Главная              Рефераты - История

Александр Васильевич Колчак 2 - реферат

Санкт-Петербургский Государственный морской

технический университет

Реферат

По истории России

«Александр Васильевич Колчак»

Выполнила: студентка 1 курса Волова Кристина Николаевна

Проверила: Григоркина Ирина Ивановна

Санкт-Петербург

2008

ПЛАН

I. Введение. 3

II. Исторический портрет. 4

1.Юность. 4

2.Офицер и путешественник. 5

3.Революция. 10

4.Верховный правитель России. 11

5.Орест и расстрел. 12

6. Сплетни о Колчаке. 13

III. Заключение (Актуалность и личная оценка деятельности) 15

IV. Глоссарий. 16

V. Список литературы.. 17

VI. Приложение. 18


«Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевизмом и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру».

А.В. Колчак

Имя адмирала Колчака сегодня вновь в центре политического и культурного внимания.

Почему спустя почти столетие о нём заговорили снова?

О том, на сколько велика роль Колчака в российской истории и насколько она актуальна можно понять только подробно изучив биографию исторического деятеля. В свою работу я включу только основные моменты жизни, которые считаю важными для описания характера Александра Васильевича.

В наше время скопилось много мнений о деятельности Александра Васильевича, одни его осуждает, другие оправдывают, а третьи поддерживают и считают его идеалом. Я, скорее всего, отношусь к третьей группе.

Выбирая тему реферата, я долго думала. На моё решение повлиял фильм Андрея Кравчука «Адмирал». Может, конечно, я не права, но считаю, что советская власть только разрушила наше государство – на это у меня свои доводы. А из исторической практики могу привести примеры: именно коммунисты заставили жителей одного государства враждовать против друг друга, против церкви жителей бывшей Святой Российской Империи так же настроили большевики. До сих пор я не могу понять, что было в головах у людей, которые поддерживали это варварство, и никогда не пойму тех кто в этом участвовал, в душах этих людей не было ни чего святого. А Гражданскую войну, я считаю самой жестокой, никогда такого не было, чтобы брат шёл против брата, а сын против отца!!! Колчак пытался этого избежать, но у него, к сожалению, не получилось и пришлось принимать участие в этом.



1. Юность.

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года в Петербурге, на Обуховском заводе, где жил и служил его отец Василий Иванович Колчак.

Отец был крупным специалистом в области морской артиллерии и большую часть своей жизни провёл на Обуховском заводе по приёмке и испытанию береговой и корабельной артиллерии флота. В чине генерал-майора он вышел в отставку и после этого продолжал работать на том же заводе в должности инженера. Василий Иванович Колчак был высокообразованным человеком и большим специалистом не только в области морской артиллерии, но и горного дела, получил звание техника после окончания Горного института.

Мать Александра Васильевича Колчака – Ольга Ильинична происходила из дворянской семьи.

Начальное образование будущий адмирал российского флота получил дома, занимался с отцом, имевшим большие познания в области математики и техники. Занятия с отцом привили Александру Колчаку интерес к точным наукам и технике, а так же к военно-морскому делу и флоту. С раннего детства он проявлял большую любознательность и интерес ко всему окружающему, с чем ему приходилось соприкасаться, с чем сталкивался его пытливый ум. У него была прекрасная память, и всё что он читал, наблюдал и изучал, хорошо и надолго запоминал. Проживая вместе с родителями на Обуховском заводе, он часто посещал цех, где изготовлялись морские орудия, и заинтересовался технологией их изготовления. Рабочие охотно беседовали с юношей, и даже обучали его работе на токарных станках.

В возрасте около десяти лет Александр Колчак поступил в классическую гимназию, где проучился три года, и после этого в сентябре 1888 года по предложению, отца, которое совпадало с его личным желанием, он поступил в Морской кадетский корпус, чтобы стать, так же как и отец, морским офицером и посвятить свою жизнь служению отечественному военно-морскому флоту. В кадетском корпусе обратил на себя общее внимание. Его товарищ по корпусу позднее писал: «Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз… серьёзностью мыслей и поступков внушал нам, мальчишкам глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нём силу, которой не возможно неповиноваться; чувствовали, что этот человек, за которым нужно беспрекословно следовать. Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушали нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак».

Глубокие знания Колчака, приобретённые в Морском корпусе, явились результатом его серьёзной и целеустремлённой самостоятельной работы. Он много времени проводил в библиотеках, изучая не только рекомендованную преподавателями учебную литературу, но и обширную дополнительную и главным образом научную, стремясь расширить свои знания в области военно-морских наук (военная история, артиллерийское и минное дело); с большим увлечением изучал географическую литературу и труды по гидрологии полярных морей. Его мечтой стало проникновение в высокие полярные широты и достижения Южного полюса.

В 1894 году окончил Морской кадетский корпус, был удостоен первой премии адмирала Рикорда, но решительно отказался от неё в пользу своего товарища, которого считал способнее себя.

2. Офицер и путешественник.

В возрасте 19 лет он получил первый офицерский чин мичмана и был назначен в Петербургский 7-й флотский экипаж, где ему пришлось заниматься в основном строевой подготовкой новобранцев, призванных служить во флот. В экипаже он пробыл несколько месяцев, после чего был назначен на только что построенный броненосный крейсер «Рюрик», на котором в должности младшего штурмана в 1895 году совершил поход во Владивосток.

Во Владивостоке перешёл служить на крейсер «Крейсер» в должности вахтенного начальника. На этом корабле он проплавал в водах Тихого океана до 1899 года, а за тем на нём же совершил переход в Кронштадт в качестве старшего штурмана. За отличную службу Колчак был произведён в лейтенанты.

Находясь в Питере, Александр Васильевич получил приглашение от Российской академии наук принять участие в Северной полярной экспедиции барона Эдуарда Васильевича Толя, которая была запланирована на 1900 год, в качестве гидролога, а также исполнять обязанности второго магнитолога на исследовательском корабле. После прохождения подготовки в Петербургской физической обсерватории и в Норвегии – у знаменитого исследователя Арктики Ф. Нансена. Русская полярная экспедиция летом 1900 года отправилась из Кронштадта на шахуне «Заря», снаряжённой Академией наук. Толь мечтал открыть новые острова, найти и нанести на карту Землю Санникова. В мае 1901 года во время зимовки «Зари» на западном побережье Таймырского полуострова, Толь и Колчак за 41 день совершили 500-киллометровый маршрут на собачьих упряжках. Сдержанный Толь назвал Колчака «лучшим офицером экспедиции». Одному из островов, открытых в таймырском заливе Карского моря, по предложению Толя было присвоено имя Колчака (только в 1939 году, как бы спохватившись, остров переименовали, дав ему имя Расторгуева).

Весной 1902 года Толь с небольшой группой решил пробиться как можно дальше на север, опять же на собачьих упряжках. Группа ушла и пропала. Когда экспедиция вернулась в Петербург, колчак выразил готовность снова идти во льды на шлюпках, а затем на собаках, чтобы разыскать следы группы Толя. В августе 1903 года после долгих поисков Колчак и его спутники добрались до земли Бенетта, нашли склады, заранее оставленные для Толя, нетронутыми. Стало ясно: Толь погиб. После экспедиции у Колчака появился хронический ревматизм, который в дальнейшем не раз укладывал офицера в койку. За организацию полярной экспедиции по поиску Толя, Александр Васильевич был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

Когда Колчак прибыл в Иркутск, пришло известие о войне. Как офицер российского флота он считал, что его место на войне, и решил как можно скорее попасть на место военных действий. С этой целью он направил телеграмму в Академию наук и Морское министерство с просьбой отчислить его из академии и разрешить отправиться на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Разрешение было получено, и Колчак выехал в Иркутск, где его ждали отец и невеста, приехавшие повидаться с ним. Здесь он обвенчался с Софьей Фёдоровной Омировой, которая стала официальной женой, и после этого отправился в Порт-Артур, где размешался штаб русского Тихоокеанского флота.

Осенью 1904 года Колчак перешёл в крепость командовать 120-мм и 47-мм морскими батареями вооружённого сектора Скалистых гор. Будучи командиром батарей морских орудий, он неоднократно вместе со своими матросами и солдатами участвовал в вылазках, отражая ожесточенные атаки наседавших японцев. В должности командира артиллерийской батареи он сражался с японцами до последнего дня обороны Порт-Артура. А когда порт пал, направлен в госпиталь с острым приступом суставного ревматизма, оттуда эвакуирован японцами в Нагасаки. В конце апреля 1905 отправлен через Америку в Россию. За отличие и храбрость в этой войне он был награждён двумя орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени и Золотым оружием с надписью «За храбрость».

Колчак, как непосредственный участник русско-японской войны, умный и очень способный офицер, извлёк из опыта этой войны немало полезных для своей последующеё деятельности уроков, относящихся к строительству военно-морского флота и подготовке его к боевым действиям на море. Острое желание исправить серьёзные ошибки, допущенные руководством российского флота при подготовке к войне с Японией и в ходе этой трагической для русского флота войны, стало главным направлением его деятельности после её окончания.

В 1906 году в Петербурге при морской академии по инициативе группы молодых офицеров, среди которых был лейтенант Колчак, с разрешения Морского министерства был создан на добровольных началах военно-морской кружок. Руководителем этого кружка вскоре стал Александр Колчак, который, не смотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди офицеров флота как боевой офицер и заслуженный учёный, исследователь Арктики.

Весной 1906 года члены военно-морского кружка направили морскому министру докладную записку, в которой весьма убедительно обосновывалась необходимость создания в России Морского Генерального штаба как высшего органа оперативно-стратегического управления российским флотом. Морской министр, согласившись с аргументацией кружковцев, доложили её царю вместе с разработанным ими проектом организации Морского Генерального штаба. Николай ΙΙ согласился с доводами молодых офицеров флота, и в апреле 1906 года в России был создан Морской Генеральный штаб.

21 декабря 1907 года с обстоятельным докладом на тему, «Какой нужен России флот» на заседании военно-морского кружка при морской академии выступил колчак. Он исторически обосновал необходимость для России, как крупной морской державы, иметь сильный военно-морской флот, способный надёжно защитить её морские границы. В своём докладе Колчак считал линейные корабли – главной силой флота.

Точка зрения Колчака соответствовала официальным взглядам Морского генерального штаба и нашла свое практическое отражение в кораблестроительных программах Российского военно-морского флота.

Доклад, прочитанный Колчаком, произвёл сильное впечатление на членов кружка и приглашённых гостей, и по их просьбе морской министр И.М. Диков разрешил Колчаку выступить с этим докладом перед различными общественными организациями, имевшими отношение к флоту. Голос молодого и талантливого офицера, представителя Морского Генерального штаба, прозвучал в петербургском клубе общественных деятелей, в кронштадтском обществе офицеров флота, в обществе ревнителей военных знаний и даже на заседании в Государственной думе, где бы не вступал Колчак со своими докладами, он производил сильное впечатление на слушателей своей убеждённостью, логичностью мысли, ясностью изложения материала и убедительностью приведённых доказательств в виде исторических примеров и параллелей. Даже явные скептики, прослушав выступление молодого офицера и учёного, меняли своё отношение к флоту и после этого начинали поддерживать идею его возрождения.

Вокруг разработанной Морским Генеральным штабом программы, представленной в Морское министерство, развернулась непонятная "мышиная" возня. Под различными предлогами руководители Морского министерства не давали программе хода. Немалую роль в интригах вокруг программы играли адмиралы, заседавшие в Главном Морском штабе и всячески мешавшие работе молодых талантливых офицеров, усилиями которых и была разработана эта программа.

Бесконечные проволочки с кораблестроительной программой, не позволявшие начинать постройку новых кораблей, крайне необходимых для флота, возмущали многих офицеров Морского Генерального штаба, особенно тех, кто над ней трудился. К числу таких офицеров относился и капитан 2-го ранга А.В. Колчак, больше всех поработавший над ее составлением и обоснованием. В знак протеста он решил уйти из Морского Генерального штаба и вообще с военно-морской службы и целиком посвятить себя научной деятельности в Академии наук, где его хорошо знали как крупного и авторитетного специалиста в области гидрологии полярных морей.

Отойдя от активной деятельности в Морском Генеральном штабе, но, оставаясь на военно-морской службе, он занялся преподавательской деятельностью в Морской академии и подготовкой к проведению новых полярных экспедиций по линии Академии наук.

Сам А.В. Колчак не учился в Морской академии и не имел академического образования, но благодаря постоянному и целеустремленному самообразованию после окончания Морского корпуса его знания в области военно-морских дисциплин, особенно оперативно-тактических, и практический опыт, полученный в этой области, были настолько обширными и глубокими, что командование Морской академии сочло полезным пригласить его на должность профессора. Для молодого офицера было весьма лестно получить это приглашение, и он дал свое согласие.

По предложению начальника Главного гидрографического управления, известного полярного исследователя генерал-лейтенанта А. И. Велькицкого Колчак приступил к подготовке экспедиции по изучению возможности прохода судов вдоль побережья Сибири из Тихого в Атлантический океан.

После окончания строительства Колчак в марте 1909 года был назначен командиром "Вайгача", командование "Таймыром" было поручено тоже морскому офицеру – опытному полярнику Ф. А. Матисену. В 1909 году оба корабля совершили переход из Петербурга во Владивосток через Средиземное море и Суэцкий канал.

Зимой 1911 года Колчак вернулся в Петербург и сразу же занялся кораблестроительной программой, которая благодаря энергичным действиям нового морского министра адмирала И. К. Григоровича в 1911 году, наконец, была утверждена. По этой программе были заложены десятки новых кораблей, предназначенных для Балтийского и Черноморского флотов, но все они оказались на стапелях, когда разразилась первая мировая война.

Когда А.В. Колчак завершил свою работу над составлением кораблестроительной программы и разработкой оперативного плана развертывания Балтийского флота на случай войны с Германией, он в 1912 году получил приглашение от командующего морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н. О. Эссена перейти служить в Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части. Колчак охотно принял предложение Эссена и, получив разрешение морского министра адмирала И. К. Григоровича, в апреле 1912 года перешел служить в Балтийский флот.

В марте 1914 года Колчак был произведен в капитаны 1-го ранга и целиком переключился на выполнение своих основных обязанностей по должности начальника оперативного отделения штаба командующего Балтийским флотом.

31 июля 1914 года, накануне объявления Германией войны России, отряд минных заградителей под прикрытием эскадры выставил на центральной позиции свыше 2,100 мин, поставленных в 8 линий в течение 4 часов. Это была прекрасная и вовремя выполненная операция. Командующий флотом и его помощник по оперативной части Колчак, как участники русско-японской войны, прекрасно помнили, к каким последствиям привело внезапное нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре, и сделали все для того, чтобы не допустить ничего подобного в случае внезапного нападения германского флота на русскую эскадру в Финском заливе.

Таким образом, начавшаяся 1 августа 1914 года первая мировая война не застала русский Балтийский флот врасплох, как это было в русско-японскую войну.

Находясь в Балтийском флоте, Колчак исполнял различные штабные и командные должности. Руководил оперативным отделением штаба флота, командовал эскадренным миноносцем и минной дивизией, возглавлял крупное оперативное соединение флота – морские силы Рижского залива. Руководил и принимал личное участие в боевых действиях флота при решении им различных задач, проявив себя в высшей степени храбрым и решительным офицером, не боявшимся ответственности за принятые решения. Это был человек, который не останавливался ни перед какими преградами и трудностями ради достижения намеченной цели. За отличие по руководству боевыми действиями кораблей и соединений и проявленную при этом храбрость в бою А. В. Колчак был награжден несколькими боевыми орденами, в том числе высшим – Георгиевским крестом 4-й степени.

Черноморский флот на третьем году войны (начало июля 1916 года) в лице вице-адмирала А.В. Колчака получил хорошо подготовленного во всех отношениях командующего, способного решить стоявшие перед флотом задачи.

Прибыв в Севастополь и приняв дела у Эбергарда, Колчак довольно быстро разобрался в обстановке на театре и выработал план действий Черноморского флота по решению возложенных на него задач. А обстановка здесь летом 1916 года сложилась довольно напряженная. Германские крейсера продолжали выходить из Босфора и обстреливать русские порты и побережье на Чёрном море.

Вступив в командование Черноморским флотом, вице-адмирал А.В. Колчак сразу же дал почувствовать противнику, да и своим подчиненным, что он не собирается отсиживаться в Севастополе, как его предшественник, а будет самым решительным образом вести борьбу с германскими крейсерами, подводными лодками и перевозками противника и надежно защищать свои морские сообщения.

Под его командованием Черноморский флот добился наибольших успехов за все время войны и внес ощутимый вклад в развитие военно-морского искусства, особенно в таких областях, как выполнение блокады проливной зоны, действия по нарушению коммуникаций противника, организация противолодочной обороны на театре и совместные действия армии и флота. За достигнутые успехи в руководстве боевой деятельностью Черноморского флота в кампанию 1916 года вице-адмирал А. В. Колчак был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени с мечами.

3. Революция.

Революционные события на Черноморском флоте нарастали настолько стремительно, что Колчаку со всем его авторитетом как командующему флотом затормозить, а тем более приостановить этот процесс не удалось. В одном из своих частных писем Колчак писал: "За 11 месяцев моего командования я выполнил главную задачу. Я осуществил полное господство на море, ликвидировав деятельность даже неприятельских подлодок". И это действительно так. Однако то, что было под силу выдающемуся флотоводцу в войне на море, оказалось ему не под силу в борьбе с революционными матросскими массами, которые устали от войны и хотели как можно скорее покончить с ней. Но этого не хотели Временное правительство и их командующий вице-адмирал Колчак. Поэтому на митингах и собраниях они потребовали отстранения вице-адмирала А.В. Колчака и его начальника штаба контр-адмирала М.И. Смирнова от занимаемых должностей, а всему офицерскому составу флота предложили сдать свое личное оружие. Затем произошел конфликт Колчака с Севастопольским советом, заявившим о намерении контролировать приказы командующего флотом. Колчак такое принять не мог. Расстроенный Колчак, вернувшись на свой флагманский корабль "Георгий Победоносец", собрал на верхней палубе команду и вновь попытался убедить матросов в том, что их требования приведут к гибели флота и России, а что касается своего личного оружия, то он им никогда его не отдаст.

Стоя на мостике флагманского корабля, он демонстративно бросил адмиральскую саблю в море, сложив с себя полномочия, которые ни с кем не собирался делить.

После этой излишне артистической демонстрации он оставил свой пост командующего Черноморским флотом и уехал в Петроград для доклада Временному правительству о неповиновении ему Черноморского флота. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский принял его отставку, и Колчак, не возвращаясь в Севастополь, по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Черном морях в первую мировую войну. По пути следования в Америку он остановился в Лондоне, где имел встречу и вел беседы с первым лордом адмиралтейства (морским министром) адмиралом Джеллико и другими высокопоставленными адмиралами английского флота.

Покинув Лондон, Колчак на английском корабле под охраной миноносцев отправился в США. Там он провел около двух месяцев: побывал в американских военно-морских училищах, участвовал в маневрах американского флота... В октябре настал срок возвращаться. 16 октября Колчака принял президент США Вильсон, а 20-го он выехал в Сан-Франциско, откуда уходил во Владивосток японский пароход "Карио-Мару". Перед самым отъездом Колчак получил телеграмму из Петрограда с предложением выставить свою кандидатуру в Учредительное собрание от Кадетской партии. Он согласился. А вскоре пришло сообщение: большевики, совершив переворот в Петрограде, взяли власть. Тем не менее, Колчак возвращается в Россию. Уже в Японии он узнал, что большевики ведут переговоры с Германией о мире, и расценил сей шаг как предательство интересов России, в которой отныне не видел себе места. Он подает прошение принять его на английскую военную службу и получает назначение на Месопотамский фронт. Колчак обратился к английскому послу: "Я желаю служить Его Величеству королю Великобритании, так как Его задача - победа над Германией - единственный путь к благу не только Его страны, но и моей Родины". Судьба, однако, готовила ему совсем иное…

4. Верховный правитель.

На Дальнем Востоке концентрировались русские антибольшевистские силы, поддерживаемые бывшими союзниками России. И в Англии, видимо, решили: Колчак - именно та фигура, которая может их возглавить. В апреле 1918 года он прибыл в Харбин. Но добиться единства действий русских не удавалось: слишком амбициозными были русские политики, генералы и атаманы. Да и каждый из союзников (англичане, французы, американцы, японцы) вел здесь свою политическую игру. Колчак уехал в Японию и вернулся на Дальний Восток только в сентябре того же года, когда политическая обстановка в России круто изменилась: летом 1918 года власть большевиков на огромной территории от Волги до Приморья была свергнута. Это произошло с помощью Чехословацкого корпуса. Возникшие здесь эсеровские правительства в конце сентября объединились. Избранная Всероссийская директория во главе с эсером Н. Д. Авксентьевым обосновалась в Омске. Туда же вскоре прибыл и Колчак. Однако, не намеревался оставаться в Омске. Он стремился на юг России, в Добровольческую армию, к генералу Алексееву. Омские политические деятели и военные уговаривают Колчака остаться в Сибири, принять пост военного министра правительства Директории. И Колчак не уехал. Адмирал, далекий от политики, лучше, чем многие другие, разглядел оскал красного террора: "Идет не только партийная распря, ослабляющая собирания страны, но и длится гражданская война, где гибнут в братоубийственной бойне тысячи полезных сил, которые могли бы принести Родине громадные и неоценимые услуги... Только уничтожение большевизма может создать условия спокойной жизни, о чем так исстрадалась русская земля, только после выполнения этой тяжелой задачи мы все может снова подумать о правильном устройстве всей нашей державной государственности".

Много позже, в белой эмиграции, высказывались мнения, что шаг оказался ошибочным: Колчак осенью 1918 года не представлял собой ту силу, которая требовалась Гражданской войне и борьбе с большевизмом. Тогдашний Колчак - полководец и особенно политик - действительно мало соответствовал той огромной роли, которую должен был играть.

Колчак заявил о своей цели - искоренение большевизма по всей России. Когда это произойдет, он созовет Национальное, или Учредительное, собрание. Но, конечно, не то, которое "запело Интернационал и было разогнано матросом". Кстати, судьба членов этого Учредительного собрания сложилась, пожалуй, более трагически, чем при большевиках: учредиловцы подвергались гонениям, а некоторые из них, арестованные в Омске, в декабре 1918 года были бессудно расстреляны на берегу Иртыша. Произошло это злодейство не по приказу Колчака, а явилось "самодеятельностью" определенной части офицерства. Свершившаяся трагедия еще и еще раз подтвердила, что в тех условиях, в которых пребывала тогда Россия, ни о какой демократии не могло идти даже речи.

По мере успехов армий Колчака, а они, достигнув Урала, уже подходили к Волге, почти все региональные белые правительства признали его Верховным правителем России. В Омске с нетерпением ждали, когда Колчака официально признают антантовские союзники. Но признания так и не последовало. Военное счастье изменило Колчаку: на своем Восточном фронте красные начали успешно наступать. Этим воспользовались временщики и просто бесчестные люди. Их было немало в окружении адмирала, да и в Омске правила мафия хищников и коррупционеров. "Людей, - в отчаянии взывал к окружению Колчак, - дайте, дайте мне людей!"

Колчак потерпел поражение. Его армия была разгромлена.

5. Орест и расстрел.

В ноябре 1919 года правительство, а за ним и Колчак покинули Омск. Но когда поезд Верховного правителя подходил к Иркутску, оказалось, что город уже в руках Политцентра - органа, совместно созданного эсерами, меньшевиками и большевиками. Чехи и союзники стремились теперь только к одному: поскорее эвакуироваться из России...

По соглашению, заключенному между представителями союзников и Политцентра, Колчак и находившийся при нем золотой запас были переданы Политцентру, а он, со своей стороны, обязался обеспечивать движение союзных и чешских эшелонов на восток. В окружении Колчака возник план ухода в Монголию. Но уходить, как оказалось, было не с кем: личный конвой "таял" на глазах. Последнее, что оставалось, - переодеться в солдатскую шинель и затеряться в одном из чешских эшелонов. Колчак отверг такой план.

Постановление о расстреле адмирала вынес Иркутский политцентр, который состоял из эсеров и меньшевиков. В феврале к городу стремительно продвигалась 30-я дивизия Красной армии. Возможно, чтобы сохранить себе жизнь и показать, что они не с Колчаком, члены политцентра вынесли свое решение. Возможно, боялись, что Колчака освободят остатки дивизии Каппеля, которые вели бои недалеко от Иркутска.

Охрану в тюрьме, где сидел Колчак, сменили за день до его расстрела. Дело было рано утром. В камеру к Колчаку пришли ровно в четыре часа и сказали, что есть постановление местного революционного комитета о том, чтобы его расстрелять. Он спокойно спросил: "Что, без суда?" Ему ответили, что без суда. Потом оставили адмирала в камере, а сами пошли к председателю его правительства Пепеляеву. Тот, когда узнал о казни, сразу бросился на колени и стал просить прощения, умолять о пощаде.
Сначала вывели из камеры Пепеляева, потом вывели Колчака и повели их на Ушаковку. В пятидесяти метрах от тюрьмы была прорубь, где обычно полоскали белье. Из семи сопровождавших Колчака только один был с карабином. Он освободил прорубь ото льда. Колчак все время оставался спокойным, не сказал ни одного слова. Его подвели к проруби и предложили встать на колени. Адмирал молча бросил шинель на меху около проруби и выполнил требование. Все это время он смотрел на небо в сторону севера, где ярко горела звезда. Мне кажется, что Колчак смотрел на полярную звезду и думал о чем-то своем. Приговор, конечно, никому не зачитывали. Самый главный у них сказал: "Давай так шлепнем — что церемонию разводить?"

Сначала расстреляли Колчака. К его затылку все семь человек приставили револьверы. Солуянов так испугался, что при нажатии на спусковой крючок закрыл глаза. Когда после выстрелов открыл их, то увидел, как шинель уходила под воду. Второго расстреляли немного позже. Потом все вернулись в тюрьму и уже там составили протокол, расписав казнь поминутно.

6. Сплетни о Колчаке.

«КОЛЧАК - КРОВАВЫЙ ДИКТАТОР»

Мы привыкли смотреть на историю Гражданской войны глазами «победителей». Белый террор - неизменная черта хрестоматийных злодеев советских фильмов о революции. Мы попытались снять «красный» фильтр во взгляде на историю, но не для того, чтобы заменить его «белым». Массовые злодеяния, действительные или мнимые, которые приписываются лично Колчаку, были неизбежным проявлением Гражданской войны, самой жестокой и кровавой из всех возможных войн на Земле.

Александр Колчак, как глава государства, Верховный Правитель России, занимался решением стратегических военных вопросов (фронт и армия), а также установлением законов для жизни внутри страны.

Стоит обратить внимание на то, как Колчак поступил с арестованными членами Уфимской Директории в 1918 г, после того как возглавил Правительство России. Всем им, по приказу Адмирала, были выданы деньги, и под охраной небольшого британского отряда они были отправлены за границу.

Когда случился Октябрьский переворот, Колчак находился в Америке с российской военной миссией. О заключении Брестского мира он узнал по дороге на Родину и воспринял это известие как катастрофу. Он писал Анне Тимирёвой: «За позорный Брестский мир Россия заплатит страшной ценой… Потеряно все для чего я служил: родина, армия».

В отчаянии он обратился к английскому правительству с просьбой зачислить его рядовым на месопотамский фронт. Но русский посол в Пекине уговорил Колчака возглавить военное формирование, охранявшее китайскую военную железную дорогу. Впоследствии эти военизированные подразделения стали базой для формирования Белой Армии в Сибири.

После военного переворота и низложения Директории, Совет Министров предложил ему возглавить правительство России. Колчак отказался в пользу главнокомандующего вооруженными силами Болдырева. Но Совет Министров повторно единогласно проголосовал за него. Так, в ноябре 1918 г. Колчак был объявлен Верховным Правителем России.

«КОЛЧАК - КОКАИНИСТ»

Во время арктической научно-исследовательской экспедиции, Колчак провалился под лед. Как следствие, у него развилось тяжелое заболевание – суставной ревматизм. Единственно возможным способом снять страшные боли, во время острых приступов болезни в то время был морфий. Вспомнил об этом французский генерал Жаннен, конфликтовавший с Адмиралом во все время его правления. При жизни Колчака никаких упоминаний о кокаине – самом модном наркотике революционных лет – не было.

Существует миф о том, что по дороге на казнь Колчак напевал романс «Гори, гори, моя звезда». Но по свидетельству непосредственных исполнителей приговора, осуществлявших расстрел – председателя иркутского Ревкома Чудновского – Колчак ничего ни до, ни во время казни не пел. Иных документальных свидетельств очевидцев этой казни не существует. Также не имеет документального подтверждения легенда о том, что Колчак сам командовал своим расстрелом.

Во многих сибирских городах под Рождество жители делали ледяные скульптуры. Эта традиция существует до сих пор. В конце 1919-го года, под Рождество, в Иркутске – тыловом городе белой армии – горожане занимались традиционной подготовкой к праздникам, возводя фигуры изо льда.

Адмирала Колчака казнили на реке Ушаковке под Иркутском 7 февраля 1920 года - вскоре после праздника Крещения. Его тело могло быть сброшено в крещенскую прорубь, которая называется Иордань и вырубается во льду в форме креста. Разумеется, к созданию этой проруби атеисты-большевики не имели никакого отношения; прорубь была вырублена ранее - к Крещенским праздникам – монахами Знаменского монастыря.


Актуальность и личная оценка деятельности.

Попытаюсь предположить, о том, на сколько велика роль Колчака в науке и российской истории.

На мой взгляд в российской истории начала 20 века трудно найти фигуру более яркую и неоднозначную, чем Колчак. Если историческая и политическая деятельность по-прежнему может разносторонне обсуждаться и нуждается в подробном исследовании, то его роль, как учённого исследователь Арктики вряд ли способна вызывать противоречивые оценки. Но, увы, и сейчас она по-прежнему недооценена и малоизвестна. Особую актуальность приобретают его арктические исследования в связи с тем, что на международной арене сейчас ведётся активная борьба за передел территорий Северного Ледовитого океана.

Роль Колчака, как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны так же заслуживает внимания. Он много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота и его усовершенствования. Во-вторых, Александр Васильевич внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые им знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во время Великой Отечественной, которой могло бы не быть при ином исходе Первой мировой, и, может быть (не дай Бог), пригодятся ещё.

Не малые споры вызывала и вызывает деятельность, как политик. Да, адмирал абсолютно не был политиком. Однако он принял на себя должность Верховного правителя с диктаторскими полномочиями. У него не было политической программы, Колчак совершенно не умел быть дипломатом, был внушаемым и доверчивым человеком, а это губительно и в более простые исторические периоды. Кроме того, адмирал был человеком долга и чести – для политика это совсем не положительные качества. Но наивно предполагать в нём демократа – в его устремлениях отчётливо видна отчётливая авторитарность. При этом адмирал был очень ранимым и неуверенным в себе. Это становится, очевидно, когда читаешь его личную переписку с Анной Васильевной Тимирёвой. Так же понимаешь, каких усилий ему стоило, как он сам говорил, «принять крест этой власти». Колчак прекрасно осознавал, на что он идёт, и предчувствовал, чем для него всё это может закончиться. Но не мог бросить свою страну, родину, отчизну. Даже только за это его нужно уважать и не ставить на нём клеймо врага народа, ведь он так много делал, чтобы люди могли «спать спокойно». Многие этого не до оценивают, и по-моему мнению, сильно обманываются, ведь современность возвращается к истокам, а вот людей погибших уже не вернёшь…

Колчак ценил жизнь каждого «подопечного», пусть даже жертвуя своей. Эту черту его характера подчёркивают очень много поступков, но мне больше всего запомнился его поступок, совершённый уже перед самым арестом. Предчувствуя чем всё закончится, он сам распустил свой конвой. Сам приказал людям уходить в Монголию. Сам объяснил почему не может идти с ними: без Колчака офицеры никого не интересую; если с ними не будет белого адмирала, никто не станет их разыскивать, и они спасутся. Корабль идёт ко дну с капитаном, но команда может сесть в шлюпки. Хотя опять же этот жест многие не до оценили, ведь их побег уже был спланирован майором Кровак и начальником колчаковской охраны Удинцевым. Так ужасно осознавать, что его предали люди, которым он доверил свою жизнь. Именно предательство и помешало ему добиться своей цели: освободить Россию от коммунистов.

Изучая поставленную тему, я боялась, что разочаруюсь в Колчаке и потеряю его идеальный образ в своих мыслях. К счастью этого не случилось и с радостью признаю этого человека своим идеалом.


Авксентьев Николай Дмитриевич (16 ноября 1878, Пенза — 4 марта1943, Нью-Йорк) — русский политический деятель.

Керенский Александр Фёдорович (22 апреля (4 мая) 1881, Симбирск — 11 июня1970, Нью-Йорк), видный российский политический и общественный деятель; министр, затем министр-председательВременного правительства (1917), дворянин (c 1885).

Николай II Александрович - российский император, царствовавший с 21 октября (2 ноября) 1894 года по 2 марта (15 марта) 1917 года. Из династии Романовых, сын и преемник Александра III.

Пепеляев Анатолий Николаевич (1891 — 1938) — российский военачальник. Участник Первой мировой войны и Гражданской войны на Восточном фронте. Белогвардеец. Отличился взятием Перми24.12.1918 и походом на Якутск в 1922—1923.

Смирнов Михаил Иванович (1880—1940) — флотоводец, контр-адмирал (1918). Михаил Смирнов родился 18 июня 1880 года. Учился в Морском кадетском корпусе, окончил его в 1899 году. В 1900 году Михаил Иванович становится младшим флаг-офицером штаба начальника Эскадры Тихого океана. В 1906 году становится офицером Морского Генерального штаба, служит там до 1909 года включительно. В 1910—1911 гг. Михаил Иванович служил на линкоре «Слава», затем в 1911—1912 гг на «Пантелеймоне». Михаил Смирнов известен как автор статей и воспоминаний об адмирале А. В. Колчаке.

Т оль Эдуард Васильевич (барон) - зоолог, геолог и путешественник (1858-1902г.г.)

Тимирев Сергей Николаевич, р. 1875г. Офицер Гвардейского экипажа. Контр-адмирал, начальник 1-й бригады крейсеров Балтийского флота. В белых войсках Восточного фронта; с 3 мая 1918 г. во Владивостоке, 23 ноября 1918 г. — 15 августа 1919 г. помощник Верховного Главнокомандующего по морской части, с ноября 1918 г. — весной 1919 г. командующий морскими силами на Дальнем Востоке.).Умер 31 мая (13 июня) 1932 г. в Шанхае.

Эссен Николай Оттович (1860-1915) адмирал (1913). 1893-97 служил на Тихом океане, в 1897-1902 - на Средиземноморской эскадре. С 1902 на Д. Востоке, участник рус.-япон. войны 1904-05. По возвращении из плена назначен ком. 20-го флотского экипажа и зав. Стратегич. частью воен.-мор. ученого отдела Гл. мор. штаба. В 1906-07 командовал Отрядом минных крейсеров на Балтике. В 1907 причислен к Свите Е. И. В. В 1908 командовал 1-й минной дивизией (сформирована из отряда минных крейсеров), с осени того же года - нач. Соединенных отрядов. В 1909-14 руководил боевой подготовкой Балт. флота. С нач. 1-й мировой войны 1914-18 командовал Балт. флотом.


1. Дроков С.В. Александр Васильевич Колчак // Вопросы истории. 1991, № 1

2. Богданов К.А. Адмирал Колчак: Биографическая повесть-хроника. СПб, 1993

3. Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность. Ростов-на-Дону, 1998

4. Раков В.В. Колчак и Учредительное собрание // Проблемы социально-гуманитарных дисциплин. Курск, 2000

6. Лавров В.В. Адмирал А. В. Колчак: (Из крымского периода) // Черноморский Флот в судьбе России. Симферополь, 2000

7. Краснов В.Г. Колчак. И жизнь, и смерть за Россию: В 2 кн. М., 2000

8. Чайковский Ю.В. Лейтенант Колчак и русская полярная экспедиция // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2001, № 4

9. Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, Верховный правитель России. М., 2002

10. Смирнов М. И. Адмирал Александр Васильевич Корчак(кратки биографический) Париж, 1930

11. Официальный сайт города Иркутск, статья «Александр Колчак как символ поражения белой Сибири» Семёна Полоцкого из газеты «Байкальские вести» от 27.10.2004

12. Официальный сайт города Иркутск, статья «В деле о реабилитации адмирала Колчака появились новые обстоятельства» Сергея Карамаева из газеты «Байкальские вести» от 07.12.2004

13. Официальный сайт фильма «Адмиралъ».


Верховный Правитель и Верховный Главнокомандующий адмирал

А. В. Колчак