцов и ремесленников в новую столицу Санкт-Петербург в целом негативно отразилось на купечестве и оказалось для него крайне разорительным, поскольку каждый торговый дом имел свой район деятельности, а переселение нарушило сложившиеся деловые связи. На новом месте все приходилось начинать заново, а обстоятельства не всегда складывались удачно. С другой стороны, в правление Петра I конкуренцию купцам сначала на внутреннем, а потом и на внешнем рынке начали составлять крестьяне. Указ 1699 г. разрешил дворцовым крестьянам записываться в города и посады, что способствовало появлению купцов нового типа. Правда, некоторые ограничения для крестьянского предпринимательства были введены в 1714 г., а в 1722 г. Петр I более четко определил порядок переезда крестьян в посады и перехода в купечество, разрешив записываться только тем, кто имел в посадах дома, лавки и заводы. Эти крестьяне обязаны были платить прежние налоги – подушные деньги, а также подати своим прежним владельцам. Крестьяне, пожелавшие записаться в купеческое сословие, должны были обладать определенным капиталом: от 300 руб. и выше для записи в городское купечество и от 500 руб. и выше – в купечество, имевшее право вести торговлю в портах. Наличие таких капиталов следовало доказывать специальными таможенными записками. Дворцовым крестьянам для перехода в городское сословие необходимо было получить разрешение от Главной дворцовой канцелярии.

Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе экономической, нашло отражение в царском Указе от 16 января 1721 г., определявшем правовое положение купечества. В соответствии с ним все городское население, за исключением иностранцев, дворян, духовенства и "подлых людей" (чернорабочих, поденщиков и пр.) разделялось на две гильдии. К первой были отнесены банкиры, знатные купцы, городские доктора, шкиперы купеческих кораблей „ золотых и серебряных дел мастера, живописцы. Во вторую гильдию вошли все торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, а также ремесленники. В третий разряд, который не назывался гильдией, были включены чернорабочие и лица наемного труда. Этот указ устранял монополию купечества на ведение торговли, которой оно пользовалось со времен Соборного Уложения 1649 г. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам "всякого звания", за исключением военных, а ранее изданный указ о единонаследии (1714 г.) прямо рекомендовал младшим сыновьям дворянских фамилий заниматься торговой деятельностью.

Купцы, записанные в гильдии, получили ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в новое привилегированное сословие. Таким образом, на "обломках" прежних купеческих корпораций возникает новый предпринимательский слой – гильдейское купечество, что свидетельствует не только о наличии деловой активности в стране, но также о дальнейшем ее развитии. Однако эти успехи, по выражению В.О. Ключевского, "были несоразмерны со стоимостью их достижения и с потраченными на них жертвами".

Одним из идеологов Петровских реформ являлся И.Т. Посошков, который входил в «Ученую дружину» Петра и подготовил ряд экономических проектов, в частности: О денежном деле. Особенно высоко Посошков оценивал социальное значение купечества, утверждая, что без торгового сословия ни одно «царство состояти не может».

XVIII столетие – это время реформ, кардинально изменивших уклад российского государства. Однако они явились естественным продолжением и углублением процессов, начатых в предшествующую эпоху. Происходило дальнейшее усиление роли государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике. Повышенное внимание государственной власти к экономическим вопросам объяснялось сложившейся на европейском континенте военно-политической обстановкой.

В условиях войны и реорганизации армии (замены стрелецкого войска регулярной армией на основе рекрутских наборов) потребовалось проведение финансовой реформы, которая на первом этапе в основном свелась к реформированию налоговой сферы (увеличению количества налогов), а также к монополизации выгоднейших статей сбыта. Острая нужда в деньгах заставила Петра I использовать внутреннюю торговлю в качестве важнейшего источника государственных доходов. Торговля облагалась разными налогами, что не могло не сдерживать ее оборота. Продажа части товаров на внутреннем рынке была объявлена государственной монополией. К ним относились соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.

Петр I сумел добиться активного баланса во внешней торговле – превышения вывоза отечественных товаров (экспорта) над ввозом иностранных (импортом), что, безусловно, способствовало укреплению экономики государства. В 1726 г. объем российского экспорта составил 4,3 млн. руб., а импорта – 2,1 млн.

Для реализации этой концепции Петром осуществлялись различные мероприятия:
1. Геологические работы по разведке полезных ископаемых.

2. Строились новые железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивавшие заказы армии и флота. Сестрорецкий завод в Петербурге выпускал оружие, якоря, гвозди. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый в России сереброплавильный завод.

3. В Москве и в других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 г. в стране работало 25 текстильных предприятий. Впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы. Вместо 15 - 20 допетровских мануфактур за первую четверть 18 века было создано около 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

4. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов.

5. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствуют такие факты: за период с 1700 по 1725 год выплавка чугуна в стране увеличилась с 150 до 800 тыс. пудов в год, а к 1750 г. - два миллиона пудов и почти половина шла на экспорт; вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа в 1726 г. Россия сама могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов; с 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук; к середине века в стране действовало 75 металлургических заводов, из которых 61 находился на Урале.

6. Петр I приглашал в Россию иностранных техников, предоставлял им многие льготы, но с одним непременным условием: добросовестно учить русских своему мастерству. Одновременно Петр посылал своих граждан за границу для изучения разных отраслей западной промышленности.

7. Петр наделял льготами не только иностранных специалистов, но и своих предпринимателей вплоть до наделения правом владеть землей и крестьянами. Однако, создавая льготное положение для промышленников, Петр над всей промышленность учредил строгий надзор и следил как за добросовестностью промышленников, так и за тем, чтобы их действия не шли вразрез с политикой правительства.

8. Петр всячески поощрял русскую торговлю, стремясь к тому, чтобы вывоз товаров из России превышал ввоз их из других стран. При этом высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.

Активное вмешательство властей в деятельность купечества имело для него неоднозначные последствия. Монополизм и привилегии заметно сужали пространство для свободной конкуренции, поиска новых форм деловой активности и формирования рынка наемной рабочей силы. Вместе с тем эти же факторы способствовали укреплению положения наиболее удачливых и "указных" торговых предпринимателей. Главным промышленным предпринимателем в петровскую эпоху, как и ранее, оставалось государство, сконцентрировавшее все свое внимание на создании отраслей, обслуживающих нужды армии. Помимо основных металлургических предприятий, построенных в Тульско-Каширском, Московском и Олонецком районах во второй половине XVII в. и принадлежавших русским и иностранным предпринимателям, в 20-е гг. XVIII в. было сооружено крупнейшее для своего времени железоделательное и металлообрабатывающее предприятие в Екатеринбурге. Оно представляло собой мощный промышленный комплекс, состоявший из разных цехов, где производились сталь, жесть, проволока и т.п. Казенные уральские заводы начала XVIII в. не уступали западноевропейским ни по технической оснащенности, ни по объемам продукции.

Начиная со второго десятилетия XVIII в. казенные предприятия учреждаются и в других отраслях, не всегда связанных с военными потребностями. Всего в петровский период (с 1695 по 1725 г.) в стране действовали 205 предприятий, в том числе: 69 металлургических (или около 34% общего числа предприятий), 32 текстильных (17%), 23 лесопильных (11%), 17 пороховых (8%), 10 по выработке стекла и изделий из него (5%) и 6 писчебумажных (3%). В результате этого в первой половине XVIII в. Россия стала единственной страной в Европе, где крупное промышленное производство получило наибольшее развитие.

Наряду с развитием "чисто казенных" предприятий власти поощряли деятельность частных лиц по сооружению промышленных предприятий и выполнению государственных заказов. Первыми такими предприятиями стали металлургические заводы, построенные еще в 90-х гг. XVII в.: доменный завод Борина под Липецком, доменный и оружейный заводы Избранта и оружейный завод Акинева недалеко от Москвы. Очевидно, что промышленное предпринимательство было более дорогостоящим и рискованным по сравнению с торговым, поэтому предприниматели, выполнявшие государственные заказы, находились в привилегированном положении. Они обеспечивались беспроцентными ссудами, инструментами и необходимой рабочей силой. Власти также практиковали передачу казенных мануфактур частным лицам, при этом предпочтение отдавалось представителям крупного купеческого капитала – торговым людям Гостиной сотни. Среди владельцев московских мануфактур в 1720 г. можно было встретить представителей Гостиной сотни – Я. Лушникова, И. Култыгина, И. Акинееева и др. В 1723 г. частным лицам были переданы несколько суконных предприятий, с тем, чтобы казна через пять лет уже могла получать изделия отечественного производства. На частных предприятиях производство также велось в крупных размерах.

Государство поощряло создание промышленных компаний, так как крупная мануфактура требовала затраты больших средств, а индивидуальных капиталов для ее создания оказывалось недостаточно. В последнее десятилетие царствования Петра I возникло более 15 компаний, обеспечивающих строительство и содержание мануфактур. Государство в данном случае выступало в качестве банкира и тем самым приобретало право следить за деятельностью компании. Ни одно ее переустройство, даже незначительное, не могло быть осуществлено без соответствующего донесения из Мануфактур-коллегии. Фабриканты были обязаны доставлять в Мануфактур-коллегию образцы своих изделий, а она устанавливала вид, форму, цены на товары, которые направлялись в казну и запрещались к продаже в розницу.

Однако промышленность в петровскую эпоху не могла функционировать исключительно за счет казенных субсидий. Государство само очень нуждалось в деньгах и не могло оказывать существенную помощь фабрикантам денежными ссудами. Всего при Петре I таких ссуд было выдано казной приблизительно на 100 тыс. руб., тогда как многие предприятия требовали для своего развития огромных капиталов.

Поэтому наряду с жестким контролем и разного рода ограничениями государство активно использовало средства поощрения, включая предоставление различных льгот (монопольные права на продажу тех или иных изделий, долгосрочные беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли, высокие цены при закупке товаров казной). Государство помогало решать и проблему обеспечения производства кадрами. Особую категорию работников мануфактуры составляли "посессионные люди" – прикрепленные к мануфактурам в результате покупки ими земель. Указом Петра I от 18 января 1721 г. частным предпринимателям для развития вновь создаваемых заводов и фабрик разрешалось покупать деревни с крепостными крестьянами. При этом специально оговаривалось, что обратная продажа этих деревень была возможна только вместе с заводами. Указом от 18 июля 1722 г. воспрещалось возвращение с фабрик законным владельцам мастеров и учеников, "чьи бы они ни были, хотя бы и беглые".

Для защиты нарождающейся отечественной промышленности государство встало на путь ее ограждения от конкуренции со стороны иностранных предпринимателей. Примером такой протекционистской политики может служить указ Петра I от 24 июля 1719 г., согласно которому устанавливались стопроцентные пошлины на все товары, ввозимые в Россию. Указом, в частности, предписывалось "продавать иглы во всем Российском государстве, которые делаются на заводах российских купецких людей Сидора Томилина и Панкрата Рюмина".

Значительная поддержка русским предпринимателям была оказана принятием в 1724 г. покровительственного таможенного тарифа, в соответствии с которым размер пошлин, взимаемых с заграничных товаров, находился в прямой зависимости от способности отечественных купцов удовлетворять потребности внутреннего рынка в этих товарах и колебался от 10 до 75%. С товаров, вывозимых из страны, в большинстве случаев взималась низкая (до 3%) пошлина, а если русские купцы вывозили товары на собственных судах, пошлина снижалась втрое.

Льготы, которые государство предоставляло "казенным фабрикантам", способствовали вовлечению в промышленное предпринимательство дворянства. Однако на первых порах подавляющее большинство дворян-предпринимателей составляли ближайшие соратники Петра I. В 1714 г. А.Д. Меншиков соорудил на реке Клязьме парусную фабрику, другие сподвижники Петра I (Апраксин, Толстой, Шафиров) учредили в 1717 г. шелковую компанию. Она получила субсидии от государства на общую сумму более 45 тыс. руб., право беспошлинной продажи своих изделий в течение 50 лет, свободу от податей и постоя и ряд других привилегий. Многие подобные компании, нередко созданные из желания угодить царю, но не имевшие необходимых капиталов и опыта, в скором времени оказались на грани разорения. То же произошло и с шелковой компанией: в 1720 г., т.е. уже через три года после создания, она была продана купцам.

Петровские реформы во многом продолжали хозяйственную политику предшествующего периода и проводились в русле меркантилизма. Они приобщали Россию к передовым западноевропейским знаниям, опыту, технологиям. Однако в целом продукция российской промышленности петровской эпохи оставалась неконкурентоспособной на европейских рынках, прежде всего из-за ее низкого качества.

В целом реформы Петра I, независимо от неоднозначных оценок их результатов, – безусловно, явление значительное в истории России.

В петровскую эпоху государственной властью были приняты многочисленные законоположения и предложены мероприятия, реализация которых благоприятно сложилась на развитии торговли и промышленности, предпринимательства в целом. Реформы вывели страну из экономической стагнации XVII в., способствовали значительным сдвигам в ее экономическом, культурном и государственном развитии. Поощряемое государством развитие промышленности способствовало преодолению экономической отсталости России и укреплению ее военной мощи, поставило ее в ряд ведущих мировых держав.

К отрицательным факторам следует отнести возросшее в ходе реформ давление государства на торгово-промышленные слои общества, что привело к сужению сфер функционирования купеческого капитала, ограничению возможностей его накопления и даже к прямому его изъятию. Противоречивость и непоследовательность торгово-промышленной политики государства во многом обусловливались остротой социальных противоречий и столкновением интересов разных сословий общества. Однако социальные противоречия – лишь часть проблемы. Главной целью, которую преследовало государство по отношению к торгово-промышленным слоям российского общества, было увеличение государственных доходов за счет деятельности купечества. И эта цель в основном была достигнута.

Меркантилистская идеология, приверженцем которой был Петр, требовала активизации торгового баланса и преобладания вывоза над ввозом, протекционизма национальной промышленности, расширения рынков сбыта отечественных товаров, перестройки сложившейся торговых купеческих корпораций и т.п. В условиях окружения молодых растущих капиталистических государств необходимо было создать инфраструктуру, которая могла бы обеспечить существование государства в условиях Нового времени и эта задача была решена.

Литература:

1. Анисимов Е. В. Податная реформа Петра I. – Л., 1982.

2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. – М., 1994.

3. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XVIII в.: Очерки. – М., 1958.

4. Буганов В. И. Петр Великий и его время. – М., 1989.

5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988.

6. Великая французская революция и Россия. – М., 1989.

7. Волкова И. В., Курукин И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв. // Вопросы истории. – 1995. – № 5-6.