Главная              Рефераты - История

Юкатанская война рас - реферат



План
Введение
1 Предпосылки
2 Начало войны. Культ «Говорящих крестов»
3 Другие индейские формирования в регионе
4 Постепенное затухание боевых действий



Введение

Юкатанская война рас (известна также, как Юкатанская война каст (Caste War of Yucatan)) — восстание индейцев майя на полуострове Юкатан (территория современных мексиканских штатов Кинтана-Роо, Юкатан и Кампече, а также север государства Белиз).

Война началась в 1847. Одна из воюющих сторон — юкатеки (Yucatecos), представляла собой население европейского происхождения, креолов и метисов, основной район проживания которых находился на северо-западе полуострова. Другая — индейцев майя, проживавших на юго-востоке. Официальное окончание войны — взятие мексиканскими войсками столицы майя Чан-Санта-Крус (современный город Фелипе-Каррильо-Пуэрто, штат Кинтана-Роо) в 1901, но вооружённые столкновения продолжались до 1935, когда в Мехико был заключен мирный договор с руководителями повстанцев. Всё это время районы на востоке полуострова оставались неподконтрольными мексиканскому правительству.

Потери с обеих сторон за всё время боевых действий оцениваются в 30 — 40 тысяч человек.

1. Предпосылки

Во времена испанского правления на Юкатане, как и везде в Новой Испании, была законодательно установлена кастовая система. На вершине социальной пирамиды находились родившиеся в Испании, имевшие право занимать официальные должности. На следующих ступенях — потомки испанских эмигрантов, креолы, метисы, индейские «идальго» (Hidalgos) — потомки майаской знати, поддержавшие испанцев во время завоевания Юкатана. На последней ступени этой пирамиды находились майаские крестьяне, обращённые в католичество (часто номинально), но продолжавшие говорить на родном языке. Малодоступный, болотистый юго-восток полуострова до конца XVIII века жил фактически независимо.

После обретения независимости от Испании провинциями Центральной Америки место испанцев заняли креолы. На Юкатане они себя называли юкатеки . При распаде провинций на отдельные государства они позиционировали себя, как отдельную нацию. Было много сказано о правах индейцев, но на деле те не получили никаких прав. Индейские общинные земли захватывались новыми частными собственниками. Вся политическая и культурная власть сосредоточилась в руках юкатеков.

2. Начало войны. Культ «Говорящих крестов»

Начало восстанию положил возникший на востоке полуострова культ «Говорящих крестов». Огромный деревянный крест в одной из индейских деревушек якобы начал говорить. Он призвал выгнать с индейских земель чужаков. Впоследствии количество крестов увеличилось до трёх. Новая религия была далека от католицизма и обрядами больше походила на старинную майскую. Её последователи называли себя крусоб (Cruzob). Весной 1848 восставшие индейцы захватили почти весь Юкатан. В руках властей оставались только большие города — Кампече и Мерида и дорога между ними. Такой поворот оказался неожиданностью для юкатеков. Меридский губернатор Мигель Барбачано (Miguel Barbachano) подготовил даже указ об эвакуации города, но он не был оглашён якобы из-за неимения листа бумаги для официальных документов. В это время войска юкатеков перешли в наступление и сняли блокаду с Мериды. Это стало возможным благодаря тому, что индейские ополченцы, которые были простыми крестьянами, не воспользовались своей выгодной позицией и отступили из-за начала посевных работ.

Руководство юкатеков, забыв о притязаниях на независимость, обратилось к мексиканскому руководству с просьбой о вхождении Юкатана в состав Мексики в обмен на немедленную военную помощь. Мексика получила от США по мирному договору Гуадалупе-Идальго (Treaty of Guadalupe Hidalgo) большую контрибуцию в обмен на потерянные территории и решила, что может помочь юкатанским креолам. 17 августа 1848 Юкатан был официально включен в состав Мексики. К 1850 году мексиканцы контролировали большую часть полуострова, кроме юго-востока, защищенного практически непроходимым массивом джунглей.

На этой территории индейцы майя, последователи говорящих крестов построили столицу в деревне Чан, ставшую известной, как Чан-Санта-Круз. Было объявлено независимое государство с таким же названием. Для говорящих крестов в новой столице был построен храм. В 1855 году новое государство было признано Британской империей. Этим шагом она стремилась обезопасить Британский Гондурас (современный Белиз), вооруженные силы которого уступали в мощи индейцам. Одновременно Великобритания давала понять, что эта часть Юкатана входит в зону её интересов. Чан-Санта-Круз снабжался из британской колонии оружием, боеприпасами, другими товарами. 11 января 1884 в Белиз-Сити было подписано соглашение между вице-губернатором Юкатана и лидером крусоб Кресенсио Поот (Crescencio Poot) о признании суверенитета Мексики над Чан-Санта-Круз в обмен на признание законным действующего руководства, но в следующем году договор был расторгнут индейской стороной.

3. Другие индейские формирования в регионе

Чан-Санта-Крус контролировал большую часть неподконтрольной Мексике территории Юкатана от древнего Тулума на севере до границы с Британским Гондурасом. Но в сельве действовали и другие независимые индейские общины, не признававшие власти говорящих крестов. Одна из них — Ишканха (Ixcanha), численностью около 1000 человек, оставалась преданной католицизму . Мексика вынуждена была номинально признать их независимость (до 1894) и снабжать оружием для защиты от крусоб. Другое индейское формирование — майя Икаиче (Icaiche Maya) действовало в джунглях центральной части полуострова. Они с 1860 воевали как с мексиканцами, так и с крусоб, а в 1870 под предводительством Маркоса Канул (Marcos Canul) напали на Британский Гондурас, захватив города Коросаль и Оранж-Уолк (1872). Британская армия в ответ совершила рейд против этих повстанцев, применив зажигательные ракеты. После смены лидера и эта группа заключила соглашение с Мексикой.

4. Постепенное затухание боевых действий

В 1893 Великобритания подписывает с Мексикой договор, по которому признает за последней суверенитет над всем Юкатаном, кроме Белиза. Причина этому — британские инвестиции в экономику Мексики и заинтересованность в хороших отношениях с ней. Граница Белиза со страной Чан-Санта-Крус была закрыта. Это было большим ударом для индейцев, так как торговля с англичанами являлась единственным источником боеприпасов.

5 мая 1901 мексиканские войска под руководством генерала Игнасио Браво (Ignacio Bravo) овладели городом Чан-Санта-Крус. Это был третий поход мексиканцев, до этого два других окончились неудачей. Но говорящие кресты — свою главную святыню крусоб успели эвакуировать. Теперь центр сопротивления переместился на побережье, штаб находился в древнем городе Тулум, до этого пустовавшем не менее ста лет. Тулум находился на известняковой скале, возвышавшейся над топким морским побережьем, и был единственным майяским городом, имевшим каменные стены. Жители побережья по-прежнему убивали всех испаноязычных, кто решался зайти на эту территорию.

В 1915 восстание вспыхнуло с новой силой. На короткий период крузоб снова захватили свою бывшую столицу и разрушили железную дорогу (длина — около 30 км), построенную мексиканцами от этого городка до побережья залива Вознесения (Bahia de la Ascension). Пристань была сожжена. Дорога и пристань не были восстановлены и позднее — а в настоящее время побережье залива включено в биосферный заповедник Сиан-Каан (Sian Ka`an). Правительством Мексики на Юкатан был послан генерал Сальвадор Альварадо (Salvador Alvarado). Однако, крупных столкновений более не было, последняя кровопролитная перестрелка случилась в апреле 1933 у деревни Джула (Dzula). В 1935 вожди крусоб Майо и Кочуа на самолете был доставлены в Мехико, где подписали договор о почетном мире. Майо была выдана генеральская форма и назначено жалование.

После 1952 говорящие кресты были перевезены из Тулума в городок Чомпон (Chumpon), раз в год их на неделю привозят в Тулум. В 90-х годах XX века в Чомпоне был открыт музей, посвященный борьбе индейцев.

Литература

· Nelson Reed «The Caste War of Yucatan» Stanford, CA: Stanford University Press, 1964

· Милослав Стингл «Тайны индейских пирамид» М.: Прогресс, 1982