Главная              Рефераты - История

Шумерский календарь - реферат

Шумерский календарь — календарь шумеров.

Шумерские календари были лунно-солнечными. Они состояли из двух полугодий — Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. В шумерское время сезоны не были выделены. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет после одного из полугодий вставлялся тринадцатый месяц, бывший либо VI-II, либо XII-II. Год начинался весной, после первого новолуния, последовавшего за разливом рек. Весна отмечалась двумя событиями — жатвой ячменя и так называемым «половодьем карпов».

Известны календари из шумерских городов Ниппур, Ур, Лагаш, Умма, Урук (частично), Адаб. Сведения о них дошли из хозяйственных и административных документов, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Здесь упоминаются названия месяцев, дни месяцев и списки жертвоприношений к различным праздникам. Иногда встречаются названия ритуалов.

Единственный календарь, месяцы и обряды которого отражены в комментариях, происходит из г. Ниппура. Первое упоминание этого календаря восходит к эпохе уммийского правителя Лугальзаггеси (конец XXIV в.). Однако все комментарии датируются либо средневавилонским (XVI—XI вв.), либо новоассирийским (VIII—VII вв.) временем. Ниппурский календарь состоял из следующих месяцев:

1. Бараг-заг-гар-ра «престол святилища»

2. Гуд-си-са «направление волов (на плужную вспашку)»

3. Сиг-у-шуб-ба-гар «помещение кирпича в кирпичную форму»

4. Шу-нумун-а «месяц сева»

5. Изи-изи-гар-ра «месяц зажигания огней»

6. Кин-Инанна «месяц обряда богини Инанны»

7. Дуль-Куг «месяц Священного Холма»

8. Апин-ду-а «месяц отпускания плуга (с пашни)»

9. Ган-ган-эд «месяц выхода Убийцы (= Нергала)»

10. Аб-ба-эд «месяц выхода отцов» (либо «месяц выхода моря»)

11. Зиз-а (второе чтение — удра) «месяц двухзернянки или полбы» (второе чтение — месяц темноты)

12. Ше-гур-куд «месяц жатвы»

Ниппурский календарь первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до нашей эры он становится общегосударственным календарём Южной Месопотамии и используется на территории городов Исин и Ларса. В эпоху Хаммурапи Вавилония пользуется собственным календарём. С начала Касситского периода ниппурские месяцы употребляются наряду с месяцами стандартного вавилонского календаря, а их названия (по первому знаку) идеографически заменяют полное слоговое написание вавилонских месяцев.

Литература

· В. В. Емельянов. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1999.

· M.E.Cohen. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda, 1993.