Главная              Рефераты - История

Армяне-халкидонцы - реферат



План
Введение
1 История
2 Культура
3 Распространение

Список литературы

Введение

Армяне-халкидонцы, также армяне-халкидониты (арм. Հայ քաղկեդոնացիներ) — армяне, верующие греко-православных или римо-католической церквей , то есть исповедующие богословие Халкидонского собора.[1]

1. История

В V веке, по причине порожденных Халкидонским собором противоречий, Вселенская церковь была разделена на две противоборствующих партии. С одной стороны, это были халкидониты, то есть сторонники Халкидонского собора, с другой нехалкидониты, то есть противники собора и его вероопределения. Халкидониты исповедовали богословие двух природ во Христе (диофизитство), а нехалкидониты оставались верными дохалкидонскому богословию, освященному на Эфесском Вселенском соборе, исповедуя единую природу Богочеловека (миафизитство).

Последовательной сторонницей дохалкидонского (миафизитского) богословия была Армянская апостольская церковь, почему армяне, в большинстве своем, были антихалкидонитами. Однако, множество армян проживало вне канонической территории ААЦ в диаспоре и на армянских территориях, исторически, с дохристианских времен подвластных Римской империи. К таковым территориям, прежде всего, относятся Малая Армения и Каппадокия, где всегда существовали епархии церкви Византии, объединенные в Кесарийскую митрополию, впоследствии включенную в Константинопольский патриархат. Естественно, что армяне этих регионов, как подданные империи, были халкидонитами.

Кроме этого, на территориях самой Армении, периодически входивших в состав Византийской империи вследствие ее захватнической политики, проводилась насильственная халкидонизация армянского населения. Наибольшего масштаба это достигло во времена императора Маврикия (ок. 539—602), сумевшего захватить большую часть Армении. На захваченных территориях духовенство ААЦ подверглось террору и вынужденно было спасаться на территории Армении остававшейся под властью Персии. Для закрепления халкидонизма в Армении Маврикий создал армянский халкидонитский антикатоликосат в Аване. Первым и последним армянским халкидонитским антикатоликосом был Иоанн, который при изгнании византийцев из Восточной Армении, попал в плен к персам и умер в заточении [2].

Позже, с падением Византии, в связи с установлением в османской Турции системы милетов и ограничением власти греческого Константинопольского патриарха в пределах греческой общины, основная часть армян-халкидонитов, не успевших ассимилироваться с греками перешла в лоно Армянской церкви, образовав Константинопольский патриархат ААЦ, а часть перешла под власть римского папы, образовав Армянскую католическую церковь.

В XVII веке насильственному окатоличиванию подверглась восточноевропейская армянская диаспора. Крупная община Армянской апостольской церкви с духовным центром во Львове, сформировавшаяся и окрепшая под польским владычеством, как и другие православные общины Западной Украины, была принуждена к унии. К середине XX века армяне-халкидониты Западной Украины практически полностью ассимилировались с местным католическим населением, и при антирелигиозной политике в СССР перестали существовать как религиозная община. При возрождении Украинской епархии ААЦ, Львовский армянский собор был возвращен Армянской церкви.

2. Культура

Впервые научную разработку темы халкидонизма у армян и их места в восточно-христианских церквях предпринял в конце XIX - начале XX века Николай Марр. Он собрал все доступные сведения, привлекая новые источники, данные эпиграфики и археологии,выделил ряд основных этапов истории армян-халкидонцев.

Не пытаясь проследить детали, ученый отметил, что ни халкидонитство, ни антихалкидонитство среди армян не ограничивалось признанием или отрицанием решений Халкидонского Собора. Халкидонизм среди византийских и грузинских армян был, согласно Н. Марру «живучим, прогрессивным религиозно-культурным движением, одно время весьма плодотворным в деле подъема национальной умственной жизни армян.» Большое число его работ посвящены памятникам армян-халкидонитов, которые были переведены с армянского на грузинский язык. О переводческой деятельности армян-халкидонитов (на арм. с груз. и греч. языков, как с миссионерскими целями, так и для единоверцев) писали такие учёные, как Нерсес Акинян, Илья Абуладзе, Паруйр Мурадян. Отдельным представителям армян-халкидонитов из аристократических кругов обществава посвящены очерки Н. Г. Адонца, А. П. Каждана, Э. Л. Даниеляна, Р. М. Бартикяна. В ряде работ В. А. Арутюновой-Фиданян рассмотрены исторические судьбы этой группы, оказавшейся в X-XI веках в сфере политических интересов Византии, специфические черты армян-халкидонитов, обусловленные их принадлежностью к «имперской ортодоксии» и определившие линию их поведения, в частности их присутствие в составе византийской администрации в восстановленных провинциях империи, где традиционно основным населением были армяне.

3. Распространение

До геноцида армян в Турции, армяне-халкидониты в основном жили в Западной Армении. Сегодня они сохранились в незначительных по количеству армяно-католических приходах Армении, Сирии, Ливана и некоторых других стран. Халкидонитской армянской Греко-православной церкви или отдельных армянских греко-православных общин не существует. Примеров сознательного принятия армянами халкидонизма по догматико-каноническим причинам немного. Как правило, греко-православными армяне становятся в диаспоре, на канонических территориях Православных церквей византийской традиции (например в России), в местах, где нет приходов Армянской апостольской церкви. Однако, в недавно открытом ереванском Покровском храме РПЦ священниками служат православные армяне, и значительная часть паствы также состоит из армян.

Список литературы:

1. АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ

2. Епископ Езник Петросян «История Армянской Церкви»

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Армяне-халкидонцы