Главная              Рефераты - История

История Узбекистана 2 - реферат



Содержание
1 Предисловие об Узбекистане
2 Первобытно-общинный строй
2.1 Палеолит
2.2 Мезолит и неолит
2.3 Бронзовая эпоха
2.4 Бактрийско-Маргианская культура
2.5 Согд, Хорезм, Бактрия, Чач и Фергана в архаический период
2.5.1 с/х система и этнический состав расселений
2.5.2 внешняя история


3 Эпоха эллинизма и Великих Кушан
4 Экспансия Китая
5 Крушение Кушанского царства и приход эфталитов
6 Вторжение Арабов
7 Махмуд Газневи и тюрки-сельджуки
8 Держава каракитаев
9 Хорезмшахи
10 Под властью монгольских правителей
11 Правление Тамерлана и Тимуридов
12 Узбекское ханство (1428—1500)
13 Бухарское ханство (1500—1920)
14 Хивинское ханство (1598—1919)
15 Кокандское ханство (1709—1876)
16 Узбекистан в составе СССР
17 Лидеры Узбекистана в советский период
18 Независимый Узбекистан

Список литературы

1. Предисловие об Узбекистане

2. Первобытно-общинный строй

2.1. Палеолит

Территория современного Узбекистана (как показывают находки каменных орудий в районах Ферганы и Бухары) была заселена древними людьми еще в раннем палеолите.[1]

Ранние периоды деятельности на территории Узбекистана относятся к среднему палеолиту (см. мустьерское время), которые представлены найденными жилищами в горах Байсун-Тау и орудиями труда в Самарканде. В четвертичный период, когда климат был более умеренный и средняя температура была ниже на три градуса, обитали мамонты, первобытные быки и лошади, бобры, торфяные олени и др. животные. Менее резкое колебание климата способствовало более широкому расселению человека, следы деятельности которых были обнаружены в пустынях Кара-кум и Кызыл-кум.[2]

В 1931—1948 гг. экспедицией при участии Парфёнова Г. В. и Окладникова А. П. в Сурхандарьинской области был обнаружен скелет неандертальца. В 1937—1947 гг. экспедицией Толстова С. П. и Гулямова Я. Г. обнаружены стоянки эпохи неолита и бронзы, которые имели общие черты с поселениями юго-восточной Европы и западной Сибири.[3]

В позднем палеолите здесь обитали неандертальцы; их захоронение, обнаруженное в гроте Тешик-Таш, относится к мустьерской культуре. В частности было обнаружено погребение человека возрастом 8-9 лет, что даёт основания говорить о самом древнейшем ритуале погребения человека на территории СНГ. Тело ребёнка было положено в яму, обложенную вокруг костями горного козла. Находки на месте раскопок позволяют сказать, что человек в то время добывал пропитание охотой и собирательством. Примитивные орудия труда (в основном для разделки туш) изготавливались из камня, хотя также были найдены орудия из дерева (обожжёные наконечники копий которых использовались в охоте) и кости (для заточки орудий труда), что позволяет утверждать о первых попытках древних людей совладать с новым материалом.[4]

На территории Узбекистана памятники средней ступени дикости пока не изучены.[5]

2.2. Мезолит и неолит

15-12 тыс. лет назад начался переход к мезолиту. Характерными памятниками являются первобытная стоянка в Самарканде, верхние слои почвы Мачайской пещеры Байсунского района, наскальные изображения в Шибадском районе и прочее.

Для обработки каменных орудий труда в этот период человек начинает применять «метод отжимной техники», принцип которой описан в трудах испанского писателя XVII в. Торквемады и английского исследователя XIX в. Эдварда Белчера. В качестве охотничьего оружия стал применяться «лук», а найденные костяные наконечники стрел и крючки свидетельствуют о становлении рыболовства в качестве полноценной отрасли хозяйствования.[6]

Представление об условиях обитания на равнинах дала стоянка, обнаруженная в Самарканде на склоне Ивановской балки, на которой была обнаружены следы кострищ, каменные очаги и искусственно созданная землянка. Почти все орудия труда изготавливались из кремниевого камня, но в качетсве метательного орудия встречались и круглые гранитные гальки, которые использовались также для изготовления боласова. В качестве пропитания, в основном, служили луговые и степные виды животных, среди которых была распространёна дикая лошадь. Орудия и стоянки, типичные для общества высшей ступени дикости, встречаются в центральной части Кызыл-кумов, в северной части Кара-кумов Туркмении и пустыне Кара-тау в Казакстане и прочих пустынных и полупустынных районах.[7]

Развитой неолит характеризует переходом к низшей ступени варварства, о чём свидетельствуют стоянка на западной окраине Кызыл-кума у берегов реки Амударья, стоянка по Узгуну в северной части Каракумов, пещерные убежища Сурхандарьинской области и отдельные находки в Ташкентской, Ферганской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей. Особенностями этих стоянок является нахождение т.н. «выемчатого оружия». Орудия труда приобретают форму микролитов. Развивается примитивный гончарный промысел, горно-пастушечье скотоводство и ткачество. Эти факты указывают на связи Хорезма со степными культурами Казахстана, юго-востока Европы и южными культурами наподобие Анау.[8]

Для обитателей низшей ступени варварства был характерен оседлый образ жизни, о чём свидетельствует состав фаунистических остатков отбросов питания и расположение стоянок по берегам водоёмов. В ходе большой Хорезмской экспедиции 1939 года под руководством С.П. Толстова, существование оседлого образа жизни подтверждается открытием древнего жилища на стоянке Джанбас-кала, представляющее собой эллипс 24 на 17 метров и построенного из дерева с перекрытиями из камыша. В середине помещения был расположен большой очаг культового назначения, вокруг которого были расположены небольшие очаги бытового назначения. Число обитателей этого жилища было примерно оценено в 100/125 человек. Этот период был определён С.П. Толстовым как "кельтеминарская культура", датируемая концом IV - началом III тыс. до н.э.[9] Найденные здесь находки дают некоторое представление о степени развитости хозяйства у обитателей Южного Узбекистана. Отдельные находки, характерные для периода низшего варварства, были найдены также в городище старого Термеза, пещерах Ширабада и районах Ташкента, Самарканда и Чуста.

2.3. Бронзовая эпоха

Бронзовая эпоха в истории Узбекистана охватывает III-е тысячелетие - ранние века I-го тысячелетия до н.э.

Характеризуется "тазабагябской культурой", характерной для стоянок скотоводов степной зоны в районах сезонных водоёмов, степях и пустынях Приуралья, Казахстана и южной Сибири, которая сопровождается находками на стоянках в Хорезме плоскодонной грубой керамики и степной бронзы, и "суярганской культурой", названной Я.Г. Гулямовым стоянки №6 периода поздней бронзы, раскопанной в районе Джанбаскала во время экспедиции 1945 и 1946 гг. Для этого периода характерно разделение труда на скотоводов и земледельцев. Появляется имущественная диференциация. Увеличивается значение мужского труда и, собственно, влияние мужчин. Слабая изученность периода бронзы не позволяет точно датировать начало периода обработки меди в Узбекистане, однако количество древних горных выработок встречаются почти во всех горных массивах.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[1]

В этот период берёт своё начало т.н. этногенетическая проблема Узбекистана, которая актуальна и в настоящее время. Памятники этой эпохи очень схожи с памятниками бронзовой эпохи в Поволжье, Украине и Западной Сибири, а сходство с ранее упоминавшейся анаутской культурой отсутствует. По технике, орнаменту и формам изготовления глиняной посуды бронзового периода, она очень близка к памятникам андроновской, срубно-хвалынской и катакомбной культур эпохи бронзы в СНГ. К этой эпохе относится курганное скорченное погребение ок. Янги-юля в Ташкентской области, которое по ритуалу захоронения ближе всего к погребениям срубно-хвалынской культуры Южного Повольжья.[10]

Первая половина I тысячелетия до н.э. является переходным периодом характеризующейся выработкой орудий труда из железа. Данный период освещён не только по вещественным памятникам, но и по древним письменным источникам Китая, Ирана, Греции и др. Народы Средней Азии в этот период имели оживлённые связи с народами Юго-восточной Европы, Южной Сибири, Ирана и Передней Азии.[11]

2.4. Бактрийско-Маргианская культура

Бактрийско-Маргианская культура — одна из цивилизаций бронзового века, которая существовала на территории южного Узбекистана, восточного Туркменистана, северного Афганистана и западного Таджикистана с XXIII по XVIII вв. до н. э. — в одно время с Индской цивилизацией в Пакистане и Древневавилонским царством в Междуречье. С тезисом о существовании такой цивилизации выступил в 1976 г. советско-греческий археолог Виктор Сарианиди. Бактрийско-Маргианская культура в наше время рассматривается как местная доиндоевропейская культура. Характерными для неё являются нерасписная гончарная посуда, двухъярусные гончарные горны, медные и бронзовые литые изделия (ножи, кинжалы, зеркала), глиняные модели повозок, остатки многокомнатных домов, разделённых узкими улочками. Высоко развитые керамика и ювелирное дело указывают на наличие в городах большого числа ремесленников. Печати и прочие артефакты, обнаруженные в ареале существования предполагаемой цивилизации, принадлежат к художественной системе, в корне отличной от цивилизаций Междуречья и долины Инда. Кроме того, пиктограммы на одной из печатей могут свидетельствовать о наличии в поселениях Маргианской цивилизации особой системы письменности. Что касается индоевропейцев, судя по всему индоиранский этнос занимал территорию к северу от оазисов Маргианской цивилизации и возможно активно контактировал с её носителями. Существует также предположение о влиянии Джирофтской цивилизации на Бактрийско-Маргианскую культуру. Во 2 тыс. до н. э. на территорию нынешнего Узбекистана вторглись с запада индо-иранские (арийские) племена, разрушившие культуру прежде обитавшего там народа. Однако через несколько столетий культурное развитие возобновилось.

2.5. Согд, Хорезм, Бактрия, Чач и Фергана в архаический период

Согласно ал-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет c XIII в. до н. э. В начале 1 тыс. до н. э. сложилось несколько центров культуры. К югу от Аральского моря, вдоль р. Амударья в 9-8 вв. до н. э. возникла цивилизация Хорезма, обладавшая развитой ирригацией. Есть сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος - др.-греч. назв. Черного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. - Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[2]

Архаический период в центральной Азии имеет исчисление с VI по IV вв. до н.э.

с/х система и этнический состав расселений

Использование вод рек Амударьи, Сырдарьи и Зерафшана во многом влияло на расселение народов по земле, размеры земледелия и характер связанных с этим верований, культов и культур народов. Искусственное орошение было положено в основу экономики как Востока, так и Средней Азии. В горных районах применялось ручьевое орошение с использованием горных вод. На равнинных землях применяли речное орошение, а в пустынных районах разрабатывалось кязирное орошение, т.е. с использованием отводов грунтовых вод при помощи водосборников. Подземные каналы при персах сооружались на частные средства, за что орошаемые земли передавались этим лицам в пользование на пять поколений. Применялся также лиманный способ орошения, когда дождевая или талая вода направлялась в лиман с посевами.

Исследователь С.П. Толстов и В.А. Шишкин в своих трудах установили, что использование ирригационных систем существовало ещё до ахеменидов (VIII - VII вв до н.э.), а оросительная сеть Хорезма превосходила средневековую ирригационную сеть. Подобные работы могли быть выполнены только силами сельских общин под контролем государственной власти, которая применяла труд рабов-военнопленных. Такими государствами в доахеменейский период являлись Хорезм-Хвайризем и Бактия.[12]

Большое значение в расселении по Средней Азии имеет деление на кочевое и оседлое население. Основными скифскими племенами считались у Страбона даи (дахи), обитавшие за Каспийским морем (ныне Южный Туркменистан), и жившие восточнее - массагеты и саки. Принадлежность последних племён к скифам встречается и у Диодора Сициллийского. Что характерно, в ахеменидских клинописных надписях не применяется термин "скиф": персы называли эти народы "саками", коих разделяли на три. Греческие историки называют среднеазиатские народы скифами и выделяют среди них массагетов, саков и даев. По словам Геродота, массагеты занимали значительную часть равнины в северных Каракумах, низовьях Амударьи и, возможно, до низовьев Сырдарьи. Массагеты скорее всего, были не единым народом, а союзом разных племён с общим именем. После Страбона и Арриана массагеты больше не упоминаются - этот племенной союз, по преданию в который входило пять народов, распался на западные племена аорсов и аланов и восточные, которые являются предками современных туркмен.[13]

внешняя история

Хорезмийцы выращивали пшеницу, ячмень, просо, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. В 7-6 вв. до н. э. они возглавили крупный союз сако-массагетских племен («Большой Хорезм»), контролировавший почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана. Другим центром стал район в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья, получивший название Согд (Согдиана).

Древнейшим государственным объединением Средней Азии является также Древнебактрийское царство (письменные источники называли его Бахди в "Авесте", Бактриш в Бехистунской надписи, Бактриана у античных авторов, царство, истоки которого уходят далеко в прошлое) , имевшее связи с Ассирией, Новым Вавилоном, Мидией и Индийскими княжествами. Согласно античной историографии, в период гегемонии Ассирии, в 9-7 вв. до н.э. имел место "ассирийский поход" в Бактрию для установления контроля над лазуритом. По сведениям Ктесия Книдского, жившего при дворе Артаксеркса II (404 — 359 г. до н. э.), уже в 8 в. до н.э. существовало крупное Бактрийское царство, которое подверглось нападению ассирийский войск во главе с царем Нином - мужем легендарной Семирамиды и даже вошло в состав Ассирии. В одном из документов говорится, что царь Ашшурбанипал вызывал для помощи войска из Бактрии и Согда. Об осаде Бактрии ассирийским царем сообщает Ксенофонт. По Ктесию, во время войны Мидии и Ассирии бактрийцы сначала выступили в качестве союзников ассирийцев, а потом перешли на сторону Мидии. В 7-6 вв. до н.э. Древнебактрийское царство охватывало территории долин Сурхана, Кашкадарьи и Зарафшана, включала в себя Маргиану и Согд. Изделия бактрийских мастеров из золота, камня и бронзы снискали славу в Китае, Персии, Европе. Крупнейшие города располагались на месте Кызылтепа, Ер-Кургана, Узункыра и Афрасиаба. Квинт Курций Руф пишет: "Природа Бактрии богата и разнообразна. В некоторых местах деревья и виноградники дают в изобилии сочные плоды, тучную почву орошают многочисленные источники. Где почва мягкая, там сеется хлеб, а остальные земли оставляются под пастбища". Основным занятием населения было поливное земледелие. Немаловажную роль в жизни общества играли ремесло и торговля. В 6 в. до н. э. в Среднюю Азию вторглись войска персидской державы Ахеменидов.

Сопротивление жителей Средней Азии было сломлено. При царях Кире II и Дарии I Хорезм и Согд вошли в состав Персидского государства, поставляя в казну серебро, драгоценные камни и солдат для персидского войска. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов. После присоединения главных оседлых оазисов персы непосредственно столкнулись со второй военно-политической силой — союзом кочевых племен. Во главе этого союза стояла женщина — Томирис, а сами племена по одной из версий, повествующих об этих событиях, именовались массагетами. У массагетов имелась и тяжелая конница, причем бронзовые панцири одевали и на боевых коней. Армия Кира переправилась в 530 г. до н. э. через большую реку, скорее всего через Амударью, и здесь первоначально персам удалось заманить в ловушку и уничтожить часть войска противника. Однако затем отряды Томирис после жестокой схватки наголову разгромили врага, погиб и сам Кир. Сохранился даже рассказ о том, что предводительница кочевников велела отрубить мертвому Киру голову и погрузить ее в мех, наполненный кровью, чтобы насытить ею кровожадного врага. В 6 веке до н.э. территория города Мараканда, а также большей части всей Средней Азии после продолжительной и упорной борьбы была захвачена персами, под предводительством ахеменидского царя Кира Великого. Прежде чем персам удалось захватить легендарный город, борьба между двумя враждующими лагерями продолжалась почти 200 лет. Преданно отстаивая свое право на свободу, местное население явилось прекрасным примером мужества и героизма. Об этом времени рассказывает в своей исторической работе античный писатель Полиен. Ветхие страницы его труда поведали миру историю о подвиге пастуха по имени Ширак из племени саков. Он взял на себя смелость вывести тайными путями персидский отряд царя Дария I в тыл восставших соплеменников. В течение семи дней отважный пастух вел отряд ни о чем не подозревавших врагов по пустыне, заводя их все дальше и дальше с той целью, чтобы они никогда больше не смогли вернуться обратно в цивилизованный мир. Хитроумный, но гибельный для самого Ширака план безусловно удался. После недельного путешествия, умирая от жажды и жары, персы догадались об истинном замысле пастуха. Они угрожали его убить, если он не выведет их обратно, но для Ширака обратного пути не существовало. Враги убили его. Однако это не спасло их от гибели. Так, Ширак отдал в жертву свою собственную жизнь ради той небольшой победы, которую он принес своему народу. Эта легенда легла в основу замечательного романа писателя Явдата Ильясова "Тропа гнева". В 6 в. до н. э. в Среднюю Азию вторглись войска персидской державы Ахеменидов.

3. Эпоха эллинизма и Великих Кушан

В 4 в. до н. э. персидская держава ослабела, а затем рухнула под ударами армии Александра Македонского. В 329 до н. э. Александр вступил в Согдиану и занял ее столицу — Мараканду (современный Самарканд). Но возглавивший местное население Спитамана (Спитамен) поднял восстание против македонцев, с которым завоеватели, несмотря на жестокие карательные меры, не могли справиться вплоть до убийства Спитамена кочевниками в 328 до н. э. Стремясь закрепить свою власть над Согдом, Александр строил новые и восстановил старые города, заселяя их смешанным греко-согдийским населением. Независимость обрел Хорезм: его царь Фарасман (Фратаферн) вел в 328 до н. э. переговоры с Александром Македонским. В последующие столетия Хорезм переживал расцвет: расширялись оросительные системы, были построены новые города Базар-кала и Джанбас-кала, культовые центры, развивались ремесло и искусство. Во 2 в. до н. э. страна попала под верховную власть кочевого государства Кангюй.

Согд после смерти в 323 до н. э. Александра вошел в состав государства, созданного одним из его военачальников — Селевком, женатым на дочери Спитамена. В 250 до н. э. от державы Селевкидов отпало Греко-Бактрийское царство, возглавляемое греко-македонскими правителями. В эту эпоху в Средней Азии расцвела эллинистическая культура. Прогрессировало ремесленное производство, росли города. Совершенствовались полеводство, садоводство и виноградарство. На территории Ферганы выращивались рис, пшеница, виноград и люцерна, возникло и развилось виноделие. В середине 2 в. до н. э. царство распалось. В последующие десятилетия Согд был завоеван кочевым племенем кушан, которое подчинило себе и Хорезм. Огромная Кушанская держава включила в свой состав Среднюю Азию, часть современного Афганистана и Северную Индию. Его царь Канишка принял буддизм. В 1-3 вв. города Средней Азии превратились в центры административной жизни, ремесла и торговли. Через территорию современного центрального Узбекистана и Фергану протянулся один из основных маршрутов Великого Шелкового пути. Среднеазиатские владения пользовались в Кушанском государстве известной автономией. В Хорезме правила собственная династия с центром в городище Топрак-кала, а затем — в Кяте (ок. современного города Беруни). Население исповедовало местную форму зороастризма, на искусство оказывали влияние буддизм и эллинизм. Согдийские купцы и буддийские монахи вели активную деятельность в Китае и Индии.

4. Экспансия Китая

5. Крушение Кушанского царства и приход эфталитов

6. Вторжение Арабов

7. Махмуд Газневи и тюрки-сельджуки

8. Держава каракитаев

9. Хорезмшахи

10. Под властью монгольских правителей

11. Правление Тамерлана и Тимуридов

Узбекское ханство (1428—1500)

В результате распада Золотой Орды на территории южного Казахстана образовалось Узбекское ханство.

Бухарское ханство (1500—1920)

· В 1500 на территория Узбекистана оказалась захваченной Узбекским ханством. Они были мусульманами, а Золотая Орда приняла ислам при хане Узбеке, то они себя называли в его честь узбеками. Шейбани основал новое узбекское государство со столицей в Бухаре.

При Шейбанидах (1510—1597) и наследовавших им Аштарханидах (1597—1737) история Бухарского ханства представляет ряд междоусобиц и войн, которые вели владетели Бухары с Персией и Хорезмом.

Из Шейбанидов в особенности замечателен Абдуллах-хан, ревностно заботившийся о процветании и счастье своего народа. Правитель этот в течение своего более чем сорокалетнего царствования построил множество учебных заведений, мечетей, бань, караван-сараев и мостов, развел тенистые сады в главных городах ханства, устроил почтовое сообщение, и вообще был усердным покровителем земледелия, торговли и науки. Имя Абдуллах-хана и поныне пользуется необыкновенной популярностью в Бухаре; в глазах бухарца каждый памятник прежних времен кажется результатом щедрости и любви к изящным искусствам этого правителя. Правление Шейбанидов ознаменовалось также постепенным обособлением восточно-магометанского мира от западного и необыкновенным возвышением власти и влияния ученых мулл и богословов, вследствие чего богословские науки заняли в медресе Бухары первое место.

Аштарханидов сменила династия Мангыт (боковая ветвь, по женской линии, Джучи, сына Чингисхана), члены которой правили Бухарой до революции в России.

Хивинское ханство (1598—1919)

В 1598 году Амударья отступила от прежней столицы Хорезма Ургенч (в прошлом Гургандж) и столица была перенесена на новое место в Хиву. С этой даты свою существование начало Хивинское Ханство.

Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Аральское море, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река смещалась со своего курса несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира.

Итак, в 1598 Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-ти вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.

Россия аннексировала часть Хивинского ханства, в 1873 году (отчасти потому, что торговля рабами в Хиве, вызывала страх в южной России, туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре).

Кокандское ханство (1709—1876)

Ханство было основано в 1709, когда Шейбанид Шахрух II из узбекского племени минглар основал независимое владение в западной части Ферганской долины. Он построил крепость в небольшом городе Коканде, ставшем столицей ханства. Однако необходимо было обосновать право династии на власть, в связи с чем утверждалось происхождение династии от Тамерлана.

По местным преданиям, знаменитый султан Бабур, потомок Тамерлана, направлялся из Самарканда в Индию через Фергану, где одна из жен его разрешилась мальчиком по дороге между Ходжентом и Канибадамом; ребенка, прозванного Алтун-башиком († в 1545), приютил кочевавший там узбекский род Минг (откуда и название династии), когда же выяснилось его происхождение, Алтун-башик провозглашен был бием и поселился в Асхы. Звание бия стало наследственным в его потомстве. Один из потомков Алтун-башика, Абду-Раим, поселился в кишлаке Дикан-Тода, но впоследствии главным местом его пребывания сделался город Коканд, который он основал около 1732 г. и который первоначально назывался Иски-Курган или Кала-и-Раим-бай (по имени основателя своего). Абду-Раим, пользуясь междуцарствием в Бухаре, предпринял поход на это ханство, занял будто бы Самарканд, Катты-Курган, добирался и до Шахри-сябза, но ограничился лишь тем, что заключил мир с тамошним правителем и женился на его племяннице, после чего вернулся в Ходжент, где и был убит своими приближенными (около 1740 г.). Между тем персидский шах Надир в 1740 г. занял Бухару и изгнал кокандцев из Самарканда. Брат и преемник Абду-Раима, Абду-Керим-бий, окончательно поселился в Иски-Кургане, который с этого только времени (1740) получает название Коканда(На самом же деле Коканд — город, несравненно более древний. Арабские путешественники Х в., Истахри и Иби-Хаукаль, упоминают о городе Ховакенде или Хоканде, который по расстоянию от Шашской реки (Сырдарья) и от Асхы соответствует нынешнему Коканду; надо поэтому думать, что в XVIII в. вся деятельность «основателей» этого города заключалась в устройстве урды (дворец) и возведении городских стен.).

Абд аль-Карим, и Нарбута Бег расширили владение. Однако, и Абд аль-Карим и Нарбута были вынуждены платить дань Китаю в 1774—1798 (это является основанием для периодических китайских территориальных претензий к государствам Центральной Азии).

Сын Нарбута Бега, Алим используя таджикских горцев завоевал западную половину Ферганской долины, включая Ходжент (Ленинабад) и Шаш (включая Ташкент). Он был убит братом Омаром в 1809. Сын Омара, Мохаммед Али (Мадали-Хан) поднялся на трон в 1821, в возрасте 12 лет. Во время его правления ханство занимало наибольшую площадь. Ханство подчинило себе племена Северной Киргизии и Южного Казахстана. Для обеспечения контроля за этими землями в 1825 были основаны крепости Пишпек и Токмак.

В 1842 бухарский эмир Насрулла напал на Кокандское ханство. В эти же годы в ханстве активизируется борьба со стороны племянника Мадали-Хана — Шир-Али, переросшая в гражданскую войну и этнические конфликты. В 1845—1858 (а также в 1865, после периода подчинения Коканда Бухарскому эмиру) во главе ханства стоял сын Шир-Али — Худаяр.

С 1855 киргизские и казахские племена подчинённые ханству, стали переходить в российское подданство. Это привело к вооружённым конфликтам ханства с российскими войсками. В 1865 Ташкент был занят войсками Российской империи, в следующем году — Ходжент. В это же время Якуб Бег, бывший правитель Ташкента, бежит в Кашгар, ставший на время независимым от Китая.

Коммерческое соглашение с Россией 1868 года фактически сделало Коканд зависимым от неё государством. Недовольство населения внутренней политикой Худаяра привело к восстанию(1873—1876). Восстанием руководил Пулад-Хан, выдававший себя за законного наследника престола. Первоначально восставшие надеялись на помощь России, но российские власти не решились помогать восставшим. Поэтому захватив власть в 1875 Пулад-Хан начал проводить антироссийскую политику, и тогда Россия под предлогом защиты законного хана ввела войска, что привело к штурму Коканда войсками под руководством генералов Кауфмана и Скобелева в марте 1876. Пулад-хан был пойман и казнён, а ханство было ликвидировано. Земли Кокандского ханства вошли в Ферганскую область российского Туркестана.

16. Узбекистан в составе СССР

27 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии (Туркестон Мухториати) во главе с Туркестанским Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства. Кокандское правительство объявило о намерении созвать 20 марта 1918 года свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — представителям немусульманского населения. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. В январе 1918 г. в ответ на предъявленный Советами ультиматум Шокай отказался признать их власть. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией[2], в состав карательного отряда вошли красноармейцы ташкентского гарнизона и армянские дашнаки. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили древний город. Ответом на разгром Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, названное большевиками басмачеством и ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы[3].

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошла Великая Октябрьская революция. В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика — РСФСР — со столицей в Петрограде. В марте 1918 года Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанскую Автономную ССР в составе РСФСР. Земли Кокандского ханства (в том числе Ташкент) вошедшие в состав Ферганской области Туркестанского Генерал-Губернаторства ещё в марте 1876 года также формально вошли в состав РСФСР. Де факто протектораты Российской империи — Хивинское ханство и Бухарский эмират остались на короткое время официально независимыми от реформируемой большевиками России.

В ходе гражданской войны часть населения поддержала Красную Армию, которая в 1919 заняла Коканд, Бухару и Хиву. Другая часть, в основном феодально-байские элементы и мусульманское духовенство, образовала вооруженное националистическое движение («басмачество»), поддерживаемое иностранными кругами (прежде всего- Турции). Основные силы басмачества разгромлены Красной Армией при поддержке населения в 1922, отдельные отряды окончательно сдались в 1933.

В феврале 1920 года Хивинское ханство и Бухарский эмират были захвачены Красной Армией и вместо них были образованы Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики.

26 августа 1920 года Сыр-Дарьинская и Семиреченская части Туркестанской АССР, населённые казахами, были включены в Киргизскую АССР в составе РСФСР.

В сентябре 1924 г. Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики были преобразованы в социалистические республики, но через месяц расформированы в связи с вхождением в состав Узбекской и Туркменской ССР.

14 октября 1924 года была образована Таджикская АССР в составе Бухарской ССР, а также выделена Кара-Киргизская автономная область (нынешняя Киргизия) в составе Киргизской АССР (нынешний Казахстан).

27 октября 1924 года по национально- государственному размежеванию образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР. В состав Узбекский ССР вошла Бухарская ССР вместе с Таджикской АССР и одной из трех областей, на которые разделили Хорезмскую ССР. Другая треть Хорезмской ССР была преобразована в Каракалпакскую АО в составе Киргизской АССР. А оставшаяся треть была преобразована в Туркменскую ССР.

Первой столицей советского Узбекистана в 1924 г. стал Самарканд. В 1930 году столица перенесена в Ташкент. 1 февраля 1926 года Кара-Киргизская АО была выделена из состава Киргизской АССР и преобразована в Киргизскую АССР, в то время как бывшая Киргизская АССР превратилась в в Казахскую АССР. 16 октября 1929 года из состава Узбекской ССР была выделена Таджикская АССР и преобразована в Таджикскую ССР, которая 5 декабря 1929 года включена в состав СССР. 5 декабря 1936 года Киргизская и Казахская АССР были выделены из состава РСФСР и официально вошли в Союз ССР на правах ССР, а также Каракалпакская АО была присоединена к Узбекской ССР на правах автономной ССР.

Находясь в составе СССР, Узбекистан из отсталого колониального региона превратился в индустриально — аграрную республику, с развитой легкой и пищевой промышленностью, в десятки раз выросла тяжелая промышленность. Были построены крупнейшие тепловые (Ташкентская, с 1971, Сырдарьинская, с 1975, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская, с 1972), началась разработка газовых (месторождение Газли, с 1961) и нефтяных месторождений и др. Появились совершенно новые для республики отрасли машиностроения (электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная и др.) Созданы новые крупные районы хлопководства, Узбекистан стал мощной хлопковой базой СССР. Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом коллективизации, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, принявшей массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Уровень грамотности поднялся с 4 % (1897) до 99 % (1977), в советский период открыты большинство ВУЗов страны (в том числе Ташкентский университет, с 1918), основана Академия наук Узбекской СССР (1943), театры (в том числе в 1919 — Узбекский театр драмы, в 1939 — Узбекский театр оперы и балета).

С 1959 по 1983 год республикой руководил Шараф Рашидов, своим выдвижением в значительной степени обязаный занятой им твёрдой позиции в борьбе против националистических тенденций в республике. Период его правления считается одной из самых лучших страниц в истории Узбекистана, хотя в 1969 году в Ташкенте состоялись массовые беспорядки на межэтнической почве, узбекское население города нападало на славян, хотя все помнят помощь всего Союза после ташкентского землетрясения 1966 года. В начале апреля 1983 г. по указанию нового генерального секретаря КПСС Ю.Андропова была создана комиссия по так называемому "хлопковому делу", её работу возглавили Т. Х. Гдлян и Н. В. Иванов. От Генпрокуратуры Союза ССР работу комиссии курировал начальник следственной части союзной Прокуратуры Г. П. Каракозов. В ходе расследования обнаружились гигантского размера подтасовки в отчетности, целая система коррупционных практик, охватившая чиновников высшего звена республиканской администрации, масса случаев нарушения законности; сотни чиновников, хозяйственных и партийных работников были смещены со своих постов или назначены на другие должности, многие арестованы. 30 октября 1983 г. Ш. Р. Рашидов покончил жизнь самоубийством. В современной узбекской традиции «хлопковое дело» считается несостоятельным и задуманным изначально, как способ ослабить местный партийный аппарат, поставив его под контроль центрального правительства.

После вспышки насилия в Ферганской долине в 1989, когда в результате межнационального конфликта между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек, из республики выехало несколько десятков тысяч турок-месхетинцев и большое количество представителей иных национальностей. Пришедший к руководству республикой Ислам Каримов с июня 1989 стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана.

В марте 1990 Верховным Советом Узбекской ССР учрежден пост пост президента республики, первым президентом Верховный Совет избрал И. А. Каримова. В октябре 1989 Верховный Совет объявил узбекский язык — государственным языком, русский язык — языком межнационального общения. 1989—1990 кризисных явления в экономике привели к усилению сепаратистских настроений. Несмотря на это, на референдуме в марте 1991 года, большинство населения проголосовало за сохранение СССР. После неудавшейся попытки государственного переворота (ГКЧП, 19 августа 1991), 31 августа 1991 года, вслед за другими республиками, Верховным Советом провозглашена независимость и суверенитет Республики Узбекистан, а 18 ноября 1991 принят Закон «О Государственном флаге Республики Узбекистан». Однако часть полномочий ещё была у союзных властей. На выборах в декабре 1991 президентом был избран И.Каримов. 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате, Узбекистан присоединился к СНГ. 26 декабря сессия Верховного Совета СССР (в числе которой были представители и Узбекистана) приняла решение о прекращении существования СССР.

17. Лидеры Узбекистана в советский период

С даты образования Узбекской ССР вплоть до 1937 года председателем СНК Узбекской ССР был Файзулла Ходжаев (1896 — 15.03.1938).

17 февраля 1925 года Юлдаш Ахунбабаев (01(13).07.1885 — 28.02.1943) был назначен Председателем Центрального Исполнительного Комитета Узбекской ССР (с 21 июля 1938 года Председатель Президиума Верховного Совета УзССР) до последних дней руководивший республикой.

С 19 июня по 21 июня 1938 года Усман Юсупович Юсупов (01.03.1900 — 07.05.1966) временно исполнял обязанности Председателя Верховного Совета Узбекской ССР. 22.03.1943 — 14.03.1947 — Абдували Муминов
17.03.1947 — 21.08.1950 — Амин Ирматович Ниязов (1903—1973)

21 августа 1950 года председателем Президиума Верховного Совета избран Шараф Рашидович Рашидов, с 1959 — первый секретарь ЦК Коммунистической партии Узбекистана.

Председатели Президиума Верховного Совета в последующие годы:
24.03.1959 — 25.09.1970 Насриддинова Ядгар Садыковна (род.26.12.1920)
25.09.1970 — 20.12.1978 Назар Маткаримович Матчанов (род.01.01.1923)
20.12.1978 — 18.12.1983 Инамжон Бузрукович Усманходжаев (род.21.05.1930), с 1983 — первый секретарь ЦК Коммунистической партии Узбекистана.
21.12.1983 — 09.12.1986 Акил Умурзакович Салимов (1928)
09.12.1986 — 09.04.1988 Рафик Нишанович Нишанов (15.01.1926), с 1988 — первый секретарь ЦК Коммунистической партии Узбекистана
09.04.1988 — 06.03.1989 Пулат Киргизбаевич Хабибуллаев (14.10.1936)
06.03.1989 — 24.03.1990 Мирзаолим Ибрагимович Ибрагимов (1928)

24 марта 1990 Верховный Совет Узбекской ССР избрал первым Президентом республики Ислама Каримова.

Основная статья: Лидеры Узбекистана

18. Независимый Узбекистан

Независимость Узбекистана была провозглашена 31 августа 1991 года, через несколько дней после подавления путча ГКЧП в Москве. Хотя некоторые институты, существовавшие в Узбекистане в рамках СССР, оставались даже до 1992 года, например, Туркестанский военный округ и его командование в Ташкенте. Продолжали свою работу депутаты от Узбекистана в Верховном Совете СССР (вплоть до 26 декабря 1991).

На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 Республика Узбекистан была принята в ООН.

Основными задачами власти являются поддержание стабильности в республике и укрепление власти. Официально в Узбекистане — многопартийная демократическая система, но оппозиционные группы преследуются. После установления суверенитета страну бессменно возглавляет И. А. Каримов, выигравший президентские выборы 1995, 2000 и 2007 годов.

Значительную угрозу государственному строю Узбекистана составляли на рубеже веков исламские радикалы, которые с 1999 перешли к терроризму. В 1999 и 2000 годах воинствующие исламистские группировки пытались силой свергнуть правительство, вторгаясь из труднодоступных горных районов соседнего Таджикистана. Шестнадцать человек были убиты и сотни ранены в Ташкенте во время взрывов, организованных в феврале 1999 года, предположительно боевиками тех же группировок.

13 мая 2005 в стране имели место массовые беспорядки, повлекшие многочисленные человеческие жертвы. После этого Узбекистан переориентировал внешнюю политику, закрыл для американских ВВС базу Карши-Ханабад, использовавшуюся с 2001 для воздушной поддержки операций в Афганистане, официально заявил о выходе из организации ГУУАМ, чьи позиции становятся всё более антироссийскими, 14 ноября 2005 года заключил «Договор о союзнических отношениях между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией», вступил в ЕврАзЭС. 12 декабря 2008 года — В Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента И.Каримова. 16 августа 2006 в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к Организации Договора о коллективной безопасности.

Узбекистан в темах

Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Лидеры • Карты
Портал «Узбекистан»

{{{содержание}}}