Главная              Рефераты - История

Сравнительный анализ промышленного переворота Англия, Германия - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

По предмету: история экономики

Тема: Сравнительный анализ промышленного переворота (Англия, Германия)

Выполнила:

Студентка гр. 28 МУ

Морозова О.М.

Проверил преподаватель:

Плигина Н.А.

г. Удомля 2009 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3

1. Промышленный переворот в Англии…...…………………….. 4

2. Промышленный переворот в Германии ……………………….11

Заключение ……………………………………………………………..16

Список использованных источников …………………………………17

Введение

Экономическая история – наука относительно молодая, развивающаяся

( ей не более 100 лет), и предмет её не вполне устоялся. Более того, её даже по-разному называют: одни историей экономики, другие – экономической историей, третьи – историей народного хозяйства.

История экономики расширяет кругозор экономиста, делает его более культурным, интеллигентным и интересным человеком. Исторические факты надо знать. Ведь в истории факт имеет огромную ценность. Вряд ли неспециалист знает, что, в Великобритании в среднем на одного человека приходится меньше 1/3 гектара сельскохозяйственных земель. Тем не менее, благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых её населением.

Исторические факты, хорошо изученные, систематизированные и проанализированные, являются основанием для создания новых экономических теорий. Вот как характеризует значение истории для экономики крупный современный экономист–историк Дональд Мак-Клоски: « История, независимо от того, можно ли её использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости». Ценность истории экономики по Мак-Клоски сводится к следующему: история даёт экономисту больше информации и лучшее качество экономических фактов, так как история более открыта для исследований, чем современность.

История – стимул для воображения экономиста, она очерчивает и расширяет границы его ремесла. Экономист без исторических знаний отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженность к текущим, мелким экономическим идеям, неспособность оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам.

В своей работе я рассмотрю промышленный переворот Англии и Германии. Каждый народ живет так, как хочет жить. Когда же народы не хотят жить так, как живут, они меняют систему. Медленно или быстро, эволюционно или революционно – это другой вопрос. При всех различиях развития всё же существует всеобщий вектор общественного прогресса. Все народы и страны движутся в одном направлении, но разными путями.

1 Промышленный переворот в Англии

Мануфактурный способ – это переходный период, когда капиталистическое хозяйство «сосуществовало» с феодальным, будучи не в силах его победить. Только со второй половины 18 века капитализм одерживает решительную победу, причём рост производства с этого времени резко ускоря-ется. Я считаю, преимущество капитализма заключалось в следующим:

1 Феодалы не умели и не любили заниматься хозяйством. Профессия феодала – военное дело. Хозяйство для них – только источник доходов, которые они тратят на своё потребление. Буржуа – хозяйственник по профессии. Для него хозяйство – главное, и хозяйству он посвящает не только свою энергию, но и деньги.

2 При феодализме технический прогресс был крайне медленным, потому что классический феодализм – это натуральное хозяйство, а при нём нет стимулов к техническому прогрессу. Крестьянину незачем производить продукции больше, чем требуется для себя и феодала. При капитализме же появляется сильный стимул технического прогресса – конкуренция. Если капиталист вводит новую технику, он получает дополнительную прибыль. При этом техническая перестройка одного предприятия становится обязательной и для других: кто отстаёт в техническом плане, тот разоряется.

3 Для феодализма было характерно мелкое производство – ремесленник в городе, крестьянин в деревне. Производственной единицей в сельском хозяйстве было хозяйство крестьянина, а не феодала. Даже если крестьянин работал на барщине, он имел свои орудия труда. Феодал, в принципе, не вкладывал в производство капитал, не покупал производственного оборудования. Капитализм заменяет эти мелкие хозяйственные ячейки крупными предприятиями. А крупное производство дало возможность применять машины.

4 При феодализме крестьянин имел своё хозяйство и был экономически независим от феодала. Его можно было только силой заставить работать на феодала или отдавать часть своей продукции. Капиталисту не надо заставлять работать на него. Рабочий умрёт от голода, если не будет работать. Рабочий сам ищет себе хозяина и встаёт в очередь, если работы не хватает.

Эти преимущества капиталистического способа производства не только обеспечили его победу, но и вызвали ускорение темпов технического и экономического прогресса.

Капитализм побеждает только со второй половины 18 века. С этого времени начинается промышленный переворот – переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинам. Мануфактура с её ручным трудом ещё не может использовать все преимущества капитализма, преимущества крупного производства перед мелким. Но промышленный переворот – это не только переворот в технике, он сопровождается изменениями и в общественных отно-шениях. Увеличивая производительность труда, т.е. количество продукции на занятого работника. Если при переходе к машинам рабочий производит в 10 раз больше продукции, чем производил прежде, то его зарплата, расходы на его содержание не увеличиваются в 10 раз. Промышленный переворот завершает формирование двух классов буржуазного общества – буржуазии и рабочего класса. Если на мануфактурной стадии производства рабочий ещё мог надеяться стать хозяином, то завести оснащённую машинами фабрику на свои сбережения рабочий явно не мог. Между рабочим и капиталистом вырастает стена.

В разных странах переворот происходил в разное время, но раньше всего он произошёл в Англии. Началось с новой тогда отрасли промышленности – хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство с древности было развито в Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили в Англию, и народ их охотно раскупал, потому что они были относительно дешёвыми. Английские промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство у себя дома, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были лучше и дешевле. Перед хозяевами английских хлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать производство, чтобы снизить стоимость продукции. Эта задача была выполнена в результате серии изобретений. Как известно, текстильное производство, в том числе и хлопчатобумажное, состоит из двух операций: сначала прядильщик готовит пряжу, а потом ткачи ткут из этой пряжи ткань. В каждом из этих процессов были поочерёдно сделаны изобретения.

Началось с того, что в 30-х годах 18 века, Кэй усовершенствовал ткацкий станок – изобрёл «летучий челнок», который ударами ракеток перебрасывался с одной стороны станка на другую. Раньше это приходилось делать вручную, и ширина ткани ограничивалась шириной рук рабочего. Теперь можно было ткать более широкие ткани и делать это гораздо быстрее. Изобретение Кэя значительно ускорило работу ткачей, но теперь им стало не хватать пряжи. Недостаток пряжи вызвал её подорожание. Возникла диспропорция между двумя операциями.

После этого в результате трёх изобретений (Харгревса, Хайса и Кромп-тона) в 60-70 гг. 18 века была создана прядильная машина, которая настолько повысила производительность труда прядильщиков, что вызвало обратное несоответствие – ткачи не успевали перерабатывать изготовленную пряжу. Эта диспропорция была устранена изобретением в 80-х годах 18 века ткацкого станка Картрайта, который повысил производительность труда в 40 раз.

Плоды изобретений для изобретателей оказались горькими. Так Кэю, изобретателю «летучего челнока», промышленники отказались платить, а ткачи – ремесленники, которые боялись из-за новшества потерять работу, разгромили его дом. Харгревсу, изобретателю прялки «Дженни», также пришлось спасаться бегством – его дом тоже был разгромлен. «Мюль – машина» Кромптона вызвала у промышленников большой интерес. Они подсылали своих агентов, чтобы раскрыть секрет машины. Один из них даже пробил стену, чтобы подглядывать. У Кромптона не было денег, чтобы взять патент на своё изобретение. Он передал своё изобретение промышленникам в надежде, что те его отблагодарят, но ошибся.

С изобретением прядильных и ткацких станков переворот в хлопчато-бумажной промышленности ещё не закончился. Дело в том, что машина состоит из двух частей: рабочей машины (машины – орудия) и двигателя, который приводит в движение эту рабочую машину. Промышленная революция началась с машины – орудия. Если до этого рабочий мог работать только одним веретеном, то машина могла вращать много веретён, вследствии чего увеличилась производительность труда. Но человек – слишком несовершенный двигатель. Он слаб и нуждается в большом расходе на своё содержание. Чтобы приводить в действие прядильные и ткацкие станки, требовалось более дешёвая и мощная сила. Сначала прибегали к паллиативу, используя силу рабочего скота или падающей воды. Но лошадь нуждается в отдыхе, водяное колесо может работать только часть года, причём его действие зависит от уровня воды в пруду.

Полностью использовать преимущество машинного производства оказалось возможным только с появлением парового двигателя, и поэтому изобретение парового двигателя считается центральным событием промыш-ленного переворота. Первые паровые машины появились ещё в 17 веке, но их назначение было узким – это были, в сущности, паровые насосы для откачки воды из шахт. Универсальный паровой двигатель, который можно было применять в разных отраслях промышленности и на транспорте, сконструиро-вал лондонский механик Джемс Уатт в 1782 году. История паровой машины лишний раз доказывает, что промышленный переворот – непросто цепь изоб-ретений. Русский механик Ползунов изобрёл свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней забыли.

В металлургии промышленный переворот отличался значительными особенностями. Некоторые процессы здесь были механизированы и до промышленного переворота (механические молоты), а другие и после переворота долгое время оставались ручными (разливка стали). Дело в том, что металлургия относится к химическим производствам, и основные производственные процессы здесь не от скорости движения рабочего: пока плавка чугуна не закончена, он должен оставаться в печи. Промышленным переворотом в таких производствах считается изменение технологии, которое позволяло увеличить и удешевить продукцию.

Для английской металлургии это означало переход от древесного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке. В 30-х годах 18 века Дерби открыл способ плавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт – способ переплавки этого чугуна на железо также на каменном угле. Поскольку каменного угля в Англии было много, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.

Промышленная революция проходила как цепная реакция. Переворот начался с лёгкой промышленности, но в ходе него создавался рынок для тяжёлой. Так, для изготовления массы машин для лёгкой промышленности, требовалось много металла, а это вызвало переворот в металлургии. Спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских ручным трудом, и это вызвало переворот в машиностроении – рождение машиностроительных заводов. Но возросшую массу товаров уже нельзя было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.

Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е года 18 века. Однако власти запретили его использовать, заявив, что вол-на от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретён Фултоном в Америке в 1807 году. И только после этого в Англии стали строить пароходы.

В 1825 году была пущена в ход первая железная дорога.

Английская промышленность развивалась быстрыми темпами. Причина ускорения роста производства заключалась в том, что благодаря машинам, стоимость продукции понизилась, вследствие чего расширился рынок сбыта. Себестоимость хлопчатобумажной пряжи в ходе переворота упала в 12 раз! Хлопчатобумажные ткани стали настолько дешевле, что даже беднейшие слои населения, наиболее многочисленные, могли их покупать. Таким образом, промышленный переворот, снизивший цены на товары широкого потребления, был выгоден трудящимся. Но в тоже время переворот в текстильной промышленности разорил ткачей – ремесленников в Англии, которые не смогли конкурировать с машиной. Английские фабрики обрекли на гибель также миллионы индийских ткачей, потому что английские ткани быстро завоевали и индийский рынок. Если разорённый английский ткач мог стать фабричным рабочим, то в Индии фабрик не было.

Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего. Робота приобретала характер простейших движений. С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле. Поскольку родители не хотели отдавать детей на фабрику, первые партии детей поступали из сиротских домов. Эти обстоятельства вели к снижению заработной платы. В начале 19 века на свой дневной заработок английский ткач мог приобрести 2,5 кг. хлеба. На такие деньги нельзя было прокормить семью. Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содер-жании церковных приходов. Поскольку в годы промышленного переворота количество бедняков стало катастрофически увеличиваться, был введён налог на бедных. Чтобы сократить выдачу пособий по бедности, были организованны «работные дома», где бедняков намеренно содержали в тяжёлых условиях и заставляли выполнять нелепую и ненужную работу – бить камни или расплетать канаты. И бедняки уже боялись попасть в «работный дом».

2 Промышленный переворот в Германии

В Германии развитие капитализма началось позже, чем в других странах Европы. К началу 19 века это была экономически отсталая страна, 80% её населения было занято в сельском хозяйстве, в котором сохранились феодальные отношения. Одной из причин была феодальная раздробленность. Как говорили немцы, у них столько государств, сколько дней в году. Великие географические открытия вызвали перемещение мировых торговых путей, что «выключило» Германию из мировой торговли. Итак, наступил 19 век, в Англии уже завершился промышленный переворот, а в Германии даже процесс первоначального накопления ещё не вступил в полную силу.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве Германии происходило путём превращения феодальных поместий в крупные капиталистические хозяйства, путём превращения помещиков в сельских капиталистов, а крестьян – в наёмных рабочих. В.И.Ленин назвал это прусским путём развития капитализма в сельском хозяйстве. Прусский путь был социально не справедливым для крестьян, но для развития сельского хозяйства оказался благоприятным. Росла культура земледелия. Началось широкое применение искусственных удобрений, тем более что Германия была богата залежами калийных солей и фосфатами. На полях появляется много сельскохозяйственных машин: культиваторов, сеялок, жаток. Растёт урожайность. По сбору картофеля и сахарной свеклы в 50-60-х годах 19 века Германия выходит на первое место в мире. Помещики на месте перерабатывают часть продукции, устраивая свеклосахарные, винокуренные и пивоваренные заводы. Особого размаха достигло винокурение. Выяснилось, что гнать спирт из картофеля дешевле, чем из зерна. Картофельный спирт нашел широкое применение не только в Германии, но и за её пределами. Его стали применять в фальсификации рома, коньяков и вин.

Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве сохранил господство юнкеров. Юнкера были военной кастой: именно в их руках была армия. Юнкерство наложило отпечаток на политику Германии в последующее время.

Как уже сказано, к началу 19 века промышленный переворот в Германии ещё не начался. Первый паровой двигатель появился в Германии в 1788 году, а второй – только в 1822 году. Правда, во втором десятилетии 19 века началось некоторое оживление в промышленности. Континентальная блокада сократила импорт дешёвых английских товаров, и их производство пришлось налаживать в Германии. Именно в это время появились фабрики.

Из–за феодальной раздробленности отдельные районы Германии существенно различались по своему экономическому развитию. Так, если в западной Германии развивалась угольная, металлургическая и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и та на стадии рассеянной мануфактуры.

До середины 19 века переворот не вышел из начальной стадии. Преобладало пока ремесло. Это объяснялось тем, что и в первой половине 19 века сохранились причины, которые тормозили развитие производства. Сохранялась феодальная раздробленность, продолжалось освобождение крестьян, Германия оставалась в стороне от мировых торговых путей.

Но к середине 19 века в Германии происходят события, которые частично устраняют препятствия. В 1833 году был образован Таможенный союз, который сначала объединил только часть германских государств, а затем к нему присоединились и другие. Пошлины были ликвидированы. Таможенный союз стал первым шагом к слиянию германских государств в единое экономическое целое.

В 1848 году произошла буржуазная революция. Перед этой революцией стояли задачи – ликвидировать остатки феодальных отношений и политическое господство феодалов. Была и не совсем обычная задача – объединить Германию в одно государство, ликвидировать феодальную раздробленность. Ведь обычно феодальная раздробленность кончается задолго до буржуазной революции. Революция закончилась компромиссным соглашением между феодалами и буржуазией. В результате этого компромисса земля осталась в собственности юнкеров, политическую власть разделили феодалы и буржуазия, феодальные отношения постепенно ликвидировались. Объединения Германии пока не состоялось. Но всё же революция расчистила путь для дальнейшего экономического развития. Но главным стимулом развития промышленности и промышленного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось в середине века.

Промышленный переворот в Германии развернулся в 50-60-е гг. Но даже к 1870 году фабрика не вытиснила мануфактуру и ремесло. Из всех людей, занятых в это время в промышленности, лишь половину составляли рабочие, а половину – ремесленники. Дело в том, что Германия всё ещё не была объединена в одно государство, и в её составе наряду с экономически развитыми государствами сохранились отсталые аграрные. Завершение промышленного переворота могло произойти и произошло только после окончательного объединения Германии.

Промышленный переворот в Германии, её индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности.

Первая особенность заключалась в том, что если в других странах, как например в Англии, переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивалась главным образом тяжёлая промышленность. Переворот в текстильной промышленности хоть и начался в 30-е годы, но и в 1870 году в этой отрасли ещё господствовала рассеянная мануфактура. Это объясняется тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности. В середине 19 века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог, причём строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели. Это строительство имело не только экономические цели, но и стратегические. Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту ситуацию. Германия, занимающая центральное положение в Европе оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через её территорию.

Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение. Более того, это создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, т.е. стимулировало развитие тяжёлой промышленности – металлургической, угольной, машиностроительной.

Стимулом развития тяжёлой промышленности были и военные устремления Пруссии. Она стремилась объединить Германию. Для этого нужна была военная техника. Поэтому ведущее место занимали военные предприятия. На первом месте были артиллерийские заводы Крупа. Все страны заказывали себе пушки Крупа.

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что она была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на пол века позже английских, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретённой в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь открыли изобретение анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.

Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперёд, причём этому способствовала и иностранная конкуренция. Она позволяла выжить наиболее совершенным предприятиям. Так как немецкие заводы строились на базе новейшей техники, они должны были выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии.

Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развёртывается усиленное акционерное предпринимательство. Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные. Продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

По объёму промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину 19 века торговля выросла в два раза, то за 50-60-е годы – в три раза. Если в первой половине столетия Германия в основном вывозила сельскохозяйственную продукцию, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция – уголь, машины, ткани. И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь – сельскохозяйственная продукция.

Заключение

Итак, мы проследили, как особенности английского феодализма, в плане втягивание хозяйства в товарно-денежные отношения, привели к тому, что капитализм в Англии возник раньше, чем в Германии, и стал ускоренно развиваться. В период расцвета капитализма Англия становится самой экономически развитой страной мира.

Германия представляет ещё один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, где базой послужила эксплуатация колоний, в Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Нужно отметить, что большую роль в хозяйстве Германии играло государство. Государство строило железные дороги, с помощью государства создалась в Пруссии военная промышленность.

Какая из этих моделей экономического развития была наиболее эффективной, сказать невозможно, ибо в оценках эффективности многое зависит от субъективных ощущений людей, живущих в том или ином обществе. Искать единую цивилизационную модель – безнадежное дело. Великобритания, Германия – эти и другие страны показали такое разнообразие экономических форм, что невольно возникают сомнения в возможности повторения чужого исторического опыта, даже если он был социально благоприятным.

Знание истории позволяет избегать многих ошибок. История делается сейчас, сегодня, в наши дни. Знать экономическую историю необходимо, чтобы понимать, каким именно путём шло развитие, и на основе этого знания прогнозировать дальнейший ход событий. И эта экономика, которую мы строим сейчас, станет историей будущего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бадак А.Н., Войнич И.Е. и др. Всемирная история в 24 т. т.13 Европа в период английской революции – Минск: Современный литератор, 1999г. - 560 стр. 6-17 стр.

2. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений – М.: Издательство «Омега – Л», 2009 – 383 стр. – (Высшее экономической образование) 122-131 стр.

3. Конотонов М.В., Сметанин С.И. История экономики: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2000 – 2-е издание – 367 стр. 117-128стр.; 138-146стр.

4. Максимовский В.П. и др. Страны и народы. Научно – популярное издание в 20-ти т. Зарубежная Европа. Западная Европа – М.: Мысль, 1979г. – 381стр. 23-92стр.

5. Юдовская А.Я. и др. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 254стр.