Главная              Рефераты - История

Реформы Петра I цели, содержание, последствия - курсовая работа

Введение.

Первая четверть XVII века – важная эпоха в российской истории, когда произошли существенные сдвиги в жизни, экономике, развитии производительных сил, государственном строе и культуре России. Но особенно значительные изменения наметились в международных отношениях. Именно в этот период Россия вошла в число сильнейших держав Европы. Конечно, в XVII веке и даже до начала XVIII века, начиная примерно со второй половины XV века, Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и постепенно все более привлекало внимание сначала соседних, а затем и более отдаленных государств. Но вплоть до начала XVIII века, до Петра I, сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими.

Эпоха петровских преобразований неоднократно привлекала внимание исследователей. Еще в дореволюционной историогра­фии сложилось два противоположных взгляда на причины и ре­зультаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. Действительно, достаточно ясно прослеживается связь многих явлений экономической и социально-политической жизни страны конца XVII в. с петровскими преобразованиями. Необхо­димость преобразований диктовалась прежде всего потребностью преодолеть экономическую отсталость страны, нужно было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

1. Россия на рубеже XVII - XVIII вв. Предпосылки петровских преобразований.

Личность Петра I можно по праву отнести к ярким историческим деятелям мирового масштаба. Пётр I родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. При царе Алексее в царском семействе образовались два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Нарышкина с сыном и родней.

Царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив наследников престола. По общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван, но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным, поэтому не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так, что сразу после его смерти патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра I. Но таким образом права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми решительными среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский, против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

Через неделю после начала бунта, 23 мая, победители потребовали от

правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя, по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи (1682 – 1689 гг.), ограничивалось присутствием на торжественных церемониях.

С 1689 г. Петр стал самостоятель­ным правителем безо всякой видимой опеки над ним. Обдумывая пути коренных перемен в жизни страны, направления России по пути европейской цивилизации, Петр понял, что может опираться на опыт отца, по­скольку в период его правления были подготовлены мно­гие из тех резких перемен в жизни страны, которые в дальнейшем он предпринял.

Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. Было решено овла­деть Азовом — турецкой крепостью в устье Дона. В 1695 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка воо­ружения, слабой выучки, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота Азов не удалось взять. Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энер­гией принялся за строительство флота, вдвое была увеличена су­хопутная армия.

С целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение Рос­сии и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано так называемое "великое посольство". Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами, получить представ­ление об их образе жизни. Весной 1697 г. посольство из 250 человек двинулось в путь. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова нахо­дился сам Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской держа­вой Европы, и Англию. Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, парламент и обсерваторию. В ходе "великого посольства" Петр убедился, что сложилась бла­гоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Первые нововведения Петра начались сразу после возвращения "Великого посольства" из-за границы.

Прежде чем рассматривать цели и содержание реформ Петра Великого, следует ознакомиться с положением России на рубеже 17-18 вв.

На протяжении XVII в. в истории России произошли боль­шие перемены, которые касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно рас­ширилась – потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. В состав Рос­сии вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запо­рожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кав­казу и Казахстану.

XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значитель­ным укреплением феодальной земельной собственности. Но­вая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огром­ные вотчинные богатства. В результате массовой раздачи прави­тельством России земли увеличилось землевладение дво­рян. Россия в XVII в. была феодальной страной, в ко­торой господствовала феодальная собственность на землю, являвшаяся основой общественного строя.

Господствующим классом в XVII в. были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчин­ники. Этот класс в этот период начал приобретать сослов­ную замкнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое к этому времени посте­пенно начинало изживать прежнее деление на многочис­ленные категории. Происходит укрепление феодально-крепостнического строя, по существу оформляется обще­государственная система крепостного права.

В этих условиях особое значение приобретает разви­тие торговли в самом широком смысле этого слова. В Рос­сии образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами. Руководите­лями и хозяевами этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось из-за отсутствия выхода к морям, засилья в стране иностранного капитала: английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки России. Вывоз товаров из России и ввоз в нее были сосредоточены вначале в руках англичан, а затем голландцев.

В эти же годы в стране то и дело вспыхивали восстания, в частности достаточно мощное Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667 г. повел крестьян на Волгу. После крестьянской войны в России был осуществлен ряд важных государственных мероприятий, в числе кото­рых переход к системе подворного обложения, преобразо­вания в армии и др.

Таким образом, накануне петровских преобразований Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для независимости русского государства. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран. Русское войско в основном состояло из отсталого дворянского ополчения и плохо вооруженных и обученных стрельцов. Не отвечал потребностям страны и сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия. Отставание Руси отмечалось и в области духовной культуры – в народные массы просвещение практически не проникало, и даже в правящих кругах было немало необразованных и вовсе неграмотных людей.

Конечно, к этом времени в истории страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии – возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля. В последней четверти XVII в. в политическом строе Рос­сии отчетливо проявляются тенденции оформления абсолю­тизма.

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представи­тельной монархии, как Земские соборы; в эволюции при­казной системы, а также состава Боярской думы; в расши­рении участия различных слоев населения в государствен­ном аппарате, и, наконец, в победном исходе для царской вла­сти ее соперничества с властью церковной.

Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборно­го начала. Власть в уездах сосредоточилась в руках во­евод, заменивших всех должностных лиц земских выбор­ных органов.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютиз­му создавала церковь, которая по-прежнему претендовала на большую власть. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры. Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, т.к. только таким путем она могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Реформы Петра были его личным делом, беспримерно насильственным, но необходимым. Основной движущей силой петровских реформ стала война. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии.

С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.

Главное отличие Петровских реформ состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Преобразования первой четверти 18 века позволили России сделать определенный шаг вперед, было покончено с политической и экономической изоляцией, Россия стала великой европейской державой.

2. Реформы Петра I: цели, содержание, последствия.

Преобразования Петра I начались на рубеже двух веков и продолжа­лись до его смерти в 1725 году. В своей реформаторской деятельности Петр I опирал­ся на европейский опыт, но действовал исходя из практических потребностей, не имея строгой систе­мы и программы преобразований.

Преобразования в экономической сфере. В Петровскую эпоху совершила гигантский скачок российская экономика, и, прежде всего, промышленность. Целью Петра I было создать новую промышленность быстро и на высоком уровне, чтобы ее продукция могла конкурировать с западными образцами.

Петр начал с создания тяжелой промышленности — металлургии, горного дела, кораблестроения. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше Англии и занимала ведущее место по производству ме­талла. Рост производства металла был обусловлен также Северной войной. Наряду с существовавшими еще в XVII в. заводами в районе Тулы, Каширы и Калуги возникли ме­таллургические мануфактуры в Карелии (Петрозаводск и др.), поблизости с театром военных действий, а затем и на Урале. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. Крупней­шими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Каменск-Уральский, Нижне-Тагильский, Екатерин­бургский и др. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружейные заводы в Сестрорецке и в Олонецком крае.

В центре страны наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли про­мышленности, которые также работали в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский су­конный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные

ма­нуфактуры в Воронеже, Казани, на Украине.

В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производ­ства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, произ­водство бумаги (в Петербурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Образование цехов, с одной стороны, отражало подъем ремесла на более высокий уровень, но, с другой, цеховая замкнутость препятствовала вступлению в них русских горожан и крестьян и тем самым тормозила развитие мелкотоварного производства

Происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. С самого начала крупного мануфактурного строительства, при недостатке рабочих рук, особенно на Урале и в Карелии, к заводам стали приписывать крестьян, которые свои подати государству платили не деньгами, а отрабатывали на заводах по установленным расценкам – приписные крестьяне. Указом 1736 г. такие работники закреплялись за заводами навечно, их можно было продать лишь вместе с ними. Позднее такие работники слились с посессионными крестьянами.

Положение крестьян было очень тяжелым. Они работали по 12-14 часов в сутки, заработная плата была очень маленькой. За малейшие провинности следовали жестокие наказания. Насилие и принуждение с первых шагов становления российской промышленности превращались в сильнейший тормоз ее развития.

Обеспечение огромного бюрократического аппарата, который получал жалование из государственного бюджета, создание и содержание армии требовали огромных финансовых затрат. Появилась государственная роспись доходов и расходов. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства – примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год. При Петре неизмеримо выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей (в 4-5 раз). Косвенными налогами облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, право носить бороды. Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, особые приметы, которые заменяли фотографии.

Таким образом, особенностью развития русской промышленно­сти первой половины XVIII в. было широкое использование фео­дально-зависимого, несвободного труда. Русская мануфактура, особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и сукон­ная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой тяжелой, в том числе военной, промышленностью. По выплавке чугуна она вышла на третье место в Европе, начала продавать высококачественное железо за рубеж, хотя еще в конце 17 в. ввозила его.

Преобразования в социальной сфере. Смысл и цель социальной политики Петра заключались в юридическом оформлении прав сословий, укреплении класса феодалов в государстве. Созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в лич­ную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время холопы по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра заметило таких холопов и облагало их наравне с кре­стьянами государственными податями. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону. Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. Смешение крестьян и холопов произошло не на осно­вании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра.

Результаты проведенной переписи населения позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все "вольные гулящие люди" были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали. Помещичьи и монастырские крестьяне платили в казну 74 ко­пейки в год. Черносошные крестьяне, ясашные — нерусское на­селение, вносившее оброк мехами, и однодворцы — мелкие слу­жилые люди южных окраин страны, — платили налог на 40 коп. больше, чем владельческие, т.е. один руб. 14 коп. Эта категория населения получила название государственных крестьян. Если

частновладельческие крестьяне несли, кроме налога на государ­ство, еще помещичью барщину или оброк, то для государствен­ных крестьян 40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку.

Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные граждане делились на две группы: к первой – гильдии – принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. Нерегулярными или "подлыми" считались горожане, не имевшие собственности, "обретающиеся в наймах и черных работах". В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор нало­гов и городское благоустройство были переданы городским ма­гистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руково­дства магистратами был создан Главный магистрат. Таким обра­зом, в своей политике относительно города правительство руко­водствовалось прежде всего фискальными соображениями.

В эпоху Петра произошел и распад некогда единого сосло­вия "служилых людей" . Верхушка служилого сословия — служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" — так называемыми "однодворцами".

В 1714 г. был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дво­ряне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. Основной смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству – дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.

В 1722 г. последовало издание "Табели о рангах", разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все преды­дущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асес­сор), или офицер получал потомственное дворянство (так было до середины XIX в.). Господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Итак, обзор сословных реформ показывает, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холоп­ством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили право самоуправления и некото­рые привилегии. Внешние формы общественных отноше­ний очень изменились, но, по сути, общественный строй остался старым. Государство сохранило свой земледельче­ский и военный характер, дворянство — свое высокое ад­министративное и экономи-ческое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладель­ца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала да­леко не главная роль в развитии народного хозяйства.

Административные реформы Петра. Эти реформы развивались без строгой системы, путем частных нововведений в цент­ральном и местном управлении.

Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия, членов которой Петр назвал министрами и жестко контролировал.

Образцом для реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта – привлекательным для Петра был принцип камерализма, на котором была построена шведская государственная система:

1) это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения.

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат.

В своем наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Под ведением Сената стоял ряд центральных учрежде­ний, известных под названием коллегий; они были учреж­дены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Кол­легии заменили собой старые приказы. С учреждением Се­ната, мало-помалу присваивавшего себе функции главней­ших приказов, эти последние заменялись «столами» Сената, мелкие же приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Вместо полусотни при­казов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, бы­ло учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго опре­деленной отраслью управления: Коллегия иностранных дел — внешними отношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегия — расходами государства, Вотчин­ная — дворянским землевладением, Юстиц-Коллегия – судебными делами, Ревизион-коллегия – финансовым контролем, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Также действовали Преображенский приказ (поли­тический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из пре­зидента, вице-президента, советников, асессоров и 2 сек­ретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.

Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, мы видим, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали кол­легиальный строй своим личным влиянием и наделе заме­няли иногда коллегиальную деятельность единоличной.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. раздели­ли на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую. Азовскую и Си­бирскую. Позднее губерний стало 11.

Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния зани­мала огромную территорию и делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, де­лились на уезды. Во главе крупных провинций стояли губернаторы, а во главе остальных – воеводы.

Таким образом, сложилась единая для всей страны администра­тивно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены «доли» и должности ландратов, провинции делились на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией. Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

Для исполнения контрольной функции при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах. Функции полицейского надзора вменялись и в обязанность генерал-прокурора, чья должность была учреждена в 1722 году. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обя­занную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 года введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты.

В результате преобразований России удалось сократить отставание от передовых стран Европы. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. Петр I издал "Устав о наследовании престола", по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к госу­дарственной измене.

Военные реформы. Преобразования в военной сфере занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Изменилась система набора в армию — была введена рекрутская повинность, которая означала, что крестьяне и посадские люди долж­ны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор. Солдатам предстояло служить пожизнен­но. Русская армия становилась регулярной, т.е. формиро­валась из людей, для которых армейская служба превращалась в профессию. С самого начала армия стала национальной, народной армией. В решающих битвах ее народность оказывалась важней­шим психологическим фактором. Люди шли в бой не за деньги, а защищая Родину.

Обучение стало одной из важнейших черт существова­ния петровской армии.

Впервые в Европе он ввел систему полевой подготовки, заложив хорошую основу для будущих талантливых русских полководцев — Румянцева, Суворова, Кутузова, которые так готовили солдат, чтобы в бою армия несла наименьшие потери. На Западе на вооружении передовых армий вместо фи­тильных мушкетов появились кремневые фузеи со шты­ками, ручные гранаты и многое другое. Петр немедленно использовал эти нововведения. Были введены гренадерские полки — полки гранатометчиков, полностью обновлен артиллерий­ский парк. В середине 1720-х гг. в России числилось только в полевой артиллерии более 2500 пушек. Была ликвидирована дворянская конница и образова­ны регулярные кавалерийские части. Их ядром стали дра­гунские полки, вооруженные фузеями, пистолетами и саб­лями. Русская кавалерия во время боя атаковала неприятеля с саблями или палашами в руках, а после его конфузии наносила огневой удар. Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения — кор­пуса и конную армию.

В Европе существовало линейное построение войск: расположение и в атаке, и в обороне шеренгами, стрельба плутонгами. В русской армии шеренги вели огонь с падением: выстрелив, первые шеренги падали на землю, стрельбу продолжали задние шеренги, затем передние поочередно вставали и били по наступавшему неприятелю, в то время как задние заряжа­ли ружья. Так достигалась непрерывность стрельбы. Если в западных армиях штык предназначался для обо­роны, то Петр сделал его средством атаки. С тех пор шты­ковой удар стал одним из сильнейших боевых приемов рус­ской армии.

В 1716 г. был издан «Устав воинский», вобравший в се­бя лучшее из прежних воинских наставлений и отразив­ший изменившуюся организацию, тактику и систему обу­чения русской армии. Большое внимание уделялось морально-волевым качествам русского солдата.

Заново создавался военно-морской флот. Ко времени окончания Север­ной войны только на Балтике Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фре­гатов, более 200 галер. К 1720-м гг. воды Каспийского моря бороздили около 300 военных судов. Петр ввел новшества в тактику морского боя: атаку легкими галерами линейных кораблей противника с по­следующим абордажем. Опыт создания русского флота был отражен в «Уставе морском», созданном при участии царя. К началу 1720-х гг. русские армия и флот были обеспе­чены собственными кадрами. Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и уволили тех, кто не выдержал его. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; появление целой плеяды талантливых полководцев; создание мощного военного флота; гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа. Оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. В России, в первой четверти XVIII века, сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громозд­кой пира­миды власти находился царь. Монарх был единственным источником права и имел необъятную власть.

Церковная реформа. Эпоха Пе­тра Великого в жизни русской церкви полна историческим содержанием:

- приняло новые формы отношение церкви к государству, церков­ное управление;

- эпоха характеризуется борьбой богословских взглядов;

- оживилась литературная деятельность предста­вителей церкви.

Церковная реформа сыграла важную роль в утверждении абсолютизма.

С первых же шагов своей созна­тельной жизни Петр сошелся с «еретиками немцами» и, хотя остался православным по убеждениям человеком, свободнее относился ко многим обрядностям. При патриархе Адриане, слабом и не­смелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам – Адриан действительно не мешал Пет­ру и молчал, что, в сущности, было пассивной формой оппозиции. После смерти Адриана Петр не спешил с избранием нового патриарха. Временно установился такой порядок церковного уп­равления: во главе церковной администрации стояли мес­тоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Мо­настырский приказ, со светскими лицами во главе; верхов­ным авторитетом в делах религии признавался собор ие­рархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровите­лем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде го­нимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православ­ном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов, особенно замечательны из них Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростов­ский и Феофан Прокопович, при Петре — епи­скоп Псковский, впоследствии архиепископ Новгород­ский.

Феофану и принадлежит разработка нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700— 1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие «Святейшего

Пра­вительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсег­да заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровен­но указывалось на несовершенство единоличного управле­ния патриарха, коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отно­шениях. Состав Синода по регламенту определялся так: президент, два вице-президента, четыре советника и четы­ре асессора. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; пред­ставителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инкви­зиторов. Внешняя организация Синода была, словом, взя­та с общего типа организации коллегии. Все сферы ведения и вся полнота церковной власти патриарха были присущи Синоду.

Политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патри­архов. Церковно-административная реформа Петра сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отноше­нии церкви и государства был решен в пользу последнего.

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограни­чена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские. Для суда над цер­ковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701 г. вос­становлен (закрытый в 1677 г.) Монастырский приказ со светскими судами. В таком ограничении судебной функции духовенства можно видеть тесную связь с мероприятиями Уложения 1649 г., в которых сказалась та же тенденция.

Земельные вотчины духовенства при Петре сперва подверглись строгому контролю государственной власти, а впоследствии были изъяты из хозяйственного ведения ду­ховенства. Управление ими было передано Монастырско­му приказу; они обратились как бы в государственное иму­щество, часть доходов с которого шла на содержание мона­стырей и владык. Так пробовал Петр разрешить вековой вопрос о земельных владениях духовенства на Руси. Рядом указов Петр старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям и преследовал дур­ные его элементы (бродячее духовенство). Нравственность духовенства он думал поднять образова­нием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики – при Синоде также существовало ведомство фискалов. Все это означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

Изменения в области культуры и быта. Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого. Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых и отправка русской молодежи для учебы за границу. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа. Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы – нежелавшие бриться платили налог. В 1700 г. был принят указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Долгие годы только насилием можно было поддер­живать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских. Они проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. Каждый мог заехать в дом на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, молодежь танцевала и развлекалась играми, старики ве­ли неторопливые беседы.

Перемены коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные зда­ния, мостить улицы брусчаткой, предписывал в уже сущест­вовавших городах вносить элементы правильности: доби­ваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем в Петербурге впервые в России загорелись уличные фонари.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летосчисления в России. Раньше годы исчислялись от ми­фического сотворения мира, новый год начинался 1 сентя­бря. Петр I предписал считать годы как в христианской православной Европе от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. В нее пришли ел­ка, Дед Мороз, новогодние праздники. Но для Церкви Петр разрешил сохранить старое лето­счисление. Наступили перемены в счете часов. Сутки делились от утра и до вечера, Петр же ввел европейское деление — с полудня до полуночи.

При активном участии Петра в России была введена гражданская азбука вместо устаревшей церковно­славянской, что значительно упростило книгоиздание.

Появились новые типографии. В Москве и Петербурге открылись первые общедоступные бесплатные библиотеки. В 1702 г. появилась в печати первая в России массовая газета «Ведомо­сти». В ней печатались указы, сообщения об успехах русской армии, российские и зарубежные новости. Нельзя не отметить и первые признаки чрезмерного увлечения всем иностранным. Русский язык в это время пополнился более чем четырьмя тысячами иностранных слов.

Для новой культуры были характерны светскость и «государствен­ный» характер – особенность России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение.

3 . Основные направления и цели внешней политики. Изменение геополитического положения России.

В результате петровских преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления эксплуатации народа, заплатившего крайне высокую цену за положительные результаты реформ. Все преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний.

Реформы в области культуры и быта создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Но, с другой стороны, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.
Рассмотрим в качестве оценок деятельности Петра I материалистическое и либеральное направления.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества. Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов и др.), считают, что в результате Петровских пре­обра­зо­ваний Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада (неограни­ченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический ап­па­рат, централизованная система налогов). Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.Либеральная литература (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, превращения ее в передовую державу, акцентирует внимание на формах и методах его преобразователь­ской деятельности. По ее мнению, цель Петра — сделать “Восток Западом” — не может быть оправдана теми стра­да­ниями, которые вынесла Россия при “ломке” ее устоев. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Пространство свободы су­зилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рам­ка­ми государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.В результате “слепого” заимство­­ва­ния, перене­сения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую “почву” утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии. Россия к концу царствования Петра пред­ставляла военно-полицейское государство с монополизированной кре­пост­ни­ческой экономикой. В итоге реформ были на столетия законсервированы крепостнические отношения.

С именем Петра связано превращение России в империю, евразий­скую военную державу. Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

Петр еще в 90-е гг. XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям — Черному и Балтийскому — или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг — в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы.

После «великого посольства» в Европу (1697—1698 гг.) Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главной целью стал выход к Балтийскому морю, где полностью домини­ровала Швеция. Истоки территориальных претензий России к Швеции ведут к Столбовому миру 1617 г., по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для России заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно – нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны господством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения.

Северная война (1700—1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый — с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй — с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. В ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, и Петр был вынужден приступить к спешным преобразованиям, к созданию новой регулярной армии европейского образца. Уже в 1702—1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссель­бург — Ключ-город), Ниеншанц; устье Невы оказалось в руках русских.

27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII под Полтавой. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты и 3 тыс. взяты в плен на поле Полтавской битвы. Еще 16 тыс. шведов русские пленили в ходе преследования. Полтавская победа, в результате которой была уничтожена су­хопутная армия шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь пе­решли Польша и Дания, а также Пруссия и Ганновер.

В 1710 г. от шведов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710—1713 гг., Северную войну удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.

Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720).

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эст­ляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию, получила компенсацию за Лифляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией принятия царем титула императора всероссийского. Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков — выход к морю и прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими страна­ми.

После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате шедших через прикаспийские области транзитных путей восточной торговли. В 1722—1723 гг. к России перешло западное и южное побережье Каспия, принадлежавшее ранее Персии.

Таким образом, внешняя политика России эволюционировала в сторону имперской политики.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы неотноситься к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя непризнать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировойистории.

Заключение.

Противоречивость деятельности Петра I и осуществленных им реформ в этот период определили сложность и противоречивость развития России. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам и последствиям. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

Список литературы:

1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ, Л., изд-во Лениздат , 1989.

2. История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., Высшая школа. 1996.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005.

4. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России под ред. А.С. Орлова: Учебн.пособие. – М.: Простор, 2005.

5. Платонов С.Ф. "Лекции по русской истории" 10-е изд., пересмотренное и исправленное, изд-во "Кристалл" Санкт-Петербург, 1997.