Главная              Рефераты - История

Великая идея Греция - реферат



План
Введение
1 Истоки и смысл
2 После падения Константинополя
2.1 Фанариоты
2.2 Образование независимой Греции
2.3 Болгарская схизма
2.4 Русско-турецкая война 1877—1878
2.5 Греко-турецкая война (1897)
2.6 Балканские войны (1912—1913)

3 После Первой мировой войны
3.1 Ход операции Венизелоса
3.2 Поражение


Список литературы

Введение

Вели́кая иде́я (греч. Μεγάλη Ιδέα - Мегали Идэа) — ирредентистская концепция греков под игом Османской империи (Τουρκοκρατία), подразумевавшая реставрацию Византийской империи с центром в Константинополе. В среде греческой знати Константинополя (фанариотов) в XVIII—XIX веках её осуществление часто мыслилось посредством постепенной аккумуляции власти в Османской империи в руках греков, игравших видную роль в управлении и торговле империи.

Термин Μεγάλη Ιδέα впервые прозвучал в речи премьер-министра Греции Иоана Колеттиса во время дебатов о Конституции, провозглашённой в 1844 году[1].

В более узком смысле, может обозначать неудавшийся план аннексии Западной Анатолии и Восточной Фракии греческим государством под руководством Венизелоса.

Концепция использовалась в военно-политических планах России, в частности в «греческом проекте» Екатерины II.

Карта Великой Греции (греч. Μεγάλη Ἑλλάς) по Севрскому договору с изображением Элефтериоса Венизелоса

1. Истоки и смысл

Авторитетный британский историк-византинист Стивен Рансиман писал: «Мега́ли Иде́а , Великая идея греков восходит к эпохе до турецкого завоевания. Это была идея имперской судьбы греческого народа. Михаил VIII Палеолог выразил её в речи, которую он произнёс, когда услышал, что его войска освободили Константинополь от латинян, хотя он и называл греков ромэями . Во времена позднейших Палеологов вновь появляется слово „эллин“, но с осознанной интенцией соединения византийского империализма с культурой и традициями древней Греции.»[2]

2. После падения Константинополя

Последнее греческое государство — Трапезундское царство прекратило своё существование в 1461. Первые успехи на пути к независимости греков от турок стали ощутимы только через 360 лет (к 1823). Однако и тогда из 5 миллионов греков лишь около 1 миллиона проживали на территории Греции. Постоянно стоял вопрос о судьбе оставшихся за пределами Греции христиан. Особенно болезненна была для греков участь утраченной столицы империи Константинополя. После резкого ослабления и распада Османской империи большинство новых Балканских государств стремилось воспользоваться возможностью расширить свои владения; к ним относилось и новообразованное Королевство Греция.

2.1. Фанариоты

Фанариоты, составлявшие в Оттоманской империи сословие сравнительно (с остальным греческим населением) привилегированное, как правило, не выступали с революционно-освободительными инициативами; более того, глава христианского Рум-миллета — Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх — в случаях восстаний христиан против Султана был вынужден осуждать и анафемствовать мятежников.

Среди фанариотов вплоть до начала XX века преобладало стремление к эволюционной трансформации Оттоманской империи в Византийскую путём занятия ключевых постов в государственном управлении, дипломатии, торговле и образовании.

2.2. Образование независимой Греции

Восстание в Морее (1821), при поддержке европейских держав и в том числе Российской империи (с воцарением Николая I), привело к образованию независимого греческого государства, признанного в 1830 году, хотя в нём проживало лишь 800 тысяч греков из 4,5 миллионов по всей Османской империи. Такое положение вызвало стремление к воссоединению с греками не вошедших в независимую Грецию территорий: Эпира, Фессалии, Македонии, Фракии, Крита, Кипра, осторовов в Эгейском море, Константинополя, части Анатолии, а также Республики Ионических островов, являвшейся тогда протекторатом Великобритании.

Одним из следствий войны за независимость стал кардинальный подрыв привилегированного положения фанариотов в Османской империи, на которых теперь, как и на всех греков, смотрели с подозрением. В банковском деле и торговле бо́льший вес стали приобретать соответственно армяне и болгары[3]

Распространением эллинства теперь занялось правительство независимого Греческого Королевства. Министр Народного Просвещения Греции Никопулос учредил (1864) комиссию для изыскания средств к распространению эллинства вне королевства, сочувственно воспринятую греческой прессой в Стамбуле и других городах Османской империи[4].

Обозначилось серьёзное расхождение в политфилософских воззрениях между греками в Греции и греками в Османской империи. Российский дипломат князь Трубецкой описывал его следующим образом: «Если греки королевства называют себя преемниками древних эллинов, то греки, живущие в Турции, едва ли не с бо́льшим основанием считают себя потомками византийцев.» [5]

2.3. Болгарская схизма

С половины 1850-х годов обострились отношения между болгарским населением Османской империи, стремившимся к обособлению от греков, и фанариотским руководством Вселенской Патриархии, в церковной (а следственно, и гражданской) юрисдикции которого находились болгары как члены Рум-миллета. Кульминация конфликта последовала в сентябре 1872 года, когда Собор в Стамбуле объявил Болгарский экзархат, недавно созданный на основании султанского фирмана, состоящим в расколе, обвинив болгар в «филетизме» (греч. φυλετισμός, то есть преобладании племенного начала), каковой был признан ересью. Вокруг конфликта развернулась сложная международно-дипломатическая игра, ключевую роль в которой играло российское правительство, с 1860 де-факто поддерживавшее болгар.

Так излагали дело «Московскія Вѣдомости»[6]:

«<…> Греки убеждены что разрывая единоверие со Славянами, они не только избегают мнимой опасности со стороны панславизма, но что немаловажнее по их мнению, привлекают к себе симпатии всей западной Европы и особенно Англии, которая вследствие этого из противницы сделается де защитницей эллинизма и его интересов. При таком взгляде на вещи, Греки с удовольствием также представляют себе выгоды союза с Турками, в который им желательно вступить после разрыва с Россией для обоюдной их защиты против Славян. Греки предлагают, однако, Туркам союз против панславизма не без условий. Они требуют для сего чтобы Турки разделили с ними власть в собственной Турции, так чтобы Греки в качестве господствующего народа занимали все государственные должности наравне с Турками. Как видите, условия союза предлагаемого Греками Туркам не менее оригинальны, чем политические соображения, на основании коих провозглашена схизма, и что Греки при всех допускаемых ими политических комбинациях имеют в виду свою великую идею, то есть превращение своего маленького королевства в великую империю. Они уверены, что если Турки примут союз с ними на вышеупомянутых условиях, то нынешняя Турецкая империя незаметно перейдёт, подобно Римской, в руки греческого народа».

Похожие мысли в связи со схизмой высказывал Константин Леонтьев, подписывавший свои письма в журнале «Русскій Вѣстникъ» Каткова псевдонимом «Н. Константинов из Царьграда»[7]: «Грекам Турки на Босфоре нужны, как средство предохранительное от развития того панславистического государства , которого они так опасаются. Пока Турок на Босфоре, говорит себе теперь крайний Грек, панславизм невозможен; и нам бороться против него легче при существовании Турецкой империи в её нынешнем составе. Действовать против панславизма всеми путями в Константинополе даже несравненно легче, чем в Элладе». Однако Леонтьев, лично осведомлённый о ситуации в православных странах Оттоманской империи, где он состоял на дипломатической службе в течение ряда лет, в своих поздних работах резко критиковал «болгаробесие» русской общественности и правительства и осуждал болгар за отход от вселенского православия и вселенской Церкви[8][9]. В своей работе «Плоды национальных движений на православном Востоке» Леонтьев восклицал: «Болгары в большинстве были против православной России во время этой племенной борьбы, столь бессовестно игравшей вековой святыней нашей. Передовые греки также были против нас и Православия, защищая его каноны только для вида , для отпора славянам. Кто же в эту тяжкую годину испытаний оставался верен не нам собственно (ибо мы этого и не стоили), но общим с нами основам ? Остались верны этим основам, остались верны Православию, его древним правилам, его духу — только те самые греческие епископы турецко-подданные , которых у нас изловчились для отвода глаз звать какими-то „фанариотами“! Такими „фанариотами“ были и наш Филарет, и Димитрий Ростовский, и Стефан Яворский, и Сергий Чудотворец!»[9]

2.4. Русско-турецкая война 1877—1878

Греция прямо не принимала участия в войне 1877—1878 годов ввиду угроз со стороны Англии, хотя антитурецкие настроения общества заставили правительство вести военные приготовления. Греция также не была приглашена на Берлинский конгресс в качестве полноправного участника, хотя вопрос о греко-турецкой границе был в повестке конгресса, который рекомендовал Порте сделать Греции уступки в Фессалии. В марте 1881 года, под нажимом нового британского правительства Гладстона (прежнее правительство Дизраэли проводило откровенно протурецкую линию, согласную с настроениями королевы Виктории), Порта уступила Греции южную часть Фессалии и округ Арта в Эпире.

Кроме того, следствием войны для греков стала уступка Портой острова Кипр, который передавался под контроль Англии по заключённой 4 июня 1878 года секретной Кипрской конвенции — в обмен на поддержку Турции со стороны Англии на Берлинском конгрессе. Британская оккупация острова вскоре вызвала недовольство населения и рост панэллинистских настроений.

Греко-турецкая война (1897) Балканские войны (1912—1913)После Первой мировой войны Ход операции Венизелоса

Поскольку Османская империя, выступившая на стороне Германии в первой мировой войне, проиграла войну союзникам, к которым относилась и Греция, она вынуждена была заключить Севрский мирный договор (1920), по которому Греции переходил округ Измира с 70%-ным христианским большинством, а также практически вся Фракия, и Восточная и Западная. Поначалу Венизелосу удавалось умело лавировать между интересами нескольких западных держав. Однако, очень скоро их интересы столкнулись и стало очевидным их нежелание уступать Константинополь и стратегически важный регион проливов Греции, особенно из-за боязни российской агрессии. По этой причине зона проливов и Константинополь, провозглашённые международной зоной, остров Кипр (Великобритания) и Додеканесские острова (Италия) остались за пределами греческой территории. Тем не менее, факт перехода их под управление европейскими державами был облегчением для местного христианского населения.

На первом этапе деятельность Венизелоса, а также рост патриотизма греков, стремящихся завершить процесс энозиса (воссоединения всех греков в едином православном государстве), привёл к ощутимым результатам, хотя главная цель — аннексия Константинополя и присвоение ему статуса греческой столицы, так и не была достигнута.

3.2. Поражение

Венизелос стремился доказать, что Греция сама способна взять под свой контроль регион проливов и Константинополь, и сразу согласился на оккупацию запада Малой Азии предложенной ему Антантой, по причине столкновения колониальных притязания итальнцев на тот же регион с другими державами Антанты. Греческая армия высадилась в Измире и впоследствии по Севрскому миру запад Малой Азии отходил к Греции. Но союзники не перестали конфликтовать друг с другом и воспользовавшись поражением Венизелоса на выборах и приходом к власти короля Константина, известного в прошлом как друга Германии, стали один за другим предавать своего союзника и оказывать помощь турецкому правительству в Анкаре. В это же время мощная волна турецкой мобилизации под предводительством Ататюрка оказала греческим силам отпор и разгромила их, преследуя до самого Измира, где разразилась настоящая катастрофа.

Великая идея, таким образом, закончилась поражением Греции, геноцидом и депортацией основной массы 2-миллионного христианского населения Анатолии (См. Греко-турецкий обмен населением).

Список литературы:

1. History of Greece // The Great Idea

2. Runciman, Steven. The Great Church in Captivity , Cambridge: Cambridge University Press, 1968, стр. 378.

3. Jelavich, History of the Balkans, 18th and 19th Centuries, стр. 229.

4. Проф. Ѳ. Кургановъ. «Историческій очеркъ греко-болгарской распри» // "Православный Собесѣдникъ. 1873: май, стр. 6.

5. Кн. Г. Трубецкой]. Россія и вселенская патриархія послѣ Крымской войны. 1856—1860 гг. . // «Вѣстникъ Европы». 1902, № 6, стр. 496.

6. Московскія Вѣдомости. 1872, 14 октября, № 258, стр. 3. (сохранены пунктуация и написание прописных букв оригинала)

7. Н. Константинов. «Панславизм и греки» // Русскій Вѣстникъ. 1873, февраль, Т. 103, стр. 924 (сохранено написание прописных букв оригинала)

8. Православный Восток в трудах общественных и церковных деятелей России XIX века Православие.Ru 23 апреля 2004.

9. Плоды национальных движений на православном Востоке журнал «Гражданинъ», 1888, 1889.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_идея_(Греция)