Главная              Рефераты - История

Особенности международных отношений на Древнем Востоке - реферат

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины И тысячелетия до н. э., V. увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX—VII вв. до н. э. великой Ассирийской державы. Опираясь на лучшие для своего времени вооруженные силы, ассирийские цари последовательно проводили по отношению к покоренным странам и народам политику «тяжелой дани», уничтожения селений, массовых убийств, что неизбежно вело к обнищанию, вызывало волнения и восстания. Недаром у народов Древнего Востока Ассирия именовалась «логовищем львов», а ее столица Ниневия — «городом крови». Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств, Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.—середина I тысячелетия н. э.) — это заключительные этапы существования древневосточных рабовладельческих обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI—IV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноази-атские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий — буддизм. Рабовладельческие общества Древнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европыг представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс рабовладельческих государств, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Меняется характер варварских племен, концентрирующихся по границам зоны рабовладельческих государств. В их среде решающую роль теперь играют кочевые объединения, совершающие набеги на богатых соседей. Борьба с кочевыми племенами играет большую роль в истории Средней Азии и Китая. Захватив политическую власть в земледельческих районах, кочевники становятся во главе двух крупнейших держав древнего мира — Парфянской (III в. до н. э.— III в. н. э.) и Кушанской (I—IV вв. н. э.).

Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают пшрокое распространение и в Ахеменидской державе, и в циньском Китае, и в индийской империи Маурьев. Развитие товарно-денежных отношений в ряде случаев встречает полную поддержку правительства, проводящего политику активного градостроительства, заботящегося о развитии и охране дорог и торговых путей. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.

При рассмотрении огромной зоны рабовладельческих обществ особенно ярко видны черты специфики в развитии отдельных стран, их этнических и культурных особенностей, исторических судеб. В Передней Азии поражение Персидского государства в столкновении с Грецией привело к своеобразному синтезу традиций двух регионов в форме эллинистических государственных образований, синтезу, давшему особенно плодотворные результаты в сфере культуры. Эллинистические государства в ряде случаев сравнительно скоро приобрели черты деспотической монархии. В Индии тенденции к созданию крупных государств получили реальное воплощение к середине I тысячелетия до н. э.

Приблизительно в это же время начинается интенсивный процесс создания крупного централизованного государства и в Китае с характерными чертами деспотической монархии. Специфической чертой развития Индии является общинно-кастовая система, в то время как в Китае значительную роль в общественной жизни играл традиционализм сословных рангов.

В рассматриваемую эпоху особенно отчетливыми становятся и черты кризиса традиционных форм эксплуатации рабовладельческих обществ, начинается их внутреннее перерождение. Рабовладельческая социально-экономическая формация на Древнем Востоке логически подходила к своему концу. Крушение крупнейших рабовладельческих держав — Кушан, Парфии, ханьского Китая, как и крушение Римской империи, в известной мере означало конец рабовладельческой эпохи, на смену которой шел феодализм.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками,- римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гиль-гамаше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае — вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Природные условия Передней Азии и Китая также имеют много общего. Передняя Азия и Китай находятся в полосе умеренного и субтропического климата и в противовес Индии и Египту в территориальном отношении связаны с соседними странами. Малая Азия и островной район Эгейского моря являются мостом из Передней Азии в Европу. Иранское плоскогорье и Средняя Азия открывают множество путей, ведущих в различные области Азии. Китай в географическом и в историко-культурном отношении неразрывно связан с соседними областями Азии. Пограничные районы Китая незаметно переходят в области, населённые соседними племенами.

Несмотря на огромные расстояния и на труднопроходимые районы пустынь и горных массивов, отдельные страны древнего Востока были связаны между собой целой сетью древних торговых и военных путей. Особенное значение в этом отношении имели великие речные магистрали: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Янцзыцзян и Хуанхэ. Нил соединял отдельные части Египта между собой, а весь Египет в целом — с областями тропической Африки, в частности с золотоносной Нубией, а также с районом Средиземного моря. Евфрат и Тигр соединяли отдельные части Месопотамии между собой, а всё Двуречье в целом — с районом Персидского залива, а также с Северной Сирией, с Закавказьем и с Малой Азией, причём по восточным притокам Тигра и их долинам шли пути из Месопотамии на территорию Иранского плоскогорья. Не меньшее значение имели и крупные реки Индии и Китая. Установлению экономических, политических и культурных связей между странами древнего Востока особенно способствовали караванные пути. Целый ряд важных торговых путей со времён глубокой древности шёл из Египта через Сирию в Малую Азию, в Закавказье, в Месопотамию и далее на восток, в Иран, что делало Сирию важнейшим центром скрещения различных торговых путей. Одновременно с этим из прибрежных городов Сирии и Финикии открывались морские пути, связывавшие Переднюю Азию с дельтой Нила и с островным районом Эгейского моря, в частности с крупными островами Кипром и Критом.

В результате захватнических войн, которые Египет в сей интервал успешно вел в Сирии и Нубии, расширились его границы и гораздо укрепилось государство. Обогащается царская скарбни ця, пополняется многочисленная армия рабов. В столице — Фивах — вторично широко разворачивается строительство дворцов и храмов.

Достаточно широкого развития приобрела торговля, сей важли вий причина культуры и прогресса. Китайцы вели резвую тор гивлю с Индией и странами Средней Азии Большим шов ковим путем, а также с Кореей Японией, арабскими странами — морским шелковым путем.

Наряду с сельским хозяйством, особенно в городских центрах, высокого уровня достигло развитие ремесел. В Древнем Египте сложилась высочайшая культура обработки камня, из которого и сооружали гигантские пирамиды, и делали прозрачные, как стекло, тончайшие алебастровые сосуды. В Двуречье камень, где он был величайшей редкостью, с успехом заменялся обожженной глиной; из нее же возводили здания и создавали предметы быта. Большого мастерства достигли ремесленники и художники Востока в производстве стекла, фаянса, изразцов. В собрании Эрмитажа есть несколько образцов изумительных произведений Древнего Египта из цветного стекла, украшенных животным и растительным орнаментом. В то же время поражают монументальностью сплошь покрытые изразцовой мозаикой с изображениями фантастических животных ворота богини Иштар Древнего Вавилона. Больших высот достигла на Востоке обработка металлов (прежде всего свинца, меди, золота, их различных сплавов и -- изредка -- метеоритного железа). Из меди изготовлялось оружие и орудия труда, из благородных металлов -- ювелирные изделия для знати, храмовая утварь. . О высочайшей технике мастеров по металлу можно судить хотя бы по такому знаменитому шедевру, как золотой царский шлем из г. Ура, изготовленный около 2600 г. до н. э. и, конечно, ни с чем не сравнимое золото из гробницы фараона Тутанхамона XIV в. до н. э. Однако и Египет, и Двуречье не были богаты полезными ископаемыми. Это вызвало к жизни потребность международной торговли, обмена, что способствовало развитию колесного транспорта, строительству прочных кораблей. Торговые и военные экспедиции помогали проникновению достижений речных цивилизаций на смежные земли к соседним народам. Северная Африка, Нубия, Восточное Средиземноморье, Кавказ и Иран были втянуты в сферу экономического, политического и культурного влияния этих цивилизаций.

Научная история международного права с этой точки зрения до сих пор далека от совершенства. Достаточно сослаться на примеры цивилизаций Юга Азии и Дальнего Востока, куда корнями уходят такие отрасли международного права, как посольское, договорное, морское. Так, известный индийский историк международного права профессор Т. Б. Мукерджи прослеживает международно-правовые отношения народов Индостана до рубежей III тысячелетия до н.э. (со времени цивилизации Хараппа и Мохенжо Даро).1

Хотя международное право стало складываться в эпоху рабовладения, естественная разобщенность цивилизаций и народов долгие века не благоприятствовала возникновению науки международного права как систематизированного представления об общепринятом регулировании межгосударственных отношений.

Однако это вовсе не означало, что на древнем Востоке не формировались взгляды отдельных личностей или представления тех или иных социальных групп о существовавших и развивающихся современных им правилах поведения государств или олицетворявших их властителен. В древнейшую пору в фольклоре и литературе многих народов стран Востока стали находить отражение совершенно определенные политико-правовые взгляды на международные отношения. Это было не что иное, как предпосылки науки о международном праве. Они прослеживаются уже в ведической литературе Индии (особенно в древнейших ее памятниках — четырех сборниках Веды 25—15 вв. до н. э.).

С этой точки зрения одним из важных древних писаных источников является величайший индийский эпос «Махабхарата». Этот философски-политический памятник творчества народов Индостана первого тысячелетия до н. э. содержит изложение с правовых позиций ряда миролюбивых идей,2 некоторые из которых и в наши дни весьма актуальны. Например: «Война всегда преступна: кто, убивая, не окажется убитым... кому дается победа, тому и поражение».3 В целях предотвращения войны в «Махабхарате» предлагался институт мирного решения споров. В созданном 25 веков назад древнеиндийском эпосе нашел отражение основной принцип международного права — соблюдение договорных обязательств. Призывая к мирному решению споров, авторы «Махабхараты» отмечали, что в противном случае «нарушение договоренности порождает ужасные беды».4

В значительной мере систематизированные взгляды на правила межгосударственных отношений изложил в своем знаменитом труде «Артасастра" всемирно известный индийский мыслитель древности Каутилья (IV—III вв. до н. э.). В этом классическом политологическом произведении древнего Востока содержатся весьма передовые для того времени и основанные на обобщении многовекового опыта отношений государств Индостана концепция государственного суверенитета и формы отношений зависимости, описание видов захватов территории, правил начала и ведения войны, норм дипломатии, классификация дипломатических агентств, концепция политики равновесия сил и создания союзов государств и т. д.5

Тысячелетиями складывавшийся опыт дипломатии, а также многочисленных войн привел к появлению задолго до нашей эры многих обычно правовых норм посольского права и правил ведения войн в практике народов Китая и Центральном Азии. Множество рассуждений о них содержится в хрониках и историях различных императорских династий Китая и в монгольских эпосах и хрониках.6 Включены они и в такой историко-философский памятник средневековья, как знаменитое Бабурнаме, принадлежащее перу основателя империи Великих Моголов Захир эд-Дин Мухаммад Бабура, правившего в XVI в. в Фергане, в Афганистане, а затем в Индии.7 Эти обычаи описывали и о них размышляли многие средневековые восточные энциклопедисты и историки,8 а также путешественники, посещавшие Китай и Центральную Азию.9

Эти и многие другие литературные источники-памятники, из которых можно почерпнуть сведения о становлении и развитии международного права на Востоке, еще ждут исследования со стороны историков международного права. Но одно несомненно—вследствие возникновения норм межгосударственных отношений здесь с древних времен формировалось и политико-теоретическое их восприятие и обоснование.

Поэтому современные авторы из стран Востока, пишущие о международном праве, справедливо ищут истоки его и науки о нем в доколониальном прошлом своих народов. Однако специальных исследований по истории международного права в освободившихся странах немного. В сущности это работы двух индийских авторов— X. Чатерджи (1958г.) и Т. Мукерджи (1966г.) о международном праве в древней Индии, а также араба X. Хадуала (1967г.) о влиянии ислама на развитие международного права.