Главная              Рефераты - История

Геноцид армян - реферат



План
Введение
1 Исторические предпосылки
2 Население Османской империи и терминология
3 Османская империя и армянский вопрос
4 Массовые убийства армян в 1894—1896 годах
4.1 Резня в Сасуне
4.2 Резня 1895 года
4.3 Захват Оттоманского банка
4.4 Оценки и последствия

5 Приход младотурков к власти. Киликийская резня
6 Геноцид армян
6.1 24 апреля 1915 года
6.2 Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеря
6.3 Республика Армении
6.4 Лозаннская конференция
6.5 Культурный геноцид
6.6 Убийство организаторов массовой резни армян

7 Геноцид в культуре
7.1 Искусство
7.2 Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»

8 Юридическая сторона
8.1 Признание
8.1.1 Регионы
8.1.2 Компенсация
8.1.3 Кампания турецкой интеллигенции по принесению извинений армянам

8.2 Отрицание
8.2.1 Ответственность

8.3 Терминология геноцида

9 Галерея
10 Цитаты

12 Новости

Список литературы

Введение

Геноцид армян (арм. Մեծ Եղեռն [mɛts jɛˈʁɛrn]) — геноцид[1][2], организованный и осуществлённый в 1915 году, по мнению некоторых источников продлившийся до 1923 года[3][4][5] на территории, контролируемой властями Османской империи и кемалистской Турции, с применением физического уничтожения и депортации, включая перемещение населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Термин геноцид был создан в том числе для описания уничтожения армянского населения в Османской Турции[6][7][8].

Уничтожение более 1 миллиона (наиболее вероятно около 1,5 миллиона)[9][10][11][12][13][14] армян в Османской империи часто считается первым геноцидом XX века.[15][16][17] Наряду с Холокостом является одним из двух наиболее изученных актов геноцида в истории.[18]

Основная часть армянской диаспоры была образована в результате геноцида армян.

1. Исторические предпосылки

Возникновение армянского этноса произошло в IV—II вв. до н. э. на территории современной восточной Турции, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Ко второму веку до н. э. армяне объединились под царствованием царя Арташеса I. Наибольший размер Великая Армения имела во время правления царя Тиграна Великого, когда границы его империи раздвинулись от Евфрата и Средиземного моря до Каспийского моря. В 301 году н. э. Армения первой среди государств официально приняла христианство, в 405 году святым Маштоцем был создан армянский алфавит, а в 414 году на армянский язык был переведена Библия. Принятие христианства стало определяющим фактором, объединявшим армянский этнос после потери государственности, а армянская церковь стала важнейшим институтом национальной жизни. Религиозное противостояние армян, не желающих отказываться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман на территорию исторической Армении: арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, опустошительные войны и массовые переселения привели к уменьшению численности армянского населения на территории исторической Армении[19].

2. Население Османской империи и терминология

Население Османской империи в конце XIX века состояло из многих мусульманских этносов: турков, курдов, черкесов, арабов, северокавказских беженцев, и др., христиан: армян, греков, болгар и др, а также евреев и некоторых других народов. В рядах османского офицерского корпуса было много арабов. Последние занимали и высокие правительственные должности особенно при Абдул-Гамиде. До начала XX века этноним «турк» (Türk) употреблялся чаще всего в уничижительном смысле. Под «турком» подразумевались турецкоязычные крестьяне Анатолии, с оттенком невежественности (напр. kaba türkler «грубые турки»)[20]. С приходом к власти младотурков политика турецкого национализма становится более заметной, но многие арабы еще считали себя «османами» до конца империи. В статье при описании событий до распада Османской империи для идентификации мусульманского населения, если это не определенные этнические группы как например курдские кочевые племена, используются термины «мусульмане» или «османы», хотя строго говоря в число последних входили и армяне — так, в состав османских войск эпохи первой мировой войны входили представители почти всех подвластных османским султанам народов, в том числе и армян. При описании государственных институтов империи до окончания Первой мировой войны в основном используются термины «оттоманский» или «османский», реже «турецкий», когда это принятое название в русской историографии (например Русско-турецкая война (1877—1878)). Следует однако иметь в виду что после смещения султана Абдул-Гамида монархия в Османской империи стала носить декоративный характер. В убийствах армян принимали участие многие мусульманские этносы, в том числе курды и черкесы, однако эти действия часто совершались по заказу турецких должностных лиц[21][22].

3. Османская империя и армянский вопрос

Армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами. Несмотря на то, что 70 % армянского населения составляли бедные крестьяне, у мусульманского населения был распространен стереотип хитрого и успешного армянина с большим коммерческим талантом, хотя сами османские султаны призывали армян заняться торговлей с Европой, извлекая из этого выгоду. Одной из причин враждебности к армянам были нерешенные социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Армяне играли важную роль в деловом мире империи, как и европейские предприниматели. Немусульмане составляли всего 17% населения Османской империи в 1912 году, однако в 1900 году доля немусульман в Стамбуле составляла 61,5%, в Измире 42,8%, в других городах также нарушалась общая пропорция по империи. Из сорока двух типографий мусульманам принадлежало только одиннадцать, из двадцати одного металлообрабатывающих заводов - только один, из известных шелковых предприятий Бурсы шесть принадлежало мусульманам, два - правительству, тридцать три - армянам. Армяне и греки, и в меньшей степени евреи, составляли значительное число владельцев коммерческих предприятий. Недовольство крестьянского населения восточной Анатолии к хорошо одетым горожанам, устанавливающим низкие цены на продукты крестьянского труда, легко переносилось на армян. Это недовольство направлялось государством и консервативным мусульманским духовенством, воспринимающим армян как возмутителей спокойствия и источник радикальных политических идей, таких как профсоюзы и социализм[23]. Армяне были обязаны предоставлять свои пастбища зимой кочевникам, что кроме финансовой нагрузки приводило к грабежам и насилию. Им запрещалось носить оружие, что делало их беззащитными перед грабежом курдских и других кочевых племен. На армянское население были возложены более высокие налоги, будучи христианами они не имели права свидетельствовать в суде. В период экономического спада, распада империи и перед возможной потерей османами своего имперского статуса армяне ассоциировались с ненавистным османам Западом. Эти процессы осложнялись притоком мухаджиров — мусульманских беженцев с Кавказа (после русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. В турецкой исторической памяти это известно как sökümü — бедствие. Будучи изгнанными христианами со своих земель они переносили свои чувства на местных христиан. Мухаджиры были значительной частью корпуса жандармов и нерегулярных воинских формирований, которые позднее принимали активное участие в убийствах армян. Правительство стимулировало расселение этих мигрантов в армянских областях, что увеличивало риски для жизни и собственности местного армянского населения. В период между 1870 и 1910 годами около 100 000 армян вынуждены были эмигрировать, в 1890—1910 годах не менее 741 тысячи гектаров армянской собственности были незаконно взяты или конфискованы представителями государства. Это же время отмечено ростом армянского национального самосознания среди образованных армян, возникновением сети армянских школ и газет. Требование армян на личную и коллективную безопасность и одновременное ухудшение их положения в Османской империи привели к т. н. «армянскому вопросу», как части более общего восточного вопроса. Особенность армянского вопроса состояла в том, что балканские народы были сосредоточены в провинциях империи, которые находились в процессе отделения, армяне же были рассредоточены по всей территории и только в некоторых районах составляли большинство. Демографическая картина диктовала армянам для улучшения своего положения требовать не независимости, а безопасности, политических и социальных реформ. На Константинопольской конференции Великие державы потребовали от Османской империи предоставить христианам право носить оружие, однако оно было отклонено как нарушающее исламские законы[19][24][25][26].

Восстание балканских христиан в 1875 году и репрессии против христиан вызвали возмущение в Европе и общественное мнение Британии вынудило Дизраэли, который пытался предупредить вмешательство России с целью защиты христианского населения, предложить провести в 1876 году конференцию в Константинополе. На ней был представлен проект конституции, подготовленной Митхат-пашой и Григором Отияном, предусматривающей разделение властей, гарантию гражданских прав и равенства перед законом всех граждан империи, в итоге принятой 23 декабря 1876 года. Ссылаясь на принятие конституции османская сторона настаивала на ненужности конференции, решения которой ею были отклонены, что дало Российской империи основание объявить в следующем году войну Турции. Армянский патриарх Нерсес призвал паству молиться и работать на победу османской армии, однако армяне в приграничных районах ожидали русскую армию как избавление от анархии и угнетения. Эти взгляды получили подтверждение, когда перед наступлением русской армии на Карс в район боев были переброшены банды курдов и башибузуков, грабившие армянские села в этом и соседних районах и убивших 5-6 тысяч армян. Когда через три месяца русская армия во главе с армянскими генералами Лорис-Меликовым, Гусаковым и Лазаревым вошла в Карс, армяне приветствовали её как освободителей. В результате Сан-Стефанского мирного договора России отошли несколько районов западной Армении, остальные же должны были быть возвращены туркам. Британская дипломатия видела угрозу в усилении российского влияния на армян и в возможном создании армянской автономии, и приложила усилия чтобы армянский вопрос ограничился безопасностью населения. Турция обязывалась провести реформы и обеспечить безопасность армян от курдов и черкесов[25][27].

На Берлинском конгрессе Порта (правительство Османской империи) снова обязалось провести реформы, связанные с положением армян, и гарантировать их безопасность. Однако исполнение условий Берлинского трактата саботировалось правительством султана Абдул Гамида II, который подозревал что реформы приведут к доминированию армян в восточной Турции и к независимости. Абдул Гамид заявил немецкому послу фон Радолину что он скорее умрет, чем уступит давлению армян и позволит введение реформ, связанных с автономией[28]. Согласно кипрской конвенции англичане направили в восточные провинции консулов, которые подтвердили плохое обращение с армянами. В 1880 году шесть стран-участниц Берлинского конгресса направили ноту Порте и потребовали конкретных реформ, «чтобы обеспечить безопасность жизни и собственности армян», однако Турция не выполнила условия ноты, а предпринятые ею меры были охарактеризованы британским консульским отчётом, как «превосходный фарс». В 1882 году западные державы снова попытались добиться плана проведения реформ, однако эта инициатива была сорвана Бисмарком[29][30].

После убийства Александра II в России к власти пришел Александр III, период царствования которого отмечен антиармянскими кампаниями. В Великобритании Дизраэли сменил Гладстон, однако он также не достиг успеха в решении армянского вопроса. Армяне тщетно пытались добиться проведения реформ ненасильственными методами, требуя только личной безопасности. Они заявляли, что не хотят переходить под власть русских, поскольку те стремились навязать русскую православную веру собственным подданным армянского происхождения и тем самым нейтрализовать их национальное сознание[29]. Однако теперь интересы европейских держав были сосредоточены на колонизации Африки и Дальнего востока, и армянский вопрос оказался забыт на 15 лет. Невозможность решить вопрос путем реформ подтолкнула армянское население к революционным настроениям. В 1879 году во время неурожая курды грабили армянское население, что привело к голодной смерти десятков тысяч армян. После отказа государства обеспечить безопасность, для защиты от курдов в 1882 году в Эрзерумской области было создано одно из первых армянских объединений — «Сельскохозяйственное общество». В 1885 году была создана первая армянская политическая партия Арменакан, платформа которой предусматривала достижение местного армянского самоопределения при помощи просвещения, пропаганды, и военной подготовки для сопротивления против государственного террора. Партия не предусматривала открытого сопротивления и отделения от Османской империи даже в отдаленной перспективе. В 1887 году возникла социал-демократическая партия Гнчакян, целью которой было освобождение турецкой Армении путем революции и создание независимого социалистического государства. Программа Гнчакян предполагала участие в революции всех этнических групп турецкой Армении и последующую гарантию всех гражданских прав по европейскому образцу. Наконец, в 1890 году в Тифлисе прошел первый съезд наиболее радикальной партии Дашнакцутюн. Программа партии предусматривала автономию в пределах Османской империи, свободу и равенство для всех групп населения, а в социальной части опиралась на создание крестьянских коммун, как основных элементов нового общества. Для этого Дашнакцутюн предполагала организацию вооруженных групп, которые должны были бороться против эксплуататоров, коррумпированных чиновников и предателей в том числе и террористическими методами. Однако большинство армянского населения после столетий репрессий и положения людей второго сорта боялось сопротивления, полагая что оно приведет к еще большим страданиям. Привилегированные классы армян также не разделяли социалистические платформы армянских партий, видя в них угрозу собственному благосостоянию[25].

Не имея возможности более ждать помощи от западных держав, армяне начали борьбу, получая поддержку от армян из России. Мятежно настроенные группы организовывали вылазки на турецкую территорию от Эрзурума до Стамбула и других городов Турции, особенно усилившиеся после образования радикальной партии Дашнакцутюн. Первое столкновение произошло в Эрзеруме в июне 1890 года, когда власти попытались найти оружие в армянском соборе. Несмотря на то, что оружие не было найдено через несколько дней турки напали на армянские дома и магазины. Когда около 200 армян собралось чтобы составить ходатайство с протестом, власти приказали им разойтись, а после отказа применили оружие. Следующее столкновение произошло в июле того же года в Стамбуле, когда представители гнчакистов вынудили армянского патриарха присоединиться к процессии во дворец для передачи султану манифеста с протестом. Солдаты и полиция окружили демонстрантов, последовала перестрелка во время которой было убито несколько человек включая как минимум одного полицейского. Этот случай послужил подтверждением что в репрессивном оттоманском обществе даже мирные демонстраций вызывают насилие. В начале 1890-х годов армянские организации, особенно гнчакисты, начали импортировать в империю оружие и прибегали к террористическим методам как против угнетателей армян, так и против богатых армян. Согласно доктринам марксизма крестьянство не имело самосознания для участия в революционной деятельности, и терроризм должен был его вдохновлять. Для противодействия предложенным реформам и армянскому революционному движению Абдул Гамид начал выстраивать новую армянскую политику основанную на санкционированном терроре. Для этого с 1891 года он начал организовывать нападения на армян, используя, в частности, нерегулярные войска из курдских племён, хамидие («принадлежащие Хамиду»), официальным заданием которых являлось подавление армян. Хамидие имели иммунитет от уголовного преследования, сопротивление хамидие расценивалось как восстание против государства и султана, соответственно они могли грабить и терроризировать армянское население. Хамидие были переданы пастбища вдоль границы с Россией для создания исламского барьера между Россией и армянами. Также Абдул-Гамид начал программу пересмотра границ, в результате чего в округах, с преобладающим армянским населением, оно стало составлять меньшинство.[29][30][31][32][25].

4. Массовые убийства армян в 1894—1896 годах

Массовые убийства в 1894—1896 годах, унесшие жизни многих десятков, а то и сотен тысяч армян, состояли из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийства армян по всей территории империи в осенью и зимой 1895 года и протесты армян в Стамбуле и районе Вана, которые также привели к резне. Наиболее кровавой и наименее изученной является вторая фаза, степень участия властей в организации убийств является предметом ожесточенных споров[33].

4.1. Резня в Сасуне

В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население взамен на отказ от набегов, а османское правительство потребовало погашения задолженности по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая обстоятельства курдских грабежей. Отказ курдских вождей от набегов не спасал армян от кочевых курдских племен, двигающихся на летние пастбища. Армяне отказались пойти на двойные поборы. Обнищание и грабеж сделали их восприимчивыми к пропаганде гнчакистов и к лету 1893 года жители деревни Талвориг начали вооружаться чтобы противостоять курдским набегам. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты дани и налогов, однако встретив там сопротивление и оказавшись неспособны победить армян, пожаловались губернатору Битлиса, Хасану Тексину, который послал в помощь курдам Четвертый армейский корпус под командованием Зеки-паши. Больше месяца армяне сдерживали османскую армию и курдов и согласились сложить оружие только после обещанной амнистии и заверений, что их претензии будут услышаны правительством. Несмотря на обещания османского командующего после разоружения начались убийства армян, две деревни Шеник и Семал были сожжены, население, включая женщин и детей, подвергнуто насилию и жестоко убито, священники замучены. Оставшиеся в живых бежали в пещеры горы Андок, где были выслежены и уничтожены регулярными войсками и курдскими бандами. Было убито не менее 3000 человек. За эту операцию турецкий командир Зеки-паша получил от султана наградные. Попытки британских консулов посетить место резни были заблокированы чиновниками, утверждавшими что в районе эпидемия холеры, однако сообщения корреспондентов и миссионеров дошли до Европы. Послы Британии, Франции и России предложили создать комиссию по расследованию, однако предложение было отклонено Портой, согласившейся только на присутствие европейских наблюдателей на процессе. Слушания прошли в начале 1895 года в Муше в атмосфере запугивания, тем не менее несколько армян согласилось выступить в качестве свидетелей. Расследование пришло к выводу что армяне участвовали в мятеже, европейские наблюдатели не согласились с такой оценкой. Европейские державы действовали несогласованно, тем не менее в мае 1895 года три посла направили султану меморандум и проект реформ, предусматривающий объединения армянских областей империи, участие европейских держав в назначении губернаторов, амнистию армянским политзаключенным. Также реформа предусматривала правительственный контроль над перемещением курдских племен, стимуляцию их к оседлому образу жизни и разоружение хамидие в мирное время[34][35][33][36].

4.2. Резня 1895 года

В течение лета продолжались переговоры между европейскими странами и Портой, во время которых последняя пыталась сначала отклонить программу реформ, а затем максимально уменьшить требования. Поскольку решений не принималось гнчакисты решили провести большую демонстрацию в сентябре 1895 года до «Баб Али» — главных ворот Блистательной Порты, и поставили в известность западных послов, что мирный марш проводится в знак протеста против резни в Сасуне, террору против армян и политике выживания их со своей исторической территории. 30 сентября около 2000 демонстрантов вышло на улицы с политическими требованиями, однако они были перехвачены полицией по дороге к «Баб Али». Ожидая противодействия властей многие демонстранты были вооружены. Против армян была выставлена толпа, поддерживаемая полицией и войсками. Когда полицейский ударил демонстранта, тот вытащил револьвер и выстрелили в полицейского. В результате начавшейся перестрелки десятки армян было убито и сотня ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам — учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали армян до смерти. Резня продолжалась до 3 октября. Европейские послы в очередной раз выразили протест бессмысленным убийствам армян, включая убийства на территории полицейских участков. Во время этой резни 17 октября Абдул-Гамид под давлением Европы принял компромиссный вариант реформ. Он был значительно меньше предложенного европейцами плана, однако и это давало армянам надежду. Принимая официально этот план Абдул-Гамид на деле готовил фактический ответ, который должен был преподать урок армянами и европейцам — резню 1895—1896 годов[37][33].

Одновременно с принятием варианта реформ 8 октября мусульмане устроили массовое убийство армян в Трабзоне, где было убито и заживо сожжено около тысячи человек. Нападение на армянскую часть города началось с сигнала горна, после чего толпа, включая одетых в форму солдат, начала убийства и грабежи. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе. Посланные султаном провокаторы собирали мусульманское население в самой крупной мечети города, а потом объявляли от имени султана, что армяне начали восстание против ислама. Мусульманам предлагалось защитить ислам от неверных и, поощряя грабежи армян, разъяснялось, что присвоение мусульманином имущества мятежников не противоречит Корану. Другой тактикой Абдул Гамида стало насильственное обращение армян в ислам. Эта операция была поручена Шакиру-паше, занимающему должность инспектора отдельных округов в Азиатской Турции. По мнению Лорда Кинросса, задачей Шакира-паши было планирование и исполнение массовых убийств и сокращение численности с перспективой полного уничтожения армянских христиан. Резня происходила в регионах, которые должны были быть реформированы согласно плану европейских держав. На ноту послов Британии, Франции и России из Порты пришел ответ что в беспорядках виновны прежде всего сами армяне. В ноябре резня была продолжена в ряде других городов. Были убиты тысячи армян, еще большее количество должно было умереть от голода зимой 1895-1896 годов. Наиболее жестокой была вторая резня в Урфе, где армяне составляли до трети населения города. Осажденные армяне спрятались в кафедральном соборе и потребовали у османских властей официальной защиты. Командующий войсками дал им такую гарантию, после чего группа армян направилась к местному шейху. Тот приказал бросить их на землю и, прочитав над ними молитву, перерезал всем горло. На следующее утро толпа мусульман подожгла собор, в котором спрятались армяне, и сожгла заживо от полтора до трех тысяч человек. Находившиеся там войска стреляли в любого, кто пытался убежать. Днём чиновники-мусульмане, посланные оповестить армян, что убийств больше не будет, вырезали последние 126 армянских семейств. Общее число убитых армян в Урфе составило более восьми тысяч. Армянам удалось организовать противодействие в Зейтуне, где отряд из членов партии «Гнчак» нанес поражение османским войскам, захватил гарнизон и чиновников, а затем выдержал осаду регулярных войск. Армяне сложили сложили оружие только после вмешательства европейских посредников; несколько представителей гнчакистов было выслано из Турции, взамен этого армяне получили общую амнистию, освобождение от прошлых налогов и христианского заместителя губернатора. В июне объединенные силы партий Арменакан, Гнчак и Дашнакцутюн защитили от резни город Ван[29][38].

4.3. Захват Оттоманского банка

Несмотря на то, что дашнаки воздерживались от публичных акций, резня 1985 года привела их к решению захватить здание Оттоманского банка. После финансового банкротства Порты в 1882 году банк находился под совместным управлением европейских кредиторов, и захват банка должен был привлечь внимание европейцев к проблеме армян. 26 августа 1896 года группа хорошо вооруженных дашнаков захватила здание Османского банка, взяло европейский персонал в заложники, и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. В переданной петиции заговорщики осудили резню армян, потребовали от европейцев реформ шести армянских областей Турции, политических прав и освобождения политзаключенных. Также было выдвинуто требование о европейском комиссаре, который бы курировал реформы, и смешанной европейско-мусульманской жандармерии. В результате переговоров представитель российского посольства и директор банка, сэр Эдгар Винсент, убедили нападающих покинуть здание Банка под личную гарантию безопасности. Также им было обещано, что европейские страны рассмотрят их требования, но обещание не содержало конкретных мер. Высказывались мнения что дашнаки таком образом провоцировали антиармянские погромы, для привлечения внимания европейцев, однако несмотря на логичность такого вывода для него мало убедительных доказательств. Власти начали организовывать нападения на армян еще до того, как нападавшие покинули банк. Полицейские агенты, переодетые студентами мусульманских заведений, собирали толпы людей. Были также сообщения что властям было заранее известно о заговоре, но ему дали совершиться чтобы оправдать дальнейшие погромы. В течение двух дней при очевидном попустительстве власти турки забивали до смерти любого попавшегося армянина, убив более 6000 человек. На второй день бойни представители 6 европейских держав заявили протест Турции, а к вечеру англичане начали высадку военных моряков, что остановило убийства. Европейские державы направили в министерство иностранных дел Турции серию коллективных нот, в которых они устанавливали факт, что резня не была спонтанным явлением, а проводилась под присмотром властей. Турецкие власти обещали произвести аресты виновных, но так и не сделали этого[29][39]

В Британии эти события вызвали кризис; 86-летний премьер-министром Великобритании Уильям Гладстон вернулся из отставки, чтобы выступить с последней речью против империи «непредсказуемого Турка», которая должна быть «стерта с карты мира», как «позор цивилизации» и «проклятие человечества» (Ансари (англ.) объясняет это исламофобией Гладстона[40] , в то время как Блоксхэм (англ.) его либеральными идеями) . Политические мотивы помешали европейским странам провести, согласно Кипрской конвенции, интервенцию в Турцию. Франция и Германия имели экономические интересы в Турции, Британия не готова была идти на уступки России ради поддержки, а Россия не была заинтересована в создании независимой Армении. После начала греко-турецкой войны 1897 года за Крит западными державами не было сделано ничего для облегчения участи армян[29][41].

Историк Лорд Кинросс отмечает: «Непримиримое упрямство Абдул Гамида принесло ему победу над Западом. Но холодная бесчеловечность его действий принесла ему вечный позор в глазах цивилизованного мира»[29].

4.4. Оценки и последствия

Европейские путешественники и исследователи оценивали армянское население середины XIX века в 2,5 миллиона человек. Армянская патриархия оценила размер паствы в 1882 году в 2 660 000 человек. Подсчёты патриархии в 1912 году показала 2 100 000 армян, уменьшение на 500 000 вероятно связано с убийствами 1894—1896 годов и 1909 года, а также бегства армян на Кавказ, в европейские страны и США. В соседних областях с шестью областями турецкой Армении армянское население составляло меньшинство. Они были отделены от армянских областей во время реформы Абдул-Гамида по пересмотру границ, это расценивалось армянскими лидерами как джерримендеринг (перекройка избирательных округов с целью обеспечения результатов выборов). Статистика армянской патриархии оценивала этнический состав населения в основных шести областях в следующей пропорции: армян 38,9 % (всего христиан включая несторианцев и греков — 45,2 %), турок 25,4 %, курдов 16,3 %, однако эта статистика также манипулировала цифрами, так, в ней не учитывались курдо- и турконаселенные санджаки на юге и западе региона, а неортодоксальные мусульмане проходили в категории «другие религии». Статистика оттоманского правительства резко отличалась от патриаршеской и показывала общую численность армян в империи 1 295 000 человек (7 %), в том числе в шести основных регионах 660 000 (17 %) армян против 3 000 000 мусульман[42].

Точное число жертв резни 1894—1896 годов подсчитать невозможно. До окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243, разорено — 546 000, разграбленных городов и деревень — 2 493, обращено в Ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328[43]. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50—100 тыс.[29], Блоксхам — 80—100 тыс.[44], Ованнисян — около 100 тыс.[45], Адалян и Тоттен — от 100 до 300 тыс.[46][47], Дадрян — 250—300 тыс.[48], Суни — 300 тыс.[49].

В течение десятилетия после погромов 1894—1896 годов нападения малочисленных армянских революционных групп на чиновников, информаторов и представителей враждебных племенных образований происходили на территории Сасуна, Муша и Битлиса. Действия этих групп пользовались сочувствием среди армянского населения, однако не могли остановить обнищание крестьян и эмиграцию с территории исторической Армении[50].

В 1902 году представители Дашнакцутюн и Гнчак в числе сорока семи делегатов, представляющих турецкие, арабские, греческие, курдские, армянские, албанские, черкесские и еврейские организации, приняли участие в первом Конгрессе оттоманских либералов в Париже и заключили соглашение против султана. Конгресс потребовал равные права для всех граждан империи, местного самоуправления, защиту территориальной целостности империи и восстановление конституции, приостановленной в 1878. Принятие предложенной армянами резолюции, предлагающей европейским наблюдателям полномочия контролировать соблюдение прав османским меньшинствам, было резко осуждено присутствующими турецкими националистами, полагающими что армяне не нуждаются в наблюдателях и особом статусе в будущей конституционной Турции. В 1904 снова начались брожения в Сасуне, хамидие и османская армия предприняли карательную операцию в регионе. В это же время в Софии проходил третий конгресс Дашнакцутюн, который пришел к выводу о личной ответственности Абдул-Гамида за убийства армян и принял решение устранить султана. Главный исполнитель Христофор Микаелян подорвался в 1905 году на предназначенной для султана взрывчатке, однако заговор был продолжен. Во время покушения Абдул-Гамид несколько отклонился от своего обычного пятничного маршрута, что спасло ему жизнь. Взрыв уничтожил карету султана и часть его свиты. В заговоре кроме армян участвовали представители и других этносов и конфессий[51].

С точки зрения Оттоманского государства резня 1894—1896 годов в политическом смысле представляла собой анархическое проявление примитивного национализма (включая террор и экспроприацию), а в религиозном смысле — неоконсервативную реакцию против «низшей», но быстро развивающейся религиозной группы. Также это служило предупреждением армянским националистам против требования реформ. Участие султана Абдул-Гамида не вызывает сомнения в резне в Стамбуле и в Ване в 1896 году, степень участия в других эпизодах неясна. Во втором, наиболее кровавом эпизоде, центральная координация была бы затруднена слабой инфраструктурой империи, поэтому основную роль в резне играли простые мусульмане и мухаджиры, в том числе курды и представители мусульманских студенческих образований. Возможно, султану докладывалась односторонняя информация, а сообщения европейских представителей подавались как антитурецкая пропаганда. Тем не менее это не снимает с него ответственности за насаждение антихристианского исламского шовинизма, в атмосфере которого совершались убийства. Также надо учитывать, что поощрения Абдул-Гамидом должностных лиц, причастных к убийствам, означает, что, с его точки зрения, они действовали в интересах османского государства и в рамках проводимой им политики. Роль османских чиновников, армии и полиции различалась в разных эпизодах резни, тем не менее они в массе своей считали, что это было только ответом на действия самих армян, в которые включались само существование армянских партий и полученные под пытками «признательные» показания армян. Распространенные в то время слухи, что за армянами стояла Британия, не соответствовали действительности. Действия армянских политических партий и план реформ 1895 года иногда служили катализаторами для резни, однако в любом смысле не оправдывали убийства армян[52].

Вильям Лангер в работе «The Diplomacy of Imperialism» предположил, что революционные лидеры армян рассчитывали, что вызванные их действиями страдания армян привлекут внимание к армянскому вопросу[53]. Эта точка зрения была оспорена Дональдом Броксманом и Рональдом Сюни, согласно которым для такого утверждения нет никаких доказательств[44][54]. Этот «тезис провокации» был повторен в работе Стенфорда Шоу 1977 года [55], где утверждалось, что резня была реакцией на армянскую провокацию и что гнчакисты намеревались создать социалистическую армянскую республику в шести анатолийских областях, в которых все мусульмане будут депортированы или убиты. Роберт Мелсон, анализируя это утверждение Шоу, отмечает, что подобное мнение не находит подтверждение у других историков, а сам Шоу делает подобное заключение без ссылок на какие-либо цитаты и не давая пояснений[56].

5. Приход младотурков к власти. Киликийская резня

К 1907 году в Османской империи созрел заговор против султана Абдул-Гамида. Армейские офицеры, объединенные с турецкими националистами Ахмеда Ризы, стали основой партии Единение и прогресс (Иттихат, тур. İttihat ve Terakki). В этом новом качестве Ахмед Риза принял участие во втором Конгрессе Оттоманских либералов в конце 1907 года в Париже. Конгресс был созвал партией Дашнакцутюн, которая предложила свои возможности для свержения Абдул-Гамида. В это же время в Македонии возникла угроза разоблачения заговора Иттихат, и в качестве защитной меры участвующие в заговоре армейские офицеры привели свои полки в Константинополь, требуя восстановление конституции. Лишенный поддержки военных Абдул-Гамид 24 июля 1908 года был вынужден согласиться с ультиматумом. Было объявлено конституционное правительство, свобода слова и собраний. Победа Иттихат воодушевила мусульманское и армянское население империи. Однако с первых же дней новый режим столкнулся с большими трудностями. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Болгария объявила независимость, Крит заявил о союзе с Грецией. Кризис позволил сторонникам султана попытаться взять реванш подняв мятеж в апреле 1909 года, но введение армейских корпусов в Стамбул успокоило ситуацию, Абдул-Гамид был низложен и сослан в Салоники[57].

Новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман перед армянами, и когда в Стамбуле сторонники Абдул-Гамида подняли мятеж, в Адане консервативно настроенные мусульмане напали на армян, которые составляли четверть населения города. Армянское население демонстративно отмечало конституционные свободы данные христианам, что было неосторожным среди мусульманского населения и вызывало негодование последних. Дополнительную конфликтность придавал приток в Киликию армян, бежавших от резни 1890-х годов и мухаджиров, которые принимали значительное участие в нападениях. Устранение армян было также выгодно мусульманским торговцам, лишавшихся конкурентов. Разрешение христианам на ношение оружия привело к активному вооружению армянской части населения, что было востребовано периодическими убийствами со стороны мусульман. И армяне и мусульмане обвиняли друг друга в массовом вооружении. Увеличение армян в Киликии привело к слухам о планах армян создать независимое государство. Столкновения начались 13 апреля и переросли в погромы армянской части города и соседние деревни. Власти вмешались только через два дня, к моменту когда были убиты более 2000 армян. После десятидневного перерыва начались новые столкновения. Прибывшие в город армейские подразделения вместе с погромщиками напали на армянскую часть города, которая была полностью сожжена. Погромы прошли по всей Киликии, доходя до Мараша и Кессаба. Были вырезаны обычно держащиеся в стороне от националистических движений армянские католики и протестанты. Расследование событий было поручено парламентской комиссии, член которой Акоп Бабигян сообщил, что всего было убито 21.000 человек, включая 19.479 армян, 850 сирийцев, 422 халдея и 250 греков. В качестве наказания были повешены несколько мусульман и армян, однако настоящие виновники событий, губернатор области, армейский командир и местные чиновники не были наказаны, пострадавшим армянам не была возвращена их собственность. Местные лидеры Иттихат участвовали в резне армян, однако о руководстве ими из Стамбула или о степени участия центрального правительства в этой резне нет точных сведений[57][58].

После подавления мятежа младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации ассоциируемые с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихат 1910 и 1911 годов. Это послужило последней каплей для Дашнакцутюн, которая не сумев нейтрализовать шовинистическую фракцию Иттихат вышла из союза с этой партией в мае 1212 года. Балканские войны 1912-1913 годов, потеря потеря 150 тысяч квадратных километров европейской территории и четырех миллионов жителей империи, этнические чистки, основными жертвами которых были мусульмане, приток большого числа беженцев, означали конец любого плюрализма в Иттихат. 400.000 мухаджиров было размещено в Анатолии, что привело к значительному преобладанию мусульман, хотя в середине XIX века немусульмане составляли около 56% населения региона. Трагедия перемещенного мусульманского населения и безразличие окружающего мира к их проблемам фактически представляли модель решения национального вопроса, хотя прямой связи между мухаджирством и последующим геноцидом армян нет. Тем не менее эти события подсказали Иттихат способы решения демографических проблем в условиях войны, так в 1913-14 годах из островов Эгейского моря и западного побережья Анатолии в Грецию было выселено 130.000 этнических греков. Перестав сотрудничать с Иттихат армянские политические партии снова получили возможность обращаться за поддержкой к европейским державам. При поддержке России в феврале 1914 года ослабленной Османской империи был навязан план, по которому предусматривалось создание двух зон из шести армянских областей и города Трапезунда, которые должны были управляться представителями европейских держав, согласованными с Портой. Для армян это было возможностью обеспечить гарантии безопасности в условиях усиливающейся дискриминации, включая новые грабежи мухаджиров. Для некоторых радикалов из Иттихат это решение стало последней каплей, армянам начали угрожать репрессиями, которые должны были затмить резню 1894-1896 годов[59][60].

6. Геноцид армян

По мнению Алана Крамера вступление Турции в Первую мировую войну в августе 1914 привело к войне на уничтожение, носившей расовый характер, что дало возможность реализовать политику Энвера-паши по уничтожению армян [61].

6.1. 24 апреля 1915 года

Днём начала геноцида армянского населения принято считать день 24 апреля 1915 года, когда младотурецкие правители, главную роль среди которых сыграл триумвират: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша — приказали собрать всю армянскую интеллигенцию в Стамбуле и депортировать[63]. Русская военная газета «Русскій Инвалидъ» в номере от 18 (1 мая) 1915 года печатала сообщение о том, что в Стамбуле арестованы протосинкелл армянского патриархата и 400 армян[64].

Началось массовое убийство, которое следовало по всей территории Турции. Мужчины и женщины часто разделялись, и уничтожались по отдельности. Депортация армянского населения сопровождалась резней[65]. Армянские церкви, памятники, кварталы и города были разрушены в процессе массовой резни. Многие были сожжены заживо в храмах и домах. Один выживший из города Мараша свидетельствовал американскому архиву устной истории:

По мнению Ричарда Хованисяна резня армянского населения продолжалась до 1918 года [67]

Всего погибло, по разным оценкам, от 200.000 (некоторые турецкие источники и ревизионисты, отрицающие геноцид армян[68]), до более 2.000.000 армян. По подсчетам Арнольда Тойнби (опубликованы в 1916 году) погибло около 600.000 армян[69], Роджер Смит называет «более миллиона»[70] , «Энциклопедия геноцида» считает, что было уничтожено более 1,5 миллиона армян [12] , согласно Руммелю (англ.) было уничтожено 2,102,000 армян [14]. Уничтожение армян сопровождалась разрушением армянских архитектурных памятников, пренебрежение которыми и, как следствие, их разрушение наблюдается по сей день[66]

В 1915 году российский император Николай II не мог полностью предотвратить бойню, устроенную турками, но оказал помощь армянам. «По личному приказу Государя Императора Николая II, — пишет П. Пагануцци, — русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 651 000 душ армянского населения Турции было спасено 375 000, то есть 23 %, что само по себе является исключительной цифрой». Г. Тер-Маркариан писал по этому поводу в своей книге «Как это было»: «Ради исторической справедливости и чести последнего русского царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию царя, русско-турецкая граница была приоткрыта и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю»[71].

Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеряРеспублика Армении

Лозаннская конференцияКультурный геноцид

В 1914 году за армянским Константинопольским Патриархатом числилось 2549 религиозных участков, включая больше чем 200 монастырей и 1600 церквей. В период проведения политики геноцида было уничтожено множество армянских памятников архитектуры, однако с прекращением этнических чисток политика разрушения продолжилась. После массового убийства и изгнания армян турецкие власти продолжили удалять, камень за камнем, свидетельство тысячелетий армянской архитектурной и художественной истории. Большое количество памятников архитектуры были разрушены или преобразованы в мечети и караван-сараи уже после изгнания армян с земель, на которых они проживали более 2,5 тыс. лет. Только в 1960-х годах ученые подняли вопрос регистрации и спасения памятников армянского духовного наследия. В 1974 году ученые идентифицировали находящихся в различном состоянии 913 оставшихся армянских церквей и монастырей в Турции. Более половины зданий из этих памятников не сохранились до наших дней, из тех что остались 252 были разрушены и только 197 находятся в более-менее пригодном состоянии.

В конце 1980-х и в начале 1990-х Уильям Далримпл нашел свидетельства продолжающегося разрушения армянских исторических памятников. Хотя многие памятники ветшали из-за невнимания властей, землетрясений или крестьян, ищущих армянское золото, которое, как они считали, скрыто под церквями, есть ясные случаи преднамеренного разрушения. Ранее французский историк Дж. М. Тьерри был приговорен заочно к трем месяцам работ за то, что пытался воссоздать план армянской церкви города Ван. Он же отмечал, что в 1985 году власти хотели снести армянскую церковь в Ошкаванке, но им это не удалось ввиду того, что этому воспротивились местные жители, которые использовали ее в качестве зернохранилища.[66]

Ярким примером уничтожения армянского наследия согласно Уильяму Далримплу является монастырский комплекс Хтзконк, состоящий из пяти церквей около города Карс, который с момента геноцида армян до конца 1960-х годов был официально запрещен для посещения. По свидетельствам очевидцев монастырь был взорван с помощью динамита регулярной армией, которая также проводила учебные стрельбы по зданиям комплекса. К моменту посещения историком монастыря уцелела лишь церковь Св. Саргиса XI века, стены которой были значительно повреждены.[66]

Другим примером является полуразрушенная церковь Варагаванк, превращенная в сарай. Базилика девятого столетия рядом с Ерзинджой была превращена в склад с огромным проделанным для въезда транспорта отверстием. Армянский собор в Эдессе (теперь Урфа) был преобразован в пожарное депо в 1915 году, а в 1994 году из него сделали мечеть, при этом были разрушены ненужные для мечети христианские постройки. Таким образом первый христианский город на сегодняшний день не имеет ни одной церкви.

6.6. Убийство организаторов массовой резни армян

Шаан Натали (это его псевдоним в честь любимой женщины) и Григор Мерчанов взялись за осуществление мести. Был составлен так называемый «чёрный список» из 80 имён людей — по их мнению организаторов армянской резни. Началась подготовительная работа — преследования, сбор информации, добывание оружия, после чего последовала месть:

· Талаат-паша был застрелен Согомоном Тейлеряном в Берлине 16 марта 1921 года (берлинский суд присяжных его полностью оправдал);[73]

· Джемаль-паша был убит 25 июня 1922 в Тифлисе: убийство осуществили Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;[74][75]

Всего за три года около 80 организаторов геноцида были убиты.

7. Геноцид в культуре

7.1. Искусство

Еще в конце XIX века выдающийся армянский художник Вардгес Суренянц посвятил ряд своих картин («Попранная святыня», 1895; «После погрома»; 1899) кровавой резне армян в Западной Армении[76].

Тема геноцида армян также затрагивается в кинематографе и литературе. В начале XX века теме геноцида армян посвятили свои произведения Владимир Немирович-Данченко[77], Сергей Городецкий[78], Валерий Брюсов[79] и др.. Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага», изданный в 1933 и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Книга стала бестселлером, а голливудская студия MGM решила снять фильм по этой книге. Съёмки фильма подошли к концу в 1982 году, однако его художественная ценность сомнительна. Курт Воннегут в 1988 году написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. Луи де Бернье использует место и время геноцида армян в качестве фона в его новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Ещё одна книга, в которой также затрагивается тематика геноцида армян — «Das Marchen vom letzten Gedanken» («История последней мысли») Эдгара Хилсенрата, изданная в 1989. Ричард Калиновски поставил пьесу «Животное на луне», которая повествует о двух людях, переживших геноцид армян.

Первым фильмом о геноциде армян является картина «Ravished Armenia» («Изнасилованная Армения ») (1919), но к сожалению, до наших дней от неё сохранился лишь 15-минутный отрывок. Этой теме посвящён фильм Атома Эгояна «Арарат» (2002). Известные итальянские режиссёры Витторио и Паоло Тавиани сняли художественный фильм о Геноциде по книге Антонии Арслан «Гнездо жаворонка» («La Masseria Delle Allodole»); фильм вышел на экраны в 2007 году.

В творчестве известной американской рок-группы System of a Down, состоящей из четырёх музыкантов, армян по происхождению, часто затрагивается тематика геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» («Души ») для привлечения внимания к тематике геноцида. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» («Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы »). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с 1915 по середину 1920-х». Некоторые другие песни, в частности «X» (Toxicity) и «Holy Mountains» («Святые Горы », Hypnotize), также посвящены теме геноцида армян.

Американский композитор и певец Дэниел Деккер был подвержен критике из-за сотрудничества с армянским композитором Ара Геворгяном. Песня «Адана», названая по имени города, армянское население которого подверглось резне одним из первых, повествует историю геноцида армян. Музыку на слова Деккера написал Ара Геворгян. Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы «Cross Rhythms» написал об «Адане» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством, для исполнения этой песни 24 апреля 2005 в Ереване, на концерте, посвящённом мероприятиям по случаю 90-ой годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.

7.2. Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»

В 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.

В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.

Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.

8. Юридическая сторона

8.1. Признание

Начиная с 1915 года [3] мировые державы приняли резолюции, осуждающие армянскую резню.

США трижды (1916, 1919, 1920)[81] приняли похожие резолюции, однако остановить действия Османской империи не удалось. В 1915-м Франция, Великобритания и Россия выступили с совместной декларацией,[82] также осуждающей уничтожение армян:

Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню.

— 29 мая 1915. Совместная декларация Франции, Великобритании и России

Признание геноцида армян является главной целью основных армянских лоббистских организаций, причем кроме самого признания выдвигаются территориальные претензии и требование о репарациях со стороны Турции. Чтобы добиться признания армянские лоббисты привлекают на свою сторону парламентариев и влиятельных лиц, оказывают давление на правительства разных стран организуют широкое освещение данного вопроса в обществе, основали институты, занимающиеся данным вопросом (Институт Зоряна, Армянский национальный институт)[83].

Геноцид армян признали Совет Европы (1998,[84] 2001[85]), Европарламент (1987,[86] 2000,[87] 2002,[88] 2005[89]), Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств,[90] Комиссия ООН по военным преступлениям (1948[91]), Всемирный совет церквей и т. д.[92].

Сегодня мы ознаменуем годовщину того, что называется первым геноцидом 20-ого столетия, и почтим память армянских жертв этого преступления против человечества.

— 24 апреля 1998. Парламентская ассамблея Совета Европы[84]

Геноцид армян признан и осуждён многими странами мира и влиятельными международными организациям. Первым геноцид армян официально признал и осудил Уругвай (1965). Уничтожение армян официально признали геноцидом (согласно международному праву[93]) и осудили:

· Франция (1998,[94] 2000,[95] 2001,[96] 2006[97][98])

· Германия[99][100]

· Италия[101]

· Бельгия[102]

· Нидерланды[103]

· Швейцария[104]

· Швеция[105][106][107][108]

· Россия[109]

· Польша[110]

· Литва[111]

· Греция[112]

· Словакия[113]

· Кипр[114]

· Ливан[115]

· Уругвай (1965,[116] 2004[117])

· Аргентина (2 закона, 5 резолюций)

· Венесуэла[118]

· Чили[119]

· Канада (1996,[120] 2002,[121] 2004[122])

· Ватикан[123]

· Австралия (2009)

· Швеция (2009) [124]

Регионы

Регионы и провинции признали Геноцид армян:

· Квебек, Канада: сначала в 2001 провинция Квебек независимо от своего федерального правительства, а затем и собственно правительство Канады в 2004 году признали Армянский геноцид. [125][126] [127]

· Страна Басков, Испания и Каталония, Испания: парламенты двух регионов признали Геноцид армян. [128][129]

· Крым, Украина: Верховная Рада АРК признала Геноцид армян. [130]

· Новый Южный Уэльс, Австралия: в 2007 Парламент штата Нового Южного Уэльса принял акт осуждения геноцида и предложил Федеральному правительству Австралии сделать то же. [131]

· Южная Австралия, Австралия: в марте 2009 Парламент Южной Австралии принял подобный акт. [132]

· США: 43 из 50 штатов США признали Геноцид армян. [133] [134]

· Уэльс [135][136]

· Шотландия[136]

· Северная Ирландия[136]

42[137][138] из 50 штатов США официально признали и осудили геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днём памяти жертв геноцида армянского народа. Аналогичные решения приняли Уэльс, парламент Басков[139] и Каталонии[140] (Испания), Австралия[141]. С конца 1970-х каждый год 24 апреля президенты США выступают с телеобращением к армянам Америки. Геноцид армян официально признали многие влиятельные национальные организации США, в частности еврейские (Сионистская организация США, Прогрессивный еврейский союз, Союз иудаистских реформ, Антидиффамационная лига (ADL) [142] , а также украинская, греческая, польская, венгерская, арабская, болгарская, румынская, латвийская, литовская, филиппинская и словацкая общины[143].

10 октября 2007 года и 19 марта 2009 года Комитет по международным делам Палаты представителей Конгресса США проголосовал за резолюцию о признании геноцида. Теперь резолюции предстоит пройти голосование в нижней палате конгресса[144].

Геноцид армян признан также некоторыми влиятельными СМИ (New York Times (2004[145]), BBC (2007[146][147]), CBS[148], Washington post[149], Associated Press[150] и т. д.)

Признание геноцида армян официально не является обязательным условием для вступления Турции в ЕС, однако некоторые авторы считают, что Турции придется сделать это на пути к членству в ЕС[151][152].

Современная Турция категорически отрицает наличие исторического факта геноцида армян и объявляет о внешнеполитическом и внутриполитическом курсе отрицания данного исторического события. армян. Турция признает массовую гибель армян, однако указывает, что в том числе были убиты и сотни тысяч мусульман[153]. О необходимости признать геноцид армян говорят лишь отдельные представители турецкой интеллигенции[154]. Геноцид армян признает турецкий историк Танер Акчам[155][156] и лауреат Нобелевской премии Орхан Памук.[157]нет в источнике 334 дня [158]нет в источнике 334 дня

4 марта 2010 года комитет палаты представителей по внешним сношениям США одобрил резолюцию 252. За проголосовало-23. Против-22[159].

Компенсация

В 2003 году страховая компания New York Life начала выплату компенсаций родственникам жертв Геноцида армян 1915 года[160] (общая сумма компенсаций составляет примерно $20 млн[161]). Однако в августе 2009 года апелляционный суд штата Калифорния США принял решение аннулировать закон о выплате страховых компенсаций родственникам армян, погибших во время Геноцида 1915 года, осуществленного Османской Турции. Судья Дэвид Томпсон посчитал жалобы армян относительно выплаты им страховки лишёнными основания, поскольку «все эти события происходили за тысячи миль от США, и штат Калифорния не несет никакой ответственности перед этими людьми» и «Федеральное правительство США не приняло решение о признании геноцида армян» [162].

Французская страховая компания «Акса» выплатит компенсацию ($17,5 млн) наследникам жертв геноцида армян[163].

Кампания турецкой интеллигенции по принесению извинений армянам

15 декабря 2008 года на сайте «Извините» стартовала кампания «Армяне, простите нас». За два дня опубликованную на сайте петицию с таким названием подписало около 11 тысяч человек. Однако в тексте извинения слово «геноцид» не используется, а применяется термин «Великая катастрофа». На 1 февраля 2010 года на сайте 30 тысяч подписей. Вскоре Генеральная прокуратура Анкары начала расследование по статье 301 Уголовного Кодекса Турции. Прокуратура вызовала организаторов кампании для дачи показаний с целью расследования в связи с созданным ими сайтом[164], однако сообщается, что в начале января 2010 года районный уголовный суд Анкары принял решение не начинать уголовное преследование в отношении четырех представителей турецкой интеллигенции инициаторов кампании «Армяне, простите нас» — Баскына Орана, Ахмеда Инселя, Дженгиза Актара и Али Байрамоглу[165]. Известный турецкий правозащитник и издатель Рагип Зараколу в интервью ИА REGNUM 28.02.2011 г.отметил:"Я бы хотел,чтобы Турция исполнила свой долг перед армянским народом, то есть попросила прощение и признала геноцид".[166]


В ответ на интернет-кампанию турецких интеллигентов, которые просят прощения за трагедию армян, другая группа граждан Турции развернула в интернете кампанию «Мы ждем извинений», число подписантов превышает 200 000 человек[167]. На созданном ими сайте размещены материалы, посвященные жертвам армянских террористов и Ходжалинской резне в Азербайджане[168][169].

8.2. Отрицание

Турецкая Республика и официальная турецкая историография не признают преднамеренность уничтожения армянского населения в Османской империи. Позиция турецких властей заключается в том, что имели место массовые депортации армян, а также случаи массовых убийств, но не плановое истребление[170].

Ответственность

В некоторых странах ЕС (например в Бельгии[171] и в Швейцарии[172]), за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность. 12 октября 2006 года парламент Франции принял законопроект,[97] в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогично отрицанию холокоста[173].

8.3. Терминология геноцида

Термин Геноцид был введен польским юристом Рафаэлем Лемкиным в 1943 году, изначально для исторического и юридического описания резни армян[7] (в годы Первой мировой войны) и евреев.

Рафаэль Лемкин, автор юридического термина геноцид :

9. Галерея

· Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный Департамент (16 Июля 1915) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения ».

· Кампания в США по сбору помощи пострадавшим армянам

· Агитационный плакат США эпохи геноцида армян.

· Агитационный плакат США эпохи геноцида армян.

10. Цитаты

В Викицитатнике есть страница по теме
Геноцид армян

"Россия всегда воспринимала боль и трагедию армянского народа как свою собственную. Низко склоняем головы памяти жертв геноцида армянского народа.

— Владимир Путин 15 сентября 2001, Ереван, Цицернакаберд. Мемориальный Комплекс Памяти Жертв Геноцида

Президент США Барак Обама, начиная с 2009 года, обращаясь с традиционным посланием по случаю 24 апреля — Дня памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции в начале прошлого века, использует армянский термин «Мец Егерн» , что с дословного перевода с армянского языка означает «Большая Резня». Однако для самих армян термины «Геноцид» и «Мец Егерн» тождественны и имеют одинаковое значение.

«В этот скорбный день памяти мы вспоминаем о самом ужасном преступлении начала ХХ века, произошедшем 95 лет тому назад. В тот мрачный период истории в Османской империи было убито полтора миллиона армян. Сегодня день, когда мы должны извлечь уроки из прошлого. Я последовательно высказывал свою собственную точку зрения о том, что произошло в 1915 году и считаю, что историю нельзя изменить. Турки и армяне должны вместе признать общую историю. Никто не может вернуть убитых во время „Мец Егерна“. Я последовательно высказывал свою собственную точку зрения о том, что произошло в 1915 году и считаю, что историю нельзя изменить» , — отметил Барак Обама[175].

12. Новости

· Репортаж московского корреспондента армянской телекомпании Шант Ваге Аванесяна об акциях протеста 24 апреля 2009 г. в Москве.

· Пикет у Посольства Турции в Москве в 2009 г. все же состоялся Репортаж телекомпании Шант

Ссылки

· Официальный сайт музея-института геноцида армян (Ереван, Цицернакаберд) (коллекция фотографий) (англ.) (арм.) (тур.)

· Международная ассоциация учёных по исследованию геноцида (англ.)

· Геноцид армян в Турции — история, документы, свидетельства, фотографии, карты.

· Armenian National Institute (ANI) (англ.)

· Armenian national committe of America (англ.)