Главная              Рефераты - История

Волжская Булгария 2 - реферат

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Заселение территории Среднего Поволжья

Образование и государственное устройство Волжской Булгарии………….…5

§1. Четыре волны переселения булгар на Среднюю Волгу……………………5

§2. Образование государства Волжская Булгария и принятие ислама……..…6

Глава 2. Культура, экономика и внешняя политика Волжской Булгарии.

Расцвет и упадок государства…………………………………...…………………10

§1. Экономическое, культурное и внешнеполитическое развитие

Булгарского государства……………………………………………...…………10

§2. Волжская Булгария в период Золотой Орды………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………...…………………….20

Приложение №1……………………………………………………………………21

Введение

Развитие истории Волжской Булгарии начинается задолго до непосредственного образования государства. Только в течение двух столетий будущее население стекалось на земли, которые позже станут их постоянным местом жительства. Никто из них не мог и подозревать о том, что когда-нибудь такое огромное количество кочевых племён станут единым государством и перейдут к устойчивому осёдлому образу жизни.

История сложилась таким образом, что на Средней Волге оказались племена родственные друг другу. Все они были тюркоязычными. Например, такие племена как: барсилы, беленджеры, савиры, аскелы и др. Это во многом определило дальнейший ход исторических событий влияющих на образование Волжской Булгарии, как государства.

Сегодня в РТ большое внимание уделяется проблеме незнания истории своего народа, его происхождения, богатой культуры, языка, обычаев и традиций. Эта тема является актуальной в наши дни, так как булгары были предками современных татар. В Булгарии существовала государственность, элементы которой применяются в нашей республике и по сей день. Мы переняли многие из их традиций и обычаев. В этом и заключается необходимость изучения истории Волжской Булгарии.

Волжская Булгария упоминается в очерках многих известных в то время писателей и ученых, что является подтверждением существования этого государства. В своих «Записках» арабский писатель Ахмад ибн-Фадлан сообщает о своем пребывании в Булгарии в составе посольства багдадского Халифа в 922 году, то есть, в тот момент, когда булгарский правитель Алмуш принял ислам, и он стал государственной религией Волжской Булгарии. Также ее упоминали арабские писатели Масуди, ибн-Русте, ал-Истахри, Ибн-ан-Надим в «Книге росписи наукам». Сегодня ее историю изучают такие ученые как Султанбеков Б.Ф., Мифтахов З.З., Мухамадеева Д.Ш. и другие.

Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.

2. Описать культуру, экономику и внешнюю политику Волжской Булгарии.

Глава 1. Заселение территории Среднего Поволжья. Образование и государственное устройство Волжской Булгарии

§1. Четыре волны переселения булгар на Среднюю Волгу

Впервые булгары появились на территории Среднего Поволжья в конце VII - начале VIII вв. В курганном могильнике у села Новинково, что на Самарской Луке, обнаружены памятники, принадлежавшие тюркоязычному населению, пришедшему на среднюю Волгу после разгрома Великой Болгарии Кубрата хазарами в 60-х гг. VII в.

На территории Татарстана, Ульяновской и Самарской областей открыты и другие памятники ранних булгар и родственных им племён. Среди них – Кайбельский и Больше-Тарханский могильники. Они были оставлены второй волной переселенцев, появившихся здесь в середине VIII в. после крупного поражения Хазарии от арабов в 737г.

Третья волна миграции булгар на Среднюю Волгу относится к IX в. Вызвана она тем, что в конце предыдущего столетия государственной религией в Хазарии становится иудаизм. Это вызывает недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии, в том числе мусульман. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Основными памятниками булгар этого периода являются Танкеевский и Тетюшский могильники.

Последнее четвёртое переселение булгар приходится на конец IX – начало X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

§2. Образование государства Волжская Булгария и принятие ислама

В VII в. в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племён. Первым кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.

Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году Хан Кубрат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное централизованное государство.

Однако, как это нередко бывало с раннесредневековыми государствами, Великая Болгария ненадолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Кубрата государство распалось. Под давлением Хазар болгары начали уходить со своих земель.

Одна часть болгар в конце VIII - начале IX века переселилась на среднюю Волгу.

Факт появления в Среднем Поволжье, на территории приблизительно от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племён подтверждается материалами археологических раскопок.

Приход болгар, имевших определённый опыт государственности, дал сильный толчок формированию раннесредневекового государства в Среднем Поволжье. Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его стали называть волжскими булгарами.

Волжская Булгария объединяла племена булгар, барсил, савир, беленджер, аскел. В зависимости от Волжской Булгарии находились племена буртасов, черемисов (предков марийцев), аров (предков удмуртов), башкир.

Итак, на территорию Среднего Поволжья прибыли пять родственных тюркоязычных племен. Первоначально каждое племя зани­мало строго определенную территорию.

На левом берегу Волги посе­лилось племя савир. Уже в начале X века они построили город Сувар.

К северу от савир расселились булгары. В конце IX—начале X века они, также как и савиры, построили центр своего племени и назвали его Великие Булгары.

К северу от булгар обосновались аскелы. Они занимали правый и левый берег Волги. Центром племени, возможно, был город Ошель.

К востоку от булгар, в бассейне реки Малый Черемшан расселились барсилы. Центром племени был город Биляр.

В районе верхнего и среднего течения реки Большой Черем­шан обосновались беленджеры.

Среди обосновавшихся в Среднем Поволжье тюркоязычных племен господствующее положение заняли булгары. Их князь был главным среди других вождей племен. Великий князь булгар носил титул эльтебер. Он одно­временно был князем булгар и всего народа Волжской Булгарии. В то же время эльтебер был в зависимости от хазарского кагана. Булгары платили дань хазарам соболиными шкурами. Чтобы они не нарушали установленный порядок, хазарский каган держал у себя в заложниках старшего сына эльтебера. Кроме того, по первому требованию кагана эльтебер должен был отдать за него замуж любую из своих дочерей.

В X веке в Волжской Булгарии сложилась определенная система социальных отношений.

В 922 году ислам стал государственной религией Булгарии. Именно с его принятием в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках государства Волжская Булгария - хана Алмаса (Алмуш). Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к Халифу всех мусульман Джафар-аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха - мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере. Просьба была удовлетворена.

Ислам был принят по трём основным причинам:

1. Для укрепления власти эльтебера (верховного правителя) и класса феодалов;

2. Для окончательного объединения разрозненных племён в единое государство;

3. Для ликвидации зависимости от Хазарии.

Со времени принятия ислама государственные посты могли занимать только мусульмане, а не мусульмане должны были платить дополнительный налог - харадж.

При этом Булгария была самой веротерпимой страной, и ее граждане при уплате хараджа могли исповедовать любое верование.

На верхней ступени феодальной лестницы стоял эмир или эльтебер, который был верховным владельцем и распределителем всей земли.

Ниже находились религиозные главы мусульман страны - сеиды и беки (князья). Еще ниже находились средние и мелкие феодалы - баи. В Булгарии в состав баев входили не только средние и мелкие феодалы, но и мусульманское духовенство (муллы), государственные чиновники, богатые купцы и ремесленники.

Булгария делилась на «или» (губернии), во главе которых стояли улугбеки.

Рабами в Булгарии становились чаще всего военнопленные - ведь ислам запрещает брать мусульман в рабы. Но после шести лет работы на хозяина, раб освобождался и становился свободным, но без земли.

Исламские законы строго охраняли права женщин. Так, булгарская женщина-мусульманка должна была трудиться только дома.

Мужчина в Булгарии не мог жениться, пока не подтверждал документами свое финансовое благополучие, т.е. возможность содержать жену и детей.

При наличии демократических законов феодальный гнет в Булгарии был более умеренным, чем в других странах.

В булгарские земли в поисках лучшей жизни бежало и переселялось много людей из соседних стран - русских, прибалтов, скандинавов, мордвинов и др.

Главными задачами, которые должны были решать булгарские цари, являлись: обеспечение работы государственного аппарата, повышение боеспособности войска, содействие торговле и т. д.

Государственный аппарат обеспечивал сбор налогов, а войско - безопасность царской власти.

Столицей Волжской Булгарии до 1236 года являлся город Биляр. Кроме него известны другие города, торгово-ремесленные, военные и административные пункты.

Глава 2. Культура, экономика и внешняя политика Волжской Булгарии. Расцвет и упадок государства

§1. Экономическое и культурное развитие Булгарского государства

Булгария была достаточно развитым в экономическом отношении государством. Основу ее экономики составляли сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля.

Сельское население занималось земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Из деревни в города поступали не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа.

Земледелием булгары занимались с большой охотой и очень продуктивно. Арабский географ Ибн-Русте в начале X века написал: "Булгары—народ земледельческий и возделывает вся­кого рода зерновой хлеб..." Они выращивали пшеницу, полбу, ячмень, горох, просо, рожь, чечевицу, овес и другие сельскохо­зяйственные культуры.

Для успешного занятия земледелием булгары создали це­лый набор сельскохозяйственных орудий. Волжская Булгария была страной высокоразвитого плужного земледелия. Вспаш­ку производили с помощью железного плуга и лошади. Плугов было несколько типов: сабан (тяжелый плуг), плужный нож, сошник. Хлеб убирали серпами.

Булгары-землепашцы оставляли весь урожай себе. У царя не было на него никакого права, кроме лишь того, что земледельцы платят ему в каждом доме от каждого шкуру соболя.

Запасы зерна хранили в специальных зернохранилищах. Излишки зерна землепашцы продавали. На базарах булгарских городов в любое время года можно было купить зерно по низкой цене. Булгары вели оживленную торговлю хлебом и с другими странами. Зерно перевозили на больших грузовых судах. Такие суда называ­лись насады. Особенно много хлеба вывозили в Северо-Восточную Русь. В голодные годы булга­ры всегда оказывали помощь русским. Так, например, в 1024 году булгары продали большое количество хлеба. В 1229 году булгарский князь подарил 30 насадов хлеба московскому князю.

Скотоводством булгары занимались издревле. Ведущее место принадлежало овцеводству. Кроме того, разводили ко­ров, быков, коз. Особой любовью у булгар пользовались ло­шади. На них они воевали, с их помощью вспахивали землю, возили грузы и т.д.

В волжских и камских водах было много рыбы, а в лесу – меда. Часть этой продукции также шла на продажу в другие страны.

Значительное место в экономической жизни Волжской Булгарии занимало ремесло, находившееся на сравнительно высоком уровне. Оно отделилось от сельского хозяйства. Основная масса ремесленников была сосредоточена в городах.

Ведущими отраслями ремесла была черная металлургия и металлообработка. Ремесленники, работающие по металлу отправляли выплавленное железо в кузнечные мастерские.

Кузнецы подразделялись на несколько подгрупп в зависи­мости от того, какие изделия они изготавливали.

"Черные" кузнецы ковали крупные железные предметы: лемехи для сабанов, топоры, резаки для плугов и т.п.

Кузнецы-оружейники занимались изготовлением боевого оружия. Булгарские оружейники делали кольчуги, шлемы, мечи, узкие клинки вроде шпаги, булавы, железные наконечники копий и стрел.

Кузнецы-бытовики изготавливали огнива, замки, ключи, ножницы, чаши для весов, гири, сковороды, цепи и многое другое.

Успешно развивалась и цветная металлургия. Медники и бронзолитейщики выпускали различные медные котлы, кумганы, мелкие литые зеркала, чаши, подносы, а также подвески, пуговицы и т.п.

Булгарские ювелиры умели изготавливать изумительные украшения из золота, серебра, цветных дра­гоценных камней. Мастера владели всеми тонкостями своей профессии. Они знали техни­ку скани, зерни, чернения серебра, широко и умело применяли технику гравировки, чеканки, золочения, инкрустирования драгоценными камнями.

К числу основных производств Волжской Булгарии относилось и гончарное ремесло. Булгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались большим спросом на обширных территориях Восточной Европы.

Булгары умели изготавливать как сырцовый, так и обож­женный строительный кирпич. Это была квадратная плитка толщиной 4,5—5 см. После обжига получался красный кир­пич.

Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Булгарские ремесленники обрабатывали чаще всего кости домашних животных. Они изготавливали в большом количестве наконечники стрел, различные рукоятки, гребни, талисманы, бусы, пуговицы и т.п. Многие предметы из кости украшали орнаментом, тщательно шлифовали, а иногда окрашивали в разные цвета.

Крупное и хорошо налаженное скотовод­ство давало булгарам большое количество кожи. Булгарские ремесленники умели очень качественно обрабатывать кожу. Во многих странах Востока и Запада славилась сафьяновая кожа "булгари", секрет изготовления которой был известен только булгарским мастерам. Из нее шили мягкие дорогие ичиги (сапожки), кошельки. Из других сортов кожи изготавливали в большом количестве сайдаки (футляры для лука), сапоги для повседневной носки, конскую сбрую и т.д.

У булгар широкое развитие получило ткачество и прядение. Об этом свидетельствуют находки свин­цовых, медных и глиняных прясел для веретен. Булгарские ткачи в большом количестве изготавливали шерстяные ткани для одежды, прекрасные войлоки для покрытия юрт, а также войлочные паласы, шапки и т.п.

Также булгарские мастера занимались изготовлением деревянных изделий. Они делали из дерева небольшие столы, посуду, повозки, рукоятки для орудий труда. В большом количестве они делали древки для стрел и копий, луки и т.д.

В Х веке в двух городах Биляр и Сувар чеканились серебряные монеты. Вначале булгары пользовались привозными монетами–арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей(902-908гг). Но в XI–XII веках чеканка прекращается. Этот период называют безмонетным.

Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градостроительство. Укреплялись и расширялись города, основанные еще в X в., такие как Биляр (Великий город), Булгар, Ошель, Сувар, Нохрат. Возникли новые: Казань, Кашан, Джукетау, Кременчук, Мардан и другие.

В городах строились общественные здания: мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные. В скандинавских странах Булгарию называли не только “Булгарленд” (Булгарская земля), но и страной городов - “Гардарика”.

В хозяйственной жизни булгар огромную роль играла торговля.

Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы - магистральных водных путей Восточной Европы - еще в X в. превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем. Внешняя торговля приносила огромный доход государственной казне: в пользу государства взималась десятая часть стоимости ввозимых товаров. За это правитель гарантировал иностранным торговцам полную безопасность в пределах своих владений. Поэтому они охотно приезжали в Булгарию.

Иностранные и булгарские купцы вывозили из Булгарии меха и шкуры животных; вооружение: стрелы, мечи, кольчуги; сафьяновую кожу "булгари"; белужий клей, который изготавливали из плавательного пузыря белуги и употребляли для осветления вин; воск и мед; бобровую струю-пахучую жидкость, образующуюся в кожистых мешочках бобра и упот­ребляемую при изготовлении лекарств, духов, дорогого светло­го мыла; рыбьи зубы; клыки моржей (в Хорезме из них изготавливали расчески); березовую древесину и др.

Особенно высоко ценился в арабских странах мех черной лисицы (чернобурка). Мех одной черной лисицы стоил 1000 зо­лотых монет.

На развитие Волжской Булгарии большое влияние оказывали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома Аль-Бируни, врача Авиценны (Ибн Сины), философа Аль-Фараби, математика Аль-Хорезми и ряда знаменитых поэтов. Ислам в Булгарию проник именно из этих стран, что способствовало расцвету науки, образования и литературы.

Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судьи и другие государственные чиновники. В период расцвета Булгарии уже существовала широкая сеть начальных школ при мечетях с муэдзинами и имамами, где обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытеснила руническую. В Булгарии появляются высшие и средние религиозные учебные заведения - медресе. Шакирты из булгар получают образование не только в своих медресе, но и в восточных странах - в Средней Азии и на Ближнем Востоке, где обучаются у знаменитых ученых.

Известны также достижения булгар в таких областях науки, как математика и астрономия, химия и медицина, география и история, риторика и этика. В странах Востока были очень популярны труды таких ученых, как Таджеддин ал-Булгари, Ходжи Булгари, Йакуб ибн-Нугман, Бурханеддин ал-Булгари и других.

Еще задолго до появления письменности у булгар было широко развито устное народное творчество: создавались сказки, песни, легенды, баиты. Когда возникла письменность, стали их записывать. Сохранились отдельные термины-слова, даже стихи, записанные Махмудом Кашгари в 1073—1074 годах. По этим записям можно определить, как говорили древние булгары.

С тех далеких времен до нас дошла поэма Кул Гали "Кыйссаи Юсуф", которая обессмертила имя поэта.

Табибы пользовались у булгар большим уважением и почетом. Для лечения от разных болез­ней булгарские табибы использовали травы. Они изготовляли очень ценное лекарство из бобровой струи. Для лечения разных болезней использо­вали белемниты (вымершие окаменевшие беспозвоночные моллюски).

В Волжской Булгарии большой популярностью пользова­лись труды известного средневекового табиба ибн Сины. Его труд "Каноны врачебной науки" был широко распространен в Булгарии.

Булгарские врачи имели научные сведения о возникнове­нии и стадиях развития человеческого зародыша, умели ста­вить диагноз больным путем прощупывания пульса. Они могли изготовить лекарство против различных ядов.

Булгары умели пользоваться всеми существовавшими в то время календарями: солнечным, лунным, лунно-солнечным.

С принятием ислама у булгар закрепился мусульманский лунный календарь, по которому лунный год состоит из 354 суток. По солнечному календарю в году 365 суток. Поэтому булгары пользовались не только лунным календарем, но и солнечным. Лунный календарь они использовали для определения религи­озных праздников, при написании официальных документов, а также датировали по нему время чеканки монет.

Булгары пользовались двумя видами солнечных календа­рей: арабским и иранским.

Новый год по иранскому календарю совпадает с днем весен­него равноденствия—22 марта по григорианскому календарю. Этот день, названный словом "науруз", и сейчас широко отмечается на Востоке и у нас в республике.

Использование арабского и иранского календарей свиде­тельствовало о тесных связях Волжской Булгарии со странами арабского Востока и Ираном, а также о высоком уровне куль­туры населения.

Булгарам-земледельцам было неудобно пользоваться лун­ным или солнечным календарем в отдельности. Поэтому они пользовались лунно-солнечным календарем.

Вслед за установлением торговых связей Волжская Булгария налаживала и политические связи со многими странами и народами.

В начале X века Булгария установила политические связи с огузами, Хорезмом и Багдадским халифатом, а затем с Саманидским государством в Средней Азии. Возникли и укрепились культурные связи с южными и юго-восточными народами, что благотворно влияло на развитие булгарской культуры.

Тесные экономические, культурные и политические взаимоотношения Волжская Булгария имела с Русью. Между ними велась оживленная торговля. Имеются сообщения о заключении между Киевской Русью и Булгарией в 1006 году торгового договора. Незадолго до заключения этого договора, в 986 году, булгары предлагали киевскому князю Владимиру принять ислам, но он отверг это предложение.

Мирные экономические и культурные связи нарушались войнами, что было обычным для того времени. Столкновение интересов приводило к военным походам с обеих сторон.

Тяжелые последствия для Булгарии имел поход русских князей в 1220 году. В результате этого похода полностью был разрушен Ошель — центр племени аскел, который после уже не восстанавливался. Перед монголо-татарским нашествием Северо-Восточная Русь и Волжская Булгария установили добрососедские отношения. В 1229 году мир был подтвержден и состоялся обмен пленными.

Связи между русскими княжествами и Булгарией имели своим следствием влияние русской культуры на булгарскую, а последней — на русскую.

§2. Волжская Булгария в период Золотой Орды

Появление в восточноевропейских степях монголо-татар сильно отразилось на дальнейшем развитии Булгарии. В 1223г. монголы разгромили русско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. В 1229 и 1232 годах булгарам удается отразить набеги монголов. В 1236г. Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший поход на Запад. Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года Биляр и др. города были захвачены и разорены, после чего монголы двинулись на Русь. Однако сопротивление еще не было сломлено окончательно, и в 1240 году Булгария вновь подверглась разорению кочевников.

В 1243г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Несмотря на утрату своей самостоятельности, она пользовалась некоторой автономией, ее правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.

После распада Золотой Орды в 1431 году на Булгарию нападают московские войска и она полностью теряет свою самостоятельность, кроме северной части, центром которой являлась Казань.

Заключение

Рассматривая исторический путь, пройденный народами Волжской Булгарии, можно сказать, что он был долгим и не лёгким. Впервые, булгары появились на территории Средней Волги в конце VII в., когда началась первая волна переселения народов. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финские племена – предки современных марийцев, удмуртов и мордвы.

Приход булгар, имевших определённый опыт государственности, дал сильный толчок для объединения народов и создания раннесредневекового государства. С созданием государства начинает активно развиваться сельское хозяйство, ремесло, культура, внутренняя и внешняя политика. Происходит объединение различных племенных княжеств, создание органов централизованного управления.

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер. В 922 году государственной религией становится ислам, что способствует большему развитию внешних и внутренних отношений Булгарии со странами Востока.

Булгария становится великой державой в результате политики булгарских царей, направленной на преимущественное развитие государственного аппарата, войска и торговли.

Что касается внешней политики, то большое значение имели отношения Волжской Булгарии с Русью. Войны между Булгарией и русскими княжествами сменялись длительными периодами мирных отношений.

Поступательное развитие Волжской Булгарии как самостоятельного государства было прервано монгольским нашествием в 1236 году. В результате ослабления Золотой Орды и нападений русских войск южная территория Булгарии лишается своей самостоятельности. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование нового государства - Казанское ханство. Так закончилась история государства Волжская Булгария.

Итак, цель данной работы полностью выполнена. Выстроена четкая цепь исторических событий. С ее помощью можно отследить историю государства, начиная от переселения народов и заканчивая падением государства Волжская Булгария. Так же определены все причины, способствовавшие объединению народов, становлению, развитию и распаду Булгарии.

Список использованной литературы

1. История Татарстана: Учеб. пособ. для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001. – 544с.

2. История Татарстана и татарского народа: Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Ч.I. -Казань: Магариф, 1995.-223с.

3. http://bulgar-portal.ru/drevnie_i_srednevekovie_gosudarstva_bulgar

4. http://www.kcn.ru/tat_ru/history/h_bulg.ru.html

5. http://www.kitap.net.ru/bariev6.php