Главная              Рефераты - История

История архивного дела 20 век - курсовая работа

Введение

Роль архивных документов в деятельности государства трудно переоценить. Само их сохранение является символом государственности, не говоря уже об их чисто информационной значимости для подпитки или обоснования тех или иных государственно-значимых инициатив.

История архивного дела России насчитывает уже не одно столетие. И за такой длительный период развития архивному делу пришлось пережить как взлеты, так и падения. Несомненно, очень тяжелыми, сводящими почти на нет всё достигнутое ранее, были периоды массового уничтожения документов «за ненадобностью», в результате чего бесследно исчезали многие ценные исторические памятники.

Ученые-историки и архивисты, обеспокоенные тем, что погибают документы большого научного значения, «били тревогу», убеждали общественность в том, что без прошлого нет будущего. И, по прошествии какого-то времени, государство начинало кампанию по спасению еще уцелевших уникальных документов.

Цель курсовой работы – изучить процесс становления архивного дела в России в ХХ веке.

Задачи работы:

1. Изучить источники и литературу по данной теме.

2. Выявить этапы развития архивного дела.

3. Определить основные нормативные документы на основании которых были образованы архивы организаций и архивные учреждения.

В ходе работы нами были изучены этапы развития архивной деятельности: в советский и постсоветский периоды, архивное дело в РСФСР, архивное дело в СССР в довоенный и послевоенный периоды, архивная деятельность в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка используемой литературы.


Архивная деятельность в начале XX в.

В годы Первой мировой войны (1914—1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране.

После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь — агентурные.

Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными.

И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.

1. Архивная деятельность в советский и постсоветский периоды

Становление советской государственности.

Двадцатый век в истории нашей страны в целом и в истории отечественного архивного дела как ее составной части оказался наиболее насыщенным событиями, коренным образом повлиявшими на все стороны государственной, политической, общественной, экономической и культурной жизни. Войны, революции, смены политического строя, распад, восстановление и вновь распад единой страны — так началось и так закончилось двадцатое столетие.

В первые два десятилетия XX в. в России произошли сразу три

революции (1905- 1907 гг., Февральская и Октябрьская в 1917 г.),

результатом каждой из которых были значительные изменения не

только государственного аппарата, но и государственного строя

страны.

И если революция 1905 — 1907 гг. не привела к свержению существующего государственного строя, то результатом февральской буржуазно-демократической революции было свержение монархии, а результатом Октябрьской революции — провозглашение социалистического государства — РСФСР, а затем СССР.

Итак, 25 октября (по старому стилю) 1917 г. в истории России начался новый, советский, период истории.

Насыщенная событиями история советского периода остается за рамками главы. Основное внимание будет уделено государственному строительству, и особенно высшим и центральным органам власти, в документах которых отразилось все многообразие этого периода. Это связано с тем, что основным предметом нашего изучения является складывание в советский период государственной архивной службы, которая, собственно, и сосредоточила в своих архивохранилищах в основном «государственную» часть истории.

За пределами главы остается история ведомственных архивов, включая систему партийных архивов, так как они требуют отдельного изучения.

До начала 1918 г. государственное строительство связывалось с подготовкой Учредительного собрания России. Однако отрицание руководством РСДРП(б) и его лидером В.И. Лениным буржуазного парламентаризма как формы правления привело к разгону 7 января 1918 г. Учредительного собрания. Началось ускоренное становление новой, советской государственности.

Наряду с созданием «карающих мечей революции» — милиции, народных судов, революционных трибуналов, чрезвычайных комиссий — шел процесс создания единой системы Советов, ставших с октября 1917 г. основой государственной власти.

Напомним, что по ленинской концепции государственности коммунистическая партия являлась ведущей политической основой общества, играла руководящую роль в политической системе страны. Ее влияние от десятилетия к десятилетию все более возрастало, и, по сути, партийные органы, формально являясь общественными организациями, влияли на все стороны жизни государства и общества. Решения партии были обязательными к исполнению всеми ветвями советского государственного аппарата.

Государственные учреждения и общественные организации более семи десятилетий составляли основу политической системы СССР, служили инструментом управления обществом.

В своем развитии советский государственный аппарат прошел несколько этапов, каждому из которых была свойственна своя система высших, центральных и местных органов власти и управления.

Высшими органами с 1917 по 1922 г. являлись: Всероссийский съезд Советов — верховный орган государственной власти; Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — исполнительный орган съезда и носитель высшей власти в период между съездами; Совет Народных Комиссаров (СНК) — правительство, исполнительно-распорядительный орган управления; народные комиссариаты — центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни; Советы на местах — местные органы государственной власти и управления.

После образования в декабре 1922 г. единого союзного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР) — были созданы общесоюзные органы власти: всесоюзные съезды Советов и Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти явились республиканские съезды Советов и ЦИК. Такая система государственного управления существовала до принятия Конституции СССР 1936 г.

Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систему общесоюзных и республиканских органов власти. Прекратили свое существование Всесоюзные съезды Советов. С 1936 г. высшим общесоюзным органом государственной власти стал Верховный Совет СССР (просуществовал до 1991 г.), состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства, а СНК СССР — в Совет Министров СССР.

Характерной особенностью государственного аппарата советского периода в 20 —40-е гг., а также в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. было создание чрезвычайных (не предусмотренных Конституцией) органов, наделенных особыми полномочиями.

В конце 80-х гг. XX в. произошли важные изменения в государственном управлении СССР. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», 14 марта 1990 г. — закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». На основании этих законов была установлена но¬вая структура высших органов власти: Президент СССР — Съезд народных депутатов СССР — Верховный Совет СССР — Совет Федерации — Комитет конституционного надзора.

Таким образом, была проведена реформа политической системы СССР, остававшаяся практически неизменной с 30-х гг. XX в., однако просуществовала она недолго.

8 декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входивших в состав СССР, тайно собрались в Беловежской пуще и заявили, что СССР прекращает свое существование; соответственно была прекращена деятельность органов СССР.

Так прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик и началась история Российской Федерации, становление государственности которой в последнее десятилетие XX в. протекало весьма бурно, порой драматично

.

2.Архивное дело в РСФСР.

Все эти изменения в государственной, политической, экономической сферах неизбежно должны были отразиться и на развитии архивного дела в стране. Рассмотрим, как это было.

После Октябрьской революции 1917 г. новые органы власти в центре и на местах приняли меры по охране архивов ликвидированных учреждений царского и временного правительств.

Историческим ведомственным архивам в Москве и Петрограде были выданы специальные документы, сохранявшие за ними помещения. Из наркоматов в соответствующие по подчиненности ведомства в губерниях были направлены распоряжения, в которых предлагалось взять под охрану архивы местных учреждений, ликвидированных после установления советской власти.

2 апреля 1918 г. был создан Центральный комитет по управлению архивами. На него была возложена функция по временному управлению архивами, а также поставлена задача по разработке нормативного документа о реорганизации архивного дела в стране.

Буквально через несколько месяцев, 1 июня 1918 г., Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, который многие десятилетия был основополагающим законодательным актом в организации архивного дела в СССР1.

В декрете были заложены принципиальные изменения в организации архивного дела в стране, которые заключались в следующем: все архивы правительственных учреждений должны были быть ликвидированы как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела и документы должны были войти в Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), заведование ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом, или Главархив.

Таким образом, провозглашалась централизация архивного дела в стране.

Перед Главархивом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозка в государственные архивы; организация использования документов; контроль за сохранностью документов в учреждениях; первичная научно-техническая обработка документов, поступавших в архивы. Для проведения этой работы в Главархиве была создана инспекторская группа, в губернских городах организацией архивного дела в этот период занимались отделы народного образования.

Декрет от 1 июня 1918 г. установил составные части ЕГАФ: национализированные бывшие ведомственные исторические архивы; дела ликвидированных учреждений царского и Временного правительств; в перспективе — дела вновь организованных советских учреждений, оконченные делопроизводством и утратившие оперативное значение.

Кроме документов государственных учреждений на учет брались также материалы организаций, ликвидированных первыми декретами советского правительства.

31 марта 1919 г. СНК РСФСР издал Декрет о губернских архивных фондах (положение), юридически оформивший их создание.

Состав ЕГАФ в 1917-1918 гг. постоянно расширялся за счет национализации предприятий и отраслей промышленности, частных и акционерных банков.

По декрету о земле в (1917) и Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918) в собственность государства перешли церковные и монастырские архивы. Среди этих документов были летописи, старопечатные книги, сборники древних сочинений и сказаний – все, что представляет исключительную культурную ценность.

27 марта 1919 г. СНК РСФСР утвердил декрет «Об архивах и делах расформированной прежней армии», а 29 июля того же года – декрет «Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящихся в библиотеках и музеях. В соответствии со старым декретом все архивы и дела расформированных частей, штабов и управлений армии, относящиеся к периоду Первой мировой войны (1914-1918), должны были быть немедленно приняты на местах военными комиссарами под свою охрану.

Все вышеперечисленные документы касались истории Российской империи и Временного правительства.

Столь же серьезное внимание правительство РСФСР уделяло поступлению в ЕГАФ документов новой эпохи. В этой связи 22 апреля 1919 г. СНК РСФСР принят Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел», в котором предусматривалось ограничение хранения оконченных дел в учреждениях, профессиональных кооперативных организациях сроком до пяти лет. По истечении этого срока оконченные дела должны были поступать в соответствующее государственное хранилище. Из комплекса дел, подлежащих передаче в государственные архивы, предусматривалось выделение для уничтожения групп дел, не имевших научной или иной ценности. Однако на практике ситуация была сложнее и не всегда вписывалась в рамки закона.

Важное место в деятельности Главархива было уделено сбору материалов по истории Октябрьской революции. В 1919-1920 гг. в этой работе активно участвовали губернские архивные фонды, губернские исполнительные комитеты Российской Коммунистической партии большевиков. Специально для хранения этих материалов в 1920 г. Был создан Архив Октябрьской революции, в который стали поступать документы съездов Советов, сессий ВЦИК, Совета Народных Комиссаров и других организаций, содержащие сведения о первых годах советской власти. В АОР были также переданы материалы по истории Октябрьской революции иГражданской войны (1918-1920).

Постепенно происходило расширение и усложнение задач, стоявших перед архивным ведомством, что требовало реорганизации его управления. Поэтому 30 января 1922 г. декретом ВЦИК было утверждено Положение о Центральном архиве РСФСР. В соответствии с Положением все архивные учреждения были объединены в Центральный архив РСФСР (Центрархив), находившийся в ведении ВЦИК.

На центрархив РСФСР возлагалось общее руководство по организации архивной части и текущего делопроизводства в правительственных учреждениях РСФСР. Специальный раздел Положения был посвящен составу Единого государственного архивного фонда, который соответственно содержанию входящих ив его состав архивных материалов разделяется на секции: политическую, экономическую, юридическую, историко-культурную, военно-морскую.

Создание государственных архивов и особого органа управления архивным делом (Центраархива) подчеркивало общегосударственную значимость архивов и должно было ограничить ведомственный произвол в уничтожении документов. Такому положению в архивном деле способствовал также изданный ВЦИК в 1926г. Декрет о приведении в порядок и сдаче в Единый государственный архивный фонд архивных материалов за 1917-1921 гг. Дополнением к нему послужил Декрет СНК РСФСР от 13 марта 192 г. «О сдаче центральному архиву РСФСР архивных материалов». В нем указывалось, что помимо документов учреждений и общественных организаций дореволюционного и советского периодов, перечисленных в ранее принятых декретах, передаче в Центрархив подлежат следующие материалы: всех национализированных и муниципализированных промышленных, кредитных и торговых учреждений и предприятий за время, предшествующее национализации или муниципализации; всех учреждений Временного правительства и всех контрреволюционных правительств и организаций, претендовавших на государственную власть на территории бывшей Российской империи; церквей, монастырей, дворцов, бывшей царской фамилии и национализированных усадеб; бесхозные архивные материалы. Все учреждения и лица, фактически владевшие перечисленными в декрете материалами, обязаны были сдать их архивным органам. Значение этого документа в истории становления архивного дела в советский период и формирования государственного архивного фонда страны заключается в том, что в нем были указаны материалы (документы) всех категорий учреждений, организаций, предприятий и частных лиц, подлежащие концентрации в ЕГАФ.

Декреты Совнаркома РСФСР и ВЦИК по архивному делу имели силу только на территории Российской Федерации. Однако союзные республики в некоторых вопросах организации архивной сферы следовали опыту РСФСР. Представители органов управления архивным делом РСФСР приезжали в республики и непосредственно на месте оказывали методическую помощь.

3.Архивное дело в СССР в довоенный период.

10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР) для общего направления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию архивными фондами общесоюзного значения.

Архивными фондами общесоюзного значения были признаны:

- документы съезда Советов, Центрального Исполнительного

Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, народных

комиссариатов Союза ССР и прочих общесоюзных учреждений и

организаций;

- архивные материалы, относившиеся к Февральской револю

ции 1917 г., по установлению Советской власти на территории

Союза ССР, по истории Рабоче-Крестьянской Красной Армии и

Гражданской войны;

- архивы центральных правительственных учреждений и обще

ственных организаций, действовавших до 1917 г. В дальнейшем

состав общесоюзных фондов должен был увеличиваться. Подоб

ные решения должны были утверждаться специальными поста

новлениями ЦИК СССР.

Первоначально компетенция общесоюзного архивного органа была ограничена несколькими направлениями деятельности: учет фондов общесоюзного значения; руководство постановкой архивного дела в центральных органах СССР; согласование мероприятий республиканских ЦАУ по постановке архивной части делопроизводства в местных органах. Однако постепенно ЦАУ СССР стало развивать одно из важнейших направлений, входивших в его компетенцию, — создание архивов общесоюзного значения. Начало этому процессу было положено 7 декабря 1932 г., когда по постановлению ЦИК СССР при ЦАУ СССР был создан Центральный государственный архив звуковых записей.

Вскоре к нему был присоединен существовавший с 1926 г. Фотокиноархив. Так появился Центральный фотофонокиноархив СССР.

В 1933 г. из ведения ЦАУ РСФСР в ведение ЦАУ СССР были переданы Архив Красной Армии и Военно-исторический архив. С этого момента он стал называться Центральным архивом. В пер¬вую очередь перевод из статуса республиканских в статус общесоюзных (центральных) коснулся архивов РСФСР.

Для выполнения архивной работы, требующей специальных профессиональных знаний, необходимы были подготовленные специалисты, поэтому 3 сентября 1930 г. по постановлению ЦИК и СНК СССР был создан Институт архивоведения. К работе институт приступил с апреля 1931 г. в здании Центрархива СССР на улице 25 Октября, 15 (ныне Никольская, 15). В 1933 г. он был переименован в Историко-архивный институт, позже — в Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ), а в 1991 г. вошел в состав Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). За многие десятилетия своего существования институт подготовил квалифицированные кадры специалистов, а также внес значительный вклад в разработку научных и методических проблем истории, архивоведения, источниковедения, археографии и других дисциплин.

Помимо организации сети центральных архивов в 1930-е гг. уделялось внимание созданию сети местных архивов и ведомственному хранению документов. Так, 5 февраля 1936 г. вступило в силу Постановление ЦИК СССР и СНК СССР «Об упорядочении архивного дела в народных комиссариатах и центральных учреждениях Союза ССР». Важно отметить, что постановление содержало перечень документов и материалов, подлежащих обязательному отбору для архивного хранения.

Таким образом, в основу организации архивного дела в СССР были положены принципы централизации и недробимости архивных фондов (к сожалению, на практике принцип недробимости часто нарушался).

По Конституции 1936 г. произошли изменения в государственном аппарате СССР. Были упразднены ЦИК СССР, ЦИК союзных и автономных республик, их местные органы, в ведении которых находились архивные учреждения. С 1938 г. по постановлению Президиума Верховного Совета СССР Центральное архивное управление СССР было передано в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР.

После передачи архивного дела в ведение НКВД СССР Центральное архивное управление СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР.

В 1939 г. Центральные архивные управления союзных и автономных республик были преобразованы в архивные отделы народных комиссариатов внутренних дел этих республик, а архивные управления краев и областей – в архивные отделы управлений внутренних дел. Лишь в РСФСР не было создано республиканского архивного отдела, его функции были переданы Главному архивному управлению, что нарушело права республики.

Передача ГАУ НКВД СССР руководства всеми направлениями архивного дела создала условия для жестко централизованного управления архивной сферой через отделы НКВД союзных республик, так как архивные управления являлись их структурными подразделениями, а ГАФ РСФСР находился вместе с общесоюзными архивами в в непосредственном ведении ГАУ НКВД СССР.

В марте 1941 г. Совнаркомом СССР было утверждено Положение о Государственном архивном фонде (ГАФ) СССР и сети государственных архивов СССР. В состав ГАФ СССР были включены все документы, имеющие научное, политическое и практическое значение независимо от времени их происхождения, содержания, оформления, техники и способа воспроизведения.

По положению изменилась сеть государственных архивов. Документы высших и центральных учреждений дореволюционной России и СССР подлежали хранению в центральных архивах СССР.

Одновременно с изменениями в организации центральных архивов происходила реорганизация сети местных архивов: на базе ранее самостоятельных краевых и областных исторических архивов и архивов Октябрьской революции были созданы единые архивы – государственные архивы областей (краев).

Таким образом. В 30-е гг. 20 в. были приняты правительственные постановления об упорядочении архивного строительства в низовом звене, о создании специализированных государственных архивов, сети партархивов, а самое главное – еще большей централизации управления архивной отраслью, особенно после передачи ранее самостоятельного архивного ведомсва в систему НКВД СССР.

Однако в этом акте были как положительные, так и резко отрицательные моменты. К первым можно отнести увеличение материального обеспечения, строительство и ремонт архивохранилищ, организованное проведение частичной эвакуации архивных документов в восточные районы страны в начале 1941 г. И реэвакуация их в 1945 г.; ко вторым относятся: ликвидация самостоятельности архивной отрасли; потеря права вхождения с предложениями непосредственно в правительство; назначение на руководящие посты работников, зачастую не являвхшихся специалистами, далеких от понимания проблем архивоведения, существенное ограничение допуска исследователей к документам, что сказывалось на уменьшении объема и тематики научных исследований.

4.Архивное дело в СССР в послевоенный период

Развитие архивного дела СССР в 1940-е гг. было предопределено Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. На первый план вышли проблемы физического сохранения документального наследия страны: эвакуация, реэвакуация и последующая за этим первичная научно-техническая обработка, розыск и возвращение документов, вывезенных оккупантами.

С конца 1940-х – начала 1950-х гг. 20 в. Начинается активное выявление документов для использования их в народнохозяйственных целях: при восстановлении разрушенных предприятий, шахт, коммуникаций, электростанций, памятников архитектуры, при поиске полезных ископаемых и т.п.

После 20 съезда партии в 1956 г. Изменилась внутриполитическая ситуация в стране. Произошли преобразования и в управлении архивным делом. Важной вехой стало принятие в 1958 г. постановления Совета Министров СССР «Об утверждении положения о государственном архивном фонде СССР и сети централизованных государственных архивов СССР». В состав ГАФ были включены новые категории материалов (документы учреждений и предприятий, образованных немецко-фашистскими и другими оккупационными властями в период Великой Отечественной войны на временно захваченной территории СССР) а также материалы всех органов власти, управления и негосударственных объединений, существовавших на территории СССР до установления советской власти ( в Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии, Северной Буковине и др.).

Положение установило юридические основы деятельности ведомственных архивов, их взаимоотношения с органами управлении архивным делом, ответственность руководителей учреждений за сохранность, упорядочение и использование документов и зафиксировало сроки хранения документов в архивных учреждений.

В 1960 г. изменилась подведомственность и правовое положение Главного архивного управления: оно было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР и получило название Главного архивного управления при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее — Главархив СССР). Это способствовало либерализации доступа к архивным документам.

В течение 1960— 1962 гг. во всех союзных республиках архивные органы были переданы из ведения министерств внутренних дел в ведение советов министров республик.

28 июля 1961 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР»1.

В числе основных задач Главархива СССР было названо обеспечение сохранности документов ГАФ СССР; научное и организационно-методическое руководство государственными и ведомственными архивами и контроль за обеспечением сохранности документов, находящихся в архивах министерств и ведомств.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР утверждалась следующая сеть центральных государственных архивов СССР: Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР; Центральный государственный архив (ЦГА) народного хозяйства СССР; ЦГА Советской Армии; ЦГА Военно-Морского Флота СССР; ЦГА литературы и искусства СССР; ЦГА древних актов; ЦГА кинофотофонодокументов; Центральный государственный исторический архив СССР; Центральный государственный военно-исторический архив СССР.

5 марта 1967 г. постановлением Совета Министров СССР был создан Центральный государственный архив звукозаписей СССР.

В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

В 1976 г. в СССР был принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры»2, согласно которому архивные документы были отнесены к историческим памятникам, а на Главархив СССР возлагались обязанности использования этой категории памятников.

В развитие закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Совет Министров СССР принял ряд постановлений. В 1978 г. было обнародовано Постановление «Об улучшении организации архивного дела в центральных государственных архивах СССР»3. В нем особое внимание было уделено проблемам комплектования центральных архивов материалами общесоюзных министерств и ведомств.

4 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и Главном архивном управлении при Совете Министров СССР»1.

Это положение действовало более 10 лет — до момента распада СССР и принятия архивного законодательства Российской Федерации.

В введении к положению было дано новое толкование документальных памятников, а именно то, что они являются достоянием всего народа и, следовательно, строгое соблюдение правил охраны и использования — задача не только государства и* общественных организаций, но и каждого гражданина. Цель создания Государственного архивного фонда (ГАФ) — централизованный учет, хранение и исследование документов.

Упор, сделанный на возможности использования документов, несмотря на некоторую декларативность и реальные ограничения на практике, имел огромное значение для развития архивного дела. Смещался акцент с чисто «охранительных» тенденций к всестороннему использованию документального наследия народов СССР.

В этом правительственном акте содержалось несколько новых положений, которые еще не вошли в практику работы архивных учреждений и не имели юридического подтверждения в нормативных документах, однако важен был сам факт постановки проблемы: о создании страховых фондов на особо ценные документы не только в государственных, но и в ведомственных архивах; о привлечении к ответственности лиц, виновных в хищении, сокрытии, порче, бесхозяйственном хранении, незаконном уничтожении и купле-продаже документов; о расширении состава ГАФ СССР за счет механографических документов; об изменении сроков ведомственного хранения документов; об организации государственного учета ГАФ в учреждениях государственной архивной службы.

К положению были составлены два приложения.

В приложении № 1 закреплялась сеть центральных государственных архивов СССР, находившихся в непосредственном ведении Главного архивного управления (Главархива) при Совете Министров СССР: Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР); Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР); Центральный государственный архив Советской Армии СССР (ЦГАСА СССР); Центральный государственный архив Военно-Морского Флота СССР (ЦГАВМФ СССР); Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР); Центральный государственный архив древних актов СССР (ЦГАДА СССР); Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР); Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР); Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР (ЦГАКФД СССР); Центральный государственный архив звукозаписи СССР (ЦГАЗ СССР).

В приложении № 2 давался перечень отраслевых государственных фондов, министерств, ведомств СССР и организаций, осуществлявших государственное хранение документов ГАФ СССР. К ним были отнесены: объединение «Всесоюзный геологический фонд»; Государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды; Центральный картографо-геодезический фонд Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР; Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий Госкомитета СССР по стандартам; Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Государственного Комитета СССР по кинематографии; музеи и библиотеки Министерства культуры СССР и Академии наук СССР и союзных республик; Министерство иностранных дел СССР.

В положении были отражены новые функции государственной архивной службы: выполнять на договорных началах по заявкам учреждений ряд работ по обеспечению сохранности, упорядочению и использованию документов, созданию страхового фонда копий; осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и делопроизводством учреждений, организаций и предприятий.

Таким образом, деятельность государственной архивной службы получила правовое закрепление.

Государственная архивная служба к этому периоду имела сложившуюся устойчивую структуру и состояла из органов управления архивным делом, государственных архивов и научных учреждений.

К органам управления относилось Главное архивное управление при Совете Министров СССР, которое возглавляло государственную архивную службу СССР. Главархив СССР непосредственно и через архивные органы союзных республик ведал организацией архивного дела в стране. Общий объем документов только в государственных архивах с постоянным составом документов составлял около 173 млн дел на бумажной основе и почти 6,5 млн кинофотофонодокументов. Кроме того, существовал Архивный фонд КПСС, в состав которого входили документы партии и комсомола. Они хранились в партийных архивах, и сведения о них не поступали в органы государственной архивной службы.. Позже стало известно, что Архивный фонд КПСС насчитывает около 74 млн дел и 220 тыс. кинофотофонодокументов. Руководство архивным делом в союзных республиках осуществляли главные архивные управления при советах министров союзных республик; в автономных республиках — архивные управления при советах министров этих республик; в краях, областях и городах республиканского подчинения (Москва и Ленинград) — архивные отделы соответствующих исполкомов Советов народных депутатов.

Государственные архивы разделялись на две группы — госархивы с постоянным составом документов и госархивы с переменным составом документов (хранившие документы до передачи их в госархивы постоянного хранения).

Архивы с постоянным составом документов подразделялись на несколько категорий:

центральные государственные архивы СССР;

центральные государственные архивы союзных республик и их филиалы;

центральные государственные архивы автономных республик;

государственные архивы краев, областей (в том числе автономных) и их филиалы в ряде городов республиканского подчинения.

Архивы с переменным составом документов (райгорархив) соз¬давались в районах, республиках, краях, областях, городах, имевших развитую промышленность.

Разработку теоретических проблем и методических пособий по вопросам архивоведения и делопроизводства осуществляли такие научные учреждения, как ВНИИДАД и НИЦТД, а также вспомогательные центральные лаборатории по микрофильмированию и реставрации документов в Москве и Ленинграде.

Подобная система существовала практически неизменной более 10 лет, когда в конце 1991 г. Главархив СССР был ликвидирован как общесоюзное отраслевое ведомство. Все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.

5.Архивная деятельность в Российской Федерации.

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под юрисдикцию государственных и других архивов союзного уровня, включая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР.

В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России.

В 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России»1, законодательно оформившее ее место и роль в системе государственных учреждений Российской Федерации.

Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ.

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения. Нынешний высокий статус архивной службы страны позволяет надеяться на качественное и быстрое развитие архивной сферы. В силу уникальности своей истории Россия сконцентрировала в архивах ценнейшие исторические источники, в том числе и по истории других стран. Их всестороннее использование имеет огромное политическое, экономическое, научное и культурное значение. Архивы являются национальным богатством любой страны, основной составляющей социальной памяти общества, позволяющей проникнуть в тайны прошлого для лучшего понимания настоящего и прогнозирования будущего.

В настоящее время деятельность Архивного фонда Российской Федерации на федеральном уровне регламентируется Положением об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации (в редакциях указов от 1 апреля 1996 г. № 3460, от 1 декабря 1998 г. № 1447, от 11 ноября 2003 г. № 1365), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 290 «О Федеральном архивном агентстве» и Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Анализ законодательных актов свидетельствует о сужении полномочий Федерального архивного агентства (Росархива) в целом и о переподчинении его Министерству культуры Российской Федерации. Приказом Росархива от 9 марта 2005 г. № 17 утвержден регламент Федерального архивного агентства.


Заключение

В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие архивы понесли существенные потери, так как не были своевременно эвакуированы; сократились и без того малые ассигнования на нужды архивного дела в стране. После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Наибольший ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов.

Таким образом, хотя в дореволюционной России и сложилась значительная сеть архивов, над ними не было единого руководящего органа, все они находились в подчинении различных ведомств. Дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела, хотя подобные проекты предлагались правительству учеными.

После Великой октябрьской революции изменения в государственной, политической, экономической сферах неизбежно должны были отразиться и на развитии архивного дела в стране. После Октябрьской революции 1917 г. новые органы власти в центре и на местах приняли меры по охране архивов ликвидированных учреждений царского и временного правительств.

Таким образом, провозглашалась централизация архивного дела в стране. Перед Главархивом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозка в государственные архивы; организация использования документов; контроль за сохранностью документов в учреждениях; первичная научно-техническая обработка документов, поступавших в архивы. Для проведения этой работы в Главархиве была создана инспекторская группа, в губернских городах организацией архивного дела в этот период занимались отделы народного образования.

И все-таки, несмотря на имевшиеся недостатки в работе исторических архивов, они сыграли важную роль в сохранении наиболее ценных исторических документов, которые дошли до наших дней.
Список литературы

1.Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П. «Архивоведение»

2.Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. Архивоведение: Учебное пособие2005.

3. Давыдова Е. О чем говорят архивы // «Старшеклассник» [газета]. - № 3 (14), март 2003.

4.Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. - М.: НОРМА, 1998.

5. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель