Главная              Рефераты - История

Государственный бюджет РФ и проблемы внешнего долга - реферат

Титульный лист

Государственный бюджет РФ и проблемы внешнего долга


План курсовой работы

Введение
Глава 1. Государственный бюджет в системе финансовых отношений
1.1. Бюджет как экономическая категория
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета
Глава 2. Особенности управления внешним долгом Российской Федерации
2.1. Основные этапы российской долговой политики
2.2. Стратегия управления внешним долгом РФ
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации на 2011-2013 годы
3.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу
3.2. Основные параметры федерального бюджета
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Возможность обслуживания Россией своего внешнего долга является ключевой проблемой как в текущем году, так и в среднесрочной перспективе. Объем платежей, связанных с погашением основного долга и процентов, воздействует на общее экономическое развитие страны, в том числе и на финансовую стабильность, состояние деловой активности, уровень жизни населения. Отношение к проблеме внешнего долга, в частности к необходимости и возможности его обслуживания в полном объеме, исполнительной и законодательной власти, а также непосредственных участников рынка - неоднозначное. Разнятся также и прогнозы, касающиеся последствий решений относительно обслуживания долга в полном объеме, неполного его обслуживания либо об отказе от выполнения договоренностей по внешним платежам. При этом очевидно, что каждый из перечисленных сценариев содержит одновременно позитивные и негативные моменты, способные существенным образом повлиять на развитие национальной экономики в среднесрочной перспективе.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени, и как будет решаться проблема внешнего долга.

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и анализ особенностей и этапов управления внешним долгом, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

· раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;

· рассмотрение основных этапов и определение стратегии управления внешним долгом РФ;

· определение целей и задач бюджетной стратегии на среднесрочную и дальнесрочную перспективу и рассмотрение основных параметров федерального бюджета.

При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иное действующее законодательство РФ, а также информация с официального сайта Министерства Финансов РФ.


Глава 1. Государственный бюджет в системе финансовых отношений

1.1. Бюджет как экономическая категория

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

Главное назначение государственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны ¾ основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на концептуальную значимость бюджета в жизни страны, необходимость овладения тончайшим механизмом формирования и исполнения бюджетных параметров в рамках научно обоснованной бюджетной политики.

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

- налоги и другие обязательные платежи;

- прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Прави­тельством РФ;

4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- и т. д.

Министерство финансов предлагает следующие данные по доходам и расходам.

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 2,1 процентного пункта, в 2012 году - на 2 процентных пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,7 и 2,1 процентного пункта соответственно. При этом дефицит федерального бюджета в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,1 процентного пункта.

Объем расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом в номинальном выражении увеличится на 1 942,8 млрд. рублей, или на 19 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 22,7 % в 2010 году до 19,7 % в 2013 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом снизится в 2011 году на 2,7 % в 2012 году на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.

Глава 2. Особенности управления внешним долгом Российской Федерации

2.1. Основные этапы развития российской долговой политики

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом.

Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования.

Регулирует и осуществляет деятельность по управлению государственным долгом Министерство финансов, Государственная дума, ЦБ РФ, которые определяют: 1) общий объем бюджетного дефицита; 2) объем и характер займов, необходимых для его финансирования; 3) разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение; 4) законодательный контроль над новыми внешними заимствованиями.

Можно выделить два условных этапа в развитии российской долговой политики:

Первый этап затрагивает период с 1991 г. по 2000 г., когда происходило накопление собственного опыта решения долговых проблем, были сделаны самые существенные просчеты в управлении внешним долгом.

На втором этапе , начавшемся с января 2001 г. и продолжающемся в настоящее время, происходит переосмысление прошлой практики долговой политики и формируется новая стратегия управления внешним долгом, в большей мере учитывающая закономерности финансовой глобализации и общие для мирового сообщества правила смягчения долговой зависимости.

Долг СССР, обязательства по которому в полном объеме взяла на себя в 1992 г. Россия, стал важнейшим элементом в формировании экономики, отягощенной внешним долгом в России. Первоначально предполагалось, что ответственность по долгу СССР примут на себя все бывшие союзные республики, пропорционально их «экономическому весу» в распавшемся союзном государстве. Согласно проведенным в 1991 г. расчетам на Россию приходилось только 61,3% всей задолженности.

В последующем уже сама Россия прибегла к новым внешним заимствованиям. При этом огромный масштаб долговых обязательств, взятый Россией, не сделал более осторожной политику правительства в области внешних заимствований. К началу 2000 г. внешний долг, возникший у самой России, составил почти 50 млрд. дол., а общий объем внешнего долга превысил 158 млрд. дол.

Причина подобных результатов — отсутствие настоящих рыночных реформ, которые могли бы способствовать созданию необходимых условий для эффективного использования внешних финансовых ресурсов. Не было и определенной стратегии, предусматривающей тщательный анализ и отбор предлагаемых России кредитов. Долгое время ведущим был принцип: «дают — бери», правительство часто соглашалось на экономически необоснованные займы.

2.2. Стратегия управления внешним долгом РФ

Система управления государственным внешним долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

По состоянию на 1 марта 2011 года объем государственного внешнего долга РФ составил 39,77 млрд.долларов США.

В настоящее время Россия существенно сократила бремя государственного долга. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга.

Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.

Успешная реализация положений Долговой стратегии Российской Федерации на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом позволили РФ добиться наиболее выгодных условий потенциальных заимствований на рынках капитала.

Способность осуществлять внешние займы ограничивается риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики РФ, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на сырьевые товары, прежде всего на энергоносители.

К другим существенным рискам, связанным со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:

- исторически сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;

- несовершенство законодательства в области формирования и обслуживания государственного, в том числе, внешнего долга, препятствующее проведению операций по оптимизации структуры государственного долга;

- ограничение возможности рефинансирования государственного внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры государственного долга по срокам;

- неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей;

- неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований.

Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Около 8,87 млрд. долл. внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами — членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме того, порядка 56,2 млн. долл. (менее 1%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Более 69% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа - ОВГВЗ)[1] .

В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:

1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;

2. расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;

3. активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2011 и 2013 гг.;

4. проведение сбалансированной политики между увеличением ликвидности российского внешнего долга путем повышения его рыночной составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;

5. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и повышения ее инвестиционного рейтинга.

Представляется целесообразным в короткие сроки завершить урегулирование долга бывшего СССР путем погашения обязательств по этому долгу перед Парижским клубом кредиторов и трансформации этого долга в инструменты, позволяющие осуществлять гибкое управление им (конверсия, выкуп).

Со странами, не являющимися членами Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать операции по ускоренному погашению долга путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.

Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться на постепенном сокращении задолженности перед этой организацией.

С целью улучшения условий осуществления внешних заимствований и поддержания доступа РФ на международные рынки капитала требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами.


Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации на 2011-2013 годы

3.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу [2]

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Необходимо сократить в 2013 году дефицит федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Второе.Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).

Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.

3.2 Основные параметры бюджета 2011-2013 гг. [3]

Формирование федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице. 1

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно. При этом дефицит бюджетной системы в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП.

Таблица 1 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

2009 год 2010 год 2011 год (прогноз) 2012 год (прогноз) 2013 год (прогноз)
млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей

доля в ВВП,

%

Доходы бюджетной системы 13286,8 4,0 4978,8 3,2 7520,1 4,8 9025,0 4,0 20538,7 33,2
в том числе:
федерального бюджета 7 337,8 8,8 7860,9 17,4 8844,6 17,6 9503,5 17,0 10379,9 16,8
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 4 437,5 11,3 4808,5 10,6 5238,3 10,3 5804,8 10,4 6374,3 11,2
государственных внебюджетных фондов 1390,7 3,6 2182,4 4,8 3057,6 6,0 3 345,5 6,0 3695,6 11,4
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 120,8 0,3 127,0 0,3 379,6 0,7 371,2 0,7 88,9 0,1
Расходы бюджетной системы 15987,0 40,9 17801,6 39,4 19620,3 38,9 21033,0 37,6 22462,9 36,3
в том числе:
федерального бюджета 9 660,1 24,7 1032,8 22,7 1 658,6 21,2 11237,9 20,1 1 175,6 19,7
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 5 983,6 15,3 6 267,8 13,9 6 469,7 12,8 6 722,7 12,0 7 021,7 11,3
государственных внебюджетных фондов 3446,4 8,8 4 705,7 10,4 5 394,4 10,7 5 904,9 10,5 6213,1 10,0
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 479,1 1,8 502,8 1,1 789,7 1,6 850,2 1,5 915,4 1,5
Дефицит (профицит) бюджетной системы -2700,2 -6,9 -2822,8 -6,2 -2100,2 -4,8 -2008,0 -3,6 -1924,2 -3,1
в том числе:
федерального бюджета -2 322,3 -6,0 -2371,9 -5,3 -1814,0 -3,6 -1734,4 -3,1 -1795,7 -2,9
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -329,3 -0,8 -417,6 -0,9 -296,7 -0,6 -277,8 -0,5 -136 -0,2
государственных внебюджетных фондов -48,6 -0,1 -33,3 0 10,5 0 4,2 0 7,5 0
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 0,7 0,0 0 0 0 0 0 0 0 0

Таким образом, в структуре источников финансирования дефицита федерального бюджета заемные средства (сальдо по государственным ценным бумагам, номинированным в рублях) и средства от приватизации составят в 2011 году 90,3 %, а к 2013 году увеличатся до 99,9 %, средства Фонда национального благосостояния - 0,3 %, 0,4 %, 0,5 % соответственно. Средства Резервного фонда в 2011 году будут использованы полностью.

В результате государственный долг Российской Федерации увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит к началу 2014 года 11 170,3 млрд. рублей, или 18 % ВВП, в том числе внутренний - 8 826,3 млрд. рублей, или 14,2 % ВВП, внешний - 2 344,0 млрд. рублей (75,6 млрд. долларов США), или 3,8 % ВВП.

Таким образом, грамотное применение инструментов бюджетной политики позволило сформировать необходимый план действий на будущий период для осуществления необходимого финансового обеспечения бюджета РФ.

Заключение

Основная задача бюджетной политики на 2011 – 2013 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

От бюджетной политики зависит так же размер и динамика государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Прогнозный бюджет до 2013 года повлияет на внешний долг в пользу его увеличения.

Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

Что касается внешнего долга, то Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Бюджетный кодекс РФ

3. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 2. – С. 26 – 35.

4. Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов России // Вопросы экономики. – 2006. - № 9. – С. 103. – 112.

5. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. – 2003. - № 12. – С, 18 – 20.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономист, 2005. – 861 с.

7. Калов З.А., Гедгафова И.Ю. Государственный бюджет в системе финансовых отношений // Экономические науки. – 2006. - № 1. – С. 59 – 66.

8. Комягин Д.Л. Бюджет в составе казны: за и против // Финансы. – 2006. - № 10. – С. 21 – 23.

9. Лебедев А. Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - № 3. – С. 37 – 40.

10. Лукьянова М.Н. Система сбалансированных показателей и стратегическое планирование для государственного бюджета // Финансы и кредит. – 2006. - № 31. – С. 29 – 34.

11. Лысихин С. Российский внешний долг (обзор иностранной прессы) // Рынок ценных бумаг. – 2006. - № 4. – С. 33 – 34.

12. Ржаницина Л. Социальная составляющая проекта бюджета 2007: мнение эксперта // Человек и труд. – 2006. - № 10. – С. 16 – 22.

13. Родионов Д. Особенности и этапы управления внешним долгом РФ // Международная экономика. – 2006. - № 2 – С. 58 – 69.

14. Солтаханов А.У. Исследование основных источников финансирования государства // Экономические науки. – 2006. - № 11. – С. 119 – 125.

15. Финансы / Под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: Проспект, 2007. – 632 с.

16. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2003. – 714 с.


[1] Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года – официальный сайт Министерства Финансов РФ/ http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/

[2] Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг. – Федеральный портал PROTAWN/ http://protown.ru/information/hide/6367.html

[3]