Главная              Рефераты - История

История г.Бухара - реферат

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………….2

1. Древняя история г.Бухара.….…………………………………………..3

2. Развитие Бухары как города……………………………………………9

  1. Бухара в годы независимости …………………………………………14
  2. Современная Бухара…….……………………………………………...17

5. Список литературы……………………………………………………..23

Введение

Узбекистан – республика древней культуры, связанной с именами Ибн-Сины (Авиценны), Бируни, Навои, Улугбека, Бабура; воплощенной в архитектурных памятниках Ташкента, Самарканда, Бухары. Бережно сохраняя её традиции, узбекский народ обогащает свою культуру духовными ценностями. Бухара по истине город-музей, известный на весь мир своими архитектурными шедеврами: многочисленными мечетями, мавзолеями, медресе. Эта насыщенность замечательными по красоте памятниками архитектуры позволяет называть Бухару городом – музеем.

Древняя История г.Бухара (Узбекистан)

Древнее поселение Бухара возникло в первых веках н. э. В VI в. оно становится столицей ранне-феодального владения Бухарского оазиса. Город Бухара (шахристан) формировался возле искусственного холма, на котором возвышалась древняя цитадель (арк). Но по мере того, как за пределами города вырастали слободы ремесленников (рабады), они вместе с шахристаном окружались оборонительной стеной. До наших дней сохранились ее остатки, относящиеся к XVI в. Многовековая история Бухары оставила на территории города следы, которые явственно проступают и поныне. Основные древние улицы и их пересечения отмечены монументальными зданиями. Величаво поднимаются над городом их красочные порталы и купола. Расстилаются многокупольными перекрытиями торговые постройки на базарных площадях. Стоит затихшая мощная громада цитадели. А над всем городом величаво возвышается минарет Калян (XII в.). Бухара хранит хотя и немногочисленные, но подлинные сокровища архитектуры домонгольского периода. К ним в первую очередь следует отнести мавзолей Саманидов, воздвигнутый в IX-X вв.

Небольшое здание мавзолея по силе художественного образа и логичности его конструктивного воплощения представляет собой монументальное произведение. Четкий кубовидный объем завершается куполом на восьмигранном барабане, окруженном снаружи узкой галерейкой с арочными проемами. Мавзолей возведен из мелкого светло-желтого кирпича. Узорная рельефная кладка выполнена с непревзойденным мастерством. Игра светотени на фасадах создает впечатление легкости и ажурности. Строительное искусство, виртуозное использование обожженного кирпича в декоре, композиция здания ставят его в ряд шедевров мировой архитектуры.

Зодчество последующего времени (XI-XII вв., правление Караханидов) было ознаменовано сооружением минарета Калян. Он был построен в 1127 г. одновременно с пятничной мечетью, к настоящему времени не сохранившейся. Мощный ствол минарета, имеющий в нижнем диаметре 9 м, слегка суживается кверху и достигает 46-метровой высоты. Наружный слой кладки выложен из шлифованного кирпича поясами геометрических узоров. На одном из них значится дата постройки. В верхней части ствол минарета окружен площадкой - открытой аркадой для провозглашения "азана" - призыва к молитве. Эта площадка использовалась также для наблюдения за вражескими войсками, и, как гласят предания, для сбрасывания с ее высоты преступников. Минарет восхищает не только своей величавостью и орнаментальной кладкой, но и тем строительным искусством, с которым он был возведен. Он простоял 800 лет и за это время не нуждался в ремонте.

За стенами Бухары и в настоящее время стоит построенная в 1119-1120 гг., на месте заброшенных парков и дворцов правителей Караханидов, мечеть Намазга. Здесь собирались жители города на молитву в большие праздники Курбан и Фитр. В XII веке была возведена лишь одна стена с молитвенной нишей (михраб), обильно декорированная геометрическим и эпиграфическим орнаментом из мелких шлифованных кирпичиков и плиток резной терракоты. В XVI в. к михрабу была пристроена открытая галерея. Очень характерен для богатой декором архитектуры XII в. южный портал мечети Магоки-Аттари, убранство которого отличается изощренностью декоративных приемов. Немногочисленные бухарские памятники XI-XII вв. свидетельствуют о блестящем строительном мастерстве зодчих того времени и их тонком искусстве орнаментации зданий. В послемонгольский период (XIII в.) в Бухаре не было крупного строительства. Оно возобновляется лишь в следующем столетии и особенно в XV-XVI вв. При Улугбеке Бухара

обогатилась зданием нового медресе (1417 г.). Здесь все характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей. Как уже отмечалось, в XVI веке после установления власти узбекской династии Шейбанидов Бухара вновь становится столицей большого среднеазиатского государства. Политическое и экономическое положение страны способствует развитию строительства. Гражданские постройки, как никогда раньше, насыщают город. Возводятся новые городские стены, остатки которых и теперь очерчивают границу разросшегося в XVI веке рабада.

Интенсивная застройка Бухары начинается с пятничной мечети. Она была возведена в XV-XVI вв. на месте старой мечети XII в., возле минарета Калян, и стала одним из самых крупных сооружений Средней Азии. Высокая глухая стена ограждает ее территорию. Двор окружен галереей со множеством мощных столбов, соединенных арками, поддерживающими около 300 куполов. В западной его стороне расположено здание самой мечети, обращенное во двор стройным порталом. Художественный эффект акцентируется на орнаментации портала и михраба мечети. Голубой купол мечети высоко поднимается над городскими постройками. По другую сторону площади, на которой стоит минарет, в 1535 -1536 гг. было построено медресе Мири-Араб. Медресе имеет традиционную для этого типа зданий планировку с внутренним двором и худжрами. В углах здания по главному фасаду помещены усыпальница и мечеть. Перекрытие усыпальницы со световым фонарем и лепными сталактитами производит впечатление необычной легкости. Медресе Мири-Араб вместе с мечетью и минаретом создает один из значительных ансамблей Бухары.

В подобном приеме "кош", т. е. парных построек, были возведены "Кош-медресе" - медресе Модари-хана (1566-1567) и медресе Абдулла-хана (1588-1590). Первое из них имеет обычную для этого типа зданий планировку, скромную отделку в интерьерах, неорнаментированные дворовые фасады. Главный фасад украшен узорами из поливных кирпичей и майоликой. В декоре более сложного по плану медресе Абдулла-хана использованы глазурованный кирпич и майоликовые плитки с характерным для времени Абдулла-хана мутным светло-зеленым тоном. В конструкциях куполов сказывается присущий XVI веку технический прогресс. Внутренний декор многих из них создает яркую впечатляющую картину.

Помимо монументальных культовых зданий город имел многочисленные небольшие мечети с легкими айванами и часто плоскими перекрытиями. Возле них располагались небольшие минареты и водоемы, окруженные тенистыми деревьями. В архитектуре подобных зданий сочетались приемы монументального зодчества с народными традициями, что придавало им особую органичность среди однотипной застройки жилых кварталов. Примером подобных зданий могут служить мечети Балянд и Ходжа-Зайнеддин (XVI в.). Айваны с деревянными перекрытиями и колоннами придают сходство этим мечетям с жилыми постройками. Расположенный вблизи мечети Ходжа-Зайнеддин водоем с каменным ступенчатым спуском к воде, водосливами в виде голов фантастических животных, зелеными насаждениями в сочетании с легким айваном - еще больше усиливает это впечатление.

Большое место в строительстве Бухары XVI века занимали гражданские постройки: торговые, караван-сараи, бани. Не являясь предметом особого художественного замысла, они выразительны четкими объемами и их конструктивным воплощением. От XVI века в Бухаре сохранилось несколько торговых построек, не потерявших своего первоначального назначения и по настоящее время. Это "таки" - купольные постройки на пересечениях улиц. Таковы Таки-Заргарон (купол ювелиров), Таки-Тильпак-Фуршон (купол продавцов головных уборов), Таки-Саррафон (купол менял). Рациональна планировка пассажа ("тима") Абдулла-хана, в котором нет проездов, и все внутреннее пространство отведено под торговые помещения.

Ослабление государства в XVII в. в связи с феодальными распрями и потерей мировых торговых связей повлекло за собой сокращение строительства. Однако в монументальной архитектуре еще сохраняются традиции предшествующего столетия. К этому времени относится один из значительных ансамблей Бухары - постройки у Ляби-хауза. Наиболее ранняя из них медресе Кукельдаш (1568-1569) - самое крупное в Средней Азии здание такого назначения. В 1620 году перед ним был вырыт водоем Ляби-хауз, облицованный крупными известняковыми плитами и окруженный деревьями. Тогда же были построены с двух сторон бассейна мечеть-ханака (мечеть с кельями для паломников) и медресе Надир-диван-беги. Таким образом, был создан ансамбль из трех зданий, объединенных водоемом. Прием "кош" был повторен также при сооружении значительной последней постройки Бухары - медресе Абдулазис-хана (1652), поставленного напротив медресе Улугбека. Несмотря на то, что оба здания по времени их возведения разделены более чем двумя столетиями, они общностью композиции составляют единый строгий архитектурный ансамбль.

Медресе Абдулазис-хана имеет традиционную, но несколько усложненную планировку. В его архитектурном убранстве широко использована изразцовая мозаика, в интерьерах - разной формы сталактиты, а в отделке стен - мраморные панели и живопись "кундаль". Обилие декора снижает художественную ценность здания, особенно в сопоставлении со сдержанным убранством и строгими формами медресе Улугбека, стоящего напротив.

В XVIII веке строительство в стране теряет прежний творческий размах и уже не поднимается до уровня выдающихся архитектурных сооружений.

Однако постройки и ансамбли Бухары сыграли значительную роль в формировании города и сохраняют ее до настоящего времени. Реставрируемые и охраняемые государством, памятники зодчества обретают вторую жизнь и входят неотъемлемой частью в облик современного города.

Развитие Бухары как города.

Бухара была известным торговым городом на Великом шелковом пути. Ее центр представляет собой сокровищницу исторических и архитектурных памятников средневековья, которые находятся под защитой государства. Правительство Узбекистана уделяет большое внимание защите и сохранению исторических зон города. В 1994 г. Бухара была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО как памятник мирового культурного наследия. В 1997 г. в Бухаре отмечался ее 2500 - летний юбилей.

Этот город может рассматриваться в качестве основы для определения индивидуальных особенностей новой национальной архитектуры Узбекистана. Ряд культурных мероприятий и международных конгрессов стал частью процесса интенсификации нового понимания роли исторических центров республики. В XX в. произошел конфликт между типично традиционной "фактурой" Старого города и различными современными урбанистическими структурами.

Бухара под властью России и в советский период. Урбанистическая структура и базовый дизайн всех домов этого периода с их принципом размещения комнат и декором берут свои корни в древних традициях Центральной Азии и демонстрируют постоянство на протяжении долгого времени. Бухара начала XIX в. - это компактный замкнутый город состоящий из цитадели, шахристана, собственно города, рабада и пригорода. В 1868 г. с распадом суверенного Бухарского эмирата начался процесс внутренних политических изменений. Первоначально военные интересы России, проявившиеся в строительстве казарм и гарнизонов, начали приобретать экономический характер. Затем начался процесс вмешательства в местную экономику, а инфраструктура торговли и бизнеса изменялась в удобном для России направлении.

На карте (Парвенов\Фенин), содержащей 500 общественных зданий, которые функционировали уже около 1900 г., нанесены такие российские военные сооружения, как гарнизоны и военные склады. Согласно письменным источникам, в городе было 365 жилых кварталов, 60 внутригородских базаров, а также 20 - около городских ворот, крупнейший из которых находился возле Самаркандских ворот. Наиболее значительный продовольственный базар располагался вокруг Регистана. Компактные базары с прилегающими караван-сараями, находящиеся на перекрестках улиц, были покрыты куполами. Некоторые из них существуют до сих пор. Непосредственная реконструкция центра города невозможна. В любом случае мы могли бы провести восстановление некоторых караван-сараев и торговых точек, которые не существуют сегодня, на основе аэрофотосъемок 1930 г., запечатлевших вытянутый по форме базар с маленькими магазинчиками и караван-сараями позади них.

В 1920 г. Бухара стала Народной республикой, и вскоре начались социалистические преобразования. До этого население Бухары в большей или меньшей степени придерживалось традиционного образа жизни. В 1929 г. был принят первый пятилетний план индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. С ускоренным процессом индустриализации и упразднением частной собственности начался поиск новых социалистических форм жилья и градостроительства. Численность населения - 70 000 человек в 1911 г., уменьшившаяся до 50 000 в 1920 г., начала расти, а город реконструировался с новым дизайном его центральной части. Внутри самого города также возникали новые структуры, которые постепенно вытесняли традиционные, хотя предпринимались попытки сочетать существующие архитектурные элементы с современными формами.

Проводилась большая работа по развитию социальной и технической инфраструктуры города, улучшению системы водоснабжения. Была построена сеть электроснабжения, появились новые улицы, старые были расширены, а узкие тупиковые проходы между домами, типичные для восточного города, сделали сквозными. Под идеологическим и политическим влиянием исторический центр города постепенно утрачивал функцию духовного и экономического центра. Открытые пространства, которые существуют и сегодня, иллюстрируют этот факт. Коммерческие здания и многие религиозные сооружения были разрушены. Новые здания и целые комплексы социалистической культуры выросли вокруг старого городского центра. В 1930 г. в Бухаре насчитывалось 82 начальные и средние школы, 10 профессионально-технических учебных заведений, в том числе педагогический институт и несколько филиалов университета. Были построены здания нового типа для общественных, административных и культурных целей, в том числе клубы, Дом Советов, библиотеки, музеи, административные здания, больницы, поликлиники. В 1924 г. была создана Русско-Бухарская кинематографическая компания.

Это направление в значительной степени было поддержано решением о придании Бухаре статуса города-музея, что нашло отражение в планировочной концепции 1976 г. Не вся историческая структура подлежала сохранению. Только отдельные исторически-значимые здания объявлялись памятниками, призванными производить впечатление на туристов, так как развитие туризма стало главной задачей для Бухары. Около 15% старой Бухары должно было находиться под защитой, а Министерство культуры Узбекистана учредило общее руководство для консервации исторических зданий. Около 35 мечетей, медресе и мавзолеев были признаны памятниками материальной культуры. На границе исторического центра города было ограничено новое строительство. Здесь были расположены новые колхозные базары, а базары с лавками и караван-сараями в старом городе были снесены. С 1960 по 1975 г. население города с 70 000 человек увеличилось до 140 000. В современной Бухаре - примерно 300 000 жителей. Строительство жилья было приоритетной задачей. В жилищном строительстве, формах жилья и типах зданий в это время превалировала рационализация и стандартизация.

В 1962 г. была сформулирована концепция нового "идеального" города, разработан план его расширения в расчете на 250 000 жителей. Город включал такие центральные элементы, как спортивные сооружения, госпиталь, торговый, административный и культурный центры. Развивались промышленные площади, строились жилые кварталы. Предполагалось развитие системы общественного транспорта, включая широкие кольцевые дороги. Расширение города определялось городской осью, ориентированной на юг. Связующим элементом вновь планируемой части города с его исторической частью являлась центральная городская площадь. Проспект шириной 150 м разделялся на полосы движения и парковые полосы пятью рядами деревьев. Он выполнял роль городского центра в непосредственной близости пересечения главных улиц. Связь между старым городом и осью новых застроек была выделена как представительская зона с доминирующим партийным зданием областного комитета и другими современными постройками административного назначения.

Расположение важных административных комплексов в юго-восточной части вдоль центрального проспекта к югу было заимствовано из более ранних проектов. Был спланирован новый центр города. Долгосрочное действие этой планировочной концепции продолжается до сих пор. Модифицированный план, сочетающий идеи 1976 и 1977 гг. был реализован. Часть из этих целевых общественных зданий является важным свидетельством узбекской архитектуры того периода. Некоторые фасады с их геометрическими формами украшены в стиле традиционных восточных орнаментов. Высокий комплекс областного исполнительного комитета доминирует над целой территорией до сегодняшнего дня. Некоторые запланированные здания заменены другими. В градостроительстве отразилось продолжительное сосуществование идеалов прошлого и настоящего, которые нелегко разделить. Базовой единицей жилых территорий социалистического города стал так называемый микрорайон - совокупность идентичных по форме жилых домов.

Предполагалось, что каждый микрорайон представляет собой жилой комплекс с определенным набором услуг сферы обслуживания. Несколько микрорайонов образовывали крупный стандартизированный жилой массив с более полным набором услуг. В Бухаре существует четыре жилых района и соответственно четыре промышленных района с населением в 40 000 человек. Жилые комплексы состоят из четырех, пятиэтажных зданий, образующих единый комплекс. К ним подведены автомобильные дороги и пешеходные тротуары, параллельные большому бульвару. Система микрорайонов обеспечивает равный доступ ко всем элементам городской инфраструктуры. Достаточно просторный тип новых районов контрастирует с плотной застройкой в историческом городе и составляет ей конкуренцию, вследствие чего исторический центр потерял свою роль.

Бухара в годы независимости.

Процесс роста окраин города и ветшание центра зашел уже далеко. Но с обретением Узбекистаном независимости и началом процессов капитализации и приватизации старые формы жилья вновь стали высоко цениться. Старый город и новые жилые районы с индивидуальной застройкой становятся все более привлекательными. Городскую сеть новых районов образуют частные участки площадью около 150 - 400 кв.м, на которых осуществляется индивидуальная застройка. В строительстве все более используются традиционные материалы. Их применение стало превалирующим после того, как были приняты во внимание климатические условия и культурные традиции области.

Эти тенденции коснулись и микрорайонов. Поскольку дома стали частной собственностью, балконы, выходящие во двор, были закрыты с целью расширения жилой площади или для большей уединенности, улицы стали более интересными, с точки зрения коммерческого использования. Что касается социальной инфраструктуры, то различные общественные здания, спортивные сооружения, клиники и административные здания сейчас реставрируются и ремонтируются. Социалистические идеалы градостроительства семидесятых трансформируются и ассимилируются современными задачами градостроительства. Небольшие здания социального, административного и культурного назначения, которые были стандартными элементами каждого микрорайона и его подрайонов, все чаще используются в коммерческих целях.

С обретением Узбекистаном независимости Бухара стала переживать переходный период. Многие факторы, среди которых и социалистическая градостроительная концепция, привели к обветшанию физической и социо-экономической структуры городского центра и оказали огромное влияние на город. Какого рода цели должны быть поставлены? Какая урбанистическая стратегия необходима для того, чтобы обеспечить, оживить и улучшить качество урбанистической структуры при новых условиях? Необходимо разработать программы и методы, позволяющие избежать полного обветшания существующих структур. В этой связи должно быть намечено возвращение изначального многофункционального характера центров. Поэтому необходимо создать стратегию управления и усилить институционную базу для того, чтобы провести структурные и функциональные изменения и улучшить экономическую ситуацию.

Такие аспекты, как защита природных ресурсов и современное развитие, также стали темой международной дискуссии. Обеспеченное существование должно быть гарантировано всем жителям. Оно должно включать экологический, социальный, культурный и экономический аспекты. Потребности современного поколения должны удовлетворяться таким образом, чтобы не ставились под угрозу шансы последующих поколений в удовлетворении их потребностей. По причинам, связанным с природными и человеческими ресурсами, поселения в свое время были адаптированы к экстремальной окружающей среде, были созданы традиционные структуры, которые должны быть сохранены и сегодня, ибо они помогут достичь непрерывного развития.

Советский период характеризовался эйфорией планирования, определенные модели градостроительства и развития города являются своеобразным феноменом социалистического города. Многие из этих моделей не лишены определенной дальновидности. Во всех пост-социалистических городах ранее привилегированные зоны потеряли свой социальный статус, и наметились сильные тенденции в сторону частного жилья для новой буржуазии в новых кварталах городов. Но по причине демографического роста и экономической ситуации в таких странах, как Узбекистан, мы видим новую трактовку социалистического жилья. В настоящее время неформальные процессы обретают почву на всех уровнях и во всех сферах города.

Наши будущие совместные исследования помогут определить, что мы можем взять из прошлого, какой урбанистический рисунок может быть трансформирован в будущий принцип урбанистического развития и в образные идеи. Как развивались города в Узбекистане в сравнении с городами восточной Европы? Понимание процессов развития и функциональных связей, точное знание и, наконец, предложение идей, касающихся новых функций старых структур в расширенных социалистических кварталах и в новых жилых зонах, могут сделать город привлекательным.

Современная г.Бухара.

Бухарский вилоят самый большой в республике, по площади уступает только Республике Каракалпакстан.

Расположен в центральной и юго-западной части Узбекистана.

В составе: 11 сельских туманов: Алатский, Бухарский, Вабкентский, Гиждуванский, Джандарский, Каганский, Караулбазарский, Каракульский, Пешкунский, Рометанский, Шофирканский; 10 городов: Бухара, Вабкент, Газли, Галаасия, Каган, Алат, Ромитан, Каракул, Караулбазар, Гиждуван; 3 поселка городского типа - Джандар, Зафарабад, Шафиркан; 107 сел.

Административный центр г. Бухара (616 км от Ташкента, 241,3 тыс. чел.).
Сельское хозяйство : хлопководство, злаковые культуры, животноводство, шелководство, фрукты и овощи.
Промышленность : текстильная, добыча и переработка нефти, природного газа, драгоценных металлов.

Территория вилоята - волнистая равнина с отдельными возвышенностями, самая высокая Тамдытау (922 м), но более 9/10 площади занято песками Кызылкум, только на юге, в низовьях Зеравшана небольшие орошаемые оазисы - Гиждуванский, Бухарский и Каракульский.

Климат пустынный, резко континентальный, с очень суровой зимой. Лето жаркое, сухое. Водные ресурсы ограничены, основные реки Зеравшан и Амударья. Из Амударьи к орошаемым оазисам проведены Аму-Бухарский и Аму-Каракульский машинные каналы. Бухарский, Гиждуванский и Каракульский оазисы специализируются на хлопководстве и шелководстве, развита переработка сельскохозяйственного сырья, и в первую очередь хлопка-сырца.

Недра достаточно богаты, но главным считается природный газ. Здесь сосредоточено большинство разведанных и освоенных запасов этого вида топлива всей республики. По добыче природного газа, полиметаллов, развитию цветной металлургии, химии вилоят лидирует, хотя плотность населения здесь самая низкая в Узбекистане, за исключением юга региона.

В хозяйственном отношении вилоят представляет собой индустриально-аграрный комплекс и располагает разноотраслевой промышленностью.
В центре Караулбазарского тумана построен крупный нефтеперерабатывающий завод. В Бухаро-Хивинской газонефтеносной провинции находится большая часть разведанных запасов природного газа Узбекистана. Вилоят является одним из крупных районов топливно-энергетической промышленности Средней Азии.

Работают предприятия строительных материалов, зерновые комбинаты, винодельческий и пивоваренный заводы, молочные комбинаты, консервный завод, кондитерско-макаронная фабрика и др.

Предприятия легкой промышленности выпускают уникальную продукцию - каракулевые смушки и изделия золотошвейной фабрики.
Функционируют более 100 государственных, 13 совместных, 1780 малых, 54 кооперативных предприятия. Среди них узбекско-греческие "Бухара-Омега-Фурс", "Ситора-Омега", узбекско-корейское "Бухорои-шариф электроник корпорейшн" (производство цветных телевизоров), узбекско-болгарское "Ситора" (производство телефонных аппаратов), узбекско-индийское "Гуфик-Ибн Сино" (производство лекарственных изделий) и др.
Сельскохозяйственное производство в целом территориально дифференцировано на два района: земледельческий юг и животноводческий север.

Ведущая отрасль - хлопководство, развито садоводство, виноградарство, шелководство. Животноводство в основном мясо-молочного производства. Предмет особой заботы животноводства - каракулевые смушки. Каракульские овцы выпасаются на пустынных пастбищах Кызылкум.

Основной вид транспорта железнодорожный (210,6 км). Протяженность автомобильных дорог - 6,6 тыс. км. Главные: Бухара-Туркменистан, Бухара-Гузар.

В вилояте 778 общеобразовательных школ, функционируют гимназии, лицеи, специализированные и музыкальные школы, 2 высших учебных заведения.
Три театра, 504 библиотеки, 265 клубов, 5 музеев; 55 больничных учреждений, 3 санатория.

Бухара - один из древних городов Средней Азии в 1997 г. отмечалось его 2500-летие. Внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО, один из туристических центров.

Это удивительный город, который с момента образования и до 1920 г. не выходил за пределы поставленной в 16в. мощной крепостной стены. Много раз за свою историю город разрушался и горел, но на его руинах возрождалась жизнь.

Уже с 10 в. Бухара известна как город с развитым ремеслом и торговлей, а с 16 в. ее хорошо знали в Европе, благодаря оживленной торговле, подкрепляемой официальными посольствами. Шумливое многолюдье прославленных бухарских базаров стало хрестоматийным представлением об этом городе. Торговля разворачивалась по центральной магистрали, по обеим сторонам которой тянулись бесчисленные мастерские и лавки. Для защиты от палящего солнца летом и холода зимой улица в большей части была покрыта куполами со световыми люками. К торговой магистрали примыкали караван-сараи, носящие имена городов и стран, откуда приехали купцы: индийский, китайский, русский, хорезмский...

Главные улицы прерывались площадями, обстроенными медресе, ханаками, мечетями.О культурной атмосфере бухарского двора 16 в., писателях, поэтах и ученых рассказано в сочинениях придворного историка Васифи. Художники Бухары того времени подарили миру великолепные собрания миниатюр, иллюстраций к рукописным спискам произведений поэтов, современных и живших в более ранние эпохи. Здесь в разные годы жили и творили Абу Али ибн Сино, Рудаки, Фирдоуси, Имам аль-Бухари, Садриддин Айни, Абдурауф Фитрат.

Бухара - город-музей, в котором сохранилось около 170 памятников архитектуры. Важнейшие из них: шедевр среднеазиатского зодчества династическая усыпальница Саманидов (кон. 9 нач. 10вв.) первый из известных мусульманских мавзолеев в Средней Азии и один из самых ранних на всем Востоке. Это первое в среднеазиатском зодчестве здание, сложенное из обожженного кирпича. Особое место в облике Бухары занимает минарет Калян (Большой минарет, 12в.) . Это самый высокий из известных архитектурных памятников Средней Азии 50 м.

Основная планировка города, сложившаяся в зависимости от рельефа местности, сохранилась до наших дней. Самое высокое место заняла укрепленная цитадель арк (сейчас здесь историко-краеведческий музей). Раскинувшаяся перед ней площадь Регистан была местом военных смотров и празднеств.

Одно из самых больших в Бухаре медресе - Кукельдаш (160 худжр). Медресе Надира-Диван-беги было задумано и построено как караван-сарай, но использовалось как медресе. Медресе Улугбека одно из самых ранних, сохранившихся до наших дней. На филенке входной двери его вырезана фраза из Корана: «Стремления к знанию обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Минарет Чор-Минор «Четыре минарета», так называется необычное сооружение 1807 г. с четырьмя высокими башнями, три из которых, полые внутри, использовались как подсобные помещения, в четвертой устроена лестница, ведущая в купольный зал, где помещалась библиотека.

Бухара в 16 в. была местом средоточения дервишей. В высоких шапках, с посохами и чашами для сбора подаяний бродили они по «святым местам». Их было много на дорогах и в городах мусульманского Востока. Поэтому в городе и вблизи от мест поклонения строились специальные сооружения с кельями для жилья и большим залом для коллективного моления. Таким сооружением является ханака Файзабад (1598/99 г.) — пристанище для странствующих дервишей.

К началу 20 в. старая часть Бухары постоянно реставрируется и продолжает оставаться интенсивно живущим городом. Новое строительство вынесено за пределы средневековой части.

Сегодняшняя Бухара - прекрасный, благоустроенный город. Проложены широкие и озелененные улицы, построены современные многоэтажные жилые районы, здания функционального назначения. Много парков и скверов.

Бухара - город преимущественно легкой и пищевой промышленности. Традиционны золотошвейное и шелкоткацкое производства. Изделия местных мастериц золотошвейные тюбетейки, художественные панно, сумочки, туфли известны далеко за пределами республики. Единственный в Узбекистане и один из крупнейших в меховой промышленности каракулевый завод выпускает каракулевые смушки черного, серого и золотистого цветов, продукция этого завода поставляется во многие зарубежные страны.

Список литературы:

1. Советский Союз. Узбекистан. Геогр. Описание в 22 томах. Отв. Ред.
Л.Н. Бабушкин. М., «Мысль», 1967. 318 с. с илл., карт. и диагр.; 9 л.
илл., 1 л. карт.

2. Страны и народы: Науч. - попул. геогр. – этногр. изд. в 20-ти т. – М.:
Мысль, 1984. – 381 с., илл., карт.