Главная              Рефераты - История

Ставрополье в годы войны - реферат

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа с углубленным изучением предметов № 2

Ставрополье в годы войны.

65 – ой годовщине освобождения Ставрополя посвящается...

Выполнила ученица

9 А класса Григорян Ж.

Руководитель: учитель

историии и обществознания

Сдобникова Е.М.

Ставрополь, 2008

ПЛАН.

Вступление.

I. Начало войны.

1) Битва за Москву.

2) Сталинградская битва.

II. Битва за Кавказ.

1) Ставрополье в годы войны.

2) Оккупация Ставрополя.

3) Исторические факты.

III. Ученики нашей школы в годы Великой Отечественной войны.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Презентация.

Вступление.

Моя работа посвящена Великой Отечественной войне. Грозные события этой четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героических дел советского народа и Вооруженных Сил, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения. Существует множество причин, по которым тема Великой Отечественной войны актуальна и по сей день. Сегодня, когда некоторые страны хотят пересмотреть итоги Второй мировой войны и Великой Отечественной, реконструируют памятники воинам – освободителям, мы должны помнить тех, кто отстоял нашу Родину, поддерживать тех, кто остался жив.

На прошлом строится наше будущее. Великая Отечественная война многое изменило в жизни нашего края и страны в целом. Большой неизгладимый след оставила война в каждом городе. Это разрушенные памятники культуры, дома. А главное люди, погибшие, защищая свою страну, свой город, край, село, свою семью. Всех погибших не перечесть, но некоторые ветераны войны живы, к нашему счастью, до сих пор. Их очень мало, они стары, но их рассказы, их воспоминание легли в основу не одной книги. В процессе изучения мне посчастливилось встретиться с некоторыми из тех, кто во время войны защищал наш город от фашистских захватчиков и прошел весь путь от Сталинграда до Берлина. Так же в ходе изучения я посещала музей имени Права.

Исследовательская работа велась через изучение исторической краеведческой литературы, справочного и статистического материала, изучение материалов на базе школьного музея. Я посещала краевую библиотеку, где нашла очень интересный материал, касающийся истории нашей школы.

В течение сентября – декабря 2007 г. я вела поисковую работу и выяснила, что у Бычкова Бориса Никитовича есть фильм «Город, переживший войну», в котором есть кадры разрушенной школы № 2 во время оккупации Ставрополя. Совместно с учителем, Сдобниковой Е.М., администрацией школы мы встретились с Бычковым Б.Н. и сделали копию данного фильма. К созданию этого фильма были привлечены администрация Г. Ставрополя, сотрудники СГУ, музея им. Праве. В нашей школе проводилось мероприятие, посвященное 65-ой годовщине освобождения Ставрополя от немецко - фашистских захватчиков. На это мероприятие были приглашены Глебов Петр Васильевич и Бычков Борис Никитович - ученики нашей школы, свидетели оккупации Ставрополя. Из их рассказов я поняла весь ужас военного времени. Кадры этого фильма настолько хорошо передали обстановку на военном фронте, что кажется ты был свидетелем всего увиденного.

Цель моей работы: изучить ход военных действий в стране и на Кавказе в частности. Выяснить значение Кавказа для фашистской Германии. Я попыталась представить полную картину, происходящую на Ставрополье во время оккупации. Так же в своей работе я не обошла стороной учеников нашей школы-участников Великой Отечественной войны, чьи подвиги имели немалое значение в освобождении Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков. Поиск новых материалов, которые могли бы еще больше осветить историю нашей школы и ее учеников – участников и свидетелей войны и является проблемой моей темы. Многие из них после войны были награждены медалями «За отвагу» и орденами Славы. Моя же задача состоит в том, чтобы выяснить, за что они получили эти награды, какие подвиги были совершены учениками нашей школы.

Начало войны.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жёсткости испытанием для материальных и духовных сил Советского Союза. Все народы СССР самоотверженно защищали Родину, от нашествия гитлеровской Германии и её союзников по фашистскому блоку. Советский народ и его Вооружённые Силы выполняли также нелёгкую, но благородную миссию освобождения Европы от фашистского порабощения.

Началась подготовка к войне. Однако многие из важных мероприятий были начаты слишком поздно и завершить их к началу войны не удалось. Одной из причин такого положение был расчет И. В. Сталина оттянуть столкновение с гитлеровской Германией путем дипломатических переговоров и его стремление не дать ей предлог для нападения. В результате советские войска не были своевременно приведены в боевую готовность и не смогли дать надлежащий отпор агрессору в начальный период войны.

Недооценивалось значение начального периода войны для последующего хода вооруженной борьбы, недостаточное внимание уделялось исследованию итогов и уроков первых кампаний войны. Обстановка у западных границ государства была под пристальным вниманием правительства. В целом она оценивалась правильно – как тревожная. Ошибочно предполагалась, что немецкой армии потребуется до 10-15 суток на развертывание. А значит, за это время успеют развернуть и наши армии прикрытие. На самом же деле войска Германии уже были полностью развернуты.

Война против Союза велась по стратегическому плану имевший условие название «Барбаросса». Он предусматривал внезапное нанесение мощных ударов с целью разобщить окружить и уничтожить главные силы Красной Армии, а затем продолжить стремительное продвижение в глубь страны и выйти на линию Архангельск-Астрахань.

После долгого вынужденного отступления, собрав силы, советское командование нанесло решающий контрудар. Тем самым, сорвав генеральный план Гитлера «Барбаросса».

Битва за Москву.

Важнейшей битвой Великой Отечественной войны была битва под Москвой. По замыслам фашистских стратегов захват Москвы должен быть последним ударом по Советской России. Весь мир затаил дыхание, когда развернулось ожесточенное сражение на подступах к Москве.

К концу сентября противник находился в 300 км от Москвы. Но даже в самые суровые дни боев защитников Москвы не покидала уверенность в том, что «линия обороны станет линией наступления». Для осуществления решающей операции «Тайфун» гитлеровским командованием в составе группы армии «Центр» была сосредоточена большая часть гитлеровских сил. Советские войска в 1,5-2 раза уступали противнику, как в личном составе, так и в военной технике.

Одна из крупнейших во Второй мировой войне битва под Москвой проходила в полосе около 1 тыс. км и продолжалась более шести месяцев. Оборонительный этап битвы проходил в течение 67 суток – с 30 сентября по 5 декабря 1941г. В ходе двухмесячного сражения на подступах к Москве группировка противника была измотана и обескровлена. Защитники столицы отразили последнюю попытку немцев прорваться к Москве. Этим и завершился первый этап битвы за Москву, где обе стороны понесли большие людские потери.

Германские генералы, объясняя свое поражение под Москвой, ссылались на суровые условия русской зимы, разрушительные для техники и гибельные для солдат. Но главными причинами того, что был сорван немецкий план войны, стали упорное сопротивление Красной Армии. Разгром немцев оказал глубокое морально – политическое воздействие на мировую общественность, воодушевил участников движения Сопротивления на борьбу против оккупантов. В действиях под Москвой советские войска освободили от оккупантов свыше десяти тысяч населенных пунктов, нанесли врагу огромные потери и отбросили его на запад на 150 - 400 км.

Победа под Москвой создала благоприятные предпосылки для дальнейшего ведения вооруженной борьбы против фашистского блока.

Сталинградская битва.

Коренным переломом в Великой Отечественной войне стала Сталинградская битва. К началу операции численность войск Сталинградского фронта и Волжской военной флотилии составляла 547 тыс. человек. Гитлеровцы рассчитывали быстро сломить сопротивление советских войск и безостановочным маршем дойти до Волги.

Сталинградская стратегическая наступательная операция длилась 76 суток: с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. На пятые сутки наступления вражеская группировка в Сталинграде была окружена. В стальном кольце оказалось 330 тыс. солдат и офицеров вермахта. Гитлеровские части, окруженные в Сталинграде, во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировали. 2 февраля 1943 г. советского командования доложило в Москву о полной ликвидации окруженных войск противника.

Контрнаступление трех фронтов под Сталинградом стало исходным пунктом для нанесения по врагу последующих ударов и переросло в начале 1943 г. в стратегическое наступление.

Разгром под Сталинградом стал крупнейшей катастрофой для фашистской Германии и имел огромное историческое значение Сталинградской битва продемонстрировала превосходство советского военного искусства над военным искусством фашистской Германии. В Сталинградской битве была надломлена боевая мощь вермахта и моральный дух фашистской армии. Усилилось неверие в способность фашистского режима выиграть войну. Защитники Сталинграда дали отпор, которому не было равного в истории. Выдающаяся победа Советской Армии способствовала дальнейшему сплочению антифашистских сил. После победы под Сталинградом в движение Сопротивления в разных странах влились тысячи новых борцов против фашизма.

С разгромом под Сталинградом стратегическая инициатива полностью перешла в руки Советского Верховного Главнокомандования. Враг был отброшен к западу на 600-700 км. Битва на Волге во многом предрешила исход боев на Северном Кавказе.

Битва за Кавказ.

1. Ставрополье в годы войны.

22июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В крае была объявлена мобилизация. Заработали военные комиссариаты и тысячи людей меняли гражданскую одежду на военную. Многие из них стали бойцами сформированной в Ворошиловске 343-й стрелковой дивизии. В Ворошиловске в начале 1942 года был сформирован добровольческий кавалерийский полк и укреплена 53-я кавалерийская дивизия…

Промышленность города перешла на выпуск военной продукции. Призыв «Всё для фронта, всё для победы» стал главным лозунгом предприятий и учреждений города. Начали открываться первые госпитали, занимая здания школ, институтов.

В связи с надвигающейся опасностью захвата нашего города и края фашистами, руководство города приняло решение строить оборонительные сооружения. В ноябре 1941 года студенты и преподаватели пединститута выехали в село Бешпагир, находящееся в 35км от города. Помимо противотанкового рва, у Бешпагирских высот устраивались доты и дзоты, траншеи и прочие инженерные сооружения, призванные создать непроходимый для врага, в случае его прорыва, оборонительный вал.

В 1942 году Гитлер решил основной удар нанести на юге. Для немецкого командования Северный Кавказ значил очень много. Ведь на долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5% марганцевой руды. «Словно зачарованный смотрел Гитлер на нефтяные районы, - вспоминал генерал Типпельскирх, - без которых он якобы не мог продолжать войну». Это зерно и прочие сельскохозяйственные продукты для вермахта и самой Германии. Замысел врага состоял в том, чтобы окружить, а затем уничтожить советские войска южнее Ростова и овладеть Северным Кавказом. Далее предполагалось обойти Главный Кавказский хребет с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, и с востока, овладев Грозным и Баку. Одновременно намечалось преодолеть его с севера через перевалы. С выходом в Закавказье командование верхмата надеялось парализовать базы Черноморского флота, установить непосредственную связь с турецкой армией.

2. Оккупация Ставрополя.

На Ставрополье Оккупационный режим просуществовал чуть более пяти месяцев. С августа 1942 по 21 января 1943года. На оккупированной территории гитлеровское руководство планировало создать особый рейхскомиссариат «Кавказ», который предусматривалось разделить на несколько «генеральных комиссариатов». А.Розенберг, глава министерства, ведавшего управлением оккупированных территорий, считал, что для Кавказа было бы целесообразно ввести немецкий язык в качестве обиходного. Повсюду была учреждена местная полиция из перешедших на службу к немцам лиц.

На оккупированной территории планомерно проводилась политика экономического ограбления. Много ужасного сделали фашисты. Но наиболее кровавой страницей «нового порядка» в Ворошиловске, как и на всех захваченных гитлеровцами территориях страны, было поголовное уничтожение представителей евреев.

6 августа 1942 года появившиеся на улицах города объявления к иногородним евреям, предлагали им явиться на площадь города для отправки в особую зону на Украине. Уже 12 августа на площади собралось более 3,5 тысячи евреев, которых по очереди, предварительно отобрав вещи, стали вывозить на четырех больших крытых машинах, будто бы на станцию Палагиады, а оттуда по железной дороге на Украину. Но машины уходили в сторону Казенного леса. Всех собравшихся убили.

Битва за Кавказ началась 25 июля 1942г. и продолжалась до 9 октября 1943г. Она стала одним из крупнейших событий Великой Отечественной войны. В этой битве Красная армия долгое время отступала. Стремительное наступление гитлеровских войск привело к тому, что накопленные в крае мобилизационные запасы сырья, продовольствия и материалов пришлось либо бросить, либо срочно перебазировать в тыл. К началу августа 1942г. в тыл удалось эвакуировать около 1 млн. гол крупного рогатого скота, овец, 88тыс. зерна, 950 тракторов и все банковские ценности. Из-за этого на железных дорогах сложилась критическая обстановка.

Во время оккупации Германия выкачивала не только природные ресурсы, а так же и человеческие. В 1942-1943гг. с оккупированных территорий Северного Кавказа на работу в Германию добровольно и принудительно было вывезено около 40 тыс. человек, в том числе и ставропольцев.

Ученики нашей школы в годы Великой Отечественной войны.

Изучая данную тему, мы не могли обойти стороной нашу школу. МОУ СОШ № 2, в которой я учусь, прославлена именами героев Великой Отечественной войны. В 2006 годы к 70-летию школы был возрожден музей, в котором ведется поиск участников Великой Отечественной войны, учеников МОУ СОШ № 2. Руководителем музея является Романова Е.Н. Тема музея ставропольцы – доваторцы. Выбор темы не случаен. В нашей школе шло формирование и запись в 53 кавалерийскую дивизию генерала Доватора казаков – добровольцев. В рядах добровольцев были и ученики нашей школы: Евдокия Роенко, Валентина Киричук, Вера Никитенко, Василий Утин, Евгений Панченко….

Никитенко Вере было 18 лет, когда началась война, она поступила на курсы медсестер. 12 апреля 1942 года ее проводили на фронт. Была ранена. В ночь под новый 1943 год часть выходила из окружения. При переправе девушка была ранена. Перед смертью она сказала: «Жить хочу, товарищи. Надо же бороться». Так январским днем 1943 года из жизни ушел человек, отдавший все свои силы Родине.

Белых Мария , выпускница 1941г. Воевала в 485-м полку Юго-западного фронта, дошла до Будапешта, имеет правительственные награды.

Чечина Галина пошла служить добровольцем в1943г. Служила в 3-м эшелоне кавалерийской дивизии им. Блинова. Награждена орденом Отечественной войны 1-ой степени, медалью «За освобождение Киева». Ныне пенсионерка, живет в Ставрополе.

Таранов Юрий, выпускник 1941г. был мобилизирован в Красную армию вместе с одноклассниками Пятко, Смекалиным, Корчиковым. Освобождал Кавказ, воевал на Курской дуге. Погиб в 1943г., место гибели неизвестно.

Виктор Пятко . Закончил Ейское училище, молодых летчиков отправляли на фронт под Сталинградом. Там он был ранен, выздоровев, продолжил боевой путь, день победы встретил в Польше. После войны руководил кружком авиамоделирования, имеет боевые награды: орден Отечественной войны 1-й степени, много медалей, ныне жив. В Ставрополе. Пенсионер.

Роенко Евдокия , выпускница 1940г. В 1942 году вступила в 2-й гвардейский корпус генерала Доватора. Получила орден Красного знамени и звание младший лейтенант. Трагически погибла 1 сентября 1942 года.

Опишанский Владлен Федорович . Выпускник 1940 года. С самого начала войны рвался на фронт. Но по возрасту его не брали. В 1941 году ему было лишь 15 лет. Но он окончил курсы радиотелефонистов в вечернее время и его в 16 лет взяли дивизию генерала Доватора. Закончил курсы командиров и в часть прибыл младшим сержантом. Рейд доваторцев по тылам гитлеровцев запомнился ему на всю жизнь. Это было западнее Ржева, лошадь под Владленом Федоровичем была ранена, но он чудом остался жив. Много там бойцов полегло. Это место называли долиной смерти. Там ему исполнилось 17. В те дни он впервые получил ранение в ногу. Подлечился и вернулся на фронт. Нашел свою дивизию недалеко от Задонска. А потом снова начались бои. Задача у Опишанского осталась прежней: обеспечить со штабом дивизии телефонную связь.

Во время Курской битвы он получил тяжелое ранение в голову и его отвезли в санбат. Очнулся лишь через 10 дней, когда ему была сделана сложнейшая операция. Возвратилась память, но руки и ноги висели как плети. В Новосибирске, где он продолжил лечение, левая рука стала понемногу отходить. При помощи товарищей он начал учиться сидеть, научился писать левой рукой. Нацарапал на листе первую фразу: «Благодарю за помощь, боевые друзья».

С 1944г жил в Ставрополе. Закончил заочно школу, потом сельскохозяйственный институт. В 1951 году с отличием закончил институт и стал аспирантом. Выбрал тему для диссертации, защитил ее в Московском институте и получил звание кандидата экономических наук. Он нашел свое место в жизни, но болезни не отступали. Будучи прикованным к постели Владлен Федорович никогда на скуку не жаловался. Он часто обзванивал товарищей и по просьбе совета ветеранов сообщал им новости. А еще он любил читать исторические романы и всегда был в курсе всех новостей, благодаря своему старенькому однопрограммному приемнику. Наши школьники узнали, что он, ветеран Великой отечественной войны, кавалер ордена Славы, не может смотреть телепрограммы, потому что у него нет телевизора, о котором он мечтал. Деньги собрали быстро, за полмесяца, и на 9 мая 2002г. подарили ему телевизор. Надо было видеть его полные муки, но в тот момент радостные глаза. 6 декабря 2004 года Владлен Федорович умер.

Неляпин Николай . Выпускник 1943г. Учился в ср.ш.№2. Был призван в армию в феврале 1943г. Дошел до Германии. После войны живет в Ставрополе, имеет правительственные награды, ныне военный пенсионер.

Сорокин Борис . Выпускник 1943г. Поступил в ср.ш.2. В учебе Борис отличался аккуратностью. С 1934 служил в рядах Советской армии. В 1946г. демобилизировался из армии в звании старшего сержанта. После войны жил в Москве, пенсионер.

Трагически сложилась судьба трех наших учениц, девятиклассниц, Жени Булановой, Нелли Белявской, Вали Плугаревой . Все они совершили подвиг во имя Родины и были зверски замучены фашистами. Не успев эвакуироваться, они остались в Ставрополе. Подпольщицы расклеивали по городу сводки Совинформбюро и листовки, собирали сведения о расположении противника. Нелли Белявская родилась и выросла в г. Ставрополе. Жизнь ее – жизнь обыкновенной советской девушки: родной город, школа, комсомол. В период оккупации города фашистами Нелли участвовала в борьбе подпольной комсомольской организации. Она устроилась уборщицей в немецкий штаб, надеясь добывать для партизан важные сведения. Ей удалось снять слепок с ключей от сейфа. Подпольщики изготовили ключ. Однажды она достала из сейфа пачку документов, передала подпольщикам, а рано утром положила все на место. Но все же попала под подозрение и ее арестовали, а две ее подруги, Женя Буланова и Валя Плугарева, были связанными с партизанами и благополучно передали им донесения. Потом попали в руки немцев. Девушек пытали и казнили 18 января 1943 года. Нелли Белявских умертвили электрическим током.

Заключение.

Усилиями тысячи воинов война закончилась победой. СССР вышел из войны еще более окрепшим, усилилась его экономическая и оборонительная мощь. Международное влияние стран социализма, его воздействие на ход мировых событий все более увеличивалось. Но вместе с международным признанием возникли и проблемы. После победы политическое руководство Советского Союза стремилось подчеркнуть, то победу обеспечил не только патриотический подъем, охвативший всю страну, но и преимущества советского строя, социализма. Подобная пропагандистская линия усилила позиции коммунистов, друзей и союзников СССР в освобожденных от фашизма странах. Это вызвало недовольство лидеров стран Запада, считающих коммунистов советскими агентами влияния и стремящихся ограничить их роль. Более того, началась холодная война с США. А позже обострились отношения с Англией.

Прогрессивные люди мира признают, что главный вклад в разгром фашизма внес советский народ, его Вооруженные Силы, те, кто ковал победу в тылу. Решающая роль СССР в воине неоспорима. Но во многих современных зарубежных трудах превалируют оценки, очень далекие от правдивого, научного освещения событий второй мировой войны.

В ходе изучения я выяснила, что через Кавказ Гитлер хотел связаться с турецкой армией. Что Кавказ привлекал фашистскую Германию обилием природных ресурсов, которые Германия выкачивала с оккупированной территории Варошиловска. Я узнала, почему Сталинградская битва – коренной перелом воины и какое значение для всего хода Второй мировой воины имела битва под Москвой. Мы дополнили фонд школьного музея фильмом «Город, переживший войну», где есть кадры об истории нашей школы, встречались с ветеранами и свидетелями оккупации Ставрополя – учениками нашей школы. С помощью изучения газетных источников ( также дополнили фонд школьного музея), я выяснила, что ставропольцы воевали на разных фронтах в Великую Отечественную войну: под Москвой и Ленинградом, защищали Брестскую крепость и партизанили в лесах Белоруссии, Брянска, освобождали Мурманск, Украину, Крым, служили на Военно – Морском флоте, штурмовали Берлин и защищали родной Ставрополь. География, история подвигов, награды, заслуги – огромны. Победа в Великой Отечественной Войне - подвиг всех воинов, разведчиков, работников тыла. Для нас, молодого поколения очень важно знать и помнить имена тех, кто сражался, отдал свою жизнь, здоровье, потерял родных и близких. Мы должны знать, что они сделали для нас. Мы должны жить так, чтобы наша жизнь была достойна их смерти.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Беликов Г.А. «Оккупация». Ставрополь, 1998.

2.Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России.(1941-97).Часть 3. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь, 1997 г.

3.Наш край: документы, материалы, 1917 – 1977г.г. Ставрополь, 1983г.

4.Ставропольцы в Великой Отечественной войне. Ставрополь, 1995 г.

5.Статьи в газете «Молодой Ленинец», 1962 г.

6.Статья, стихи Ряжских «Через двадцать лет» газете «Молодой Ленинец» от 23.01.1963г.

7.Статья Е.Тарасенко «В небе Кавказа» от 18 января 1973 года.

8.Статья Е.Тарасенко «Однополчане» от 6 марта 1966 года.

9.Статья Н.Н.Никоновой. Газета «Родина», № 8 май, 1995 г.

10. Статья Г. Веремеевой в газете «Молодой Ленинец», № 66 от 1 апреля 1966 г.

11. Письма, воспоминания ветеранов.

12. Зверев Б. И. «Историческая победа». Москва, 1985.

13. Кривошеев Г. Ф. «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Москва, 1995.

Приложение.

1. Кривошеев Г. И. «Великая Отечественная война. Цифры и факты» Москва,1995г. стр.35

2. Зверев Б. И. «Историческая победа» Москва, 1985г. стр. 24

3. Кривошеев Г. И. «Великая Отечественная война. Цифры и факты» Москва,1995г. стр. 42

4. Зверев Б. И. «Историческая победа» Москва, 1985г. стр.27

5. Беликов Г.А. «Оккупация». Ставрополь, 1998. стр. 23

6. Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России.(1941-97).Часть 3. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь, 1997г.стр.238

7 . Там же.

8. Беликов Г.А. «Оккупация». Ставрополь, 1998. стр. 31

9. Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России.(1941-97).Часть 3. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь, 1997г.стр.245

10. Беликов Г.А. «Оккупация». Ставрополь, 1998. стр.35

11.