Главная              Рефераты - История

Никола ди Улиссе - реферат

Никола ди Улиссе (итал. Nicola di Ulisse da Siena; известен по документам с 1428 по 1470 гг.) — итальянский художник сиенской школы.

Дата и место рождения мастера не известны. Специалисты считают, что Никола родился и вырос в Сиене, поскольку в документах он фигурирует как Никола ди Улиссе да Сиена, т.е «из Сиены». Однако Никола ди Улиссе работал не только в Сиене, но также в Норчии и на территории провинции Марке. Он был разносторонним художником, писал фрески, создавал станковые произведения, и посвящал много времени книжной миниатюре. В частности, ему приписываются миниатюры из рукописи Missale Romanum («Римский молитвенник»; Сиена, Публичная библиотека), созданной в 1427-28 годах по заказу кардинала Антонио Казини, чей фамильный герб можно увидеть в нижней части нескольких страниц. Это первое по времени известное произведение Никола ди Улиссе. В 1442 году художник находился в городе Норчиа, где работал с Бартоломео ди Томмазо, мастером из Фолиньо.

Согласно архивным документам, в 1451-52 годах он жил в Сиене, где был известен как «Magistro» (магистр). Из этого можно сделать вывод, что к тому моменту, когда Никола покинул Сиену, он был уже известным мастером. Архивные источники сообщают также, что во время пребывания в Сиене он получил очень престижный заказ на создание картины «Вознесение Марии», которая украшала зал Палаццо Пубблико (Городская ратуша), но ныне утеряна. В 1457 мастер работал в городке Кашья, где расписал фресками церковь Сан Агостино, однако эти росписи почти все погибли. В 1461 году он расписал хоры для монахинь в той же церкви, создав цикл фресок на тему Страстей Христовых. К сожалению, они были сильно испорчены позднейшей реставрацией. Тем не менее, даже в таком виде фрески дают возможность понять, в какой степени на искусство Николы оказывали влияние флорентийские новшества.

С 1470 года художник жил в Норчии, где у него был собственный дом. Архивные документы сообщают, что он был женат на женщине по имени Анджелелла, и усыновил некоего Бартоломео ди Джованни Бенедетти. По заказу церкви Санта Сколастика Никола написал одно из самых известных своих произведений — «Воскресение» (Норчиа, Музео Кастеллина). На нем он изобразил Христа, слегка прикрытого полупрозрачной вуалью, восстающего из каменного гроба. Живя в Норчии, художник выполнял заказы и за её пределами. Для церкви Сан Сальваторе в Кампи, рядом с Норчией, Никола написал картину «Сошествие во ад». Ему также приписывают фреску в небольшой церкви Кастелло ди Алифорни (Сан Северино, Марке), с изображением Мадонны с младенцем в окружении ангелов.

В Британской библиотеке хранится манускрипт — «Божественная комедия» Данте (он известен также как «Божественная комедия» Йейтса Томпсона), иллюстрации к которому созданы двумя разными художниками. В 1964 году английский искусствовед Миллард Мисс привел достаточно убедительные аргументы в пользу того, что авторами миниатюр являются Джованни ди Паоло, и Приамо делла Кверча. Однако позднее, в 1977 году итальянская исследовательница Джульетта Келацци Дини привела не менее основательные аргументы доказывающие, что миниатюры, приписанные Миссом Приамо делла Кверча, на самом деле создал Никола ди Улиссе. Об этом свидетельствуют многочисленные параллели между подписанными произведениями Николы и миниатюрами «Ада» и «Чистилища» из лондонской «Божественной комедии».

Литература

· B. Toscano. Bartolomeo di Tommaso e Nicola da Siena. in «Commentari» 1964.

· G. Chelazzi Dini. Lorenzo Vecchietta, Priamo della Quercia, Nicolo da Siena. Nuove osservazione sulla Divina Comedia Yates Thompson 36’ in «Jacopo della Quercia fia Gotico e Rinascimento». Florence. 1977.

· Giulietta Dini. Five Centuries of Sienese Painting (From Duccio to the Birth of the Baroque). Thames & Hudson. 1998.