Главная              Рефераты - История

Теория и практика нацизма в 30-е годы в Германии - реферат

Содержание .

1. Введение ………………………………………………3

2. Идеология……………………………………………...6

2.1 истоки нацистской идеологии ……………………6

2.2 идеологические предпосылки ………………….....7

2.3 роль Гитлера и нацистской партии ……………... 8

3. Практика нацизма в 30-е годы……………………… 11

3.1 Приход нацистов к власти …………………………. 11

3.2 Популистский подход ………………………………. 12

3.3 Законодательный подход …………………………… 13

3.4 Экономический подход …………………………….. 17

3.5 Полицейский подход ……………………………….. 19

4. Заключение ………………………………………….. 21

1.Введение

Тема нашей работы «Антисемитизм – идеология и практика нацизма в 30-е годы ». Оъбект нашего исследования – национал-социализм (нем. Nationalsozialismus , сокращённо нацизм). Нацизм (от назв. Национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их "полноценности". Его истоки кроются в глубине веков. На протяжении всей истории человечества происходили различные события, которые соотносятся с понятием национализма. Конечно, самым ярким и жестоким проявлением нацизма стал его расцвет в XX веке, как известно, закончившийся поражением этой идеологии по завершении II Мировой Войны. Однако и сейчас проблема существования подобных идеологий и людей, поддерживающих такие учения, стоит довольно остро. И легко можно встретить различные течения, основывающиеся на нацистской идеологии. Безусловно, одним из наиболее болезненных воспоминаний человечества и печальнейшей страницей истории останется нацизм. Как социальное, политическое, духовное явление, нацизм продемонстрировал "черную сторону" человеческой натуры, заставил задуматься человека над собственной сущностью, над поставленными целями и средствами их достижения. Утвердившаяся в общественном сознании начала XX века мысль о том, что жестокость и вероломство - это черта "остальных" "слаборазвитых" народов, не имеющих представления об этических приоритетах цивилизованного европейца, оказалась отчаянным заблуждением. Один из наиболее парадоксальных и варварских конструктов. Нацизм, возник в "сердце" человеческой цивилизации - в Европе и оказался причиной массовой гибели многих миллионов людей и крупнейшей за всю историю войны. Сущность этого явления определяли расизм, агрессия, массовый террор, отрицание истории и современности, социальная демагогия.

В Германии нацизм возник и развивался как следствие послевоенного кризиса и тяжелейшего политического положения, создавшегося в Веймарской республике. Несомненно, Гитлер был доминантной фигурой всего движения, именно ему удалось повлиять на события во всем мире, и поэтому при анализе нацизма как исторического феномена, его личность и мировоззрение приобретают особый вес.

Нацизм отличается от итальянского фашизма и других фашистских движений. В каком-то смысле нацизм был гораздо более экстремистским, чем другие течения подобного типа. Но самое существенное различие возникло по вопросу об отношении к расизму и антисемитизму. Согласно христианскому пониманию, нацизм - это разновидность идолопоклонства, при котором идолом является нация. Поэтому нацизм, как правило, всегда связан с антисемитизмом и расизмом - ибо, если какая-либо нация становится идолом, то, естественно, другие нации оказываются на положении "людей второго сорта".

Именно этот аспект политики национал-социализма представляется нам наиболее интересным и актуальным, поэтому в качестве предмета нашего исследования был выбран антисемитизм .

Что же такое антисемитизм и в чем заключается важность и актуальность этой работы?

Антисемити́зм (устар . юдофо́бия ) — разновидность ксенофобии, идеология враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе, проявляющаяся в преследовании, унижении, насилии, нагнетании вражды и неприязни, дискриминации и нанесении ущерба по отношению к личности, общественной группе или части населения, по признаку принадлежности к еврейскому народу или из-за еврейского этнического происхождения и религиозной принадлежности к иудаизму1 . В

настоящее время термин обозначает враждебность по отношению к евреям, а не ко всем народам семитской языковой группы.


1 http://ru.wikipedia.org

Антисемитизм проделал долгий и серьёзный исторический путь прежде чем оформиться в Германии в целостную идеологию и серьёзное политическое движение. Антисемитизм в различных своих проявлениях существует с античных времен вплоть до настоящего времени. Идеи антисемитизма в различные эпохи нашли свое отражение в политике и обществе многих государств ( в том числе и в Российской империи ). Но именно в Германии ХХ века расовый антисемитизм привел к столь непоправимым и трагическим последствиям. Актуальность нашего исследования заключается в том, что антисемитизм и по сей день является влиятельным фактором в жизни целого ряда стран и в международных отношениях. В последние годы в мире определились три очага антисемитской пропаганды: арабские государства; группировки “новых левых”; страны бывшего СССР и страны Восточной Европы.

Цели нашей работы :

· Проследить, как проходило становление и формирование антиеврейской политики в 1933-1939 гг.

· Определить основные стадии и центральные моменты этой политики.

В процессе написания реферата мы столкнемся с работами следующих авторов: Галкин А.А., Дан Михман, Иеахим Вайц, Фест И.

Выводы содержаться в заключении.

2. Идеология

2.1 истоки нацистской идеологии

Говоря об идеологии национал-социализма, и в первую очередь о расовой теории и антисемитских взглядах, было бы неправильно не коснуться истории её формирования и не упомянуть некоторых деятелей, чьи идеи впоследствии стали неотъемлемой составной частью идеологического багажа нацизма.

Расовая теория имела иностранное происхождение. Она возникла в середине XIX века в качестве учения, оправдывавшего колониальную политику, в работах Ж.А. Гобино, де Ляпужа и др. английских и французских последователей. В Германии же на первых порах она не нашла серьезного отклика, так как в то время перед правящими классами стояли тогда совсем другие национальные и политические задачи. В последней трети XIX в. ситуация изменилась. Тогда германский империализм почувствовал себя достаточно сильным, готовым приступить к проведению имперской политики. Внезапно почва для идей Гобино оказалась весьма плодотворной и они дали в Германии мощные плоды.

Хаустон Стюард Чемберлен (не немец, а принявший германское подданство англичанин) оказался главным «садовником», пересадившим это иностранное растение на немецкую почву. Его можно считать своего рода «пионером» на этом поприще. Правда, работы Чемберлена не отличались оригинальностью. Они представляли собой своеобразный мостик между взглядами старой реакции и наследующего ей нацизма. В работах Чемберлена встречаются и расизм и многие другие идеи, ставшие впоследствии неотъемлемой частью национал-социализма. Хотя, свойственный ему антисемитизм не носил столь патологически- биологического характера и ему было чуждо «заигрывание» с социализмом, нацистскую идеологию невозможно представить без взглядов, кот проповедовал Чемберлен.

Но Чемберлен не был одиночкой и вскоре на книжный рынок хлынул поток аналогичных трудов. Наибольшую известность среди них получили работы Людвига Вольфмана, и прежде всего, его «Политическая антропология».

Но особенно интересны, с точки зрения изучения истоков нацистской идеологии, работы Евгения Дюринга. В них особенно ярко представлен элемент соединения антисемитизма и социализма – прием, который впоследствии широко использовался национал-социалистами.

2.2 Идеологические предпосылки

Почему же расизм и антисемитизм возымели успех? По мнению некоторых исследователей, они были, своего рода, формой преодоления «комплекса неполноценности»2 . Этот комплекс был свойственен мелкому буржуа и вообще обывателю, особенно остро воспринимавшему неустойчивость своего социального положения. Для таких категорий людей антисемитизм мог послужить методом самоутверждения, позволяющим даже самому опустившемуся обывателю чувствовать себя существом высшего порядка по сравнению с другими (быть может более преуспевающими и умными), не имеющими привилегии родиться от лиц более ценной расы или национальности.

В качестве объекта нацистами изначально были выбраны евреи. Выбор этот был неслучайным. В Германии имелось значительное еврейское меньшинство. В результате ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. евреи получили гражданское равноправие. Экономическая активность еврейского народа в сфере предпринимательства и торговли усилилась. Ряд граждан еврейской национальности занимал заметные позиции в области культуры, в публицистике. Евреи выделялись своим активным участием в самых различных сферах жизни Германии. Консервативная часть Германии наблюдала за этим процессом с глубоким недовольством, что способствовало оживлению бытового антисемитизма.

2 Галкин А.А. «Германский фашизм» М. 1989.

Евреев обвиняли в организации революционного хаоса, положившего начало многим новым преобразованиям, и в процессе создания республики. Еврей Курт Эйснер возглавил «Республику Советов» в Баварии, еврейка Роза Люксембург сыграла ключевую роль в «восстании Спартака» в Берлине. В Веймарской республике многие евреи входили в ряды умеренно левых и либеральных партий. Они были заняты во всех сферах экономической, культурной и интеллектуальной жизни. Например, автором Веймарской конституции стал еврей Гуго Прейсс (нем. Hugo Preuß) .

В глазах многочисленных противников Веймарской республики активное участие евреев в жизни страны служило дополнительным доказательством их вины в несчастьях, постигших отечество, - ведь эти несчастья открыли евреям путь в высшие слои немецкого общества.

2.3 роль Гитлера и нацистской партии.

Как уже было сказано выше, Гитлер был доминантной фигурой всего движения. Его опыт, мировоззрения, расизм, неприятие демократии и, конечно, антисемитизм отразились на нацистской идеологии и её принципах. «Народ и раса»-основа его мировоззрения. Поразительно, что о чем бы не писал или говорил Гитлер, все и всегда неизменно связно с еврейством. Основные идеи Гитлера нашли отражение в программе НСДАП, многие из них были изложены в автобиографической книге «Моя борьба» («Майн кампф», нем. Mein Kampf).

Уже в своем первом политическом сочинении (16.01.1919) Гитлер писал о евреях следующее:

«Итак, среди нас живет чужая раса, которая не хочет и не может пожертвовать своими расовыми чертами, отречься от своих чувств, мыслей и стремлений, но пользуется теми же политическими правами, что и мы сами. И если чувства евреев обращены лишь на материальную сторону жизни, то в еще большей мере это относится к их мыслям и стремлениям…Он (еврей) воздействует на общественных лидеров византийской лестью, подрывает национальную гордость и силу нации глумлением и бесстыдными клеветническими учениями. Его оружие – это общественное мнение, но не то, которое находит выражение в открытой печати, а сфабрикованная подделка взглядов и мнений. Его сила – сила денег, крепнущая с помощью процентов и накладывающая на другие народы опаснейшее ярмо... Все, что поддерживает людей в их стремлении к лучшему, будь то религия, социализм, демократия – для него (еврея) лишь средство удовлетворения его жажды денег и власти. Его деятельность ведет к деградации наций, среди которых он живет…»3

В этом же сочинении Гитлер пишет о роли антисемитизма, который должен принять форму законной борьбы. Цель антисемитизма представляется ему в ликвидации привилегий для евреев и их тотальной депортации.

Первая программа НСДАП, известная как «Программа 25 пунктов», положила начало будущей антисемитской политики Рейха. Программа была выработана Гитлером и Антоном Дрекслером.. Наиболее важными и интересными, в связи с темой нашей работы, для нас являются пункты 4, 5 и 6. Так например, в четвертом пункте программы говорилось: «Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Ни один еврей не может относиться к германской нации и быть гражданином Германии ». В идеале, Германия должна быть очищена от евреев. Но пятый пункт программы разрешал им пребывание в стране: «Тот, кто не является гражданином Германии, может проживать в ней как гость, на правах иностранца ». В шестом пункте вводится ограничение для государственных служащих: «Право избирать и быть избранным должно принадлежать исключительно гражданам Германии. Поэтому мы требуем, чтобы все должности любого уровня - имперские, областные или муниципальные занимали только граждане Германии ».

«Программа 25 пунктов» лишь определила цели. О том, как этих целей


3 Deuerlein E. Der Aufstieg der NSDAP in Augenzeugenberichten. Munchen. 1978, S 91-93

достигнуть в ней не было ни слова. У Гитлера и его ближайшего окружения пока не было ясного плана по реализации антиеврейской программы партии.

Итак, нацизм не был обычным политическим или обычным тоталитарным явлением. Часто возникает вопрос о роли антисемитизма в становлении идеологии нацизма. В подъеме нацизма решающую роль сыграли другие факторы: отсутствие демократических традиций в Германии, шаткость Веймарской республики, экономический кризис, политическое интриганство. Вместе с тем, видно, что антисемитизм являлся настолько важным элементом нацистской идеологии, что его невозможно было игнорировать. Ненависть к евреям настолько распространилась и укоренилась в Германии, что её нацистский вариант не отпугнул общественность.

Подводя итог данной главе, отметим основные пункты идеологии нацизма:

- Социал-дарвинизм и расизм;

- Мистицизм;

- Антимарксизм;

- Антилиберализм и антипарламентаризм;

и, наконец, связывающий все пункты идеологии в единую систему:

- антисемитизм.

3. Практика нацизма в 30-е годы.

3.1 Приход нацистов к власти.

30 января 1933 г. Гитлер был назначен на пост рейхсканцлера, то есть на пост премьер-министра Германии. Разумеется, официальное назначение Гитлера на этот пост – важнейший легальный шаг на пути нацизма к полному захвату власти. Но до абсолютной победы нацизма предстояла еще упорная борьба, без которой успех не был окончательным. В конечном итоге, даже после назначения Гитлера рейхсканцлером, абсолютная власть нацистов в Германии все еще оставалась под вопросом в силу некоторых обстоятельств (например, у нацистов не было абсолютного контроля над самим имперским правительством; у НСДАП не было полной монополии; не была устранена и главная причина общественного недовольства: экономический упадок).

Неверно было бы считать, что 30 января 1933 г. все было решено и уже не существовало пути назад от тоталитарного господства нацистов. Само по себе назначение Гитлера на этот пост вовсе не превратило его автоматически во всемогущего властелина Германии. Поэтому укрепление основ своей власти и устранение любых политических сил, препятствующих этому, стало первоочередной задачей Гитлера. Вот почему в первые дни своего правления он не проводил никакой последовательной антиеврейской политики. Гитлер отнюдь не отказался от своей антисемитской идеологии. Тем не менее, инициатива первых аниеврейских акций исходила в те месяци не от руководства нацистской партии, а от функционеров более низкого ранга.4

Итак, рассматривая развитие и становлении антиеврейской политики в Германии в 30х годах, важно отметить основные подходы к решению судьбы евреев в Третьем Рейхе, а именно:

¨ популистский;

¨ законодательный


4 Дан Михман, Иеахим Вайц «Подьем нацизма и формирование антиеврейской политики в Третьем Рейхе в 30-е годы» 1995, Израиль, Тель – Авив.

¨ экономический;

¨ полицейский.

Далее рассмотрим каждый из подходов подробнее.

3.2 Популистский подход.

Популистский подход – одно из направлений антиеврейской политики. Здесь главный акцент ставился на показные, демонстративные мероприятия, оказывавшие психическое воздействие на массы.

Самыми популистскими объектами нацистских нападений стали магазины и универмаги, принадлежавшие евреям. Такие «акции», направленные против магазинов, обычно проводились в форме бойкота ( т.к. утверждалось, что карман – самое чувствительное место еврея ). Штурмовики СА периодически преграждали входы в «еврейские магазины», иногда отмечали их особыми знаками, а в некоторых случаях даже фотографировали тех, кто все же приходил что-либо покупать у евреев.

Подобные «акции» происходили во многих местах Германии, особенно в тех, где национал-социалисты добились на выборах численного преимущества. Как правило, эти разрозненные действия не были инспирированы центральным руководством.

Вследствие этого Гитлер принял решение организовать полный экономический бойкот немецких евреев. Особое значение этот бойкот должен был иметь для пропаганды. Он ознаменовал начало похода за ликвидацию вредоносного влияния евреев в Германии. Опубликованная 28 марта 1933 г. программа бойкота была объявлена как реакция немцев на «пропаганду ужаса» против новой Германии, которую якобы вела еврейская печать за границей.

Бойкот был проведен 1 апреля 1933 г. и имел огромное значениев истории формирования нацистской политики по отношению к евреям. Бойкот стал частью набора методов террора, с помощью которого государство, с одной стороны, запугивало врагов и держало в страхе население, а с другой – привлекало в партию колеблющихся.

Целью бойкота стала демонстрация решимости нацистской партии добиться своей цели в правительстве, и особенно в области антиеврейской политики.

Успех бойкота заключался, в основном, в том впечатлении, которое нацистам удалось произвести на население, самих евреев и международных наблюдателей. Однако уже в день бойкота нацистская партия столкнулась с серьезной проблемой. Существовало противоречие между идеологией и реальностью. Оказалось, что внешний и внутренний облик еврея не всегда соответствовал реальной действительности. Вопросы «кто такой еврей?» и «что такое еврейское предприятие?» относились к наиболее принципиальным. Назрела необходимость разрешения возникших противоречий, что и показал бойкот.5

3.3 Законодательный подход.

Законодательный подход подразумевает устранение «вредоносного воздействия» евреев на государство и нацию и их изоляцию законодательным путем.

Важные законы, определявшие новый статус евреев в немецком обществе, были опубликованы после первоапрельского бойкота. Они, несомненно, явились откликом на порожденные в ходе бойкота проблемы. Закон об упорядочении национального состава управленческого аппарата от 7 апреля 1933г. стал первым из них. Его целью было изгнание евреев из правительственного аппарата. В тексте этого закона впервые был использован термин «неариец», дотоле неизвестный в немецком законодательстве. Однако строгая формулировка понятия еще не была выработана.

Напомним, что одним из выводов, к которому нацисты пришли в результате бойкота 1 апреля, был следующий: начало организованного проведения в жизнь антиеврейской политики без юридически точного

5 Дан Михман, Иеахим Вайц «Подьем нацизма и формирование антиеврейской политики в Третьем Рейхе в 30-е годы» 1995, Израиль, Тель – Авив.

определения понятия «еврей» невозможно. Такое определение было сформулировано во втором параграфе новой инструкции, названном позднее «арийским параграфом». Согласно этому параграфу достаточным оказалось четверти еврейской крови, для зачисления в «полные евреи». Это правило соблюдалось неукоснительно и принуждало людей, чьи родители или даже деды были крещены или заключили смешанные браки, вернуться к еврейству. В этой инструкции, однако, была небольшая уступка чиновникам, принятым на работу до 1914г, а также ветеранам Мировой Войны.

Апрель – декабрь 1933 г. – волна антиеврейских постановлений. Отметим некоторые из них:

24.04.1933 – увольнение евреев-врачей из поликлиник;

25.04.1933 – введение процентной нормы для евреев в школах и университетах;

05.07.1933 – отмена пособий для молодоженов, если один из партнеров – неариец;

14.07.1933 – отмена выданных после 1918 г. разрешений на получение германского гражданства;

20.09.1933 – распространение действия «арийского параграфа» на адвокатские конторы;

22.09.1933 – учреждение Государственного отдела культуры, куда был открыт доступ лишь для арийцев;

29.09.1933 – требование от крестьян доказательств их арийского происхождения.

Эти законы и постановления главным образом направлены против еврейской интеллигенции. Нацисты стремились «исключить влияние евреев на общественную жизнь». Евреи были выдворены с ключевых позиций в сфере культуры и политики. Так политику ассимиляции сменила дискриминация.

Принятие антисемитских законов было особенно интенсивным в период с апреля по октябрь 1933г. После этого наступило некоторое затишье. Сравнительная неустойчивость нового режима, экономические трудности, трения между СА и армией – все это тормозило законодательную деятельность. В течение 1934 г. нацисты пытались разными способами укрепить режим. Поэтому еврейская проблема на этом этапе перестала быть первостепенной. Самыми значительными акциями, которые были призваны усилить режим в этот период, были «ночь длинных ножей» и объединение в руках Гитлера постов рейхсканцлера и рейхспрезидента ( после смерти Гинденбурга ). Таким образом период в конца 1933г. до весны 1935г. выглядел как затишье перед бурей. Хотя законы 1933г. в то время и приводились в действие, многие сферы общественной жизни Германии оставались доступными для евреев.

В 1935 г. положение изменилось. Обуславливалось это тем, что режим сумел добиться определенных успехов:

1. 1 марта Саар присоединился к Германии;

2. почти сразу же Гитлер объявил о возобновлении всеобщей воинской повинности;

3. значительно уменьшилась безработица.

Эти успехи и послужили основой для возобновления антисемитской политики.

Местные партийные организации стали первоначальными инициаторами. Гитлерюгенд земли Бавария, например, самостоятельно организовывал антиеврейские акции. Весной и летом 1935 г. прокатилась волна арестов евреев, обвиненных в интимных связях с арийскими женщинами. Антисемитские настроения опять усиливались.

Вершиной антиеврейского законодательства стали Нюрнбергские законы , утвержденные рейхстагом 15 сентября 1935 г. Законов было три: первый провозглашал замену старого флага государства новым – партийным флагом со свастикой, два других касались евреев.

Согласно статье второй «Закона о гражданстве Рейха», гражданином может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев.

«Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование

Особое значение этих законов состояло в следующем:

1) Расовый принцип, до той поры все-таки идеологический, нежели государственный, теперь был юридически введен в немецкое законодательство. Это ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране.

2) Появилась возможность придать законное юридическое обоснование всем антиеврейским акциям нацизма в будущем.

Через 2 месяца, 14 ноября 1935 г., была опубликована первая поправка к «закону о гражданстве Рейха». Особую важность представляли параграфы 4 и 5. В них давалось определение понятия «еврей»:

«4. (1) Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности (…)

5. (1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев — родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общине или был принят в неё позднее;

б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее;

в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года;

г) является внебрачным ребёнком, одним из родителей которого был еврей.»6

После принятия Нюрнбергских законов и первой поправки законодательная деятельность против евреев заметно сократилась. Этот период продолжался около двух лет.

Причины затишья:

· В 1936 г. обе олимпиады – и зимняя, и летняя – должны были состояться в Германии; антиеврейская политика была временно снята с повестки дня.

· Антиеврейское законодательство, конечно же, ущемляло евреев, превращало из в угнетенное меньшинство, но одновременно оно же создавало легальные основы их проживания в Рейхе, предоставляя им законный статус.

В 1938 г. снова наблюдалась активизация антисемитской деятельности во всех областях германской политики. С сентября 1937 г. и до «Хрустальной ночи» было издано 1234 антиеврейских законов, постановлений и указов. Атмосфера необыкновенно кипучего антисемитизма вдруг охватила государственную и партийную структуры Рейха.

3.4 Экономический подход.

Другим направлением нацистской политики было исключение еврейского влияния на экономику Германии.

Стабилизация экономики являлась самой важной задачей администрации в первые годы нацистского режима, и успех в этом деле больше, чем что-либо иное повлиял на степень устойчивости нацистского

6 http://ru.wikipedia.org

«нового порядка». Одной из главных фигур процесса оздоровления германской экономики в 1933-1937 гг. был Ялмар Шахт (1877-1970).

В связи с «усилением» в процессе оздоровления экономики снова встал вопрос: как относится к евреям, которые своей профессиональной деятельностью внесли значительный вклад в экономику Германии. Шахт отложил устранение евреев из экономической сферы. Подобную политику он последовательно проводил в 1935-1937 гг. Из этого, однако, не следует, что Шахт был настроен проеврейски. Его отношение к евреям было, скорее, продиктовано прагматизмом: с исчезновением экономической необходимости отпадет и причина, вынуждающая режим оставлять евреям их нынешний статус. Разумеется, это не означает, что при Шахте вообще не существовало политики экономического притеснения. Напротив, политика проводилась, но лишь в тех областях, где она не причиняла вреда экономическому восстановлению Германии.

Одно из центральных мест в рамках экономического подхода занимала «ариизация»7 . Этим термином обозначалась передача еврейского имущества немцам. Подобный термин использовался исключительно в сфере экономики. Ошибочно отождествлять процессы «ариизации» и национализации, поскольку в результате «ариизации» оно переходило в руки частных лиц, а не государства.

«Ариизация» имущества началась уже во второй половине 1933г., но до 1938г она осуществлялась не в силу закона или официального указа, а лишь как «стечение определенных обстоятельств». Зачастую «обстоятельства» создавались нацистами умышленно. Они использовали так называемую ситуацию «предложения, которому нельзя отказать». Например,

определенным заводам нацисты прекращали поставки сырья и оборудования, применяя эмбарго.


7 Дан Михман, Иеахим Вайц «Подьем нацизма и формирование антиеврейской политики в Третьем Рейхе в 30-е годы» 1995, Израиль, Тель – Авив

Процессу «ариизации» подвергались предприятия, от которых практически не было пользы для восстановления мощи Рейха (магазины, маленькие фабрики). Ариизация крупных предприятий усилилась в конце 1937г. – начале 1938г. – после отстранения Шахта от должности министра экономики и начала осуществления четырехлетнего плана, который вызвал прилив деловой активности у крупных немецких промышленников и рост производства в большинстве отраслей индустрии.

После отставки Шахта в экономике стала отчетливо ощущаться власть Геринга. В 1938 г. для еврейских предприятий были отменены все существовавшие ранее льготы. 26 апреля 1938 г. евреям было приказано представить властям сведения о размере из собственности. 20 июля 1938г. евреям было запрещено участвовать в работе биржи. 14 июня 1938 г. было официально дано определение «еврейского бизнеса». После введении этого определения началась вторая стадия «ариизации» еврейских предприятий – «насильственная ариизация». 1938 г.- год общей радикализации, в том числе и в области антиеврейской политики. Экономические позиции евреев были окончательно подорваны.

3.5 Полицейский подход .

Последним методом воздействия на евреев, кот стал ведущим в 1938г., был так называемый полицейский метод, т.е. организация прямого политического давления на евреев. Практически он приводился в жизнь СС и государственной полицейской системой. Конечной целью этого подхода являлось изгнание евреев из Германии.

Сначала, правительственные инстанции выражали открытую поддержку еврейской эмиграции. Имелось немало факторов мешавших всеобщей эмиграции евреев – семейные узы, духовная связь с немецкой культурой, проблемы вывоза материальных ценностей и денег, ограничения на въезд во многие страны, охваченные мировым экономическим кризисом.

Постоянного роста численности эмигрантов не было. Большие волны эмиграции наблюдались в 1933г. и в1938г. В середине же 30-х годов наметился спад в эмиграции.

Когда были достигнуты значительные успехи в развитии немецкой экономике и стал очевидным факт поощрения эмиграции со стороны новых властей , между министром экономики Рейха и Еврейским агентством в Эрц-Израэль было достигнуто соглашение. Оно действовало до начала Второй Мировой Войны и превратило Эрц-Израэль в одно из наиболее притягательных мест для эмигрантов. Соглашение не принуждало ни одного немецкого еврея покинуть Германию вопреки желанию, а действовало даже поощрительно.

Специфику эмиграционной политики в Рейхе определяла СС. Разные отделы СС начали проявлять особое внимание к еврейскому вопросу уже с конца 1933г. Руководство СС хотело с помощью еврейского вопроса завоевать ключевые позиции в аппарате власти. В 1934-1938 гг. СС пыталась ускорить эмиграцию, однако в этот период ее возможности были ограничены. В 1938 г. отдельные акции СС отличались своей жестокостью.

4. Заключение.

Итак, в нашей работе мы попытались познакомится с развитием и становлением антиеврейской идеологии, определили и постарались довольно подробно раскрыть основные направления антисемитской деятельности в Германии в 30-е годы.

Антисемитизм был составной частью нацистского режима и реальностью его повседневной жизни. Антисемитизм нацистов вырастал из старых националистических предрассудков, а также условий политической борьбы конца ХIХ – первой трети ХХ вв. В это время еврейское национальное движение начало превращаться во влиятельный фактор международной жизни, а многие евреи стали играть важную роль в буржуазно-демократических, социал-демократических и коммунистических партиях. Они выступили по сути дела в роли ниспровергателей старых порядков. Враждебное отношение к евреям со стороны НСДАП стимулировалось и тем, что еврейский капитал составлял подчас серьезную конкуренцию немецкому национальному капиталу. Еврейскому вопросу нацисты отводили важную роль в манипулировании сознанием широких масс немцев. Антисемитизм рассматривается как главенствующий фактор национального единства. Пропаганда, которую вели некоторые профессионалы-антисемиты, такие как Юлиус Штрейхер, постоянно распаляла немцев против евреев рассказами о ритуальных преступлениях и о преступлениях против нравственности. Немалую роль в становлении нацизма и в росте популярности антисемитских идей в Германии сыграл и мировой экономический кризис, и разочарование, вызванное неудачной попыткой построить демократическое государство. В такой ситуации люди готовы были принять идеологию нацизма, им было легко внушить идею, что евреи являются главными врагами немецкого народа и причинами всех их бед.

Список литературы

1. Галкин А.А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989. 352 л.

2. Галкин А.А. Геноцид (фашистская Германия: от расовой дискриминации к фабрикам смерти) М.: Прогресс, 1985

3. Дан Михман, Иеахим Вайц. Катастрофа европейского еврейства; часть 2; подъем нацизма и формирование антиеврейской политики в Третьем рейхе в 30-е годы

4. Фест И. Гитлер: Биография. 3 тома. Пермь: Культурный центр “Алетейа”, 1993

5. Розанов Г. Л. Германия под властью фашизма. М., 1961.

Евгений Беркович. Заметки по еврейской истории. Интернет-портал http://berkovich-zametki.com/Nomer16/Nem