Главная              Рефераты - История

Евреи 2 - реферат



План
Введение
1 Название
1.1 Евреи
1.2 Происхождение слова «иудеи»
1.3 Происхождение слова «евреи»
1.4 Название в русском языке

2 Критерии еврейства
2.1 Гиюр

3 История
3.1 Древнейшая (библейская) история
3.1.1 Эпоха Первого Храма
3.1.2 Эпоха Второго Храма

3.2 Средние века
3.3 История еврейской диаспоры

4 Расселение в настоящее время и численность
5 Этнические группы евреев
5.1 Близкие группы

6 Языки евреев
7 Религия
8 Традиционная культура

Список литературы
Евреи

Введение

Евре́и — народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство — Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2010, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

1. Название

1.1. Евреи

Современное название ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים‎, йеhудим[7], иврим ; идиш ייִדן(й)идн ; ладино ג׳ודיוסджудиос .

Древним названием является также бнэй-Исраэль — сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам Ицхак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен Израиля, которые жили во второй половине 2-тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-тысячелетия до нашей эры, они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.

1.2. Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי(иеhуди )[8]. В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

1.3. Происхождение слова «евреи»

· На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка «иврит»="еврейский", букв. "еврейская")

· Буквальное значение слова «иври» — «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) — «перейти»). Это дает возможность дополнительных толкований «пришелец с той стороны (реки Евфрата?)».

1.4. Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos ], позднее [эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври )[9]. Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому *židъ — как и польское польск. Żydzi , заимствование из итал. giudeo[10], и заимствовано из лат. judaeus — «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка — но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей .

Слово гебреи (hebraeus ) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

2. Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.[11]

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит:

евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм

2.1. Гиюр

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром (ивр. גֶּיוּר‎), который сопровождается у мужчин обрезанием (брит мила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещено и гиюр пройти нелегко. Но, очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма — реформистском, консервативном и реконструктивистском — имеются иные правила для прохождения гиюра.

3. История

Древнейшая (библейская) история

В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Евфрата («хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля.

На рубеже 2-1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида.

Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш , «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

В 586 году до н. э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Эпоха Второго Храма

С падением Нововавилонского царства (539 год до н. э.) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье. В период подчинения Земли Израиля Палестины Птолемеям и Селевкидам (IV—II вв. до н. э.) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне).

В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164—37). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Завоевание Иудеи Римом (63—37 до н. э.) и разгром освободительных движений I—II вв. н. э. привели к разрушению Второго Храма (70 год н. э.) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль — Земле Израиля.

3.2. Средние века

Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638, хотя еврейское присутствие всегда сохранялось.

3.3. История еврейской диаспоры

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот ) различающиеся по языку и бытовой культуре:

· Бавли (Месопотамия, Закавказье, Курдистанское нагорье) — V—XI века;

· Сефарды (Пиренейский полуостров) — начало н. э. — 1492;

· Ашкеназы (Центральная Германия, Восточная Европа) — X век — середина XX века.

Одна из древнейших эдот — бавли или иракские евреи, сложившиеся в середине 1 тысячелетия до н. э., говорившие вначале на арамейском языке, который около VIII—IX веков был вытеснен первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003).

Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с ахеменидского периода. С VI—VII веков н. э. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди — 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX веке большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано — среднеазиатскую группу, которая к XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско — персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX-го века.

С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI—VIII веках н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отд. признаки культурной обособленности.

В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махараштра в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.

Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины — 2-й половины 1 тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», то есть йеменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. человек), около 200 человек — в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянмар, Гонконг, Индонезия и др.), где они известны под названием багдади. С середины второй половины 1-го тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.

В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем — на амхарском и тиграй.

Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX века сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек).

В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев. Потомки грекоязычных евреев, живших с начала н. э. в Крыму и на Таманском полуострове, и более поздних евреев мигрантов (в том числе сефардов из Испании и Италии) образуют группу крымчаков, говоривших до недавнего времени на этнолекте крымско-татарского языка.

Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западно-славянских земель X—XVII веков (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.

На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде фомируется еврейско-испанский язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы, сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.

К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии (см. Черта оседлости). Ещё около 30 % жило в других странах Европы и лишь 14 % в Северной Америке. В Палестине тогда жило лишь 78 тыс. евреев.

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, были систематически уничтожены около шести миллионов евреев[12][13] Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала[14] (см. Холокост).

4. Расселение в настоящее время и численность

Общая численность евреев оценивается от 12 до 15 млн чел. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %)[15] В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти — вплоть до начала 80-х гг.

Наиболее крупные еврейские общины находящиеся в 49 странах в таблице

№ страныСтраны

Евреи % по стране % от всех евреев1 США (2009)[1] 6,544,000 2,1 % 45 %
2 Израиль (2010) [2] 5,800,000 75,5 % 42 %
3 Франция 606,000 1,0 % 4,2 %
4 Канада 393,660 1,2 % 3,0 %
5 Великобритания 350,000 0,57 % 2,3 %
6 Аргентина [3] 280,000 0,8 % 2,3 %
7 Россия 228,000 0,14 % 1,7 %
8 Австралия 120,000 0,56 % 0,9 %
9 Германия 118,000 0,14 % 0,88 %
10 Бразилия 96,500 0,05 % 0,70 %
11 Украина 80,000 0,16 % 0,60 %
12 Южная Африка 72,000 0,15 % <0.5 %
13 Польша 50,000 0,6 % <0.5 %
14 Венгрия 49,700 0,4 % <0.5 %
15 Испания 48,409 0,12 % <0.5 %
16 Голландия [4] 45,000 0,28 % <0.5 %
17 Мексика 39,800 0,03 % <0.3 %
18 Бельгия 31,200 0,3 % <0.2 %
19 Молдавия 31,187 0,7 % <0.5 %
20 Уругвай 30,743 0,9 % <0.5 %
21 Италия 30,213 0,05 % <0.5 %
22 Чили 25,375 0,13 % <0.5 %
23 Венесуэла 20,900 0,1 % <0.5 %
24 Иран 25,405 0,035 % <0.5 %
25 Эфиопия 20,000 0,027 % <0.5 %
26 Швеция 20,000 0,2 % <0.5 %
27 Узбекистан 17,453 0,065 % <0.5 %
28 Турция 17,415 0,025 % <0.5 %
29 Швейцария 17,000 0,2 % <0.5 %
30 Индия 15,405 0,005 % <0.5 %
31 Панама 10,029 0,33 % <0.5 %
32 Латвия 9,001 0,397 % <0.5 %
33 Австрия 8,184 0,1 % <0.5 %
34 Грузия 7,951 0,17 % <0.5 %
35 Азербайджан 7,911 0,1 % <0.5 %
36 Дания 7,062 0,13 % <0.5 %
37 Румыния 6,029 0,027 % <0.5 %
38 Новая Зеландия 7,077 0,17 % <0.5 %
39 Греция 5,334 0,05 % <0.5 %
40 Марокко 5,236 0,016 % <0.5 %
41 Казахстан 4,100 0,027 % <0.5 %
42 Литва 3,596 0,1 % <0.5 %
43 Колумбия 3,400 0,008 % <0.5 %
44 Чехия 4,000 0,03 % <0.5 %
45 Словакия 3,041 0,056 % <0.5 %
46 Перу 2,800 0,01 % <0.5 %
47 Коста Рика 2,500 0,06 % <0.5 %
48 Болгария 2,300 0,031 % <0.5 %
49 Ирландия 1,930 0,045 % <0.5 %

5. Этнические группы евреев

Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются ашкеназы (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и сефарды (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; крымчаки; индийские евреи, романиоты, итальяним (ромим), фалаша и др.

Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение.[16][17][18]

5.1. Близкие группы

По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. иудействующие и криптоиудеи. Криптоиудеи — потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, продолжавшие тайно исповедовать элементы иудаизма и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры: маранов (маранос — букв. «свиньи»)(«новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Латинской Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль — наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских островов); джадиды и чала в Иране и Средней Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы еврейской культуры; дёнме в Турции.

По религии к евреям примыкают иудействующие — группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: субботники Центральной России, Сибири и Закавказья; бней-менаше индийских штатов Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в индийском штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве и др.

Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы караимов и самаритян. Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.

6. Языки евреев

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % — по-русски, около 5 % — по-испански, около 4,5 % — по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.

7. Религия

Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. яхадут‎ (יהדות), однокоренному с йехуди — еврей / иудей.

Священная книга еврейского народа — Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ — аббревиатура: Тора́ ивр. תורה‎‎, Невии́м ивр. נביאים‎‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎‎ — Пятикнижие, Пророки и Писания). ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

8. Традиционная культура

См. категорию Еврейская культура

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре (см. также Антисемитизм) способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир — «сильный», парнас — «кормилец») и раввинатом.

Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века — полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки (см. Еврейство). Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.

С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.

Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881—1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) — в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину.

Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.

Список литературы:

1. U.S. Jewish Population? — Infoplease.com

2. Официальное, ежегодное сообщение Центрального Статистического Бюро Израиля для прессы в преддверии празднования годовщины дня независимости государства Израиль, 18 апреля 2010 года(яз. иврит).

3. Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года (рус.)

4. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)

5. Armenia — The Jewish community

6. Population data from a 2006 study by The Jewish People Policy Planning Institute.

7. также употребляется в значении иудеи

8. Иер. 34:9; Зх. 8:23; Эсф. 2:5; 3:4 и другие места

9. Быт. 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх. 2:11; Втор. 15:12; Иона 1:9 и другие места

10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

11. В частности, см.: Заграевский С. В. О прошлом, настоящем и будущем еврейской нации.

12. «Holocaust», Энциклопедия Британника

13. The Trial of German Major War Criminals. Sitting at Nuremberg, Germany. December 3 to December 14, 1945. Twentieth Day: Friday, 14th December, 1945 (Part 5 of 9), The Nizkor Projec

14. Приговор Международного военного трибунала. — «По его [Кальтенбруннера] указаниям было убито приблизительно 6 миллионов евреев, из которых 2 миллиона были убиты эйнзатцгруппами' и другими частями полиции безопасности»

15. В. И. Биншток, С. А. Новосельский, «Демографический очерк», — В сб,: Вопросы биологии и патологии евреев . Л., 1926, цит. по М.Бейзер: http://www.jewishpetersburg.ru/userimages/Mikhail%20Beyzer_Evrei%20v%20Peterburge.htm

16. Studies Show Jews’ Genetic Similarity

17. Происхождение евреев выяснили учёные, проанализировав 237 геномов

18. Conference on Jewish genomics

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Евреи