Главная              Рефераты - История

Сефевиды - реферат



План
Введение
1 Происхождение Сефевидов
2 Сефевиды при Исмаиле I
3 От Исмаила до Аббаса Великого (1524—1587)
4 Расцвет Сефевидского государства при Аббасе I Великом
4.1 После Аббаса

5 Афганское завоевание и после него
Список литературы
Сефевиды

Введение

Исторические области
на территории Азербайджана
Арран • Карабах¹ • Мугань
Чухур-Саад • Шабран • Ширван

Средние века
Кара-Коюнлу • Ак-Коюнлу
Сефевидское государство
Новое время
Азербайджанские ханства
Области:
Каспийская область
Губернии:
Бакинская • Елизаветпольская • Эриванская
Округа:
Закатальский округ

Новейшее время
Бакинская коммуна • Диктатура Центрокаспия
ЗДФР • Мартовские события • АДР
Муганская СР • Аракская республика
Современность
Азербайджанская ССР
Азербайджанская Республика
Чёрный январь
Карабахская война

Портал:Азербайджан
¹ Большая часть области
находится под контролем непризнанной НКР

Сефевиды (перс. صفویان‎; азерб. Səfəvilər dövləti,صفوی‌لر; Османск.:Devlet-i Safeviyye,دولت صفویه; груз. სეფიანთა დინასტია; курд. سەفەوییەکان,Sefewî) — иранская[6] шахская династия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля Иранскoй провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу, с 1502 по 1722 гг. всем Ираном[7][8][9][10][11][12]. Основателем династии был Исмаил I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Сефевие, родом из Ардебиля в Иранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), Исмаил победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана[13][14]. Исмаил далее подчинил себе весь Иран и в мае 1502 года короновал себя шахом Ирана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан, В начале правления Сефевидов в Иране они опирались на тюркские племена кызылбашей и утвердили азербайджанский тюркский язык в качестве языка двора и армии, тогда как персидский язык был языком гражданской администрации; по-персидски же писались надписи на монетах. С началом XVII, с переносом столицы в Исфахан, в государстве Сефевидов происходит усиление иранского влияния, и персидский язык вытесняет тюркский в официальных сферах, однако при Сефевидском дворе по прежнему говорили почти исключительно по-тюркски.[2][3][4][5][15][16][17] Так, по сообщению Адама Олеария, посетившего Персию во времена правления шаха Сефи I, при дворе Сефевидов говорили на тюркском языке, а персидскую речь можно было услышать крайне редко, и поэтому большинство персов учили в дополнение к своему языку и тюркский.[18]

Сефевиды называли себя сасанидским титулом «шаханшах» (царь царей), льстившим национальному самолюбию. На первый план они выдвинули, однако, не национальный принцип, а шиизм, объявив его государственной религией.

1. Происхождение Сефевидов

Происхождение Сефевидов покрыто тайной. Первая генеалогия Сефевидов была написана ибн Баззазом в 1358 году в книге «Савфат аз-сафа», согласно ей род Сефевидов шёл от курда по имени Фируз Шах Зарин Колах. В дальнейшем, во время царствования Исмаила I, «официальная» генеалогия Сефевидов обросла дополнительными легендарными сведениями, призванными доказать происхождение рода от седьмого шиитского имама Мусы Кязима, а через него восхождение к первому шиитскому имаму Али. Петрушевский полагает, что это произошло ещё раньше, в XIV веке[19]. Вальтер Хинц высказал предположение, что Сефевиды были по происхождению арабы из Йемена[20]. Согласно Девиду Аялону, Сефевиды были по происхождению не персами, а тюрками[21]. Подробно исследовавший происхождение Сефевидов Ахмад Кесрави пришёл к выводу, что Сефевиды были коренными иранцами, однако говорившими на азербайджанском тюркском языке, на котором разговаривало тогдашнее население Азербайджана. Также подробно изучивший генеалогию Сефевидов турецкий учёный Тоган утверждает, что Сефевиды могли сопровождать курдского принца Мамлана ибн Вахсудана, из рода Раввадидов, в его завоевательном походе на Ардебиль в 1025 году. В то же время Тоган считает Исмаила I турком, основываясь на том, что Исмаил говорил на азербайджанском тюркском языке[22]. Некоторые учёные, в основном не специалисты по средневековому Ирану, высказывают мнение, что Сефевиды были азербайджанского происхождения[23][24][25]. Автор статьи о Сефевидах в энциклопедии «Ираника» Руди Мэти считает Сефевидов «персами с курдской родословной»[26]. Главный редактор «Ираники» Эхсан Яршатер полагает, что Сефевиды изначально были ираноязычным кланом, тюркизировавшимся с течением времени[27]. Ричард Фрай, автор другой статьи в «Иранике», пишет, что династия Сефевидов была основана азербайджанскими тюрками[28]. Автор подробного исследования по Сефевидам[29] и статьи «Сефевиды» в «Энциклопедии Ислама», Роджер Сейвори считает, что сегодня существует консенсус между учёными, что Сефевиды происходили из иранского Курдистана[30].

Впоследствии Сефевиды тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного, [27][31][32] хотя, по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным[2]. По мнению ряда советских историков, первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле и их родным языком был азербайджанский (тюркский)[33]. Некоторые представители династии писали стихи на азербайджанском тюркском языке и на фарси[34][35][36]. В частности, основатель династии Исмаил I, писавший стихи под псевдонимом Хатаи, считается классиком азербайджанской поэзии, а шах Аббас II также писал тюркские стихи под псевдонимом Тани.

Родоначальником и эпонимом Сефевидов является шейх Сафи Ад дин Фируз Фатх Исхак Ардабили (1252—1334). Согласно генеалогии, сообщенной автором XIV века Ибн Баззазом Ардабили, он был потомком в седьмом колене некоего Фируз Шах Зарини Колаха, курда из Санджана, который, как считается, переселился в Ардебиль примерно в XI веке[37]. Впоследствии, в целях легитимизации своей духовной власти, Сефевиды объявили себя потомками шиитского имама Мусы аль-Казима, корни которого восходят к пророку Мухаммаду и Али ибн Абу Талибу. Потомки Фируз Шаха были мусульмане-сунниты, хотя в XV веке Сефевиды перешли в шиизм. Сафи ад Дин был любимым мюридом и зятем шейха Захеда Гилани, основателя суфийского ордена «Захедийя». Унаследовав власть над этим орденом после смерти в 1301 г. Захеда Гилани, он преобразовал этот орден в орден «Сефевийя». От него дошло 12 четверостиший на иранском языке азери, который, по всей видимости, был его родным языком. Эти четверостишия составляют важнейший материал для изучения языка азери, в целом остававшегося бесписьменным[38]. При его сыне Садр уд Дине Мусе (ум. 1391/92) орден превратился в широкое религиозное движение, которое повело пропаганду по всему Ближнему Востоку. При этом он сохранял свой суннитский характер. После его смерти орден возглавляли его потомки: сын Али (ум. 1429), внук Ибрагим (ум. 1447) и правнук Джунейд. Последний, начав расширять свои владения, вступил в конфликт с главой государства Кара-Коюнлу Джаханшахом и был вынужден бежать под защиту главы династии Ак Коюнлу Узун-Хасана, на сестре которого Хаджи Бегун он женился. После гибели Джунейда в бою с ширванцами, орден возглавил его сын шейх Гейдар. Последний был женат на Марфе, родившейся от брака Узун Хасана и Феодоры — дочери трапезундского императора Иоанна IV Комнина. От этого брака родился будущий шах Исмаил.

К тому времени ардебильские шейхи обладали крупной боевой силой в лице своих мюридов из различных тюркских кочевых племен, которые носили красные тюрбаны и за это были прозваны «Кызылбаши» («красноголовые»). После смерти Узун Хасана, его сын Якуб, боясь растущего влияния ардебильских шейхов, убил Гейдара с помощью ширваншаха Фаруха Яссара (1488). Вслед за тем был убит и сын Гейдара Али, и власть перешла к малолетнему брату последнего, Исмаилу. Последний в 1500 г. вторгся в Ширван, а в следующем 1501 г. завоевал Тебриз, где и принял шахский титул, основав таким образом государство Сефевидов.

2. Сефевиды при Исмаиле I

Первый представитель династии Сефевидской Империи известен в истории не только как военачальник и основатель государства, но и как средневековый азербайджанский поэт, писавший под псевдонимом Хатаи[34][35][36]. Коллекция его стихов на азербайджанском языке опубликована в виде «Дивана» Хатаи, известны также и несколько его стихов на фарси.[39].

При Исмаиле государственные наместники назначались исключительно из тюрков-кызылбашей. Кызылбаши, изначально фанатично преданные Исмаилу, были представителями тюркских племён Анатолии и Азербайджана; при их же содействии он и его преемники могли выдерживать, иногда даже победоносно, беспрестанные натиски тюрков-суннитов: с востока — узбеков (Хивы и Бухары), с запада — османских турок.

К 1508 г., сделавшись владетелем всех земель государства Ак-коюнлу Узун-Хасана (также деда Исмаила по материнской линии), Исмаил стал соседом прежних владений Бейкары, занятых узбеками, и вступил с ними в войну; в 1510 г. узбеки были изгнаны из Хорасана в Трансоксанию. С Турцией началась война из-за того, что султан Селим I казнил 40 тысяч шиитов, живших в подвластной ему Анатолии (1513). В 1514 г. близ местечка Чалдыран Селиму удалось разбить сефевидскую армию и захватить Тебриз. Однако ввиду чрезвычайно холодной зимы 1514—1515 гг., а также изнурения османского войска, Селим I не продолжил вторжение в Иран и покинул Азербайджан, ограничившись взятием Восточной Анатолии и Месопотамии. После смерти Селима (1519) Исмаил завоевал Грузию, однако фанатичная вера кызылбашей в непобедимость Исмаила сильно пошатнулась после поражения Сефевидов в вышеуказанной Чалдыранской битве. Чалдыранская битва стала отправной точкой окончательного размежевания азербайджанского и турецкого этносов.

От Исмаила до Аббаса Великого (1524—1587)

При шахе Тахмаспе I 1524—1586 османские турки в 1534 г. завоевали Восточную Анатолию до озера Ван и Ирак с Багдадом и шиитскими святынями Неджефом и Кербелой, а в 1549 и 1554 г. несколько раз производили разорительные нападения на Азербайджан (пришлось перенести столицу из Тебриза в более защищенный Казвин); на восточной границе шла изнурительная война с узбеками.

Дети Тахмаспа — Гейдар (1576), Исмаил II (1576—1577), полуслепой Мохаммад I Худабенде (1577—1586) — возводились и свергались кызылбашами; извне нападали на страну узбеки и турки, овладевшие Азербайджаном (1585). В 1582 г. хорасанские кызылбаши провозгласили шахом младшего сына Мохаммеда, своего хорасанского наместника, талантливого Аббаса, и через четыре года доставили ему престол.

4. Расцвет Сефевидского государства при Аббасе I Великом

Иранизация[16] государства Сефевидов приходится на царствование Аббаса I Великого(1587—1629), мать которого, Махти Улья, была персиянкой. Воцарившись, Аббас I Великий (1586—1628) раз и навсегда устранил возможность повторения кызылбашских междоусобий: была образована специальная «шахская дружина» («шах-севен»), в которую вошли люди не из одного, а из всех кызылбашских племен, и сверх неё заведено постоянное войско (с огнестрельным оружием и артиллерией). Значительное число представителей кызылбашской знати было казнено, их владения конфискованы. Отойдя от опоры на кочевую тюркскую знать, Аббас предпочел ей бюрократию, состоявшую из персов. Столица была в 1598 г. перенесена в центр Ирана — в Исфахан Централизаторская политика Аббаса, опиравшаяся на древние традиции иранской государственности, позволила некоторым востоковедам (В. Хинц, Х. Ремер) сделать вывод о том, что Сефевиды создали в Иране персидское национальное государство (впрочем, другие авторы считают это преувеличением)[16][17].

Узбеки были разбиты при Герате в 1597 г., для предупреждения их набегов были устроены на Атреке, в Мерве, сильные пограничные поселения из курдов и тюрков-каджаров (кызылбашей). В войне против османов (с 1603 г.) были отвоеваны к 1607 г. Азербайджан, Ширван и Грузия, а в 1623 г. — Багдад с Неджефом и Кербелой; багдадские сунниты были перебиты. Желание найти союзников против Турции, а также споры с португальцами и англичанами из-за острова Хормуса и соседней гавани при Ормузском проливе, Гамрун (с 1622 г. Бендер-Аббас), были причиной дипломатических сношений Персии с Западной Европой. Внутри государства Аббас старался поднять торговлю, строил много дорог (шоссе на 400 верст через весь Мазандеран до Астрабада), мостов, караван-сараев, базаров. Новая столица, Исфахан, была украшена, обустроены Казвин и священный Мешхед. Хоть сам шах не был строгим мусульманином (например, любил вино), но к религиозным вопросам относился внимательно и докончил организацию шиитской иерархии, начатую Исмаилом I. В семье Аббас был тираном, из подозрительности велел убить старшего сына, двух других ослепил, а внука-наследника ослаблял опием и, таким образом, был причиной вырождения своего потомства.

4.1. После Аббаса

Сефи I (1628—1641) — старший из сыновей Шах Аббаса был жестоким тираном, взойдя на престол казнил лучших людей своего государства. Годы его правления были ознаменованы большими территориальными потерями, великий могол Шах Джахан отнял у Сефевидского государства Кандагар, а султан Мурад IV — Багдад (1638). Эта битва за Багдад была последним военным сражением между Османской империей и Государством Сефевидов и привела к потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией. После этого шиитам около 200 лет шиитам нельзя было спокойно ездить в Кербелу, а доступ в Мекку был.

Аббас II (1641—1666) был кроток и веротерпим; он был занят только гаремом и вином, но государственные дела шли удачно под руководством хороших министров; Кандагар был возвращён. Сефевидское государство все еще процветала, о чем свидетельствовали европейские путешественники, посетившие Иран.[40]

При Аббасе II заметно укрепились торговые связи Сефевидов с Российской империей. При Сефи I и Аббасе II усилилась роль европейских купцов в Сефевидском Иране. Сефи I заключил соглашение с английской Ост-Индской компанией, обязавшейся ежегодно вносить шаху в виде «подарка» 1500 фунтов стерлингов и покупать шелка ежегодно на 60 тысяч фунтов стерлингов. С 40-х годов XVII века первое место в торговле с Персией заняли соперники англичан голландцы, также получившие право беспошлинного вывоза шелка из Сефевидского государства. При Аббасе II привилегии даны были также французским купцам, заводы и фабрики которых появились в Исфахане и Бендер Аббасе.[40]

Кое-как порядок держался и при Сефи II Солеймане (1666—1694), хотя этот болезненный человек, предававшийся роскоши, гарему и пьянству, каждый день производил казни и увечья, а границы страдали от набегов.

Последний сефевид, Солтан Хусейн (1694—1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с иерархическим шиизмом.

5. Афганское завоевание и после него

Затем начался упадок, и в конце концов Иран стал жертвой нашествия афганцев (афганцы взяли Исфахан в 1722 году, возведя на престол своего вождя Махмуд-хана). Это сопровождалось вторжением турок с запада и русских с севера. В такой ситуации последний сефевидский шах, ещё имевший долю реальной власти — Тахмасп II, был свергнут и затем убит (вместе с малолетним сыном Аббасом III) своим полководцем Тахмасп-кули-ханом, известным под именем Надир-шаха. В середине XVIII века Сефевиды номинально вернулись на некоторое время на престол, тогда как фактически от их имени правила династия Зендов. Окончательно с призраком их власти покончил Ага-Мухаммед-хан, основавший династию Каджаров.

См. Хотаки, Афшариды, Зенды, Каджары.

Список литературы:

1. In the 16th century, the Turcophone Safavid family of Ardabil in Azerbaijan, probably of Turkicized Iranian (perhaps Kurdish), origin, conquered Iran and established Turkic, the language of the court and the military, as a high-status vernacular and a widespread contact language, influencing spoken Persian, while written Persian, the language of high literature and civil administration, remained virtually unaffected in status and content.) -John R. Perry, «Turkic-Iranian contacts», Encyclopaedia Iranica, January 24, 2006

2. Vladimir Minorsky. «The Poetry of Shah Ismail», Bulletin of the School of Oriental and African Studies , University of London, Vol. 10. No. 4, 1942, p. 1006a.

3. Laurence Lockhart, Peter Jackson. The Cambridge History of Iran , Cambridge University Press, 1986, p. 950, ISBN 0-521-20094-6

4. Michel M. Mazzaoui, «Islamic Culture and literature in the early modern period» in Robert L. Canfield, Turko-Persia in historical perspective, Cambridge University Press, 1991. pg 87

5. Ronald W. Ferrier, «The Arts of Persia». Yale University Press. 1989. pg 199

6. "Ṣafavid , (1502–1736), Iranian dynasty..." - "Сефевиды (1502–1736) - Иранская династия Энциклопедия Британика «Сефевиды»

7. проф. Ричард Фрей, цитата из Энциклопедии Ираники

8. Сефевиды / династия правителей государства на Ближнем и Среднем Востоке в 1

9. Сефевиды (БСЭ, цитаты)

10. Глава XXII. Государство Сефевидов

11. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Общая история ]- Краткая компилятивная история стран мира

12. О роли халифе при Сефевидах

13. Richard Tapper. «Shahsevan in Safavid Persia», Bulletin of the School of Oriental and African Studies , University of London, Vol. 37, No. 3, 1974, p. 324.

14. Ṣafavid Dynasty

15. В 16 веке, тюркоязычная семья Сефевидов из Ардебиля в Азербайджане, вероятно, тюркизированного иранского (возможно, курдского), происхождения, завоевала Иран и утвердила тюркский в качестве языка суда и армии, так он ввиду своего высокого статуса и широкого контакта с местными языками повлиял на разговорный персидский; в то время как письменный персидский, язык высокой литературы и гражданской администрации, остается в практически неизменном состоянии (In the 16th century, the Turcophone Safavid family of Ardabil in Azerbaijan, probably of Turkicized Iranian (perhaps Kurdish), origin, conquered Iran and established Turkic, the language of the court and the military, as a high-status vernacular and a widespread contact language, influencing spoken Persian, while written Persian, the language of high literature and civil administration, remained virtually unaffected in status and content. John R. Perry, «Turkic-Iranian contacts», Encyclopaedia Iranica, January 24, 2006

16. Иран и Россия: И. В. Базиленко

17. Всемирная история, М., 1958, т.4, стр. 560

18. Most of the Persians, with their own language, learn also the Turkish especially in those provinces which have been long under the jurisdiction of the Grand Seignor, as Shirvan, Adirbeitzan, Iraq, Baghdad, and Eruan, where children are taught the Turkish language and by this means it is so common at court that a man seldom hears anyone speak the Persian; as in the Grand Seignior’s country, they ordinarily speak the Sclavonian, and in the Mogul’s the Persian. But in the province of Fars (which is the ancient Persia) and at Shiraz, they speak only the Persian language . The travels of Olearius in seventeenth-century Persia

19. B. Nikitine . Essai d’analyse du afvat al-Safā. Journal asiatique. Paris. 1957, стр. 386)

20. Walther Hinz . Irans aufstieg zum nationalstaat im fünfzehnten jahrhundert. Walter de Gruyter & co., 1936

21. David Ayalon . Gunpowder and Firearms in the Mamluk Kingdom: A Challenge to a Mediaeval Society. Vallentine, Mitchell, 1956. Стр. 109)

22. Zeki Velidi Togan , Sur l’origine des Safavides, в Mélanges Louis Massignon, Institut français de Damas, 1957, стр. 345—357

23. It is ironic that in the increasingly angry correspondence between the two monarchs that preceded the outbreak of hostilities, the sultan wrote to the shah in Persian, the language of urban, cultivated gentlemen, while the Shah wrote to the Sultan in Turkish — the language of his rural and tribal origins . Bernard Lewis. The Middle East. ISBN 0-684-83280-1

24. Shah Isma’il I (1500-24), the founder of the Safavid dynasty of Azeri origin, made the Shi’a branch of Islam the official religion of the kingdom of Persia, thus setting the Azéris firmly apart from the ethnically and linguistically similar Ottoman Turks, who were Sunni Muslims. Eastern Europe, Russia and Central Asia 2003. Europa Publications Staff, Europa Publications, Eur, Imogen Bell, Europa Publications Limited. Taylor & Francis, 2002. ISBN 1-85743-137-5, 9781857431377. Azerbaijan. History by Prof. Tadeusz Swietochowski. p. 104

25. In the sixteenth century there came into being a great Persian empire. It was founded by an Azeri Turk named Ismail, leader of a religious sect which dated from the early fourteenth century, had long been confined to the Ardabil district of the north-west, and merged with Shi’ism in the mid-fifteenth . Hugh Seton-Watson. Nations and States: An Enquiry Into the Origins of Nations and the Politics of Nationalism. Taylor & Francis, 1977. ISBN 0-416-76810-5, 9780416768107

26. Энциклопедия Ираника. Статья «SAFAVID DYNASTY»

27. Адари (=азери) утрачивает позиции более быстрыми темпами, чем раньше, так что даже Сефевиды, первоначально ираноязычный клан (как свидетельствуют четверостишия шейха Саафи-эль-Дина, их эпонимного предка, и его биография), тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного. (Adari lost ground at a faster pace than before, so that even the Safavids, originally an Iranian-speaking clan (as evidenced by the quatrains of Shaikh Sáafi-al-din, their eponymous ancestor, and by his biography), became Turkified and adopted Turkish as their vernacular).E. Yarshater, Encyclopaedia Iranica, The Iranian Language of Azerbaijan

28. The Azeri Turks are Shiʿites and were founders of the Safavid dynasty. Encyclopaedia Iranica. R. N. Frye. Peoples of Iran.

29. Roger Savory . Iran Under the Safavids. Cambridge University Press, 2007

30. Encyclopaedia of Islam. SAFAWIDS. «There seems now to be a consensus among scholars that the Safawid family hailed from Persian Kurdistān, and later moved to Azerbaijan, finally settling in the 5th/11th century at Ardabīl »

31. Roger M. Savory. «Safavids» in Peter Burke, Irfan Habib, Halil Inalci: «History of Humanity-Scientific and Cultural Development: From the Sixteenth to the Eighteenth Century», Taylor & Francis. 1999. Excerpt from pg 259: «Доказательства, имеющиеся в настоящее время, приводят к уверенности, что семья Сефевидов имеет местное иранское происхождение, а не тюркское, как это иногда утверждают. Скорее всего, семья возникла в Персидском Курдистане, а затем перебралась в Азербайджан, где приняла азербайджанский язык, и в конечном итоге поселилась в маленьком городе Ардебиль где-то в одиннадцатом веке (the present time, it is certain that the Safavid family was of indigenous Iranian stock, and not of Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where they adopted the Azari form of Turkish spoken there, and eventually settled in the small town of Ardabil sometimes during the eleventh century.)».

32. Book 1, p. 240:

33. И.В. Пигулевская, А.Ю. Якубовский А.Ю., И.П. Петрушевский, Л.В. Строева, А.М. Беленицкий. «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века». 1958

34. http://www.iranica.com/newsite/index.isc?Article=http://www.iranica.com/newsite/articles/unicode/v8f6/v8f665.html

35. V. Minorsky. «The Poetry of Shah Ismail», Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 10. No. 4, 1942

36. Encyclopaedia Iranica. Azerbaijan

37. Z. V. Togan, "Sur l’Origine des Safavides, "in Melanges Louis Massignon, Damascus, 1957, III, pp. 345-57

38. Адари (=азери) утрачивает позиции более быстрыми темпами, чем раньше, так что даже Сефевиды, первоначально ираноязычный клан (как свидетельствует четверостишия шейха Саафи-эль-Дина, их эпонимного предка, и его биография), тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного. (Adari lost ground at a faster pace than before, so that even the Safavids, originally an Iranian-speaking clan (as evidenced by the quatrains of Shaikh Sáafi-al-din, their eponymous ancestor, and by his biography), became Turkified and adopted Turkish as their vernacular).E. Yarshater, Encyclopaedia Iranica, The Iranian Language of Azerbaijan

39. Vladimir Minorsky, open citation , p. 1007a.

40. И.В. Пигулевская, А.Ю. Якубовский, И.П. Петрушевский, Л.В. Строева, А.М. Беленицкий. «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века». И:М, 1958.