Главная              Рефераты - История

Рождение Империи время Петра Великого конец XVII первая четверть XVIII в. - реферат

Рождение Империи: время Петра Великого (конец XVII — первая четверть XVIII в.)

1. Истоки исущность преобразований Петра I

2. Реформы первой четверти XVIII в.

Истоки и сущность преобразований Петра I

В XVIIв. в результате деятельности первых представите­лей династии Романовых был преодолен социально-экономи­ческий и политический кризис государства и общества, выз­ванный событиями смутного времени. В конце XVIIстоле­тия наметилась тенденция европеизации России, обозначи­лись предпосылки будущих петровских преобразований .

Ис­следователь В.Н. Роденков важнейшими из них называет сле­дующие:

• тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословнопредставительных органов), включение в царский титул сло­ва «самодержец»; оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649–1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

• активизация внешней политики и дипломатической дея­тельности российского государства;

• реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

• реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

• переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

• развитие внутренней и внешней торговли (принятие «Ус­тавной таможенной грамоты» 1653 г., «Новоторгового устава» 1667 г.);

• размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона; появление наци­онально-консервативного и западнического течений.

Однако несмотря на обозначившуюся тенденцию европе­изации России в XVII в., в целом она значительно отстава­ла от уровня развития западноевропейских государств. Ар­хаичная политическая, финансовая и военная система Рос­сийского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов. Значительные внешнепо­литические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт. Для того, чтобы на равных бо­роться с европейскими державами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, ев­ропейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действи­тельно широкие масштабы, страна могла бы войти в круг европейских держав (И. Н. Ионов ).

На исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пони­манием необходимости перемен, смелостью и решительнос­тью, умом, энергией и талантом преобразователя.

По мнению С. В. Бушуева , Петр I «действовал в том на­правлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петров­ская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная поли­тика, тоже позаимствованы из предшествующего периода – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Но­вой России. Имел ли царь стройный план реформ (что маловероятно) или представлял себе лишь смутный образ будущего состояния реформируемого государства, приобретающий краски и наполняющийся лишь по мере движения вперед, – для нас сегодня не так важно. Важнее, что в личности Петра преобразователь и преобразования встретились; царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводником перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину».

В исторической науке существуют различные точки зрения о времени начала преобразований.

1. Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура (И.Н. Ионов ).

2. На становление Петра-реформатора важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693–1694 гг. Обычное путешествие стало крупным событием в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России (Г. И. Рябикова, Н. М. Усова ).

3. Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695–1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения, как заметил историк Н.И. Павленко , Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне. Этой же точки зрения придерживались С. М. Соловьев и Г. В. Вернадский.

4. Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стало участие Петра в «великом посольстве» 1697 — 1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада (С. Ф. Платонов, А. Г. Брикнер, И. Н. Ионов, Л. И. Семенникова и др .).

Таким образом, на формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе «великого посольства». Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт , опытный генерал П. Гордон , талантливый инженер Я. Брюс и др. А среди русских посте­пенно формировалась сплоченная группировка сподвижни­ков, сделавших впоследствии блестящую политическую ка­рьеру: A. M. Головин, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Ап­раксины, А. Д. Меншиков.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют дпа этапа: до и после 1715 г. (В.И. Роденков, А.Б. Каменский ). На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нужда­ми государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие рефор­мы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти, На втором этапе, когда военные действия уже были пе­ренесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколь­ко ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Анализируя преобразования Петра (цели, характер, тем­пы, методы осуществления), исследователи обращают вни­мание на то, что, в основном, реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом, его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном иэкономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ бы осознано применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальнымии философскими теориями тог времени государство приобретало милитаристские черты.

Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом , одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требова­ла немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

С. Ф. Платонов обращал внимание на то, что изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несрав­ненно легче, чем в стройной хронологической последователь­ности представить их постепенный ход. В целом, процесс реформирования страны был связан с внешним фактором – необходимостью выхода России к мо­рям и с внутренним – процессом модернизации страны.

Реформы первой четверти XVIII в.

Изучение реформаторской деятельности следует начинать с военной реформы , ибо, как отмечал В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа — ее начальным моментом». Основным содержанием военной реформы было создание регулярной рус­ской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности . Ранее существовавшие вой­ска постепенно упразднялись, а их личный состав использо­вался для новых формирований. Армия и флот стали содер­жаться за счет государства.

Новая военная система создавалась по западно-европейс­кому образцу. Основной и высшей единицей в пехоте и ка­валерии стал полк. Бригады и дивизии не имели постоянно­го состава. В военное время дивизия сводилась в армию. Apmиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род поиск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артиллерии). Для управления вооруженны­ми силами взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия ; введена должность главнокоманду­ющего (на военное время). Была установлена единая систе­ма обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преоб­раженский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.

В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для поддержания которой широко применялись телесные наказания. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Артикул воинский (1715) определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.

В целом, военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:

– Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке – грабли;

– вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота – молочные коровы и овцы-мериносы;

– предприняты первые попытки государственной охраны лесов.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрении развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров.

Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было создано около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного груда на мануфактурах: использованием крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства , способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремесленники во главе с избранным старостой были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.

В области внутренней и внешней торговли большую роль, играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых связей с заграницей. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и нее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей – главного в это время вида транспорта. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва – Волга,

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

- специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискивались всё новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, конская и др. подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов;

- наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы»;

- немалые доходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра;

- поиски новых источников доходов вели к коренной рефор­ме всей налоговой системы – введению подушной подати, заменившей подворное обложение. В результате таковой, во-первых, практически удвоилась сумма налоговых по­ступлений с крестьян. Во-вторых, податная реформа стала важным этапом крепостного права в России, распростра­нила его и на те слои населения, которые ранее были сво­бодными («гулящие люди»), либо могли обрести свободу после смерти господина (кабальные холопы). В-третьих, вводилась паспортная система. Каждый крестьянин, ухо­дивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения.

Реорганизация государственного управления. Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестрой­ки и предельной централизации всей системы государ­ственного управления, его высших, центральных и мес­тных органов.

Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра про­возгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император всероссийский, – записано в Воинском регламенте, – есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Кабинет – личная царская канцелярия.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Се­нату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность адми­нистрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I.

В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутан­ная система приказного управления страной. Вместо полусот­ни приказов, чьи функции часто совпадали и не имели чет­ких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, Военная – сухо­путными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом,

Камер-коллегия – сбором доходов, Штатс-коллегия — расхо­дами государства, Вотчинная – дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлур­гической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на пра­вах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший рус­скими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный депар­тамент, Межевая канцелярия.

Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708–1715 гг. была введена губер­нская система управления. Первоначально страна была раз­делена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных террито­рий. Каждая губерния занимала огромную территорию и по­этому, в свою очередь, делилась на провинции. Их было 50 (во главе стоял воевода). Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны цент­рализованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опи­равшийся на дворянство. Значительно выросло число чинов­ников. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Церковь и ликвидация патриаршества. Крупнейшим фео­далом в России оставалась церковь, которая к концу XVIIв. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятель­ность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан , Петр I решил не на­значать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский , при этом не облеченный патриаршими полномочиями. В 1721г. Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный его сторон­ником псковским епископом Феофаном Прокоповичем . Со­гласно новому закону, была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специаль­ная Духовная коллегия, преобразованная вскоре для прида­ния большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: тол­кование церковных догм, распоряжения о молитвах и церков­ной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, за­ведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духов­ного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших цер­ковных иерархов, назначаемых царем, которому они прино­сили присягу. В 1722 г. для надзора за деятельностью Си­нода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В. Болдина ), которому подчинялись синоидальная канцелярия и церковные фискалы – «инквизиторы». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, под­чиненного Синоду. Таким образом, это означало подчине­ние церкви государству.

Социальная политика. В 1714 г. был издан «Указ о едино­наследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого вре­мени светских феодалов стали называть дворянами (помещи­ками или шляхтой на польский манер). Указ о единонасле­дии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязатель­ную службу в армии, на флоте или в органах государствен­ной власти.

В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделив­шей военную, гражданскую и придворную службы. Все долж­ности (и гражданские и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллеж­ский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так господствующий класс укреплялся за счет включения в его состав наиболее талантливых предста­вителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству.

В 1724 г. была проведена попытка в один день искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при мона­стырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место.

Так, при Петре I сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается принцип регулирования госу­дарственным законодательством.

Реформы в области образования и культуры. Политика го­сударства была направлена на просвещение общества, ре­организацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом ра­ционального познания. Богословские предметы в школе ус­тупали место естественнонаучным и техническим: мате­матике, астрономии, геодезии, фортификации, инже­нерному делу. Первыми появились Навигатская и Артеллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковнославянский шрифт был заме­нен на более простой современный. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петер­бурге и других городах.

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась боль­шая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера – первый отечественный естественно-исторический музей.

С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоис­числение по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рожде­ства Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Ев­ропой.

Происходила коренная ломка всех традиционных представ­лений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бродобритие, европейскую одеж­ду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом. (Указ 1718 г. о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч). Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.