Главная              Рефераты - История

Как научиться писать школьное эссе по обществознанию - сочинение

Как научиться писать школьное эссе по обществознанию

Сочинение в жанре эссе для школьников — явление новое и перспектив­ное. XXI век тяготеет к малым формам. Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ас­социаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения проде­монстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная автор­ская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.

Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты Артур Шопенгауэр, а не учащийся средней школы. Учитель уви­дит проблему в том, что творческое задание, называемое эссе по обществозна­нию, необходимо объективно оценить. Свободная композиция может увести от раскрытия темы, а повышенная эмоциональность может подменить наполнен­ность содержания. Кроме того, учитель должен подойти к оцениванию работы как минимум с точки зрения знаний и умений. Это означает, что нужно оценить знание и понимание терминов (понятийно-категориального аппарата), умение сравнивать, сопоставлять, аргументировать, осознавать проблему, отбирать факты научного и бытового характера, анализировать и оценивать предложен­ные высказывания. Диалектическое противоречие в школьной практике напи­сания эссе налицо: художественная форма и аналитическое, структурирован­ное содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.

Предлагаем рекомендации для написания эссе по обществознанию, кото­рые могут помочь эффективному освоению данного вида деятельности школь­никами и учителями.

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик. Неко­торые учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — плотно заполненный лист, практиче­ски без полей, но написанный более небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, тем самым тренируя практику отсутствия самостоятельного мышле­ния. В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной их стороне. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы — простор для конкре­тизации, подтверждения своей мысли примерами и цитатами.

С чего начать? С записи темы эссе, при этом тему надо записать точно, и обязательно в черновике. Тема — это некое условие задачи, в которое надо вдуматься. А задачу надо понять, осознать. Формулировка темы — тоже зада­ча, только неизмеримо более объемная и сложная, имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очер­чено. Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае, вся формулировка будут повторены в тексте эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всего эссе в целом, — это не недостаток. Ведь главная задача ученика — понять и рас­крыть тему, а не уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечи­тывать формулировку темы. Темы эссе по обществознанию на экзамене пред­лагаются на выбор учащемуся из шести вариантов, соответствующих разделам курса обществознания: философии, культурологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.

Целесообразно выбирать тему наиболее близкую и понятную, при рас­крытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способ­ности.

Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма об­разно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает пробле­матику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духов­ных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы.

Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее раскрытия.

Тема выбрана, осознана, понята. Как правило, темы эссе по обществозна­нию философского содержания имеют проблемный характер, авторскую ин­терпретацию и предложены в виде высказывания. Поэтому, первоначально ра­ботая с обществоведческой проблемой, необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. Для этого необходимо в свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли... Есть рациональное зер­но во фразе: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: тогда вы­светится идея, путь движения мыслей. Теперь главное — найти фразу, мысль, цитату, которая могла бы стать заключением к работе.

Да, заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступ­ление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоре­чия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или быто­вого характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жиз­ненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут пере­грузить все же «маленький» жанр.

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количе­ство тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли учащегося. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку:

ВТААТААВ

Название «кольцевая композиция» не случайно, так как вступление и вы­вод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении про­блему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.

Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов ком­позиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен крас­ной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы.

При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое ка­чество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, про­стых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в пред­ложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совер­шенствуешь себя!

Помните главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряже­но», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

Конечно, чтобы легко и свободно владеть навыком написания эссе, необ­ходимо в течение учебного периода тренировать данный навык, и прежде всего, навык владения категориальным анализом. Категории — это понятия научной дисциплины. Работе с понятиями можно придать творческий характер.

Систематизировав проблемные, творческие и рефлексивные задания, раз­вивающие навык категориального анализа, мы получили их типологию.

Первый тип заданий — философская оценка. Этот тип заданий позволяет формировать умение узнавать и различать проблему, самостоятельно выражать собственную точку зрения.

Второй тип заданий — категориальный анализ. Это перевод текста на язык философских категорий. Он позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях, развить умение анализи­ровать содержание текста. На язык философских категорий можно переводить смысл пословиц, цитат, отрывков из литературных произведений.

Третий тип — осознание проблемы и попытка ее разрешения. В предлагаемом тексте содержится в явном или неявном виде формулировка проблемного во­проса. Нужно предложить способ его разрешения.

Четвертый тип — логическая операция нахождения и сравнения понятий, по­зиций авторов, точек зрения, мнений. Результаты сравнения можно оформлять в виде таблицы.

Пятый тип — построение целостного философского высказывания на основе определенного набора обществоведческих терминов.

Шестой тип — определение философских понятий на основе выполнения игро­вых заданий творческого характера (загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы и криптограммы, лабиринты, магические квадраты). Такого рода задания пробуждают интерес к философским понятиям и способствуют их осознанному усвоению.

Седьмой тип — ролевые задания, предполагающие освоение культурного мате­риала и его персонификацию. Целью задания являются овладение новыми соци­альными ролями, усвоение культурного опыта.

Восьмой тип — индивидуализированные рефлексивные задания, направлен­ные на опосредованный косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопла­нирование, самоконтроль. Это возможно посредством: а) создания ситуаций переноса, то есть своеобразного описания своей жизни и деятельности в задан­ном времени и произвольном пространстве (или наоборот); б) создания ситуа­ций морального выбора, когда реализуется нравственная позиция школьника; в) написания философских эссе от своего имени или от имени философа, твор­чество которого вызывает интерес; г) написания воображаемых диалогов с из­вестными философами, когда ученик сам задает проблемное поле и от имени философа отвечает на поставленный вопрос.

Девятый тип — создание ситуаций диалектико-логических противоречий. Они строятся на основе материала, заключающего в себе связь противополож­ностей. Для работы в ситуациях необходимо отобрать учебный материал, за­ключающий в себе связь противоположностей, определить момент включения ситуаций в учебный курс, избрать для реализации конкретную разновидность ситуаций. Это могут быть следующие ситуации:

а) антиномии — непосредственная связь противоположных высказываний, предполагающая контроль за диалектическим разрешением данного в антино­мии противоречия. Примером могут служить антиномии Канта;

б) ситуация парадокса, то есть подбор таких положений, которые явно со­держат в себе свое отрицание и требуют найти «парадоксальное» решение.

Критерии оценивания эссе

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использова­ния обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при рас­крытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при рас­крытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих тер­минов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). 4
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при рас­крытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при рас­крытии проблемы. Проблема раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы. 1
Собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания). Проблема не раскрыта. Аргументация отсутствует. Или информация дана не в контексте задания. 0
Максимальный балл 4

Темы эссе по философии

1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещева­ния, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

Ф. Аквинский

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Белинский

3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».

Ф. Ницше

4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бес­смертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».

В. Соловьев

5. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противо­положную».

Дж. Локк

6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».

Л. Фейербах

7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

Лао-Цзы

8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».

Н. Бердяев

9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».

Валери

10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».

Н. Пирогов

11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

И. Бердяев

12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от каприз­ных желаний».

Ж.-Ж. Руссо

13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

Ф. Патрици

14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не являет­ся тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».

Э. Фромм

15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждени­ях к совершенствованию».

У. Годвин

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кон­чил тем, с чего начал».

В. Жемчужников

17. «Все было встарь, все повторится снова».

О. Мандельштам

18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».

А. Камю

19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

К. Гельвеции

20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».

Б. Шоу

21. «Деятельность — единственный путь к знанию».

Б. Шоу

22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в част­ности».

Ф. Ларошфуко

Темы эссе по экономике

1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».

Б. Франклин

2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не при­бегая к насилию».

М. Амстердам

3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».

Наполеон

4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».

Ф. Хайек

5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».

П. Сир

6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что по­купается ежедневно».

Б. Шоу

7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

Ж.Дроз

8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разоча­рования».

М. Стинс

9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика отно­сится к средствам, а не к целям жизни».

Н. Бердяев

10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер

11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».

Ф. Бэкон

12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».

Г. Форд

13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».

Пириандр

14. «Бесплатных завтраков не бывает».

Б. Крейн

15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользо­ваться».

Б. Франклин

16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».

С. Батлер

17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».

П. Буаст

18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».

С. Джонсон

19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя мил­лионером».

А. Рогов

Темы эссе по социологии

1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самаямалая из них несет особые краски».

А. Солженицын

2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и боль­шие распадаются».

Саллюстий

3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

И. Шерр

4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравен­ство незаменимым...».

А. Чехов

5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».

Л. Толстой

6. «Законы обязаны своей силой нравам».

К. Гельвеции

7. «Древний обычай имеет силу закона».

В. Максим

8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».

Р. Тагор

9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».

У. Гладстон

10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».

Ш. Лемель

11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».

Р. Эмерсон

12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».

Ф. Рузвельт

13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

Ж. Вольфром

14. «Соглашения предотвращают конфликты».

X . Маккей

15. «Семья более священна, чем государство».

Пий XI

16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».

Н. Бердяев

17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».

П. Сорокин

18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими ду­ховными узами».

Д. Джебран

19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие чело­века не измеряется его ростом».

В. Гюго

20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».

Н. Гоголь

21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чув­ствовать свою бедность».

В. Ключевский

22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свойконтроль нити истории».

Р. Дарендорф

Темы эссе по политологии

1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...».

В. Ключевский

2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей».

В. Ключевский

3. «Хорошая политика не отличается от хорошей морали».

Г. Мабли

4. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи».

П. Сир

5. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Ж. Даламбер

6. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».

Ш. Монтескье

7. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к боль­шим делам».

Наполеон I

8. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют».

Саади

9. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов».

К. Победоносцев

10. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».

А. Сумароков

11. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

Дж. Актон

12. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».

Изборник, 1076 г.

13. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».

И. Ильин

14. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человече­ство не придумало».

У. Черчилль

15. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко

16. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ж.-Ж. Руссо

17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не луч­ше, чем мы того заслуживаем».

Б. Шоу

18. «Человек по природе своей есть существо политическое».

Аристотель

19. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

Перикл

20. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчинять­ся закону».

Аристотель

2 1. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей».

Ф. Ницше

Темы эссе по праву

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: лич­ной свободы и общего блага».

В. Соловьев

2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными».

Цицерон

3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней плен­ники — народы».

Ф. Глинка

4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а много­численность процессов не в пользу законов».

П. Буаст

5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».

Лао-Цзы

6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению».

О. Бисмарк

7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Ж. Даламбер

8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии».

С. Лец

9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права».

Принцип римского права

10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».

Ш. Монтескье

11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотич­на».

Латинское изречение

12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть престу­пление».

Сенека

13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».

Ш. Монтескье

14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Вольтер

15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием».

Теренций

16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, ко­торую оно утверждает».

А. Кененов

17. «Самый заклятый враг права — привилегия».

М. Эбнер-Эшенбах

18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья».

Цицерон

19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».

Античный афоризм

20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть».

Платон

21. «Самое большое преступление — безнаказанность».

Б. Шоу

22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать».

Г. Державин

23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюда­лись».

Дж. Локк

24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».

Ламенне