Главная              Рефераты - История

Святая Инквизиция - реферат

Святая инквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле — «розыски», «расследование», «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

История создания

Раннее христианство и христианская церковь страдали как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

Начиная со II века, христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (греч. ὀρθοδοξία — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις — выбор; подразумевается, что ошибочный).

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.[1]

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.[2]

В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры» (лат. Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Цели и средства

Пытки, применяемые к обвиняемым в ереси. Гравюра 1508 года.

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Судебная процедура

VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.[3]

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.[3]

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.[4]

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

додоминиканский (преследования еретиков до XII века);

доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.);

испанская инквизиция.

В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями её государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI века против протестантизма.

Жертвы инквизиции. Критика

В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает:

«Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <…> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь-епископ, Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство, прославил свое правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600».[6]

Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди исповедующие лютеранство обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:

«Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов — 28.

Горожан, состоятельных людей — 100.

Мальчиков, девочек и малых детей — 34.

«Среди ведьм, — говорит Райт, — были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены», во время других brande, или сожжений. «Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.».[7]

Профессор Д. В. Дрейпер в книге «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет:

«Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек. Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств инквизиции»[8].

Понятие и классификация

Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.

Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.

Административная дееспособность - это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.

Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.

Субъекты административного права:

I. Индивидуальные

1. Граждане

· Граждане

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом:

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

Административно-правовой статус гражданина Ук определяется объемом и

характером админи правосубъектности, которую составляют

ад правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность — это признание законом за гражданином

фактической возможности яв субъектом административного права, иметь

пра и обязанности административно-правового характера. Административная

правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем

устанавливается и изме с помощью административно-правовых норм. Она

подтверждается документами о гражданстве — паспор гражданина Украины, а

для лиц до 16 лет — свиде о рождении.

Правоспособность не может быть ограниченной или отчужденной, от нее

невозможно отказаться доброволь (поскольку такой отказ не имеет

юридической силы). Правоспособность человека создает юридическое поня­ти

личности и гражданина. Только в случаях, преду уголовным или

административным зако, гражданин может быть лишен какой-ли­б

части административной правоспособности — права перемещения, лишения

родительских прав и т.п.

Административная дееспособность граждан являет второй составной частью

административной право. При этом административная

правоспо является основой административной дееспособ граждан,

поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные права и

обязанности.

Административная дееспособность — это признанная законодательством

способность граждан своими дейст приобретать и осуществлять права и

выполнять обязанности административно-правового характера. Гра­ждани

считается полностью дееспособным при дости 18-летнего возраста. Вместе

с тем и при дости 16-летнего возраста у гражданина возникает

ад дееспособность: получение паспорта и соблюдение правил

паспортной системы, охрана приро и т.п. В некоторых случаях

административная дее может наступить и до достижения челове­ко

16-летнего возраста (право на труд).

Права и обязанности граждан можно условно разде на две группы: 2)

указывающие на положение че в социальной структуре государства; они

связы не с моментом рождения, а с достижением определенного возраста

(избирательное право, право и обя воинской службы) — так называемые

устав права; б) позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права —

личные, социально-экономические;

они называются адекватными. Права и обязанности обе групп в совокупности

создают понятие — правосубъектность.

2. Граждане как субъекты административного права .

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства

правовое регулирование положения личности,человека должно занимать

центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих

органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества , его членов.

Высшая цель государства и права ,как средства реализации государством своих

задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана

порядка и безопасности лиц его составляющих.

Различают субъект административного права и субъект административного

правоотношения.Субъекты административного права определяются в нормах права

как вообще граждане, общественные объединения , государственные

организации, не государственные организации , предприятия учреждения ,

трудовые коллективы.Они могут в течение длительного времени не вступать ни

с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их

субъектами.

Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных

правоотношений- это конкретные участники , стороны правоотношения,

наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и

способные их осуществлять.

Субъекты административного права могут стать субъектами

административных правоотношений, если имеются три условия:

1. Административно-правовая норма, предусматривающая права , обязанности

субъекта:

2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:

3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношени

( юридический ) факт.

Главной особенностью граждан как участников административных

правоотношений является то ,что оно выступают в качестве частных лиц, то

есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере

исполнительной власти а не права государственных или не государственных

организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения

между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно -

властными полномочиями , могут складываться в связи :

1.С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере

исполнительной власти ;

2.С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной

власти;

3.С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

4.С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами

прав и законных интересов граждан.

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений

Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.

Предприятия и учреждения различаются по назначению.

В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

Учреждение является некоммерческой организацией, выполняющей социально-культурные или административно-политические функции. Учреждениями создаются ценности, в общем, непроизводственного характера.

Предприятия могут быть унитарными или корпоративными; частными, государственными или коммунальными; иметь разную организационно-правовую форму. Различаются предприятия также отраслевой принадлежностью (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, торговли и т. п.).

В Украине могут действовать предприятия таких видов:

— частное предприятие, основанное на собственности физического лица;

— коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;

— хозяйственное общество;

— предприятие, основанное на собственности объединения граждан;

— коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины;

— государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.

Учреждения могут быть государственными, коммунальными.

Казенные предприятия являются новой категорией для украинского законодательства. Особенностью этого вида предприятий является, во-первых, то, что оно имеет имущество на праве оперативного управления, а не полного хозяйственного ведения, как другие государственные предприятия. Распоряжаться основными фондами казенное предприятие может лишь с разрешения органа управления соответствующим имуществом. Кроме того, управление предприятием осуществляют соответствующие органы исполнительной власти. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия осуществляется по решению Кабинета Министров Украины, который, вдобавок, утверждает устав и назначает руководителя такого предприятия.

Основанием для преобразования государственного предприятия в казенное является наличие одного из условий:

— предприятие осуществляет деятельность, которая отнесена к исключительной государственной деятельности,

— больше 50% продукции такого предприятия потребляет государство,

— предприятие является субъектом природных монополий. Предприятия на добровольных основах могут объединять свою

производственную, научную, коммерческую и другую деятельность и создавать хозяйственные объединения: ассоциации, корпорации, концерны и консорциумы.

Новый Гражданский кодекс устанавливает несколько иные виды юридических лиц, при этом предприятие среди них прямо не упоминается.

Так, юридическим лицом является организация, созданная путем объединения лиц и/или имущества, которая наделяется правоспособностью и может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо может быть создано одним лицом, если это не запрещено законом.

Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридические лица частного права и юридические лица публичного права.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов.

Юридическое лицо публичного права создается распорядительным способом органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым и органом местного самоуправления.

Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений, в других формах, установленных законом.

Обществом, в соответствии с новым Гражданским кодексом Украины, является организация, созданная путем объединения лиц (участников), которые имеют право участия в этом обществе.

Учреждением по Гражданскому кодексу является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями) путем объединения (выделения) имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.

Общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками, могут быть организованы только как хозяйственные общества (акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, полное общество и коммандитное общество) или производственные кооперативы.

Хозяйственными обществами признаются юридические лица с разделенным на доли уставным капиталом.

Хозяйственные общества могут быть созданы в форме полного общества, коммандитного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерного общества.

Участниками хозяйственных обществ могут быть юридические и физические лица.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственное общество (за исключением полного и коммандитного обществ) может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество) признается зависимым хозяйственным обществом, если другому (преобладающему) хозяйственному обществу принадлежат 20 или больше процентов уставного капитала, (в случае акционерных обществ 20 или больше процентов простых акций) первого хозяйственного общества.

Хозяйственное общество, которое приобрело или иным образом получило 20 или более процентов уставного фонда общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, или 20 или больше процентов простых акций акционерного общества, обязано сделать достоянием гласности эту информацию в порядке, предусмотренном законом.

Полным признается общество, участники которого (полные участники) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и отвечают по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Коммандитным признается общество, в котором вместе с участниками, осуществляющими от лица общества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам общества всем своим имуществом (полными участниками), есть один или несколько участников (вкладчиков, коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм их вкладов, и не принимают участия в деятельности общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на части определенных уставом размеров.

К обществам с дополнительной ответственностью относятся учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на части, размер которых определен уставом.

Акционерным является общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных предприятий, определяются законами и иными нормативно-правовыми актами о приватизации государственных предприятий.

Акционерное общество, проводящее открытую подписку на акции, обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, сведения о прибылях и убытках, а также иную информацию, предусмотренную законом.

Акционерное общество может быть создано юридическими и физическими лицами.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или может состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны быть зарегистрированы и подлежат опубликованию.

.

Иностранные граждане по своему правовому статусу несущественно отличаются от лиц без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов уже, чем у граждан Украины, но по общему правилу они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Украины. Отличия связаны с отсутствием гражданства у рассматриваемой категории лиц, которое является важнейшим компонентом административно-правового статуса лица.

Правосубъектность этих лиц возникает с момента прибытия в Украину и завершается со времени оставления ее территории.

Административно-правовой статус иностранных граждан регламентируется Законом Украины от 4 февраля 1994 г. «О правовом статусе иностранцев», а также международными соглашениями. Статус лиц, которые не имеют гражданства, но находятся на территории Украины, определяется законодательством Украины.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства обязательными являются нормы Конституции и других законов Украины, общеобязательные правила, которые касаются охраны природы, санитарии, пожарной безопасности, общественного порядка, пользования транспортными средствами, въезда и выезда. Вместе с тем эти лица не пользуются частью прав и обязанностей, которые составляют группу исключительных прав и обязанностей граждан Украины (избирательное право, право иметь паспорт гражданина Украины и др.).

В целом основные ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства сводятся к таким: 1) они не могут занимать некоторые должности (Президента Украины, судьи, пребывать в должности в составе морских и воздушных экипажей и др.); 2) они не имеют доступа к должностям государственных служащих, деятельность которых связана в том числе с государственной тайной; 3) эти лица не могут служить в Вооруженных Силах Украины; 4) для иностранных граждан и лиц без гражданства допускаются ограничения в передвижении или нахождении в отдельных местах; 5) для них установлены отдельные правила паспортного режима, поступления в учебные заведения и т.п.; 6) для иностранных граждан и лиц без гражданства установлена особая административная деликтоспособность.