Главная              Рефераты - История

Смутное время начала XVII века 2 - контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО РПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по предмету

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Тема: «Смутное время» начала XVII века.

Выполнил:

Проверил :

Киров 2006

План

1. Предпосылки причины «Смуты».

2. Царь Борис Годунов и Лжедмитрий I (1598 – 1606).

3. Василий Шуйский и социальная смута. «Тушинский вор».

4. Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

5. Первое земское ополчение.

6. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание на царство Михаила Романова.

7. Общий ход «Смуты», ее характер и последствия.

8. Список литературы.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ «СМУТЫ»

На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в центральных областях государства. После успешных военных действий на востоке и юге-востоке для русской колонизации открылись обширные юго-восточные пространства среднего и Нижнего Поволжья, куда и устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, пытавшегося уйти от государева и помещичьего «тягла». Эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило «тягло» на оставшихся. С ростом поместного землевладения все большее количество крестьян попадало под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинностей и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов «полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-й половине XVI в. внешние и внутренние обстоятельства способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Успехи на востоке и юго- востоке окрылили московских политиков. Их взоры теперь устремились на северо-запад, к Балтике. Здесь, по южному и восточному берегам финского залива и южнее, лежали древние новгородские и псковские земли. Захвачены они были в XIII в. и позднее в ходе агрессии в Прибалтику и на Русь крестоносцев, шведских королей. Россия с ее развивавшимся сельским хозяйством, промыслами, торговлей остро нуждалась в морских путях на запад, связях с европейскими странами. Об этом мечтали русские купцы, а дворяне – о новых землях в Прибалтике. В январе 1558 г. русская армия вступила в Ливонию. Тяжелая война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей – Россия потеряла все завоевания в Ливонии, потребовала от русского народа огромных людских и материальных жертв. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1957 г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливали общий разлад. Царь Иван во всех подданных, в народе российском видел только «холопов»; их обязанность – беспрекословно повиноваться его воле. Доводы и возражения оппонентов, считавших, что царь должен править вместе с умными советниками, боярами, совещаться, он отметает с гневом самовластца – деспота. Неудачи в Литве, татарские набеги, многочисленные казни недовольных опричниной создавали напряженную обстановку. Историки, изучающие документы той поры, часто встречают такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Запустение земель приняло страшные размеры. В стране широкое распространение получили разбои, волнения.

ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ И ЛЖЕДМИТРИЙ I (1598 – 1606)

После смерти в январе 1598 г. бездетного царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина – сестра Бориса Годунова отказалась от престола и постриглась в монашество.

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира святого, население в огромном большинстве своем безропотно подчинялось своим «природным государям». Но когда династии прекратились и государство стало «ничьим», народ растерялся и пришел в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной». Когда Москва осталась без царя, взоры всех обратились на Бориса Годунова – по существу правителя при царе Федоре. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил избранный в 1589 г. ставленник Годунова, патриарх всея Руси Иов. Был созван Земский собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, избравший на царство Бориса Федоровича.

Родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю – «выскочке», выходцу из «Золотой Орды» на русском престоле. Вспоминали о гонениях и опалах, исходивших от него. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе.

Первые два года царствования были спокойными и благополучными. Новый царь проявил такие качества, как недюжинный ум, милосердие, великодушие. Понимая необходимость для государства развития связей с зарубежными странами, он милостиво принимал иностранных послов. Нанимал к себе на работу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. Годунов пытался обеспечить жизнь простого народа. Власти сняли недоимки по налогам, прямые налоги стали заменять косвенными. Объявили амнистию. В начале XVII в. разрешили частичный выход крестьян от одного владельца к другому. При нем успешно продолжалось освоение Сибири и построение русских городов – Туринск, Томск.

С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность. Опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр. В 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья Романовы, из которых самый популярный, Федор Никитич, был пострижен в монахи под именем Филарета.

Три года подряд, с 1600 г. весной и летом шли по стране проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод и мор. Везде бродили нищие, бродяги. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. На окраины, особенно юго-западные и южные, бежали тысячи крестьян и холопов. Туда же правительство ссылало из центра преступные и неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления. Там скапливался «горючий материал», готовый вспыхнуть в любое время. Власти именовали этих людей «ворами2, «разбойниками», «лихими людьми», ведь они нападали на богатых людей, у которых, как было известно, имелись большие запасы хлеба от прошлых лет. Но они приберегали его, чтобы взвинтить цены и нажиться.

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был сыном мелкого дворянина из Галича, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, поэтому его впоследствии прозвали Расстригой. Потом он бежал в Польшу, где его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах.

В октябре 1604 г. Лжежмитрий I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами России. Обратился с воззванием к народу, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова и призвал население принять его как законного наследника престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. Население северной Украины переходило на сторону Лжедмитрия, города отворяли ему ворота. Приходят к нему и запорожские казаки, и донские казаки, и недовольные правлением царя Бориса многие дворяне и бояре. Все видели в самозванце «доброго царя», который обещал всем льготы, облегчение в налогах и многое другое. В царском войске, посланном Годуновым против мятежников, была «шатость» и недоумение, - не идут ли они против законного царя? А после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова войско заявляет о поддержке «царевича» Дмитрия, и 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова, который был убит вместе со своей матерью до прихода Лжедмитрия.

Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович, севший на трон благодаря польской помощи и опираясь на восставших против Годунова, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в «кабалу» в голодные года начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.

И сам Лжедмитрий, и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших с ним, расхищают казну. Пришельцы смотрят на Россию как на завоеванную страну: оскорбляют национальные и религиозные чувства ее жителей. Всех возмущает бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала его невеста Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. В ночь на 17 мая 1606 г. против «истинного царя» вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими. Бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи избивали поляков и грабили их дома. Несколько дней спустя, 19 мая, бояре «выкрикнули» на Красной площади в цари боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА.

«ТУШИНСКИЙ ВОР»

При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества, не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова. Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Сразу же бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия Iраспустили слухи, что «истинный царь» не погиб в Москве 17 мая, а спасся. Пребывает где-то в Польше, скрываясь от «злых людей». Слухи и разговоры эти подогревал князь Шаховский, приспешник самозванца. А в Речи Посполитой скрывается русский дворянин Михаил Молчанов, внешне похожий на Лжедмитрия, и дружок Шаховского. Он-то и выдает себя за спасшегося «царя Дмитрия».

На юго-западе население выступает против сторонников Шуйского, свергает и убивает его воевод. Города поднимаются под предводительством князя Шаховского (которого современники потом называли «всей крови заводчиком»), а затем является новый популярный вождь восстания, бывший холоп Иван Болотников, поверивший в «истинного царя» Дмитрия Ивановича (самозванца Молчанова). Десятки городов присягают ему на верность. Под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, чтобы отомстить своим угнетателям или ради получения «беструдного» богатства. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Самбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие недавно покоренные народы с целью освобождения от русской власти. Все эти скопища подошли с разных сторон к Москве. Но когда рязанские и тульские служивые люди поближе познакомились со своим союзником – Болотниковым, его «программой» и действиями, то выбрали из двух зол меньшее и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит: вожди восстания были казнены, масса участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице второго Лжедмитрия: проверкой его личности и его легальных прав на престол мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные, а также большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за счет мятущихся в междоусобии «русаков». Мария Мнишек также признала «самозванца». Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве, расположившись станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»). Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх. Тушинцы захватили центральные и северные уезды. Везде брали ценности, обложили жителей большими налогами. Шесть месяцев осаждали, но безуспешно Троице-Сергиев монастырь.

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Шуйский по договору со шведским королем получает военную помощь. За это он уступает город Корелу с уездом. В мае 1609 г. русско-шведский отряд во главе со Скопиным-Шуйским, племянником царя, идет из Новгорода к Москве, громит по дороге тушинцев, освобождает города и уезды, монастыри. Его поддерживают отряды ополченцев. Скопин входит в Москву, и вскоре Тушинский лагерь распадается. «Тушинский царь» бежал в Калугу, а некоторые бояре из русских предложили престол королевичу Владиславу, сыну польского короля.

КОРОЛЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ. ПОЛЯКИ В МОСКВЕ.

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Вмешательство шведов в русские дела вызвало недовольство польского короля Сигизмунда III и осенью 1609 г. его армия появилась под Смоленском. Русскую армию, шедшую к городу на выручку, разгромил у села Клушино гетман Жолкевский и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги «Тушинский вор». Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1620 г. был свергнут и насильственно пострижен в монахи. Власть перешла в руки боярской думы во главе с князем Мстиславским. Приближение самозванца, за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и «лучших людей». Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре тоже предлагают трон Владиславу. 27 августа Москва торжественно присягнула королевичу Владиславу с условием, что он обещает охранять православную веру, на чем категорически настаивал патриарх Гермоген. Лжедмитрий был прогнан из Москвы и снова бежал в Калугу. К королю Сигизмунду было отправлено русское посольство, которому было поручено настаивать, чтобы Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю выйти со своим войском за пределы Московского государства. Однако переговоры затянулись: Сигизмунд не хотел отпускать сына в Москву, тем более не хотел ему позволить принять православие и хотел сам занять московский престол.

Между тем Москва в сентябре 1610 г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и «торговый мужик» Федор Андронов, которые и пытались управлять страной от имени Владислава. В июле 1611г. был занят шведами Новгород великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения. Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков возбуждало все больше недовольства, но их терпели, так как присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для «Тушинского вора». Но в декабре 1620 г. его убивает татарский князь Урусов, служивший ему. Это событие считается поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще, и утех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православие, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы и увещевания не оказали действия, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарха подвергли заточению, его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам грамоты с призывами к соединению и «великому стоянию против врага за святую православную веру и за свое отечество».

ПЕРВОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания… был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля». Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало ее осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8000 человек. Значительная часть Москвы в марте 1611г. подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было перебито несколько тысяч жителей.

Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров воеводы и ополчение договорились между собою и 30-го июня 1611г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства – из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными делами». Однако приговор 30 июня не устранил антогонизма между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшиеся без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

ВТОРОЕ ЗЕМСОКЕ ОПОЛЧЕНИЕ (МИНИН И ПОЖАРСКИЙ). ОСВОБОЖДЕНИ МОСКВЫ

И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с Кузьмой Мининым, простым «говядарем» (торговцем мяса) и посадским старостой, организовавший вместе с городским советом сбор средств на собрание нового ополчения. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией.

В ноябре движение, начатое в Нижнем, охватило уже значительный приволжский район, а в январе двинулось сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, вливая в свои ряды новые подкрепления. В начале апреля, уже в Ярославле, создали «Совет всея земли» - правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей; фактически его возглавляли Пожарский и Минин. Начали работать приказы. Ополчение состояло уже из 10 тысяч человек – дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев, входили в него татарские отряды из Касимова и Темникова, Кадома и Алатыря. В конце июля ополчение двинулось к Москве – его руководители получили весть, что к Москве на помощь польскому гарнизону идет с войском гетман Ходкевич. В конце месяца первые отряды ополченце подошли к столице с северной стороны. Под столицей их встретили отряды Заруцкого и Трубецкого. Но Пожарский и Минин предпочли не объединяться с ними, встали отдельно. Вскоре Заруцкий ушел в Коломну.

У Москвы расположилось пришедшее из Речи Посполитой войско Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в Кремле полякам, но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского – Минина и отряды Трубецкого. Потеряв много людей и возов с продовольствием, гетман ушел из Москвы. В Кремле начался голод, и осажденные в конце октября 1612г. сдались. Ополченцы торжественно вступили в кремль – Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы всю страну.

«Совет всея земли» созвал представителей разных слоев населения на Земский собор – духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное крестьянство. Сравнительно легко договорились о том, чтобы иноязычных и нехристианской веры на трон не избирать. Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни, так как среди великородных бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или самозванцев не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих споров 7 февраля 1613 г. выборные люди остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета и племянника (по женской линии) царя Федора Ивановича. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности.

Новому правительству пришлось решать трудные задачи. Страна была разорена, истощена. По городам бродили шайки разбойников и интервентов. Один из таких польских отрядов, еще до приезда в Москву Михаила Романова (он тогда находился в костромском Ипатьевском монастыре), действовал в Костромском и соседних уездах. Здесь располагались родовые земли матери новоизбранного царя. Стояла зимняя пора. Поляки появились в одной из деревень Романовых, схватили старосту Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он показал им дорогу туда, где находится его молодой барин. Сусанин завел их в дебри и, погибнув сам под саблями врагов, погубил отряд. Подвиг костромского крестьянина сыграл свою роль не только в спасении Михаила Федоровича, но и в предотвращении новой возможной смуты в стране, в случае гибели молодого Романова.

ОБЩИЙ ХОД СМУТЫ,

ЕЕ ХАРАКТЕР И ПОСЛЕДСТВИЯ

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода: первый может быть назван династическим, второй социальным и третий- национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты охватывает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе.

Борьба за власть и царский престол, начатая московским боярством, привела в последствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе «всех против всех» и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских «перелетах» и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей». Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606г.) наблюдаются элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие.

Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским » лагерем, а между тем у вора были представители очень высоких слоев московской знати. «Воровские люди»- это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория – люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков - союз очень пестрый в классовом отношении.

В период так называемого междуцарствования (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города обращаются с призывами «бытии в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы».

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжлым потрясением жизни Московского государства. Первым,непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне сбежали или «сошли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого дворянства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, «шалостью» и своим союзом с врагами государства. В отношении политическом Смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство,- показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» - государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

СПИСОК ЛИТАРАТУРЫ

1. Альшиц Ю.Г. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989.

5. Лошиц Ю.М. Дмитрий Донской. М., 1995.

6. История России с древности до наших дней. Под ред. М.Н.Зуева. М., 1998

7. А.С.Орлов., В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2001.

8. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XII века. М., 1995.

9. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983.

10. Скрынников Р.Г. Россия в XII в. «Смута». М., 1988.

11. Политическая история России. Хрестоматия. М., 1995.