Главная              Рефераты - История

Образование ГПУ-ОГПУ - реферат

Содержание

Введение. 3

1. Причины, определившие необходимость реорганизации ВЧК. Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. 4

2. Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. Задачи и полномочия вновь образованного Государственного политического управления. 7

3. Глава IX Конституции СССР 1924 года. Правовой статус органов государственной безопасности в механизме Советского государства. 13

4. Дополнительные меры по организации работы ГПУ. 15

5. Проблема преемственности ВЧК-ГПУ-ОГПУ. 22

6. Проблема распределения полномочий в процессе реформирования. 24

Заключение. 26

Список литератуты.. 27

Введение

Всемирная история знает немало примеров государств, которые погибли из-за отсутствия или некомпетентной работы организаций и служб, их неумения бороться с внутренними и внешними врагами. Но создание специальных исполнительных органов такого рода - первоочередная задача для любого молодого государства, особенно если оно было создано в результате национально - освободительной борьбы, революции или других сопоставимых процессов и явлений.

В зависимости от того, какие функции возлагались на спецслужбы, можно судить о политическом режиме государства, о степени его демократизации, об объёме прав и свобод граждан, о качестве судебной системы.

Недавнее прошлое отечественных спецслужб продолжает интересовать политологов и историков, особо яркой является история 20-х гг. В практическом аспекте этот интерес объясняется тем, что ВЧК – ОГПУ были уникальной государственной организацией, а их деятельность всеобъемлющей как по решаемым задачам, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Из ряда существующих в мире спецслужб особенностью советских, помимо широты полномочий, является особый «двойной» политико-правовой статус, отличающий их также и от современных российских спецслужб (подчинение ЦК партии и правительству). В этом виде они стали очень удобной организацией для прямой реализации политических решений партийных органов. Их острие по воле верхушки партии периодически перенацеливалось, на них возлагались не свойственные им функции, они не раз использовались как орудие в борьбе за власть, происходившей внутри партийного и государственного руководства.

В связи с этим интересно проанализировать, как шло создание и развитие этой уникальной системы.

1. Причины, определившие необходимость реорганизации ВЧК. Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года.

ВЧК, созданная как чрезвычайный орган защиты, выполнила поставленные перед ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности.

Системы «военного коммунизма» и «чрезвычайщины» показали свою экономическую и политическую несостоятельность и грозили крахом режиму.

Переход к новой политике в хозяйственной и социально-политической сферах потребовал соответствующей реорганизации спецслужбы.

ВЧК подошла к 1921 г. с грузом пороков и проблем, а также весьма непривлекательным образом, сложившимся в глазах граждан страны и даже своих собственных сотрудников. Перед государством и партией встал вопрос о ее реформировании. Одни основания для реорганизации были признаны официально, другие остались неофициальными.

Официально признанные причины реформы ВЧК можно обнаружить в докладе В.И. Ленина на IX съезде Советов: «Перед нами стоит задача развития оборота, этого требует новая экономическая политика. А это требует большей революционной законности. Понятно, что в обстановке военного наступления, когда хватали за горло Советскую власть, если бы тогда эту задачу поставили, мы были бы педантами, мы сыграли бы в революцию, но революции не делали бы. Чем дальше идет развитие оборота, мы твердым лозунгом поставим осуществление большей революционной законности и ограничим сферу учреждения, которое являлось ответным ударом на всякий удар заговорщиков». [1] Постановление съезда о ВЧК так трактует новую ситуацию: «Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти во вне и внутри позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской республики на судебные органы».[2]

Таким образом, готовясь к реформированию ВЧК, власть руководствовалась тем, что Гражданская война закончилась победой, враг разбит и не представлял уже серьезной угрозы, пошла на спад и волна крестьянских восстаний. Предполагалось, что и кривая «бандитизма» пошла на спад, и потому содержать разветвленный репрессивный аппарат, практически не имеющий юридических ограничений своей деятельности, становилось бессмысленным. Новая экономическая политика к тому же объективно требовала дальнейшего развития правовой гражданской сферы, новых юридических правил, которые гарантировали бы в какой-то степени успешное проведение экономических реформ. Развитие же правовой системы, от стадии «декретной», характерной для периода Гражданской войны, к стадии кодифицированного права, предполагало разработку четкого уголовного законодательства, которое регламентировало бы деятельность органов розыска, лишая их возможности вести предварительное расследование, судить и выносить приговоры.

Итак, официальными причинами реформы были: завершение Гражданской войны, укрепление Советской власти, переход к новой экономической политике, потребовавшей укрепления законности в стране.

О неофициальных причинах, или причинах, о которых не говорилось в прессе в форме официальных документов, можно судить по материалам внутреннего характера, ходившим между представителями властей в процессе обсуждения задач и вопросов реформы. Еще в январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, показателем которого был рост должностных преступлений, совершаемых их сотрудниками.[3]

О низком моральном уровне рядового состава ВЧК можно судить по циркулярным спискам разыскиваемых преступников, которые рассылались ее Регистрационно-статистическим отделом. В них часто встречаются работники, совершавшие преступления. Как правило, это были растрата денег, расхищение грузов или других материальных ценностей, превышение полномочий при совершении оперативных и следственных действий.[4]

Пожалуй, к основным мотивам проведения реформы следует добавить возникшую необходимость четкого разграничения полномочий между правоохранительными учреждениями (Наркомюст, Рабкрин, Ревтрибунал, ВЧК и милиция), а также чисто политические, касающиеся привлекательности образа Советского государства для потенциальных иностранных концессионеров.

Собственно, сама идея необходимости реформы зародилась сначала в ходе обсуждения полномочий ВЧК и трибуналов и при обсуждении проблемы взаимоотношений ВЧК с Наркомюстом. Конфликты ВЧК с партийными и государственными органами шли постоянно. Причинами их были нечеткое разделение полномочий в советском законодательстве и естественное желание различных органов власти и управления расширить свое влияние и компетенцию.

2. Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. Задачи и полномочия вновь образованного Государственного политического управления.

6 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет "Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Этим декретом во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и ее местных органов, ВЦИК постановил упразднить ВЧК и ее местные органы. На Народный комиссариат внутренних дел, наряду с другими задачами, указанными в п.1 Положения о НКВД РСФСР, возлагалось выполнение по всей территории Советской России нижеследующих задач:

1) подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;

2) принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;

3) охрана железнодорожных и водных путей сообщения;

4) политическая охрана границ РСФСР;

5) борьба с контрабандой и переходом границ республики без соответствующих разрешений;

6) выполнение специальных поручений Президиума ВЦМК или СНК по охране революционного порядка.

Для реализации этих задач при НКВД РСФСР учреждалось Государственное политическое управление (ГПУ) под личным председательством Народного комиссара внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя, а на местах - Политические отделы в автономных республиках и областях при Центральных исполнительных комитетах: и в губерниях - при Губернских исполнительных комитетах. Политические отделы при ЦИК автономных республик и областей находились в подчинении НКВД по линии ГПУ на тех же основаниях, как и другие объединенные народные комиссариаты и управления республик и областей. Политические отделы ГПУ Губернских исполнительных комитетов действовали на основании особого положения о них. Другие органы системы ГПУ, действовавшие на том или ином направлении обеспечения государственной безопасности, также осуществляли свою работу на основании особых положений, утвержденных Президиумом ВЦИК.

В непосредственном распоряжении ГПУ состояли особые части войск в количестве, определенном СТО, управляемым особым, входящим в состав учреждений ГПУ штабом войск ГПУ НКВД. Войска эти были необходимы для выполнения задачи по подавлению открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма. В данном нормативном акте устанавливались основания и порядок осуществления органами госбезопасности обысков, выемок и арестов.

Статья 8 декрета ВЦИК указывала, что все общеуголовные дела по спекуляции, должностным и другим преступлениям, находящихся до опубликования декрета в производстве ВЧК и ее органов, подлежали в 2-х недельный срок передаче в революционные трибуналы и народные суды по принадлежности. Впредь все дела о преступлениях, направленные против советского строя или представляющие нарушения законов РСФСР, подлежали разрешению исключительно в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами по принадлежности.

Государственное политическое управление создавалось как центральное учреждение, осуществлявшее возложенные на него задачи по всей территории республики. На местах создавались подчиненные ему местные органы госбезопасности. С упразднением ВЧК и образованием ГПУ, ВЦИК утвердил "Положение о Государственном политическом управлении", "Положение о губернских и областных отделах Госполитуправления", "Положения об уездных (кантонных, улусных) уполномоченных губернских и областных отделов Госполитуправления", "Положение об Особых отделах Госполитуправления (При нормальном положении)" и "Положение о Транспортных отделах Госполитуправления". То есть был принят пакет законодательных нормативных актов, в которых детально регламентировались задачи, права, обязанности, структура органов государственной безопасности.

В "Положении о Государственном политическом управлении" определялось правовое положение ГПУ аналогично декрету ВЦИК. Для разрешения основных вопросов и направлений работы органов госбезопасности при Председателе ГПУ учреждалась Коллегия, члены которой утверждались СНК РСФСР. Высшим органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, которая имела право издавать приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями. В состав коллегии в конце 1922 года входили: нарком внутренних дел и председатель ГПУ Ф.Э. Дзержинский; заместитель председателя И.С. Уншлихт; начальник Секретно-оперативного управления В.Р. Менжинский; начальник Особого отдела Г.Г Ягода; начальник Восточного отдела Я.X. Петерс; начальник Специального отдела Г.И. Бокий; начальник Петроградского губотдела ГПУ С.А. Мессинг; начальник Московского губотдела ГПУ Ф.Д. Медведь.

Для реализации возложенных на ГПУ задач, последнему представлялось право организовывать на местах: Губернские отделы ГПУ при Губисполкомах; Областные отделы ГПУ при ЦИК автономных республик и областей: Особые отделы фронтов, военных округов и армий, Особые отделения дивизий и охраны границ; Транспортные отделы ГПУ на железнодорожных и водных путях сообщения: Полномочные представительства ГПУ для объединения, руководства и координации работы местных органов ГПУ на окраинах и в автономных республиках и областях.

В Положении на органы ГПУ возлагались задачи по предупреждению и подавлению открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических, а также раскрытию контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов республики.

Средствами к осуществлению задач являлось:

1) сбор и сообщение подлежащим государственным учреждениям всех сведений, интересующих их с точки зрения борьбы с контрреволюцией, как в области политической, так и экономической;

2) агентурное наблюдений за преступным или подозрительными лицами, группами и организациями на территории РСФСР и за границей;

3) выдача разрешений на выезд за границу и въезд в РСФСР иностранных и русских граждан;

4) высылка из пределов РСФСР неблагонамеренных иностранных граждан;

5) просмотр почтово-телеграфной и иной корреспонденции, как внутренней, так и заграничной;

6) производство в целях розыска с соблюдением правил и порядка, установления статей 7 декрета ВЦИК от 6 февраля 1922 года, арестов, обысков, выемок, истребование справок, сведений и выписок из деловых бумаг, отчетов и докладов;

7) подавление при помощи войск ГПУ вооруженных контрреволюционных и бандитских выступлений;

8) производство дознания и направление дел о раскрытых преступных деяниях для слушания в судебные органы с соблюдением статьи 7 Декрета ВЦИК от 6 февраля;

9) регистрация уличенных и заподозренных в преступных деяниях лиц и их дел: регистрация неблагонадежного, административного и руководящего персонала в государственных учреждениях промышленных предприятий, командного и административно-хозяйственного состава Красной Армии.

ГПУ осуществляло также "статистическую и политическую разработку данных регистрации", вело "регистрацию и суммировку ненормальных явлений жизни РСФСР, в целях выявления их причин и последствий". Общий надзор за законностью действий ГПУ и его органов осуществлял Народный Комиссариат юстиции РСФСР. В целях осуществления возложенных на ГПУ задач на территории губерний при Губисполкомах, на территории автономных республик и областей при ЦИК организовывались губернские и областные отделы ГПУ, которые непосредственно подчинялись всем распоряжениям ГПУ и несли перед ним полную ответственность.

Согласно "Положению о губернских и областных отделах Госполитуправления" во главе губернских и областных отделов стояли их начальники, назначаемые местными Губисполкомами и утверждаемые ГПУ, которые несли ответственность за свою работу перед ГПУ-центра и перед Губисполкомами и ЦИК автономных республик. В этом плане начальники отделов обязаны были регулярно информировать ЦИК автономных республик и Губисполкомы, а также губернские и областные съезды Советов о политическом положении губернии и областей. То есть принцип двойного подчинения (общий для советского государственного аппарата в первые годы Советской власти и характерный в определенной мере для системы органов ЧК) сохранялся, но со значительными изъятиями в сторону еще большей централизации.

В целях осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории уездов (кантонов, улусов), в данной губернии или области отделы имели право создавать институт уездных (кантонных, улусных) уполномоченных, подчиненных исключительно начальнику губернского и областного отделов. Штаты губернских и областных отделов вырабатывались и утверждались ГПУ-центра, и изменение их допускалось только с его санкции. Для выполнения оперативных заданий губернским и областным отделам придавались части войск ГПУ в количестве, определяемом ГПУ.

3. Глава IX Конституции СССР 1924 года. Правовой статус органов государственной безопасности в механизме Советского государства.

Согласно Конституции 1924 года, в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса.

Объединенное Государственное Политическое Управление Союза Советских Социалистических Республик руководит работой местных органов Государственного Политического Управления (ГПУ) через своих уполномоченных при советах народных комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного в законодательном порядке.

Надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик осуществляется прокурором Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик на основе специального постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

ОГПУ являлся обязательным членом Верховного Суда СССР при проведении пленарного заседания, Управление имеет право прямого обращения в Верховый Суд СССР.

Первая Конституции СССР, принятая вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года регламентировала отношения ОГПУ с ЦИК СССР, его Президиумом и СНК СССР, а также подробно и полно определила взаимоотношения с наркоматами Союза ССР и союзных республик.

4. Дополнительные меры по организации работы ГПУ

После окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции необходимо было найти наилучшие формы организации пограничной охраны, которые полностью бы отвечали задачам надежного обеспечения государственной безопасности рубежей Советской республики в условиях капиталистического окружения. Учитывая, что ВЧК располагала необходимым оперативным аппаратом для организации и борьбы со шпионажем, диверсантами, бандитами, контрабандистами и другими преступниками, действовавшими на границах Совет Труда и Обороны 7 сентября 1922 года постановил передать охрану сухопутных и морских границ РСФСР во всех отношениях в ведение ГПУ. Был создан Отдельный пограничный корпус войск ГПУ. С этого времени погранвойска были сосредоточены в одном ведомстве - ГПУ, что позволило более успешно решать задачи обеспечения безопасности советского государства.

В составе ГПУ продолжало функционировать бывшее Экономическое управление ВЧК, образованное в январе 1921 года, которое и выполняло задачи ГПУ в сфере борьбы с "экономической контрреволюцией". Было утверждено "Положение о правах и задач ЭКУ ГПУ". Экономическое управление, указывалось в Положении, есть орган борьбы с экономической контрреволюцией, экономическим шпионажем и преступлениями должностными, хозяйственными и содействия экономическим наркоматам в выявлении и устранении дефектов их работы.

1 декабря 1922 года был введен новый штат центрального аппарата ГПУ (2213 человек). В составе ГПУ функционировали:

I. Административно-организационное управление (АОУ), созданное еще в декабре 1920 года и ведавшее разработкой структуры ВЧК-ГПУ, подбором и расстановкой кадров, а также проверкой работы местных органов госбезопасности (начальник И.А. Воронцов).

II. Секретно-оперативное управление (СОУ), образованное в январе 1921 года (начальник В.Р. Менжинский), но включавшее в себя уже десять отделов:

1. Секретный - по борьбе с антисоветскими партиями, организациями, группировками, отдельными элементами из этой среды (начальник Т.П. Самсонов, с 25 мая 1923 года - Т.Д. Дерибас).

По штату центрального аппарата ОГПУ на 1 декабря 1929 года Секретный отдел состоял из восьми отделений:

1) выявление борьба и наблюдение за деятельностью анархистов;

2) меньшевиков бундовцев;

3) эсеров, антисоветских выступлений крестьян, националистических движений в Белоруссии и на Украине;

4) бывших провокаторов, жандармов, контрразведчиков белых армий, карателей и тюремщиков, антисоветских еврейских групп и партий;

5) выявление и борьба с антисоветскими проявлениями среди интеллигенции и молодежи, правых партий;

6) в православной церкви, других конфессиях и сектах;

7) выявление, борьба и наблюдение за деятельностью закавказских национальных партий, грузинских меньшевиков и др.;

8) учет и борьба с антисоветской деятельностью исключенных из ВКП(б), нелегальных партийных группировок, с протестными выступлениями рабочих и безработных.

5 марта 1931 года Секретный отдел был слит с Отделом информации и политконтроля в один Секретно-политический отдел (начальник Я.С. Агранов, с 1 сентябри 1931 года - Г.А. Молчанов), который состоял из четырех отделений:

1) агентурно-оперативная работа в городах, работа по политссыльным, наблюдение за иностранными рабочими;

2) агентурно-оперативная работа в деревне, учет и контроль за деятельностью национальных движений и политических партий, выявление и борьба с антисоветской деятельностью в сельскохозяйственных учреждениях и учебных заведениях, контроль политической благонадежности запаса армии, наблюдение за деятельностью Осоавиахима, наблюдение за бывшими красными партизанами, русским казачеством, агентурно-оперативная работа в спецпоселениях раскулаченных крестьян;

3) агентурно-оперативная работа в Русской православной церкви и других конфессиях, борьба с антисоветскими религиозными сектами, выявление, учет и борьба с антисоветской деятельностью монархистов, фашистов, кадетов, бывших жандармов, чиновников царского Министерства внутренних дел, фабрикантами и т.п., оперативное обслуживание милиции;

4) агентурно-оперативная работа в органах печати, театрах и т.п., среди артистов, литераторов и гуманитарной интеллигенции.

С ликвидацией 16 апреля 1932 года Секретно-оперативного управления Секретно-политический отдел получил самостоятельность и подчинялся непосредственно председателю и Коллегии ОГПУ.

2. Особый отдел вел осведомительно-информационную работу в Красной Армии и на Флоте.

3. Контрразведывательный отдел вел борьбу с зарубежными разведками, белогвардейскими организациями и контрреволюционными партиями, как за рубежом, так и на территории РСФСР - на промышленных предприятиях, транспорте, в государственных учреждениях, частях и соединениях армии и флота, противодействовал заговорам, бандитизму, а также незаконному переходу границы и контрабанде.

4. Иностранный отдел состоял из Закордонной части и Отделения иностранной регистратуры (с 13 мая 1922 года начальник М.А. Трилиссер, с 27 октября 1929 года - С.А. Мессинг, с 1 августа 1931 года - А.X. Артузов). 30 июля 1927 года Отдел был выведен из Секретно-оперативного управления в прямое подчинение Коллегии ОГПУ. 1 января 1930 года после введения нового штата Иностранный отдел состоял из восьми отделений по организации разведки в группах стран. С 17 февраля 1933 года Отделу было предоставлено право самостоятельного ведения следствия по делам, возникавшим в Отделе.

Одной из мер по повышению обороноспособности страны - в 1928 году началась реорганизация и техническая реконструкция Красной Армии по специальному пятилетнему плану.

5. Восточный отдел координировал борьбу с контрреволюцией в национальных окраинах и регионах страны.

10 марта 1926 года приказом ОГПУ функции Восточного отдела были изменены. "Разработка государственного шпионажа" со стороны Турции, Персии, Афганистана, Монголии были переданы в ведение КРО ОГПУ, а антисоветскими партиями Закавказья должен был теперь заниматься Секретный отдел ОГПУ (возможно, это решение было следствием внутриведомственной борьбы в ОГПУ).

6. Транспортный отдел занимался контрразведывательной работой на железных и водных путях сообщения (начальник Г.И. Благонравов).

7. На Оперативный отдел возлагались задачи ведения наружного наблюдения и разведки, арестов, выемок, оперативной установки, непосредственной борьбы с бандитизмом и др.

8. Информационный отдел вел освещение политического и экономического положения республики (начальник В.Ф. Ашмарин).

9. Отдел политконтроля - с функциями цензуры и охраны гостайн в средствах информации.\В начале 1930-х годов служба политконтроля проверяла всю международную и внутреннюю корреспонденцию иностранцев, проживавших на территории СССР, все почтовые отправления, поступившие до востребования, корреспонденцию конкретных лиц по спискам оперативных и других подразделений ОГПУ, в период коллективизации - писем, посланных из сельской местности в армию и на флот, и т.п.

10. Отдел центральной регистратуры был создан 30 марта 1922 года на базе регистрационно-статистического отделения Оперативного отдела.

30 июля 1927 года начальником Управления был назначен Г.Г. Ягода, а 26 октября 1929 года Е.Г. Евдокимов. Статус самостоятельных отделов получили Транспортный отдел (с 28 октября 1929 года), Оперативный отдел (с 5 марта 1931 года) и др. В августе 1931 года после отстранения Е.Г. Евдокимова, должность начальника Управления оставалась вакантной. Управление в это время состояло из двух отделов - Секретно-политического и Отдела центральной регистратуры. 16 апреля 1932 года Управление было упразднено, а отделы перешли в непосредственное подчинение председателю и Коллегии ОГПУ.

III. Экономическое управление (ЭКУ) , вело борьбу с экономическим шпионажем, контрреволюцией, другими преступлениями в сфере экономики (начальник 3.Б. Кацнельсон).

IV. Главная инспекция войск ГПУ осуществляла работу по управлению и инспектированию войсковых частей ГПУ.

Кроме того, в составе центрального аппарата ГПУ функционировали самостоятельные отделы:

Шифровальный - законспирированная секретная связь,

Специальный - по руководству шифровальным делом в стране, контролю за деятельностью шифровальных органов РСФСР и ведению радио-контрразведки (начальник Г.И. Бокий).

В начале января 1921 года была создана служба радиоразведки и позднее контрразведки, которую осуществляли Специальный отдел при ВЧК и Реввоенсовет. В 1922 году радиостанция, помимо уже существовавших в Москве, Твери и ряде приграничных городов, появилась непосредственно при Спецотделе. Сотрудники радиостанций особого назначения перехватывали телеграммы зарубежных радиостанций, обеспечивая разведывательные и контрразведывательные органы ценной информацией. Позднее была сформирована сеть радиостанций Особого назначения. Контроль за их работой и подбор личного состава осуществлял Специальный отдел ОГПУ.

9 декабря 1927 года в аппаратах полномочных представителей ОГПУ были учреждены специальные отделения, организовывавшие постановку секретного и шифровального делопроизводства в учреждениях, расположенных в границах представительства, учет лиц, допускавшихся к содержавшей государственные секреты информации, и т.п.

Юридический отдел (начальник В.Д. Фельдман) был образован после реорганизации Следственой части Президиума ГПУ 22 августа 1922 года. Он состоял из отделений: юрисконсультского, следственного и по надзору за следствием и содержанием в тюрьмах. В задачи отдела входили разработка законопроектов, вносимых ГПУ во ВЦИК и правительство, выдача юридических заключений на действия ГПУ, правомерность которых оспаривалась другими государственными учреждениями, предварительное следствие по делам сотрудников органов ГПУ и др. 16 января 1924 года Юридический отдел был ликвидирован, а производство следствия по делам сотрудников органов ОГПУ передавалось по принадлежности в соответствующие отделы ОГПУ.

Отдел пограничной охраны осуществлял организацию и управление в области обеспечения нерушимости границ Советского государства.

5. Проблема преемственности ВЧК-ГПУ-ОГПУ.

В сентябре 1930 года Центральный комитет ВКП(б) провел реорганизацию структуры ОГПУ, чтобы исключить дублирование, добиться большей управляемости и координации работы разных подразделений, а в целом - иметь в своем распоряжении мощный и мобильный карательный орган, обладающий исключительными полномочиями и надведомственными функциями на всей территории страны. Особый, Контрразведывательный и Восточный отделы Секретно-оперативного управления были объединены в единый Особый отдел ОГПУ, в марте 1931 года Секретный и Информационный отделы - в единый Секретно-политический отдел ОГПУ, Оперативный отдел выделен в самостоятельный с подчинением руководству ОГПУ. Тогда же в Экономическом управлении были созданы дополнительные отделения, в полномочных представительствах ОГПУ - самостоятельные экономические отделы, в оперативных секторах - экономические отделения. Иностранный отдел ОГПУ получил право на производство арестов, самостоятельного ведения следствия, требовать от других отделов оперативной поддержки по ведущимся в Иностранном отделе делам.

В 1931 году с введением в СССР новой территориально-административной единицы - района, в каждом районе и городе областного подчинения создавались отделения ОГПУ; оперативные сектора. Их деятельность регулировалась специальными положениями: "Об оперативных секторах", "О городских и районных отделениях", "О районных уполномоченных". Отделения имели право самостоятельно вербовать только осведомителей и осуществлять сбор информации, а вербовка агентов, производство арестов и т.п. проводились с санкции или по приказу вышестоящих органов.

В начале 1930-х годов, несмотря на реорганизацию структуры, не удалось достаточно четко разделить функции Особого и Секретно-политического отделов ОГПУ и полностью исключить дублирование в работе других отделов.

После упразднения по решению Политбюро ЦК партии от 5 декабря 1930 года наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик на ОГПУ возлагалось руководство деятельностью милиции и уголовного розыска; 30 декабря 1930 года в связи с этим было организовано новое центральное подразделение - Главная инспекция по милиции и уголовному розыску, преобразованная 27 декабря 1932 года в Главное управление, рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ (начальник Г.Е. Прокофьев).

Летом 1931 года в руководстве ОГПУ произошли кадровые изменения, в частности, Г.Г. Ягода из первых заместителей был переведен во вторые, а первым назначен бывший замнаркома РКИ СССР И.А. Акулов. Была введена должность третьего заместителя (назначен бывший председатель ГПУ Украины В.А. Балицкий, вместе с которым в центральный аппарат пришло значительное количество украинских чекистов).

31 июля 1931 года из Коллегии ОГПУ выбыли С.А. Мессинг и Е.Г. Евдокимов, введены новый начальник Иностранного отдела - А.X. Артузов, начальник Секретного отдела - Я.С. Агранов и начальник Отдела кадров - Д.А. Булатов. С 5 августа по 3 декабря 1931 года в состав Коллегии входил полномочный представитель ОГПУ в ЗСФСР Л.П. Берия, избранный 14 ноября 1931 года первым секретарем ЦК КП(б) Грузии. Произошли и изменения в руководстве региональных представительств ОГПУ.

6. Проблема распределения полномочий в процессе реформирования

25 июля 1931 года на правах самостоятельного отдела ОГПУ был учрежден Отдел кадров, образованный на базе ликвидированного Административно-организационного управления ОГПУ (начальник - бывший заведующий оргинструкторским отделом ЦК партии Д.А. Булатов).

18 августа 1931 года самостоятельность приобрели Финансовый отдел ОГПУ (начальник Л.И. Берензон) и 16 октября - Мобилизационный отдел (начальник Д.А. Булатов).

На основании постановления Совнаркома СССР от 23 марта 1932 года на ОГПУ была возложена еще одна не имеющая прямого отношения к обеспечению государственной безопасности функция - руководство пожарной охраной в СССР. Отдел военизированной пожарной охраны (начальник М.Е. Хряпенков) с 13 октября 1933 года входил в состав Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ.

В октябре 1932 года И.А. Акулов, пытавшийся наладить партийный контроль в органах ОГПУ и не нашедший должного контакта с чекистами, перешел на партийную работу (с 1933 года назначен прокурором СССР), должность первого заместителя председателя ОГПУ оставалась вакантной.

По состоянию на 1 января 1934 года председателем ОГПУ оставался В.Р. Менжинский, заместителями председателя являлись Г.Г. Ягода, Я.С. Агранов (с февраля 1933 года), по совместительству - начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции Г.Е. Прокофьев и председатель ГПУ Украины В.А. Балицкий, основную часть времени проводивший в Харькове.

Центральный аппарат состоял из управлений, самостоятельных отделов и подразделений: Секретариат Коллегии (секретарь П.П. Буланов), Управление делами (управляющий И.М. Островский), Отдел кадров (начальник Д.А. Булатов), Особый отдел (начальник М.И. Гай), Секретно-политический отдел (начальник Г.А. Молчанов), Экономическое управление (начальник Л.Г. Миронов), Иностранный отдел (начальник А.X. Артузов), Оперативный отдел (начальник К.В. Паукер), Транспортный отдел (начальник В.А. Кишкин), Специальный отдел (начальник Г.И. Бокий), Учетно-статистический отдел (начальник Я.М. Генкин), Особоуполномоченный при Коллегии ОГПУ (В.Д. Фельдман), Финансовый отдел (начальник Л И. Берензон), Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ (начальник М П. Фриновский), Главное управление рабоче-крестьянской милиции (начальник Г.Е. Прокофьев), Главное управление лагерей (начальник М.Д. Берман), Мобилизационный отдел (начальник А.Г. Лепин), Инженерно-строительный отдел (начальник А.Я. Лурье).

На XVII съезде ВКП(б) (26 января - 10 февраля 1934 года) заместители председателя ОГПУ Г.Г. Ягода и В.А. Балицкий в отличие от председателя В.Р. Менжинского (умершего 10 мая 1934 года) были избраны в ЦК ВКП(б): кандидатом в члены ЦК был избран член Коллегии ОГПУ, полпред ОГПУ в Дальневосточном крае Т.Д. Дерибас; тогда же съезд принял резолюцию "О партийном и советском строительстве", в которой, в частности, говорилось об упразднении в народных комиссариатах института коллективного руководства коллегий.

20 февраля 1934 года И.В. Сталин предложил Политбюро обсудить вопрос об учреждении НКВД СССР, который бы включал органы ОГПУ Уже на следующий день, 21 февраля, Г.Г. Ягода передал Л.М. Кагановичу проект постановления ЦИК СССР об организации НКВД СССР и Особого совещания при наркоме внутренних дел с правом вынесения внесудебных приговоров.

Почти через полгода, после долгого обсуждения, 10 июля 1934 года решение Политбюро об образовании НКВД СССР и Особого совещания было оформлено решением ЦИК.

Заключение.

Необходимо отметить, что органы государственной безопасности в 20-30 годы стали основной структурой среди звеньев госаппарата для реализации сложных политических решений ВКП(б), которых в то время было предостаточно, будь то борьба с вредительством, участие в компании по ликвидации кулачества как класса, коллективизация сельского хозяйства и др.

Произведённая реорганизация не явилась формальной сменой вывески, хотя суть специальной службы сохранилась. Но, если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая на некоторых этапах своего развития практически неограниченными полномочиями, то Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, являясь составной частью советского государственного аппарата управления, руководствовалось положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции государства.

В результате реформирования органов ЧК в 1922 году их статус был понижен: ВЧК находилась при СНК РСФСР, а ГПУ при НКВД РСФСР. В 1922 году было также проведено общее сокращение государственного аппарата, причем существенное.

С реформой 1922 г. органы государственной безопасности стали юридически конституционными. Был завершен формальный переход от «чрезвычайщины» к государственности.

Образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР) создало новую обстановку, когда на повестку дня встал вопрос создания союзных и союзно-республиканских органов власти и органов управления. Для руководства органами ГПУ на всей территории СССР в 1923 году было образовано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. НКВД СССР был образован только в 1934 году.

Список литератуты

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 328 - 329.

2. В.И. Ленин и ВЧК (1917 - 1922 гг.). М., 1975. С. 545.

3. ЦИА г. Москвы. Ф. 2429. Оп. 5. Д. 9. Л. 3, 4; Оп. 6. Д. 9. Л. 2, 3, 4.

4. РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 149. Л. 33.

5. В.И. Ленин и ВЧК. С. 165.

6. ЦИА г. Москвы. Ф. 2429. Оп. 5. Д. 9. Л. 3, 4; Оп. 6. Д. 9. Л. 2, 3,

7. Из истории ВЧК. 1917-1921 гг.. Сборник документов. М., 1958.

8. И.А. Исаев. История государства и права России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

9. Ю.П. Титова. История государства и права России. М.: Проспект, 2009.

10. Конституция СССР от 21.01.1924 г

11. Образование и организация деятельности ВЧК-ОГПУ (Кандидат юридических наук Мазохин О.Б, 2005 г.)

29 апреля 2010г. Свяжин Д.А


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 328 - 329.

[2] В.И. Ленин и ВЧК (1917 - 1922 гг.). М., 1975. С. 545.

[3] РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2558. Л. 2.

[4]