Главная              Рефераты - История

Корабль 5 ранга - реферат



План
Введение
1 Происхождение (XVII век)
2 Век паруса (1756—1815)
2.1 12-фунтовый фрегат
2.2 18-фунтовый фрегат
2.3 «Большой», или «тяжёлый» фрегат

3 Роль и место
4 Другие страны

Список литературы

Введение

Корабль 5 ранга — в эпоху паруса корабль, непригодный к эскадренному бою в линии баталии. В конце XVIII — начале XIX века — 32-44 пушечный парусный фрегат водоизмещением 650—1450 т. В британской системе рангов назывался англ. Fifth Rate.

Происхождение (XVII век)

Модель фрегата фр. Belle Poule (1765). Хорошо виден вырез в палубе

Введение пятого (и шестого) ранга в середине XVII века прямо связано с появлением фрегатов. Этот исходно французский тип, тогда ещё не устоявшийся, однако имел два основных признака: был слишком слаб, чтобы сражаться наравне с линейными кораблями, и достаточно быстр для разведки и дозора, самостоятельного крейсерства, или связной и посыльной службы. Мэхэн утверждает, что уже при Бичи-Хед у Турвиля имелись фрегаты,[1] но об их облике и вооружении известно мало.

Первым «истинным» фрегатом считается 26-пушечная французская Médée (1741), спроектированная и построенная в Бресте Блезом Оливье (фр. Blaise Ollivier ). Уже в 1744 году она попала в руки англичан, но после снятия чертежей была продана частному владельцу.[2] Она имела все признаки классического фрегата: три мачты с прямым вооружением, одну батарейную палубу, невооруженный орлоп-дек, лёгкие пушки на шканцах и баке.

Как только фрегаты появились у французов, их оценили и другие страны. Англия немедленно приступила к их строительству. Появившаяся в 1677 британская система рангов определяет 5 ранг как корабли с одной батарейной палубой в 26-30 пушек калибром 6 или 9 фунтов. При этом единственная батарейная палуба (дек), подобно опердеку линейного корабля, не была полностью закрытой: в носу и корме она перекрывалась полностью, но на шкафуте имелся вырез — шлюпочный колодец (англ. well deck ), а по бортам над пушками помосты (англ. gangways ). На них (и на баке и шканцах) могло быть вспомогательное вооружение: пушки меньшего калибра, а с 1780-х годов карронады.

В таком виде фрегат существовал до 1810-х годов, когда американские (и одновременно французские) кораблестроители ввели сплошную верхнюю палубу.

Век паруса (1756—1815)

HMS Lutine (32), 1799

На рубеже XVIII-XIX веков к 5 рангу относились три типа фрегатов: 32-пушечный, 36-пушечный, и 38-пушечный. Во время Англо-американской войны 1812 года к ним добавился 44-пушечный. Поскольку номинальное число пушек корабля могло меняться в ходе службы, полуофициальным методом оценки боевой мощи был ещё калибр главного вооружения. Например, говорили «9-фунтовый» или «12-фунтовый» фрегат.

К этому времени тип фрегата имел сложившиеся признаки: одну батарейную палубу, легкое вооружение на баке и шканцах, и невооружённую нижнюю палубу (в британском флоте называлась орлоп, в американском коечная палуба — англ. berth deck ). Эта последняя была важна потому, что давала высокий свободный от пушечных портов борт (около 7 футов), а значит, возможность применять главную батарею при любой погоде. Немало столкновений с линейными кораблями закончились благодаря этому вничью, а в некоторых случаях и победой, как в зимний шторм 1797 г, когда 38-пушечный HMS Indefatigable довел до полного ничтожества 74-пушечный Droits de l’Homme , который не мог открыть нижние порты.

2.1. 12-фунтовый фрегат