Главная              Рефераты - История

Возникновение христианства 6 - реферат

Тема: Возникновение христианства.

Идея: Возникновение христианства как показатель степени развития человече-

ского общества.

Факты:

- положение евреев в Сирии и Палестине в 1 в.н.э.

- Иисус Христос и его учение.

- Христианские заповеди.

Превращение христианства в государственную религию

Неглавные факты:

- Монотеизм новой религии.

- Начало новой эры.

- Основные обряды христианства.

- Появление церкви как общественного института на рубеже 1-2вв .н.э

- Священные писания христианства

Известные понятия : Библия,Cпаситель, евреи , религия.

Новые понятия: Евангелие, Иудея, Мессия, Яхва, Христианство.

Диагностика степени усвоения понятия -ХРИСТИАНСТВО- ( Мартинович ).

I. Уровень

1. Дать определение понятию –Христианство-

2. Продолжить определение понятия: Христианство- это учение…,а позже государственная….

3. Из предложенных ниже определений выберете то, которое подходит к понятию христианство.

- Х-это закон, который был дан Богом евреям.

- Х-это вера в Христа и его учение.

- Х-это организация людей, одетых в одинаковую одежду.

- Х-это языческая верование.

II. Уровень

- Назвать причины и предпосылки принятия христианства.( опора на пред. Схему №1

- Используя карту показать регион и возникновения христианства. Перенести на контурную карту.

III. Уровень

- Проследить состояние христианства в современном мире.

- Проанализировать социальные, экономические, культурные последствия принятия христианства для всего человечества (в форме таблицы).

- Провести мини социологический. опрос. Ребята обращаются к своим одноклассникам с анкетами. ( анкета содержит вопросы. Примерные: Христианство и я, я христианин и поэтому, я придерживаюсь другой религии и…). Вопросы можно составлять вместе с учителем, а работать в группе.

Объективные исторические связи.

Возникновение христианства

Причина – тяжелейшее положение еврейского населения в Римской империи.

Следствие- создание новой, построенной на сострадании и терпимости религии.

Пространственные - разрастание Римской империи в Средиземноморье.Þ вхождение в её состав многих народов со своими религиозными представлениями Þсимбиоз культур.

Временные - нравственный упадок Римской империи в 20-х г 4 векаÞпоиск новых духовных ценностей у ущемлённых народовÞ распространение, принятие этой религии сами римлянами.

Выводы и обобщение.

1. Возникновение христианства было объективно обусловленным явлением.

2. Каждый народ имеет свои религиозные и мировоззренческие ценности и особенности.

3. Только та религия станет государственной, которая сможет отразит в себе дух времени, его требования.

Общий вывод: Степень развития религиозных представлений отражает степень развития общества вообще.

Схематизация.

Что такое христианство?

ХРИСТИАНСТВО

мессия

Рим

Евангелия


Библия

Крещение

мировая религия

Иисус

Наша эра

Основные этапы превращения х-ва в мировую религию.


язычество

христианство

Язычество и христианство.

церковь

милосердие

монотеизм

капище

мммммммммм

коллегиумы

Разд.обуч.

Схоластик.

милостыня

Крас.крест

молитвы

монахини

школа

Миротвор.

имущество

Пол.жизн

Церковь

Посредник между Богом и Человеком

Образовательный центр

Развитие церкви как общественного института.

Отпускание грехов

12 заповедей

испповедь

Помощь бедным

индульгенция


Дальше ребёнок имеет право выбирать любой критерий и работать с ним.

Причины возникновения христианства.

Причины

характеристика

выводы

Политические

Необходимость укрепление императорской власти

Положение разных народов Рим.имп.

Активизация других народов

Внутриполитические

Внешнеполитические

Культурные

Гладиаторские бои, унижение слабейших с одной стороны и проповеди ненасилия и любви к ближнему с другой

Основные черты х-ва

Основные черты язычества

Вера в 1 Бога

Многобожье

Милосердие

Выживает сильнейший

Вера в загробную жизнь

Вера в перерождение

Фатализм

Природа решает всё

.

Результат принятия христианства.

Политическое

развитие

Экономическое

развитие

Культурное

развитие

Происходит укрепление центральной власти

Отпала надобность тратить огромные средства на ритуалы в честь множества богов. Деньги направлялись не в роскошь, а необходимые сферы.

Начинается строительство зданий совершенно иного типа. Меняются моральные нормы народа.

Вывод

Вывод

Вывод

Общие черты мировых религий

Алах,мусульмане,Каран,ад,рай,джихад

Монотеизм,главные заповеди, место покланения(мечеть,храм,церковь)


Будда,веды,вера в загобную жизнь

Иисус,Бог,милосердие,православ.,католк.и

Христ-во

Буддизм

Религия

Христианство и Язычество

Литература.

- « Христианство» Я познаю мир. Изд. АСТ, Артель, 2005г(Полянская И.Н)

- Детская библия.( любое издание)

- История средних веков Ч 2. Риер Я.Г Могилёв…..2000г.

- Хрестоматия по истории древнего мира

- Учебная тетрадь для учеников 5 класса

- История Византии ч 1 ( для учителя)

- Документальный фильм – Падение Византии

- Донина А.У. У истоков христианствая . (1979)

- Ивонин Ю.Е, Казаков М.М Очерки христианской церкви. Смоленск 1999

- История инквизиции. М 19994 Т1

- Федосик В.А Христианская церковь в Римской империи 3 нач 4 вв Мн 1992

- История Древнего Рима. В.И. Кузищин. И.А. Гвоздева

Ученик 5 класса должен уметь:

Хронологические умения

- Синхронизировать основные исторические события в развитии зарождения новой христианской цивилизации( опираться на табл.ревра.Христианства в государ.религию)

- Делать различия в истории между зарождениям, развитием, становлением христианства ( на основе таблицы)

Картографические умения

- Показывать на карте Древнего мира необходимые регионы, страны.

- Уметь при помощи карты описать географические условия и попытаться объяснить их влияние на возникновения христианства.

Источеский анализ.

- Ученик должен выделять основные и второстепенные причины становления христианства как государственной религии .(на осн. Парагр)

- Найти общие черты между язычеством и христианством, а так же их отличия. Составить таблицу на основе сравнительной таблицы.

Устная и письменная речь

- Уметь правильно представлять своё мнение, выводы, суждения.

- Делать сообщения, выделять самое главное.

ХРИСТИАНСТВО КАК ОСНОВА

СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ .

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ. Основой всей европейской средневековой духовной культуры была единая, универсальная, религиозная идеология – христианство[1] . Оно было путеводной звездой и в исканиях философов, и в творчестве литераторов, художников и скульпторов, и в повседневной жизни людей. Оно определяло миропонимание как верхов общества, так и "простецов", "простых людей".

Известно, что христианство, как впрочем, и любая иная религиозная доктрина исходит из представления о постоянстве и неизменности мира, в котором человек – существо временное, подчиненное, бессильное что-либо изменить. В принципе, и современная наука признает, что мир, в котором мы живем, есть объективная реальность, существующая по снезависимым от воли людей. Человечество должно учитывать эти законы, подстраиваться под них. Но научное понимание мира предполагает изучение этих законов и их применение для обновления, улучшения условий и стандартов жизни. Наука исходит из признания принципиальной познаваемости мира.

Религиозные же воззрения, возникшие в донаучную эпоху, когда знания об окружающем пространстве еще были крайне ограничены и примитивны. Поэтому мир воспринимался как непонятная, непознаваемая, раз и навсегда данная реальность. Поскольку же представления и даже фантазии до- и раннеисторического человека не выходили за рамки его жизненного опыта, внешний мир воспринимался как вместилище хотя и сверхъестественных, но человекоподобных существ, которые этим миром управляют своей сверхъестественной волей. Так появились боги. На определенном этапе развития человеческого общества возникло понимание всеобщности и взаимосвязанности всех мировых процессов, и появился единый Бог – по сути, персонифицированная мировая закономерность. Так возникли иудаизм , а из него – христианство и генетически связанный с ними ислам [2] .

Особенностью первобытного, древнего и средневекового миропонимания было представление о статичности, неизменности жизни. Ибо примитивный ручной труд совершенствовался крайне медленно, практически незаметно для целых поколений. Аграрное хозяйство – основа тогдашней жизни – вообще консервативно по своей природе. Обмен был ограниченным, деньги вкладывать было не во что, запасы или копили, или проедали. Такая жизнь отразилась и в религиозных представлениях о неизменности всего сущего.

Конечно, законы материального мира действительно постоянны. Но развитие производства, которое началось уже в средневековой Западной Европе и существенно ускорилось в новое время, с началом промышленного переворота, породило идею прогресса как блага, улучшавшего, облегчавшего жизнь людей. Большинство современных людей с этой идеей свыклось и воспринимает ее как должное (завтра - лучше, чем вчера, а если это не так, то надо что-то менять в обществе, чтобы было так ).

Религия же закрепила доиндустриальный подход. Мир – постоянен, стабилен, стремление его изменять – нарушение Божье воли, вмешательство в Его деяние, то есть – грех. Отсюда – склонность традиционного человека к подчинению, пассивности: "На все – воля Божья".

Последний вечер вместе со своими учениками.

Явление Христа перед учениками.

Распятие Христа. Гора Голгофа.

Тематическая карта урока истории

Тема: Возникновение христианства.

Тип : Урок изучения нового материала.

Идея: Возникновение христианства как показатель степени развития человеческого общества.

Дети должны знать о политическом и экономическом развитии Римской империи ,основные народы , которые входили в её состав , должны знать основные понятия: спаситель, Библия, Евангелия, Мессия, христианство, Иудея, Яхва ,христианские заповеди , религия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Целепологания

Называет тему урока, кратко информирует о месте религии в Древнем мире, организует совместную целепологанию при помощи серии вопросов. Записывает на доске ответы ребят в столбик и т.о. получает план и формирует цель урока

Фиксируют тему в тетрадь, слушают сообщение, определяют цели урока, отвечая на вопросы: 1.Чтобы понять почему возникло христианство нам необходимо определить…?(причины), 2.Важно ли знать место возникновения христианства? (Сирия, Палестина ) 3.Чтобы узнать причины нам необходимо знать основные …христианства? (черты) 4 Важно ли событие в истории? т.е. определить…(результаты)

Ученик должен уметь : формировать причины возникновения христианства, становления её и превращения в государственную религию; делать выводы по сравнительной таблицы о преимуществах христианства перед языческими верованиями, самостоятельно делать выводы о результатах принятия христианства, показывать на карте места расселения еврейского народа и границы самой Римской империи, определять важнейшие преимущества принятия христианства как государственной религии в сильнейшем государстве того времени.

Восп-дение

ориентационной основы

Организует работу класса по следующим вопросам

Показать территорию Древнего Рима, назвать и показать столицу государства, показать Сирию и Палестину, Египет. Вспоминают такие понятия как: Библия Спаситель, евреи, религия.

Изучение

нового

материала

Учитель вывешивает на доске 5 картинок с изображениями: карты Сирии и Палестины, на второй Иисус со своими учениками, на третьей – преступники распятые на крестах, на четвёртой – христианские символы( рыба), на пятой- Константин объявляет о государственном статусе религии. Между рисунками остаются промежутки. Именно сюда ребята будут вклеивать свои таблички. Учитель организует деятельность групп. Учитель предлагает небольшой сюжетный рассказ(предоставлен внизу. Предоставляет дополнительную литературу.

Корректирует д-ть школьников, выписывает сложные слова, словосочетания например новая религия т.е христианство, возникшие вопросы с понятиями, датами, историческими личностями фиксирует на доске.

Организует выступление ораторов и работу малых групп

Дети получают карточки , приговоров

ливают ручки и слушают учителя .Делятся на группы(5), каждая будет отвечать за свой период в истории становления христианства.

Дети обсуждают рассказ, используют предоставленную им специальную литературу по их теме(первая группа получает задание на описание местности возникновения х-ва т.е1.Описать географические условия Сирии, Палестины,Египта.2.Определить каким образом они повлияли на население этого региона.3Расмотреть всю территорию Римской империи и определить место в ней Сирии и Палестины, поэтому получают атласы и карты, отрывок из параграфа №19; вторая- задание по главным идеям х-ва,12 заповедей т.е необходимо составить таблицу 12 зовеведей христианства, шаблон дан выше( таб. «10 глав.заповедей» , поэтому получают выдержки из детской Библии; третья группа задание о причинах смерти Иисуса т.е 1.Кто,почему,где и как убил Иисуса.2.Кто предал Христа и за сколько.3.Почему Иисус, зная о своей смерти, не избежал её.,поэтому получают выдержки из книг под ред. Кузищена. четвёртая группа-задание, касающиеся распространения христианства, их ущемление и репрессии т.е1. Какие слои общества проповедовали христианства? 2 Почему правительство им запрещало это делать?3 Кто и как распространял новое учение? , получают отрывки из хрестоматии; пятая группа – задание о становлении х-ва государственной религией т.е. 1. Почему религия бедных стала государственной? 2 Кто ,когда и почему провозгласил это, дети получают текст параграфа и работают с ним Приклеивают свои карточки под картинки их темы. Каждая группа выдвигает своего представителя и они возле доски рассказывают свой кусочек. Остальные дети слушают и заполняют структурно-логическую цепь « Основные этапы превращения христианства в государственную религию».

Обобщение изученного материала

Оценка результатов работы

Рефлексия

Сначала учитель организовывает фронтальную беседу для обобщения новой темы. Смотрит в конспекты, чтобы убедиться, как дети выполнили цепь.

Организует оценку работы групп и представителей. Выставляет оценки.

Организует проведение и заполнение рефлексии (мишень)

1.Сравните язычество и христианство.

2.Попытайтесь ответить на вопрос : Почему, по вашему мнению ,был столь непростым путь превращения христианства в государственную религию.

Если найдётся ученик, который желает выступить со свое цепочкой событий , ему предоставляется время.

Высказываются по отношению рабочей группы.

Дети вписывают в каждый круг, в зависимости от цвета, своё имя. Жёлтый- я не успевал за работай в группе. Красный – узнал очень много интересного. Зелёный- просто всё класс, хочу ещё.

Сюжетный рассказ учителя

Далёкие земли, которые так далеко находились от Рима, что жители этой страны даже не знали в лицо римского императора, были заселены народом, который не был похож на другие, обладающий собственной культурой, языком. Римляне подвергали этот народ всяческому унижению, люди же ждали избавления.

Чтобы освободить людей от их заблуждений, главной причиной, толкающей их к преступлениям и злодеяниям, Господь послал на землю своего сына Иисуса. Проповеди Иисуса имели огромную популярность, осуждалась богатство, проповедовалась забота о бедных и сиротах, непротивление злу . Однако в 30гнэ погиб на кресте по приговору римского прокуратором Понтием Пилатом.

Однако его ученики разошлись по восточным провинциям Империи стали и проповедовать новое учение в городах Сирии, Египта, Малой Азии, Балканской Греции. Особенно активно проповедовали апостолы Пётр, Павел, Иоанн. Через пророка Моисея Бог послал людям христианские заповеди. Таких заповедей десять, три из них учат, как чтить Бога, все же последующие – как нужно относиться к людям.

Постепенно новое ученее, завоевывало все новые и новые слои населения, а в 325г при императоре Константине христианство было признано государственной религией Римской империи.

Контрольная работа .

Тема: Возникновение христианства .

Цель: Проверить уровень усвоенных знаний по пройденному материалу.

I. Уровень.

1. Выберите правильный вариант:

a) В каком году родился Иисус Христос.

4г.д.н.э., 3г.д.н.э., 2г.д.н.э., 5г.д.н.э.

b) Для язычества характерно:

Многобожье, монотеизм, отсутствие веры в бога.

c) Назовите три апостола , которые первые начали проповедовать новое учение.

Пётр-Павел-Иоанн ; Пётр-Моисей-Павел; Моисей-Иоанн-Андрей; Матфей- Моисей- Иоанн.

2. Исключите неправильное.

a. В каком был убит Иисус.

30г.н.э; 29г.н.э; 33г.н.э; 31г.н.э.

b. В каком году христианство стало госу-ой религией.

325г.н.э; 320г.н.э; 330г.н.э; 315г.н.э.

3. Соотнесите религию и главных богов.

- Христианство

- Буддизм

- Мусульманство Будда, Христос, Аллах

Соотнесите богов с главными книгами их религий.

Коран, Библия, Веды.

4. Из предложенных определений выберите правильное.

Христианство – вера в Христа

- вера в Христа , а позднее и в его учение

- религия, которую проповедуют евреи

- название главного храма в Риме.

Крещение

- Обряд, после которого человек становится христианином

- Название блюда на празднике христианина

- Название документа

- Элемент одежды у священников.

Наша эра

- Историческая эра

- Эра до рождения Иисуса

- Период времени, который завершился в 1вн.э

5. По перечисленным критериям найдите понятие, которому оно соответствует.

Вера в одного Бога, милосердие, вера в загробную жизнь, фатализм.

- Христианство

- Язычество

- Атеизм.

6. Исключите имя исторической персоны, которая не связана с возникновением и развитием христианства.

Иисус Христос, Константин, Понтий Пилот, Нерон, апостол Пётр, Фукидид.

II. Уровень.

1. Заполните таблицу « Причины возникновения Христианства"

экономические

внутриполитические

Внеш.полит

культурные

2. Поразмышляйте, какая из этих причин является наиболее важной ( на ваш взгляд)

3. Проанализируйте письменное свидетельство о Иисусе Христе Иосифа Флавия.

4. Сравните предыдущей документ с документом Корнелия Тацита .

III. Уровень.

Выберите из ниже предложенных тему и напишите сочинение ( не более 15 предложений)

- Почему Иисус, зная о неминуемой гибели, не попытался её избежать.

- Христианство – религия добра

- 12 заповедей Христианства.


[1] См.: Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. Часть I, тема 12.

[2] Особняком стоит буддизм – многими вообще не относимый к религиям (из-за дискуссии о божественной сущности Будды).